Прокуратура РФ правоохранительные органы

Задачи прокуратуры. Место в системе правоохранительных органов

Прокуратура является одним из видов правоохранительных органов РФ, призванных обеспечить установленные в ст. ст. 1 и 2 Конституции РФ верховенство закона, функции государства по соблюдению и защите прав и свобод граждан, законности и правопорядка. В системе правоохранительных органов прокуратура занимает особое место, т. к. на нее в законодательном порядке возложена задача координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Ст. 129 Конституции РФ определяет прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный Закон РФ от 17 января 1992 года №2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации». Этот закон определил задачи прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, порядок назначения прокуроров, их компетенцию, правовой статус, меры материального и социального обеспечения работников прокуратуры.

Как и любому другому виду правоохранительных органов, прокуратуре свойственен ряд характерных признаков, отличающих ее от других государственных органов:

— наличие полномочий осуществления правоохранительной деятельности, возложенных специальным законом;

— осуществление правоохранительной деятельности в строгом соответствии с установленными законом правилами и процедурами;

— наличие права применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушения;

— обязательность исполнения решений, принятых правоохранительными органами, должностными лицами и гражданами.

Полномочия прокуратуры весьма широки. Основными из них являются следующие:

— надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно – розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

— надзор за исполнением законов судебными приставами;

— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

— координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры участвуют также в рассмотрении дел судами, в т. ч. арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Свою деятельность по выполнению вышеперечисленных функций прокуратура строит на основе принципов централизации, независимости, законности и гласности.

Принцип централизации состоит в том, что прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Принцип независимости означает осуществление органами прокуратуры своих полномочий независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора.

Принцип законности подразумевает осуществление прокурорами своих функций в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Принцип гласности состоит в информировании федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. При этом прокуратура действует гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Прокурорский надзор

Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.

Прокурорский надзор понимается как:

1) специфический вид государственной деятельности;

2) самостоятельная отрасль права;

3) учебная дисциплина.

Во-первых, прокурорский надзор осуществляется специализированной системой органов, которая носит централизованный характер. Во-вторых, прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, как это установлено ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ», осуществляется от имени РФ. В-третьих, содержание прокурорского надзора, выражающегося в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, говорит о том, что этот вид государственной деятельности является особым и самостоятельным, поскольку не связан ни с одной ветвью (законодательной, исполнительной, судебной) власти.

Объект прокурорского надзора – предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов.

Субъект прокурорского надзора – участники прокурорской надзорной деятельности

Цель прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор.

Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи.

Общие задачи заключаются в укреплении законности государственного строя, личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, которые определяются Конституцией РФ, ФЗ «О прокуратуре», а также рядом других нормативных актов (Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ).

Специальные задачи – задачи стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений и нарушителей законов).

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.

Частные (или конкретные задачи) различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (получение полной информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.

Обеспечивается государственная защита прокуроров, осуществляющих прокурорский надзор, выполняющих функции, реализация которых может быть сопряжена с посягательствами на их безопасность. Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ определяются ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Признаком принципа независимости является политическая независимость прокурора и следователя Следственного комитета при прокуратуре РФ. Прокурорские работники не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности, что исключает возможность влияния со стороны этих объединений на прокурора и на решения, принимаемые им в процессе осуществления прокурорского надзора.

Также не допускается создание и деятельность в органах и учреждениях прокуратуры общественных объединений, преследующих политические цели.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. Принцип гласности закреплен в Законе о прокуратуре и означает, что прокуратура действует гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Реализация принципа гласности обеспечивается: сообщением в печати о назначении и освобождении прокурора от должности; информированием федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о состоянии законности; ежегодным представлением Генеральным прокурором РФ палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклада о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчета о проделанной работе по их укреплению; созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений или помощников прокурора, отвечающих за связь со средствами массовой информации, организующих эту работу на местах. Не допускается предание гласности информации о работе прокуратуры по конкретным делам и материалам, если это может причинить вред интересам личности, общества и государства.

ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ

Зональный (территориальный) принцип предусматривает организацию деятельности прокуратуры посредством распределения работы структурных подразделений между работниками по определенным территориям (территориальным зонам). Например, в Генеральной прокуратуре РФ в зависимости от объема работы в состав зоны включаются прокуратуры одного или нескольких субъектов Федерации.

Закрепление за прокурором определенной территории наделяет его компетенцией контролировать соблюдение и исполнение законов, приказов и указаний Генерального прокурора РФ на этой территории. В этих целях он изучает и анализирует состояние законности и организацию деятельности органов прокуратуры зоны путем систематического ознакомления со статистическими данными, текущими и перспективными планами работы, обобщениями и обзорами практики; непосредственного участия в осуществлении проверок деятельности прокуратур зоны, оказания практической помощи прокурорам на местах.

В процессе осуществления своей деятельности зональный прокурор оформляет соответствующее производство, в котором содержатся документы, находящиеся на исполнении; отражаются недочеты и ошибки, допущенные прокурором зоны; отмечаются сведения о положительном опыте работы.

Предметный принцип связан с предметом прокурорского надзора и характеризуется распределением обязанностей между прокурорами по различным направлениям правового регулирования. Организация работы по предметному принципу обусловлена необходимостью решения важнейших, приоритетных задач, стоящих перед органами прокуратуры.

В соответствии с предметным принципом за прокурором закрепляется определенное, конкретное направление деятельности, относящееся к предмету его ведения. Организация работы по предметному принципу обязывает прокурора обобщать относящиеся к предмету ведения статистические и другие данные прокуратуры об исполнении законов; анализировать соответствующие материалы (доклады, решения коллегии, обзоры и др.); участвовать в подготовке документов о реализации результатов обобщений; подготавливать материалы для рассмотрения на коллегии, координационном совещании и т.д.

В прокуратуре для организации работы используется предметно-зональный принцип, означающий закрепление за зональными прокурорами еще и определенных сфер правового регулирования (предметов ведения).

Вопрос о распределении обязанностей в прокуратуре в соответствии с зональным и предметным принципами реализуется прокурором – руководителем и оформляется письменным распоряжением (приказом).

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРАТУРЫ РФ

Система прокуратуры РФ – возглавляемая Генеральным прокурором РФ единая централизованная совокупность федеральных органов и учреждений, выполняющих взаимосвязанные задачи и функции, направленные на обеспечение единой законности, правопорядка, федеральной государственности России, построенная на единых принципах, с учетом федеративного устройства и административно-территориального деления государства.

Система прокуратуры закреплена в Законе о прокуратуре и делится на территориальные и специализированные прокуратуры.

Возглавляет систему прокуратуры Генеральная прокуратура РФ, в состав которой входит Главная военная прокуратура, возглавляющая систему органов военной прокуратуры.

К территориальным прокуратурам относятся: прокуратуры субъектов РФ (республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов); прокуратуры городов и районов, иные территориальные прокуратуры (межрайонные).

Специализированные прокуратуры действуют на правах областных и районных прокуратур и подразделяются на военные и иные специализированные прокуратуры.

Военные прокуратуры: Главная военная прокуратура; прокуратуры военных округов, флотов, групп войск, армий, флотилий; прокуратуры соединений, гарнизонов.

Иные специализированные прокуратуры: природоохранные; по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО); по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях; иные специализированные прокуратуры.

Приказом Генерального прокурора РФ от 12 апреля 2001 г. № 23 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах» транспортные прокуратуры, действовавшие на правах прокуратур субъектов РФ, были ликвидированы, а их полномочия переданы территориальным прокуратурам.

Транспортные прокуратуры (на правах районных и городских) подчинены территориальным прокуратурам субъектов РФ и осуществляют надзор за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах в соответствии с ранее установленной компетенцией.

В систему прокуратуры также входят Следственный комитет при прокуратуре РФ, научные и образовательные учреждения (НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, Академия Генеральной прокуратуры РФ и др.) и редакции печатных изданий прокуратуры (журнал «Законность»).

Создание и деятельность на территории РФ органов и учреждений прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается (п. 3 ст. 11 Закона о прокуратуре).

СТРУКТУРА ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РФ

В целях осуществления руководства органами и учреждениями прокуратуры действует возглавляемая Генеральным прокурором РФ Генеральная прокуратура РФ (ГП). ГП – высшее звено системы прокуратуры.

Структуру ГП составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений), возглавляемые начальниками – старшими помощниками Генерального прокурора РФ. Заместитель начальника – помощник Генерального прокурора РФ. Начальник и заместитель назначаются и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. В этих подразделениях работают старшие прокуроры и прокуроры.

Генеральный прокурор РФ имеет также советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Совместно с территориальным прокуратурами в состав правоохранительных органов включены специализированные прокуратуры РФ.

К ним относятся следующие виды:

  • прокуратуры по осуществлению контроля за охраной природы;
  • транспортные;
  • военные;
  • прокуратуры по контролю за четким следованием установленных законодательных норм в случаях выполнения приговоров по уголовному делопроизводству;
  • прокуратуры по контролю за строгим выполнением законодательных актов в делах, связанных с угледобывающей деятельностью;
  • прокуратуры по осуществлению контроля в ЗАТО и на объектах особого режима.

Основание данного вида подразделений связано со стремлением добиться улучшения качества функционирования прокуратур РФ в специфических областях правоотношений. Характер работы специализированных прокуратур зависит от особенностей подконтрольных им объектов и никак не связан с территориальными границами административных единиц Российской Федерации. В отличие от территориальных, специализированные прокуратуры имеют возможность более эффективно разрешать вопросы, связанные с соблюдением законов. Особенности устройства и работы разных видов специализированных прокуратур вызваны своеобразностью организационных, правовых и других отношений в соответствующих областях правового взаимодействия.

Военные прокуратуры

Специализированные военные прокуратуры функционируют автономно от военного командования и управления в составе ВС Российской Федерации, в военных органах и формированиях, основанных согласно законодательству.

Военная прокуратура включает в себя три уровня:

  • первый и старший – Главная военная прокуратура (входит в структуру Генпрокуратуры);
  • второй – прокуратуры, равные по положению прокуратурам субъектов Российской Федерации (Московская городская военная прокуратура, Ракетных войск стратегического назначения, прокуратуры военных округов и флотов и иные);
  • третий – прокуратуры, приравненные по положению к прокуратурам городов и районов (прокуратуры гарнизонов, соединений, объединений и иные).

Замечание 1

Главный военный прокурор выступает начальником военной прокуратуры и считающийся заместителем Генерального прокурора соответственно занимаемой им должности.

Финансирование военных прокуратур выполняет Министерство Обороны Российской Федерации и другие органы исполнительной власти федерального значения, в которых расходы по несению службы военными подразделениями заложены в бюджет государства.

Транспортные прокуратуры

Транспортные специализированные прокуратуры включают себя два вида прокуратур: межрегиональные и региональные (подвластны межрегиональным). Межрегиональные транспортные прокуратуры по занимаемому положению стоят на одном уровне с прокуратурами субъектов Российской Федерации. Их работа осуществляется на ограниченной территории нескольких субъектов страны. Система региональных прокуратур занимает один уровень с районными (городскими) прокуратурами. Организуются такие подразделений в зоне таможни, портовых и железнодорожных зонах, при аэропортах и прочее.

В обязанности транспортных специализированных прокуратур входят:

  • не допускать нарушений прав и свобод человека и гражданина в случае принятия новых законодательных проектов, касающихся любого вида транспорта и таможни;
  • проводить контроль соблюдения законодательных норм, относящихся к транспортной сфере;
  • контролировать органы внутренних дел в процессе выполнения ими следственных мероприятий по розыску, уголовно-процессуальной деятельности на всех видах транспорта или в органах таможни;
  • регулировать действия органов правопорядка, осуществляющих противостояние криминальной деятельности на любом виде транспорта и в органах таможни;
  • при необходимости, принимать участие в судебных процессах.

Природоохранные прокуратуры

Природоохранные специализированные прокуратуры приравниваются по своему положению к районным (городским) прокуратурам и подвластны прокурорам государственных субъектов страны.

Замечание 2

Важной задачей является обеспечение охраны природной зоны Волжского бассейна, поэтому была создана Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, которая по своему положению приравнивается к прокуратурам субъектов Российской Федерации.

Природоохранные районные прокуратуры на территории субъекта РФ должны:

  • контролировать соблюдение законодательных норм по охране окружающей среды и использования природных богатств, контролировать отсутствие нарушений экологических прав граждан в процессе деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, природоохранных территориальных органов федерального уровня, структурами местной власти, руководством различных учреждений;
  • контролировать соответствие новых законопроектов действующим законам;
  • соблюдать законодательные нормы в процессе принятия заявлений о правонарушениях, направленных против природы или экологии, которые привели к нанесению вреда здоровью и собственности людей;
  • соблюдать законы о защите окружающей среды и экологических прав граждан (за исключением правонарушений, произошедших на объектах Министерства обороны РФ и военных промышленных комплексов);
  • контролировать соблюдение законодательных норм в процессе принятия заявлений о служебных и должностных правонарушениях сотрудников природоохранных органов;
  • контролировать выполнение следственно-розыскных мероприятий сотрудниками внутренних дел и следственного комитета по правонарушениям, сзязанным с охраной природы и экологической обстановки, соответственно закону.

Замечание 3

Служащие природоохранных прокуратур регулируют действия органов правопорядка, ведущих борьбу с правонарушениями против природы и экологии, анализируют соответствие этих действий законодательным норма, составляют статистику. Прокуроры природоохранных прокуратур, в случае необходимости, участвуют в судебных процессах.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Прокуратуры по надзору за соблюдение законов в исправительных учреждениях

Прокуратуры, контролирующие законность действий уголовно-исполнительного производства, располагаются в больших учреждениях мест лишения свободы и принудительного медицинского лечения, а также по своему положению рассматриваются на уровне районных прокуратур и подвластны прокуратурам субъектов Российской Федерации.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществляют контроль:

  • за недопустимостью нарушения прав и свобод человека и гражданина в период отбывания им установленного судебным решением срока лишения свободы, в период проведения принудительного медицинского лечения;
  • соблюдением законодательства и правовых норм в законодательных актах применительно к лицам, отбывающим наказание;
  • соблюдением законодательных норм во время принятия заявлений о правонарушениях и выполнении следственно-розыскных мероприятий в исправительных учреждениях ФСИН России;
  • за соблюдением процессуальных норм расследования правонарушений, совершенных работниками исправительных учреждений или другими лицами, внутри зоны исправительного учреждения. Расследование проводит начальник исправительного учреждения;
  • по требованию, представители прокуратуры присутствуют на судебных процессах, рассматривающих дела по исполнению приговоров применительно к лицам, отбывающим срок в исправительных учреждениях.

Замечание 4

Если специализированная прокуратура по надзору за соблюдением законов расположена вдали от исправительного учреждения, то надзорные функции в этом вопросе выполняют прокуроры городов и районов, выполняют указания прокуроров субъектов Российской Федерации согласно правовым законодательным нормам и соответствующим актам Генпрокуратуры.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов на объектах особого режима и в ЗАТО

Специализированные прокуратуры по осуществлению контроля в ЗАТО и на объектах особого режима формируются по территориальному расположению комплекса обороны, приравнены по своему положению к районным (городским) прокуратурам, подвластны прокуратуре соответствующего субъекта Российской Федерации, исполняют свою деятельность в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах особого режима, в специализированных воинских формированиях.

По распоряжению Генпрокурора Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» важную значимость имеют два прокурорских формирования закрытых административно-территориальных объектов: г. Межгорье и комплекса Байконур.

Они выполняют следующие функции:

  • контролируют соблюдение законодательных норм права, охрану прав и свобод человека и гражданина формированиями федеральных органов исполнительной власти, представителями местной власти, должностными лицами, руководством различных организаций, функционирующих территориально в ЗАТО г. Межгорье и комплекса Байконур;
  • контролируют соблюдение законодательных норм формированиями федеральных органов исполнительной власти во время выполнения следственно-розыскных мероприятий на территориях ЗАТО г. Межгорье и комплекса Байконур;
  • представляют в уголовных судах обвинительные заключения, принятые прокурором ЗАТО г. Межгорье или прокурором комплекса Байконур и замещающими их должностными лицами;
  • проводят подачу исковых заявлений и участвуют в гражданском и арбитражном судах согласно правовым законодательным нормам и соответствующим документам Генпрокуратуры.

Замечание 5

Рассмотрение дел, прошедших суд первой инстанции с присутствием прокурора комплекса Байконур, происходит в надзорном и кассационном судах под руководством Главной военной прокуратуры, а в арбитражном суде под представительством Московской прокуратуры.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли

Недавно образованным видом специализированных прокуратур является Кемеровская межрайонная прокуратура по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли, она единственная в своем роде, территориально расположена в г. Новокузнецке, сформирована по приказу Генпрокурора от 01.06.2010 г. Данная прокуратура отвечает за:

  • соблюдение федеральных законов руководством учреждений угольной отрасли;
  • обеспечение руководством учреждений угледобывающей промышленности безопасных условий труда сотрудников, профилактики факторов, провоцирующих возникновение травмоопасных ситуаций и несчастных случаев на производстве;
  • право людей на охрану труда, которое регламентировано законодательными нормами Российской федерации, и должно финансово обеспечиваться руководителями учреждений угледобывающей промышленности; все сотрудники предприятий должны иметь средства индивидуальной защиты, соблюдать нормы технической безопасности при в процессе добывания и переработки угля.

Кемеровская прокуратура надзирает за работой государственных структур, которые контролируют отсутствие нарушений законодательных норм по охране труда и промышленной безопасности и во время проводят комплекс необходимых процедур применительно к лицам, нарушившим законодательство.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Добавить комментарий