Производство у мирового судьи

20.1. Полномочия мирового судьи по уголовному делу

Особенности производства у мирового судьи предусмотрены гл. 41 УПК. Этот уголовно-процессуальный институт не является совершенно новым для нашего законодательства. Мировой судья как субъект уголовно-процессуального права появился в соответствии с ФЗ № 188 от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации» и ФЗ от 7 августа 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство». По общему правилу мировому судье подсудны все уголовные дела, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы (ранее этот срок составлял два года – ст. 467 УПК РСФСР), однако, ч. 1 ст. 31 УПК РФ устанавливает перечень составов преступлений, которые мировой судья не рассматривает.
К подсудности мирового судьи относятся не только дела публичного обвинения, но и все дела частного и некоторые частно-публичного обвинения. Именно поэтому существует два порядка осуществления полномочий мирового судьи, предшествующих рассмотрению дела по существу в судебном заседании.
Следует знать, что согласно ч. 1 ст. 318 УПК РФ уголовные дела частного обвинения (ст. 115, 116, 129 ч.1 и 130 УК РФ) возбуждаются путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем (в случае смерти потерпевшего – его близким родственником или прокурором). Уголовное дело может быть возбуждено прокурором, если потерпевший в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. При этом прокурор направляет уголовное дело для производства предварительного расследования. Однако вступление в уголовное дело прокурора не лишает стороны права на примирение (ч.4 ст. 318 УПК РФ).
Важно запомнить требования, предъявляемые к заявлению (ч. 5, 6 ст. 318 УПК РФ), несоблюдение которых влечет возвращение заявления лицу, его подавшему. При этом мировой судья устанавливает срок для приведения заявления в соответствие с требованиями закона. В случае неисполнения данного указания мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и уведомляет об этом лицо, его подавшее (ч. 1 ст. 319 УПК РФ).
По делам частного обвинения субъектами возбуждения дела являются потерпевший или в случае его смерти его близкие родственники. Возбуждение происходит путем подачи заявления в суд. Заявление должно соответствовать требованиям, предусмотренным законом. Невыполнение процессуальной формы заявления может повлечь отказ суда в его принятии.
В случаях, если поданное заявление не отвечает требованиям, мировой судья выносит постановление о возвращении заявления лицу, его подавшему, в котором предлагает ему привести заявление в соответствие с указанными требованиями и устанавливает для этого срок. В случае неисполнения данного указания мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и уведомляет об этом лицо, его подавшее. По ходатайству сторон мировой судья вправе оказать им содействие в собирании таких доказательств, которые не могут быть получены сторонами самостоятельно.

20.2. Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании

С момента принятия судом заявления к своему производству лицо, его подавшее, является частным обвинителем (ему разъясняются права, предусмотренные ст. 42 и 43 УПК РФ, о чем составляется протокол) (ч .7 ст. 318 УПК РФ).
По уголовному делу с обвинительным актом, поступившему в суд, мировой судья проводит подготовительные действия и принимает решения в порядке, установленном гл. 33 УПК, т.е в общем порядке, предусмотренном для стадии подготовки дела в судебном разбирательстве.
Рассмотрев заявление, при наличии оснований мировой судья назначает рассмотрение уголовного дела в судебном заседании. Подготовка дела к судебному заседанию заключается в следующих действиях судьи:
в течение 7 суток со дня поступления заявления в суд вызывает лицо, в отношении которого подано заявление, знакомит его с материалами уголовного дела, вручает копию поданного заявления, разъясняет права подсудимого в судебном заседании, предусмотренные ст. 47 УПК, и выясняет, кого, по мнению данного лица, необходимо вызвать в суд в качестве свидетелей защиты, о чем у него берется подписка. В случае неявки в суд лица, в отношении которого подано заявление, копия заявления с разъяснением прав подсудимого, а также условий и порядка примирения сторон направляется подсудимому;
разъясняет сторонам возможность примирения. В случае поступления от них заявлений о примирении производство по уголовному делу по постановлению мирового судьи прекращается в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК.
Мировой судья рассматривает уголовное дело в общем порядке с изъятиями, предусмотренными ст. 321 УПК.
Судебное разбирательство должно быть начато не ранее 3 и не позднее 14 суток со дня поступления в суд заявления или уголовного дела.
Особенности судебного разбирательства, осуществляемого мировым судьей, касаются прежде всего дел частного обвинения.
Так, например, первой особенностью является возможность соединения встречных заявлений. При соединении заявлений в одно производство лица, подавшие их, участвуют в уголовном судопроизводстве одновременно в качестве частного обвинителя и подсудимого. Для подготовки к защите в связи с поступлением встречного заявления и соединением производств по ходатайству лица, в отношении которого подано встречное заявление, уголовное дело может быть отложено на срок не более 3 суток. Допрос этих лиц об обстоятельствах, изложенных ими в своих заявлениях, проводится по правилам допроса потерпевшего, а об обстоятельствах, изложенных во встречных жалобах, — по правилам допроса подсудимого.
Второй особенностью является то, что обвинение в судебном заседании поддерживает частный обвинитель.
Третья особенность касается судебного следствия. Судебное следствие по уголовным делам частного обвинения начинается с изложения заявления частным обвинителем или его представителем. При одновременном рассмотрении по уголовному делу частного обвинения встречного заявления его доводы излагаются в том же порядке после изложения доводов основного заявления. Обвинитель вправе представлять доказательства, участвовать в их исследовании, излагать суду свое мнение по существу обвинения, о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства. Обвинитель может изменить обвинение, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту, а также вправе отказаться от обвинения.
Обжалование приговора и постановления мирового судьи производится в районном суде в апелляционном порядке.

Особенности производства дел у мирового судьи

Мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входящие в состав единой судебной системы РФ, учреждены федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. Основной целью введения института мировой юстиции была необходимость снизить служебную нагрузку федеральных судей районных (городских) судов, упростить процедуру судопроизводства, облегчить гражданский доступ к правосудию и оперативному разрешению их проблем по защите своих прав. В системе военных судов уголовные дела отнесенные законом к подсудности мировых судей, рассматриваются военными судьями гарнизона в порядке, установленном для разбирательства дел мировым судьей (ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации» от 18 декабря 2002 г. № 177-ФЗ).

Мировые судьи в Российской Федерации осуществляют правосудие именем Российской Федерации в пределах судебных участков (ст. 1 и 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»). Подсудность дел мировому судье в целом определяется характером санкции, предусмотренной уголовным законом за преступление. Согласно ч. 1 ст. 31 УПК РФ мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы.

УПК, расширив полномочия мирового судьи по рассмотрению уголовных дел, сделал исключения для ряда преступлений, которые независимо от санкции уголовного закона должны рассматриваться в районном суде. Их перечень исчерпывающим образом определен в ч. 1 ст. 31 УПК.

Среди уголовных дел, подлежащих рассмотрению мировыми судьями, следует выделить особую категорию дел — это дела частного обвинения. Часть 2 ст. 20 УПК к таковым относит уголовные дела о преступлениях, предусмотренных:

Помимо небольшой тяжести деяний, преследуемых в порядке частного обвинения, их характеризует одна отличительная особенность: уголовное преследование по ним возможно только по инициативе потерпевшего. Он по данной категории дел обладает свободой распоряжения обвинением. Только по его волеизъявлению возбуждается уголовное дело.

Он, поддерживая обвинение в судебном заседании, вправе изменить его, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту, а также отказаться от обвинения, в том числе путем примирения с обвиняемым, что влечет в таком случае прекращение производства. Дела частного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым.

В случае смерти потерпевшего уголовное дело возбуждается путем подачи заявления его близким родственником (ч. 2 ст. 318 УПК). Когда потерпевший в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы, уголовное дело может быть возбуждено прокурором, который направляет уголовное дело для производства предварительного расследования. Следует обратить внимание, что возбуждение уголовного дела следователем, а также с согласия прокурора дознавателем не меняет природы обвинения, так как не лишает стороны права на примирение (ч. 4 ст. 318 УПК). Это означает, что согласие сторон на отказ от применения уголовно-правового средства разрешения конфликта обязательно для органов предварительного расследования и суда.

Уголовно-процессуальный закон подробно устанавливает реквизиты заявления потерпевшего или его законного представителя, которое является основой решения суда о принятии дела к своему производству по делам частного обвинения.

В соответствии с п. 5 ст. 318 УПК оно должно содержать:

  • наименование суда, в который оно подается;
  • описание события преступления, места времени, а также обстоятельств его совершения;
  • просьбу, адресованную к суду, о принятии уголовного дела к производству;
  • данные о потерпевшем, а также о документах, удостоверяющих его личность;
  • данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;
  • список свидетелей, которых необходимо вызвать в суд;
  • подпись лица его подавшего.

Заявление подается в суд с копиями по числу лиц, в отношении которых возбуждается уголовное дело частного обвинения. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в заявлении делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Одновременно мировой судья разъясняет заявителю его право на примирение с лицом, в отношении которого подано заявление.

В тех случаях, когда поданное заявление не отвечает предъявляемым законом требованиям (не содержит всех необходимых атрибутов, отсутствует необходимое количество его копий), судья выносит постановление о возвращении заявления лицу, его подавшему, в котором предлагает ему привести заявление в соответствие с указанными требованиями и устанавливает для этого срок (ч. 1 ст. 319 УПК). Если заявитель не устранит указанные в постановлении недочеты, то судья отказывает в принятии заявления к своему производству и уведомляет об этом лицо, его подавшее.

С момента подачи заявления между лицом, его подавшим, и судьей возникают процессуально-правовые отношения. Суд обязан решить вопрос о принятии или непринятии к своему производству поданного заявления, а лицо, его подавшее, вправе требовать принятия судьей такого заявления. Если сведения, сообщенные заявителем, указывают на признаки преступления, преследуемого в порядке публичного или частно-публичного обвинения, то судья разъясняет заявителю, куда он может обратиться со своим заявлением.

С момента принятия судом заявления к своему производству, о чем выносится постановление, лицо, его подавшее, является частным обвинителем. Ему должны быть разъяснены права (ст. 42 и 43 УПК), о чем составляется протокол, подписываемый судьей и лицом, подавшим заявление. Если после принятия заявления к производству будет установлено, что потерпевший в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы, то мировой судья вправе признать обязательным участие в деле законного представителя потерпевшего и прокурора (ч. 8 ст. 318 УПК). Мировой судья вправе по ходатайству сторон оказать им содействие в собирании таких доказательств, которые не могут быть получены сторонами самостоятельно.

При наличии оснований для назначения судебного заседания мировой судья в течение 7 сут. со дня поступления заявления в суд должен произвести следующие действия:

  • вызвать лицо, в отношении которого подано заявление;
  • ознакомить его со всеми материалами уголовного дела;
  • вручить копию поданного заявления и разъяснить права подсудимого в судебном заседании (см. ст. 47 УПК);
  • выяснить у вызванного лица, кого, по его мнению, необходимо вызвать в суд в качестве свидетелей защиты.

Производство указанных действий удостоверяется подписью лица, в отношении которого подано заявление. Если лицо, в отношении которого подано заявление, не явилось в суд, то копия заявления с разъяснениями прав подсудимого, а также условий и порядка примирения сторон направляется подсудимому (ч. 4 ст. 319 УПК). С момента получения заявления судья разъясняет сторонам возможность примирения. Решение о примирении должно быть добровольным и осознанным и исходить от обеих сторон, подтверждением чего служит его письменная форма, причем желание примириться должно быть выражено в заявлении четко и определенно.

Если от сторон поступило заявление о примирении, то судья прекращает производство по уголовному делу (ч. 2 ст. 20 УПК). Данное решение оформляется постановлением мирового судьи. Примирение может состояться в любой момент рассмотрения дела, но до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора (ч. 2 ст. 20 УПК).

Если между сторонами примирение не достигнуто и соблюдены все требования закона, то судья назначает рассмотрение уголовного дела в судебном заседании.

УДК 342 ББК 67.2

к вопросу о специфике

судопроизводства в деятельности мировых судей

влАдимир николаевич калинин,

кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.01 — теория и история государства и права;

история правовых и политических учений E-mail: vladimirnk@yandex.ru Рецензент: доктор юридических наук, профессор Прудников А.с.

Citation-индекс в электронной библиотеке НииоН

Аннотация. Рассматриваются проблемы совершенствования деятельности мировых судей в Российской Федерации, которая должна иметь собственную специфику, учитывающую региональные особенности и потребности местного населения и отличающую мировое судопроизводство от федерального. Совершенствование деятельности мировых судей должно происходить по двум взаимосвязанным направлениям: развитие упрощенных форм производства и развитие примирительных процедур в их деятельности.

Ключевые слова: мировые судьи, мировая юстиция, судебная власть, судебная система, статус судей.

Keywords: Justices of the Peace, justice of the peace, the judiciary, the judicial system, the status ofjudges.

Организация судебной власти в России, как государстве федеративном, имеет свои особенности, проявляющиеся в наличии в рамках единой общегосударственной судебной системе двух подсистем: федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации. В то же время, в Конституции Российской Федерации возможность формирования органов мировой и конституционной юстиции в субъектах РФ не предусмотрена.

Институт мировых судей сегодня является наиболее близким и доступным судом для граждан, что доказывает его востребованность и социальную ценность, несмотря на имеющиеся недостатки в организации и деятельности этого низового звена организационной системы судов общей юрисдикции.

Анализ опыта возрождения института мировой юстиции в Российской Федерации свидетельствует о том, что данная институционально-правовая форма регионального (местного) правосудия в целом оправдывает общественные ожидания1.

Между тем, можно утверждать о сложившейся на сегодняшний день явной диспропорции судебной системы Российской Федерации, доминирующее положение в которой занимает система федеральных судов. Конституционное судопроизводство существует лишь в отдельных субъектах Российской Федерации. Миро-

вые судьи, по существу, представляют нижестоящее звено федеральной судебной системы, а не суд субъекта Российской Федерации. Ситуация, при которой судебная система субъектов Российской Федерации остается до нынешнего времени не развитой, не соответствует федеративным началам реализации судебной власти. Соответственно, требуют научного осмысления вопросы, связанные с федерализацией судебной власти в Российской Федерации и децентрализации российской судебной системы.

Впервые в Российской империи на официальном уровне вопрос о создании местной юстиции стал обсуждаться в первой половине 18 века в рамках идей усовершенствования судебной системы, принадлежавших М.М.Сперанскому.

Учреждение института мировых судей в Российской империи произошло в рамках Великой судебной реформы 1964 г. Мировой суд в ту пору рассматривался как перспективный орган судебной власти, призванный разрешать малозначимые споры. После Октябрьской революции 1917 г. мировые суды были упразднены советской властью.

Создание в Российской Федерации собственной модели мировой юстиции не сопровождалось должным научным обеспечением этого института судопроизводства. С возрождением мировой юстиции

одновременно начались дискуссии о необходимости возрождения института мировых судей, о его целях и задачах, о бессмысленности создания нового звена судебной системы, его несоответствия судебной системе и т.д.

Так, например, по мнению В.Н.Баландина и А.А.Павлушиной, «институт мировых судей в судопроизводстве был хорош в тот исторический период времени, когда людей с юридическим образованием не хватало, а законодательство в виде целостной и логически завершенной системы норм только начинало устанавливаться, и требовался он во многом для заполнения пробелов этого складывающегося законодательства «обычным правом»2.

Невозможность непосредственно руководствоваться сложившимися региональными обычаями при рассмотрении споров, принимать решения «по совести», а не «по закону», действительно, составляет главное и сущностное отличие современного российского института мировых судей от дореволюционного. В то же время, сравнивая дореволюционный и современный институты мировых судей, можно отметить, что каждый из них соответствует той эпохе, в которой он существует.

Многие ученые и практические работники склонны рассматривать институт мировых судей в качестве только лишь низшего звена в судебной системе страны, призванного рассматривать малозначительные дела с использованием упрощенного порядка судопроизводства. Отсутствие должного научного осмысления привело к тому, что вначале в Российской Федерации был создан институт мировых судей, после чего стало определяться его функциональное назначение.

Представляется, что институт мировых судей призван выполнять следующие функции:

• обеспечение стабильности общественных отношений и правопорядка на региональном уровне;

• предотвращение социальных споров и конфликтов, примирение сторон;

• повышение правовой культуры населения;

• разрешение в максимально короткие сроки основной массы малозначительных уголовных, гражданских и административных дел3.

Введение института мировых судей позволило повысить оперативность правосудия. Одновременно были повышены гарантии справедливости и законности осуществляемого ими правосудия путем учреждения апелляционной инстанции для пересмотра приговоров и решений мировых судей, не вступивших в законную силу. Практика подтвердила эффективность апелляции как способа выявления и исправления судебных ошибок, обеспечения прав и свобод граждан4.

Все это позволяет сделать вывод о том, что возрожденное «мировое» правосудие стало заметным и весьма значимым достижением судебной реформы.

Однако при отсутствии целостного концептуального подхода введение института мировых судей ста-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ло рассматриваться, прежде всего, как практический способ разгрузки федеральных судов районного (городского) звена. Вопросы организационной и функциональной полезности мировых судей для населения, отличие мировой юстиции от федеральной, ушли на второй план, равно как и исследование степени соответствия судебных возможностей мирового суда правовым интересам многонационального и самобытного российского общества. Все это сдерживает раскрытие потенциала мировой юстиции.

Более того, стал доминировать технологический подход, согласно которому воссоздание института мировых судей, призвано, прежде всего, разгрузить федеральную судебную систему от рассмотрения малозначительных дел5. Превращение мировых судей в обычное низовое звено системы федеральных судов общей юрисдикции искажает смысл возрождения мировой юстиции, сущностная направленность которой должна отличаться от федеральной юстиции.

В.В.Дорошков отмечает, что представления о мировом судье как о самостоятельной фигуре в системе судебной власти, призванной в своей деятельности исходить не только из правовых норм, но и из нравственных устоев, постепенно сменили традиционные воззрения о том, что мировой судья обязан руководствоваться только законодательством6.

В широком смысле доступность правосудия охватывает не только процессуальные аспекты, определяющие возможность любого заинтересованного лица инициировать судебное производство, но и как отсутствие существенных препятствий в получении судебной защиты. В этом смысле учет мировыми судьями местных культурно-исторических и правовых традиций, и философия примирения, которой они должны руководствоваться, следует рассматривать в качестве особой гарантии — составной части права граждан на судебную защиту.

Несмотря на то, что институт мировых судей в Российской Федерации в основном сложился, тем не менее, возможности его дальнейшего развития и совершенствования остаются.

Правовую основу института мировых судей образует как федеральное законодательство, так и законодательство субъектов Российской Федерации.

Начало возрождению мировой юстиции в современной России было положено принятием Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», в котором мировые судьи получили статус низового звена в системе судов общей юрисдикции. Окончательное законодательное закрепление и развитие в институт мировых судей получил с принятием Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»7, а также Федерального закона РФ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» от 24 ноября 1999 г.8.

В субъектах Российской Федерации приняты соб-

ственные законы о мировых судьях9, развивающие с учетом региональной специфики, данный институт судебной власти.

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом (ч. 1 ст. 2 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»10) имеют равный конституционный статус. В части 1 ст. 120 Конституции Российской Федерации закреплено, что судьи независимы и подчиняются только Конституции России и федеральному закону. Мировые судьи, являясь носителями судебной власти, осуществляют правосудие именем Российской Федерации и в порядке, предусмотренном федеральным законом РФ.

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации (ч. 1 ст. 1 Закона о мировых судьях). С другой, стороны, организационно-правовой статус мирового судьи должен иметь отличия от статуса федеральных судей. В отличие от федеральных судей, мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 6 Закона о мировых судьях).

Отличия, однако, должны проявляться не только в организационном, но и в функциональном аспекте деятельности судей. В ином случае их деятельность будет идентичной. Поскольку порядок судопроизводства относится к федеральному предмету ведения, то в рамках всех видов судопроизводства (за исключением, в некоторой степени, административного судопроизводства) дифференциация (специфика) деятельности мировых судей возможна только посредством ее закрепления в федеральном законодательстве, прежде всего, в отраслевых процессуальных кодексах.

Законодательно закрепленные отличия в процессуальной деятельности мировых судей, в свою очередь, сводятся, в основном, к двум взаимосвязанным направлениям: 1) развитие упрощенных форм производства в деятельности мировых судей; 2) развитие примирительных процедур в их деятельности.

Необходимость совершенствования примирительных процедур в судопроизводстве мировых судей связана с тем, что приоритетной функцией этого института должно являться не применение мер государственного принуждения, а примирение или сближение позиций конфликтующих сторон11.

Анализируя особенности функционирования института мировых судей, следует отметить, что применительно к сегодняшнему дню в их деятельности значительно возрос удельный вес рассматриваемых гражданских дел, заканчивающихся заключением мирового соглашения (завершается примирением около 20 % поступивших гражданских дел).

Принятие Федерального закона РФ «Об альтер-

нативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27 июля 2010 г.12 позволяет обеспечить возможность применения к отдельным категориям споров процедуры медиации.

В то же время, в ГПК РФ отсутствует процессуальный механизм, который бы стимулировал участников судебного разбирательства на поиск вариантов мирного урегулирования судебного спора. Исходя из этого, вполне обоснованными выглядят предложения относительно более широкого использования опыта дореволюционной мировой юстиции, когда существовавшая система законодательства и сложившиеся устои обеспечивали приоритет примирительной функции мирового судьи в его деятельности13.

Так, Н.Я.Лыгин и В.Н.Ткачев полагают необходимым с учетом высказанных в научной литературе предложений, международного и опыта Российской Империи, а также Концепции судебной реформы 1991 года осуществить преобразования (оптимизацию) института мировых судей. По их мнению, целесообразно проработать вопросы о сокращении круга полномочий мировых судей (сохранив за ними менее сложные дела) и о возможности ускорения и упрощения судопроизводства, закрепления конкретной процедуры примирения сторон с учетом положений судебной реформы Российской Империи XIX века и редакции главы 15 АПК РФ14.

Сегодня проблемы, сложившиеся в сфере деятельности мировых судей, связаны, в основном, с двумя проблемами: во-первых, слабым финансированием и крайне нестабильным материально-техническим обеспечением мировых судей; и, во-вторых, чрезвычайно высокой служебной нагрузкой на мировых судей и их аппарат. В результате работа мировых судей сегодня «часто напоминает конвейер»15.

Решить острейшую проблему перегруженности мировых судей можно следующими способами:

• организационным увеличением штатной численности корпуса мировых судей;

• путем уменьшения объема компетенции мировых судей;

• путем упрощения судопроизводства в деятельности мировых судей.

В частности, можно было бы передать в подсудность федеральных районных судов наиболее сложные конфликты, вытекающие из земельных, гражданских, жилищных и иных правоотношений. В отношении производства по делам об административных правонарушениях было бы целесообразным передать все составы правонарушений, по которым санкция предусмотрена только в виде штрафа, на рассмотрение самих административных органов. Передача части функций, осуществляемых мировыми судьями, несудебным юрисдикционным органам при сохранении контрольных полномочий за судом не означала бы ущемление прав граждан.

Порождает сложности отсутствие закрепленных

за мировыми судьями судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности.

Перспективным направлением существенного снижения нагрузки на мировых судей может стать внедрение механизмов процессуальной экономии.

Одним из элементов такого механизма является возможность упрощения и ускорения процедуры судебного разбирательства и делопроизводства. В то же время, возможности такого упрощения и ускорения ограничены, поскольку, согласно п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское, гражданско-процессуальное законодательство отнесены к федеральным предметам ведения. Мировые судьи осуществляют правосудие на основе единой процессуальной формы, установленной процессуальным законом, и, соответственно, особенности судопроизводства мировых судей могут быть установлены только процессуальными кодексами.

Уголовное судопроизводство в определенной мере учитывает специфические особенности деятельности мировых судей, отнеся к их подсудности производство по делам частного обвинения (раздел XI «Особенности производства у мирового судьи» УПК РФ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В УПК РФ процедура возбуждения дел частного обвинения, как и порядок деятельности мирового судьи в целом по делам данной категории, модифицирован и упрощен. Как отмечает Н.С.Манова, законодатель пытался уйти от традиционной схемы принятия данного решения, подчеркнув, что мировой судья лишь придает соответствующую процессуальную форму уголовному преследованию, инициированному потерпевшим16.

Выделяют как материально-правовые, так и процессуально правовые основания выделения дел частного обвинения в особую категорию дел (а частное обвинение — в самостоятельный вид обвинения). Материально-правовыми основаниям, по нашему мнению, является:

• особая природа преступлений, преследуемых в порядке частного обвинения, ущемляющих не публичные, а частные интересы граждан в основном в сфере бытовых, семейных или дружеских отношений

• небольшая общественная опасность указанных преступлений;

• возможность освобождения правонарушителя от уголовной ответственности в целях урегулирования конфликта посредством примирения сторон17;

К процессуальным основаниям выделения дел частного обвинения, на наш взгляд, следует отнести:

• для инициирования уголовного преследования необходимо волеизъявление потерпевшего (за исключением предусмотренных законом случаев);

• активная роль потерпевшего по собиранию доказательств и возможность представления

им доказательств без проведения предварительного расследования органами государственной власти;

• возможность прекращения дела частного обвинения в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым.

В 2003 году в производстве мировых судей в общей сложности дела частного обвинения составили 28,6% от числа всех рассмотренных дел18.

В 2005 году их число составило 133,3 тыс. уголовных дел.

Действующий УПК РФ, в отличие от УПК РСФСР, позволяет широко реализовывать примирительные начала как процессуальные основания для прекращения уголовного судопроизводства (уголовного преследования), прежде всего, в деятельности мировых судей. Более того, развитие особых порядков судебного разбирательства, предусмотренных разделом Х УПК РФ (гл. 40 «Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением» и гл. 41 «Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве») позволяет существенно упросить и ускорить уголовное судопроизводство.

Наконец, введенный Федеральным законом РФ от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ в УПК РФ порядок дознания в сокращенной форме (гл. 321 УПК РФ) имеет непосредственное отношение к уголовному судопроизводству мировых судей. Согласно ст. 2261 дознание в сокращенной форме распространяется на уголовные дела, возбужденные в отношении конкретных лиц по признакам одного или нескольких преступлений, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Основная же часть преступлений, расследуемых в форме дознания (п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ) по окончании дознания подлежит передачи по подсудности к мировым судьям. Особенности судебного производства по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, определены в ст. 2269 УПК РФ.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что возможности примирительного подхода, равно как и упрощения и ускорения судопроизводства в уголовном судопроизводстве применительно к деятельности мировых судей на сегодняшний день реализованы в полной мере.

Рассматривая особенности деятельности мировых судей в гражданском судопроизводстве, можно отметить, что законодатель учел ранее высказывавшиеся предложения о разрешении мировым судьям не составлять мотивированную часть решения.

Согласно поправкам в Гражданско-процессуальный кодекс РФ, внесенным Федеральным законом от 04.03.2013 г. № 20-ФЗ в ст. 199 ГПК «Составление решения суда», мировой судья может не составлять мотивированное решение суда по рассмотренному им делу.

Мировой судья обязан составить мотивированное решение суда по рассмотренному им делу в случае поступления от лиц, участвующих в деле, их представи-

телей заявления о составлении мотивированного решения суда, которое может быть подано:

1) в течение трех дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители присутствовали в судебном заседании;

2) в течение пятнадцати дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители не присутствовали в судебном заседании.

Мировой судья составляет мотивированное решение суда в течение пяти дней со дня поступления от лиц, участвующих в деле, их представителей заявления о составлении мотивированного решения суда.

Вышеуказанные изменения позволяют снизить нагрузку на мировых судей.

В гражданском процессе следует упразднить принцип непрерывности (ч. 3 ст. 157 ГП РФ), как это было сделано в уголовном судопроизводстве с принятием УПК РФ. Принцип непрерывности препятствует оперативному осуществлению правосудия по гражданским делам. Целесообразно дальнейшее расширение сферы приказного производства (например, по делам о взыскании налоговых и коммунальных платежей, задолженности по кредитному договору, платы за услуги медвытрезвителя, членских и целевых взносов в садоводческие и аналогичные товарищества).

В судопроизводстве мировых судей, несомненно, следует совершенствовать процедуры примирения, поскольку приоритетной функцией этого института является не применение мер государственного принуждения, а примирение или сближение позиций конфликтующих сторон19.

Упрощение, ускорение судебного разбирательства по гражданским, административным, социальным делам является задачей всех государств-членов Совета Европы. Особое внимание обращается на возможность принятия мер по поощрению примирения сторон или дружественного урегулирования спора до его принятия к производству или в ходе судебного разбирательства; введению специальных процедур для рассмотрения требований на незначительную сумму иска; внедрению упрощенного судопроизводства; ограничению права обжалования судебных решений20.

Все эти меры имеют прямое отношение, прежде всего, к деятельности российских мировых судей. Кроме того, сравнительный анализ законодательства, регулирующего производство в судей первой инстанции в гражданском процессе европейских стран, позволяет выделить целый ряд существующих правовых средств, обеспечивающих простоту, оперативность, справедливость судебной защиты по гражданским делам21.

Использование этого опыта для реформирования российского регламента рассмотрения и разрешения дел мировыми судьями позволит гарантировать эффективную судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и интересов лиц, заинтересованных в судебной защите.

1 См.: Сачков А.Н. Соотношение правовых понятий «мировая юстиция», «мировой суд» и «мировой судья»: истоки наименования и смыслового значения // Российская юстиция. 2007. № 4. — С. 62.

2 См.: Баландин В.Н., Павлушина А.А. Об институте мировых судей в Российской Федерации // Правоведение. 1998. № 4. С. 126.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Павликов С.Г. О некоторых конституционно-правовых аспектах исследования категорий «судебная власть» и «судебная система» субъектов Российской Федерации // Российская юстиция. 2007. № 6. — С. 57.

4 В этой связи вполне закономерным и обоснованным стало расширение с 1 января 2013 г. института апелляции на все приговоры и иные решения суда первой инстанции, выразившееся во включении в УПК РФ главы 451 «Производство в суде апелляционной инстанции». Соответственно, главы 43 УПК РФ «Апелляционное и кассационное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу», 44 «Апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела» и 45 «Кассационный порядок рассмотрения уголовного дела» утратили силу с 1 января 2013 г. (см.: Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 433-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // РГ. 2010. 31 декабря).

6 Дорошков В.В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. — М.: Норма, 2004. — С. 7.

8 См.: СЗ РФ. 2000. № 1. Ст. 1.

9 См., напр.: Закон Республики Башкортостан от 31 марта 1998 года «О мировых судьях Республики Башкортостан» // Ведомости Государственного собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 1999. № 3. Ст. 177.

10 Ведомости СНД и ВС РФ, 1992. № 30. Ст. 1792.

11 Терехин В.А., Захаров В.В. А нужна ли нам мировая юстиция? // Российская юстиция. 2006. № 4. — С. 50.

12 См.: СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4162.

13 См.: Муратшина г.И. Указ. соч. — С. 59.

16 Манова Н.С. Производство у мирового судьи: что изменилось? // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной принятию нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. — М.: МГЮА, 2002. — С. 198.

17 См.: Дорошков В.В. Руководство для мировых судей. Дела частного обвинения. — М.: Изд-во НОРМА, 2001. — С. 34.

18 Колоколов Н.А. Мировая юстиция в зеркале статистики // Мировой судья. 2004. № 2. — С. 2.

19 Терехин В.А., Захаров В.В. А нужна ли нам мировая юстиция? // Российская юстиция. 2006. № 4. — С. 50.

20 См.: Борисова Е.А. Указ. соч. — С. 26.

21 Там же.

В производстве у мирового судьи могут находиться уголовные дела о преступлениях, максимальное наказание за совершение которых не превышает трех лег лишения свободы, за исключением преступлений, перечисленных в ч. 1 ст. 31 УПК.

В целом рассмотрение уголовных дел мировым судьей осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным гл. 33—39 УПК. Изъятия из этого порядка касаются лишь сроков рассмотрения уголовных дел, порядка обжалования приговоров и иных процессуальных решений, принимаемых мировым судьей, а также особенностей производства по делам частного обвинения.

В соответствии с ч. 2 ст. 321 УПК судебное разбирательство должно быть начато мировым судьей не ранее трех и не позднее 14 суток со дня поступления в суд заявления по делу частного обвинения или обвинительного акта (обвинительного заключения) по делу частно-публичного или публичного обвинения.

Вынесенный мировым судьей приговор или иное принятое им решение по делу подлежит обжалованию в апелляционном, а затем — и в кассационном и надзорном порядке.

Особенности же производства у мирового судьи по делам частного обвинения более существенны. Возбуждение уголовного дела частного обвинения производится путем подачи мировому судье потерпевшим, его законным представителем, а в случае смерти потерпевшего — его близким родственником соответствующего заявления. В этом заявлении должны быть отражены: наименование суда, в который оно подается; описание события преступления и обстоятельств его совершения; адресованная суду просьба о принятии уголовного дела к производству; данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности, список свидетелей, подлежащих вызову в суд; подпись лица, его подавшего. Заявление подается с копиями по числу лиц, в отношении которых возбуждается дело частного обвинения.

Мировой судья, получив заявление потерпевшего, либо принимает его к своему производству и разъясняет подавшему его лицу, именуемому с этого момента частным обвинителем, его права, либо возвращает заявление потерпевшему, если оно не отвечает установленным требованиям, назначая при этом срок для устранения выявленных недостатков. Неисполнение потерпевшим указаний судьи в установленный срок влечет отказ в принятии заявления к производству.

При наличии оснований для назначения судебного заседания мировой судья в течение семи суток со дня поступления заявления вызывает лицо, в отношении которого это заявление подано, вручает ему копию заявления, разъясняет права в судебном заседании (включая право на примирение) и выясняет, какие доказательства он полагал бы необходимым исследовать в судебном заседании. При неявке этого лица материалы уголовного дела и письменные разъяснения относительно прав подсудимого и условий примирения направляются ему но домашнему адресу.

Если в результате разъяснения мировым судьей сторонам права на примирение от них поступили заявления о примирении, производство по уголовному делу прекращается в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК. Если же примирение не было достигнуто, мировой судья, руководствуясь правилами гл. 33 УПК, назначает судебное заседание, решая, в том числе вопросы о дате, времени, месте судебного заседания, лицах, подлежащих вызову в судебное заседание, мере пресечения в отношении подсудимого, заявленных сторонами отводах и ходатайствах. По ходатайству сторон мировой судья вправе оказать им содействие в собирании доказательств, которые по тем или иным причинам не могут быть ими получены самостоятельно (например, если таким доказательством является заключение эксперта). Такая помощь может быть оказана им как при решении вопроса о назначении судебного заседания, так и в дальнейшем, т.е. уже в ходе судебного разбирательства.

Особенностью производства по делу частного обвинения является то, что в его рамках может быть рассмотрено также встречное заявление лица, обвиняемого потерпевшим в совершении преступления. Встречное заявление может быть подано как на этапе подготовки к судебному заседанию, так и в ходе судебного разбирательства, но до начала судебного следствия. Соединение первичного и встречного заявлений в одно производство осуществляется на основании специального постановления мирового судьи. При поступлении встречного заявления судебное разбирательство по делу должно быть отложено на срок не менее трех суток с тем, чтобы обеспечить частному обвинителю, ставшему в таком случае еще и подсудимым, возможность подготовиться к защите в суде.

В случае подачи наряду с первичным встречного заявления каждый из заявителей выступает в судебном разбирательстве одновременно как в качестве частного обвинителя, так и в качестве подсудимого. Соответственно допрос этих лиц об обстоятельствах, изложенных ими в своих заявлениях, проводится но правилам допроса потерпевшего, а об обстоятельствах, изложенных во встречных заявлениях, — но правилам допроса подсудимого.

Структура судебного разбирательства, а также последовательность действий суда и других участников судебного заседания по делам частного обвинения определяются в соответствии с правилами, установленными для производства по уголовным делам в общем порядке. В частности, судебное следствие начинается с изложения частным обвинителем своего заявления и заслушивания позиции подсудимого по поводу выдвинутого против него обвинения; первоначально исследуются доказательства, представленные частным обвинителем, а затем — доказательства стороны защиты; в судебных прениях сначала выступает частный обвинитель и (или) его представитель, а затем защитник подсудимого и сам подсудимый. Однако в случаях соединения в одном производстве первичного и встречного заявлений этот порядок несколько меняется: после изложения заявления основного заявителя заслушиваются доводы встречного заявителя, после исследования доказательств, представленных в связи с основным заявлением частным обвинителем и подсудимым, подлежат исследованию доказательства, представленные встречным заявителем и лицом, признанным подсудимым по этому заявлению. В случае соединения в одном производстве по делу частного обвинения первичного и встречного заявлений последовательность выступлений сторон в прениях определяется председательствующим.

Основания и порядок постановления приговора по делам частного обвинения, а также содержание приговора ничем не отличаются от тех, которые устанавливаются гл. 39 УПК применительно к общему порядку судебного разбирательства.

  • При наличии оснований полагать, что преступление, указанное в ч. 2 ст. 20 УПК, совершено лицом, относящимся к одной из категорий, перечисленных в ст. 447 УПК (депутатГосударственной Думы, член Совета Федерации, судья и т.д.), заявление о преступленииподлежит направлению в следственный орган Следственного комитета РФ и вопрос о возбуждении но нему уголовного дела решается в порядке, установленном ст. 448 УПК. В случае если потерпевший в силу беспомощного состояния или по иным причинамне может защищать свои права и законные интересы, уголовное дело может быть возбужденоследователем или дознавателем с согласия прокурора, после чего по нему проводится предварительное расследование в форме предварительного следствия или дознания и в суд вместе с материалами уголовного дела направляется соответственно обвинительное заключениеили обвинительный акт. К числу обстоятельств, в связи с которыми потерпевший можетбыть не в состоянии защищать свои права и законные интересы, следует относить не толькопрестарелый или малолетний возраст потерпевшего, его зависимость от причинителя вреда,но и невозможность установления им самим данных о лице, причинившем вред.

60. Особенности производства у мирового судьи

Производство у мирового судьи в зависимости от подсудности (ст. 31 УПК) возможно двух видов: производство по делам частного обвинения; производство по делам, поступившим с обвинительным актом. Дела первой категории составляют в уголовном процессе особое производство, второй – осуществляются по общим правилам. Особенностями дел второй категории являются: порядок обжалования – апелляционный; сроки заседания – судебное разбирательство должно быть начато не ранее 3 и не позднее 14 суток со дня поступления в суд заявления или уголовного дела.

Уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 2 ст. 20 УПК (дела частного обвинения), возбуждаются в отношении конкретного лица путем подачи потерпевшим или его законным представителем заявления в суд. Уголовное дело возбуждается следователем, а также с согласия прокурора дознавателем в случаях, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. Вступление в уголовное дело прокурора не лишает стороны права на примирение. По ходатайству сторон мировой судья вправе оказать им содействие в собирании таких доказательств, которые не могут быть получены сторонами самостоятельно. При наличии оснований для назначения судебного заседания мировой судья в течение 7 суток со дня поступления заявления в суд вызывает лицо, в отношении которого подано заявление, знакомит его с материалами уголовного дела, вручает копию поданного заявления, разъясняет права подсудимого в судебном заседании, предусмотренные ст. 47 УПК, и выясняет, кого, по мнению данного лица, необходимо вызвать в суд в качестве свидетелей защиты, о чем у него берется подписка. В случае неявки в суд лица, в отношении которого подано заявление, копия заявления с разъяснением прав подсудимого, а также условий и порядка примирения сторон направляется подсудимому.

Судебное разбирательство должно быть начато не ранее 3 и не позднее 14 суток со дня поступления в суд заявления или уголовного дела. Рассмотрение заявления по уголовному делу частного обвинения может быть соединено в одно производство с рассмотрением встречного заявления. Соединение заявлений допускается на основании постановления мирового судьи до начала судебного следствия. Обвинение в судебном заседании поддерживает частный обвинитель. Судебное следствие по уголовным делам частного обвинения начинается с изложения заявления частным обвинителем или его представителем. Обвинитель может изменить обвинение, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту, а также вправе отказаться от обвинения. Приговор мирового судьи может быть обжалован сторонами в течение 10 суток со дня его провозглашения в апелляционном порядке.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий