Производство по административным делам

Производство по делам об административных правонарушениях

Субъекты производства — участники производства, их права и обязанности определены в главе 25 КоАП РФ. К ним относятся: 1) лицо, в отношении которого ведется производство; 2) его законные представители; 3) потерпевший; 4) защитник и представитель; 5) свидетели; 6) эксперты; 7) специалисты; 8) переводчики и др.

КоАП РФ устанавливает следующие стадии производства: 1) возбуждение дела; 2) его рассмотрение и вынесение решения (постановления или определения) по делу; 3) пересмотр решений по делу (необязательная, факультативная стадия). Эти стадии характерны для любого вида административных производств.

Возбуждение дела об административном правонарушении — начальная стадия производства, имеет специфическое процессуальное оформление, которое состоит в составлении протокола об административном правонарушении. Для возбуждения дела необходимо наличие одного из поводов, установленных в ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

По своему юридическому значению возбуждение дела является юридическим фактом.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, когда дело возбуждает прокурор своим постановлением (ст. 28.4 КоАП РФ), а также в случае нарушений правил дорожного движения (глава 12 КоАП) или административного правонарушения в области благоустройства территории, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Статья 28.2 КоАП РФ определяет требования к составлению протокола. Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, то протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения. Протокол направляется мировому судье, уполномоченному рассматривать дело, в течение трех суток с момента составления протокола.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования.

В случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа.

Рассмотрение дела об административном правонарушении является самой важной стадией производства, в рамках которой наиболее отчетливо проявляется административная юрисдикция.

Подготовка дела к рассмотрению является начальным этапом этой стадии. Она необходима для изучения субъектом административной юрисдикции, к которому поступило дело, материалов дела и предварительной их оценке с позиции достаточности данных для разрешения дела. Для этого судья выясняет ряд вопросов, указанных в ст. 29.1 КоАП РФ.

Законодатель в ст. 29.2 Кодекса установил исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающий возможность рассмотрения дела. Кодекс устанавливает различные сроки рассмотрения дел в зависимости от их вида.

В большинстве случаев дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела и в двухмесячный срок судьей.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Дела о нарушении избирательных прав (ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ) рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Порядок рассмотрения дела установлен в ст. 29.7 КоАП РФ. Оно начинается с представления судьи, должностного лица, органа, рассматривающего дело. Затем объявляется, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона лицо привлекается к административной ответственности. Устанавливается факт явки физического лица, или его законного представителя, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство, а также иных, участников производства. Проверяются полномочия законных представителей. Выясняется, извещены ли участники производства по делу, выясняются причины их неявки и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности. Рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. После оглашения протокола о правонарушении и при необходимости иных материалов дела заслушиваются объяснения участников производства, исследуются доказательства.

По делу подлежат выяснению: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее правонарушение и его виновность; 3) обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность; 4) характер и размер причиненного ущерба; 5) обстоятельства, исключающие производство по делу; 7) иные обстоятельства (ст. 26.1 КоАП РФ).

Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.

По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление или определение. В статье 29.9 КоАП РФ установлены два основания для вынесения постановления: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Если будет выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревшего его судьи, должностного лица то будет вынесено определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности (ст. 29.12 КоАП РФ).

Постановление по делу является итоговым процессуальным документом, которым завершается рассмотрение дела по существу. Требования к его оформлению даны в ст. 29.10 КоАП РФ.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело, его составление может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел о нарушении избирательных прав и влекущих наказание в виде административного приостановления деятельности, административный арест либо административное выдворение.

Его копия вручается под расписку участникам процесса либо высылается в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Пересмотр постановлений и решений по делу об административном правонарушении является необязательной, факультативной стадией.

Законодатель установил, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство; потерпевшим; законными представители физических и юридических лиц; защитником и представителем; должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.

Постановление по делу, вынесенное судьей, может быть обжаловано в вышестоящий суд; вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

Жалоба может быть подана лишь в письменной форме, она не облагается государственной пошлиной. Законодатель не установил единых требований к содержанию жалобы.

Жалоба может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Установлен десятидневный срок рассмотрения жалобы.

Однако жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, нарушающих избирательные права, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постанов и подлежат рассмотрению в пятидневный срок. Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.

Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок.

Жалоба рассматривается судьей, должностным лицом единолично.

Результатом рассмотрения жалобы является принятие отдельного процессуального документа в виде решения, и только при направлении жалобы по подведомственности выносится определение (ст. 30.7 КоАП РФ).

Решение по жалобе должно быть мотивированным и отвечать требованиям, установленным для содержания постановления по делу об административном правонарушении в ст. 29.10 Кодекса.

Виды решений по жалобе: 1) об оставлении постановления по делу без изменения, а жалобы — без удовлетворения; 2) об отмене постановления и направлении дела на новое расследование; 3) об изменении постановления с целью изменить меру наказания, если при

этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; 4) об отмене постановления и о прекращение производства; 5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Решение по жалобе оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается заявителю либо прокурору по его просьбе.

Решение, вынесенное по жалобе, не является окончательным. Предусмотрена возможность двукратного обжалования постановления по делу (ст. 30.9 КоАП РФ). Последующая жалоба подается в течение десяти суток со дня вручения или получения копии первого решения по жалобе. Порядок ее рассмотрения аналогичен порядку рассмотрения первой жалобы.

Не вступившее в законную силу постановление и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в установленном порядке.

Установленный порядок пересмотра вступивших в законную силу постановление и иных решений по делу является гарантией обеспечения принципа законности в производстве по этим делам.

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении является завершающей стадией производства.

Постановление вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано. Если постановление по делу обжаловалось, то оно вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования или опротестования.

КоАП РФ установил обязательность исполнения постановления по делу. Оно приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в установленном порядке.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного ареста, лишения специального права или административного штрафа (за исключением взыскания штрафа на месте совершения правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев.

Принесение протеста на постановление о назначении административного наказания (кроме административного ареста) приостанавливает исполнение этого постановления.

Прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания осуществляется в шести случаях: 1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; 2) отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное; 3) смерти лица, привлеченного к административной ответственности или объявлении его в установленном порядке умершим; 4) истечения сроков давности исполнения постановления; 5) отмены постановления; 6) вынесения в случаях, предусмотренных КоАП РФ, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

Порядок исполнения конкретных видов административных наказаний установлен в главе 32 КоАП РФ.

Практически каждый человек в нашей стране совершает административное правонарушение. Несомненно, большую часть административных правонарушений составляют нарушения в области безопасности дорожного движения, т.е. за нарушения правил дорожного движения. Как известно ездить и не нарушать правила дорожного движения практически не возможно… то поворотник забудешь включить, то задумаешься и скорость превысишь, а то и вовсе на красный свет пролетишь…

Подобная категория административных дел не является единственной. Кодекс административных правонарушений запрещает большой комплекс деяний под страхом привлечения к административной ответственности.
Но… за что бы человека не привлекали к административной ответственности, стадии производства по делам об административных правонарушениях всегда одни. Знание этих стадий и своих прав поможет Вам избежать незаконного привлечения к административной ответственности и максимально эффективно защитить свои права.
Итак…
Для начала давайте разберем, что же такое административное правонарушение.
Согласно ст. 2.1. КоАП РФ Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В ходе производства по административному делу должностное лицо должно всесторонне и полно (т.е. с учетом всех обстоятельства дела), объективно и своевременно выяснить обстоятельства дела и принять по его результатам законное решение, которое может быть двух видов: прекращение дела или привлечение к административной ответственности.
Вместе с этим, задачами административного производства является выявление причин и условий способствующих совершению административных правонарушений. Так, к примеру, продажа алкоголя в ночное время приводит к увеличению ДТП с участием лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.
Любое производство по административным делам включает в себя, как правило, четыре этапа. Их может меньше, в случае если лицо согласно с привлечением и не обжалует решение суда первой инстанции. Каждый этап включает в себя ряд мероприятий обязательных для этой стадии.
Давайте их рассмотрим.

Возбуждение административного производства и направление его по подведомственности.

Для возбуждения дела об административном правонарушении нужен повод, т.е. какое-то событие из которого будет понятно, что имеются признаки нарушения административного закона.
Этими поводами могут служить:
– непосредственное обнаружение административного правонарушения или его признаков, должностным лицом. При этом должностное лицо, должно относиться к тому ведомству, которое за данное нарушение уполномочено составлять протокол. Например, за нарушения в области безопасности дорожного движения сотрудник ДПС, за нарушения в сфере пожарной безопасности сотрудники пожарного надзора, за нарушения антимонопольного законодательства- сотрудники ФАС и т.д.
– сообщения об административном правонарушении из правоохранительных органов или других государственных органов о наличии события административного правонарушения.
К примеру, когда в результате расследования уголовного дела по краже (уголовное преступление) будет установлено, что подозреваемый совершил еще и мелкое хищение.
– сообщения и заявления граждан или юридических лиц о совершении административного правонарушения. Наряду с указанными лицами подобные сообщения могут быть получены уполномоченными лицами и из сообщений в средствах массовой информации.
– фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Те самые камеры, которые устанавливают на дорогах для фиксации превышения скорости, пересечения сплошной линии и т.д.
Конечно это список не полный. Законом предусмотрены и иные поводы, но перечисленные являются самыми распространенными, т.к. касаются большинства административных правонарушений.
Отсутствие повода и достаточных данных о совершенном административном правонарушении является препятствием для возбуждения административного производства.
Возбуждать дела по административным правонарушениям может только должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
– составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
– составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. К примеру, по ст. 20.21 КоАП РФ (появление в общественных местах в состоянии опьянения) предусмотрена ответственность в виде административного ареста сроком на 15 суток. Такое наказание может назначить только суд. Но, перед тем, как задержанного доставить в суд для рассмотрения дела на него составляется протокол по ст. 20.21 КоАП РФ. Именно с момента составления этого протокола административное дело считается возбужденным.
– непосредственно с составления протокола об административном правонарушении. В последствии этот протокол будет передан на рассмотрение в уполномоченные на его рассмотрение органы.

-вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования. Такое случается довольно таки часто, и происходит, когда для передачи дела уполномоченному для рассмотрения органу необходимо провести проверочные мероприятия (к примеру экспертизы).
-вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае назначения виновному лицу наказания в виде предупреждения или штрафа. Так называемая упрощенная форма. Когда привлекаемое к административной ответственности лицо, признает свою вину и не возражает против привлечения его к ответственности. В этом случае протокол об административном правонарушении не составляется. Вместо него сразу выносится постановление о привлечении к административной ответственности. Таким образом, начало и окончание административного производства совпадают (статья 28.6 КоАП РФ).
На этом стадия возбуждения дела об административном правонарушении заканчивается и последним действием должностного лица на этом этапе является направление протокола об административном правонарушении лицу уполномоченному его рассматривать.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

После получения протокола об административном правонарушении судья или орган уполномоченный рассматривать его приступает к подготовке к рассмотрению. Подготовка к рассмотрению протокола включает в себя разрешение следующих вопросов: относится ли данное дело к их компетенции, есть ли обстоятельства, которые бы исключали возможность рассмотрение дела (к примеру судья является близким родственником лица, привлекаемого к административной ответственности); относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; правильно ли составлен сам протокол об административном правонарушении и иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; в полном ли объеме собраны материалы для рассмотрения протокола, а так же имеются ли заявления или ходатайства по делу.

По результатам подготовки принимается решение о принятии дела к производству или же материал должен быть направлен на доработку и исправления недостатков.
Одновременно с принятием протокола к производству разрешаются вопросы о дате, месте и времени рассмотрения протокола; о вызове необходимых лиц в судебное заседание; о необходимости наложения обеспечительных мер и другие.
Как правило, по сложившейся практике протокол об административном правонарушении рассматривается по месту совершения правонарушения. Однако, по ходатайству лица, в отношении которого ведется административное дело оно может быть направлено для рассмотрения по месту его регистрации.
Дела об административном правонарушении могут рассматриваться уполномоченными на то лицами (ГИБДД, ФАС, пожарная инспекция и т.д.) или судьями.
Сроки рассмотрения дел об административном правонарушении установлены КоАП РФ и зависят от того, каким органом рассматривается.
Так дела по протоколам составленных по результатам фиксации административного правонарушения фото и видео камерами рассматриваются в течении 15 дней. Материалы, которые относятся к компетенции суда, рассматриваются в двухмесячный срок, в случае если за правонарушение предусмотрено наказание в виде административного задержания – в течении 48 часов.
По результатам рассмотрения административного материала выносится одно из двух постановлений: о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу.

Пересмотр постановлений и решений по делу об административном правонарушении

Зачастую постановление о привлечении к административной ответственности не устраивает лицо, которое к этой самой ответственности привлечено. В этом случае законом дается право на обжалование решения суда первой инстанции.
Жалоба на постановление подается через тот суд или орган, который вынес постановление в первой инстанции. В течении 3 суток дело должно быть направлено в орган в полномочия которого входит пересмотр постановления.
Жалоба на постановление решения органа первой инстанции подается в течении 10 дней со дня вынесения постановления.
При подготовке жалобы к рассмотрению решаются вопросы аналогичные тем, которые разрешаются на стадии подготовки к рассмотрению протокола.
По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:
– оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения;
– об изменении постановления, если при этом не ухудшается положений лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности;
– об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
– об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;
– об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Важным моментом на этом этапе является то обстоятельство, что до рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, оно не является вступившим в законную силу. В день рассмотрения жалобы, постановление вступает в законную силу и человек считается привлеченным к административной ответственности.
Но на этом дело не заканчивается))))
Даже вступившее в законную силу решение суда возможно обжаловать. Рассмотрение вступивших в законную силу постановлений осуществляется кассационными судами общей юрисдикции, в том числе кассационный суд военный суд, Верховный суд.

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении

Эта стадия является заключительной. Ей, собственно, оканчивается все процессуальные действия по делу.
Постановление подлежит исполнению с момента вступления его в законную силу, а именно:
– когда истекает срок, установленный для обжалования после истечения срока, установленного для обжалования постановления, если оно не было обжаловано или опротестовано;
– после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если оно не было обжаловано или опротестовано, за исключением тех случаев, когда решением отменяется вынесенное постановление;
– немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением тех случаев, когда решением отменяется вынесенное постановление.

Постановление по делу об административном правонарушении обращается к исполнению судом или органов, вынесшим постановление. Порядок исполнения определяется КоАП РФ.

Статья 31.9 КоАП РФ устанавливает давность исполнения постановления о назначении административного наказания. Оно, по общему правилу, не подлежит исполнению, если не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. Если лицо, в отношении которого вынесено постановление, уклоняется от его исполнения, течение срока давности прерывается и возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые могло быть обращено взыскание.

Срок давности исполнения приостанавливается также в том случае, если предоставляется рассрочка или приостановление исполнения постановления в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях России.
Принесение протеста на постановление об административном аресте или административном приостановлении деятельности не приостанавливает исполнение этого постановления.
По итогу исполнения постановления, органом, которым приводилось наказание в исполнение, на постановлении проставляется отметка о его исполнении. После отметки постановление направляется органу его вынесшее.

Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, виды, правовое регулирование

Понятие, виды и правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях — это процесс, который состоит из последовательности процедур по рассмотрению административных дел, вынесению и исполнению решений по ним.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Содержание производства по делам об административных правонарушениях. Как институт административно-процессуального права производство по делам об административных правонарушениях включает в себя следующие нормы:

  • нормы, определяющие участников производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности. К участникам производства по делам об административных правонарушениях относятся судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы внутренних дел (полиция); органы и учреждения уголовно-исполнительной системы; налоговые и таможенные органы; органы экспортного контроля; пограничные органы; органы государственного энергетического надзора; органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии, и иные органы, указанные в главе 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • нормы, которые определяют обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, требования, предъявляемые к доказательствам, виды доказательств (например, вещественные доказательства и доказательства, выраженные в документах), способы получения доказательств (направление запроса в соответствующие территориальные органы, поручение совершить отдельные действия должностному лицу соответствующего территориального органа, истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, и др.). Большое значение имеет норма о том, что лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, «оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу» (ст. 26.11 КоАП РФ);
  • нормы, связанные с административно-превентивными мерами, направленными на обеспечение производства по делам об административных правонарушениях. К таким мерам Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях относит доставление физического лица, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов, задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод, временный запрет деятельности, помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации;
  • нормы, регулирующие возбуждение дела об административном правонарушении. К ним относятся поводы возбуждения дела об административном правонарушении, нормы, связанные с составлением протокола об административном правонарушении, основания для проведения административного расследования;
  • нормы, регулирующие рассмотрение дела об административном правонарушении. К ним относятся нормы, связанные с подготовкой к рассмотрению дела об административном правонарушении, сроки и порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении; нормы, на основе которых осуществляется пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. К ним относятся порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении;
  • нормы, на основе которых осуществляется исполнение постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
  • нормы, определяющие исполнение постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения, исполнение постановления о наложении административного штрафа, исполнение постановления о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполнение постановления о лишении специального права, исполнение постановления об административном аресте;
  • исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, исполнение постановления о дисквалификации, исполнение постановления об административном приостановлении деятельности.

Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях делится на:

  • процедурную стадию, т.е. совокупность процессуальных действий, предшествующих наложению административного наказания на правонарушителя уполномоченным органом и
  • исполнительную стадию, которая представляет собой производство по наложению того или иного вида административного наказания и производство по исполнению постановления суда в части возмещения имущественного ущерба.

Правонарушитель несет административную ответственность имущественного характера.

  • в соответствии со ст. 3.5 Кодекса об административных правонарушениях, которой предусмотрена материальная ответственность в виде выплаты штрафа (денежного взыскания);
  • в соответствии со ст. 4.7 Кодекса об административных правонарушениях, которой предусмотрено возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением.

Статья 4.7. Возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением.

1. Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.

Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

2. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иным и уполномоченными органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства.

3. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Административное производство и гражданский процесс. Административное производство связано с отношениями, регулируемыми публично-правовыми нормами, но затрагивает и гражданско-правовые отношения, если имеет место:

  • спор о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, так как он рассматривается судом в порядке гражданского судопроизводства;
  • разрешение имущественного спора, стороной которого является орган исполнительной власти. Так, отношения по поводу распоряжения имуществом государственного или муниципального унитарного предприятия регулируются административным правом, так как собственником имущества такого предприятия является государство;
  • оспаривание административного наказания, обращенного на имущество правонарушителя. При рассмотрении жалобы и принятию по ней решения имеет место гражданское производство по делу, которое возникло из административно-правовых отношений.

Виды производства по делам об административных правонарушениях.

Обычное производство — производство, включающее в полном объеме основные обязательные стадии производства: возбуждение дела, рассмотрение дела, исполнение постановления по делу.

Ускоренное производство — производство без составления протокола об административном правонарушении (ст. 28.6 КоАП).

Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола.

4. В случае если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа в порядке, предусмотренном ст. 29.10 Кодекса (в ней, в частности, говорится, что если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения). Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

5. В случае если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении.

3. В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса («Административные правонарушения в области дорожного движения»), или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 настоящего Кодекса. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Особое производство — производство, которое возникает в связи с возбуждением дела прокурором (ст. 28.4 КоАП), либо возбуждения дела в отношении специальных субъектов (ст. 1.4 ч. 2; ст. 2.10 КоАП и др.), либо имеющие факультативные стадии производства по делу: (а) административное расследование (ст. 28.7 КоАП); (б) обжалование или опротестование постановления и решения по делу (гл. 30 КоАП).

В ст. 28.4 указаны дела об административных правонарушениях, возбуждение которых осуществляется прокурором. Это дела, предусмотренные статьями:

5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума;

5.7. Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме;

5.21. Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума;

5.23—5.25. Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме. Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов». Не предоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов;

5.39. Отказ в предоставлении информации;

5.45. Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума;

5.46. Подделка подписей избирателей, участников референдума;

5.48. Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов;

5.52. Невыполнение уполномоченным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий;

5.58—5.63. Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка выдачи открепительного удостоверения и невыполнение требования о его изъятии. Использование заведомо поддельного открепительного удостоверения. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. Оскорбление. Дискриминация. Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг;

6.19. Создание юридическим лицом условий для торговли детьми и (или) эксплуатации детей;

6.20. Изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и оборот таких материалов или предметов;

7.24. Нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности;

7.31. Внесение должностным лицом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров… заведомо недостоверных сведений в реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, или реестр недобросовестных поставщиков;

12.35. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию;

13.11. Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера;

13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом;

13.27. Нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети Интернет;

13.28. Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

частями 1 и 2 ст. 14.25. Несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц или индивидуальных предпринимателей сведений и документов лицам, заинтересованным в получении таких сведений и документов;

14.35. Нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности;

частью 1 ст. 15.10. Неисполнение банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и других выплат;

частью 4 ст. 15.27. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния;

частью 3 ст. 19.4. Воспрепятствование доступу членов международной инспекционной группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным договором Российской Федерации, на объект, подлежащий международному контролю;

19.6.1. Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре);

19.9. Нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов;

19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица;

19.29. Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего;

19.32. Нарушение законодательства об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания;

20.26. Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора;

20.28. Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности;

20.29. Производство и распространение экстремистских материалов

При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Понятие, задачи и стадии производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер административного наказания.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях:

  • 1) всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела;
  • 2) разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом;
  • 3) обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления;
  • 4) выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Производство по делам об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • • отсутствие события административного правонарушения;
  • • отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
  • • действие лица в состоянии крайней необходимости;
  • • издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  • • отмена закона, устанавливающего административную ответственность;
  • • истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  • • наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
  • • смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях – относительно самостоятельная часть производства, которой присущи конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

  • • возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование;
  • • рассмотрение дела об административном правонарушении;
  • • пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
  • • исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Виды субъектов производства по делам об административных правонарушениях

Субъект производства по делам об административных правонарушениях – участник производства по делам об административных правонарушениях, обладающий необходимой административно-процессуальной правосубъектностью, решающий процессуальные задачи.

Виды субъектов производства по делам об административных правонарушениях:

  • 1) управомоченные органы и должностные лица, наделенные правом принимать юридические акты, документы, разрешающие процессуальные задачи и определяющие движение дела об административном правонарушении;
  • 2) субъекты, имеющие личный интерес в деле об административном правонарушении;
  • 3) субъекты, содействующие отправлению производства по делам об административных правонарушениях;
  • 4) иные субъекты производства по делам об административных правонарушениях.

Управомоченные органы и должностные лица, наделенные правом принимать юридические акты, документы, разрешающие процессуальные задачи и определяющие движение дела об административном правонарушении:

  • 1) субъекты, правомочные в пределах компетенции, установленной КоАП, рассматривать дела об административных правонарушениях:
    • а) судьи (мировые судьи);
    • б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
    • в) федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы;
    • г) уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ;
    • д) административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (гл. 23 КоАП);
  • 2) должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП);
  • 3) должностные лица и иные субъекты, полномочные применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (гл. 28 КоАП);
  • 4) субъекты, полномочные пересматривать постановления и решения по делам об административных правонарушениях:
    • а) районные судьи по месту рассмотрения дела;
    • б) районные суды по месту нахождения коллегиального органа, чье постановление (решение) обжалуется;
    • в) вышестоящий орган (должностное лицо);
    • г) вышестоящий суд (ст. 30.1 КоАП);
  • 5) прокурор вправе: возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия (ст. 25.11 КоАП);
  • 6) субъекты, контролирующие и обеспечивающие исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (глава 32 КоАП).

Субъекты, имеющие личный интерес в деле об административном правонарушении: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица, защитник, представитель.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе:

  • 1) знакомиться со всеми материалами дела;
  • 2) давать объяснения;
  • 3) представлять доказательства;
  • 4) заявлять ходатайства и отводы;
  • 5) пользоваться юридической помощью защитника;
  • 6) присутствовать при рассмотрении дела;
  • 7) обжаловать постановления (решения) по делу.

Потерпевший – физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Потерпевший вправе:

  • 1) знакомиться со всеми материалами дела;
  • 2) давать объяснения;
  • 3) представлять доказательства;
  • 4) заявлять ходатайства и отводы;
  • 5) пользоваться юридической помощью представителя;
  • 6) обжаловать постановления по делу и др.

Законные представители физического лица – субъекты (родители, усыновители, опекуны или попечители), осуществляющие защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовывать свои права.

Законные представители юридического лица – субъекты (руководитель, иное лицо в соответствии с законом или учредительными документами юридического лица), осуществляющие защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном производстве, или юридического лица, являющегося потерпевшим.

Защитником выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Представителем выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь потерпевшему.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

Свидетель – лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела об административном правонарушении, подлежащие установлению.

Свидетель вправе:

  • 1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;
  • 2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
  • 3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;
  • 4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

Свидетель обязан:

  • • явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
  • • дать правдивые показания, сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

Понятой – любое не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, которое выполняет удостоверительную функцию при применении мер обеспечения производства по делу.

Специалист – любое совершеннолетнее лицо, привлекаемое к участию в производстве по делу об административном правонарушении, не заинтересованное в исходе дела, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

Специалист вправе:

  • 1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий с его участием;
  • 2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему и свидетелям.

Специалист обязан:

  • • явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
  • • участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;
  • • удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

Эксперт – любое не заинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Эксперт вправе:

  • 1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о представлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
  • 2) с разрешения судьи, должностного лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится производство по делу об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;
  • 3) указывать в своем заключении имеющие значения для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

Эксперт обязан:

  • • явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
  • • дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

Переводчик – любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Переводчик обязан:

  • • явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
  • • выполнить полно и точно порученный ему перевод;
  • • удостоверить верность перевода своей подписью.

Добавить комментарий