Проблемы исполнения обязательных работ

УДК 340

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

В ВИДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Р.Н. Г арнаев, Р.Р. Зарипов, Р.З. Шайхисламов

Аннотация. Уголовное законодательство и правоприменительная практика в России развиваются по пути расширения применения альтернативных видов наказаний в т.ч. исправительных и обязательных работ. Создание эффективной системы уголовно-правового воздействия, позволяющей максимально индивидуализировать уголовную ответственность с учетом принципов экономии репрессии актуально в настоящее время для России. Это результат общего смягчения карательной политики государства в отношении лиц, совершивших преступление небольшой или средней тяжести.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, обязательные работы, исполнительные работы, уголовное наказание, законодательство, осужденный

LEGAL LIMITS MANDATORY AND CORRECTIONAL LABOR

IN THE NORMS OF THE PENAL LEGISLATION RUSSIA

R.N. Garnaev, R.R. Zaripov, R.Z. Shaihislamov

Keywords: the correctional system, compulsory work, executing work, criminal punishment, law, convicted

В рамках проводимой в стране административной реформы исполнительных органов власти продолжается реформирование уголовно-исполнительной системы, предполагающей принципиально новые подходы к правовому регулированию общественных отношений в сфере исполнения уголовных наказаний. Следует отметить, что в настоящее время имеются существенные позитивные сдвиги в решении пенитенциарных проблем современной России .

Уголовное наказание в виде обязательных работ стало назначаться судами с принятием Федерального закона от 28 декабря 2004 года №177-ФЗ. Поэтому время фактического начала его применения в России можно отсчитывать с 1 января 2005 года. В период с 2005г. по 2012г. назначение обязательных работ судами увеличилось с 1,7% до 5,5%. Также возросло количество осужденных к наказанию в виде исправительных работ с 2,2% до 5,7%. В процессе исполнения наказаний в виде обязательных работы и исправительных работ выявлен ряд проблем, затрудняющих работу уголовноисполнительных инспекций, что говорит об имеющихся противоречиях в нормах уголов-

но-исполнительного законодательства и реализацией их на практике.

Хотелось бы отметить, что уже в начальный период существования исправительных и обязательных работ ученые отмечали ряд серьезных недостатков, заключающихся в самой сущности наказания в виде обязательных и исправительных работ, которые будут, несомненно вызывать трудности его применения. Особенную остроту эта проблема приобрела в наши дни. Рассмотрим проблемы, возникающие при исполнении наказания в виде исправительных работ.

Во-первых, главным, и едва ли не единственным карательным элементом исправительных работ в настоящее время является удержание определенного процента заработка осужденного. В случаях назначения исправительных работ лицам, имеющим заработок на уровне прожиточного минимума (а таких у нас сейчас большинство), удержания из него могут обречь осужденного на медленное умирание, что делает этот вид наказания даже менее гуманным, чем лишение свободы. С другой стороны, в условиях развития частного бизнеса, предпринимательства не всегда легко под-

считать доходы от деятельности осужденного. Он может получать доход, например, ежедневно, но различными суммами, в какой-то день может вообще оказаться в убытке. Не исключена также возможность заключения долгосрочных сделок в период отбывания наказания, доход от которых будет получен им уже после истечения срока наказания .

Во-вторых, уже и раньше, в социалистическом обществе, когда осуществлялась правовая и общественная регламентация деятельности трудовых коллективов, проводились различные собрания, соц. соревнования, провозглашалась необходимость воспитательной работы со стороны партии, комсомола, уже тогда неоднократно отмечались случаи либо отсутствия воспитательной работы с осужденными в коллективе, либо формальный подход к ней. Сегодня тем более нет оснований рассчитывать на какие-либо улучшения в этом вопросе, тем более что суд не может возложить обязанность на администрацию предприятия и его работников проводить целенаправленную воспитательную работу с осужденным. Уголовно-исполнительные инспекции в силу своей загруженности и специфики деятельности также не имеют возможности осуществлять индивидуальный подход к своим подопечным.

Исправительные работы, в настоящее время нецелесообразно применять широко. По нашему мнению, этот вид наказания в будущем целесообразнее всего было бы сохранить в качестве разновидности штрафа. В отличие от штрафа, предусмотренного ст. 46 УК РФ, который является одноактным наказанием, исправительные работы, как было отмечено ранее, уже сейчас по своей сути являются штрафом в «рассрочку». В качестве такового его и надо было бы закрепить в УК РФ, а назначать лицам, которые не в состоянии заплатить указанную в приговоре сумму сразу, либо для достижения целей наказания на них необходимо, по мнению суда, будет оказывать длительное карательное воздействие .

Несмотря на существенное расширение перечня видов наказания, которые являются альтернативой лишению свободы, при их исполнении инспекции продолжают сталкиваться с рядом сложностей.

Например, каким образом осуществить наказание в виде исправительных работ, если осужденный допускает прогулы, не работает по состоянию здоровья и прочее?

Подобные «трудные случаи» не единичны.

Как правило, исправительные работы назначаются злостным неплательщикам алиментов, к которым все меры воздействия, направленные на погашение задолженности перед несовершеннолетними детьми, были исчерпаны. Исправительные работы, с точки зрения получения помощи, были бы очень кстати: осужденный, работая официально, погашает имеющуюся задолженность, а также выплачивает и необходимую сумму алиментов. Однако, контингент, которому назначается подобное наказание, категорически не желает работать и соответственно выплачивать алименты. Отказываясь от трудоустройства, они сознательно идут на лишение свободы, видя в этом кратчайший и легчайший путь отбыть наказание, ведь они оказываются на полном государственном обеспечении. Получается замкнутый круг.

К сожалению, даже работодатели, включенные в перечень решением органов местной власти, отказывают в приеме на работу, а органы местного самоуправления порой не во всех случаях согласуют с самими работодателями включение их в соответствующий документ. Уголовно-исполнительные инспекции далеко не всегда предварительно согласуют с работодателями само направление к ним осужденных лиц. Возникает обоснованный вопрос: вправе ли орган местного самоуправления без согласия работодателя включать его в нормативный акт, устанавливающий перечень мест отбывания наказания в виде исправительных работ, и может ли работодатель обжаловать такой акт в суде? Безусловно, да. Однако возникает другой вопрос, а именно: обязан ли работодатель заключать трудовой договор с каждым осужденным, направленным уголовно-исполнительной инспекцией, если у него есть свободная вакансия, на занятие которой кандидат согласен и соответствует по своим деловым качествам, или работодатель вправе отказаться от заключения трудового договора?

Явившийся к работодателю осужденный прибывает к нему именно для отбывания наказания: его место работы определено не им, а органом местного самоуправления и уголовноисполнительной инспекцией, отказаться от предложенной работы он не может, прекратить трудовые отношения по собственному желанию также не вправе. Более того, если осужденный самостоятельно заключает трудовой договор, работа по такому трудовому договору может быть не засчитана в срок на-

казания, а он сам признан уклоняющимся от отбывания наказания в виде исправительных работ.

Время, в течение которого осужденный не работал, не засчитывается в срок наказания практически независимо от причин отсутствия этого лица на рабочем месте. Единственное исключение из данного правила закреплено в

ч. 3 ст. 72 УК РФ , согласно которой, время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок исправительных работ из расчета один день содержания под стражей за три дня исправительных работ.

Требует корректировки и ч. 5 ст. 44 УИК РФ, которая определяет особый порядок исчисления размера пособия по временной нетрудоспособности для лица, отбывающего исправительные работы. Она устанавливает, что пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда. В соответствии со ст. 183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности, размер и условия выплаты которого устанавливаются федеральным законом, в частности Федеральным законом от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Помимо того, с 1 января 2012 года изменился порядок расчета выплат по больничным листам. Если до 2011 г. средний заработок рассчитывался за последний год перед уходом на больничный, то теперь учитываются два предшествующих календарных года. При этом для расчета берется количество календарных, а не реально отработанных дней.

Необходимо также отметить следующее, руководители предприятий отказывают в приеме на работу этой категории граждан, поскольку не испытывают недостатка в рабочей силе и не заинтересованы в трудоустройстве осужденных, которые в большинстве случаев не имеют соответствующих навыков и негативно относятся к работе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зачастую органы местного самоуправления определяют предприятия для отбывания наказания в виде исправительных работ, где имеются места с очень низкой заработной платой, что побуждает осужденных к противоправному поведению.

Отметим еще один аспект рассматривае-

мой проблемы. Осужденным к исправительным и обязательным работам в день их прибытия в УИИ нередко на руки выдают по несколько предписаний, согласно которым им надлежит явиться на разные предприятия для решения вопроса своего трудоустройства. А иногда осужденные к исправительным работам трудоустраиваются самостоятельно, причем в места, не определенные органами местного самоуправления, в результате чего установленные приговорами судов удержания из заработной платы таких осужденных в соответствующие бюджеты длительное время не производятся.

Также, согласно ст. 50 УК РФ исправительные работы заключаются в том, что из заработной платы осужденного производятся удержания в доход государства в размере от 5 % до 20 % на срок от двух месяцев до двух лет. Нынешнее состояние экономической сферы страны (отсутствие вакансий, невыплаты заработной платы) данная мера наказания оказывается неисполненной, что влечет за собой несоблюдение целей наказания: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Следовательно, необходимо заменить данный вид наказания иным видом, например, замена исправительных работ штрафом. Однако Уголовный Кодекс РФ такой замены не предусматривает. Следует отметить, что заменять исправительные работы лишением свободы нецелесообразно, так как смысл исправительных работ заключается в удержаниях средств в доход государства из заработной платы осужденного.

Также существует немало проблем и при исполнении наказания в виде обязательных работ.

Согласно ч. 1 ст. 49 УК РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбывается не свыше четырех часов в день. Иными словами, кара данного наказания состоит в обязательности труда, лишении осужденного права на материальное вознаграждение, ограничении его права на отдых.

Поиском рабочих мест для осужденных должны заниматься органы местного самоуправления, которые дополнительных организационных и финансовых возможностей для

этого не имеют.

Рассматривая ч. 4 ст. 16 и ч. 1 ст. 25 УИК РФ, нельзя не отметить, что данные положения УИК РФ отчасти являются неполными и противоречат некоторым нормам УК и УИК РФ. Так, законодатель фактически называет единственное учреждение, исполняющее обязательные работы, — это уголовноисполнительная инспекция по месту жительства осужденного. Однако анализ содержания ч. 1 ст. 49 УК РФ, ст. 28 УИК РФ позволяет утверждать, что обязательные работы также исполняет администрация организации, в которой осужденный отбывает обязательные работы. Для администрации организации, в которой осужденный отбывает обязательные работы, исполнение обязательных работ является не основной, а дополнительной функцией, следовательно, данную организацию следует рассматривать не как учреждение, исполняющее уголовное наказание, а как орган, исполняющий уголовное наказание. Учитывая вышеизложенное, ч. 4 ст. 16 УИК РФ следовало бы изложить в следующей редакции: «Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту фактического проживания осужденного и администрацией организации, в которой осужденный отбывает обязательные работы».

Одной из острых проблем в деятельности УИИ остается организация работы по розыску осужденных к обязательным работам, уклоняющихся от отбывания наказания, особенно актуальна эта проблема в отношении иностранных граждан и граждан стран ближнего зарубежья. Как правило, первоначальные розыскные мероприятия осуществляются уголовно-исполнительными инспекциями в полном объеме. Далее, чтобы объявить в розыск скрывшегося подучетного осужденного, надо направить в отдел розыска УФСИН необходимый перечень документов на него, после проведения первоначальных мероприятий по установлению местонахождения осужденных, к мерам уголовно-правового характера не связанным с изоляцией от общества, для объявления розыска. Материал о проведении первоначальных розыскных мероприятий направляется на имя начальника отделения розыска оперативного отдела УФСИН России по РТ:

1. Рапорт о начале проведения первоначальных розыскных мероприятий.

2. Приговор суда (по настоящему делу).

3. Копии документов, подтверждающие факт злостного уклонения от отбывания нака-

зания: копия направления на предприятие для отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ; сведения с предприятия о том, что осужденный к отбытию наказания не приступил, и его местонахождение неизвестно.

4. Материал по установлению причин и условий нарушения отбывания наказания, выразившееся в уклонении от работы на определенном для него объекте, неявку на работу в течение 5 дней со дня получения предписания.

5. Сведения информационного центра МВД РТ в отношении осужденного.

6. Рапорт участкового по месту жительства.

7. Сведения о наличии связей осужденного по месту жительства и работы, в области, в другом регионе.

8. Сведения из миграционной службы РТ, военного комиссариата.

9. Запросы в медицинские учреждения, морги, следственные изоляторы.

10. Иные материалы и сведения, касающиеся розыска осужденного.

Данные требования по розыскным делам были приняты с 2012 года, поэтому инспекции РТ сталкиваются с данной проблемой, а именно со сбором всей информации (проходит много времени со дня исчезновения осужденного), нередко отдел розыска возвращает документы инспекции.

В связи с возникшими проблемами, необходимо восполнить пробелы в уголовном законодательстве для нормального исполнения наказания и соблюдения целей наказания.

Особое внимание при назначении наказания следует уделять личности обвиняемых (подозреваемых). Поверхностный сбор характеризующего материала и изучение личности обвиняемых (подозреваемых) следствием (дознанием) приводит к неправильному избранию меры наказания и не способствует достижению целей, стоящих перед ним.

Следует отметить, что при назначении обязательных и исправительных работ следует уделять внимание следующим обстоятельствам, характеризующим личность осужденного: отношение подсудимого к труду; его трудоспособность и состояние здоровья осужденного; семейное положение осужденного, условия жизни и сведения об иждивенцах; поведение осужденного на производстве и в быту, то есть факты, свидетельствующие о его отрицательном поведении в семье (пьянство, жестокое обращение с членами семьи, отрицатель-

ное влияние на воспитание детей и др.); сведения о судимости и виде наказания осужденного была ли уже замена альтернативного вида наказания на лишение свободы), наличие доЛитература:

1. Грушин Ф.В., Лядов Э.В., Смирнов С.Н. Исполнение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Контроль за условно осужденными: Учебное пособие. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. -158с.

2. Курс уголовного права. Том 2. Учение о наказании / под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова -М.: ИКД «Зерцало-М», 2008. -С. 445.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Селиверстов В.И. Исправительные работы / Селиверстов В.И. // Преступление и наказание. -2009. -№ 5. -С.21.

кументов необходимые для трудоустройства осужденного, а также гражданства РФ.

2. Kurs ugolovnogo prava. Tom 2. Uchenie o nakazanii / pod red. G.N. Borzenkova, V.S. Komissarova -M.: IKD «Zercalo-M», 2008. -S. 445.

3. Rahmaev Je.R. Ispolnenie nakazanij, ne svjazannyh s lisheniem svobody / Rahmaev Je.R., Epifanov

O.E. // Zhurnal «Prestuplenie i nakazanie». -2012. -S.

4. Seliverstov V. I. Corrective works / V. I. Seli-verstov // Crime and punishment. -2009. — No. 5. -S.

Сведения об авторе:

Гарнаев Руслан Наильевич (г.Казань), капитан внутренней службы, старший инспектор отдела по контролю за исполнением наказаний и применением иных мер уголовно правового характера ФКУ УИИ УФСИН

Зарипов Ришат Рифкатович (г.Москва), главный специалист эксперт отдела сотрудничества при проведении согласованной макроэкономической политики Департамента макроэкономической политики Евразийской экономической комиссии

Шайхисламов Ришат Загирович (г.Казань), майор внутренней службы, старший инспектор отдела по контролю за исполнением наказаний и применением иных мер уголовно правового характера ФКУ УИИ УФСИН

Information on authors:

Pages: || 2 | 3 | — —

На правах рукописи

Яхшибекян Эмин Николаевич

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ,

ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

12.00.08 – уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Автореферат

диссертация на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва – 2012

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном

образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина»

Научный руководитель кандидат юридических наук, доцент Орлов Владислав Николаевич
Официальные оппоненты Милюков Сергей Федорович доктор юридических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», профессор кафедры уголовного права Борсученко Светлана Алексеевна кандидат юридических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия», доцент кафедры уголовного права и криминологии
Ведущая организация ФГКОУ ВПО «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации»

Защита состоится 27 декабря 2012 года в 12.00 на заседании диссертационного совета Д 212.123.01, созданного на базе Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, г. Москва, 123995, ул. Садовая-Кудринская, д. 9, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина

Автореферат разослан 19 ноября 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор юридических наук, профессор Г.А. Есаков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. В системе мер, осуществляемых российским государством по укреплению законности и правопорядка, усилению борьбы с преступностью, особое место отводится совершенствованию видов уголовных наказаний, повышению эффективности их функционирования. При изучении преступности и разработке средств борьбы с нею важное теоретическое и практическое значение приобретает реальная оценка эффективности применения этих мер. В этом смысле важное значение приобретает рассмотрение эффективности наказания в виде обязательных работ. Наказание в виде обязательных работ является одним из действенных средств реализации современной уголовной политики, характерной чертой которой является все более широкое применение наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества.

Кроме того, в результате проведения нового этапа реформирования уголовно-исполнительной системы, одним из основных направлений которого является сокращение сферы применения наказания в виде лишения свободы за счет развития альтернативных мер, возникла потребность в дополнительном исследовании эффективности наказания в виде обязательных работ. Удельный вес осужденных к обязательным работам постоянно увеличивается. Так, в 2007 г. к обязательным работ осуждено 38 089 чел. (4,1% от общего числа осужденных), 2008 г. – 49 713 (5,4%), 2009 г. – 66 480 (7,5%), 2010 г. – 80 558 (9,6%), 2011 г. – 90 444 (11,6%)1. Данный факт подтверждает необходимость в дополнительном исследовании процедуры исполнения наказаний без изоляции осужденного от общества и, в частности, обязательных работ как действенной меры современной уголовной политики.

Закрепление в ст. 3 УИК РФ приоритета международно-правовых актов над внутренним уголовно-исполнительным законодательством является основанием для исследования эффективности наказания в виде обязательных работ в соответствии с требованиями, установленными указанными актами.

В настоящее время проблематику исследования эффективности наказания в виде обязательных работ актуализирует ряд недавно принятых нормативно-правовых актов, среди которых особое место занимает Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

Таким образом, тема исследования является актуальной и значимой с позиции теории уголовного, уголовно-исполнительного права и практики исполнения, отбывания наказания в виде обязательных работ.

Цель исследования состоит в получении нового теоретического знания об эффективности исполнения, отбывания наказания в виде обязательных работ, а также разработке теоретических и практических рекомендаций и предложений, направленных на повышение эффективности наказания в виде обязательных работ.

Для достижения этой цели автором поставлены следующие задачи:

– рассмотреть уголовно-исполнительные признаки наказания в виде обязательных работ;

– охарактеризовать цели наказания в виде обязательных работ в процессе их исполнения и отбывания;

– исследовать понятие и критерии эффективности исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ;

– проанализировать условия, способствующие эффективности исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ;

– разработать предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства, направленные на повышение эффективности наказания в виде обязательных работ.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе исполнения, отбывания наказания в виде обязательных работ и его эффективность.

Предметом исследования являются законодательные нормы, регулирующие порядок исполнения, отбывания наказания в виде обязательных работ; научные труды по исследуемой проблеме; признаки, цели наказания в виде обязательных работ, понятие, критерии, условия эффективности обязательных работ.

Специально выступали предметом исследования уголовно-правовые, уголовно-исполнительные и криминологические проблемы применения наказания в виде обязательных работ в диссертациях на соискание ученой степени кандидата юридических наук А. А. Бородиной2, А. П. Коваленко3, А. М. Маликова4, Н. Г. Осадчей5, М. А. Сутурина6, С. В. Чубракова7. Некоторые отдельные уголовно-правовые и уголовно-исполнительные аспекты назначения и исполнения наказания в виде обязательных работ рассматривались в диссертациях А. Ж. Рамазанова8, Е. В. Хромых9.

Вместе с тем за истекший период претерпели существенные изменения социально-экономические условия жизни общества, изменилось уголовное и уголовно-исполнительное законодательство. Кроме того, отсутствует детальный анализ понятия, критериев и условий эффективности обязательных работ как меры уголовного наказания.

Методологическая основа диссертации состоит в использовании системного, сравнительно-правового анализов, основанных на изучении теоретического материала, официальных документов, законодательства и иных правовых источников, публикаций, касающихся порядка, условий и проблем применения, отбывания наказания в виде обязательных работ.

В ходе диссертационного исследования и при написании работы использовались как общенаучные методы познания: диалектический, системный, логический, социологический, так и частнонаучные методы: логико-юридический, структурно-функциональный, сравнительно-правовой, технико-юридический и др.

Эмпирическую базу исследования составили: данные официальной статистики Федеральной службы исполнения наказаний России; данные, полученные в ходе анкетирования около 250 сотрудников правоохранительных органов с целью выявления их мнения по проблемам эффективности наказания в виде обязательных работ, а также данные 110 учетно-профилактических дел в отношении осужденных к обязательным работам. Сбор материала, послужившего эмпирической базой исследования, осуществлялся в период 2007 – 2012 гг.

В работе использовались также ведомственные информационные акты и статистические данные органов Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний России.

Нормативную основу исследования составили: Конституция Российской Федерации; международно-правовые акты, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, а также ряд других нормативно-правовых актов России по вопросам исполнения, отбывания наказания в виде обязательных работ.

Научная новизна исследования состоит в том, что на монографическом уровне осуществлено одно из первых в отечественной науке исследований, посвященное проблемам эффективности наказания в виде обязательных работ как вида уголовного наказания после их введения в действие Федеральным законом РФ от 28 декабря 2004 г. №177-ФЗ, а также после утверждения приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2009 г. № 142 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.

В работе исследованы понятие и критерии эффективности исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ.

Определены условия, способствующие эффективности исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ.

На основе анализа законодательства в сфере борьбы с преступностью разработаны конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию уголовного и уголовно-исполнительного законодательства РФ, направленные на повышение эффективности наказания в виде обязательных работ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Обязательным работам, как и любому другому виду наказания, присущи свои специфические признаки, позволяющие их отличить от иных мер наказания. Объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ являются уголовно-исполнительными признаками наказания в виде обязательных работ.

2. Под объектом исполнения, отбывания наказания в виде обязательных работ следует понимать права, обязанности и законные интересы осужденных, на которые оказывается и которые испытывают в соответствии с уголовно-исполнительным и иным законодательством карательное воздействие. Объектами исполнения, отбывания наказания в виде обязательных работ являются:

1) право свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

2) право на вознаграждение за труд;

3) право на отдых;

4) обязанность нести военную службу в соответствии с федеральным законом;

5) право на включение периода работ и (или) иной деятельности в страховой стаж;

6) иные права, обязанности и законные интересы, обусловленные обязанностью осужденного выполнять обязательные работы в свободное от основной работы время.

3. Наказание в виде обязательных работ применяется также в целях восстановления социальной справедливости. При исполнении, отбывании наказания в виде обязательных работ цель в виде восстановления социальной справедливости достигается прежде всего посредством рационального карательного воздействия на определенные судом трудовые и иные права, обязанности и законные интересы осужденного со стороны уголовно-исполнительной инспекции и администрации организации, в которой осужденный отбывает обязательные работы, в результате которого для него наступают определенные последствия.

4. Понятие эффективности наказания в виде обязательных работ в теории уголовно-исполнительного права не определено. Под эффективностью исполнения, отбывания наказания в виде обязательных работ следует понимать достижение поставленных перед обязательными работами целей в процессе их исполнения, отбывания посредством оптимального взаимодействия объективных (объект, объективная сторона) и субъективных (субъект, субъективная сторона) элементов с ограниченными затратами времени, материальных и иных средств, а также при условии адекватности уголовно-исполнительного законодательства современным реалиям жизни общества.

5. Применительно к уголовному наказанию в виде обязательных работ критерии эффективности подразделяются на две группы:

1) критерии эффективности исполнения обязательных работ;

2) критерии эффективности отбывания обязательных работ.

К первой группе относятся следующие критерии:

а) наступление определенных последствий в результате карательной деятельности уголовно-исполнительной инспекции и администрации организации, в которой осужденный отбывает обязательные работы;

б) ненарушение субъектом, исполняющим обязательные работы, порядка и условия их исполнения;

в) несовершение лицами, исполняющими обязательные работы, преступлений, связанных с их служебной деятельностью.

Во вторую группу входят следующие критерии:

а) наступление определенных последствий в результате отбывания осужденным обязательных работ;

б) положительное поведение осужденных к обязательным работам, в том числе ненарушение осужденным порядка и условий отбывания обязательных работ;

в) несовершение лицами, отбывающими обязательные работы, новых преступлений, т.е. непреступное поведение осужденных к обязательным работам.

6. На эффективность исполнения, отбывания наказания в виде обязательных работ влияют ряд положений:

а) правовая регламентация объектов исполнения наказания в виде обязательных работ; правовая регламентация порядка и условий исполнения наказания в виде обязательных работ в отношении всех осужденных и отдельных категорий; соблюдение субъектом исполнения наказания в виде обязательных работ своих прав, обязанностей и законных интересов;

б) правовая регламентация порядка и условий отбывания наказания в виде обязательных работ всеми осужденными и отдельными категориями; соблюдение субъектом отбывания наказания (осужденным) в виде обязательных работ своих прав, обязанностей и законных интересов.

7. В рамках совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства предлагаются следующие меры:

а) ст. 25 УИК РФ следовало бы дополнить частью 4 следующего содержания: «Объектом исполнения наказания в виде обязательных работ являются права, обязанности и законные интересы осужденных, на которые в соответствии с уголовно-исполнительным и иным законодательством оказывается карательное воздействие. Объектами исполнения наказания в виде обязательных работ являются:

1) право свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

2) право на вознаграждение за труд;

3) право на отдых;

4) обязанность нести военную службу в соответствии с федеральным законом;

5) право на включение периода работ и (или) иной деятельности в страховой стаж;

6) иные права, обязанности и законные интересы, обусловленные обязанностью осужденного выполнять обязательные работы в свободное от основной работы время»;

б) предусмотреть в УИК РФ статью 26 «Особенности исполнения и отбывания ювенального наказания в виде обязательных работ» в следующей редакции:

«1. Наказание в виде обязательных работ в отношении осужденных несовершеннолетних исполняют сотрудники уголовно-исполнительной инспекции, обладающие соответствующими личными качествами и надлежащей профессиональной подготовкой и практическим опытом.

2. Для исполнения ювенального наказания в виде обязательных работ инспекция согласовывает предлагаемый органами местного самоуправления перечень видов обязательных работ и объектов, на которых несовершеннолетние осужденные отбывают наказание. По мере необходимости инспекция направляет обращение в органы местного самоуправления для внесения изменений в перечень.

3. Осужденные несовершеннолетние отбывают обязательные работы на определенных для них объектах отдельно от взрослых осужденных.

4. Осужденные несовершеннолетние обязаны выполнять работы, только посильные для них. Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию.

5. В случае если назначенные осужденному обязательные работы, в связи с состоянием его здоровья, стали для него непосильными или же причиняют вред его здоровью и (или) нравственному развитию, то осужденный несовершеннолетний вправе обратиться в суд с ходатайством о замене назначенных ему работ на иные, менее тяжкие или вредные работы.

6. В случае если назначенные осужденному обязательные работы, при каких-либо исключительных обстоятельствах не представляется возможным исполнить, то осужденный несовершеннолетний или сотрудник уголовно-исполнительной инспекции вправе обратиться в суд с ходатайством о замене назначенных ему обязательных работ на иной вид наказания

7. Время отбывания обязательных работ осужденными несовершеннолетними в период сдачи ими вступительных и итоговых зачетов, экзаменов не должно превышать одного часа в день»;

в) предусмотреть в УИК РФ статью 27 «Изменение условий отбывания обязательных работ» в следующей редакции:

«1. Осужденные к обязательным работам отбывают наказание в обычных, облегченных и строгих условиях.

2. При отбывании обязательных работ в обычных условиях осужденные:

а) обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы;

б) обязаны добросовестно относиться к труду, работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ. При этом время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе, в рабочие дни – двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного – четырех часов;

Ф. В. ГРУШИН докторант Академии ФСИН России,

Б V вКШНШ кандидат юридических наук,

‘ ‘ подполковник внутренней службы

О проблемах исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ

On problems of execution of criminal penalty in the form of corrective labour

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые проблемы исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ, а также предложены конкретные меры по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики в исследуемой области.

Ключевые слова: альтернативные наказания, исправительные работы, уголовно-исполнительные инспекции, осужденные.

Key words: the alternative punishments, corrective labour, criminal and executive inspections, convicts.

В Российской Федерации в настоящее время в силу различных причин уделяется повышенное внимание наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества. В 1990 году Организацией Объединенных Наций были приняты Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением («Токийские правила»), в которых провозглашены важность и активизация применения альтернативных наказаний.

Число граждан Российской Федерации, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, по состоянию на 1 января 2016 года составляло 646 085 человек , что тяжким бременем ложится на бюджет государства, сдерживает решение многих социальных задач, способствует распространению обычаев и традиций криминальной среды среди населения.

На протяжении последнего времени необходимость повсеместного внедрения альтернативных наказаний находила свое отражение на самых различных уровнях, например в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2002, 2011 и 2012 годах, постановлении Правительства Россий-

ской Федерации от 05.09.2006 № 540 . Не стала исключением и принятая 14.10.2010 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года .

В настоящее время политика в сфере назначения и исполнения уголовных наказаний проводится по двум основным направлениям. Во-первых, расширяется круг преступлений, за которые предусмотрены альтернативные наказания. Во-вторых, вводятся новые виды наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Так, например, Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был предусмотрен новый вид уголовного наказания в виде принудительных работ, введение в действие положений которого с 01.01.2017 определено Федеральным законом от 28.12.2013 № 431-Ф3 «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»» .

Кроме того, продолжается процесс совершенствования действующих альтернативных

наказаний. Одним из таких наказаний являются исправительные работы. Содержание наказания в виде исправительных работ образуют правоограничения, установленные уголовным, уголовно-исполнительным и трудовым законодательством. К ним относятся:

— продолжительность наказания, установленная приговором суда;

— незачет в срок наказания времени, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам;

— принудительный характер труда;

— запрещение увольнения осужденных с работы по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции (УИИ);

— удержание части заработной платы осужденных в доход государства на протяжении всего срока наказания, установленного приговором суда, из ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

— начисление пособия по временной нетрудоспособности не из всей заработной платы, а за вычетом удержаний, установленных приговором суда;

— сокращенный ежегодный отпуск;

— наличие судимости в течение года после отбытия наказания.

Институт исправительных работ на законодательном уровне претерпел серьезные изменения с введением в 1997 году новых УК РФ и УИК РФ, а также и в 2003 году с вступлением в силу федеральных законов от 08.12.2003 № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» и от 08.12.2003 № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»» .

В Федеральном законе от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» исправительные работы подверглись очередным изменениям. Так, в частности, в настоящее время исправительные работы отбывают осужденные по основному месту работы, а осужденные, не имеющие основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с УИИ, но обязательно по месту житель-

ства осужденного. Хотя предыдущая редакция гласила, что исправительные работы проводятся только в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с УИИ, но в районе места жительства осужденного. Таким образом, снято законодательное ограничение на возможность осужденному отбывать наказание по основному месту работы, что необходимо рассматривать как положительный фактор. По данным ежегодных отчетов ФСИН России, до 2011 года удельный вес осужденных к наказанию в виде исправительных работ по отношению ко всем осужденным, прошедшим по учетам УИИ, находился примерно на одном уровне и колебался в пределах 7,1-7,6 %. С 2012 года наблюдается тенденция к ежегодному увеличению числа таких осужденных. Так, в 2012 году их доля составила 10,8 %, в 2013 году — 14,1% , в 2014 году — 17,48 %, в 2015 году — 16 % .

Кроме того, данный федеральный закон установил, что началом срока отбывания исправительных работ осужденным, не имеющим основного места работы, является день его выхода на работу, а осужденным, имеющим основное место работы, — день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, соответствующих документов из УИИ. Также законодатель предусмотрел, что в случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание не только лишением свободы из расчета один день лишения свободы за три дня исправительных работ, но и принудительными работами в такой же пропорции.

С учетом анализа действующего законодательства (в первую очередь Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ), а также принимая во внимание практическую деятельность УИИ и имеющиеся статистические данные, при исполнении наказания в виде исправительных работ можно выявить некоторые проблемы.

Нормы уголовно-исполнительного законодательства не исключают возможности самостоятельного трудоустройства осужденного, что создает существенные трудности при исполнении наказания в виде исправительных работ. В случае трудоустройства осужденного до постановки на учет УИИ в организацию, не включенную в соответствующий перечень, УИИ согласовывает с органом местного самоуправления данную организацию в качестве места для отбывания исправительных работ. Однако место отбывания наказания, определяемое осужденному к исправительным работам,

должно быть в районе его места жительства. Часто возникают случаи, когда осужденный имеет постоянное место жительства в одном регионе (муниципальном образовании), работает в другом регионе (муниципальном образовании) на предприятии, имеющем юридический адрес в третьем регионе (муниципальном образовании). При этом компетенция органа местного самоуправления на определение места отбывания исправительных работ ограничивается территорией муниципального образования. В целях разрешения указанной проблемы необходимо на законодательном уровне определить механизм привлечения к отбыванию наказания осужденного, трудоустроившегося после провозглашения приговора в суде или уволившегося с работы после назначения ему наказания в виде исправительных работ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время имеются факты отказа в трудоустройстве осужденных к исправительным работам предприятиями, определенными органами местного самоуправления в соответствии с положениями ч. 1 ст. 50 УК РФ и ч. 1 ст. 39 УИК РФ. При обращении осужденного на данные предприятия по предписанию УИИ он получает мотивированный отказ в приеме на работу в связи с отсутствием вакантных рабочих мест. Для стимулирования работодателей к предоставлению рабочих мест осужденным необходимо инициировать подготовку нормативных правовых актов о льготном налогообложении организаций, использующих труд осужденных к исправительным работам. Решение данной проблемы возможно путем создания механизма квотирования рабочих мест, а также внесения дополнения в Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предполагающего расширение их полномочий по созданию условий для трудоустройства осужденных к исправительным работам, включая стимулирование работодателей путем предоставления налоговых льгот и иных преимуществ.

Кроме того, считаем целесообразным поддержать инициативу ФСИН России о необходимости внесения изменений в ч. 3 ст. 50 УК РФ и ст. 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» . Соответствующий законопроект был разработан ФСИН России

в 2011 году и предусматривал возможность произведения удержаний из заработной платы осужденного к исправительным работам в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого он отбывает наказание.

Согласно требованиям ч. 3 и 4 ст. 40 УИК РФ осужденные к исправительным работам не имеют права на увольнение по собственному желанию из организации, в которой отбывают наказание, не могут отказаться от предложенной работы, а также менять место жительства без уведомления сотрудников УИИ. Однако действующим уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации не предусмотрена ответственность осужденного за неисполнение указанных условий отбывания исправительных работ. Предлагаем внести изменение в соответствующую статью УИК РФ и установить ответственность осужденных к исправительным работам за перечисленные выше нарушения.

В соответствии с действующим законодательством трудоустройство иностранных граждан на территории Российской Федерации возможно лишь при наличии соответствующего разрешения или патента, в связи с чем возникают трудности при трудоустройстве указанной категории граждан, осужденных к наказанию в виде исправительных работ. Уголовно-исполнительная инспекция не может обеспечить привлечение осужденного к отбыванию наказания при отсутствии у него соответствующего разрешения или патента, дающего право на трудовую деятельность на территории Российской Федерации. Аналогичные проблемы возникают при назначении данного вида наказания лицам без гражданства.

На основании изложенного считаем необходимым предусмотреть в законодательстве Российской Федерации особый порядок трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства, осужденных к исправительным работам.

Ежегодно по учетам УИИ проходит большое число осужденных к исправительным работам иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, например, в 2014 году таких осужденных было 207, а в 2015 — 147 . В связи с отсутствием законодательных ограничений выезда за пределы Российской Федерации осужденных без изоляции от общества затруднен контроль за их поведением, а также возникают проблемы при проведении розыскных мероприятий. Для обеспечения надлежащего исполнения наказаний в отношении данных категорий осужденных необходимо вынести на рассмотрение

вопрос о внесении изменений в действующее законодательство в части, касающейся ограничения выезда за пределы Российской Федерации вышеуказанных осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Суть наказания в виде исправительных работ заключается в том, что осужденный «обязан трудиться» в установленный приговором суда срок и из его заработной платы должны осуществляться удержания в доход государства, но в то же время осужденный, находясь в отпуске, не исполняет трудовую функцию. Считаем необходимым дополнить действующее законодательство Российской Федерации положением, исключающим удержание в доход государства из заработной платы осужденного к исправительным работам в период его нахождения в ежегодно оплачиваемом отпуске и невключение данного периода времени в срок отбывания исправительных работ.

Определенные затруднения возникают при организации исполнения наказания в виде исправительных работ в отношении лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. В соответствии со ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель является не работником, а работодателем. Имеется существенное сходство функций руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей. Например, в соответствии со ст. 33 Трудового кодекса Российской Федерации они представляют интересы работодателей. Исходя из изложенного, возникает вопрос о легитимности продолжения предпринимательской деятельности либо трудоустройстве в организациях согласно предписанию УИИ, что в значительной мере ущемляет права осужденных.

Согласно ч. 4 ст. 88 УК РФ исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года. В соответствии со ст. 265 ТК РФ запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию, переноска и передвижение тяжестей, превышающих для них предельные нормы. В ст. 63 ТК РФ законодателем не закреплено отдельное положение, регламентирующее

вопросы трудоустройства и условия труда на предприятии несовершеннолетнего, осужденного к наказанию в виде исправительных работ.

Указанные проблемы возникают в процессе исполнения наказания в виде исправительных работ и требуют законодательного решения. ^

2. России надо быть сильной и конкурентоспособной : послание Президента Рос. Федерации Федер. Собранию Рос. Федерации от 18.04.2002 // Российская газета. 2002. 19 апреля ; послание Президента Рос. Федерации Федер. Собранию Рос. Федерации :

1) от 22.12.2011 // Российская газета. 2011. 23 декабря ;

4. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ // Российская газета. 2011. 9 декабря (№ 5654).

5. О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» : федер. закон от 28.12.2013 № 431-ФЗ // Российская газета. 2013. 30 декабря (№ 6271).

6. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ. Доступ из СПС «Гарант».

7. О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» : федер. закон от 08.12.2003 № 161-ФЗ // Российская газета. 2003. 16 декабря (№ 3366).

8. Сведения о деятельности уголовно-исполнительных инспекций // Форма статистической отчетности ФСИН-1. Раздел 15. Доступ из АИС «Статистика УИС».

9. Никитина Т. Н. Проблемные вопросы нормативно-правового регулирования в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, выявленные в ходе мониторинга правоприменения // Преступление, наказание, исправление (к 20-летию принятия Конституции Российской Федерации) : сб. тез. выступ. участ. Международного пенитенциарного форума (Рязань, 5-6 дек. 2013 г.). Рязань : Академия ФСИН России, 2013. С. 219.

Добавить комментарий