Профессионализм государственного служащего

Принцип профессионализма предполагает, что государственный служащий должен иметь высокую квалификацию, быть компетентным в вопросах государственной службы, иметь высокие моральные устои и т.п.

Принцип профессионализма и компетентности, государственных служащих является ведущим началом при организации и функционировании государственной службы. Это не только одно из основных требований, определяющих формирование и практическую деятельность персонала, но и необходимое правовое условие, без выполнения которого невозможно получение права на осуществление должностных полномочий.

Профессионализм государственных служащих можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В первом случае речь идет о необходимости получения общего профессионального образования, позволяющего выполнять не только узкоспециальные функции, но и общие функции управления. Во втором случае предполагается качественное выполнение именно специальных функций и задач, характерных для конкретного вида государственной деятельности, отрасли или сферы управления. Некоторые категории государственных служащих должны обладать как общей, так и специальной подготовкой.

Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Данный принцип призван стимулировать добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно должно сопровождаться применением мер ответственности. Решения, которые разрабатываются и принимаются государственными служащими, должны отвечать требованиям целесообразности, законности, соответствия положениям правовых актов управления. Некомпетентные решения, принимаемые государственными служащими, могут причинить ущерб общественным отношениям. Поэтому подготовке и принятию таких решений нужно придавать особо важное значение.

За неисполнение и ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей, за превышение должностных полномочий, а равно за несоблюдение установленных законодательными актами о государственной службе ограничений связанных с государственной службой, на государственного служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания.

Принцип верховенства Конституции и федеральных законов

Согласно п. 1 ст. 5 ФЗ «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995 г. государственная служба основывается на принципе верховенства Конституции РФ и федеральных законов над всеми иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав. Этот принцип требует, чтобы организация государственной службы осуществлялась на основе и во исполнение Основного Закона РФ и федеральных законов. Правовыми нормами на основе Конституции РФ регулируются все основные стороны государственной службы: порядок установления служебных полномочий, прохождения государственной службы и прекращения государственно-служебных полномочий, применения мер поощрения, привлечения к юридической ответственности и т.д. Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах. В некоторых законодательных актах этот принцип называется принципом законности.

Применительно к каждому государственному служащему требование данного принципа означает, что такой служащий должен защищать верховенство Конституции РФ и федеральных законов. Только тогда он может выполнить обязанность соблюдения Конституции РФ, вменяемую в качестве служебного долга каждому государственному служащему. Не всегда просто, однако, обосновать этот принцип в субъектах РФ. Здесь следует руководствоваться требованиями Конституции РФ.

Исходя из требования верховенства Конституции РФ, каждый государственный служащий обязан выполнять свои должностные обязанности в духе конституционных принципов, как-то:

* демократизм, законность, равноправие граждан, гуманизм, разделение властей, многопартийность, равноправи6е и самоопределение народов.

Закон о гражданской службе выделяет также следующие принципы:

— Стабильность гражданской службы.

Данный принцип — гарантия эффективности государственной гражданской службы, поскольку лишь при высококвалифицированном и стабильном аппарате возможно решение целей государственной службы. Следует отметить, что аппарат должен быть не только стабильным, но и соответствовать необходимому профессиональному уровню. В Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» предусмотрен ряд мероприятий, необходимых для совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации федеральных государственных служащих.

Государственная служба стабильна тогда, когда все остальные принципы постоянно осуществляются на практике. Стабильность с точки зрения законодателя проявляется в поддержании управления государственной службы на уровне, позволяющем качественно осуществлять функции государства. Стабильность — это постоянство государственно-служебных отношений она обеспечивается мерами систематического поддержания высокого уровня управления учебой, проведением занятий, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и т.д. Принцип стабильности должен стать гарантией для служащего от незаконного увольнения со службы.

— Доступность информации о гражданской службе.

Данный принцип является своего рода логическим продолжением принципом равного доступа граждан к государственной службе и принципа открытости государственной службы.

— Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами.

Посредством закрепления данного принципа гражданская служба не противопостовляется гражданскому обществу, а напротив, тесно взаимодействует с ним, что видно уже из ее названия. Однако государственные гражданские служащие должны быть всегда независимы от политических партий, движений и иных общественных объединений и организаций. При исполнении служебных обязанностей они не вправе руководствоваться решениями каких-либо партий, политических общественных движений и общественных объединений, преследующих политические цели.

6. Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих.

Профессионализм означает исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течение определенного времени) и за регулярно получаемое вознаграждение. Компетентность отражает объем знаний и опыт работника.

Профессионализм стимулирует расширение и повышение знаний, накапливание опыта, развитие организаторских способностей, постоянно высокий уровень служебной и исполнительской дисциплины.

7. Принцип стабильности гражданской службы означает относительное постоянство кадров в занимаемых должностях, минимизацию текучести кадров при стабильности штатного состава. Это одно из важнейших условий качественного функционирования государственных органов.

8. Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, объективного информирования общества о деятельности государственных служащих является существенной проблемой российского государственного аппарата. Именно поэтому в настоящее время разрабатываются законопроекты (в частности, проект Федерального закона «Об административных процедурах»), регламентирующие порядок раскрытия и предоставления информации о деятельности органов государственной власти и государственных служащих.

9. Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами.

10. Принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Применительно к неправомерному вмешательству со стороны госорганов необходимо помнить нормативные положения ст. 10 Конституции РФ, согласно которой государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы государственной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Это, в частности, означает, что в повседневной деятельности Верховный Суд РФ не вправе по своему усмотрению вмешиваться в деятельность Правительства РФ, хотя в ряде случаев такое вмешательство предусмотрено действующим законодательством. Однако в последнем случае будет иметь место правомерное вмешательство в деятельность Правительства РФ. Аналогично должны быть независимы при осуществлении своей компетенции и законодательная власть, с одной стороны, и судебная — с другой. Другая сторона рассматриваемого принципа заключается в самостоятельности при осуществлении властных полномочий различных по своему правовому статусу государственных органов в рамках одной ветви власти, например, исполнительной. Речь идет о невмешательстве, скажем, Министерства внутренних дел РФ в деятельность Правительства РФ. Однако и в этом случае действие рассматриваемого принципа сопряжено с некоторыми законными ограничениями. В последнем случае речь будет идти уже о правомерном вмешательстве одних государственных органов в деятельность других.

11. Взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы.

Глава 2. Демократический политический режим

2.1 Понятие демократии

Понятие «демократия» происходит от греческого слова «demos», означающего «народ» + «kratos», означающего «власть». В демократических странах именно народ обладает суверенной властью над законодателем и правительством.

Несмотря на то, что в этом отношении в демократических государствах имеются различные нюансы, определенные принципы и практические подходы отличают демократическое правление от других форм государственной власти.

Демократия является формой правления, при которой все граждане участвуют в управлении государством и принимают на себя ответственность перед обществом либо непосредственно, либо через своих свободно избираемых представителей.

Демократия представляет собой совокупность принципов и практических мер, защищающих свободу человека. Демократия — это институционализация (введение в законные рамки) свободы.

Демократия основана на принципах волеизъявления большинства в сочетании с правами личности и меньшинств. Все государства с демократической формой правления, уважая волю большинства, ревностно защищают основные права отдельных людей и групп, составляющих меньшинство.

Демократические государства оберегают членов общества от всевластия центральных правительств и осуществляют процесс децентрализации государственной власти, делегируя часть полномочий на региональный и местный уровень. При этом государства с демократической формой правления отдают себе отчет в том, что местные органы власти должны в максимально возможной степени быть доступными народу и откликаться на его нужды и чаяния.

Демократические государства понимают, что одной из их основных функций является защита таких основных прав человека, как свобода слова и вероисповедания; право на равную защиту со стороны закона и право на создание организаций и полномасштабного участия в политической, экономической и культурной жизни общества.

Государства с демократической формой правления регулярно проводят свободные и справедливые выборы, право участия в которых предоставляется всем гражданам. Выборы в демократическом обществе не могут быть лишь ширмой, за которой скрываются диктаторы или одна единственная партия, а представляют собой подлинные соперничества за завоевание поддержки народа.

Демократия требует от государственных органов выполнения законов и обеспечивает такое положение, при котором все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона и все их права защищаются правовой системой.

Демократические государства отличаются разнообразием, отражая уникальную политическую, общественную и культурную жизнь каждой страны.

Государства с демократической формой правления основываются на основополагающих принципах, а не на единообразной практике. В условиях демократии граждане не только имеют права, но и берут на себя обязательство участия в политической системе, которая в свою очередь защищает права и свободы этих граждан.

Демократические общества привержены таким принципам как проявление терпимости, налаживание сотрудничества и достижение компромисса. Демократические государства признают, что достижение консенсуса требует компромисса, а также что он не всегда может быть достигнут. Говоря словами Махатмы Ганди, «нетерпимость сама по себе является одной из форм насилия и препятствием на пути роста истинного демократического духа».

2.2 Сущность демократии. Два типа и две концепции демократии

Формирование демократического государства является целью и идеалом развития любого цивилизованного общества.

В реальной политической борьбе прошлого, демократия конкретизировалась как совокупность гражданских, социальных и политических прав и свобод. Развитие представительной демократии по двум направлениям:

Информация о работе «Государственная служба. Демократия» Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 80800
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

78645 0 0

… ряда фа­кто­ров, в том числе и политического характера. В следующей главе курсовой работы и будут проанализированы основные принципы реформирования российской госу­дарственной службы. 2. Сущность и принципы реформирования государственной службы Система администрации – атрибут любого государства. Но различия между разными системами национальной админист­рации бывают достаточно сущест­венны, а …

104967 1 0

… или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Статья 21 данного Закона добавляет обязательные условия, при которых гражданин России может претендовать на занятие должности государственной службы: предельный возраст не моложе 18 и не старше 65 лет, необходимость владеть государственным языком, иметь профессиональное образование. Правовой статус государственного служащего …

64049 1 0

… ­росы не регулируются административно-правовым институтом госу­дарственной службы. В заключение этой главы, переходя к рассмотрению принципов и социального института государственной службы, следует сказать, что сейчас популярны идеи о необходимости принятия служебных кодексов как федерального, так и субъектов Федерации. 2. основные принципы ГОСУДАРСТВЕННОЙ службы В ст. 5 Закона «Об основах …

65196 0 0

ользоваться лишь тогда, когда соответствующие вопросы не регулируются административно-правовым институтом государственной службы. 1. Понятие государственного служащего и государственной службы. В ст. 3 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» дается следующее определение: «Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, …

Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих

Профессиональное развитие государственных служащих является одним из ключевых вопросов в системе государственной службы и кадровой политики. В условиях кардинального реформирования системы государственного управления Российской Федерации требование профессионального развития и дополнительного профессионального образования государственных служащих становится особенно актуальным. Недостаточность профессионализма и компетентности служащих современного государственного аппарата официально признана. Об этом свидетельствует и практика государственного управления. Значительной части российских чиновников еще недостает ни опыта службы, ни необходимых знаний и умений. Зачастую они не прошли правовой, социально-экономической, управленческой подготовки, необходимой для служебной деятельности.

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ закреплен принцип профессионализма и компетентности в качестве единого фундаментального принципа организации и функционирования государственной службы.

Профессионализм — это реализованная способность работника направленная на максимально полное соответствие требованиям производственной среды и работодателя. Под профессионализмом понимают глубокие и всесторонние знания и владение практическими навыками в соответствующей области общественно полезной деятельности. Профессионал — это работник высшего класса, специалист своего дела, человек, имеющий соответствующее специальное образование и опыт работы по специальности (профессии).

Компетентность — это наличие знаний в какой-либо области, позволяющих работнику судить о чем-либо предметно, с учетом разных точек зрения. Это глубокое знание своего дела, существа выполняемой работы, сумма специальных знаний и умений, позволяющих глубоко разбираться в том или ином деле, т.е. компетентный человек тот, который знает и умеет. Под компетентностью государственного служащего понимаются показатели, характеризующие его профессиональные знания, осведомленность и способности к эффективной их реализации в своей служебной деятельности. Компетентность государственного служащего — это высшая степень его профессионализма.

Под профессиональными знаниями на государственной службе понимается целостная и систематизированная совокупность знаний в области государства и права науки управления, политологии, экономики, социологии, психологии, теории и практики реализации полномочий органов государственной власти. Наряду с фундаментальными знаниями чрезвычайно важно, чтобы государственные служащие твердо знали свои задачи, функции, права и обязанности по замещаемой должности, способы и средства ее исполнения.

Государственный служащий, владеющий профессиональными знаниями, должен быть способен решать служебные задачи, включая:

  • реализацию основных направлений государственной кадровой политики и решение задач социальной политики;
  • правовое регулирование социально-экономических процессов в отраслях и сферах государственной деятельности на основе законодательства об управлении, разграничении компетенции и функций государственных органов;
  • анализ реальных ситуаций, складывающихся в государственных органах, поиск путей согласования различных интересов, определение причин и упреждение социальных конфликтов;
  • организацию выполнения решений федеральных государственных органов, налаживание учета и проверки исполнения этих решений, обеспечение контроля за ходом их выполнения;
  • выработку стратегической программы по исполнению должностных обязанностей согласно должностному регламенту.

Под умениями на государственной службе понимаются профессиональные знания государственного служащего, воплощенные в решении конкретных служебных задач в соответствии с занимаемой должностью. Например, умение государственного служащего вникнуть в суть управленческой ситуации, проанализировать ее и предложить законное и целесообразное решение.

Под навыками на государственной службе понимаются умения государственного служащего, осуществляемые им автоматически в режиме реального служебного времени. Навыки приобретаются в процессе практической служебной деятельности в условиях типичных управленческих ситуаций. Они позволяют экономить служебное время, сводить до минимума ошибки и просчеты.

В сумме профессиональные знания, умения и навыки — показатели профессионализма государственного гражданского служащего. Они определяют его профессиональную пригодность и компетентность.

Реализация принципа профессионализма и компетентности на государственной службе обеспечивается системой профессионального развития государственных служащих Российской Федерации.

Федеральным законом № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. на государственных гражданских служащих возложена обязанность поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных полномочий (ст. 15). Им гарантируются переподготовка и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения (ст. 14). На кадровые службы государственных органов возложена обязанность анализировать уровень профессиональной подготовки государственных служащих (ст. 28 ФЗ от 27 июля 2004 г.).

Следовательно, систематическое повышение квалификации и профессиональная переподготовка являются юридически обязательной частью и элементом прохождения государственной службы каждым государственным гражданским служащим в любом государственном органе.

В существующей системе государственной службы профессиональное развитие тесно связано с продвижением по службе, оценкой качества службы, уровнем денежного содержания, присвоением классных чинов, применением мер поощрения и т.д.

Сама государственная служба считается творческим трудом, поэтому государственный служащий, избравший ее своей профессией, дал жен непрерывно повышать свой теоретический уровень на протяжении всей служебной деятельности независимо от занимаемой государственной должности. Именно по этим причинам профессиональная переподготовка и повышение квалификации органически встроены в систему прохождения государственной службы.

Правовая база. В настоящее время профессиональное развитие и образование государственных гражданских служащих регулируются федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ; основными среди них являются:

  • Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ст. 61-63);
  • указ Президента РФ «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 28 декабря 2006 г. № 1474;
  • постановление Правительства РФ «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 6 мая 2008 г. № 362.

В соответствии с указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 были признаны утратившими силу с 1 января 2008 г.:

  • указ Президента РФ «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих» от 7 февраля 1995 г. № 103;
  • указ Президента РФ «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» от 3 сентября 1997 г. № 983 и ряд других актов.

Указ Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 утвердил «Положение о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации». Этим Положением регулируются вопросы формирования государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих.

Перечисленные акты предусматривают организационно-правовые формы профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, порядок, периодичность, сроки и условия профессионального обучения и затрагивают некоторые другие вопросы.

Ведущее место в системе профессионального образования государственных служащих принадлежит Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и Финансовой академии при Правительстве РФ. В этих ведущих учебных заведениях проходят профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственные служащие федеральных государственных органов, а также государственные служащие государственных органов субъектов Российской Федерации.

Характер и тип профессионального развития государственных служащих определяются тем, какие принципы заложены в этот процесс. Принципы профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих могут быть разделены на три группы: общегражданские, профессиональные и внутрикорпоративные.

Общегражданские принципы включают:

  • развитие повышенного чувства ответственности и гражданского сознания, в том числе ряда специфических этических качеств, таких как гражданский долг, верность интересам государственной службы;
  • внедрение в поведение чиновников навыков мотивирующего воздействия на окружающих;
  • честность и неподверженность коррупционным воздействиям.

Профессиональные принципы включают:

  • наличие специальных знаний в области права, политологии, социологии, экономики, социальной психологии, истории и теории мирового и отечественного государственного управления;
  • умение использовать эти знания;
  • непрерывность и гибкость профессионального образования служащих;
  • системность и систематичность профессионального образования работников госаппарата.

К внутрикорпоративным принципам относятся:

  • выработка навыков управленческой работы, в том числе лидерских качеств;
  • солидарность, взаимодействие и взаимоподдержка на государственной службе;
  • повышение социального статуса и имиджа государственной службы, чести и достоинства государственного служащего.

Названные принципы, будучи структурированными, предполагают комплекс практических мер, направленных на организацию процесса профессионального развития кадров государственного управления.

Практика показывает, что в современной системе профессионального образования государственных служащих России имеется немало узких мест. В федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)» сказано, что качество профессионального обучения государственных служащих в недостаточной степени отвечает потребностям развития государственной службы.

К общим недостаткам системы профессионального развития и дополнительного профессионального образования работников государственного аппарата относятся:

1) отсутствие конкуренции государственных и негосударственных образовательных учреждений за право получения государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации служащих;

2) полная подчиненность образовательных учреждений своим заказчикам, их ведомственная и иная зависимость от них. Это обеспечивает быструю реакцию на ведомственные требования, но сковывает инициативу образовательных учреждений;

3) чрезмерно широкое и не всегда оправданное привлечение чиновников-практиков для участия в образовательных программах в качестве преподавателей;

4) оторванность системы дополнительного профессионального образования чиновников от федеральной системы общего и профессионального образования, курируемой Министерством образования и науки РФ. Вследствие этого осуществляется мало координируемое с общими образовательными стандартами преподавание общегуманитарных дисциплин, что снижает ценность повышения квалификации;

5) фрагментарность регулирования и юридическая неопределенность ряда понятий профессионального развития государственных служащих (например, какое образование следует считать высшим образованием по специализации государственных должностей, какое образование считается равноценным и какое требует дополнительного профессионального образования).

Поэтому требуется федеральный закон о профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации государственных служащих. Основное назначение такого закона — сделать профессиональное обучение государственных служащих обязательным, непрерывным и систематическим для всех категорий государственных служащих, создать единую организационную и правовую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;

6) отсутствие системы образовательных учебных заведений, призванных на конкурсной основе провалить профессиональную пал готовку, переподготовку и повышение квалификации кадров государственной службы. Поиск решений по созданию стройной системы учебных заведений затянулся;

7) снижение динамики дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих. Так, если в 2007 г. профпереподготовку прошли 1135 гражданских служащих, повышение квалификации — 116 540, то в 2008 г. — соответственно 992 и 106 490;

8) неполное освоение денежных средств, выделенных на дополнительное профессиональное образование (ДПО) гражданских служащих. Из 85 федеральных органов исполнительной власти, участвовавших в исполнении государственного заказа в 2008 г., только 32 федеральных органа исполнительной власти (38%) в полном объеме освоили выделенные им бюджетные ассигнования1Кузнецов О.В., Иванов А.В. Показатели состояния и динамики дополнительного профессионального образования государственных служащих. М.: Финакадемия. 2009. С. 2-5..

Среди причин неосвоения выделенных на ДПО гражданских служащих средств можно назвать следующие:

  • замена запланированного обучения по программам профессиональной переподготовки служащих на краткосрочное повышение квалификации в связи с неукомплектованностью штатной численности в большинстве федеральных органов исполнительной власти;
  • недостаточно четкая организация работы отдельных федеральных органов исполнительной власти по организации обучения гражданских служащих территориальных органов;
  • задержка с разработкой и утверждением государственного заказа на ДПО гражданских служащих и с проведением конкурса учебных заведений на выполнение заказа.

Для решения этих проблем требуется реализация со стороны государства комплекса мер правового, организационного, финансово-экономического и учебно-методического характера. Но прежде всего в учебных планах и программах вузов, занимающихся подготовкой государственных служащих, необходимо ввести новую комплексную учебную дисциплину «Государственное управление» как основной предмет, включающий и интегрирующий в себя элементы различных управленческих и социально-экономических знаний.

Насущным вопросом также является расширение правового статуса государственных служащих, их прав и ответственности в части повышения своей квалификации. Поскольку профессиональная переподготовка и повышение квалификации включены в круг служебных обязанностей руководителей и специалистов, для этих категорий работников они имеют правовой характер. Следовательно, их невыполнение при определенных условиях может повлечь за собой неблагоприятные для работника юридические последствия. В то же время успешно и добросовестно исполняющим должностные обязанности государственным служащим должна быть предоставлена возможность выбора формы повышения квалификации. Отказ государственного служащего без уважительных причин от ее повышения следует рассматривать как нарушение служебной дисциплины, сопровождающееся правовыми последствиями вплоть до освобождения от должности.

Рябова Т.М.,

Кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного

социального университета. Ryabova T.M.,

Рогач О. В.,

Кандидат социологических, доцент кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного

социального университета.

Rogach O.V.,

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

СЛУЖАЩИХ В РОССИИ

The professionalism and competence of civil servants in russia

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме -направления и проблемы роста профессионализма и компетентности государственных служащих в России. Авторами дается понимание взаимосвязи таких понятий как: «квалификация служащих», «профессиональное развитие» и «компетентность служащих». В статье выделяются принципы карьерного роста гражданских служащих, принципы организации и реализации повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также обозначены основные проблемы действующей системы подготовки и переподготовки кадров для государственного аппарата.

Ключевые слова: государственные служащие, профессиональное развитие, повышение квалификации, компетентность, карьерный рост.

Key words: public servants, professional development, refresher training, competence, career.

Развитие любого человека, в том числе его профессиональное развитие — это одно из главных направлений исследований на протяжении всей истории человечества. Развитие — это закономерное изменение сознания, жизненных устоев, ценностей и бытия. Ничего не стоит на месте. В рамках современной концепции общественного развития именно профессиональному развитию уделяется особое внимание. Большую часть жизни мы проводим на работе, мы отмечаем чувство радости, счастья, успешности, благополучия, только, если мы реализовались в профессиональной деятельности.

Проблема развития госслужащих — одна из центральных в структуре кадровой политики, реализуемой в органах государственной власти. Важнейший путь в решении данной проблемы — подъем качества профессионального формирования и организации госслужащих всех групп и категорий замещаемых должностей. Задачей кадровой работы становится мотивация гражданского служащего на постоянную модернизацию ключевых компетенций, необходимых для дальнейшего профессионального роста, на самосовершенствование. При этом необходимо создать такую систему управления профессиональным развитием, чтобы она отражала реальные потребности самих служащих и органов государственной власти в целом.

Профессиональное развитие госслужащих — это один из стержневых факторов эффективности системы государственной службы, именно профессионализмом служащих обусловливается ее действенность. Как полагает исследователь В. В. Черепанов, «профессиональное развитие — это совершенствование служащих в служебно-квалификационном и должностном отношении. Это приоритетное направление формирования кадрового состава государственной гражданской службы, так как основное требование, предъявляемое к работнику, — его профессионализм и компетентность. Они складываются из знаний, умений, навыков, а также, прежде всего, из уровня его профессионального образования».

Исследователь М.А. Коргова придерживается другого подхода к определению данного концепта: «профессиональное развитие следует определить как процесс подготовки сотрудников к выполнению новых для них производственных задач, занятию новых должностей, т.е. развитию компетенции».

В современных условиях развития образования в России становится актуальным вопрос: насколько уместно говорить и оценивать уровень профессионализма служащих по оценке их компетентности? Или все же необходимо исходить от непосредственных знаний, умений и навыков, которыми владеет служащий при оценке его профессионализма?

В теории и практике организации и функционирования государственной службы, говоря о росте квалификации, подразумевают овладение новыми знаниями и навыками, необходимыми для исполнения полномочий в соответствии с замещаемой должностью государственной

службы. В профессии чаще употребим термин «квалифицированный специалист», нежели «компетентный служащий». Проблема еще возникает при конкурсном отборе кандидатов на вакантные должности или при включении в кадровый резерв. В соответствии с действующим законодательством конкурсная комиссия должна определить победителя и оценить уровень квалификации претендентов на предмет их соответствия вакантной должности. А в чем же тогда заключается компетенция претендента и как она соотносится с уровнем квалификации?

Для того, кто ищет работу, требуется наличие компетенций, это означает, что он должен стать универсальным работником, обладать разносторонними способностями, которые основываются на собственных талантах и пронизаны оригинальной комбинацией практического опыта. Вместо выполнения задания требуется способность решать проблемы .

Таким образом, получается, что в отличии от квалификации, подразумевающей владение определенными знаниями и опытом, необходимыми для выполнения профессиональных задач, компетенция -это способность работника или кандидата выполнять поставленные перед ним задачи не только в соответствии с требованиями должностного регламента и инструкции, но и с учетом своих личных профессиональных качеств, навыков и опыта выполнять задачи, принятые и в организации, и в сфере деятельности в целом. То есть, если квалификация — это наличие необходимых знаний, умений и навыков, то компетенция — способности эффективно и результативно применять свои знания, умения, навыки на практике.

С учетом модернизации работы органов государственной власти РФ требования по профессиональному развитию и дополнительному профессиональному образованию госслужащих становятся особенно актуальными. Недостаток профессионализма, компетентности и осведомленности служащих должен быть решен при формировании системы управления кадровым составом служащих.

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.04 года № 79-ФЗ установлен принцип компетентности и профессионализма государственной службы.

Профессионализмом — способность сотрудника, которая направлена на предельно полное соответствие требованиям работодателя и внешней среды. Профессионал — это сотрудник высочайшего уровня, мастер своего дела, человек, располагающий соответствующим специальным образованием и опытом работы по профессии (специальности).

Под профессиональными знаниями для государственного служащего понимается единый и систематизированный комплекс знаний в сфере государства и права, науки правления, социологии, политологии, экономики, психологии, теории и практики осуществления полномочий государственных органов власти. Вместе с фундаментальными знаниями

важно, чтобы госслужащие владели базовыми знаниями в области законодательства о государственной службе, о противодействии коррупции, знали собственные задачи и функции, обязанности и права в соответствии с замещаемой должностью.

Человек, который служит государству, владеет профессиональными знаний, должен уметь решать следующие вопросы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— реализация основных направлений государственной политики по профилю органа, в котором он работает;

— регулирование социальных и экономических процессов в рамках действующего законодательства;

— организация исполнения полномочий государственных органов власти; организация проверки правомерности принятых управленческих решений и их реализация;

— эффективное выполнение служебных обязанностей.

На государственной службе под умениями понимают профессиональные знания служащего, которые воплощены в решениях конкретных должностных задач в соответствии с занимаемой должности. К примеру, умение госслужащего вдуматься в сущность управленческой ситуации, рассмотреть ее и предложить легитимное и рациональное решение.

На государственной службе под навыками понимают умения госслужащего, которые он осуществляет автоматически в порядке реального должностного времени. Они позволяют сэкономить должностное время, до минимума сводить ошибки и промахи.

В комплексе профессиональные познания, навыки и умения — это показатели профессионализма гражданского государственного служащего. Они обусловливают его профессиональную пригодность. Воплощение в жизнь принципа профессионализма и осведомленности на службе государства обеспечивается системой профессионального развития госслужащих РФ.

Федеральным законом № 79-ФЗ от 27.07.04 года на гражданских государственных служащих положена обязанность поддержки уровня квалификации, достаточной для выполнения своих служебных обязанностей (ст. 15). Им гарантирована переподготовка и повышение квалификации с сохранностью рабочего места и финансового обеспечения на время учебы (ст. 14).

Таким образом, регулярное повышение квалификации и профессиональная переподготовка — это юридически обязательная часть и элемент прохождения государственной службы гражданским государственным служащим в любом государственном органе.

В рамках действующей системы управления государственной службы повышение уровня профессиональных знаний и опыта непосредственно влияет на карьерный рост, успешное прохождение аттестации, получение внеочередных классных чинов, применение выплаты поощрительного и

стимулирующего характера. Однако, не всегда успешность и наличие различных сертификатов о повышении профессиональных знаний влияет на по рост компетентности служащего в силу его определенных психологических и социокультурных особенностей. Количество дипломов не всегда отражает истинные знания. Одним из основных аспектов прохождения службы является прививание служащему желания постоянно совершенствовать свои знания и навыки. Кадровая служба должна предоставлять возможность выбора направлений роста профессионализма непосредственно служащему. Именно он знает реальные свои силы и оценивает перспективы своего роста. Но задачей кадровой службы органа должна стать оценка его профессионализма и отслеживание возможных этапов построения его карьеры. При этом карьерный рост гражданских служащих должен осуществляться на базе определенных принципов (Таблица 1.).

Таблица 1. Основные принципы карьерного роста

непрерывность ни одна из достигнутых целей в карьере не может быть окончательной или служить поводом для остановки. Продвижение по службе может замедляться или прерываться в связи с внезапно возникающими трудностями, в том числе кризисного характера. Необходимо заблаговременное создание ресурсного резерва.

Осмысленность любое карьерное действие должно быть целесообразным, осуществляться сообразно индивидуальным и общим целям. Знание общих целей и особенностей движения обеспечивает оптимальность выбора маршрута и тактики его прохождения. Встречающиеся на карьерном пути проблемы более результативно разрешаются, если раскрыты их источники, составляющие и связи, определен план системного воздействия на них и варианты выхода из тупика.

Соразмерность в любом продвижении есть лидеры и отстающие. Успешная карьера — это продвижение в группе лидеров.

Заметность созвучен принципу соразмерности и говорит о важности быть замеченным, отмеченным окружением как можно раньше, что обеспечит широкое «карьерное поле».

Маневренность прямолинейное движение возможно только на свободном от других соперников карьерном пути, а в реальных условиях такого не бывает. Следует уметь расширять свои возможности, открывать для себя и

своей карьеры новые стороны и возможности.

Экономичность карьерный путь долог, а для некоторых — это вся жизнь, поэтому важно правильно распределять силы, соотносить свои карьерные устремления с реальными возможностями.

Планирование карьеры гражданского служащего подразумевает, что карьера рассматривается как результат осознанной позиции и деятельности человека в области служебной деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. Распределение функций по планированию карьеры в органе государственной власти происходит следующим образом:

1. Сам гражданский служащий отвечает за:

— первичный выбор профессии;

— выбор государственного органа и должности;

— ориентацию в государственном органе;

— постановку целей роста и реализацию роста.

2. Кадровая служба государственного органа занимается:

— оценкой при приеме на работу;

— расстановкой гражданских служащих;

— оценкой труда и потенциала гражданского служащего, периодической аттестацией;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— формированием кадрового резерва;

— продвижением на следующую должностную позицию в государственном органе.

3. Непосредственный руководитель гражданского служащего:

— оценивает результаты труда и потенциал гражданского служащего;

— оценивает мотивацию гражданского служащего;

— занимается организацией профессионального развития гражданского служащего;

— разрабатывает предложения по включению в кадровый резерв, программ обучения и стимулирования труда гражданских служащих.

Сама государственная служба в рамках действующих правовых основ считается творческим трудом, поэтому гражданский служащий, избравший ее своей профессией должен непрерывно повышать свой профессиональный уровень на протяжении всей службы, независимо от замещаемой государственной должности. В результате подготовка, переподготовка и повышение квалификации «встроены» и являются неотъемлемой частью системы прохождения гражданской службы.

В соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ система профессионального образования и развития гражданских служащих включает в себя:

— профессиональная подготовка кадров для гражданской службы;

— профессиональная переподготовка гражданских служащих;

— повышения их квалификации.

На сегодняшний день профессиональное развитие и формирование гражданских государственных служащих регулируются федеральными законами, указами Президента России и Постановлениями Правительства России, основными из которых являются:

— Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ст. 61-63);

— указ Президента РФ «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 28 декабря 2006 г. № 1474;

— постановление Правительства РФ «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 6 мая 2008 г. № 362.

Все упомянутые акты предусматривают правовые и организационные основы профессиональной подготовки и роста квалификации гражданских государственных служащих, режим, периодичность, сроки и условия профессиональной учебы.

Принципы повышения квалификации и профессиональной переподготовки госслужащих можно разделить на 3 группы: внутрикорпоративные, профессиональные и общегражданские (Таблица2).

Таблица 2. Принципы повышения квалификации и профессиональной

переподготовки государственных служащих

Общегражданские Принципы Профессиональные принципы Внутрикорпоративные принципы

— повышенное чувство ответственности и высоконравственные установки и ориентиры (преданность и патриотизм) — присутствие особых познаний в сфере права, экономики, политологии, социальной психологии, социологии, истории и теории отечественного и мирового управления государством — выработка навыков работы в управлении, в том числе качеств лидера

— введение в чиновничье поведение умения мотивированного влияния на окружающих — структурированность, постоянность и регулярность профессиональной учебы служащих — солидарность, взаимные действия и взаимная поддержка на службе государства

— непорочность и невосприимчивость к коррупционным действиям — рост социального статуса и репутации гос. службы, достоинства и чести госслужащего

Представленные в Таблице 2. принципы, будучи систематизированными, предполагают сумму практических мер, которые

направлены на создание процесса постоянного профессионального роста кадров в органах государственного управления.

К недостаткам существующей системы профессионального развития и повышении компетентности сотрудников госаппарата можно отнести:

1) практически отсутствие соперничества государственных и негосударственных учреждений образования за право приобретения госзаказа на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников в связи с монополиями в этих сферах ряда крупных университетов;

2) чересчур обширное и зачастую неоправданное притягивание чиновников-практиков для участия в образовательных программах в качестве педагогов;

3) разнонаправленность программ образования в соответствии с ФГОС, разрабатываемыми Министерством образования и науки РФ и установленных Министерством труда и социальной защиты РФ профессиональными стандартами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) необоснованность требований ряда субъектов РФ для замещения должности государственной гражданской службы категории «специалисты» всех групп иметь высшее образование уровня «специалитет» или «магистратура», тем самым нивелируя уровень «бакалавриата».

5) неполное освоение финансовых средств, выделяемых на профессиональный рост служащих, в связи с реализацией программ по повышению профессионализма и обучение госслужащих путем проведения торгов в соответствии с 44-ФЗ.

Чтобы решить данные вопросы потребуется осуществление со стороны государства компиляции ряда мер организационно-правового, финансового, экономического, учебно-методического характера. Насущной проблемой так же является углубление правового статуса госслужащих, их ответственности и прав в части роста их квалификации. Так как профессионализм и компетентность, прежде всего, должны быть задачей самих служащих, а не их руководителей и нанимателей. Повышение валификации и профессиональная переподготовка введены в круг должностных обязанностей специалистов и руководителей, для данных категорий сотрудников они обладают правовым характером. Таким образом, невыполнение их при назначенных условиях может повлечь за собой определенные юридические последствия для сотрудника. В то же самое время благополучно и добросовестно осуществляющим служебные обязанности госслужащим должна быть дана возможность избрания конфигурации роста квалификации.

Список литературы:

1. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проктидованию государственных обраовательных стандартов высшего профессионального обраования (методологические и методические вопросы):методическое

2. Захаров Н.Л. Организационное поведение государственных служащих. М.: ИНФРА-М, 2009.

3. Кабашов С. Ю. Организация муниципальной службы. М.: ИНФРА-М, 2014.

5. Кудаев П. П. Управленческие технологии профессионального развития государственных гражданских служащих // Молодой ученый.

2013. № 12. С. 663-667.

6. Справочник работника кадровой службы / под ред. А. В. Верховцева. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 22.

2. Zaharov N.L. Organizacionnoe povedenie gosudarstvennyh sluzhashhih. M.: INFRA-M, 2009.

3 Kabashov S. Ju. Organizacija municipal’noj sluzhby. M.: INFRA-M,

Добавить комментарий