Прохождение государственной службы

1.1. Институт прохождения государственной службы (определение, основные черты)

Прохождение государственной службырассматривается как институт служебного права. Он регулирует условия, основания и порядок возникновения, изменения и прекращения государственно-служебных отношений при реализации гражданами права на равный доступ к государственной службе. Одновременно под ним понимается процесс практического служения государству лица, назначенного на должность государственной службы, выполнения соответствующего вида управленческой или иной государственно-служебной деятельности.

Прохождение гражданской службы, регламентируется не только Федеральным законом № 79-ФЗ и законами субъектов РФ о государственной службе, но и указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами феде­ральных органов исполнительной власти и органов государ­ственной власти субъектов РФ.

Институт прохождения государственной службы характе­ризуется следующими основными чертами.

1.С практической структурно-функциональной точки зрения прохождение службы является длящимся процессом. Он начинается с возникновения государственно-служебных отношений, т.е. с момента замещения служащим должности. Далее этот процесс связан с дальнейшим перемещением лица по службе, проведением оценки и аттестации служащих. И заканчива­ется этот процесс прекращением государственно-служебных отноше­ний.

2.Содержание прохождения службы включает выпол­нение государственными служащими своих должностных обязанностей, управленческих и других функций; Именно в данном временном отрезке реализуется правовой статус государ­ственного служащего.

3.Все вопросы прохождения государственной службы гражданским служащим регулируются нормативными правовыми актами, принимаемыми федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, прохождение гражданской службы — это динамика служебного статуса лица, занимающего должность гражданской службы, процесс пребывания в должности, его служебная карьера.

1.2.Основные этапы прохождения гражданской службы

Выделяют семь основных этапов, характерные для прохождения гражданской службы. К ним относятся:

1) поступление (прием) на государственную граждан­скую службу;

2) аттестация и повышение квалификации гражданских служащих;

3) присвоение гражданским служащим чинов, персональ­ных званий, дипломатических рангов и т.п.;

4) перевод на другую должность гражданской службы;

5) поощрение гражданских служащих;

6) привлечение их к ответственности;

7) прекращение.

Если рассматривать прохождение гражданской службы как процесс, как особое административное производство, то в нем можно выделить обязательные стадии(прием на службу; аттестация; присвоение классных чинов; званий, рангов; пре­кращение) и факультативные стадии(перевод на другую должность, поощрение, привлечение к ответственности).

Законодательством Российской Федерации определены порядок приема на государственную службу, прохождения испытательного срока, особенности условий государствен­ной службы, порядок проведения аттестации служащих, замещения государственных должностей, присвоения класс­ных чинов и многие другие вопросы.

Согласно ст. 21 Федерального закона № 79-ФЗ на граж­данскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государ­ственным языком Российской Федерации и соответствую­щие квалификационным требованиям, установленным феде­ральным законом.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе, установленный Федеральным законом № 79-ФЗ (ст. 25.1), составляет 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть прод­лен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет. Гражданскому слу­жащему, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную долж­ность, — до окончания срока полномочий указанного лица. Федеральному гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению Президента РФ, но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет.

По достижении гражданским служащим предельного воз­раста пребывания на гражданской службе по решению пред­ставителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы.

2. Технологии отбора лиц на гражданскую службу

2.1. Конкурс при поступлении на гражданскую службу

Подбор кадров на конкурсной основе— один из основ­ных принципов открытой кадровой политики — позволяет обеспечить штатный состав гражданской службы высоко­профессиональными кадрами.

Поступление на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение граждан­ским служащим другой должности гражданской службы осуществляется, как правило, по результатам конкурса.

Кон­курс заключается в оценке профессионального уровня пре­тендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требова­ниям к должности гражданской службы. Положение о кон­курсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок его проведения, утверждено Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112. Помимо закона «О государственной гражданской службе РФ» процедуры приема на гражданскую службу регламентируются также Указом Президента РФ «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ», принятом 1 февраля 2005 г. № 112.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещения гражданским служащим другой должности гражданской службы согласно закону (ст. 22) осуществляется по результатам конкурса.

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов, их соответствия установленным квалификационным требованиям по должности гражданской службы.

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

Для проведения конкурса актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия. В состав конкурсной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделений государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой. В нее включаются также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов-специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства РФ о государственной тайне. Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В государственном органе допускается образование нескольких конкурсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы. Состав конкурсной комиссии должен исключать возможность возникновения конфликта интересов, могущего повлиять на результаты принимаемых комиссией решений. Претендент вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с настоящим законом.

2.2. Акт о назначении гражданина на должность гражданской службы

Гражданин поступает на гражданскую службу по результатам конкурса на основе акта (приказа) по государственному органу о назначении его на должность гражданской службы (ст. 26 п. 1) и служебного контракта. Следовательно, служебный контракт заключается по результатам конкурса, но лишь на основе акта государственного органа о назначении гражданина на должность гражданской службы. Этот порядок, к сожалению, повторен и в вышеупомянутом указе Президента. В нем сказано: ≪По результатам конкурса издается акт о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса≫. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя те документы, которые указаны в ст. 26.

2.3. Служебный контракт

Служебный контракт — соглашение между представителем на­нимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и за­мещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон (ст. 23 Федерального закона № 79-ФЗ).

Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение и замещение должности гражданской службы, своевременно и в полном размере выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя). Существенными условиями служебного контракта являются:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием структурного подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он в отношении гражданского служащего отличается от правил служебного распорядка, установленных в государственном органе);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

1) испытание при поступлении на гражданскую службу;

2) неразглашение сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условиями оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта.

В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле у представителя нанимателя. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом РФ.

В соответствии со ст. 25 для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключить с гражданским служащим служебный контракт на неопределенный срок и срочный служебный контракт.

Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим федеральным законом. Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы.

С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в соответствии со служебным контрактом, заключенным на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, заключается срочный служебный контракт от одного года до пяти лет.

Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ или служебным контрактом.

При замещении должности гражданской службы представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего с действующими в государственном органе правилами служебного распорядка, иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению должностных обязанностей гражданским служащим. После назначения на должность гражданской службы гражданскому служащему вручается служебное удостоверение установленной формы.

2.4. Испытание при назначении на должность гражданской службы

При издании акта о назначении на должность гражданской службы и заключении служебного контракта соглашением сторон может быть обусловлено испытание гражданского служащего в целях его соответствия замещаемой должности гражданской службы (ст. 27). Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года. Условие об испытании должно быть указано в акте о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте.

Отсутствие в акте о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения настоящего федерального закона, других законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.

Испытание не устанавливается:

1) для беременных женщин — гражданских служащих;

2) граждан, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

3) граждан и гражданских служащих при замещении должностей категории ≪руководители≫ и ≪помощники (советники)≫, которые замещаются на определенный срок полномочий;

4) государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы.

Для замещения должностей гражданской службы, за исключением случаев, установленных п. 3 настоящей статьи, гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться срок испытания продолжительностью от трех до шести месяцев. По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина проводится квалификационный экзамен, по результатам которого гражданскому служащему присваивается классный чин в соответствии со ст. 11 настоящего федерального закона.

В срок испытания не засчитывается период временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.

При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право:

1) предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы;

2) до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание. Решение представителя нанимателя гражданский служащий вправе обжаловать в суде.

Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание.

До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее чем за три дня.

2.5. Персональные данные и ведение личного дела гражданского служащего

При обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского служащего кадровая служба государственного органа обязана соблюдать требования закона, указанные в ст. 42.

Гражданский служащий, виновный в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и передачу персональных данных другого гражданского служащего, несет ответственность в соответствии с настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.

В личное дело гражданского служащего вносятся его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с гражданской службы и необходимые для обеспечения деятельности государственного органа. Положение о персональных данных государственного гражданского служащего и ведении его личного дела утверждается Президентом РФ.

Государственной службой является профессиональная деятельность, направленная на обеспечение реализации полномочий в госорганах. Она осуществляется только в компетентных структурах. В госучреждениях и на предприятиях госслужба отсутствует.

Основные направления

Государственная служба классифицируется на следующие виды: военная, правоохранительная, гражданская. Последняя, в свою очередь, осуществляется в двух направлениях. Гражданская служба предусматривается на федеральном и региональном уровнях. Она осуществляется для обеспечения реализации полномочий органов, исполняющих управленческие функции в социальной и экономической сферах.

Прохождение государственной гражданской службы в Российской Федерации

Деятельность уполномоченных органов связана с принятием решений, носящих обеспечительный характер, а также реализацией действий, направленных на их исполнение. Правовой статус работников этих структур не предусматривает четкого обозначения задач по реализации функций правоохраны, военного управления и деятельности. Из этого следует, что прохождение государственной гражданской службы исключает деятельность сотрудников на должностях в ВС и иных войсках, формированиях и структурах, обеспечивающих обороноспособность и безопасность страны. Кроме этого, не предусматривается исполнение обязанностей, установленных для правоохранительных органов, в учреждениях и подразделениях.

Порядок прохождения государственной службы

Это система юридических правил, вследствие которых возникает, изменяется и прекращается рассматриваемая профессиональная деятельность. Прохождение государственной/муниципальной службы предполагает наличие ряда обязательных элементов. Они закрепляются отраслевыми нормативными актами. К числу таких элементов следует отнести:

  1. Поступление на государственную службу.
  2. Прохождение аттестации.
  3. Перемещение с одной должности на другую.
  4. Предоставление отпусков.
  5. Прекращение профессиональной деятельности.

Зачисление в штат

Порядок прохождения государственной гражданской службы, а также работы в правоохранительных структурах предусматривает контрактную основу профессиональной деятельности. Зачисление в ряды ВС осуществляется по призыву и добровольно. Общие правила принятия граждан регламентирует соответствующий закон прохождении государственной службы. Так, в нормативном акте определено, что по контракту могут зачисляться в штат граждане, которые владеют официальным языком страны (русским) и достигли установленного возраста.

Замещение должностей

В Федеральных законах о видах госслужбы и в прочих нормативных документах с учетом созданных возможностей отбора кандидатур и иных условий предусматривается два способа зачисления в штат: на конкурсной основе и без конкурса. В последнем случае принимается соответствующее решение о назначении. Оно утверждается уполномоченным сотрудником или госорганом по номенклатуре должностей. Конкурс предполагает оценку профессиональных навыков граждан, подавших заявление. Назначение на соответствующую должность осуществляется путем принятия распорядительного акта (приказа). С момента его издания на гражданина возлагаются обязанности, устанавливается испытательный период. Его продолжительность — от 3 до 12 мес. Для некоторых категорий служащих поступление на должность сопровождается принесением присяги.

Особенности

Прохождение государственной службы в Российской Федерации фиксируется в личном деле гражданина. Оно ведется с момента зачисления в штат до даты увольнения. Сотрудникам соответствующих органов и подразделений присваиваются дипломатические ранги, классные чины, воинские и особые звания. Аттестация работников правоохранительных, военных и прочих госструктур осуществляется для определения соответствия профессиональных качеств занимаемой должности. Данная проверка выполняется раз в три года. При необходимости могут проводиться и внеплановые аттестации.

Перемещение

Прохождение государственной службы сопровождается периодическими перестановками кадров. Перемещение может осуществляться на должность:

  1. Вышестоящую – в рамках продвижения по карьерной лестнице с согласия работника.
  2. Равнозначную – при необходимости замещения иной должности или в целях наиболее эффективного использования навыков сотрудника с учетом его личных и деловых качеств, а также уровня профподготовки. Такое перемещение может быть связано и с семейными обстоятельствами, состоянием здоровья или возрастом работника. В любом случае такая перестановка осуществляется по согласию сотрудника.
  3. Нижестоящую – в условиях ликвидации госструктуры или сокращения должностей при невозможности осуществить перемещение на равнозначный пост. Такая перестановка также может обуславливаться состоянием здоровья работника, его личной просьбой, а также служебным несоответствием или совершением дисциплинарного проступка.

Прекращение деятельности

Основания для расторжения контракта, увольнения в запас, отставки сотрудника определяются отраслевыми нормативными актами. В ФЗ детально приводятся причины и последствия прекращения трудового договора, освобождения от должности, в том числе по собственному желанию. В качестве общих оснований для расторжения контракта выступают:

  1. Соглашение сторон.
  2. Инициатива сотрудника или представителя работодателя.
  3. Окончание действия договора.

Причины расторжения контракта по инициативе нанимателя

Прекращение контракта допускается, если:

  1. Прохождение государственной службы сопровождалось неоднократными нарушениями, неисполнением своих обязанностей. При этом расторжение договора возможно при наличии дисциплинарного взыскания.
  2. В ходе аттестации выявлено несоответствие уровня профподготовки занимаемой должности.
  3. Однократно было совершено грубое нарушение обязанностей, имел место прогул, сотрудник появился на службе в нетрезвом виде.
  4. Выявлено разглашение информации, относящейся к тайне, охраняемой законом.
  5. Сотрудником совершено хищение.
  6. Работник отказался от гражданства.

Ответственность

Прохождение государственной службы предполагает строгое соблюдение положений ФЗ и прочих отраслевых нормативных актов. К последним, в числе прочего, относят должностные инструкции и другие локальные документы госструктуры. В случае нарушения установленных предписаний предусматривается дисциплинарная ответственность. Она рассматривается в качестве одной из форм принуждения и используется уполномоченными лицами и органами к гражданам, совершившим проступок. Ответственность предполагает неблагоприятные последствия для виновного.

Она направлена на обеспечение соблюдения дисциплины преимущественно в пределах служебного подчинения. Как правило, санкции применяются не надведомственными структурами (инспекциями, судами и проч.), а непосредственно органом, в котором работает нарушитель, или вышестоящей организацией. Необходимо сказать, что в правовой литературе отмечается, что дисциплинарная ответственность специального характера отличается от общей по кругу субъектов, на которых распространяется действие соответствующих положений, мерам взыскания, категории лиц и структур, наделенных полномочиями их применять, а также по правилам обжалования вмененных санкций.

Специфика дисциплинарных мер

Их применение регламентируется внутренними уставами органов или специальными Положениями. В качестве отличительных признаков дисциплинарной ответственности, применяемой в отношении госслужащих, выступают:

  1. Наличие трех оснований: процессуального, фактического и нормативного. Первое связано с принятием соответствующего правового акта, по которому к конкретному нарушителю применяется определенная мера.
  2. Ответственность наступает за дисциплинарный проступок. Однако в ряде случаев санкции могут быть применены и за иное нарушение.
  3. Дисциплинарные взыскания вменяются субъектами линейной власти в пределах служебного подчинения.

Суть дисциплинарного проступка заключается в невыполнении либо ненадлежащем исполнении сотрудником обязанностей, которые были на него возложены.

Прохождение государственной службы осуществляется в строгом соответствии с установленными нормативными предписаниями. Граждане, занимающие должности в госструктурах, несут ответственность за свои действия. Их работа имеет особое значение для общества и государства в целом. В этой связи сотрудники должны обладать определенным уровнем профподготовки, навыками и опытом.

В целях совершенствования системы государственной службы законодательство предусматривает регулярные проверки соответствия работников занимаемым ими должностям. Аттестация позволяет оценить компетентность сотрудников, их отношение к профессиональной деятельности. Как и в любой другой сфере, госслужащие могут перемещаться с одной должности на другую. Одним из оснований для таких перестановок являются результаты аттестации. Сотрудник может быть переведен как на ниже-, так и на вышестоящую должность в соответствии с показателями, полученными при проверке соответствия.

Государственные служащие пользуются рядом преимуществ. Например, военные выходят на пенсию не по возрасту, а по выслуге лет. При этом выплаты рассчитываются с использованием отраслевых коэффициентов. Государство предоставляет служащим и другие социальные гарантии.

В настоящее время отмечается постоянная работа в плане совершенствования системы. Особое значение при этом имеет внедрение информационных технологий. Широкое развитие получила система межведомственного взаимодействия. Это существенно сокращает время обработки обращений, принятия решений.

Особенно актуально межведомственное взаимодействие для правоохранительных органов и военных структур. Государственные служащие в силу своей деятельности связаны с информацией, составляющей тайну, охраняемую законом. Ни при каких обстоятельствах они не вправе разглашать ее.

Важной составляющей деятельности сотрудников является соблюдение дисциплины. За нарушения предусматривается дисциплинарная ответственность вплоть до увольнения.

Добавить комментарий