Проблемы конституционного права

А.А.Рашевский

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ

В Конституции РФ закреплены правовые нормы, которые в основном способны обеспечить нормальное функционирование нашего государства и общества. Конституция закрепляет природу российского государства как демократического, социального и светского, что должно означать, прежде всего, признание прав и свобод человека и гражданина. Конституционное закрепление обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека является сущностью нового конституционного строя России.

К сожалению, в России существуют проблемы, связанные с защитой и реализацией прав человека и гражданина, а в Конституции РФ имеются пробелы и юридические коллизии. Некоторые из этих проблем будут затронуты в данном исследовании.

К серьезным пробелам следует отнести отсутствие в Конституции РФ в качестве самостоятельных глав таких конституционно-правовых институтов, как институт гражданства РФ и институт избирательного права.

По нашему мнению, разработчики Конституции, учитывая сложную и непредсказуемую социально-политическую ситуацию, решили подстраховаться. После распада СССР миллионы россиян, а также граждан бывшего Союза, которые хотели бы стать гражданами России, оказались за рубежом. В тот период политическому руководству Российской Федерации было чрезвычайно сложно определить долгосрочную политику по отношению к этим людям. К тому же двумя годами раньше 28 ноября 1991 года был принят Закон о гражданстве РСФСР с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 г. Поэтому отдельная глава, посвященная гражданству РФ, была бы преждевременной.

Острое политическое противостояние между сторонниками сохранения социалистических основ и представителями нового буржуазно-демократического направления, доходившее до кровопролития, не позволяло Президенту РФ Б.Н. Ельцину и его окружению с уверенностью смотреть в будущее. Следовательно, с большой долей вероятности можно было предположить, что в скором времени потребуется вносить изменения в порядок проведения выборов Президента РФ и выборов депутатов Государственной думы РФ с тем, чтобы воспрепятствовать победе левых сил. Если бы в Конституции содержалась глава об избирательной системе, вносить изменения в эту систему было бы чрезвычайно затруднительно.

Одним из конституционных пробелов является отсутствие должности вице-президента РФ. По Конституции РФ «во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации».1 Но в Конституции также отсутствуют указания на то, кто может исполнять обязанности Президента РФ в случае, когда и Председатель Правительства РФ не назначен или не может исполнять обязанности по объективным причинам. Это может привести к конституционному кризису, кризису безвластия, которым могут воспользоваться экстремистские силы.

Можно утверждать, что отсутствие у субъектов РФ права выхода из состава РФ также является одним из ее существенных пробелов. Как известно все три всесоюзные конституции содержали право союзных республик выхода из состава СССР. И хотя в течение десятилетий не принимался закон о порядке этого выхода, само наличие такого права говорило о том, что Союз ССР являлся действительно союзом свободных республик.

Во всех предыдущих российских конституциях не содержалось право ее субъектов выхода из федерации. Но большую часть времени существования конституционной России она была в составе союзного государства. Поэтому положение об ее полном суверенитете не было актуальным. В настоящее время, когда Российская Федерация является самостоятельным государством, наличие статьи о праве субъектов РФ на выход из ее состава

было бы вполне современным и демократичным.

Можно, конечно, возразить, что политическая конъюнктура не позволяла и продолжает не позволять иметь в Конституции такое право. Но по нашему мнению конституционные положения такого уровня не должны быть конъюнктурными.

Данная проблема представляет интерес еще и потому, что примерно за полтора года до принятия Конституции РФ 31 марта 1992 года был заключен Федеративный договор между Российской федерацией и ее субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий, в котором признавался суверенитет республик в составе РФ.. 10 апреля 1992 г. этот договор был включен в Конституцию как ее составная часть. Республики имели право выхода из состава федерации. И можно только догадываться, почему в условиях фактически установленной диктатуры в стране в период с конца сентября по 12 декабря 1993 года руководители республик не настояли на сохранении за ними (республиками) права выхода из состава России.

Одной из причин несовпадения «формальной» и «реальной» Конституции сегодня являются ее внутренние противоречия. Обычные противоречия между конституционными нормами и практикой их реализации, в условиях России получили наглядное выражение, причем эти противоречия содержатся уже в самом тексте Конституции. Например, первая и четвертая части ст. 5 провозглашают равноправие субъектов Федерации, а часть вторая делит субъекты на разные категории. Положения ст. 66 самим порядком перечня субъектов Федерации устанавливают шесть категорий таких субъектов. Провозглашая в третьей части ст. 5 единство системы государственной власти, Конституция фактически выводит органы местного самоуправления из системы органов государственной власти, а часть вторая ст. 132, напротив, предполагает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями1.

Можно утверждать, что одним из несомненных достоинств Конституции РФ является провозглашение принципа, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а также отражение в Основном Законе широкого спектра основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Достоинством Конституции РФ 1993 г. является признание естественной природы прав и свобод человека. Ч. 2 ст. 17 Конституции провозглашает: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Ч. 1 этой же статьи подчеркивает неотделимость прав и свобод, вошедших в Конституцию из международного права: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией»2.

Однако многие положения Конституции либо игнорируются, либо еще не созданы условия для их реализации. Особенно это касается некоторых положений 2 главы КРФ, содержащей основные права и свободы человека и гражданина. Например, часть вторая ст. 34 — о недопустимости монополии экономической деятельности и недобросовестной конкуренции; ст. 53-о праве на возмещение государством вреда, причиненного органами государственной власти или их должностными лицами.

Из-за отсутствия должного финансирования зачастую остаются на «бумаге» положения ст.40 п.2, п.З. о том, что » органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

1 Соловьева Ю.Б. «Двойственность» российской Конституции. //10 лет Конституции РФ (историкотеоретический анализ): Материалы межвузовской научно-практической конференции 28 января 2004 г. — СПб: ИВЭСЭП, Знание, 2004.С. 39.

2 Конституция РФ, ст.17.

В ст.39 закрепляется право на гарантированное социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. А вот можно ли прожить на те пособия и выплаты, которые выдаются, достойно прожить?

В ст. 7 Конституции РФ говорится о том, что РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Но можно ли говорить об обеспечении достойной жизни человеку, если минимальная заработная плата официально в 3 — 4 раза ниже прожиточного минимума.

Вполне очевидно, что с сегодняшним уровнем наших доходов бедное население брошено на произвол судьбы. Льготы, субсидии и социальная помощь начинаются лишь тогда, когда подушный доход в семье падает ниже прожиточного минимума. А он, как выясняется, не может обеспечить даже естественные минимальные потребности человека.

В ст.49 говорится о том, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором судей. Этот принцип часто нарушается, когда, к примеру, по телевидению показывают «преступника» еще до объявления судом решения.

Еще одной важной проблемой является факт нарушения Конституции со стороны ее «гаранта», т.е. самого Президента РФ.

Очень многие специалисты в области конституционного права считают, что Конституция РФ дает Президенту страны такие огромные полномочия, которых никогда не имел ни один монарх. Между прочим, следует отметить, что со временем эти полномочия только расширяются.

В качестве примера можно привести указы Президента России, вводящие новое административно-территориальное деление страны — федеральные округа. Существование подобных образований не предусмотрено ст.65 Конституции РФ, определяющей состав субъектов Федерации. Поэтому действующая Конституция оказалась нарушенной со стороны ее «гаранта». Превышены конституционные полномочия Президента РФ в предоставлении ему права представлять законодательным органам субъектов РФ для назначения на должность глав исполнительной власти. При этом граждане России лишились своего избирательного права избирать их самостоятельно. Нарушена также ч.3 ст.90 Конституции, на основании которой «указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам». В такой ситуации достаточно сложно говорить о подлинном, а не мнимом конституционализме.

Конечно, предполагается, что президент вышел за рамки Конституции из «благих намерений» укрепить государственность, что действительно необходимо делать. Тем не менее, сама власть и в особенности Президент как гарант Конституции обязаны соблюдать ее строжайшим образом . Однако ни в Конституции, ни в законодательстве четко не отражен механизм реализации этой обязанности Президента, следовательно, не определена и мера ответственности в случае нарушения таких гарантий

Конституцией Российской Федерации (ст. 29 п. 1) гарантируется свобода мысли и слова. То есть право гражданина на высказывание своего мнения формально закреплено. Эта же статья гласит, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений (п. 3), тем самым подкрепляются положения п. 1

Согласно Конституции РФ (ст. 3 п. 1) единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 п. 2).

Выборы и референдум обозначены как высшее непосредственное выражение власти народа (ст. 3 п. 3), право граждан участвовать в них закреплено в ст. 32 п. 2. Статьей 29 п. 5 гарантируется свобода деятельности органов массовой информации и запрещается цензура, ст. 31 дает гражданам право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и

демонстрации, шествия и пикетирования, ст. 33 — право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Тем самым основные каналы выражения общественного мнения закреплены в документе, имеющем высшую юридическую силу в стране. Однако далеко не все обозначенные каналы пока действуют в России эффективно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, референдум до сих пор он не зарекомендовал себя в качестве важнейшего канала выражения общественного мнения. И объясняется это не высокими материальными издержками на проведение референдума или организационными трудностями при подготовке к нему, а политико-правовыми проблемами. В нынешней редакции Закон «О референдуме» содержит такие ограничения, что провести его по инициативе граждан или оппозиционных партий и движений практически невозможно.

Серьезные трудности возникают при обращении граждан в органы государственной власти. Законодательно не проработан порядок реагирования представителей власти на письма населения. В результате большинство обращений лежит «мертвым грузом» в кабинетах чиновников. Обращения не анализируются, не обеспечивается обратная связь. Активизируется процесс взаимодействия власти и общественности преимущественно в предвыборную кампанию. Существование же четко прописанной процедуры работы с обращениями граждан для каждого должностного лица позволило бы реализовывать населению свое право на обращение в полной мере. Логичней здесь даже говорить не просто о праве обращаться в органы власти, но о праве на учет высказанного мнения управленцем. Другими словами, не только о «праве говорить», но и о праве быть услышанным3.

Средства массовой информации в качестве полноценного канала выражения общественного мнения также назвать нельзя. Объясняется это тем, что подавляющее большинство газет, журналов и телевизионных каналов находятся либо в собственности государства, либо частных лиц. Следовательно, закономерна тенденция выражения ими не мнения граждан города, региона, страны, а взглядов, интересов отдельных лиц или финансовых, промышленных, политических групп, либо позиций официальных структур. СМИ сегодня скорее эффективное средство формирования общественного мнения, а не

выражения .

Опыт действия Конституции РФ 1993 г. показывает, что многие использованные в ней формулировки и модели, подчас заимствованные из зарубежных конституций, не были адекватно восприняты российской правовой действительностью, а ряд ее положений обладает в большей степени декларативным, нежели практическим характером. Это касается не только положений главы 1 Конституции РФ, закрепляющих основы конституционного строя Российской Федерации, которые с известной долей критики можно расценивать как некую программу стратегического развития государства, но и ряда норм, регулирующих деятельность государственных органов, а также права и обязанности человека и гражданина.

Действенность и реальность конституционно-правового регулирования во многом определяется принятием, пониманием и отражением в правосознании, граждан конституционных установлений. Глубина этого понимания и отражения, в свою очередь, зависит от уровня знаний граждан о Конституции, ее нормах и принципах. Огромную роль играет соотношение между обывательским представлением о смысле и назначении российской Конституции и ее восприятием теми, кто призван обеспечивать ее реализацию и соблюдение — органами государственной власти, их должностными лицами.

В результате опроса группы граждан-обывателей и государственных служащих были получены интересные данные об их восприятии Основного Закона нашей страны. Выяснилось, что почти все респонденты имеют слабое представление о Конституции РФ, предоставляемых ей правах и обязанностях, а также о дате ее принятия. Они, например, убеждены, что обязанности платить налоги в Конституции нет, она установлена только Налоговым кодексом РФ.

Один из респондентов высказался так: «Не знаю, кто руководит Президентом РФ, но от его решений или тех, кто за ним стоит, зависит все в этой стране. Остальные госу-

дарственные органы легитимно оформляют такие решения». На вопрос о том, соблюдается ли Конституция РФ государством и чиновниками, сотрудники налоговых органов ответили: «Она вообще мало кем исполняется. Налоги платят не все (и чиновников тоже). Это политика государства. Что поделаешь, Конституция РФ — неработающий закон. Происходит так потому, что закон так написан и таковы возможности государства по обеспечению его обязательности. У государства, видимо, нет возможности заставить всех соблюдать Конституцию». Военнослужащие отмечают следующее (цитируется типовой ответ!): «Ни чиновниками, ни государством Конституция не соблюдается, что проявляется в следующем: чиновники полностью распоряжаются национальным богатством и финансами и, по сути, не должны ни перед кем отчитываться. Все они живут не на зарплату. Многие из них имеют доли участия в коммерческих организациях, поголовно получают и вымогают взятки. Почему это происходит? Потому что закон им это позволяет, а экономика целиком и полностью зависит от решений чиновников…»

Вопрос о полномочиях по Конституции РФ Правительства и парламента РФ вызвал наибольшие сложности у респондентов. Все они согласились с разделением власти на законодательную и исполнительную, однако многие в состав последней включили и судебную, поскольку «в нашей стране судебная власть фактически находится в составе исполнительных органов, что проявляется в характере принимаемых судом решений».

Итоги проведенного исследования показывают, что уровень формальных, сугубо юридических знаний граждан-обывателей о Конституции РФ в целом невелик, характеризуется неполнотой, фрагментарностью и ошибками. Вместе с тем он отражает традиционные установки общественного сознания, политизированность восприятия Конституции РФ, влияние на образ Конституции в сознании граждан их собственного социального статуса (педагоги выделяют право на образование, молодежь — право на юридическую помощь).

Подавляющее большинство обывателей считают Конституцию РФ декларацией, отрицают реальность и действенность Основного Закона, причиной чему, по их мнению, являются бюрократия и коррумпированность чиновников, правящей элиты. При этом, однако, граждане считают, что сами соблюдают Конституцию РФ (и шире — все российские законы), что, по-видимому, соответствует действительности, а также почти не видят необходимости менять Конституцию РФ. Высокая степень дифференциации общества, выражающаяся в тяжелом социально-экономическом положении граждан, их фактическое бесправие в отношениях с властью определяют негативное восприятие государственной власти и Конституции как акта этой власти. В то же время исторически сложившаяся в России установка на государственный патернализм, «исконное» российское доверие власти, основанное главным образом на том, что «это власть, пусть и плохая», накладываются, сталкиваются в правосознании граждан с отражением указанных отрицательных факторов. В результате обыватели занимают своего рода «промежуточную позицию»: они отстраняются от контроля над публичной властью, ответственной за реализацию Конституции РФ, концентрируются на обеспечении конкретных жизненных благ, но при этом оставляют за собой право резкого неприятия образа российского правоприменителя, его деятельности по исполнению законов РФ и соблюдения им Конституции. Образно выражаясь, население «умывает руки», понимая, что само же страдает от такого самоустранения от общественного надзора за властью, общественного воздействия на нее5.

Таким образом, Конституция РФ предоставляет достаточно широкие права и свободы человеку и гражданину. По нашему мнению, главной проблемой остается защита и обеспечение реализации предоставленных личности прав.

В настоящее время механизмы этой защиты реализуются с трудом, а зачастую оказываются просто декларацией. В современном российском обществе и государстве существует ряд факторов, которые противодействуют тому, чтобы граждане могли пользоваться в полной мере предоставленными им правами и защищать их предусмотренными законом средствами. К таким факторам можно отнести смену конституционного строя,

экономической и политической системы, вызвавших переоценку ценностей в общественном сознании. А определенная часть российских граждан до сих пор не приняла глобальные перемены, которые произошли в нашем обществе.

Поэтому задача юридической науки состоит, прежде всего, в том, чтобы критично осмыслить содержание российской конституции, определить возможности ее совершенствования с учетом исторических условий и специфики национальной культуры и закрепить в соответствующих политико-правовых формах.

1 Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.// Российская газета. — 1993. — 25 декабря. Ст.92, ч.3.

2Конституция РФ, ст.80.

4Там же.

5 Беликов К.А., Гницевич К.В. Конституция Российской Федерации 1993 г.в контексте современного российского общественного сознания (антропологический анализ). //10 лет Конституции РФ (историкотеоретический анализ): Материалы межвузовской научно-практической конференции 28 января 2004 г. — СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004. С.48-65.

— об уполномоченном по правам человека (Например, необходимо расширение сферы компетентности Уполномоченного по правам человека за счет расширения круга субъектов, на которые он принимает жалобы. Процесс постепенного делегирования государственных полномочий частным по своей природе инстанциям диктует необходимость вести омбудсменом контроль за соблюдением прав не только органами государственной власти и местного самоуправления, государственными служащими, но и организациями, выполняющими функции публичного характера (нотариат, управляющие компании, СРО, ГК).

— по проблемам прав и свобод человека и гражданина. (Должным образом не обеспечено право на жизнь, здоровье, безопасность ослaблены гарантии социальных прав. Для значительной части населения все больше становятся малодоступными высшее образование, медицинское обслуживание, отдых, жилье, лекарства)

— проблемы федеративного устройства России, разработка путей его совершенствования, выработке более целесообразной его модели. (Например, проблема равноправия и конституционно-правового статуса субъектов РФ. принцип равноправия субъектов Федерации, закрепленный в Конституции Российской Федерации в таком виде, опровергается ей же самой. Прежде всего взаимоотрицание конституционных норм содержится в разделе 1 — Основы конституционного строя. В ч. 2 ст. 5 федеральной Конституции республики в составе Российской Федерации признаются государствами, в то время как остальные субъекты Федерации таковыми не называются. Отсюда республики наделяются правом принимать конституции, остальные субъекты Федерации — уставы.)

— исследования российского парламентаризма (Например, проблема компетентности парламентариев

С одной стороны, парламент избирается народом и постоянно должен поддерживать с ним связь, и периодичность выборов это обеспечивает. А с другой стороны, на него возлагаются важные профессиональные обязанности: законодательство и парламентский контроль. От их компетентного исполнения в буквальном смысле слова зависит судьба миллионов людей.

— законотворческого процесса (Например, проблема соблюдения основного принципа правотворчества – принципа демократизма, обосновывающего необходимость вовлечения населения в процессы обсуждения проектов нормативно-правовых актов, учет интересов отдельных социальных групп и общественного мнения в целом при их принятии и введении в юридическую силу, возможность проведения референдумов по законопроектам. Данный принцип не всегда соблюдается в полном объеме. Довольно часто в нашей стране принимаются законы, которые не могут полностью урегулировать проблему, возникшую в той или иной сфере общественных отношений. Такая ситуация возникает в результате недостаточного изучения потребности населения в данном нормативно-правовом акте.

— реализации принципа разделения властей (Например, проблема определения места и роли Президента России в органах власти и управления. Существуют мнения, что Президент Российской Федерации, не относящийся ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной ветви власти, оказывается не включенным в триаду разделения властей)

— проблемы местного самоуправления, что объясняется как важностью и новизной этого института, так и формированием в системе права новой комплексной отрасли «муниципальное право». (Большой проблемой местного самоуправления остается недостаточность его собственной доходной базы. Но именно с местных органов власти население спрашивает и за исполнение федеральных законов (таких как о ветеранах), и за работу ЖКХ, и т.д.)

— о конституционном судопроизводстве (Например, проблема это соотношения постановлений и определений Конституционного Суда РФ. Постановления имеют серьезное юридическое значение и являются итоговыми решениями по существу вопроса. Они выносятся на публичном заседании пленума или одной из палат. Определения же – это промежуточные решения по возникающим в ходе конституционного судопроизводства вопросам, касающимся не самого существа дела, а условий и порядка его рассмотрения. Для принятия определения судьи не выходят в зал публичных заседаний, а собирают мнения сторон, чтобы соблюсти принцип состязательности, и выносят решения с учетом уже выработанных Конституционным Судом правовых позиций, или по аналогии с уже выработанными предыдущими определениями. Про- блема в том, что многие определения затрагивают столь серьезные аспекты, что, по сути, имеют не меньшее значение, чем постановления.)

1. Весьма актуальное значение в нашем государстве имеет проблема обеспечения действия Конституции. К сожалению, в обществе распространено мнение о Конституции РФ как о своеобразной декларации. Реальное действие Конституции связывают не с ней самой, а с воплощением положений Конституции в соответствующих актах, развивающих ее нормы.

2. Конституция своими нормами она закрепляет тот строй общественных отношений, который существует или должен существовать в нашей стране. Положения Конституции являются в этом плане базовыми категориями для общества, государства, статуса личности. Если на этапе появления Конституции к ней предъявляется требование соответствовать зародившимся или зарождающимся общественным отношениям, то в дальнейшем к этим общественным отношениям предъявляется требование соответствовать Конституции. На каком-то этапе могут возникнуть идеи новых общественных отношений. Но пока нет новой Конституции, всегда существует проблема соответствия складывающихся общественных отношений действующей Конституции.

3. После принятия действующей Конституции, не появилось актов, либо прямо предусмотренных ею, либо обусловленных логикой конституционных предписаний. Например, не принят последний федеральный конституционный закон (ФКЗ «О Конституционном Собрании РФ»), предусмотренный Конституцией, наряду с меняющимися редакциями других федеральных конституционных законов, и при этом наша страна до сих пор не знает, как именно будет пересматриваться ее Конституция. Его отсутствие также создает определенную политическую опасность, когда определенные политические силы смогут пересмотреть Конституцию полностью в своих интересах.

Более никаких иных источников, развивающих положения Конституции о КС и в том числе раскрывающих порядок формирования Конституционного Собрания, нет.

⇐ Предыдущая12345

Одной из актуальных современных проблем конституционного права является проблема судебного реформирования в условиях модернизации российского общества и государства. Совершенствование судебной системы обусловлено общим процессом модернизации социально-экономической, политической и правовой систем российского общества.

В Конституции РФ закреплены правовые нормы, которые в основном способны обеспечить нормальное функционирование нашего государства и общества. Конституция закрепляет природу российского государства как демократического, социального и светского, что должно означать, прежде всего, признание прав и свобод человека и гражданина. Конституционное закрепление обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека является сущностью нового конституционного строя России. К сожалению, в России существуют проблемы, связанные с защитой и реализацией прав человека и гражданина, а в Конституции РФ имеются пробелы и юридические коллизии.

Некоторые из этих проблем будут затронуты в данном исследовании. К серьезным пробелам следует отнести отсутствие в Конституции РФ в качестве самостоятельных глав таких конституционно-правовых институтов, как институт гражданства РФ и институт избирательного права.

Если бы в Конституции содержалась глава об избирательной системе, вносить изменения в эту систему было бы чрезвычайно затруднительно. Одним из конституционных пробелов является отсутствие должности вице-президента РФ. По Конституции РФ «во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации».1 Но в Конституции также отсутствуют указания на то, кто может исполнять обязанности Президента РФ в случае, когда и Председатель Правительства РФ не назначен или не может исполнять обязанности по объективным причинам. Это может привести к конституционному кризису, кризису безвластия, которым могут воспользоваться экстремистские силы.

В настоящее время, когда Российская Федерация является самостоятельным государством, наличие статьи о праве субъектов РФ на выход из ее состава было бы вполне современным и демократичным. Можно, конечно, возразить, что политическая конъюнктура не позволяла и продолжает не позволять иметь в Конституции такое право. Конституционные положения такого уровня не должны быть конъюнктурными. Данная проблема представляет интерес еще и потому, что примерно за полтора года до принятия Конституции РФ 31 марта 1992 года был заключен Федеративный договор между Российской федерацией и ее субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий, в котором признавался суверенитет республик в составе РФ. 10 апреля 1992 г. этот договор был включен в Конституцию как ее составная часть. Республики имели право выхода из состава федерации. И можно только догадываться, почему в условиях фактически установленной диктатуры в стране в период с конца сентября по 12 декабря 1993 года руководители республик не настояли на сохранении за ними (республиками) права выхода из состава России.

Одной из причин несовпадения «формальной» и «реальной» Конституции сегодня являются ее внутренние противоречия. Обычные противоречия между конституционными нормами и практикой их реализации, в условиях России получили наглядное выражение, причем эти противоречия содержатся уже в самом тексте Конституции. Например, первая и четвертая части ст. 5 провозглашают равноправие субъектов Федерации, а часть вторая делит субъекты на разные категории. Положения ст. 66 самим порядком перечня субъектов Федерации устанавливают шесть категорий таких субъектов.

Конституция фактически выводит органы местного самоуправления из системы органов государственной власти, а часть вторая ст. 132, напротив, предполагает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Можно утверждать, что одним из несомненных достоинств Конституции РФ является провозглашение принципа, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а также отражение в Основном Законе широкого спектра основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Достоинством Конституции РФ 1993 г. является признание естественной природы прав и свобод человека. Ч. 2 ст. 17 Конституции провозглашает: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Ч. 1 этой же статьи подчеркивает неотделимость прав и свобод, вошедших в Конституцию из международного права: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Однако многие положения Конституции либо игнорируются, либо еще не созданы условия для их реализации. Особенно это касается некоторых положений 2 главы КРФ, содержащей основные права и свободы человека и гражданина. Например, часть вторая ст. 34 — о недопустимости монополии экономической деятельности и недобросовестной конкуренции; ст. 53-о праве на возмещение государством вреда, причиненного органами государственной власти или их должностными лицами. Из-за отсутствия должного финансирования зачастую остаются на «бумаге» положения ст.40 п.2, п.З. о том, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других.

В ст.39 закрепляется право на гарантированное социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. А вот можно ли прожить на те пособия и выплаты, которые выдаются, достойно прожить? В ст. 7 Конституции РФ говорится о том, что РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Но можно ли говорить об обеспечении достойной жизни человеку, если минимальная заработная плата официально в 3 — 4 раза ниже прожиточного минимума. Вполне очевидно, что с сегодняшним уровнем наших доходов бедное население брошено на произвол судьбы. Льготы, субсидии и социальная помощь начинаются лишь тогда, когда подушный доход в семье падает ниже прожиточного минимума. А он, как выясняется, не может обеспечить даже естественные минимальные потребности человека.

В ст.49 говорится о том, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором судей. Этот принцип часто нарушается, когда, к примеру, по телевидению показывают «преступника» еще до объявления судом решения. Еще одной важной проблемой является факт нарушения Конституции со стороны ее «гаранта», т.е. самого Президента РФ. Очень многие специалисты в области конституционного права считают, что Конституция РФ дает Президенту страны такие огромные полномочия, которых никогда не имел ни один монарх. Между прочим, следует отметить, что со временем эти полномочия только расширяются. В качестве примера можно привести указы Президента России, вводящие новое административно-территориальное деление страны — федеральные округа.

Существование подобных образований не предусмотрено ст.65 Конституции РФ, определяющей состав субъектов Федерации. Поэтому действующая Конституция оказалась нарушенной со стороны ее «гаранта». Превышены конституционные полномочия Президента РФ в предоставлении ему права представлять законодательным органам субъектов РФ для назначения на должность глав исполнительной власти. При этом граждане России лишились своего избирательного права избирать их самостоятельно.

Нарушена также ч.3 ст.90 Конституции, на основании которой «указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам». В такой ситуации достаточно сложно говорить о подлинном, а не мнимом конституционализме. Конечно, предполагается, что президент вышел за рамки Конституции из «благих намерений» укрепить государственность, что действительно необходимо делать. Тем не менее, сама власть и в особенности Президент как гарант Конституции обязаны соблюдать ее строжайшим образом. Однако ни в Конституции, ни в законодательстве четко не отражен механизм реализации этой обязанности Президента, следовательно, не определена и мера ответственности в случае нарушения таких гарантий Конституцией Российской Федерации (ст. 29 п. 1) гарантируется свобода мысли и слова. То есть право гражданина на высказывание своего мнения формально закреплено.

Эта же статья гласит, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений (п. 3), тем самым подкрепляются положения п. 1 Согласно Конституции РФ (ст. 3 п. 1) единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 п. 2).

Выборы и референдум обозначены как высшее непосредственное выражение власти народа (ст. 3 п. 3), право граждан участвовать в них закреплено в ст. 32 п. 2. Статьей 29 п. 5 гарантируется свобода деятельности органов массовой информации и запрещается цензура, ст. 31 дает гражданам право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, ст. 33 — право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Тем самым основные каналы выражения общественного мнения закреплены в документе, имеющем высшую юридическую силу в стране. Однако далеко не все обозначенные каналы пока действуют в России эффективно. Так, референдум до сих пор он не зарекомендовал себя в качестве важнейшего канала выражения общественного мнения. И объясняется это не высокими материальными издержками на проведение референдума или организационными трудностями при подготовке к нему, а политико-правовыми проблемами.

В нынешней редакции Закон «О референдуме» содержит такие ограничения, что провести его по инициативе граждан или оппозиционных партий и движений практически невозможно. Серьезные трудности возникают при обращении граждан в органы государственной власти. Законодательно не проработан порядок реагирования представителей власти на письма населения. В результате большинство обращений лежит «мертвым грузом» в кабинетах чиновников. Обращения не анализируются, не обеспечивается обратная связь.

Активизируется процесс взаимодействия власти и общественности преимущественно в предвыборную кампанию. Существование же четко прописанной процедуры работы с обращениями граждан для каждого должностного лица позволило бы реализовывать населению свое право на обращение в полной мере. Логичней здесь даже говорить не просто о праве обращаться в органы власти, но о праве на учет высказанного мнения управленцем. Другими словами, не только о «праве говорить», но и о праве быть услышанным.

Средства массовой информации в качестве полноценного канала выражения общественного мнения также назвать нельзя. Объясняется это тем, что подавляющее большинство газет, журналов и телевизионных каналов находятся либо в собственности государства, либо частных лиц. Следовательно, закономерна тенденция выражения ими не мнения граждан города, региона, страны, а взглядов, интересов отдельных лиц или финансовых, промышленных, политических групп, либо позиций официальных структур. СМИ сегодня скорее эффективное средство формирования общественного мнения, а не выражения.

Опыт действия Конституции РФ 1993 г. показывает, что многие использованные в ней формулировки и модели, подчас заимствованные из зарубежных конституций, не были адекватно восприняты российской правовой действительностью, а ряд ее положений обладает в большей степени декларативным, нежели практическим характером. Это касается не только положений главы 1 Конституции РФ, закрепляющих основы конституционного строя Российской Федерации, которые с известной долей критики можно расценивать как некую программу стратегического развития государства, но и ряда норм, регулирующих деятельность государственных органов, а также права и обязанности человека и гражданина.

Действенность и реальность конституционно-правового регулирования во многом определяется принятием, пониманием и отражением в правосознании, граждан конституционных установлений. Глубина этого понимания и отражения, в свою очередь, зависит от уровня знаний граждан о Конституции, ее нормах и принципах. Огромную роль играет соотношение между обывательским представлением о смысле и назначении российской Конституции и ее восприятием теми, кто призван обеспечивать ее реализацию и соблюдение — органами государственной власти, их должностными лицами.

Высокая степень дифференциации общества, выражающаяся в тяжелом социально-экономическом положении граждан, их фактическое бесправие в отношениях с властью определяют негативное восприятие государственной власти и Конституции как акта этой власти. В то же время исторически сложившаяся в России установка на государственный патернализм, «исконное» российское доверие власти, основанное главным образом на том, что «это власть, пусть и плохая», накладываются, сталкиваются в правосознании граждан с отражением указанных отрицательных факторов.

В результате обыватели занимают своего рода «промежуточную позицию»: они отстраняются от контроля над публичной властью, ответственной за реализацию Конституции РФ, концентрируются на обеспечении конкретных жизненных благ, но при этом оставляют за собой право резкого неприятия образа российского правоприменителя, его деятельности по исполнению законов РФ и соблюдения им Конституции. Образно выражаясь, население «умывает руки», понимая, что само же страдает от такого самоустранения от общественного надзора за властью, общественного воздействия на нее.

Таким образом, Конституция РФ предоставляет достаточно широкие права и свободы человеку и гражданину. По нашему мнению, главной проблемой остается защита и обеспечение реализации предоставленных личности прав. В настоящее время механизмы этой защиты реализуются с трудом, а зачастую оказываются просто декларацией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе рассматривались вопросы тенденции развития конституционного права Российской Федерации.

По окончании работы можно сделать выводы: конституционное право традиционно занимает ведущее место в системе отраслей национального права, предопределяя содержание иных отраслей права.

Конституционное право Российской Федерации – это отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, юридически закрепляющих устройство Российской Федерации, т.е. основы его конституционного строя, основы правового положения человека и гражданина, федеративное устройство, систему, принципы организа­ции и деятельности государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления и формы непосред­ственного народовластия.

В системе права Российской Федерации конституционному праву принадлежит ведущая роль. Во-первых, конституционное право регулирует отношения, которые связаны с устройством самого госу­дарства, его внутренней организацией и поэтому, как правило, складыва­ются в процессе осуществления народом принадлежащей ему государст­венной власти, а властеотношения в любом государстве всегда являются определяющими;

Во-вторых, место конституционного права в системе права Россий­ской Федерации определяется и тем, что оно содержит нормы, которые яв­ляются основополагающими и для других отраслей права. По существу, ни одна отрасль права не обходится без конституционных принципов и других норм государственного права.

Система отрасли конституционного права, как и система Конституции не есть нечто за­стывшее, раз навсегда данное. Они постоянно развиваются, отражая свой­ственные каждому данному этапу развития государства и общества уро­вень правового воздействия на общественные отношения, своеобразие этих отношений.

В результате действия конституционно-правовых норм возникают конституционно-правовые отношения. конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Очень большое количество научных исследований посвящено федеративному устройству России, разработке путей его совершенствования, выработке более целесообразной его модели. До сих пор в центре внимания находятся вопросы конституционной реформы, российского парламентаризма, законотворческого процесса, реализации принципа разделения властей в системе органов государственной власти.

Конституционное право и на современном этапе активно развивается. Основными направлениями этого процесса являются: дальнейшее нормативное обеспечение процессов демократизации, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, расширение их гарантий; совершенствование избирательного законодательства; углубление сущности государства как правового и социального. Серьезное внимание уделяется формированию гражданского общества; совершенствованию принципов федеративного устройства России; административной реформе, которая должна более полно обеспечить единство, вертикаль государственной власти; проведение реформы местного самоуправления; укрепление судебной системы; искоренение недостатков в реализации конституционно-правового законодательства, которые пока еще весьма существенны.

В современном российском обществе и государстве существует ряд факторов, которые противодействуют тому, чтобы граждане могли пользоваться в полной мере предоставленными им правами и защищать их предусмотренными законом средствами. К таким факторам можно отнести смену конституционного строя, экономической и политической системы, вызвавших переоценку ценностей в общественном сознании. А определенная часть российских граждан до сих пор не приняла глобальные перемены, которые произошли в нашем обществе. Поэтому задача юридической науки состоит, прежде всего, в том, чтобы критично осмыслить содержание российской конституции, определить возможности ее совершенствования с учетом исторических условий и специфики национальной культуры и закрепить в соответствующих политико-правовых формах.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Вопрос 1. Социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина в РФ

1.1 Экономические права и свободы

1.2 Социальные права

1.3 Культурные права и свободы

Вопрос 2. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ

А) Законодательство РФ о пересмотре и внесении поправок в Конституцию РФ

Б) Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ

В) Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ

Г) Поправки к главам 3 — 8 Конституции РФ

Заключение

Список литературы

право свобода конституция

Введение

В данной работе предпринята попытка изучения двух таких важнейших проблем конституционного права как социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина в РФ, а также конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.

Актуальность данного исследования обусловлена прежде всего тем, что в последние несколько лет достаточно серьезно заявила о себе дискуссия о возможности пересмотра действующей Конституции страны. Очевидно, что Конституция РФ имеет определенные недостатки и во многом была сориентирована на политический момент конца 1993 года. Вместе с тем, еще более очевидно, что молодая российская конституция нуждается в стабильности и неизменности. В противном случае Россия никогда не преодолеет полосу политической и государственной нестабильности. Отсюда необходимо тщательное изучение положений Конституции 1993 года, связанных с порядком ее пересмотра и внесения изменений.

Вопрос о социально-экономических и культурных правах и свободах человека и гражданина в РФ также находится в центре дискуссий. Не будет открытием, заявление о том, что многие из зафиксированных в Конституции социально-экономических и культурных прав и свобод не реализуются на практике или же реализуются формально, что называется «для галочки». Зачастую российские граждане попросту не знают о том, что у них есть соответствующие права.

Вопрос 1. Социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина в РФ

Конституция Российской Федерации на первое место выдвинуты личные, или гражданские, права и свободы. Для того чтобы человек активно и плодотворно проявил себя в экономической или политической сфере, прежде всего ему необходимо найти себя как личность, осознать свое достоинство, самостоятельность и ответственность за то, что он является одним из участников общественной жизни. На втором месте стоят права политические. Именно они отражают положение человека в обществе и показывают, что он является отнюдь не винтиком в общественном механизме, а полноправным субъектом, участвующим в управлении делами государства. Экономические права занимают третье место и касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых. Выделяются также социальные права граждан, позволяющие человеку проявить себя не только участникам экономических отношений, но и полноправным субъектам во всем многообразии социальных связей и потребностей (например, право на материнство и детство). И, наконец, можно особо выделить культурные права граждан, позволяющие человеку осознать себя частицей не только прошлого (право на доступ к культурным ценностям), но и будущего (свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества).

1.1 Экономические права и свободы

В своей основе экономические права и свободы связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Право на предпринимательскую деятельность (ст. 34). В советские времена предпринимательская деятельность была запрещена, и лишь в настоящее время Конституция установила возможность свободно использовать свои способности и имущество в целях регулярного получения прибыли (именно такая деятельность, согласно ГК РФ, и называется предпринимательской). Переход к рынку невозможен без развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Но конкуренция должна быть добросовестной, т. е. вестись честными и законными методами. В противном случае она приводит к тем же негативным последствиям, что и злоупотребление монопольным положением.

Право на частную собственность (ст. 35). Это новое для нас право. Ранее (в СССР) за гражданином признавалось лишь право на личную собственность, т. е. собственность на вещи, приобретенные на трудовые доходы и используемые для домашнего обихода и личного потребления (дом, подсобное домашнее хозяйство, мебель и т п.) Сегодня все ограничения по объектам собственности и по возможностям использования имущества отменены.

Право частной собственности лежит в основе предпринимательской деятельности и предполагает право индивида использовать свое имущество для любых, не запрещенных законом целей, например, для создания юридического лица. Как правило, имущество юридического лица является его собственностью, а, значит, также относится к частной форме собственности.

Каждый может иметь на праве частной собственности любое имущество, в отношении оборотоспособности которого государством не установлены ограничения. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение возможно лишь по решению суда и только в предусмотренных законом случаях (например, в случае конфискации за совершенное преступление, реквизиции для государственных нужд). Собственность наследуется, и это право гарантируется государством.

Право иметь в частной собственности землю и иные природные ресурсы специально оговорено в Конституции. Статья 36 не устанавливает каких-либо предварительных условий для его осуществления. Учитывая важность данного права для граждан, Конституция не допускает установления каких-либо условий для его возникновения, например условий его сельскохозяйственного использования. Другое дело, что последующее использование земли должно соответствовать ее категории и целевому назначению. Так, не допускается строительство промышленных предприятий на землях сельскохозяйственного назначения.

Возможности собственника земли и других природных ресурсов не безграничны. Статья 36 предусматривает два существенных условия, хотя и не ущемляющих хозяйственной свободы собственников земли, но в различных рамках ограничивающих их деятельность: они не должны наносить ущерб окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц.

1.2 Социальные права

Социальные права сформировались позже других — в течение XX века — и, как правило, затрагивают область наемного труда. К ним, согласно Конституции РФ, можно причислить следующие.

Право на труд (ст. 37). Это довольно многогранное право, включающее несколько элементов, к числу которых относятся:

а) право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Здесь речь идет главным образом о реализации права на труд по найму, т. е. на работу, выполняемую на основании трудового договора между работником и предприятием. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, из УК РФ исключена статья об ответственности за так называемое тунеядство. Принудительный труд запрещен;

б) право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены,

в) право получать вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда,

г) право на защиту от безработицы (бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве Федеральной службы занятости России, бесплатное обучение новой профессии, получение пособия по безработице и др.),

д) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

Право на отдых (п. 6 ст. 37). Это право тесно связано с правом на труд. Право на отдых позволяет работнику восстановить затраченные в труде усилия и сохранить здоровье, которое является социальной ценностью. Кроме того, здесь большую роль играет и деятельность самого работника, который должен рационально и грамотно использовать время отдыха и совершенствовать свои физические, интеллектуальные, организаторские и деловые качества. Функции же государства в этой сфере заключаются в установлении в законодательстве разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Право на материнство и детство (ст. 38). По существу, в Данной статье сформировано два права, но одно касается родителей, а другое — детей. Обеспечивается это право развитой системой гарантий, предусмотренных в федеральном законодательстве, пособия, денежные и другие выплаты, связанные с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и др. Конституция определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание возлагаются на обоих родителей, но и трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Право на социальное обеспечение (ст. 39). Оно возникает при достижении определенного возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения детей и др. Формы осуществления данного права разнообразны: получение пособий, пенсий, добровольное социальное страхование и др.

Право на жилище (ст. 40). Это одно из фундаментальных прав. Это право может быть сведено к трем юридическим возможностям:

а) стабильное постоянное пользование жилым помещением;

б) улучшение жилищных условий;

в) обеспечение здоровой жилой среды, достойной цивилизованного человека.

В настоящее время государство играет в этой области принципиально иную роль, чем раньше. Оно, как правило, не обеспечивает (не наделяет) жилой площадью (исключение сделано лишь в отношении малоимущих), а лишь в различных формах содействует гражданам в осуществлении их права на жилище (например, поощряет жилищное строительство, выделяет кредиты, компенсации и др.).

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Медицинская помощь включает профилактическую, лечебную, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности. Помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно за счет средств госбюджета. Но дополнительно существует частная система здравоохранения, развитию которой способствует государство.

Право на образование (ст. 43). Под этим правом понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Образование у нас общедоступно, бесплатно (дошкольное, основное общешкольное и среднее профессиональное). Бесплатно, но на конкурсной основе и высшее образование. В настоящее время параллельно развивается сеть платных учебных заведений (частные школы, колледжи, университеты, институты, академии). Помимо этого образование может иметь форму семейного самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения образования в рамках общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые государственные образовательные стандарты.

1.3 Культурные права и свободы

Культурные права и свободы связаны с доступом гражданина к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом.

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44). Государство не вмешивается в творческую деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости, порнографии, национальной, религиозной исключительности и нетерпимости. Право человека заниматься творчеством может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Творческий работник имеет исключительное право на результаты своей деятельности, которое защищается государством.

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44) Это право обеспечивается доступностью учреждений культуры (библиотек, музеев, архивов, концертных залов, театров, картинных галереей и т. п.). В этом отношении важное значение имеет рациональное размещение этих учреждений, с тем, чтобы они были удобными и доступными. Посещение некоторых культурных учреждений бесплатно (библиотеки, архивы и др.), а в других устанавливаются доступные цены на билет, предусматриваются льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, пенсионеров и инвалидов, военнослужащих срочной службы.

Вопрос 2. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ

А) Законодательство РФ о пересмотре и внесении поправок в Конституцию РФ

Ключевую роль в законодательстве РФ о пересмотре и внесении поправок в Конституцию РФ играет глава 9 Конституции РФ «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». В ней регламентируется порядок изменения действующей и принятия новой Конституции, призванный обеспечить стабильность конституционного строя и вместе с тем динамику его развития с учетом меняющихся общественных потребностей. В этой главе можно выделить три модели решения вопроса об изменении Конституции.

1. Положения гл. 1, 2 и 9 не подлежат изменению. Необходимость их изменения влечет за собой принятие новой Конституции.

2. Поправки к положениям гл. 3 — 8 Конституции, за исключением ст. 65, вносятся в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов, после их одобрения законодательными (представительными) органами не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации (ст. 136). Как показывает практика зарубежного конституционного развития, подобный усложненный порядок внесения поправок существенно ограничивает возможности конституционного пересмотра. Для сравнения можно указать на то, что в Соединенных Штатах Америки при сходном усложненном порядке принятия конституционных поправок в текст Конституции за двести лет ее существования было внесено только 27 поправок.

3. Особый порядок установлен на случай изменения ст. 65 Конституции. При принятии в состав Российской Федерации и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, а также при изменении конституционно — правового статуса субъекта Российской Федерации соответствующие федеральные законы также принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов. Своеобразно решается вопрос о порядке изменения наименования субъекта Российской Федерации. Соответствующие изменения включаются в текст ст. 65 Конституции указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Федерации, принятого в установленном им порядке. В указанных случаях конституционные поправки не подлежат одобрению со стороны законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации (ст. 137).

В целом, анализируя порядок изменения Конституции Российской Федерации, следует подчеркнуть крайнюю сложность конституционного пересмотра.

Б) Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ

Статья 134 Конституции РФ определяет круг субъектов конституционной инициативы, которым дано право ставить вопрос об изменении или пересмотре положений Конституции. Следует отметить, что в их число входят не только органы государственной власти (Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные органы субъектов Российской Федерации), но и группы депутатов обеих палат Федерального Собрания.

Конституционная инициатива органов государственной власти оформляется в виде соответствующих актов (например, постановлений Государственной Думы, постановлений Правительства и т.д.). Эти акты должны приниматься с соблюдением установленных процедур и правил. В частности, акты конституционной инициативы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации должны отвечать тем формальным требованиям, которые установлены в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации и регламентах их законодательных (представительных) органов.

Конституционная инициатива групп депутатов Федерального Собрания оформляется в виде законопроекта или предложения о конституционном пересмотре, которые подписываются не менее чем 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Предложения о пересмотре Конституции должны быть оформлены в соответствии с теми требованиями, которые установлены регламентами Совета Федерации и Государственной Думы. Так, в Государственной Думе необходимым условием внесения законопроекта является представление: текста законопроекта; обоснования необходимости его принятия, включающего развернутую характеристику законопроекта, с указанием его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально — экономических и иных последствий его принятия; справки о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования; перечня законов и иных нормативных актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта; предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона; финансово — экономического обоснования, если реализация законопроекта потребует дополнительных материальных и иных затрат (ст. 96 Регламента Государственной Думы). В том случае, если не выполнены указанные требования либо форма представленного проекта не соответствует установленным нормам, законопроект может быть возвращен Советом Государственной Думы его инициаторам (ст. 99 Регламента Государственной Думы).

В) Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ

Главы 1, 2 и 9 имеют особое значение для содержания Конституции РФ. Поэтому для них предусмотрен особый порядок пересмотра

Согласно ст. 135 Федеральное Собрание не может изменить положения главы 1 «Основы конституционного строя», главы 2 «Права и свободы человека и гражданина», а также главы 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

При необходимости пересмотра указанных глав Конституции Российской Федерации (с предложением по этому вопросу выступают субъекты конституционной инициативы, указанные в ст. 134 Конституции) созывается Конституционное Собрание, но только при том условии, что конституционная инициатива по этому вопросу поддержана 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Следует подчеркнуть, что предложение о пересмотре может быть внесено как в Государственную Думу, так и в Совет Федерации.

Регламентом Государственной Думы предусмотрен следующий порядок рассмотрения вопроса о пересмотре гл. 1, 2 и 9 Конституции. Соответствующие предложения должны содержать новую редакцию указанных глав Конституции или их статей, частей, пунктов, а также обоснование новелл, внесенных в порядке законодательной инициативы. Предложение направляется Советом Государственной Думы в Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно — правовой реформе для подготовки заключения, после чего включается Советом Государственной Думы в календарь рассмотрения вопросов (ст. 128). По итогам обсуждения Государственная Дума принимает решение об одобрении или отклонении предложения. Предложение о пересмотре считается одобренным, если за него проголосовало не менее 3/5 от общего числа депутатов Государственной Думы. В этом случае постановление Государственной Думы направляется в течение пяти дней в Совет федерации для последующего рассмотрения (ст. 129 Регламента Государственной Думы).

Порядок рассмотрения предложения о пересмотре гл. 1, 2 и 9 Конституции в Совете Федерации мало чем отличается от процедур, установленных Регламентом Государственной Думы. Наиболее существенное отличие касается включения предложения в повестку дня. В Совете Федерации этот вопрос решается Председателем палаты (ст. 115 Регламента Совета Федерации). Так же как и в Государственной Думе, предложение о пересмотре гл. 1, 2 и 9 Конституции должно быть поддержано большинством не менее чем 3/5 от общего числа членов Совета Федерации.

В том случае, если предложение о пересмотре указанных глав Конституции принято обеими палатами в идентичной форме, созывается Конституционное Собрание в порядке, предусмотренном соответствующим федеральным конституционным законом. (К настоящему времени указанный закон еще не принят.) Для обеспечения должного авторитета Конституционного Собрания представляется желательным его формирование в порядке прямых выборов. Конституционное Собрание может либо подтвердить неизменность положений действующей Конституции, либо принять решение о разработке новой Конституции.

Новая Конституция, согласно ч. 3 ст. 135, принимается либо Конституционным Собранием (2/3 голосов от общего числа его членов), либо референдумом (всенародным голосованием). В референдуме должно принять участие не менее половины зарегистрированных избирателей. Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании.

Рассмотренный выше порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации подчеркивает особую значимость и вместе с тем необходимость обеспечения стабильности данных норм Конституции. Аналогичные решения имеются и в зарубежной конституционной практике.

Г) Поправки к главам 3 — 8 Конституции РФ

Поправки к положениям гл. 3 — 8 Конституции Российской Федерации могут предлагать субъекты конституционной инициативы, указанные в ст. 134 Конституции. Это не влечет постановки вопроса о пересмотре Конституции в целом. Проекты федеральных законов о внесении поправок в гл. 3 — 8 Конституции вносятся в Государственную Думу и принимаются Федеральным Собранием в порядке, предусмотренном для федеральных конституционных законов, — большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 108 Конституции). Следует подчеркнуть, что речь идет не о федеральных конституционных законах, исчерпывающий перечень которых содержится в самом тексте Конституции, а о федеральных законах, которые принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов.

Данное толкование ст. 136 Конституции было подтверждено и Постановлением Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. Как сказано в Постановлении, «из установленной Конституцией Российской Федерации процедуры принятия поправок к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации вытекает, что поправки в смысле статьи 136 Конституции принимаются в форме особого правового акта — закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации».

Регламент Государственной Думы устанавливает следующий порядок рассмотрения проектов федеральных законов о внесении поправок к гл. 3 — 8 Конституции. Проект, поступивший в палату в порядке осуществления права законодательной инициативы, передается Советом Государственной Думы на заключение Комитета по законодательству и судебно — правовой реформе. Комитет проводит предварительное рассмотрение проекта с участием инициатора законопроекта, представителя Президента Российской Федерации, представителя Правительства Российской Федерации, а также представителей других комитетов палаты. Заключение комитета и подготовленный к рассмотрению проект федерального закона направляются в Совет Государственной Думы для включения его в календарь рассмотрения вопросов.

Государственная Дума рассматривает законопроект о внесении поправок к гл. 3 — 8 Конституции в трех чтениях. В ходе рассмотрения законопроекта заслушиваются доклад инициатора проекта закона, содоклад Комитета по законодательству и судебно — правовой реформе, выступления представителя Президента Российской Федерации, представителя Правительства Российской Федерации, представителей фракций и депутатских групп, а также экспертов и иных лиц, приглашенных по решению палаты для участия в обсуждении.

Каждая поправка к проекту обсуждается и ставится на голосование в отдельности. Для принятия поправки необходимо, чтобы за нее проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После постатейного обсуждения и голосования поправок, проверки текста проекта и устранения имеющихся в нем противоречий Государственная Дума принимает федеральный закон о внесении поправки в соответствующую статью гл. 3 — 8 Конституции в целом, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 130 — 133 Регламента Государственной Думы).

Федеральный закон о внесении поправок к положениям гл. 3 — 8 Конституции, принятый Государственной Думой большинством в 2/3 голосов от общего числа ее депутатов, передается в течение пяти дней на рассмотрение Совета Федерации.

Для принятия закона в Совете Федерации необходимо, чтобы за него проголосовало не менее 3/4 от общего числа его членов. Если Совет Федерации отклоняет представленный закон либо принимает его в ином виде, то для преодоления возникших разногласий создается согласительная комиссия, порядок деятельности которой устанавливается регламентами палат Федерального Собрания.

Федеральный закон о внесении поправок к положениям гл. 3 — 8 Конституции, принятый Советом Федерации и Государственной Думой в идентичной форме, подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию в течение 14 дней.

Федеральный закон о внесении поправок к положениям гл. 3 — 8 Конституции Российской Федерации вступает в силу после его одобрения законодательными (представительными) органами не менее 2/3 субъектов Российской Федерации. Процедура одобрения указанных законов устанавливается конституциями (уставами) и регламентами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Заключение

Таким образом, экономические права занимают третье место в иерархии конституционных прав и свобод человека и гражданина и касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых. Выделяются также социальные права граждан, позволяющие человеку проявить себя не только участникам экономических отношений, но и полноправным субъектам во всем многообразии социальных связей и потребностей (например, право на материнство и детство). Особо выделяются культурные права граждан, позволяющие человеку осознать себя частицей не только прошлого (право на доступ к культурным ценностям), но и будущего (свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Действующая Конституция РФ, в главе 9, определяет порядок внесения в ее текст изменений и в целом его пересмотра. По моему мнению, законодатель выбрал оптимальный вариант, крайне затруднив пересмотр базовых глав Конституции (1,2 и 9), что делает незыблемыми основополагающие характеристики российского государства.

Список литературы

1. Конституция РФ 1993 года. М., 2004.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001.

3. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. М., 2001.

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2001.

6. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред. Садовниковой Г.Д. // Информ. — поисковая система Консультант Плюс.

Добавить комментарий