Прокуроры субъектов РФ

Содержание

Прокуроры субъектов рф назначаются. Порядок назначения на должность прокуроров различных уровней

1. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

1.1. На должность Генерального прокурора Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40.1 настоящего Федерального закона.

2. Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

3. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации приносит следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Генерального прокурора Российской Федерации свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства».

4. В отсутствие Генерального прокурора Российской Федерации или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора Российской Федерации и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей — один из заместителей Генерального прокурора Российской Федерации в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.

5. Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации пять лет.

5.1. Одно и то же лицо может быть назначено на должность Генерального прокурора Российской Федерации неоднократно. На Генерального прокурора Российской Федерации не распространяется установленный настоящим Федеральным законом предельный возраст нахождения на службе.

6. Сообщение о назначении Генерального прокурора Российской Федерации на должность и об освобождении его от должности публикуется в печати.

7. Генеральный прокурор Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации указанный доклад Генеральный прокурор Российской Федерации представляет лично на заседании палаты.

Прокуратуры субъектов РФ, их структура. Полномочия прокуроров, порядок их назначения на должность.

Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур городов, районов и иных административно-территориальных единиц, входящих в состав соответствующего субъекта Федерации. При этом они издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками. Они могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.

Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Все территориальные прокуроры различных уровней осуществляют свои полномочия в соответствии с их компетенцией, установленной Законом о прокуратуре, а также нормами уголовно-процессуального, арбитражного, уголовно-исполнительного, административного и иного федерального законодательства.

К территориальным органам прокуратуры РФ, прежде всего, относятся прокуратуры субъектов РФ (ст. 15 Закона «О прокуратуре РФ»). Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность сроком на пять лет Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Федерации, подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и освобождаются им от должности без согласования с указанными выше органами государственной власти.

Полномочия прокуроров субъектов РФ по руководству подчиненными органами прокуратуры (ст. 18 Закона «О прокуратуре РФ»)˸

– руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на базе законов, действующих на территории РФ, и нормативных актов Генерального прокурора РФ;

– издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными работниками;

– могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ;

– представляют Генеральному прокурору РФ для назначения на должности подчиненных прокуроров и прокурорских работников.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Ген. прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ.Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Ген прокурору РФ и освобождаются им от занимаемой должности.То же самое и про прокуроров приравненных, т.е. специализированных и военных прокуратур.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных и военных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Ген прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Ген прокурору РФ.

Сообщения о назначении прокуроров на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.

Генеральный прокурор РФ как должностное лицо, статус которого закреплен Основным законом нашего государства — Конституцией РФ, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ, а представление о назначении той или иной кандидатуры на должность Генерального прокурора вносится Президентом РФ. Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

После назначения кандидата на должность Генерального прокурора РФ, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ. Генеральный прокурор РФ назначается сроком на пять лет. Сообщение о назначении Генерального прокурора РФ на должность и об освобождении его от должности публикуется в печати.

Исходя из иерархичной структуры органов прокуратуры, у Генерального прокурора РФ имеются: первый заместитель и заместители. В случае отсутствия Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель. В случае если отсутствуют и Генеральный прокурор РФ и его первый заместитель или исполнение ими своих обязанностей невозможно, обязанности Генерального прокурора исполняет один из его заместителей в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями. При этом первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ назначаются и освобождаются от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

Генеральный прокурор РФ обладает широкими полномочиями по назначению на должность и освобождению от должности прокурорских работников.

В Генеральной прокуратуре РФ генеральный прокурор назначает на должности начальников главных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ, помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ, старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов и их помощников.

Назначение работников на иные должности может производиться заместителями Генерального прокурора РФ, в частности, заместителями Генерального прокурора РФ могут назначаться на должности прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры, их заместители, прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры; директора (ректоры) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместители. В то же время, исходя из положений ст. 13 Федерального закона «О прокуратуре РФ», прокуроры субъектов РФ должны назначаться на должность по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ. Они подчинены и подотчетны только Генеральному прокурору РФ — только он обладает правом освобождения их от занимаемой должности. Это же касается и назначения и освобождения от должности прокуроров городов и районов, прокуроров специализированных прокуратур.

Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры также обладают полномочиями по назначению на должность и освобождению от должности. Ими назначаются на должность и освобождаются от должности работники аппарата соответствующей прокуратуры, за исключением их заместителей; заместители прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров. Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности работников, не занимающих должности прокуроров и следователей. Сообщения о назначении прокуроров на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.

Полномочиями по назначению и освобождению от должностей обладают и другие работники прокуратуры. Например, директора (ректоры) научных и образовательных учреждений прокуратуры назначают на должность и освобождают от должности научных и педагогических работников научных и образовательных учреждений прокуратуры, а также иных работников указанных учреждений, за исключением своих заместителей.

1. Прокурор субъекта Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектом Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.

2. Прокурор субъекта Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

3. Иные прокуроры — военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации (далее в настоящей статье — прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации), назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

4. На должность прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, назначается гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40.1 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее семи лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

5. Срок полномочий прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, — пять лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации на основании результатов аттестации прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с представлением о продлении их полномочий на срок до пяти лет.

7. Назначение исполняющим обязанности по вакантной должности прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, и освобождение от исполнения обязанностей по указанной должности осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации. О назначении лица исполняющим обязанности по вакантной должности и об освобождении от исполнения обязанностей по указанной должности Генеральный прокурор Российской Федерации обязан незамедлительно информировать Президента Российской Федерации. Срок исполнения обязанностей по вакантной должности не может превышать шесть месяцев. Одно и то же лицо может быть назначено исполняющим обязанности по одной и той же вакантной должности не более двух раз.

1. Прокурор субъекта Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектом Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.

2. Прокурор субъекта Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

3. Иные прокуроры — военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации (далее в настоящей статье — прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации), назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

4. На должность прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, назначается гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40.1 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее семи лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

5. Срок полномочий прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, — пять лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации на основании результатов аттестации прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с представлением о продлении их полномочий на срок до пяти лет.

7. Назначение исполняющим обязанности по вакантной должности прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, и освобождение от исполнения обязанностей по указанной должности осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации. О назначении лица исполняющим обязанности по вакантной должности и об освобождении от исполнения обязанностей по указанной должности Генеральный прокурор Российской Федерации обязан незамедлительно информировать Президента Российской Федерации. Срок исполнения обязанностей по вакантной должности не может превышать шесть месяцев. Одно и то же лицо может быть назначено исполняющим обязанности по одной и той же вакантной должности не более двух раз.

8. Сообщения о назначении прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.

Возможно, будет полезно почитать:

  • Пример проектной декларации ;
  • Федеральный реестр лицензий ;
  • Владимир путин подписал изменения, предусматривающие поэтапное введение в действие системы гис жкх в россии ;
  • Кто такие дисквалифицированные лица ;
  • Штрафы за гис жкх откладываются ;
  • О повторном рассмотрении закона российской федерации «о статусе военнослужащих, правовых и социальных гарантиях гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей» ;
  • Документы для поступления на госслужбу ;
  • Служба в государственных гражданских учреждениях: условия поступления ;

Порядок назначения прокуроров и прокурорских работников.

В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ относится к ведению Совета Федерации по представлению Президента РФ. Вопрос об освобождении от должности Генерального прокурора РФ рассматривается Советом Федерации на основании предложения Президента РФ. Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации — пять лет. Первый заместитель Генерального прокурора РФ и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ.

В соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ»:

Прокуроры субъектов Федерации назначаются на должность сроком на пять лет Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъектов Федерации, определенными их конституциями (уставами). Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от занимаемой должности Генеральным прокурором РФ.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность сроком на пять лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.

Прокурор субъекта Российской Федерации, приравненные к нему прокуроры назначают на должность и освобождают от должности:

а) работников аппарата соответствующей прокуратуры, за исключением своих заместителей;

б) заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей и их помощников нижестоящих прокуратур.

Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности работников, не занимающих должности прокуроров и следователей.

Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев. Продолжительность испытания устанавливается руководителем органа прокуратуры, компетентного назначать на данную должность, по соглашению с лицом, принимаемым на службу. Срок испытания может сокращаться или продлеваться по соглашению сторон в пределах шести месяцев.

Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора или следователя, принимает присягу установленного законом содержания (ст. 40.4 Закона).

  1. Особенности привлечения работников прокуратуры к юридической ответственности.

В отношении работников прокуратуры имеются особенности в вопросу о привлечении к юридической ответственности. В соответствии со ст. 42 ФЗ «О прокуратуре РФ»:

Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры.

На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

Комментарий к ст. 42.

1. Настоящий ФЗ (ст. 17), гл. 52 УПК РФ (особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц), Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 29 июля 2002 г. N 46 «О порядке проверки сообщений о правонарушениях прокуроров и следователей» с учетом особого правового статуса прокурорских работников устанавливают особый порядок проверки сообщений о правонарушениях, возбуждения уголовного дела, применения мер принуждения, направления в суд и судебного рассмотрения в отношении прокуроров и следователей органов прокуратуры. Законодательством предусмотрен и особый порядок привлечения их к административной и уголовной ответственности. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры.

1.1. Прокурорской проверке подлежат заявления (сообщения) граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, сообщения средств массовой информации и иных источников о совершенном или готовящемся преступлении, административном правонарушении со стороны прокуроров и следователей. Обстоятельствам, содержащимся в сообщениях и заявлениях о правонарушениях, обеспечивают тщательную проверку, при этом руководствуются принципом законности, не допуская как необоснованного наказания прокуроров и следователей, так и попыток увода их от предусмотренной законом ответственности. В ходе данной работы пресекаются попытки сбора сведений о частной жизни прокуроров и следователей, не имеющих отношения к проводимой проверке.

Проверке также подлежат данные о нарушении Присяги прокурора (следователя) либо совершении ими проступков, порочащих честь прокурорского работника, которые влекут за собой применение мер дисциплинарного взыскания.

К проведению проверки (служебного расследования) необходимо приступать незамедлительно. Решение о проведении проверки (служебного расследования) обстоятельств административного правонарушения (дисциплинарного проступка) в субъектах РФ принимает руководитель прокуратуры, к компетенции которого относится назначение на занимаемую должность прокурора, следователя, а в отношении прокуроров городов и районов, приравненных к ним военных прокуроров гарнизонов и иных специализированных прокуроров — прокурору субъекта Федерации и приравненному к нему военному прокурору.

В отношении прокуроров и следователей аппарата Генеральной прокуратуры, а также прокуроров субъектов РФ и их заместителей проверки и служебные расследования проводятся по указанию Генерального прокурора или его заместителей управлением кадров.

Проверки и служебные расследования в отношении военных прокуроров округов, флотов, приравненных к ним прокуроров, а также прокуроров и следователей Главной военной прокуратуры проводятся по указанию Главного военного прокурора.

1.2. При наличии установленных УПК РФ оснований решение о возбуждении уголовного дела в отношении прокурора или следователя (в том числе когда они задержаны на месте совершения преступления) может быть принято на основании заключения судьи районного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, в отношении следователя — прокурором, а в отношении прокурора — вышестоящим прокурором, за исключением случаев возбуждения уголовного дела в отношении Генерального прокурора или его заместителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 450 УПК РФ избрание прокурору или следователю, задержанному на месте преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу осуществляется в общем порядке, предусмотренном ст. ст. 97, 99 — 101, 108 УПК РФ. В ст. 448 УПК РФ отмечены особенности порядка возбуждения уголовного дела в отношении прокурора и следователя, привлечения их в качестве обвиняемых. Оно может быть возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления; принятия в ходе предварительного расследования решения об изменении квалификации деяния, влекущей ухудшение положения лиц. При этом полномочия прокурора по принятию процессуальных решений носят персонифицированный характер, т.е. эти решения в предусмотренном порядке принимает исключительно руководитель прокуратуры того уровня, который указан применительно к конкретной норме. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении следователя прокуратуры либо о привлечении его в качестве обвиняемого принимает прокурор соответствующего уровня, а в отношении прокурора — вышестоящий прокурор в следующем порядке.

Сообщение о преступлении, совершенном прокурорским работником, принятое в соответствии со ст. ст. 140 — 143 УПК РФ, немедленно передается в отношении следователя прокурору района (города), а в отношении прокурора — вышестоящему прокурору, который поручает проведение проверки должностному лицу прокуратуры или проводит ее лично. О принятом решении прокурор выносит мотивированное постановление. О поступлении сообщения незамедлительно информируется прокурор субъекта РФ (приравненный к нему прокурор).

В ходе рассмотрения сообщения прокурор или следователь вправе в соответствии с ч. 4 ст. 146, ч. 4 ст. 21, ст. 144 производить осмотр места происшествия (в т.ч. занимаемых прокурором жилища и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств), освидетельствование, назначать экспертизу, получать объяснения, требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов, проводить другие проверочные действия. При отсутствии поводов и оснований для возбуждения уголовного дела прокурор или следователь выносит постановление об отказе в возбуждении и одновременно рассматривает вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении. Материалы проверки и соответствующие постановления незамедлительно направляются прокурору субъекта РФ.

1.3. Статья 450 УПК РФ устанавливает особенности:

1) исполнения судебного решения о заключении под стражу;

2) исполнения судебного решения о производстве обыска;

3) производства следственных и иных процессуальных действий, осуществляемых не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 447, если уголовное дело в отношении такого лица не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого.

Судебное решение о производстве следственных действий и иных процессуальных действий в отношении следователя, прокурора принимается судьей районного суда. При этом в отношении следователя ходатайство в суд направляет прокурор соответствующего уровня, а в отношении остальных лиц — прокурор субъекта РФ.

1.4. Порядок возбуждения уголовного дела в отношении Генерального прокурора РФ либо привлечения его в качестве обвиняемого закреплен п. 2 ч. 1 ст. 448 УПК РФ. Проверка сообщения о преступлении, совершенном Генеральным прокурором РФ, является исключительной компетенцией органов прокуратуры и осуществляется прокурором, на которого может быть возложено исполнение обязанностей Генерального прокурора РФ в случае отстранения его от должности. При установлении достаточных данных, указывающих на признаки преступления в действиях Генерального прокурора РФ, материалы проверки представляются Президенту РФ для принятия решения. Конституционный суд РФ в Постановлении от 1 декабря 1999 г. N 17-П указал, что, исходя из Конституции РФ и в отсутствие иного законодательного регулирования, акт о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности обязан издать Президент РФ.

При рассмотрении представления Президента РФ в судебном заседании Верховного Суда РФ вправе участвовать отстраненный от должности Генеральный прокурор РФ, а также его защитник.

Исполняющий обязанности Генерального прокурора РФ после получения заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления выносит постановление о возбуждении уголовного дела и поручает предварительное расследование следователю прокуратуры или прокурору.

Вопрос о привлечении Генерального прокурора РФ в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, решается так же, как и при возбуждении УД в отношении самого Генерального прокурора РФ.

1.5. Надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия по уголовным делам, расследуемым в отношении прокуроров и следователей, осуществляется в пределах компетенции прокурорами субъектов Федерации, приравненными к ним военными прокурорами и прокурорами иных специализированных прокуратур, а по поручению Генерального прокурора или его заместителей — также иными прокурорами.

1.6. На период расследования уголовного дела, возбужденного в отношении прокурора или следователя, либо служебного расследования обстоятельств совершения проступка, порочащего честь прокурорского работника, в каждом случае необходимо рассматривать вопрос о необходимости отстранения их от занимаемой должности.

При этом нужно учитывать, что сотрудник, совершивший проступок, порочащий честь прокурорского работника, может быть отстранен от должности не более чем на один месяц до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания. Отстранение от должности оформляется приказом вышестоящего прокурора. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.

1.7. Не позднее суток с момента завершения проверки (служебного расследования) письменно необходимо уведомлять прокурора или следователя, в отношении которых оно проводилось, о результатах проверки (служебного расследования), а при наличии ходатайства — знакомить их со всеми проверочными материалами.

В случае прекращения уголовного дела в отношении прокурора или следователя мотивированное заключение о законности и обоснованности принятого решения в 10-дневный срок представляется соответственно в Генеральную прокуратуру и Главную военную прокуратуру.

2. Согласно ст. 449 УПК РФ следователь или прокурор вправе задержать прокурорских работников в соответствии со ст. 91 УПК. Происходит это только тогда, когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения, если потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо или на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Задержание на месте преступления (фактическое лишение свободы передвижения) означает, что лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после окончания преступных действий на месте их совершения либо при попытке скрыться с места преступления. Установление личности предполагает в данном случае подтверждение сведений о том, что задержанный является должностным лицом, упомянутым в комментируемой статье.

Проведение таких действий обусловлено необходимостью бесспорного установления личности, обнаружения и закрепления следов преступления. Статья 449 УПК РФ содержит изъятие из правил, установленных ст. 94 и предусматривающих основания и порядок освобождения лица, задержанного по подозрению в совершении преступления. Решение о немедленном освобождении такого лица обязано принять должностное лицо, которое произвело задержание.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

Должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, правомочные проводить действия, указанные в п. 2 ст. 42 настоящего ФЗ, после фиксации их результатов непосредственно на месте и установления личности прокурора или следователя прокуратуры обязаны все материалы немедленно передать соответствующему или вышестоящему прокурору в установленном порядке. При применении ст. 91 УПК РФ в отношении прокурора, следователя прокуратуры необходимо иметь в виду п. 2 ст. 42 настоящего ФЗ, в соответствии с которым названные лица не могут быть задержаны, подвергнуты приводу, личному досмотру, их вещи и используемый ими транспорт не подлежат досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления). Для урегулирования данного вопроса МВД РФ подготовило письмо N 13/ц-72 от 18 июня 2003 г. «О направлении Методических рекомендаций». В том случае, если указанные требования будут нарушены, возможно привлечение должностного лица к административной и уголовной ответственности. Так, в феврале 2007 г. в г. Новосибирске суд приговорил к уголовной ответственности сотрудника ГИБДД за задержание и досмотр автомобиля прокурорского работника, который предъявил служебное удостоверение.

Прокуратура субъекта Российской Федерации: структура, компетенция

Структура прокуратуры субъекта Российской Федерации

Согласно ст. 11 ФЗ «О прокуратуре» прокуратуры субъектов Российской Федерации входят в систему прокуратуры Российской Федерации. Ст. 15 ФЗ устанавливает, что прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей.

В данных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта Российской Федерации.

Прокуратуры субъектов Российской Федерации (приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры) включают:

1. управления;

2. отделы (на правах управлений, в составе управлений).

Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации.

Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры, имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.

Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются.

Компетенция прокуратуры субъекта РФ

О разграничении компетенции транспортных прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов органами внутренних дел на транспорте см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 7 февраля 2011 г. N 25.

О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 7 мая 2008 г. N 84

Согласно приказа Генеральной прокуратуры РФ от 7 мая 2008 г. N 84 на прокуроров субъектов Российской Федерации возлагаются следующие полномочия:

•надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

•надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции;

•участие в правотворческой деятельности представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации;

•организация и осуществление уголовного преследования в судебных стадиях уголовного судопроизводства;

•участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе;

•координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на территории субъекта Российской Федерации;

•анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка на территории субъектов Российской Федерации, участие в формировании государственной и ведомственной статистической отчетности о состоянии законности, работе органов прокуратуры и др.;

•осуществление организационно-методического руководства подчиненными прокуратурами (городов, районов и иных территориальных прокуратур);

•обеспечение постоянного взаимодействия при осуществлении надзора, принятие согласованных мер по борьбе с преступностью, обмен оперативной, статистической и иной необходимой информацией; проведение совместных проверок, оперативных и координационных совещаний.

•взаимодействие со средствами массовой информации, общественными организациями в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации принимают необходимые меры по руководству и обеспечению деятельности подчиненных прокуроров специализированных прокуратур (на правах районных):

1.по надзору за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе и закрытых административно-территориальных образованиях (за исключением ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур»);

2.по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях;

3.природоохранных прокуратур

Билет32. Состав и компетенция прокуратуры субъекта рф.

Прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним военных образуются коллегии в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности).

В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним военных прокуратурах образуются управления и отделы.

В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов

Компетенция прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур: 1) осуществляют прокурорский надзор; 2) осуществляют оперативное управление имеющимися у них объектами социально-бытового и хозяйственного назначения; 3) взаимодействуют с другими прокуратурами.

Военная прокуратура:

Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, гарнизонов.

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры.

Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Система транспортных прокуратур:

На транспортных прокуроров возложен надзор за исполнением законов Министерством путей сообщения РФ, Министерством транспорта.

Транспортные прокуроры осуществляют свои полномочия по вопросам исполнения законов о безопасности движения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта.

Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан.

Прокуратуры войсковых частей осуществляют надзор за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных объектах, по перечню, установленному Правительством РФ.

33.Состав и компетенция районной (городской) прокуратуры.

В соответствии со ст. 16 Закона о прокуратуре прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности:

первого заместителя и заместителей прокуроров;

начальников отделов;

старших помощников прокуроров;

помощников прокуроров.

По решению Генерального прокурора Российской Федерации в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы.

Прокуратура района (города) — основное (низовое) звено системы прокуратуры. Прокуратуры городов и районов возглавляют соответствующие прокуроры, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных прокуратур и самостоятельны в решении полномочных вопросов.

Прокуроры городов с районным делением осуществляют надзор:

за исполнением законов городским органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

за соблюдением прав и свобод человека и гражданина городскими органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами;

за исполнением законов городскими органами, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность;

за исполнением законов администрацией мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, находящихся в ведении городских органов внутренних дел.

Компетенция прокуроров городов с районным делением:

осуществляют уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными процессуальным законодательством;

принимают участие в рассмотрении уголовных дел, направленных в суд городской прокуратурой;

участвуют в рассмотрении судами дел по направленным городской прокуратурой заявлениям и искам;

вносят представления на незаконные судебные постановления по делам, в рассмотрении которых принимали участие;

разрешают жалобы, заявления и иные обращения, содержащие сведения о нарушениях закона городскими органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также жалобы на решения и действия законных прокуроров;

координируют деятельность городских правоохранительных органов, а также взаимодействуют с военными и иными специализированными прокуратурами, дислоцирующимися на территории города;

поддерживают деловые контакты со СМИ.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»»

Принят Государственной Думой 12 декабря 2014 года

Одобрен Советом Федерации 17 декабря 2014 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472; 1999, N 7, ст. 878; N 47, ст. 5620; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 45, ст. 4586; 2007, N 24, ст. 2830; N 31, ст. 4011; 2009, N 48, ст. 5753; 2010, N 27, ст. 3416; 2011, N 1, ст. 16; N 45, ст. 6327; N 48, ст. 6730; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 14, ст. 1560; N 23, ст. 2930; N 30, ст. 4234) следующие изменения:

1) в пункте 2 статьи 1:

а) в абзаце втором слова «федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти,» заменить словами «федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации,»;

б) в абзаце третьем слова «федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти,» заменить словами «федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации,»;

2) статью 12 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11. На должность Генерального прокурора Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 401 настоящего Федерального закона.»;

3) дополнить статьей 121 следующего содержания:

«Статья 121. Назначение на должность и освобождение от должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации

1. Генеральный прокурор Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации представления о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

2. Заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. На должность заместителя Генерального прокурора Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 401 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее 10 лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

4. Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность заместителя Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации новую кандидатуру.

5. Сообщения о назначении заместителей Генерального прокурора Российской Федерации на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.»;

4) статью 13 признать утратившей силу;

5) пункт 2 статьи 14 изложить в следующей редакции:

«2. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет первого заместителя и заместителей.»;

6) дополнить статьей 151 следующего содержания:

«Статья 151. Назначение на должность и освобождение от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров

1. Прокурор субъекта Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектом Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.

2. Прокурор субъекта Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

3. Иные прокуроры — военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации (далее в настоящей статье — прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации), назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

4. На должность прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, назначается гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 401 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее семи лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

5. Срок полномочий прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, — пять лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации на основании результатов аттестации прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с представлением о продлении их полномочий на срок до пяти лет.

7. Назначение исполняющим обязанности по вакантной должности прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия Президента Российской Федерации на срок не более шести месяцев. Освобождение от исполнения обязанностей по указанной должности осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации.

8. Сообщения о назначении прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.»;

7) дополнить статьей 161 следующего содержания:

«Статья 161. Назначение на должность и освобождение от должности прокуроров городов и районов, приравненных к ним прокуроров

1. Прокуроры городов и районов, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры (далее — прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры) назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

2. На должность прокурора города, района или приравненного к нему прокурора назначается гражданин Российской Федерации не моложе 27 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 401 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее пяти лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

3. На должность прокурора города, района или приравненного к нему прокурора в порядке исключения может быть назначен гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 401 настоящего Федерального закона, моложе 27 лет либо имеющий стаж службы (работы) менее пяти лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, или стаж службы (работы) не менее пяти лет в органах государственной власти на должностях, требующих высшего юридического образования.

4. Срок полномочий прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров — пять лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. Генеральный прокурор Российской Федерации на основании результатов аттестации прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров вправе продлить их полномочия на срок до пяти лет.»;

8) дополнить статьей 191 следующего содержания:

«Статья 191. Срок полномочий прокуроров, назначенных на должность до установления срока полномочий по должностям прокуроров

1. Прокуроры, назначенные на должность до дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», осуществляют свои полномочия до истечения пятилетнего срока со дня их назначения.

2. В случае, если пятилетний срок полномочий прокурора истек до вступления в силу указанного Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, замещающий эту должность прокурор продолжает осуществлять свои полномочия до их продления либо до назначения на эту должность нового прокурора в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее чем до 1 июля 2015 года.»;

9) в абзаце втором пункта 1 статьи 21 слова «федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти,» заменить словами «федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации,»;

10) в пункте 1 статьи 26 слова «федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти,» заменить словами «федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации,»;

11) пункт 5 статьи 401 признать утратившим силу;

12) подпункт «б» пункта 1 статьи 405 признать утратившим силу;

13) в статье 417:

а) в абзаце первом пункта 2 слова «в полном объеме» заменить словами «, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных пунктом 22 настоящей статьи»;

б) дополнить пунктом 22 следующего содержания:

«22. Генеральный прокурор Российской Федерации не вправе налагать дисциплинарные взыскания:

в виде понижения в классном чине — на прокурорских работников, которым классный чин присвоен Президентом Российской Федерации;

в виде увольнения из органов прокуратуры — на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, а также на прокурорских работников, назначенных на должность Президентом Российской Федерации.»;

в) дополнить пунктом 23 следующего содержания:

«23. Генеральный прокурор Российской Федерации обязан проинформировать Президента Российской Федерации о наложении дисциплинарного взыскания на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации или прокурорского работника, назначенного на должность Президентом Российской Федерации.»;

14) абзац второй пункта 2 статьи 43 дополнить предложением следующего содержания: «Продление срока нахождения на службе прокурорского работника, назначенного на должность Президентом Российской Федерации и достигшего предельного возраста нахождения на службе, осуществляется Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.»;

15) в пункте 3 статьи 48 слова «пунктом 2 статьи 14» заменить словами «статьей 121».

Статья 2

Признать утратившими силу:

1) пункт 3, абзацы двадцать третий — двадцать пятый и абзац сорок восьмой пункта 13 статьи 1 Федерального закона от 10 февраля 1999 года N 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 878);

2) подпункт «в» пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 5 июня 2007 года N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2830).

Президент Российской Федерации

В. Путин

Прокуратуры субъектов Российской Федерации

Прокуратуры субъектов РФ – это прокуратуры второго звена. К ним относятся прокуратуры республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга.

Прокуратуры субъектов РФ возглавляют соответствующие прокуроры, назначаемые на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ. Конкретизация органов власти, с которыми осуществляется согласование, определяется конституциями и уставами субъектов РФ. На практике согласование производится с высшими законодательными и (или) исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Причем в этом вопросе нет единого подхода: в одних субъектах РФ согласование осуществляют органы законодательной (представительной) власти, в других – и законодательные (представительные) и исполнительные органы власти субъектов РФ. Так, например, в соответствии с Уставом Свердловской области кандидатуру на должность прокурора области согласовывает областная дума совместно с Губернатором Свердловской области.

Прокуроры субъектов РФ освобождаются от занимаемой должности Президентом РФ. У прокуроров субъектов РФ есть первые заместители и заместителей, а также они могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

В прокуратурах субъектов РФ образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ.

Порядок деятельности коллегий прокуратур субъектов РФ регламентируется приказами и распоряжениями председателей соответствующих коллегий. На заседаниях коллегий происходит обсуждение вопросов, имеющих принципиальное значение для организации эффективной работы как прокуратур субъектов РФ, так и районных, и городских прокуратур. Коллегии в прокуратурах субъектов РФ являются совещательными органами. На основании их решений прокуроры субъектов РФ издают приказы, обязательные для исполнения всеми подчиненными им прокурорами.

В прокуратурах субъектов РФ образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками прокуроров субъектов РФ.

В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов.

Прокуратуры городов и районов

Городские, районные и межрайонные прокуратуры являются первичным низовым звеном территориальных прокуратур. Им приходится решать весь круг вопросов прокурорской деятельности, осуществлять надзорную функцию, координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, поддерживать обвинение в суде и т.д.

Под термином «прокуратуры городов и районов» подразумеваются прокуратуры районов, межрайонные прокуратуры, прокуратуры городов, которые являются первичными низовыми звеньями прокурорской системы, а также прокуратуры городов с районным делением (прокуратуры округов в г. Москве), имеющие определенные полномочия по руководству прокуратурами районов в городах.

Если классифицировать городские прокуратуры по полномочиям прокуроров, то можно выделить следующие виды городских прокуратур.

  • 1. Городские прокуратуры, выполняющие функции районных прокуратур, учреждаются в небольших по численности населения городах и, так же как районные прокуратуры, надзирают за исполнением законов органами местного самоуправления, иными органами городского значения и всеми учреждениями, предприятиями, организациями, расположенными на территории города.
  • 2. Городские прокуратуры, выполняющие смешанные функции (городской и районной прокуратуры), создаются в средних по численности населения городах с районным делением. Они выполняют функции как городских, так и районных прокуратур. За такой прокуратурой закрепляется один из районов города для осуществления надзора за исполнением законов всеми поднадзорными органами – субъектами районного значения. Кроме того, они надзирают за исполнением законов всеми субъектами городского значения и руководят другими районными прокуратурами, расположенными в городе.
  • 3. Прокуратуры, обладающие функциями городских, образуются в крупных городах с районным делением. К их компетенции относятся надзор за исполнением законов поднадзорными субъектами городского значения и руководство расположенными в городе районными прокуратурами.

В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ от 12 марта 2008 г. № 39 «Об организации деятельности прокуратур городов с районным делением» на прокуроров городов с районным делением возложены следующие полномочия по руководству деятельности нижестоящих прокуратур:

  • – руководство деятельностью прокуратур районов (межрайонных, окружных прокуратур) в городе, периодическое осуществление проверок их деятельности, а также совместное с работниками районных (межрайонных, окружных) прокуратур проведение надзорных мероприятий; отмена незаконных и необоснованных процессуальных решений прокуроров районов (если иное не предусмотрено приказами прокурора субъекта РФ);
  • – организация взаимодействия районных (межрайонных, окружных) прокуратур по обеспечению законности и противодействию преступности в городе; оказание им методической помощи и содействия в повышении профессиональной квалификации сотрудников районных (межрайонных, окружных) прокуратур; распространение положительного опыта; внесение предложений прокурорам субъектов РФ об улучшении организации работы, оптимизации штатной численности и совершенствовании прокурорской практики районных (межрайонных, окружных) прокуратур;
  • – подготовка аттестаций, рассмотрение и решение других кадровых вопросов в отношении подчиненных работников прокуратур городов с районным делением.

Создание прокуратур городов и районов осуществляется по приказу Генерального прокурора РФ.

Прокуратуры городов и районов возглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров. По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах городов и районов могут быть образованы отделы.

Порядок назначения Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей и прокуроров субъектов Российской Федерации, их компетенция.

Порядок назначения Генерального прокурора Российской Федерации

Согласно ст. 12 ФЗ «О прокуратуре РФ» Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

Председатель Совета Федерации приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.

Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации пять лет.

Сообщение о назначении Генерального прокурора Российской Федерации на должность и об освобождении его от должности публикуется в печати.

В отсутствие Генерального прокурора Российской Федерации или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора Российской Федерации и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей — один из заместителей Генерального прокурора Российской Федерации в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.

Порядок назначения заместителей Генерального прокурора Российской Федерации

Согласно ст. 14 ФЗ «О прокуратуре» Генеральный прокурор Российской Федерации имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.

Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Порядок назначения прокуроров субъектов Российской Федерации

Согласно ст. 13 ФЗ «О прокуратуре» прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ.

Прокуроры субъектов Российской Федерации подчинены и подотчетны Генеральному прокурору и освобождаются им от занимаемой должности.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Сообщения о назначении прокуроров на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.

Компетенция прокуроров субъектов Российской Федерации

В соответствии со ст. 18 ФЗ «О прокуратуре» к компетенции прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров относится:

    • руководство деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора РФ;
    • издание приказов, указаний, распоряжений, обязательных для исполнения всеми подчиненными работниками;
    • внесение изменений (при необходимости) в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.

Добавить комментарий