Прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательства

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 15 марта 2019 года N 196

Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан

В целях повышения результативности надзора в сфере конституционных прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на отдых, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним транспортным и военным прокурорам, прокурору комплекса «Байконур» принять дополнительные меры к усилению надзора за соблюдением трудового законодательства.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним транспортным и военным прокурорам, прокурору комплекса «Байконур» обеспечить надлежащую организацию надзора за исполнением положений Трудового кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, для чего в соответствии с компетенцией:

2.1. Осуществлять на постоянной основе сбор, обобщение, анализ и оценку информации, характеризующей состояние законности в сфере трудовых отношений.

2.2. Сформировать при прокуратуре субъекта Российской Федерации межведомственную рабочую группу с участием региональных органов власти, территориальных подразделений правоохранительных и контролирующих органов, профсоюзных объединений и объединений работодателей, на заседаниях которой определять согласованные действия по защите трудовых прав граждан, уделяя повышенное внимание вопросам полноты и своевременности выплаты вознаграждения за труд, охраны труда, защиты от безработицы, противодействия созданию профсоюзных организаций и неправомерного вмешательства в их деятельность.

Продолжить взаимодействие с созданными в субъектах Российской Федерации региональными межведомственными комиссиями и рабочими группами муниципальных образований по снижению неформальной занятости. Выявлять организации и индивидуальных предпринимателей, уклоняющихся от оформления трудовых отношений с гражданами, выполняющими трудовые функции, либо заключивших с работниками гражданско-правовые договоры с целью скрыть фактические трудовые отношения.

2.3. Инициировать принятие региональных законов, устанавливающих ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях, осуществляемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

2.4. Периодически проверять полноту принятых органами Роструда, Росстата, ФССП России, ФНС России, Росреестра мер при реализации установленных федеральным законодательством функций и полномочий в отношении работодателей, в том числе имеющих просроченную задолженность по заработной плате, арбитражных управляющих организаций-банкротов, не погасивших указанную задолженность.

2.5. При проведении проверок уделять особое внимание вопросам соблюдения прав граждан на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.

2.5.1. Обеспечить изучение проектов региональных и муниципальных нормативных правовых актов о финансировании заработной платы работников бюджетной сферы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации, предусматривающего повышение заработной платы работникам названной категории.

При проверке региональных и муниципальных нормативных правовых актов, а также локальных нормативных актов работодателей обращать внимание на их соответствие законодательству в части установления заработной платы в размере не ниже минимального размера, определенного федеральным законом или региональными соглашениями, выплат компенсационного и стимулирующего характера, соблюдения предусмотренного в соответствии с трудовым законодательством соотношения между выплатами управленческому персоналу и работникам организации.

2.5.2. Проверять сообщения об отсутствии в локальных нормативных актах, коллективных договорах, соглашениях порядка индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, о невыполнении работодателями обязательств по коллективному договору, соглашению в части индексации заработной платы.

2.5.3. В целях определения общей суммы просроченной задолженности по заработной плате, погашенной в первом полугодии и по итогам года вследствие применения соответствующих мер реагирования, анализировать результаты работы органов прокуратуры, государственных инспекций труда в субъекте Российской Федерации (далее — инспекция), службы судебных приставов, следственных органов и арбитражных управляющих. Устанавливать конкретные размеры погашенной задолженности в результате принятия в рамках компетенции мер каждым из указанных субъектов, а также по итогам их совместного реагирования.

2.5.4. Выявлять организации, уклоняющиеся от подачи в органы Росстата сведений о просроченной задолженности по заработной плате, а также работодателей, не подпадающих под статистическое наблюдение, но имеющих такую задолженность.

2.5.5. С привлечением соответствующих специалистов территориальных органов МВД России и ФНС России, сотрудников финансовых и экономических подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации изучать документы бухгалтерского учета и документы о зачислении средств на банковские счета и их расходовании для подтверждения фактов невыплаты в установленный срок заработной платы и наличия у работодателей в этот же период достаточных для такой выплаты денежных средств на банковских счетах или кассовой наличности, а также выявления признаков преднамеренного банкротства либо хищения принадлежащих организации и индивидуальному предпринимателю денежных средств и имущества.

2.5.6. В организациях-банкротах, имеющих просроченную задолженность по заработной плате перед работниками (бывшими работниками), проверять исполнение арбитражными управляющими законодательства в части включения в реестр требований кредиторов суммы указанной задолженности, взыскания дебиторской задолженности, возврата незаконно отчужденного имущества должника, недопущения искусственного затягивания процесса его реализации, соблюдения очередности удовлетворения требований кредиторов, ведения установленных законом учета и отчетности.

2.6. Обращения и информацию о непринятии руководителем организации, индивидуальным предпринимателем мер по обеспечению безопасных условий труда направлять в инспекцию для рассмотрения либо проведения соответствующих проверок.

Обращать внимание инспекции на необходимость в ходе проверки выяснять, выполняются ли требования законодательства в части проведения специальной оценки условий труда, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, обучения требованиям правил охраны труда и проведения медицинских осмотров, соблюдения порядка расследования несчастных случаев на производстве, предоставления гарантий работникам, осуществляющим трудовые функции во вредных условиях труда.

2.7. Мерами прокурорского реагирования обеспечить исполнение законодательства о занятости населения, в том числе о квотировании рабочих мест для инвалидов, соблюдение прав граждан на бесплатное содействие в трудоустройстве, профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование, получение мер социальной поддержки на период поиска подходящей работы.

2.7.1. Проверять выполнение работодателями требований федерального законодательства о содействии в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации.

Давать правовую оценку фактам неисполнения органами службы занятости законодательства в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, нецелевого использования либо хищения выделенных бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.

2.7.2. Особое внимание уделять вопросам оказания лицам предпенсионного возраста государственных услуг в сфере занятости, касающихся информирования о положении на рынке труда в регионе, содействия в поиске подходящей работы, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, содействия их самозанятости.

Держать на контроле ситуацию с выплатами лицам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного образования по направлению органов службы занятости, материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице, пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.

2.8. При проявлении социальных протестов (митингов, забастовок, голодовок), вызванных действиями либо решениями работодателей о массовых увольнениях работников, сокращении штата, невыплате или снижении заработной платы, организовывать проверки исполнения законов с привлечением органов контроля.

Незамедлительно направлять в управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах информацию о проведении указанных акций протеста.

2.9. По фактам нарушений, выявленных при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением трудовых прав граждан, безотлагательно применять необходимые для восстановления законности, прав граждан и привлечения виновных должностных лиц к установленной ответственности меры прокурорского реагирования.

3. Обеспечить при наличии оснований подачу в суд исков (заявлений) в защиту трудовых прав граждан, а также привлечение к административной ответственности виновных лиц (в том числе арбитражных управляющих организаций-банкротов, имеющих задолженность по заработной плате). Проверять законность судебных актов по делам указанных категорий, инициированным прокурором.

Контролировать своевременность принятия службой судебных приставов принудительных мер по исполнению требований исполнительных документов, обеспечив реальное исполнение судебных решений, вынесенных по искам (заявлениям) прокуроров, и оперативное поступление информации о сумме погашенной задолженности по заработной плате.

4. В порядке уголовно-процессуального законодательства решать вопрос о необходимости организации проверки по сообщениям о невыплате заработной платы и производственном травматизме, о выполнении работы под угрозой причинения вреда здоровью, об использовании рабского труда, о торговле людьми в целях их эксплуатации, о необоснованном отказе в приеме на работу или необоснованном увольнении беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, а также лица, достигшего предпенсионного возраста, о выявлении признаков преднамеренного банкротства организаций, имеющих просроченную задолженность по зарплате, либо хищения принадлежащих им денежных средств и имущества.

Осуществлять надзор за исполнением следственными органами и органами дознания норм, касающихся приема, регистрации и разрешения сообщений указанной категории, а также за процессуальной деятельностью названных органов.

5. Ориентировать территориальные органы МВД России и ФСБ России на проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления и пресечения уголовно наказуемых деяний, касающихся нарушений в сфере трудовых отношений, а также криминальных банкротств коммерческих организаций.

6. Участвуя в судебных стадиях уголовного судопроизводства, способствовать постановлению законного и обоснованного приговора, в том числе в части, касающейся гражданских исков потерпевших (работников, бывших работников); по делам о невыплате зарплаты и нарушении охраны труда при наличии оснований ориентировать суды на применение к подсудимым дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.

7. При выявлении системных нарушений, допущенных правоохранительными органами при применении норм уголовно-процессуального законодательства и законодательства об оперативно-розыскной деятельности, проводить координационные совещания руководителей правоохранительных органов, на которых вырабатывать согласованные меры по устранению подобных фактов.

8. Территориальным, транспортным и военным прокуратурам наладить между собой постоянное оперативное информационное и практическое взаимодействие.

По фактам невыплаты зарплаты в случаях, когда органы управления организации, арбитражный управляющий, обособленное подразделение организации расположены в других субъектах Российской Федерации и (или) граждане из других регионов привлекаются к работе вахтовым методом, своевременно направлять в соответствующую прокуратуру с учетом ее компетенции и поднадзорности информацию о выявленных нарушениях закона и подтверждающие документы.

При непринятии мер реагирования в рамках компетенции прокуратурой иного субъекта Российской Федерации информировать об этом управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральном округе, контролирующее ее деятельность.

9. Деятельность подчиненных прокуроров с учетом их функциональных обязанностей оценивать исходя из своевременности вмешательства, полноты использования предоставленных законом полномочий в целях устранения нарушений закона, восстановления прав, привлечения виновных к ответственности.

10. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним транспортным и военным прокурорам, прокурору комплекса «Байконур» докладные записки об исполнении приказа по итогам первого полугодия и года представлять к 20 июля и 20 января (предварительно электронной почтой в ИСОП) в подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в части их компетенции: Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства; Главное уголовно-судебное управление; Главное управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью; управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах; управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе; управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму; управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере; Главную военную прокуратуру.

11. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства с участием остальных перечисленных в пункте 10 подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации разработать и направить в нижестоящие прокуратуры типовую схему, содержащую единые требования к формированию докладных записок и перечень подлежащих освещению в них вопросов, учитывающих специфику направлений деятельности органов прокуратуры.

12. Главному уголовно-судебному управлению, Главному управлению по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, Главной военной прокуратуре координировать деятельность нижестоящих прокуроров, анализировать результаты надзора, направлять в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства к 30 июля и 30 января (предварительно электронной почтой в ИСОП) обобщенную информацию об исполнении приказа.

13. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства об итогах работы по исполнению приказа в истекшем году докладывать первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации.

14. Считать утратившими силу указание Генерального прокурора Российской Федерации от 06.07.2000 N 107/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности»; положения пунктов 1.1, 1.3 указания Генерального прокурора Российской Федерации от 08.06.2015 N 287/7 «Об усилении прокурорского надзора в условиях неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических факторов», касающиеся организации надзора в сфере соблюдения трудовых прав граждан.

15. Опубликовать приказ в журнале «Законность» и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

16. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры, советникам, старшим помощникам по особым поручениям Генерального прокурора Российской Федерации, помощникам по особым поручениям заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам, которым его содержание довести до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции

Ю.Я.Чайка

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

официальный сайт Генеральной прокуратуры

Российской Федерации

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2007, N 10

Прокурорский надзор в сфере соблюдения трудовых прав граждан. Методическое обеспечение

В Трудовом кодексе Российской Федерации прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательства регламентирован ст. 353 вместе с контролирующими органами и органами местного самоуправления, осуществляющими защиту трудовых прав и свобод граждан. При этом текстуально в статье он указан самым последним из способов обеспечения законности и защиты трудовых прав граждан.

Принятая всенародным голосованием Конституция Российской Федерации признала и гарантировала права и свободы человека и гражданина, провозгласив их высшей ценностью. Переоценить их значимость сложно. Создание условий для реализации и защита этих прав от посягательств на современном этапе составляют основу государственного курса на укрепление общественного правосознания, экономики и внешних связей, ключевую функциональную задачу деятельности всех ветвей государственной власти, органов надзора и контроля на пути к правовому государству.

Право на свободный и безопасный труд в условиях нынешней экономики имеет исключительное значение — его реализация является залогом достойного существования каждого человека и всего общества в целом, воплощением многих нравственных ценностей и возможностью для самовыражения.

Между тем именно эта сфера сейчас является глубоко кризисной: из года в год повсеместно растет количество нарушений трудовых прав граждан, приходят в упадок производственные мощности, отсутствует правовое регулирование, соответствующее реалиям современной жизни.

Значительный рост нарушений трудовых прав граждан, выявленных прокурорами в 2006 г. <1>, изменил их удельный вес в числе всех нарушений в социальной сфере, остававшийся в течение последних пяти лет на уровне 60 — 62% <2>, и достиг почти 75 — 76%.

<1> Воеводина Т.Г. Проверки исполнения законодательства об оплате труда // Законность. 2006. N 7. С. 14.

<2> Информационно-аналитическая записка «Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работе органов прокуратуры в 2003 году». М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генпрокуратуре РФ, 2004. С. 9.

Эти условия требуют от прокуроров не просто неослабевающего внимания, а совершенствования способов укрепления законности, поиска новых форм и методов воздействия на нарушителей.

В Трудовом кодексе Российской Федерации прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательства регламентирован ст. 353 вместе с контролирующими органами и органами местного самоуправления, осуществляющими защиту трудовых прав и свобод граждан. При этом текстуально в статье он указан самым последним из способов обеспечения законности и защиты трудовых прав граждан.

Представляется необходимым выделение в отдельную статью Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 353.1) положения о государственном надзоре за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемом Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с федеральным законом. Это подчеркнуло бы его особый статус как деятельности, направленной на защиту трудовых прав и свобод.

Кроме того, в новой статье необходимо отдельно указать, что надзор за исполнением трудового законодательства осуществляется прокурором, в том числе в деятельности контролирующих органов и органов МСУ.

Первоочередная задача прокурора по обеспечению законности в сфере трудовых прав граждан заключается именно в обеспечении надлежащей работы органов контроля и надзора. Проверки соблюдения закона органами государственного контроля характеризуют основное направление надзорной деятельности прокурора в данной сфере.

Основным контролирующим и надзорным органом в сфере законодательства о труде и трудовых правах граждан являются территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) — государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации.

Однако сегодня материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что в ряде регионов территориальными органами Роструда надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется не на должном уровне <3>.

<3> См.: Представление заместителя Генерального прокурора РФ от 17.04.2006 N 7/3-32д-2005 «Об устранении нарушений законодательства в деятельности органов Федеральной службы по труду и занятости в сфере оплаты труда».

По мнению А. Мыцыкова, и я с ним, безусловно, согласен, «надзор за законностью деятельности контрольно-надзорных органов, за тем, как они выполняют возложенные законом обязанности, надо усиливать» <4>.

<4> Мыцыков А. Смысл реформ — повышение эффективности надзора // Законность. 2007. N 1. С. 2 — 6.

Актуальность и самостоятельность этой отрасли прокурорского надзора определила необходимость разработки ее собственной методики. А динамично меняющееся законодательство о труде, ротация и пополнение кадров прокуратуры молодыми специалистами, массовость допускаемых в этой сфере нарушений прав граждан требуют детального рассмотрения данной темы и наличия соответствующего остроте проблемы методического обеспечения надзорной деятельности прокурора.

Стоит признать справедливым мнение В.Г. Мелкумова, который полагает, что прокурор может быть на уровне предъявленных ему высоких и сложных требований лишь тогда, когда он не только знает, что следует предпринять в каждом конкретном случае, но и как это сделать. Такого рода познания обеспечиваются разработкой методических рекомендаций <5>.

Перед проведением проверки прокурор должен составить план, которого он будет придерживаться в дальнейшем.

Специфика деятельности контролирующих органов позволяет сформулировать достаточно полный перечень вопросов, подлежащих выяснению в ходе надзорной проверки:

— осуществляется ли инспекцией сбор информации о состоянии законности в контролируемой сфере и ее использование в работе;

— полностью ли охвачены мероприятиями по контролю организации, расположенные на закрепленной территории;

— осуществляется ли планирование работы инспекции, ее структурных подразделений (отделов) и инспекторов; выполняются ли эти планы;

— соответствуют ли предъявляемым требованиям отчеты о работе инспекции, в т.ч. достоверность указанных в них данных;

— в каждом ли случае проведения проверки инспектор имеет распоряжение (Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)»);

— имели ли место факты признания действий (бездействия) инспекторов незаконными в судебном порядке;

— соблюдаются ли сроки рассмотрения обращений и жалоб граждан;

— все ли предусмотренные законом документы запрашиваются инспектором у работодателя при проведении проверки;

— по всем ли фактам выявленных правонарушений инспекторами приняты меры реагирования, виновные лица привлечены к предусмотренной законом ответственности;

— контролируется в дальнейшем, после внесения, фактическое исполнение требований, поставленных в предписании и/или представлении об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;

— в случае выявления фактов неисполнения предписаний или представлений направляются ли соответствующие напоминания, проводятся ли контрольные проверки. Решается ли в случае злостного неисполнения требований, поставленных в предписании либо представлении, вопрос о возбуждении административных дел по ст. 19.5 КоАП РФ;

— ставится ли в необходимых случаях вопрос о необходимости привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности;

— нет ли фактов незаконного привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, соответствует ли наложенное наказание степени тяжести правонарушения;

— соблюдаются ли требования административного законодательства к порядку составления протоколов об административных делах данной категории, их рассмотрения по существу и вынесения постановлений о наказании;

— контролируется ли своевременная уплата наложенных штрафов;

— в каждом ли случае неисполнения правонарушителями обязанности по уплате штрафа принимаются меры по привлечению виновных к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ;

— направляется ли информация обо всех нарушениях прав граждан, причинах и условиях им способствовавших, по которым инспекция лишена возможности принятия мер, в уполномоченные органы.

Проверяя работу инспекции труда, кроме названного, следует выяснить следующие специфические вопросы работы по обеспечению соблюдения права граждан на своевременную оплату труда:

— соответствуют ли принимаемые инспекцией меры остроте ситуации с выплатой заработной платы (как они соотносятся с показателями работы прокуроров за аналогичный период);

— налажено ли поступление сведений об организациях-должниках из территориального органа Росстата, во всех ли из них проводились мероприятия по контролю;

— направляются ли информация и материалы о выявленных фактах задержки заработной платы свыше 2 месяцев в органы прокуратуры для организации доследственных проверок и решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ. Сколько таких материалов направлено, за какой период, контролируется ли их рассмотрение, имеются ли сведения о результатах разрешения.

В процессе проверки прокурор должен выяснить следующие вопросы, относящиеся к работе инспекции по обеспечению работодателями норм и правил по охране труда, требований к расследованию несчастных случаев на производстве и т.п.:

— охвачены ли мероприятиями по контролю наиболее крупные промышленные, сельскохозяйственные, обрабатывающие, перерабатывающие и иные организации, риск производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в которых наиболее велик;

— во всех ли необходимых случаях при наличии заключения государственной экспертизы условий труда о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда в суды направлялись соответствующие заявления;

— всегда ли в необходимых случаях выдавались предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

— запрещалось ли использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требований технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

— осуществляется ли контроль над соблюдением требования об обязательном социальном страховании работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности из средств работодателя;

— разрешаются ли в установленном законом порядке запросы граждан о проведении проверки условий и охраны труда на рабочем месте;

— оказывает ли инспекция содействие в организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях;

— проводятся ли сверки с органом, осуществляющим социальные выплаты в связи с производственными травмами, в целях выявления сокрытых несчастных случаев;

— во всех ли случаях государственные инспектора принимали участие в работе и возглавляли комиссии по расследованию групповых, тяжелых и смертельных несчастных случаев;

— соблюдались ли сроки расследования несчастных случаев;

— достаточно ли полно проведено расследование несчастного случая (все обстоятельства достоверно выяснены), все ли документы, предусмотренные ст. 229.2 Трудового кодекса РФ, собраны в материалы расследования несчастного случая;

— соблюдаются ли требования по оформлению акта о результатах расследования несчастного случая по форме Н-1;

— проведено ли государственным инспектором труда дополнительное расследование по факту сокрытого несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования;

— правильно ли по результатам расследования квалифицирован несчастный случай;

— приняты ли по результатам расследования меры, направленные на устранение причин и условий, способствовавших несчастному случаю, их профилактику;

— привлечены ли виновные к предусмотренной законом ответственности в рамках компетенции инспекции;

— направляются ли материалы расследования несчастных случаев в органы прокуратуры для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по ст. 143 Уголовного кодекса РФ. Сколько таких материалов направлено, за какой период, контролируется ли их рассмотрение, имеются ли сведения о результатах разрешения.

Источниками, из которых прокурор может получить ответы на поставленные вопросы, являются: объяснения должностных лиц, отчеты о работе инспекции с пояснительной запиской, планы работ, акты проведенных проверок, предписания и представления, материалы дел об административных правонарушениях, материалы переписки с органами надзора и контроля, органами государственной власти и местного самоуправления и др.

Помимо государственных инспекций труда контроль и надзор в сфере охраны труда и условий труда осуществляется следующими органами:

— в области безопасного ведения работ в промышленности — Федеральная служба по экологическому, технологического и атомному надзору (Ростехнадзор);

— в области соблюдения работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);

— в области соблюдения правил ядерной и радиационной безопасности — Ростехнадзор;

— в области проведения мероприятий, обеспечивающих безопасное использование электрических и теплоиспользующих установок, — Ростехнадзор.

Изучение материалов прокурорских проверок показывает, что недостаточно внимания уделяется работе органов, проводящих государственную экспертизу условий труда (ст. 216.1 Трудового кодекса РФ и Постановление Правительства РФ от 25.04.2003 N 244 «Об утверждении положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации»).

Государственная экспертиза условий труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (по проектам строительства и реконструкции производственных объектов федерального уровня) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по другим направлениям).

К примеру, в Астраханской области таким органом является Министерство социального развития и труда, в Оренбургской области — Департамент по труду.

Необходимо отметить, что, как показывает практика, в ходе проверки прокурорами полноты и законности государственной экспертизы условий труда возникает большое количество вопросов, требующих специальных знаний (технических). В связи с этим к проведению подобного рода проверок настоятельно рекомендуется привлекать специалистов, без участия которых многие аспекты не могут быть надлежащим образом рассмотрены.

Еще одним обстоятельством, вызывающим значительные сложности при проведении проверки, является то, что по результатам экспертизы составляются два заключения, одно из которых со всеми представленными материалами возвращается заказчику. Следовательно, в самом органе материалы, по которым проводилась экспертиза, прокурор обнаружить и изучить не сможет. Необходимо заранее затребовать необходимые материалы у заказчика экспертизы того или иного объекта.

Необходимо ориентироваться на повышение эффективности взаимодействия с контролирующими органами, на усиление надзора за законностью в их деятельности, не выполняя при этом их функции.

К числу основных вопросов, которые подлежат выяснению в ходе проверки законности проведения государственной экспертизы условий труда и выдачи соответствующего заключения, относятся следующие:

— соблюдаются ли сроки проведения экспертизы (не более месяца);

— допускались ли факты затребования от заказчика документов, необходимость в которых для проведения экспертизы отсутствовала;

— выражалось ли экспертами особое мнение об обстоятельствах, имеющих значение для решения экспертизы. Как оно рассматривалось, как принималось решение;

— обжаловались ли экспертные заключения в судебном порядке;

— содержит ли заключение обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) требований условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Получив ответы на эти вопросы, оценив все собранные материалы в совокупности и выявив нарушения законов, установив обстоятельства, способствующие этим нарушениям, прокурор принимает меры по их недопущению в будущем, а также к привлечению к ответственности виновных лиц.

И.Тризно

Прокурор

отдела прокуратуры

Астраханской области,

соискатель НИИ

Академии Генеральной

прокуратуры РФ

Подписано в печать

В соответствии со статьей 37 Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы. Также в этой же статье говорится, что принудительный труд запрещен.

Защита трудовых прав граждан является объектом пристального внимания прокуратуры России. Одним из средством защиты трудовых прав граждан является обращение из в порядке гражданского судопроизводства в прокуратуру Российской Федерации. Прокуратура — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» одним из основных направлений деятельности прокуратуры является осуществление общего надзора, т.е. надзора за исполнением законов. В данном законе прямо не говорится, что прокуратура является специализированным органом по осуществлению контроля и надзора в сфере труда. Но так как трудовое законодательство является частью в общем законодательства Российской Федерации, прокурор уполномочен осуществлять надзор и в данной сфере.

Правовой основой прокурорского надзора в рассматриваемой сфере помимо Закона «О прокуратуре» является Указание Генеральной прокуратуры РФ от 14.11.2008 № 229/7р «Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством РФ мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики», где были предусмотрены полномочия прокурора по следующим вопросам:

  • соблюдение права на своевременное и в полном объеме право на выплату заработной платы;
  • соблюдение прав работников при увольнении в связи с ликвидацией или сокращением численности или штата;
  • надзор за деятельностью государственной инспекции труда;
  • реализация службами занятости программ трудоустройства и обучения профессиям, особо нуждающимся в социальной защите граждан;
  • соблюдение органами занятости преимущественного права безработных, состоящих на учете свыше 6 месяцев, на участие в общественных работах;
  • факты несвоевременной выплаты пенсий и пособий гражданам кредитными учреждениями.

Если нарушены права, не предусмотренные в этом перечне работник имеет право обратиться за защитой своих прав в Государственную инспекцию труда. Если Государственная инспекция не реагирует или не своевременно реагирует на обращение граждан о нарушении трудового законодательства, то у граждан возникает право обращаться с жалобой в прокуратуру, ссылаясь на неудовлетворительную деятельность инспекции.

В соответствии со ст. 33 Конституции России «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Целью работы органов прокуратуры по рассмотрению обращений о нарушении трудового законодательства является своевременное, объективное и окончательное разрешение каждого обращения.

Одним из самых злободневных нарушений, с которыми сталкиваются работники является несоблюдение работодателями права на своевременное и полное вознаграждение за труд, что служит основанием для принятия прокурорами мер реагирования. Складывающаяся в государстве обстановка диктует необходимость использования новых методов и подходов при прокурорском надзоре за исполнением законодательства о труде. Одной из основных целей прокурорского надзора в указанной сфере является своевременная и в полном объеме выплата заработной платы работнику за его труд. Времена, когда невыплата зарплаты в России была вполне обыденным и повсеместным явлением, прошли. Однако и сегодня работодатели зачастую допускают задолженности. Инструментами борьбы прокуратуры с нарушениями трудового законодательства, выразившимися в невыплате полагающихся работнику средств, являются в первую очередь акты прокурорского реагирования. В целях погашения задолженности прокурор наделен полномочиями обратиться в порядке ч.1 ст. 45 ГПК РФ в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы. Направление таких заявлений часто носит массовый характер. На предприятии, в штате которого состоит значительное число работников, редко образуется задолженность перед одним или несколькими работниками. Заявление прокурора о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности является довольно эффективной мерой реагирования. В случае уклонения от погашения задолженности перед работниками по решению суда в отношении должника органами ФССП возбуждается исполнительное производство. Так, прокуратура Рутульского района провела проверку соблюдения требований трудового законодательства в части оплаты труда работников.

Установлено, что в государственном бюджетном учреждении «Рутульская центральная районная больница» по состоянию на 01 декабря 2016 года образовалась задолженность по выплате заработной платы работникам.
При этом главным бухгалтером учреждения в органы статистики Рутульского района представлены недостоверные статистические сведения об отсутствия задолженности по заработной плате, что повлекло за собой искажение данных статистического учета.

По итогам проверки прокуратура в отношении главного бухгалтера больницы возбудила административное производство по ч. 1 ст.13.19 КоАП РФ (непредставление первичных статистических данных). По результатам его рассмотрения территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан нарушителю назначен административный штраф.

Так, на основании выявленных нарушений трудового законодательства выразившихся в установлении в локальных нормативных актах организации сроков выплаты заработной платы, не соответствующих Трудовому кодексу РФ, прокурор имеет право принести протест на такой акт. Протест прокурора в данном случае должен быть рассмотрен в десятидневный срок с участием представителя прокуратуры, а незаконный акт должен быть либо отменен, либо изменен в части, не соответствующей законодательству России. Таким образом, прокурор обладает довольно обширными полномочиями по применению мер прокурорского реагирования, которые должны быть направлены на устранение нарушений трудового законодательства. Наиболее эффективный результат прокурорского вмешательства достигается при внесении актов реагирования в комплексе. Однако необходимо дифференцированно подходить к каждому выявленному в ходе осуществления прокурорского надзора нарушению трудового законодательства. Важно применение мер, позволяющих устранить причины и условия, способствовавшие нарушению.

При осуществлении надзора за соблюдением законодательства прокурор вправе:

  1. по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  2. требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  3. вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Осуществляя надзор за защитой трудовых прав граждан прокурор имеет право предъявлять и поддерживать в суде иск в интересах пострадавших. Согласно требованиям ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Однако законом предусмотрены случаи, когда прокурор может обратиться в суд в защиту нарушенных трудовых прав, если даже отсутствуют обстоятельства, препятствующих самостоятельно обращаться в суд за защитой своих трудовых прав (защита семьи, материнства, отцовства, детства, социальной защиты). Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

  • работника — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
  • работодателя — о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В случае, когда нарушение трудовых прав человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административном правонарушении.

Так, Прокуратура Казбековского района провела проверку по обращению работников сельскохозяйственного производственного кооператива «Дружба» села Ленинаул о нарушениях трудового законодательства.

В ходе проверки в деятельности СПК выявлены существенные нарушения требований трудового законодательства.

В частности, установлено, что руководством кооператива с работниками соответствующим образом не заключены трудовые договоры.

Кроме того, у предприятия образовалась задолженность по выплате работникам заработной платы на общую сумму около 70 тысяч рублей.

В связи с этим, прокуратура в отношении руководителя СПК возбудило административное производство по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение трудового законодательства). Кроме того, в его адрес внесено представление об устранении выявленных нарушений и объявлено предостережение о недопустимости повторных нарушений трудового законодательства.

При наличии оснований полагать, что нарушение трудовых прав имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, что лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. В частности, в Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены как минимум 3 состава преступления, непосредственно относящихся к нарушению трудовых прав: статья 143 «Нарушение требований охраны труда», 145 «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины, или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет» и 145.1 «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат».

В заключении хотелось бы сказать, что прокуратура — это один из эффективных способов защиты нарушенных трудовых прав, но не единственный. Прокуратура не может быть альтернативой обращению в суд. Поэтому обращение в прокуратуру или федеральную инспекцию труда должно происходить параллельно с обращением в суд.

инспекция труд законодательство профсоюз

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

При осуществлении возложенных функций прокурор:

рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

использует иные полномочия

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

В Трудовом кодексе Российской Федерации прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательства регламентирован ст. 353 вместе с контролирующими органами и органами местного самоуправления, осуществляющими защиту трудовых прав и свобод граждан. При этом текстуально в статье он указан самым последним из способов обеспечения законности и защиты трудовых прав граждан.

Принятая всенародным голосованием Конституция Российской Федерации признала и гарантировала права и свободы человека и гражданина, провозгласив их высшей ценностью. Переоценить их значимость сложно. Создание условий для реализации и защита этих прав от посягательств на современном этапе составляют основу государственного курса на укрепление общественного правосознания, экономики и внешних связей, ключевую функциональную задачу деятельности всех ветвей государственной власти, органов надзора и контроля на пути к правовому государству.

Первоочередная задача прокурора по обеспечению законности в сфере трудовых прав граждан заключается именно в обеспечении надлежащей работы органов контроля и надзора. Проверки соблюдения закона органами государственного контроля характеризуют основное направление надзорной деятельности прокурора в данной сфере.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральный закон о прокуратуре относит к основным ее задачам. Пределы прокурорского надзора охватывают весь комплекс прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

В России задача защиты и восстановления нарушенных прав граждан является общей для органов прокуратуры и правозащитных организаций, которые в соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об общественных объединениях» вправе защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Вместе с тем, в отличие от правозащитных организаций, осуществляющих свои функции в отношении отдельных групп населения либо по отдельным направлениям, деятельность прокуратуры носит комплексный и универсальный характер.

Прокуратура реализует свои полномочия в интересах всех без исключения лиц, находящихся на территории России, а также граждан России, проживающих за ее пределами. Ограничения для каких-либо категорий лиц на доступ к защите своих прав и интересов средствами прокурорского надзора отсутствуют.

Помимо этого, значительно отличается объем предоставленных законом возможностей для защиты и восстановления прав граждан. В то время как общественные объединения действуют опосредованно (обращаясь в исполнительные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, суды), прокурору предоставлен комплекс правовых средств для эффективной защиты и восстановления нарушенных прав граждан.

Таким образом, возможности защиты прав граждан у органов прокуратуры значительно шире, так как она наделена для этого всеми необходимым правовым инструментарием. В связи с этим общественные объединения широко используют право на направление материалов в органы прокуратуры.

Необходимо отметить, что деятельность общественных объединений, направленная на защиту прав и свобод граждан, всячески поддерживается органами прокуратуры. На активное содействие общественным объединениям в защите прав граждан нацеливает прокуроров приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Получившими наибольшее распространение формами взаимодействия органов прокуратуры с общественными объединениями являются проведение конференций, «круглых столов», заседаний межведомственных рабочих групп и иных совместных мероприятий. Именно на таких встречах правозащитные организации могут обсудить с представителями прокуратуры, других государственных органов имеющиеся проблемы, предложить пути их решения, получить разъяснения по правовым вопросам.

Приоритетными направлениями работы прокуратуры в правозащитной сфере являются надзор за исполнением трудового законодательства, защита жилищных прав граждан, особенно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечение права на охрану здоровья и медпомощь.

Прокуроры также осуществляют мониторинг состояния законности в целях защиты прав работников со стороны недобросовестных работодателей, ненадлежащего исполнения органами контроля полномочий по защите прав граждан на свободный труд, вознаграждение за труд, защиту от безработицы и социальное обеспечение. Только за два последних года прокурорами выявлено свыше 2,2 млн. нарушений трудового законодательства различной степени. По итогам проверок прокурорами опротестовано 95 тысяч незаконных правовых актов и внесено 149 тысяч представлений, по результатам рассмотрения которых 121 тысяч должностных лиц привлечена к дисциплинарной ответственности.

В целях усиления превентивной составляющей проводимых прокурорских проверок руководителям предприятий объявлено 18,7 тысячи предостережений о недопустимости нарушения закона.

При наличии состава административного правонарушения прокурор уполномочен возбудить производство об административном правонарушении и направить материалы в суд.

В отношении должностных лиц, повторно допустивших нарушения сроков выплаты заработной платы работникам, прокурор инициирует процедуру дисквалификации, т.е. лишения на определенный срок права занимать определенные должности.

Поскольку большинство нарушений трудового законодательства связано с нарушением порядка оплаты труда, прокуроры уделяют пристальное внимание этому вопросу. На постоянной основе осуществляется мониторинг ситуации, результаты которого ежеквартально поступают в Генпрокуратуру России. Проводятся проверки, принимаются меры реагирования, активно используются полномочия по обращению в суд за защитой прав граждан в сфере оплаты труда. Так, в 2011-2012 годах судами удовлетворено 846 тыс. заявлений прокуроров о взыскании долгов по заработной плате на общую сумму около 14 млрд руб.

Принятые органами прокуратуры меры существенно улучшили ситуацию с соблюдением права граждан на вознаграждение за труд, способствовали снижению задолженности по заработной плате в организациях и учреждениях различных форм собственности.

Во всех регионах прокуроры выявляют латентных должников по оплате труда, осуществляют надзор на предприятиях-банкротах, добиваются привлечения к ответственности собственников и руководителей предприятий, виновных в невыплате зарплат и доведении предприятий до банкротства.

На современном этапе правозащитная деятельность органов прокуратуры в сфере защиты трудовых прав граждан расширена, в том числе с учетом международно-правовых обязательств России.

Особое внимание уделяется противодействию общемировой проблеме торговли людьми, в частности, одной из ее распространенных форм – принудительному труду. В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации принудительный труд запрещен. Это означает, что никого нельзя обязать выполнять работу под угрозой применения наказания. Каждый вправе выбирать любой вид деятельности и профессию и вправе вообще не заниматься трудовой деятельностью. Конституционный запрет принудительного труда распространяется на все организации и хозяйствующие субъекты, в том числе на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации и реализуется в различных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов.

Меры прокурорского реагирования направлены на предупреждение, выявление и пресечения любых проявлений принудительного труда, в том числе труда под угрозой физического или психологического насилия, долговой кабалы, труда с нарушением условий договора, а также без надлежащего юридического оформления, труда без социальных гарантий, без выплаты зарплаты в натуральной (денежной) форме и т.д.

В целях профилактики правонарушений, связанных с принудительным трудом и торговлей людьми, на особом контроле прокуроров находится соблюдение прав наиболее уязвимых субъектов – несовершеннолетних, женщин, мигрантов, малоимущих граждан, лиц пожилого возраста, инвалидов. Точечное принятие мер прокурорского реагирования, направлено, прежде всего, на защиту их прав.

В условиях противодействия торговле людьми активизирована деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением миграционного законодательства, в том числе в деле предотвращения нарушений прав и свобод мигрантов24.

В последние годы наблюдается усиление роли органов прокуратуры Российской Федерации в выявлении и пресечении нарушений миграционного законодательства. В 2012 году прокурорами выявлено свыше 32 тысяч нарушений в этой сфере, по которым незамедлительно были приняты необходимые меры реагирования.

Основное внимание прокуроров направлено на обеспечение законности при привлечении в регионы страны трудовых мигрантов, а также на соблюдение порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.

Во всех регионах России прокуроры пресекают нарушения трудового и миграционного законодательства работодателями, в том числе недобросовестными предпринимателями, использующими нелегальный труд мигрантов для извлечения личной выгоды.

Прокурорами проводятся проверки соблюдения норм Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», касающихся предоставления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации.

Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 г. утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности Российской Федерации в сфере миграции. Надзор за исполнением законодательства о миграции, соблюдением прав и свобод иммигрантов в условиях новой миграционной политики государства является одним из приоритетов для органов прокуратуры Российской Федерации.

Во всех регионах России также организован прокурорский надзор за законностью в деятельности служб занятости населения.

Прокуроры пресекают нарушения прав граждан при регистрации и постановке лиц на учет в качестве безработных, при проведении мероприятий по трудоустройству инвалидов и несовершеннолетних, по профессиональной ориентации граждан, в том числе несовершеннолетних, их психологической поддержке и профессиональному обучению. Проводятся проверки соблюдения порядка выплаты гражданам социальных пособий.

Должностные лица органов служб занятости населения, виновные в нарушении прав граждан, привлекаются к дисциплинарной и иной предусмотренной законом ответственности.

В 2012 году прокурорами выявлено более 34,5 тысячи различных нарушений законодательства о занятости населения, опротестовано более 1,5 тысячи незаконных нормативных правовых актов. В целях устранения нарушений закона внесено свыше 7,6 тысячи представлений, по результатам рассмотрения которых 5,5 тысячи человек привлечены к дисциплинарной ответственности. 523 должностных лица получили предостережения о недопустимости нарушений закона. По постановлениям прокуроров за допущенные нарушения законодательства о занятости населения к административной ответственности привлечены около 3,7 тысячи руководителей и должностных лиц. В интересах граждан в суды направлено почти 5,6 тысяч заявлений. По материалам прокурорских проверок органами следствия и дознания возбуждено 114 уголовных дел.

Одна из приоритетных задач органов прокуратуры – защита прав и законных интересов ветеранов, инвалидов, несовершеннолетних, пенсионеров и других социально уязвимых категорий населения25.

На постоянной основе проводятся проверки исполнения законодательства о соблюдении жилищных и пенсионных прав инвалидов и ветеранов в органах социальной защиты населения, при назначении и выплате им пенсий, пособий и социальных льгот, при проведении медико-социальной экспертизы, в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения. Активно используются полномочия по защите прав указанных лиц в судебном порядке.

Пристальное внимание уделяется защите прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями на беспрепятственный доступ к объектам социальной и транспортной инфраструктуры, жилым домам и транспортным средствам, их прав на санаторно-курортное лечение и социальное обслуживание.

В 2012 году прокурорами в сферах соблюдения пенсионного законодательства, охраны прав инвалидов и престарелых выявлено свыше 129 тысяч нарушений закона, в суд направлено 51,5 тысячи исковых заявлений, опротестовано более 2,3тысячи незаконных правовых актов, внесено 21,2тысячи представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 12,2тысячи лиц, объявлено свыше 1 тысячи предостережений о недопустимости нарушений закона. Кроме того, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 2,8тысячи должностных лиц, по материалам прокурорских проверок органами следствия возбуждено 256 уголовных дел.

К примеру, в 2012 году органами прокуратуры Удмуртской Республики предъявлено почти 800 исковых заявлений к медицинским и социальным учреждениям, аптекам, вокзалам, автотранспортным организациям, предприятиям торговли и бытового обслуживания с требованием об оборудовании зданий пандусами, а парковок местами для инвалидов. Требования прокуроров удовлетворены, а исполнение судебных решений контролируется ими во взаимодействии со Службой судебных приставов.

Прокуратурой Воронежской области в порядке законодательной инициативы разработан и внесен в областную думу законопроект, который устанавливает правовые основы беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, полномочия органов государственной власти области в указанной сфере, закрепляет цели и принципы осуществления мониторинга за состоянием объектов социальной инфраструктуры. Закон принят и вступил в силу 30 декабря 2012 г.

Настойчивость и последовательность прокуроров при осуществлении надзора за реализацией органами государственной власти и местного самоуправления Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» позволили повысить качество жизни многих ветеранов. Помимо плановых проверок и проверок по обращениям ветеранов, в целях выявления нарушений жилищных прав ветеранов Генпрокуратурой России осуществляется мониторинг соответствующих сообщений в средствах массовой информации.

В жилищной сфере в 2012 году прокурорами выявлено более 191 тысячи нарушений законов, опротестовано 11,2 тысячи незаконных правовых актов, из которых 10,4 тысячи отменено или изменено. В адрес региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций внесено 26,2 тысячи представлений, по результатам рассмотрения которых в отношении 14,2 тысячи человек приняты меры дисциплинарного характера. 3,2 тысячи должностных лиц предостережены о недопустимости нарушения закона.

В суды в интересах граждан направлено 46,5 тысячи заявлений, из которых на конец 2012 года 40,6 тысячи удовлетворено, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 4,3 тысячи виновных лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 301 уголовное дело.

Важной частью правозащитной деятельности прокуроров является рассмотрение обращений граждан по вопросам восстановления их прав на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, предоставление льгот и других мер социальной поддержки и на выплаты пособий по государственному социальному страхованию.

В 2012 году в целях восстановления прав и законных интересов граждан в этой сфере в адрес органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и руководителей организаций внесено около 2 тысяч представлений, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 1,2 тысячи должностных лиц.

По инициативе прокуроров (по результатам рассмотрения протестов, заявлений в суд) приведено в соответствие с федеральным законодательством 76 региональных нормативных правовых актов и 51 муниципальный акт, прокурорами объявлены предостережения 44 должностным лицам, к административной ответственности привлечено 254 должностных лица.

В результате расследования уголовных дел, возбужденных по материалам прокурорских проверок, привлечено к уголовной ответственности 7 лиц.

Судами общей юрисдикции удовлетворено около 21 тысячи исков прокуроров, поданных в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса в целях защиты прав и законных интересов граждан, относящихся к социально наименее защищенной категории, при этом в пользу граждан взыскано 116,6 млн. руб.

Мерами прокурорского реагирования удается восстановить нарушенные права социально уязвимых категорий граждан. Проводимая работа имеет уникальную социальную значимость и продолжается в непрерывном режиме.

Установленное ст. 41 Конституции Российской Федерации право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь находится под защитой государства, в том числе органов прокуратуры.

Развивая положения Конституции Российской Федерации, Федеральный закон 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, гарантии реализации прав человека и гражданина в сфере здравоохранения, полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также права и обязанности медицинских организаций, индивидуальных предпринимателей, медицинских и фармацевтических работников26.

В 2012 году прокурорами выявлено около 87 тысяч нарушений законодательства о здравоохранении, внесено более 14 тысяч представлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 25 тысяч должностных лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 225 уголовных дел.

Проводятся проверки исполнения законов об обязательном медицинском страховании, о диспансеризации и иммунопрофилактике, о рассмотрении обращений граждан, об обеспечении их лекарственными средствами. Мерами прокурорского реагирования пресекаются нарушения прав граждан на получение медицинской помощи.

В последние годы происходит активная модернизация системы медицинских учреждений Российской Федерации. Государство финансирует федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимает меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. С 2006 года реализуются комплексные целевые программы в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». Органы прокуратуры обеспечивают надзор за соблюдением требований закона в данной сфере, пресекают нецелевое либо неэффективное использование выделенных государством бюджетных средств.

Проверки прокуроров – эффективное правовое средство выявления нарушений законодательства о здравоохранении. При этом прокуроры не подменяют контролирующие органы, действуя лишь при возникновении необходимости непосредственного вмешательства в пределах установленных законом полномочий.

К примеру, прокуроры проверяют реализацию органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации функций в области охраны здоровья граждан, в частности, законность принятых правовых актов, наличие региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний и оказанию гражданам бесплатной медицинской помощи.

Прокурорские проверки охватывают широкий спектр правоотношений, обеспечивая соблюдение норм специальных законов:

— о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

— об иммунопрофилактике инфекционных болезней;

— о деятельности субъектов производства и обращения лекарственных средств, контроле их качества и безопасности;

— о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании;

— о трансплантации органов и (или) тканей человека;

— о донорстве крови и ее компонентов;

— о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции и туберкулеза;

— об обязательном медицинском страховании;

— об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

— о противодействии обороту наркотических средств и психотропных веществ в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности;

— о лицензировании отдельных видов медицинской деятельности.

В целом правозащитная деятельность органов прокуратуры в этой сфере призвана обеспечить:

— соблюдение норм Конституции Российской Федерации о правах граждан на охрану их здоровья и медицинскую помощь;

— исполнение законодательства, регулирующего права граждан на медицинскую помощь;

— единство и укрепление законности в сфере исполнения федерального и регионального законодательства о правах граждан на медицинскую помощь;

— соблюдение требований законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».

Меры прокурорского реагирования позволяют не только своевременно устранить правонарушения в данной сфере, но и предупредить их совершение.

Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 32) гарантирует право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Порядок осуществления избирательных прав граждан регламентируется Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, регламентирующими процедуру проведения отдельных видов выборов, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, документами избирательных комиссий.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов при реализации конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

К примеру, под пристальным вниманием прокуроров находилось соблюдение избирательных прав граждан в период проведения в 2012 году выборов Президента Российской Федерации, а также ряда региональных и муниципальных выборов. Во многом стабильное состояние законности в период избирательных кампаний и в день выборов было обеспечено надлежащим образом организованной работой органов прокуратуры.

Прокуроры пресекают нарушения закона при образовании избирательных участков, формировании списков избирателей, информационном обеспечении и финансировании выборов, проведении предвыборной агитации.

В целях оперативного выявления, пресечения и предупреждения нарушений избирательных прав во всех прокуратурах субъектов Российской Федерации создаются рабочие группы, налажен систематический обмен информацией о состоянии законности с правоохранительными и контролирующими органами, избирательными комиссиями, организованы дежурства и прием граждан в выходные дни, на весь период избирательной кампании и непосредственно в день выборов, обеспечивается постоянный мониторинг общественно-политической ситуации.

В период проведения избирательных кампаний органы прокуратуры проводят проверки на всех стадиях избирательного процесса.

Необходимо отметить, что при осуществлении надзора прокуроры не вмешиваются в избирательный процесс и не подменяют избирательных комиссии, действуя строго в рамках обозначенных законом полномочий.

На практике активно применяется такая мера прокурорского реагирования, как объявление предостережения с целью профилактики правонарушений (например, в период проведения предвыборной агитации).

Кроме того, прокуроры выносят постановления о возбуждении административного дела о любом правонарушении, посягающем на избирательные права граждан, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судебные дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации имеют особую общественную значимость, поскольку затрагивают формирование органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления. В связи с этим Гражданский процессуальный кодекс предусматривает обязательное участие прокурора при рассмотрении судом дел данной категории.

Кроме того, прокурор вправе обратиться в суд в защиту избирательных прав или права на участие в референдуме конкретного гражданина, который по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту публичных интересов, если решениями, действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Практика показывает, что участие прокурора в рассмотрении судом дел, вытекающих из избирательных правоотношений, способствует восстановлению нарушенных прав участников избирательного процесса.

В 2012 году прокурорами выявлено свыше 13 тысяч нарушений законодательства об избирательных правах, в целях устранения которых внесено более 3,6 тысячи представлений, опротестовано почти 1,4 тысячи незаконных правовых актов, объявлено около 2,3 тысячи предостережений о недопустимости нарушений закона, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной и административной ответственности привлечено свыше 2,6 тысячи лиц. Судами удовлетворено 352 заявления прокуроров, направленных в защиту избирательных прав.

В результате принятых прокурорами мер реагирования имеющиеся нарушения закона были своевременно устранены и не повлияли на итоги избирательных кампаний.

Своевременное выявление нарушений закона в преддверии и в ходе голосования, а также оперативное реагирование на них позволяют предотвратить противоправные деяния в избирательной сфере, обеспечивая необходимую защиту избирательных прав граждан.

Кроме того, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»27 органы прокуратуры Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», осуществляют надзор за исполнением законов в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью и вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации. Таким образом, в связи с принятием закона о бесплатной юридической помощи появилось новое направление прокурорского надзора – надзор за исполнением законов в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью.

Данное направление деятельности органов прокуратуры реализуется в рамках надзора за исполнением федерального законодательства, соблюдением прав и свобод граждан, в том числе при рассмотрении и проверке заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

Результаты проводимой органами прокуратуры работы по защите прав и свобод человека и гражданина постоянно освещаются в средствах массовой информации и на информационных сайтах в сети Интернет.

В целях более эффективной реализации конституционного права граждан на обращение в органы прокуратуры на официальном сайте Генеральной прокуратуры России успешно работает общественная Интернет-приемная.

В целом функция органов прокуратуры по своевременному проведению проверок исполнения законов позволяет предупредить преступные проявления, в том числе обеспечить надлежащее выполнение уполномоченными государственными органами своих контрольных и надзорных полномочий.

Все методы и подходы современного прокурорского надзора объединены одной важной целью – не допустить нарушения прав и законных интересов человека и гражданина, а в случае их нарушения – немедленно восстановить законность28.

Добавить комментарий