Лекция: Джон Кеннеди и Линдон Джонсон: характерные черты развития США в 1960-е гг.
Дж. Кеннеди (1961 – 1963). Политика «новых рубежей».
Великое общество» Л. Джонсона (1963 – 1968).
Вопрос 1. К началу 60-х гг. США оказались перед рядом нерешенных проблем:
1. Незаконченные преобразования в социальной сфере (система соцзащиты не включала часть общества, живущего за чертой бедности);
2. Негритянский вопрос (юридическое неравноправие делало невозможным выбраться афро-американцам из гетто, расовая дискриминация);
3. Внешняя политика.
Все эти проблемы предстояло решить новому правительству. На выборах 1960 г.от демократической партии участвовал Джон Фицджеральд Кеннеди (1917 — 1963),сенатор от штата Массачусетс. В своей предвыборной компании демократы выдвинули следующие тезисы:
1) Необходимость государственного стимулирования экономического роста в сфере экономики с целью создания условий для проведения социальных реформ,
2) Активизация внешней политики, что выражалось в укреплении мирового лидерства США, наращивании ядерного оружия, политика «гибкого реагирования».
Кандидатом республиканской партии стал Ричард Никсон (1913 – 1994). Программа республиканцев предусматривала увеличение роли государства в социально-экономической сфере, но при ведущей роли частного капитала. Победу на выборах одержал Джон Кеннеди, 20 января 1961 года он принял присягу и стал, таким образом, 35-м президентом США. Им была выдвинута программа «новые рубежи», которая включала в себя меры по стабилизации экономики и проведение широких социальных реформ. Т.о. В основу социально-экономической политики правительства Кеннеди была положена кейнсианская идея использования бюджетного дефицита с целью стимулирования эффективного спроса как средства поддержания стабильных темпов экономического роста. В чем это выразилось?
· Социально-экономическая сфера:
1) в 1961-1962 гг. правительство Кеннеди увеличило государственные расходы с целью проведения ряда мер в социальной области, рассчитанных на повышение платежеспособного спроса населения. Так, уже в марте 1961 г. был продлен на три месяца срок выплаты пособий по безработице.
2) Минимум заработной платы увеличивался с 1 до 1,25 долл. в час.
3) Была принята широкая программа удешевленного жилищного строительства, увеличены ассигнования на помощь низкодоходным группам населения.
4) В 1962 г. конгресс принял закон, впервые в истории страны поставивший перед государством задачу подготовки и переквалификации рабочей силы.
5) Продолжалось финансирование в социальной сфере. 1963 г. – закон о федеральных ассигнованиях на цели высшего образования и профессионально-технического обучения.
6) В начале 60-х гг. развернулась новая волна негритянского движения. Она была связана с крупными изменениями в социальной структуре черных американцев, вызванными НТР. В 1962 – 1963 гг. в южных штатах были проведены массовые демонстрации против расовой дискриминации – «рейды свободы». В июне 1963 г. правительство Кеннеди внесло в конгресс билль о гражданских правах. Он предусматривал запрещение сегрегации черных американцев в местах общественного пользования. Однако данный законопроект вызвал недовольство со стороны консерваторов.
7) Также были разработаны программы помощи депрессивным регионам (прежде всего угледобывающим), переквалификации и переобучения рабочих новым профессиям.
8) Правительство Кеннеди наметило курс увеличения федеральных расходов на налоговые методы стимулирования экономики. Крупному бизнесу администрация предоставила налоговые льготы в целях поощрения частных капиталовложений.
Таким образом, внутренняя политика правительства Кеннеди была ориентирована на реализацию целой серии мер в области социальной сферы, экономики, направленных на формирование государства благосостояния.
В области внешней политики демократы взяли курс на «гибкое реагирование» (вопрос группе: что вы понимаете под выражением политика «гибкого реагирования»?) — при сохранении в качестве одного из ее элементов «массированного возмездия» и гонки ракетно-ядерного вооружения, но при ускоренном развитии обычных вооруженных и парамилитаристких сил, готовых вести любые виды «обычных военных действий», начиная от антипартизанских диверсий и заканчивая «локальными войнами».
· При Кеннеди был создан «Корпус мира» — организация добровольцев, изъявивших желание работать в отсталых странах в области экономики, образования, здравоохранения. Намечается переход внимания правительства к проблемам развивающихся стран, наблюдается стремление удержать страны Азии, Африки, Латинской Америки в экономической и политической системе капитализма, не допустить перехода этих стран на некапиталистический путь развития.
· Одним из основных направлений внешней политики был Индокитай. Здесь американцы действовали согласно теории «домино» — не допустить победы коммунистов в Индокитае, ибо это может привести к падению всей ЮВА. Военные действия в Лаосе приобрели неблагожелательный характер. В июле 1962 г.правительство Кеннеди подписало Женевские соглашения о нейтрализации и мире в Лаосе. Параллельно шло сокращение материальной помощи марионеточному государству Нго ДиньДьема в Южном Вьетнаме. Правительство США отклонило все предложения о мирных переговорах по Вьетнаму, что вылилось во вторую индокитайскую (или вьетнамскую) войну 1964-1975 гг.
· Что касается Латинской Америки, то революция на Кубе в 1959 г. и приход к власти прогрессивного режима во главе с Ф. Кастро вызывали негативное отношение со стороны США, которые привыкли рассматривать Латинскую Америку как свои задворки, а Кубу – как «наиболее близкую к метрополии вотчину». Правительство Кеннеди выработало программу «Союз ради прогресса», согласно которой США обещали передавать Латинской Америке ежегодно в течение 10 лет по 2 млрд долл. Этот союз был создан с целью воспрепятствовать появлению в латинской Америке новых революционных очагов и создать условия для ликвидации первого социалистического государства в западном полушарии. В октябре 1961 г. Кеннеди отдал распоряжение министру обороны готовить план вторжения на Кубу с целью свергнуть режим Кастро. Но данный план провалился. 3 февраля 1962 г. Джон Кеннеди заявил о полном эмбарго на торговлю с Кубой. Белый дом потребовал от своих союзников перестать снабжать Кубу продовольствием и медикаментами. Новая операция по свержению кубинского режима называлась «Мангуста». 14 октября разведывательный самолет У-2 зафиксировал наличие ракет на Кубе (прил. ). 16 октября об этом доложили Кеннеди, который созвал исполком Совета национальной безопасности, заседавший с 16 по 23 октября. 18 октября 1962 г. Белый дом отклонил советское предложение о встрече в верхах для урегулирования спорных международных проблем.
Кульминацией кризиса стало выступление президента Кеннеди по телевидению и радио 22 октября 1962 г. 24 октября Советское правительство заявило против блокады Кубы решительный протест. 26 октября Кеннеди отдал приказ о подготовке войск к вторжению на Кубу. Вечером 26 октября Кеннеди получил письмо от Хрущева, где советский лидер просил американского президента проявить сдержанность. Хрущев предложил Кеннеди снять блокаду с острова и дать обязательство не нарушать суверенитета Кубы. В этом случае СССР обязывался демонтировать ракеты и вывести их. Еще одно требование, выдвинутое с нашей стороны, США намеревались выполнить после ликвидации ситуации. Оно касалось американских ракет, размещенных в Турции.
27 октября 1962 г. брат президента Р. Кеннеди признал, что из-за сбитого над Кубой американского самолета-разведчика усилилось давление на Белый дом со стороны Пентагона, требовавшего немедленно начать военные действия, но что Джон Кеннеди не хочет войны. Он заявил, что в интересах скорейшего разрешения кризиса Вашингтон готов заверить, что ни США, ни другие страны Западного полушария не будут вторгаться на Кубу. Со своей стороны советское правительство согласилось пойти в обмен на американские уступки на удовлетворение единственного требования США о контролируемом вывозе с Кубы советских ракет, что и было сделано в начале 1963 г. Мир избежал ядерной войны.
· В 1963 г. администрация Кеннеди подписала Московский договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, под водой и в космосе.
Т.о., внешнеполитический курс Кеннеди был направлен на дальнейшее усиление своего влияния в ЮВА, странах Латинской Америки. Остались нерешенными многие конфликты, включая вьетнамский.
22 ноября 1963 г. во время предвыборной поездки по стране в Далласе, штат Техас Кеннеди был убит. Это событие потрясло не только Америку, но и весь мир. Это убийство до сих пор остается нераскрытым. Президентом США стал вице-президент Линдон Джонсон (1908 – 1973), который и одержал убедительную победу на очередных президентских выборах. Убийство Кеннеди сразу вывело Джонсона в центр власти, 22 ноября 1963 года его машина шла прямо за автомобилем Кеннеди, когда были произведены смертельные выстрелы в президента.
Вопрос 2. Л.Джонсон продолжил курс Кеннеди, провозгласив программу «Великого общества», в рамках которой был осуществлен целый комплекс реформ. Программа Джонсона заключалась в кадровой и политической непрерывности. Сверх этого, он решительно выступил за укрепление и расширение существующей социальной политики. А в своем первом правительственном заявлении, 8 января 1964 года, он провозгласил «безоговорочную войну против бедности». Джонсон разбирался в законодательных процессах, а также в слабых и сильных сторонах американской правительственной системы.
Программа Л.Джонсона по борьбе с бедностью:
1)профессиональная подготовка и обучение,
2)программы так называемых «общинных действий», осуществляемых под эгидой местных властей,
3)специальные программы помощи для сельской местности и мелкого бизнеса, а также
4)деятельность организации «Добровольцы на службе Америки».
1.Сразу после вступления в должность в 1964 г. Джонсон издал закон о гражданских правах, который дал афро-американцам на юге избирательное право и ввел равноправие мужчин и женщин. Подавляющая победа на выборах над консервативным республиканцем Барри Голдуотером, в ноябре 1964 года — Джонсон победил с большинством в 15 млн голосов (61,1% избирателей) — дала ему возможность осуществить мечту всей его жизни: улучшить условия жизни всех американцев.
2. Закон об избирательном праве 1965 года удвоил в течение одного года участие в выборах на Юге афро-американцев.
3.Другой законодательной вехой явилось создание страхования на случай болезни для пожилых и бедных.
4. В середине 1960-х гг. государство взяло на себя заботу о медицинском обеспечении значительной части населения страны. Две крупнейшие государственные медицинские программы — «Медикэр” и «Медикэйд”— поглощают 60% общих государственных расходов на здравоохранительные цели.
5. Мероприятия по развитию школ, университетов, музеев и других образовательных учреждений. Увеличились государственные затраты на образование в 17 раз. Число старшеклассников достигло 14 млн. человек.
6. Было стимулировано жилищное строительство внутри городов, изданы радикальные законы по защите окружающей среды и создана защита прав потребителей. 1966 г. – программа по выделению жилищных субсидий.
3.Новый иммиграционный закон отменил дискриминирующее положение 20-х годов против азиатских иммигрантов и благоприятствовал внешнеамериканской иммиграции.
4.На фоне процветающей экономики Джонсон смог даже провести планируемые еще Кеннеди понижения налогов для частных лиц и специалистов. Средний доход американских семей возрос за 60-е годы реально на 85%.
Однако уже в 1967 году были сокращены многочисленные социальные программы и снова повышены налоги, потому что война во Вьетнаме тянула огромные суммы. Несмотря на нее недостатки и отклонения, успехи «великого общества» были значительны: число американцев, живущих ниже прожиточного минимума, снизилось с 17% в 1965 году до 11% в 1973 году, а если учесть государственные продовольственные пособия, то в 1973 году это число составляло не более 6,5%. Потом, однако, тенденция развития повернула назад.
Во внешней политике Джонсон ориентировался на направление Кеннеди. Он осторожно выступал за лучшее сотрудничество с Советским Союзом. Вопреки значительному сопротивлению в Конгрессе, но к радости американских фермеров, он предоставил Москве большие кредиты на закупку зерна.
В 1968 году подписал договор о нераспространении ядерного оружия, а в конце своего президентства работал над вступлением в переговоры об ограничении атомного вооружения (ОСВ-1). Однако ввод американских войск в сотрясаемую политическими кризисами Доминиканскую Республику (1965 год) показал Джонсона как традиционного поборника политики сдерживания и привел к потере симпатий к США в Латинской Америке. Джонсон интерпретировал призыв к реформам как попытку управляемого Кубой коммунистического подрыва. «Доктрина Джонсона» гласила Соединенные Штаты, должны везде защищать своих граждан (2 мая 1965 г.).
Американо-немецкие отношения все больше отягощались проблематикой валютной компенсации. Отклоненное требование Джонсона к федеральному правительству под руководством Людвига Эрхарда в качестве вознаграждения за размещение американских войск усиленно закупать вооружение в Соединенных Штатах, чтобы стабилизировать соотношение обменного курса между долларами и маркой ФРГ, способствовало свержению канцлера осенью 1966 года.
В шестидневной войне (5 — 10 июня 1967 года) администрация Джонсона встала на сторону Израиля и таким образом сильнее, чем правительство Кеннеди, отклонилось от нейтральной линии, которой пытался придерживаться Эйзенхауэр в ближневосточном конфликте.
Военный инцидент в Тонкинском заливе, в котором американские военные корабли были обстреляны северовьетнамскими морскими соединениями, он использовал 7 августа 1964 года как предлог, чтобы провести через Конгресс без всякой оппозиции уже подготовленную резолюцию о Тонкинском заливе. Число американских солдат в Южном Вьетнаме постоянно росло в последующие годы и достигло весной 1968 года 550000, хотя в конце 1964 года там находилось 23000 американских военных. Гражданская война в Южном Вьетнаме приобрела международный характер и стала войной Соединенных Штатов против коммунистического Северного Вьетнама во главе с Хо Ши Мином и его пособниками на Юге.
С 1966 года война стала господствующей над всем темой американских средств массовой информации. Изо дня в день телевидение транслировало картины ужасных событий в миллионы американских квартир. Собственные потери возрастали (до 1969 года свыше 23 000 погибших), и утверждение Джонсона, что США идут по улице победителей, звучало как насмешка. Доверие к оптимистическим заявлениям президента полностью разрушилось весной 1968 года. Если незадолго до этого главнокомандующий генерал Уильям Уэстморленд еще видел «свет в конце туннеля», то наступление в феврале 1968 года доказало несгибаемую боевую силу противника.
31 марта 1968 года, Джонсон объявил о прекращении бомбардировок Северного Вьетнама и об отказе участвовать в выборах в качестве президента. Его надежда, несмотря на войну, на продвижение вперед и финансирование «великого общества».
Т.о., во внешней политике Соединенные Штаты попали в тяжелое положение благодаря взятой на себя международной политической ответственности. «Глобализация» американской внешней политики значительно ограничила действия Соединенных Штатов при подавлении «Пражской весны» поисками Варшавского договора (21 августа 1968 года). 1968 год характеризовался тяжелыми волнениями. После убийства Мартина Лютера-Кинга 4 апреля 1968 года, в 125 городах Соединенных Штатов прошли тяжелые расовые волнения, которые до основания потрясли устои американского общества. Демонстрации сотен тысяч американцев соединялись с движением протеста афро-американцев и в конце концов вылились во всеобщую критику молодым поколением социальных недостатков, общественных норм и «системы» как таковой.
Джонсон пытался политически защитить свое наследство, поддержав выдвижение своего вице-президента Хьюберта Хэмфри, который после смерти Роберта Кеннеди хотел выиграть на выборах доходящей до смешного кампанией «политики радости». За пять дней до президентских выборов 30 октября 1968 года, Джонсон объявил о начале мирных переговоров с Северным Вьетнамом. Этим он хотел привлечь к Хэмфри многочисленных избирателей, но для победы демократов на выборах этого уже было мало. Джонсон и его жена вернулись в январе 1969 года на свое ранчо в Техасе. Физически усталый, без иллюзий и психически надломленный, Джонсон почти не появлялся на общественной сцене до самой смерти 22 января 1973 года.
Литература:
1) История США. 1945 – 1980. Т. 4. М., 1987.
2) История США. Хрестоматия: пособие для вузов/ Сост. Э.А.Иванян. – М.: Дрофа, 2005. – 399 с.
История
- 2020
«Великое общество» представляло собой амбициозную серию политических инициатив, законов и программ, возглавляемых президентом Линдоном Б. Джонсоном с основными целями по искоренению нищеты,
«Великое общество» представляло собой амбициозную серию политических инициатив, законов и программ, возглавляемых президентом Линдоном Б. Джонсоном с основными целями по искоренению нищеты, сокращению преступности, ликвидации неравенства и улучшению окружающей среды. В мае 1964 года президент Линдон Б. Джонсон изложил свою повестку дня «Великого общества» во время выступления в Мичиганском университете. Глядя на переизбрание в этом году, Джонсон привел в действие свое Великое общество, крупнейший план социальных реформ в современной истории.
Содержание
Езда на волне эмпатии
22 ноября 1963 года Линдон Б. Джонсон был приведен к присяге как президент Соединенных Штатов после убийства Джона Ф. Кеннеди.
В результате убийства Кеннеди американские граждане пошатнулись. Они чувствовали сочувствие, даже симпатию к Джонсону, когда он стал президентом в таких сложных обстоятельствах. Джонсон воспользовался этой поддержкой, чтобы протолкнуть ключевые элементы законодательной повестки дня Кеннеди, в частности, законодательство о гражданских правах и снижение налогов.
К тому времени, когда он стал президентом, Джонсон не был ни зеленым политиком, ни провалом. После службы в Палате представителей США и Сенате США, где он был самым молодым лидером сенатского меньшинства, а затем лидером большинства в Сенате, он заслужил репутацию влиятельного лидера, который знал, как добиться цели.
Он стал напарником Кеннеди в 1960 году и был приведен к присяге в качестве вице-президента Соединенных Штатов в январе 1961 года. К тому времени, когда Кеннеди был убит, публика знала, что Джонсон может добиться своей цели, и была готова поддержать его.
Война с бедностью
В марте 1964 года Джонсон представил специальный закон об экономических возможностях и Закон об экономических возможностях во время специального конгресса. Он надеялся помочь обездоленным разорвать цикл бедности, помогая им развивать навыки работы, улучшать свое образование и находить работу.
Для этого он создал Трудовой корпус для 100 000 обездоленных мужчин. Половина будет работать над природоохранными проектами, а другая половина будет получать образование и профессиональную подготовку в специальных центрах профессиональной подготовки.
Кроме того, Джонсон поручил правительствам штатов и местным органам власти разработать учебные программы для работы до 200 000 мужчин и женщин. Была также создана национальная программа обучения работе, чтобы дать 140 000 американцев возможность поступить в колледж, которые иначе не могли бы себе этого позволить.
Другие инициативы, предлагаемые так называемой «Войной с бедностью»:
Джонсон знал, что бороться с бедностью будет нелегко. Тем не менее, он сказал: «… эта программа откроет путь к новым возможностям для миллионов наших сограждан. Это обеспечит рычаг, с помощью которого мы сможем открыть дверь к нашему процветанию для тех, кого держали на улице «.
Многие великие общественные программы попали под зонтик войны с бедностью.
Медикэр и Медикэйд
К тому времени, когда Джонсон вступил в должность, в основном две группы американцев не были застрахованы: пожилые и бедные.
Несмотря на то, что Кеннеди выступал за оказание медицинской помощи нуждающимся во время его президентской кампании 1960 года и далее, а также за общественную поддержку этому делу, многие республиканцы и некоторые южные демократы в Конгрессе сняли раннее законодательство о медицинской помощи и медицинской помощи.
После того как Джонсон стал президентом, а демократы взяли под свой контроль Конгресс в 1964 году, Medicare и Medicaid стали законом. Medicare покрывает расходы на больницу и оплату услуг врача для пожилых людей, прошедших квалификацию; Медикейд покрывал расходы на здравоохранение для людей, получающих денежную помощь от правительства. Обе программы служили сетями безопасности для наиболее уязвимых слоев населения Америки.
Главный старт и реформа образования
Чтобы расширить возможности родителей и убедиться, что у каждого ребенка есть успех в жизни, независимо от их социальных или экономических условий, Джонсон, политик и активист Сарджент Шрайвер и команда экспертов по развитию ребенка запустили проект Head Start.
Программа Head Start началась в виде восьминедельного летнего лагеря, организованного Управлением экономических возможностей для 500 000 детей в возрасте от трех до пяти лет. С момента создания программы она обслуживала более 32 миллионов уязвимых детей в Америке.
Реформа образования также была ключевой частью Великого общества. В 1965 году был принят Закон об начальном и среднем образовании. Это гарантировало федеральное финансирование образования в школьных округах, большинство учащихся которых имели низкий доход. Это также:
Обновление городов
Массовый исход в пригород после Второй мировой войны оставил многие крупные города в плохом состоянии. Трудно найти доступное, надежное жилье, особенно для бедных.
Закон о жилищном строительстве и городском развитии 1965 года предусматривал федеральные средства для городов на обновление и развитие городов. Чтобы города получали средства, им необходимо было установить минимальные стандарты жилья.
Закон также предоставил легкий доступ к ипотеке и спорную программу аренды субсидирования уязвимых американцев, которые квалифицированы на государственное жилье.
Поддержка искусств и гуманитарных наук
В сентябре 1965 года Джонсон подписал Закон о Национальном фонде искусств и гуманитарных наук. Он заявил, что «искусство и гуманитарные науки принадлежат всему народу Соединенных Штатов», и что культура является заботой правительства, а не только частных лиц.
Закон также учредил Национальный гуманитарный фонд и Национальный гуманитарный фонд для изучения гуманитарных наук, а также для финансирования и поддержки культурных организаций, таких как музеи, библиотеки, общественное телевидение, общественное радио и общественные архивы.
Экологические Инициативы
Чтобы помочь бороться с ухудшением загрязнения воды, Джонсон подписал Закон о качестве воды в 1965 году, чтобы помочь установить национальные стандарты качества воды. Также подписанный в 1965 году Закон о борьбе с загрязнением воздуха в автотранспортных средствах сформировал первые нормы выбросов транспортных средств.
Кроме того, администрация Джонсона приняла законы, направленные на защиту дикой природы и рек, а также на создание сети живописных тропинок среди исторических памятников.
Что касается защиты прав потребителей, были созданы Комиссия по безопасности потребительских товаров и Закон о безопасности детей для разработки правил безопасности потребительских товаров, чтобы гарантировать безопасность продуктов как для детей, так и для взрослых.
Закон об иммиграции и натурализации был принят в октябре 1965 года. Он прекратил квоты иммиграционного гражданства, хотя он был сосредоточен на воссоединении семей и по-прежнему ограничивал иммигрантов в каждой стране и общей иммиграции.
Великий общественный резонанс и Вьетнам
Не каждый американский гражданин или политик был удовлетворен результатами программы Великого общества Джонсона. И некоторые возмущались тем, что они считали раздаточными материалами правительства, и считали, что правительство должно полностью отказаться от жизни американцев.
В 1968 году президент Ричард М. Никсон намеревался отменить или обновить большую часть законодательства Великого общества. Он и другие республиканцы все еще хотели помочь бедным и нуждающимся, но хотели сократить бюрократизм и сократить расходы. Никсон не был полностью успешным, однако, и политическая борьба за социальную реформу бушевала с тех пор.
Несмотря на то, что Великое общество Джонсона оказало длительное влияние почти на все будущие политические и социальные программы, его успех был омрачен войной во Вьетнаме. Он был вынужден отвлечь средства от войны с бедностью до войны во Вьетнаме.
И, несмотря на огромное количество законов, принятых его администрацией, Джонсона редко вспоминают как защитника обездоленных и подверженных риску. Вместо этого он, возможно, более известен как главнокомандующий, который вынудил Америку вступить в войну, в которой невозможно было победить, в результате чего погибло более 58 000 американских военных.
О нас: Миссия, Видение, История. Национальная ассоциация стартапов.
История программы CMS: Medicare и Medicaid. CMS.gov.
Закон о начальном и среднем образовании 1965 года. Проект истории социального обеспечения библиотек VCU.
Линдон Б. Джонсон. Whitehouse.gov.
Закон о Национальном фонде искусств и гуманитарных наук 1965 года (P.L.89-209). Национальный фонд гуманитарных наук.
Здравоохранение Наследие Великого Общества. Университет Принстон.
Президент Линдон Б. Джонсон: война с бедностью, март 1964 г. Сборники современной истории.
Статистическая информация о жертвах войны во Вьетнаме. Национальный архив.
Линдон Джонсон уже в середине 1950-х годов был известен как один из наиболее влиятельных американских политиков. Возглавляя демократическое большинство в сенате, он внес существенный вклад в эйзенхауэровское процветание. Если бы на его пути не встал харизматичный Джон Кеннеди, Джонсон, скорее всего, получил бы президентскую номинацию 1960 года от Демократической партии. Однако сенатору пришлось довольствоваться постом вице-президента. Предполагалось, что как представитель консервативного Техаса, он будет смягчать безудержный либерализм Кеннеди. Но в реальности, став президентом после убийства Кеннеди в ноябре 1963 года, Джонсон показал себя еще более либеральным — возможно самым либеральным президентом в американской истории.
Накануне президентских выборов 1964 года Джонсон не побоялся решительно выступить в поддержку протестного движения чернокожих. Его огромный опыт законотворческой работы оказался очень полезным в проведении через конгресс закона о гражданских правах, не только нанесшего мощный удар по расовой сегрегации, но и давшего толчок развитию движения за права женщин.
На выборах Джонсону противостоял республиканец Барри Голдуотер, человек крайне консервативных, даже реакционных взглядов. Очарованные выдвинутыми Джонсоном лозунгами построения «Великого общества” и «Войны с бедностью”, американцы безоговорочно поддержали действующего президента, отдав за него рекордные 61% голосов. Кстати говоря, социальный либерализм Джонсона был, помимо прочего, связан и с реалиями «холодной войны” — руководство США хотело доказать, что с бедностью можно покончить не только в СССР, но и в капиталистической Америке (число живущих ниже черты бедности в США в 1964 году составляло около 20%).
1965 год стал для Джонсона триумфальным. Никогда со времен «Ста дней” Рузвельта в стране не принималось такого количества новых законов, не осуществлялось таких грандиозных реформ. Впечатляет даже простое их перечисление: были созданы федеральные программы медицинской помощи малоимущим и пожилым американцам (Medicaid и Medicare), проведена реформа иммиграционного законодательства (в частности, отменены этнические квоты), выделены огромные суммы на поддержку школьного и университетского образования, принят закон о правах избирателей (вводящий запрет на все ухищрения, используемые расистами для лишения чернокожих права голоса), созданы два новых министерства: транспорта и жилищной политики (последнее возглавил первый в истории США чернокожий министр Роберт Уивер).
Помимо политической воли и умения работать с конгрессом, для реализации всей этой масштабной программы нужны были огромные деньги. Растущая американская экономика, вроде бы, давала Джонсону определенную свободу рук — однако уже в 1966—1967 годах стало понятно, что «Великого общества” в США в ближайшее время построено не будет. Виной тому стала война во Вьетнаме, участие в которой постепенно превратилось в основную заботу президента Джонсона. Вместо того, чтобы вывести несколько десятков тысяч «советников”, отправленных во Вьетнам президентом Кеннеди, Джонсон в 1964—1965 году предпринял резкую эскалацию американского вовлечения — в том числе для того, чтобы не выглядеть «мягкотелым” на фоне своего сурового и решительного оппонента на президентских выборах, Барри Голдуотера. Цена, которую в итоге пришлось заплатить США за этот политический просчет, оказалась поистине чудовищной.