Продажа ГСМ нужна ли лицензия

Реализация излишних горюче-смазочных материалов

Организации, насчитывающие большое количество транспортных средств и имеющие собственные емкости для хранения ГСМ, приобретают нефтепродукты для собственных нужд в больших количествах. Иногда возникают ситуации, когда такие организации реализуют излишки ГСМ другим организациям или частным лицам.

Следует обратить внимание на то, что приобретенные ГСМ могут быть учтены на счете 10 «Материалы» только в том случае, если они предназначены для заправки собственного автотранспорта. Если же организация осуществляет деятельность по реализации ГСМ сторонним организациям, то приобретенные ГСМ следует учитывать на счете 41 «Товары».

В случае, когда реализуются ГСМ, первоначально учтенные на счете 41 «Товары», то реализация отражается на счете 90 «Продажи», если же реализуемые ГСМ были учтены на счете 10 «Материалы», то для учета реализации следует применять счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Нами уже упоминалось, что учет ГСМ в организации следует организовать таким образом, чтобы обеспечить его раздельный учет по видам, местам хранения, материально-ответственным лицам. Для этого следует открывать субсчета второго, третьего, а в случае необходимости и более высоких порядков.

В соответствии с пунктом 11 ПБУ 10/99 расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции являются операционными расходами.

В соответствии же с пунктом 7 ПБУ 9/99 поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров являются операционными доходами организации.

Реализация излишних ГСМ будет являться в соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) объектом налогообложения НДС, поэтому при реализации организации следует начислить НДС на сумму реализованных ГСМ.

Согласно статье 181 НК РФ автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей являются подакцизными товарами. Объектом налогообложения акцизами согласно пункту 1 статьи 182 НК РФ признается реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров. Поэтому при реализации ГСМ, приобретенных ранее, объекта налогообложения акцизами не возникает.

Приведем схему бухгалтерских проводок при реализации излишних ГСМ:

Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
62, 76 91-1 Отражена реализация излишних ГСМ
91-2 68 Начислен НДС с суммы реализации
91-2 10-3 Списана учетная стоимость реализованных ГСМ
51 62, 76 Отражено поступление денежных средств от покупателя
91-9 99 Отражена сумма прибыли от реализации ГСМ

Нередко возникают вопросы о том, нужна ли организации, реализующей излишки ГСМ, лицензия на осуществление данного вида деятельности.

В настоящее время лицензирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 17 данного Закона, и такого вида деятельности, как реализация нефти, газа и продуктов их переработки он не содержит.

Но данный перечень содержит такой вид деятельности, как хранение нефти, газа и продуктов их переработки. Таким образом, организация, приобретающая ГСМ для собственных нужд и осуществляющая их хранение в собственных емкостях, должна иметь лицензию на осуществление данного вида деятельности.

Положение о лицензировании деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года №637 «О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки».

Лицензирование деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, что установлено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года №401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

Более подробно с вопросами, касающимися учета горюче-смазочных материалов, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Горюче-смазочные материалы».

>Продажа ГСМ нужна ли лицензия

Акцизы

В перечень подакцизных нефтепродуктов входят автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, а также прямогонный бензин (ст. 181 Налогового кодекса РФ).

Определение объекта налогообложения акцизом зависит от того, имеет ли организация свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (см. таблицу).

Налогоплательщики Объект налогообложения (операция)
Не имеющие свидетельства Принятие на учет организацией
нефтепродуктов, самостоятельно
произведенных
из собственного сырья и материалов,
получение нефтепродуктов
в собственность в счет оплаты услуг
по производству нефтепродуктов
из давальческого сырья и материалов
Имеющие свидетельство Получение нефтепродуктов:
— приобретение в собственность;
— принятие на учет нефтепродуктов,
полученных в счет оплаты услуг
по их производству из давальческого
сырья и материалов;
— принятие к учету подакцизных
нефтепродуктов, самостоятельно
изготовленных из собственного сырья и
материалов;
— получение собственником сырья и
материалов нефтепродуктов,
произведенных из этого сырья и
материалов, на основе договора
переработки
Все Передача нефтепродуктов,
произведенных из давальческого сырья
и материалов, собственнику этого сырья
и материалов, не имеющему
свидетельства

Налоговый кодекс приравнивает к производству подакцизных товаров их розлив, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которых получается подакцизный товар (п. 3 ст. 182 Налогового кодекса РФ).

Например, АЗС получает с завода бензин Аи-80 и закупает присадки для повышения октанового числа. Путем смешения получается бензин Аи-92. Тогда считается, что АЗС произвела этот бензин и должна платить акциз с его реализации.

Получать ли свидетельство?

Свидетельства выдают на следующие операции с нефтепродуктами (отдельно на каждый вид деятельности):

  • производство;
  • оптовую реализацию;
  • оптово-розничную реализацию;
  • розничную реализацию.

Примечание. Свидетельство о регистрации

Это документ, который служит основанием для принятия к вычету сумм акциза (кроме свидетельства на розничную торговлю) в соответствии со ст. ст. 200, 201 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщик, не имеющий свидетельства, не сможет принять к вычету начисленные при получении нефтепродуктов акцизы.

Свидетельство на розничную реализацию выдают лицам, которые отпускают нефтепродукты через топливораздаточные колонки. Остальные способы продажи топлива относят к оптовой торговле.

Получение свидетельства — дело добровольное. Но предприятиям следует помнить, что лицо, имеющее свидетельство, признается плательщиком акцизов, а это дает возможность приобретать нефтепродукты по ценам, не включающим акциз. Если же свидетельства нет, то нефтепродукты придется покупать по ценам, в состав которых входит сумма акциза. Это связано с тем, что поставщики топлива могут принять к вычету ранее начисленные акцизы, только если у покупателя есть свидетельство. А значит, они предпочитают отпускать бензин тем автозаправкам, которые получили этот документ.

Для оптовиков основное преимущество, которое дает свидетельство, состоит в том, что при его наличии они могут предъявлять к вычету ранее начисленные суммы акцизов.

Свидетельство автозаправка может получить, только если у нее есть в собственности мощности для хранения и реализации нефтепродуктов (п. 4 ст. 179.1 Налогового кодекса РФ). Например, топливораздаточные колонки, измерители уровня топлива и масла (уровнемеры), подземные резервуары и т.д. При этом не имеют значения ни емкость, ни местонахождение этих объектов. Важно лишь право собственности на них. Поэтому АЗС, арендующие мощности для реализации, получить свидетельство не могут.

Для получения свидетельства в налоговую инспекцию подают заявление в двух экземплярах. В нем указывают, на какой срок требуется свидетельство. Этот срок не может быть более одного года.

Кроме того, в налоговую инспекцию придется представить заверенные копии документов, подтверждающих право собственности предприятия на мощности (емкости) для хранения и реализации ГСМ.

Ко всему этому прилагают сведения о том, сколько бензина, дизельного топлива и моторного масла организация продает в розницу и оптом.

Освобождение и вычеты

Реализация нефтепродуктов на территории РФ не подлежит налогообложению акцизами. Значит, объектом налогообложения является не реализация нефтепродуктов, а их получение. Плательщиками акцизов становятся организации и индивидуальные предприниматели, которые приобретают подакцизные нефтепродукты. Исключение составляет ситуация, когда такую продукцию, произведенную из давальческого сырья, передают собственнику сырья, не имеющему свидетельства. В этом случае плательщиком акциза становится передающая сторона.

Примечание. Если есть филиалы

Учтите, что если организация имеет обособленные подразделения, то для получения свидетельства на каждое из них составляют справку о его мощностях и указывают местонахождение. А вот в инспекции в регионах, где находятся эти подразделения, никаких документов представлять не надо.

Поскольку акциз при получении нефтепродуктов начисляют только лица, имеющие свидетельство, то и освобождение от уплаты акциза могут получить только они.

Сумму акциза исчисляют как произведение налоговой базы и налоговой ставки:

Вид ГСМ Налоговая ставка акциза за 1
тонну
Бензин автомобильный с октановым
числом до 80 включительно
2657 руб.
Бензин автомобильный с иными
октановыми числами
3629 руб.
Дизельное топливо 1080 руб.
Масло для дизельных и (или)
карбюраторных (инжекторных)
двигателей
2951 руб.
Прямогонный бензин 0 руб. (нулевая ставка акциза
означает, что производители
этих товаров акциз не платят,
но обязаны подавать налоговую
декларацию по акцизам)

Налоговую базу определяют в соответствии со ст. ст. 187 — 191 Налогового кодекса РФ:

Налогоплательщики Налоговая база для исчисления
акциза
Не имеющие свидетельства Объем полученных (оприходованных)
нефтепродуктов в натуральном выражении
Имеющие свидетельство Объем полученных (оприходованных)
нефтепродуктов в натуральном
выражении, а при передаче
нефтепродуктов — объем переданных
нефтепродуктов в натуральном выражении

Начислив акциз по операциям, признаваемым объектом налогообложения, оптовик имеет право уменьшить его на величину налоговых вычетов.

А вот если организация имеет свидетельство только на розничную реализацию, то при продаже ГСМ она не сможет принять к вычету акцизы, которые были уплачены при их покупке (п. 8 ст. 200 Налогового кодекса РФ). При продаже в розницу бензина, дизельного топлива или моторных масел возможно два варианта:

  • у АЗС есть свидетельство. Тогда она является плательщиком акцизов. При получении нефтепродуктов ей надо начислить и заплатить акциз. Но при продаже в розницу этих нефтепродуктов принять к вычету акциз нельзя;
  • у автозаправочной станции нет свидетельства. Тогда она не является плательщиком акцизов. Соответственно начислять акциз при получении топлива ей не надо.

Организации, имеющие свидетельство только на розничную реализацию, уплачивают акциз не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Только розничная торговля

В этой ситуации начислять акциз АЗС должна в тот момент, когда приходуется топливо. При этом автозаправка, которая имеет свидетельство только на розничную продажу нефтепродуктов, не может возместить из бюджета этот акциз. Поэтому сумму налога включают в первоначальную стоимость нефтепродуктов (п. 6 ПБУ 5/01). В налоговом учете акциз также включается в их стоимость (п. 4 ст. 198 Налогового кодекса РФ).

Пример 1. В июне 2005 г. АЗС ООО «Заправщик» получила бензин Аи-92 в количестве 6 тонн. У автозаправочной станции есть свидетельство на розничную торговлю нефтепродуктами. Покупная цена бензина — 15 000 руб. за тонну. Всего поступило бензина на сумму:

6 т х 15 000 руб/т = 90 000 руб.,

в том числе НДС:

90 000 руб. : 118% х 18% = 13 728,81 руб.

Ставка акциза для бензина с октановым числом больше 80 составляет 3629 руб. за тонну. Поэтому акциз, который нужно начислить, составил:

6 т х 3629 руб/т = 21 774 руб.

Отпускная цена бензина установлена в размере 16,5 руб. за 1 литр.

Количество бензина, приобретаемого в тоннах, надо пересчитывать в литры для продажи. В товаросопроводительных документах, как правило, указана плотность приобретенного топлива в соответствии с ГОСТом либо ТУ производителя.

При плотности 0,826 г/куб. см в 6 тоннах (6000 кг) содержится:

6000 кг : 0,826 г/куб. см = 7263,92 л.

Общая продажная стоимость топлива составила:

7263,92 л х 16,5 руб/л = 119 854,68 руб.

Бухгалтер АЗС сделал в учете такие записи:

Дебет 41 Кредит 60

  • 76 271,19 руб. (90 000 — 13 728,81) — оприходован бензин;

Дебет 19 Кредит 60

  • 13 728,81 руб. — учтен НДС по оприходованному бензину;

Дебет 41 Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам»

  • 21 774 руб. — начислен акциз по оприходованному бензину;

Дебет 60 Кредит 51

  • 90 000 руб. — оплачен бензин поставщику;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

  • 13 728,81 руб. — поставлена в зачет сумма НДС по оприходованному топливу;

Дебет 50 Кредит 90 субсчет «Выручка»

  • 119 854,68 руб. — получена выручка от продажи бензина в розницу;

Дебет 90 субсчет «НДС» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

  • 18 282,92 руб. (119 854,68 руб. : 118% х 18%) — начислен НДС с реализации;

Дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 41

  • 98 045,19 руб. (76 271,19 + 21 774) — списана себестоимость проданного топлива с учетом акциза;

Дебет 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж» Кредит 99

  • 3526,57 руб. (119 854,68 — 18 282,92 — 98 045,19) — выявлен финансовый результат от реализации.

Если есть опт

Если же АЗС имеет свидетельство на оптовую или оптово-розничную торговлю ГСМ, то операции с акцизами оформляют иначе, ведь начисленный налог можно принять к вычету.

Пример 2. Используем условия примера 1, но немного изменим их. Пусть у АЗС ООО «Заправщик» есть свидетельство на оптово-розничную реализацию нефтепродуктов. АЗС перепродала поступивший бензин по безналичному расчету ЗАО «Автотопливо», у которого тоже имеется свидетельство, за 110 000 руб. (в том числе НДС — 16 779,66 руб.).

В учете бухгалтер отразил это так:

Дебет 41 Кредит 60

  • 76 271,19 руб. — оприходован бензин;

Дебет 19 Кредит 60

  • 13 728,81 руб. — учтен НДС по оприходованному бензину;

Дебет 60 Кредит 51

  • 90 000 руб. — оплачен бензин поставщику;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

  • 13 728,81 руб. — поставлена в зачет сумма НДС по оприходованному топливу;

Дебет 19 субсчет «Акцизы» Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам»

  • 21 774 руб. — начислен акциз по оприходованному бензину;

Дебет 62 Кредит 90 субсчет «Выручка»

  • 110 000 руб. — получена выручка от продажи бензина оптом;

Дебет 90 субсчет «НДС» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

  • 16 779,66 руб. — начислен НДС с реализации;

Дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 41

  • 76 271,19 руб. — списана себестоимость проданного топлива;

Дебет 51 Кредит 62

  • 110 000 руб. — поступила оплата от покупателя.

ООО «Заправщик» представило в налоговые органы договор купли-продажи с ЗАО «Автотопливо» и реестр счетов-фактур с отметкой налоговой инспекции покупателя.

Недолив по-мелкому и по-крупному

«Недолив по-мелкому» практикуют на заправках. Там не доливают 1-10 литров в зависимости от объема бака, а такая потеря не сильно бьет по карману. Заметить недолив на заправочной станции сложно — автоматические колонки могут выдать неверную информацию из-за подкрутки счетчиков.

При покупке больших объемов дизельного топлива могут не долить от 50 литров или завысить фактический объем цистерны на 50-150 литров. Слишком наглые предприниматели обманывают недоливом на 200-500 литров.

К чему приведет:на заправке вы потеряете от 30 рублей, в зависимости от объема недополученного топлива. При покупке крупного объема вы потеряете от 1450 рублей, в зависимости от объема.

Что делать: на заправке проверьте пломбу на счетчике. Попросите у заправщика свидетельство о поверке. При покупке дизельного топлива оптом в цистерне попросите у водителя поверочное свидетельство и проверьте, действительно ли топливо налито на специальные планки (тарировочные отметки). Также выбирайте компании с собственным автопарком — наемные водители обманывают чаще: продавцы почти не имеют влияния на них.

Подмена качества, видов, характеристик

Вместо качественного дизельного топлива продавец может подсунуть печное топливо или судовое маловязкое топливо. Вместо зимнего ДТ — летнее ДТ. Вместо чистого «дизеля» — разбавленный суррогат. Все это относится к подмене: когда под видом одного топлива продают другое. При этом продавец может предоставить паспорт качества, похожий на настоящий документ. Сделать это легко: достаточно взять паспорт от предыдущей партии или использовать нечеткую факсовую копию.

К чему приведет: детали двигателя износятся быстрее, чем нужно. Летнее топливо зимой загустеет, что приведет к поломке ходовой системы. Из-за использования некачественного топлива в любом его виде у вас возрастут расходы на обслуживание и ремонт.

Что делать: покупайте у проверенных компаний, о которых положительно отзываются клиенты. Поищите в интернете информацию о продавце: если он не платит налоги или выступает ответчиком в суде по вопросам качества товаров, от сделки лучше отказаться. Внимательно прочитайте паспорт качества и обратите внимание на дату его анализа: чем она ближе к текущей дате, тем лучше. Оптимальное значение — до двух недель.

Подведем итоги

  • Работайте с проверенными компаниями: читайте отзывы в интернете, посетите сайт фирмы, узнайте о ней у своих знакомых, проверьте юридический адрес, судебные решения.
  • Проверяйте паспорт качества топлива и обращайте внимание на дату лабораторного анализа.
  • Обращайте внимание на внешний вид и запах солярки — при малейшем отклонении от нормы от сделки лучше отказаться.
  • Проверяйте поверочное свидетельство и уровень топлива по тарировочным планкам.
  • Не заключайте сомнительные сделки с продавцами, которые предлагают слишком низкую цену.

Не столкнуться с мошенниками проще, чем вы думаете. Просто обратитесь к нам! ООО «Компания «Нипетойл» продает зимнее, летнее и арктическое дизельное топливо по оптовой цене. Мы предоставляем сертификаты качества на продукт, привозим топливо на собственных цистернах и не обманываем своих клиентов. Приезжайте к нам в офис — убедитесь, что мы работаем честно и открыто.

Всякий, кто хоть раз сталкивался с необходимостью приобретения дизельного топлива, не понаслышке знает, какие волчьи законы царят на этом рынке. Маржа на нем маленькая, конкуренция высокая, заработать много и быстро, вопреки расхожему мнению, практически невозможно. Поэтому выживают лишь сильнейшие. А что остается остальным? Пытаться выжить разными способами, в том числе не совсем легальными.

При покупке дизтоплива в розницу на АЗС можно столкнуться, например, с недоливом, но из-за небольшого разового объема заливаемой солярки это несильно сказывается на бюджете покупателя. Другое дело – продажа дизельного топлива объемом несколько тысяч литров. Тут есть, где разгуляться недобросовестным поставщикам.

Самый грубый, но как оказалось, действенный способ обмана потребителей – открыть фирму-однодневку, завести сайт и при звонке потенциального клиента назвать цену, намного ниже рыночной. Да еще сказать, что на неделе ожидается подорожание. Обрадованный возможностью сэкономить, клиент оперативно оплачивает счет и ждёт поставки солярки. Когда приходит осознание того, что его нагло обманули, несостоявшийся покупатель обращается в полицию. Ну, дальше вы знаете…

Относительно честный по сравнению с предыдущим метод – продавать по заниженной цене суррогаты под видом дизельного топлива ЕВРО. Например, вместо дизельного часто продают печное топливо или СМТ — судовое маловязкое топливо.

Service Temporarily Unavailable

При поставке, если клиент подкован и требует сертификат на топливо, ему предъявляется паспорт качества, полученный с другой партией товара, а то и просто по факсу от производителей или других поставщиков. Как результат – «летит» топливная аппаратура двигателей, клиент «попадает» на дорогостоящий ремонт.

В межсезонье, в начале зимнего периода, некоторые поставщики грешат продажей летнего, более дешевого, топлива, под видом зимнего. Пока погода стоит теплая, а топливо быстро расходуется, клиент этого может и не замечать. Понимание проблемы приходит с первыми морозами. Проверить продавца можно, налив топливо в емкость и поставив в холодильник, но официально доказать факт обмана практически невозможно.

Как же не попасться на крючок таких любителей быстрой наживы? Во-первых, надо помнить, что чудес на свете не бывает, и если вам предлагают очень дешевое дизтопливо, то в схеме поставки где-то заложен обман. В общем случае для московского региона мы рекомендуем пользоваться следующей формулой: разделить оптовую цену Газпромнефти на МНПЗ на 1000 (чтобы перейти к цене за килограмм), умножить на 0,84 (это плотность солярки, чтобы перейти к цене за литр) и прибавить 0,5 (руб./л за доставку). Предложенная вам цена может быть ниже полученного численного ориентира лишь на пару-тройку десятков копеек, да и то при больших объемах поставки.

Во-вторых, проверяйте своего поставщика. Доверяйте только компаниям, «прожившим» как минимум 2-3 года. Проверьте, находится ли поставщик по зарегистрированному адресу, совпадают ли подписи руководителей на внутренних бумагах компании и договоре поставки, есть ли у него подтверждения сдачи налоговой отчетности, не поданы ли на него в суды исковые заявления от обманутых клиентов. Не постесняйтесь зайти к нему в офис и поговорить лично: возможно, после этого вы откажетесь от идеи делать предоплату.

В-третьих, читайте внимательно паспорта качества на топливо. Это всего лишь бумага, но и она может быть полезна, если знаешь, какой она должна быть. Главное, помните: чем больше прошло времени с момента анализа дизельного топлива до его поставки, тем больше вероятность того, что солярка не будет соответствовать заявленным параметрам.

В конце концов, проверьте цвет, запах, консистенцию поставленной жидкости. Желто-бурый цвет выдаст печное топливо, запах керосина скажет вам, что эта солярка разбавлена для понижения температуры фильтруемости, а сильно замутненное топливо со сгустками парафина сигнализирует, что при текущей температуре оно уже густеет.

Теперь о недоливе. Здесь существует множество способов обмана. Вот основные:

  • При заправке дизтопливом по счетчику используют «подкрученные» счетчики, завышающие объем слитого топлива.
    Перед приемом солярки следует проверить, опломбирован ли счетчик, имеется ли на него действующее свидетельство о поверке.
  • При приеме топлива по объему цистерны бензовоза завышают реальный объем цистерны на 50-100 л.
    Перед приемом дизельного топлива следует убедиться, что топливо налито по внутренние тарировочные планки. После этого нужно потребовать у водителя поверочное свидетельство, и убедиться, что заявленный объем поставки совпадает с объемом цистерны топливозаправщика.

Узнайте у своего поставщика, что за транспорт осуществляет доставку дизтоплива: собственный или наемный. Вероятность обмана со стороны плохо контролируемого водителя наемного транспорта намного выше, чем собственного.

Применяя эти несложные правила, вы сможете обезопасить себя от большинства проблем при закупках дизельного топлива, и в конечном счете, от финансовых потерь.

Лицензия на эксплуатацию взрывопожарных производств

Цитата

Светлана Доброва пишет:
Лицензия на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов.

Антоныч рассказывает:
Согласно федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит: 12) эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов;
Согласно Положению о лицензирования взрывопожароопасных производственных объектов, утв. постановлением Правительства РФ № 454 от 05.05.12г.:
3. Лицензирование эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (РТН).
ПЕРЕЧЕНЬ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ НА ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ (Приложение к Положению о лицензировании)

1. Получение (образование) воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением получения (образования) взрывчатых материалов промышленного назначения и муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.
2. Использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением использования взрывчатых материалов промышленного назначения и муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.
3. Переработка воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением переработки взрывчатых материалов промышленного назначения и муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.
4. Хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением хранения взрывчатых материалов промышленного назначения, веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом, а также муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.
5. Транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением транспортирования взрывчатых материалов промышленного назначения и муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.
6. Уничтожение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением уничтожения взрывчатых материалов промышленного назначения.
7. Использование (эксплуатация) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
8. Получение расплавов черных и цветных металлов, а также сплавов на основе этих расплавов (в технологических установках с загрузкой шихты не менее 100 килограммов).
9. Ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых, а также работ в подземных условиях, за исключением ведения открытых горных работ без использования (образования) воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Таким образом, у вас должная быть лицензия РТН на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
Лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов законом не предусмотрено.
МЧС выдает лицензии на:
14) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
15) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
Светлана Диброва, Вы что-то напутали со своими лицензиями, посмотрите на них внимательнее.

Если вы занимаетесь реализацией ГСМ на территории РФ, то в связи с вступлением в силу Федерального закона №258ФЗ от 08.11.2007, который отменил подпункт 29 пункта 1 статьи 17, вам не нужно оформлять специальную лицензию на реализацию. Оформление специального разрешения необходимо лишь в том случае, если вы осуществляете хранение взрывоопасных веществ длясобственных нужд — подробнее об этом в статье как получить лицензию на хранение ГСМ.

Нужна ли лицензия на реализацию ГСМ?

Если вы занимаетесь исключительно реализацией ГСМ на территории РФ, согласно закону от 4 мая 2011 г. № 99 вам не нужно оформлять специальную лицензию. Оформление специального разрешения необходимо лишь в том случае, если вы осуществляете хранение взрывоопасных веществ. Служба, осуществляющая контроль над данными видами деятельности (Ростехнадзор), дала следующее пояснения по данному вопросу: если на объекте осуществляется хранение и транспортировка бензина и дизельного топлива, он подлежит регистрации и обязан иметь лицензию на эксплуатацию ГСМ, тогда как сама по себе реализация топлива лицензирования не требует.

Что же касается акциза, предпринимателям, имеющим дело с топливом, стоит знать о том, что в список подакцизной продукции входит бензин, дизельное топливо, а также моторные масла. Плательщиками акциза при этом считаются юридические лица, ИП и лица, становящиеся плательщиками налога вследствие перемещения соответствующей продукции через границу. Если же лицо не является производителем ГСМ, не осуществляет импорт на территорию РФ, не является обладателем специального свидетельства на переработку бензина, а лишь занимается розничной торговлей купленных ГСМ, оно не будет являться плательщиком акциза.

Итак, если вы занимаетесь транзитной реализацией, хранением или производством топлива, вам не нужно оформлять лицензию.

Однако, несмотря на то, что лицензия на реализацию ГСМ не нужна, владельцам фирм все же стоит озаботиться получением специального документа – свидетельства на реализацию горюче-смазочных материалов. И хотя он не является обязательным, его наличие может стать существенным преимуществом. Так, большинство поставщиков считают обладателей данного документа более надежными партнерами для своих фирм.

Какие нужны лицензии для ГСМ

Лицензия предполагает разрешение на осуществление определенного вида деятельности. Оборот и реализация горючих смазочных материалов предполагает получение данного документа далеко не во всех случаях.

Так, например, реализация ГСМ без лицензии возможна, когда продажа осуществляется на территории Российской Федерации. Предпринимателю в данном случае следует обратить особое внимание на положения, закрепленные налоговым законодательством, так как оно является важным регулятором этой сферы деятельности.

Для того, чтобы понять нужна ли лицензия для торговли нефтепродуктами, нужно обратиться к нормам федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно данному правовому акту, лицензированию подлежит лишь хранение и перевозка горючих и смазочных материалов.

Это обусловлено требованиями промышленной безопасности, так как зачастую при нарушении правил совершения этих действий могут происходить техногенные катастрофы, влекущие за собой загрязнение окружающей среды и иные тяжкие последствия.

Оборот и реализация горючих смазочных материалов предполагает получение лицензии далеко не во всех случаях

Порядок получения лицензии на хранение ГСМ

Нужно отметить, что в данной ситуации предметом лицензирования является не горючий смазочный материал, а опасные производственные объекты.

Как и получение любого другого разрешения, в этой ситуации соискателю необходимо пройти несколько этапов, которые регулируются законодательно.

Начинается данная процедура с подачи заявления, которое обязательно должно включать в себя следующее:

  1. Данные о соискателе, включая его место нахождения, ИНН и др.
  2. Данные о лицензирующем органе.
  3. Просьба о выдаче специального разрешения.
  4. Дата и подпись уполномоченного лица.

Ответственным органом в данной сфере правоотношений является Ростехнадзор. Не обязательно обращаться именно в этот орган. Можно послать все необходимые документы по почте или же воспользоваться порталом государственных или муниципальных услуг.

Этот документ имеет определенный срок своего действия.

Внимание! Данное разрешение действительно в период, равный пяти годам.

За совершение государственным органом данного юридического действия придется уплатить установленную законом государственную пошлину, которая не может превышать полторы тысячи рублей.

После того, как все необходимые документы были поданы, государственный орган рассматривает и тщательным образом изучает их, после чего принимается соответствующее решение.

В выдаче лицензии может быть отказано только в тех ситуациях, которые прямо предусмотрены законодательством (например, отсутствие нужной тары, помещений и др.). Если соискатель считает, что такой отказ был незаконным, он может обжаловать данное решение в уполномоченный орган правосудия путем подачи искового заявления по правилам, предусмотренным процессуальным законодательством.

Необходимые документы

Лицензирование данной деятельности, включая хранение нефтепродуктов, осуществляется на основании необходимых документов, предоставляемых соискателем. К таковым относятся:

  • заявление;
  • реестровая выписка, подтверждающая законность создания юридического лица;
  • документ об оплате государственной пошлины;
  • сведения о трудоустройстве сотрудников, работающих в местах хранения опасных материалов;
  • документ, подтверждающий права собственности или аренды на необходимые помещения и оборудование.

Нужно отметить, что эти документальные акты могут быть направлены по почте. Все они должны быть действительными и достоверными. В противном случае, в выдаче вышеупомянутого разрешения может быть отказано.

Таким образом, лицензия на реализацию ГСМ в соответствие с нормами современного законодательства не требуется. Однако предпринимателю необходимо позаботиться о наличии разрешения на хранения данных материалов. В случае отсутствия данного документа, правила кодекса об административных нарушениях предусматривают наложение штрафных санкций.

Необходимо ли получать лицензию на хранение дизельного топлива, используемого для собственных нужд?

Многочисленные вопросы, поступающие в адрес ООО «Системс» касаются организации хранения топлива, участвующего в технологическом процессе предприятия. Сколько же топлива можно хранить, без оформления в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной
безопасности опасных производственных объектов»?

Мы можем выделить два условия:

1. Масса хранимого топлива (и соответствующий объём ёмкостей) не должна превышать 4 000 кг.

2. Если емкость вмещает более 1000 кг топлива, она должна быть оборудована системой аварийного сброса в подземный резервуар.

Перечень видов деятельности, для осуществления которых необходимы соответствующие лицензии, определяется ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании). Приобретение, хранение и реализация дизельного топлива и иных нефтепродуктов, как таковые, к числу лицензируемых видов деятельности не относятся. Вместе с тем согласно п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании подлежит лицензированию эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов. Порядок лицензирования данной деятельности регулируется Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 599 (далее — Положение). Согласно п. 2 Положения эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов предусматривает выполнение работ и услуг на опасных производственных объектах в соответствии с перечнем согласно приложению. А в соответствии с п. 4 указанного перечня к таким работам и услугам относится в том числе хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением хранения веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом, хранения муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.

Таким образом, по общему правилу эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов, связанная с хранением дизельного топлива, подлежит лицензированию.

В то же время вопрос о необходимости получения лицензии на хранение дизельного топлива для собственных нужд организации является спорным.
С одной стороны, лицензия выдается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на осуществление конкретного вида деятельности (п. 1 ст. 49 ГК РФ, п. 2 ст. 3 Закона о лицензировании). Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Из указанных норм можно сделать вывод, что лицензированию подлежит только такая деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которая заключается в продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг третьим лицам. В связи с этим обращает на себя внимание и то, что в п. 2 ст. 3 Закона о лицензировании и в Положении лицензируемые виды деятельности обозначены как «работы и услуги». И если понятие «работы» и может употребляться в сочетании с указанием «для собственных нужд», то понятие «услуги» предполагает деятельность в пользу третьего лица (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Данная точка зрения отражена и в судебной практике, в частности, вывод об отсутствии на этом основании необходимости лицензирования деятельности по хранению топлива для собственных нужд сделан в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2008 г. N 08АП-88/2008 (смотрите также постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2008 г. N 07АП-1149/08).
С другой стороны, ряд норм Закона о лицензировании содержит специальную оговорку о том, что требование о лицензировании деятельности, указанной в этих нормах, не распространяется на деятельность, осуществляемую для собственных нужд (смотрите п. 1, 3, 17, 22-24, 29 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании). Из этого можно сделать вывод, что при отсутствии подобной оговорки требование о лицензировании распространяется и на деятельность, осуществляемую для собственных нужд. Рассматриваемый п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании такой оговорки не содержит. Таким образом, существует основание и для вывода о том, что хранение дизельного топлива для собственных нужд подлежит лицензированию в качестве деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (в связи с этим смотрите также п. 1.2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 октября 2007 г. N 741 «Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 631 и организации надзора в области промышленной безопасности на объектах, эксплуатирующих автозаправочные станции», ответ на официальном сайте Ростехнадзора по адресу:

http://www.gosnadzor.ru/obshestvennaya_priemnaya_vopros_otvet_15122010) :

«15 декабря 2010 года

Вопрос:

Житель города Радужного Тюменской области спрашивает Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор): «Наша организация строит топливнозаправочный пункт (ТЗП) для заправки бензином и дизельным топливом только собственного автотранспорта. Ёмкость резервуаров для хранения топлива 200 куб. Нужно ли нам регистрировать данный топливозаправочный пункт как опасный производственный объект и нужно ли нам получать лицензию на хранение бензина и дизельного топлива».

Ответ:

Специалисты Управления по надзору в добывающей и перерабатывающей промышленности Ростехнадзора ответили на поставленный вопрос.

Отнесение топливозаправочного пункта, осуществляющего заправку нефтепродуктами ведомственного транспорта, к категории опасных производственных объектов решается по результатам идентификации организациями, эксплуатирующими указанные объекты, самостоятельно с полной мерой ответственности за достоверность результатов идентификации.

В случае отнесения объекта к категории опасного производственного по признакам хранения и транспортирования опасных веществ (бензин и дизтопливо), его необходимо зарегистрировать в государственном реестре опасных производственных объектов как площадку АЗС с последующим оформлением лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта в соответствии с Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599.

Общие положения и требования при осуществлении идентификации, а также порядок регистрации производственных объектов установлены Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённым приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606.

Информируем также, что вид деятельности по хранению бензина и дизельного топлива не подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».»

Таким образом, в отсутствие единообразной правоприменительной практики однозначно ответить на вопрос, необходимо ли получать лицензию на хранение дизельного топлива для собственных нужд, представляется затруднительным. В случае спора решение этого вопроса во многом будет зависеть от позиции конкретного правоприменительного органа.

Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Такое правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Осуществление без лицензии, если такая лицензия обязательна, деятельности, не связанной с извлечением прибыли, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 1 ст. 19.20 КоАП).

Нормативные документы по вопросу:

ФЗ от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности.docx

Федеральный_закон_от_21_июля_1997_г_N_116-ФЗ_О_промышленной_безопа.docx

Суд практика.docx

ПРИКАЗ Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606 (АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ).docx

Правила ПБ 03-517-02 (Приказ Ростехнадзора от 01.08.2006 N 738).doc

ПР 131 ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВЫХ ВИДОВ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТОВ.doc

Пост_Пр_РФ_от_12_августа_2008_г_N_599_Об утверждении Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.docx

ПОСТ от 18 октября 2002 г. N 61-А.doc

ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦ-ИИ ЭКСПЛ ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНЫХ ПР ОБ-ОВ (в ред. Пост Пр РФ от 02.02.2010 N 44,от 21.04.2010.docx

ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХРАНЕНИЮ НЕФТИ, ГАЗА И ПРОДУКТОВ ИХ ПЕРЕРАБОТКИ.doc

Опасные производственные объекты (с изменениями от 30 декабря 2008 г.).docx

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ_от 5 марта 2008 г. N 131.doc

МИН ЭКОНОМ РАЗВ РФ письмо от 8 октября 2008 г. N Д05-4294.docx

Добавить комментарий