Пропаганда войны

1. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны —
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 354 Уголовного Кодекса РФ

Объектом преступления является состояние мира между государствами и народами. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны также относятся к числу преступлений, непосредственным объектом которых является мир. Общественная опасность этого преступления состоит в том, что оно способствует формированию в обществе милитаристских тенденций, росту агрессивных настроений по отношению к другим государствам или народам, создает основу для политического, морального и нравственного оправдания агрессивных войн и, наконец, провоцирует или создает условия лицам, занимающим высшие государственные должности, для принятия решения о развязывании агрессивной войны. Призывы к войне являются одной из форм пропагандистской деятельности, способствующей формированию в обществе ее идеологических основ, причем эти основы создаются не только по отношению к народу страны, готовящейся к войне, но и являются способом влияния на позиции других стран. Практика, в том числе и последних лет, показывает, что, как правило, агрессивным войнам предшествуют мощные пропагандистские кампании, имеющие целью обосновать необходимость войны в глазах собственного народа и мирового сообщества. Пропаганда войны — это мощное оружие, используемое для обеспечения поддержки агрессии, осуждаемое международным сообществом. Так, например, осуждение пропаганды войны содержится и в Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. (СССР подписал Пакт 18 марта 1968 г.). В ст. 20 этого документа говорится о том, что всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом <1>.

———————————
<1> Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 470 — 482.

Объективная сторона публичных призывов к развязыванию агрессивной войны выражается в письменных призывах или устных обращениях, доводимых до сведения более чем одного лица. При этом призывы могут сопровождаться обоснованием необходимости или целесообразности проведения военных действий против другого государства (государств), обращением к представителям власти с призывом объявления войны. Вместе с тем призывы к развязыванию агрессивной войны могут и не содержать в себе обоснований, аргументации. Их формой могут быть лозунги, плакаты, иная наглядная агитация. Для установления факта наличия призыва важно лишь то, что обращения в той или иной форме к аудитории по своему содержанию были прямо направлены на возбуждение или укрепление желания у субъектов к развязыванию агрессивной войны. Таким образом, призывы должны носить открытый характер. Завуалированное, подспудное воздействие на сознание населения, его отдельных групп не может расцениваться как рассматриваемые призывы к развязыванию агрессивной войны именно потому, что последние должны иметь открытый и явный характер. Например, выпуск кинофильма, где противная сторона показана в негативном плане, с правовых позиций не может быть квалифицирован как призыв к войне, хотя и способствует формированию у населения отрицательного отношения к какому-либо государству, национальности и т.п.

Публичность призывов означает их направленность, оказание воздействия как минимум на двух лиц. Но с позиции практики публичность зачастую характеризуется оказанием воздействия на неопределенно большой круг лиц.

Под развязыванием войны, как отмечалось выше, следует понимать совершение конкретных действий, таких как объявление войны, начало ведения военных операций, разрыв дипломатических отношений, провокация пограничных конфликтов и т.п. Таким образом, призывы к развязыванию войны означают призывы к совершению действий, ведущих к изменению мирных отношений между государствами или народами и решению вопросов с позиции военной силы.

Формы совершения деяния могут быть разнообразны: выпуск листовок, распространение писем, распространение и воспроизведение аудио- и видеозаписей, развешивание плакатов, выступления на собраниях, митингах, лекциях и т.п.

Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны будут считаться оконченным преступлением с момента совершения любого из указанных выше действий. С позиции объективной стороны состав этого преступления является формальным. Приготовительные действия к совершению рассматриваемого преступления (изготовление листовок, тиражирование писем, видеозапись и др.) не влекут за собой уголовной ответственности, поскольку преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 354 УК РФ, относятся к категории преступлений средней тяжести.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы преступления на квалификацию не влияют. Они могут быть самыми различными: расистские убеждения, религиозная неприязнь, корыстные и т.д. Вместе с тем для наличия состава преступления необходимо осознание виновным, во-первых, того факта, что его деяние направлено на возбуждение или укрепление желания развязывания агрессивной войны, и, во-вторых, сознанием виновного должно охватываться то обстоятельство, что война, к развязыванию которой он призывает, будет носить агрессивный характер. Поэтому, если призывы направлены, например, на ведение освободительной войны, состав рассматриваемого преступления будет отсутствовать.

Субъектом преступления является любое физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Часть 2 ст. 354 УК РФ устанавливает ответственность за совершение преступления при отягчающих обстоятельствах. Применительно к публичным призывам к развязыванию агрессивной войны квалифицирующими обстоятельствами являются использование средств массовой информации, а также совершение преступления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации.

Понятие массовой информации дано в ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» <1>.

———————————
<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.

В соответствии с этой статьей под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

— под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

— под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

— под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

— под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы.

К специализированным средствам информации относятся такие средства, для которых законом установлены специальные правила регистрации или распространения информации.

Средства массовой информации не должны быть использованы как средства совершения преступлений. Прямое указание об этом содержится в ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации», в которой говорится о запрете использования средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Использование средств массовой информации для призывов к развязыванию агрессивной войны придает этому преступлению повышенную общественную опасность, поскольку в этом случае негативному воздействию подвергается значительное число лиц, воздействие носит интенсивный, нередко регулярный характер. Нельзя при этом не учитывать и менталитет населения, которое во многом привыкло с доверием относиться к информации, предлагаемой СМИ. Поэтому призывы к агрессивной войне с использованием СМИ существенно влияют на формирование отношения населения к ней.

В этой связи публичные призывы к развязыванию агрессивной войны с использованием любого из перечисленных средств массовой информации образуют квалифицированный состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 354 УК РФ. Следует отметить, что рассматриваемый состав преступления будет иметь место как в действиях лица, подготовившего материалы, содержащие призывы к развязыванию агрессивной войны, так и в действиях лица, принявшего решение о публикации или ином распространении таких материалов. Их авторство не влияет на наличие состава преступления.

Квалифицированный состав преступления будет иметь место и в случае, если призывы к развязыванию агрессивной войны осуществлены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации (см. ч. 2 ст. 354 УК РФ). Отнесение должностного положения субъекта к числу квалифицирующих обстоятельств обусловлено тем, что, во-первых, подобные субъекты наносят больший ущерб государственным интересам, поскольку дискредитируют те или иные государственные органы. Это объясняется тем, что авторитет государственной должности обусловливает восприятие действий субъекта не только как его собственную позицию, но и позицию соответствующей государственной структуры. Во-вторых, призывы лиц, занимающих государственные должности, могут оказать более сильное воздействие на общественное мнение, чем призывы со стороны лиц, неизвестных или малоизвестных населению. Именно в этой связи совершение преступления лицом, занимающим государственную должность, влечет за собой более строгую уголовную ответственность.

При наличии соответствующих признаков действия субъекта, занимающего государственную должность и осуществляющего публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, следует квалифицировать и как злоупотребление должностными полномочиями, т.е. по совокупности преступлений.

Другой комментарий к статье 354 УК РФ

1. Объективная сторона преступления заключается в публичных призывах к развязыванию агрессивной войны.

О развязывании войны см. комментарий к ст. 353 УК.

Призывы представляют собой выступление, имеющее целью донести до аудитории идею о полезности, необходимости, неизбежности агрессивной войны. Они направлены на формирование положительного отношения к будущему акту агрессии, желания участвовать в нем. Обязательный их признак — публичный характер.

2. Преступление окончено в момент, когда соответствующая информация воспринята хотя бы двумя слушателями (читателями).

3. Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле.

4. Субъект публичных призывов к развязыванию агрессивной войны — лицо, достигшее возраста 16 лет.

5. Квалифицирующим признаком рассматриваемого деликта является совершение преступления с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ.

Мнение каждого человека об окружающей действительности формируется на основе его собственного опыта, влияния его семьи и друзей, а также той информации, которую он получает из СМИ и Интернета.

Однако, помимо его личной воли в отборе той или иной информации, в формировании мнений и установок решающую роль может сыграть пропаганда. В том числе и такая, которая приводит к нарушению гражданского порядка.

Понятие пропаганды

Под пропагандой понимают воздействие на людей с целью формирования у них устойчивого мнения по тому или иному вопросу, а также определённой системы ценностей. При этом поданная информация может быть необъективной и наносить вред человеку, мешая его развитию.

Для распространения пропаганды используют простые доводы, которые созвучны базовым установкам многих людей. Благодаря этому лозунги пропагандистов легко воспринимаются их потребителями. А когда такие идеи становятся мнением больших групп людей, то аргументом в их пользу является ещё и факт принятия пропаганды большинством людей.

Те люди, которые в силу развитого критического мышления, не принимают такие идеи, даже в условиях их массовой популярности, становятся изгоями. Общество начинает на них давить.

Показательным примером описанных процессов является приход к власти нацистов в Германии. От пропаганды идей превосходства немецкой нации и белой расы они пришли к созданию мощной армии и развязыванию Второй мировой войны. Учитывая миллионы смертей, к которым привела пропаганда нацизма, сегодня во многих странах это является уголовно наказуемым преступлением.

Распространение запрещённой пропаганды как преступление

Описанные выше методы многократного повторения каких-либо идей распространены повсеместно. Их используют в рекламе товаров, в процессе воспитания и формирования ценностей у подрастающего поколения, в политических и религиозных целях. Но далеко не всегда это является противозаконным. В чём же различие этих действий, если все они, по сути, подпадают под понятие пропаганды?

Главным фактором разграничения таких действий по формированию общественного мнения являются их последствия. Если они формируют здравое отношение к собственной жизни и жизни общества, способствуют развитию личности и улучшению её жизни, то преступной такая пропаганда считаться не будет.

Но когда она приводит к формированию идей ненависти и агрессивному поведению, то представляет угрозу для самого человека и всего общества. Соответственно, такая пропаганда может привести к противоправным действиям. Поэтому законодательство и пресекает распространения идей ненависти и превосходства одних людей над другими.

Фашизм, нацизм, национализм

Теория о превосходстве какой-либо нации над другими является одной из самых распространённых форм запрещённой пропаганды. На основе этой идеи формируется вражда между группами людей в обществе, которая нередко выливается в тяжкие насильственные преступления.

Пропаганда нацизма и национализма запрещена законом РФ. В Уголовном кодексе за это правонарушение предусмотрена ответственность.

Законы, запрещающие пропаганду нацизма

На сегодняшний день в России действует три законодательных акта, запрещающих распространение идей или оправдание нацизма:

  • ФЗ №80 «Об увековечивании Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 годов». Он запрещает использование нацистской символики.
  • ФЗ №114 «О противодействии экстремистской деятельности». Под одной из форм экстремизма в нём понимается распространение нацистской символики.
  • КоАП РФ, статья 20.3.

Об административных нарушениях, наказываемых этой статьёй, поговорим подробнее.

Ответственность по КоАП

При оценке действий по пропаганде нацизма рассматривают тяжесть преступления и наличие дополнительных отягчающих признаков.

В особых случаях наступает уголовная ответственность, а для менее тяжких правонарушений – административная.

Первая часть статьи 20.3 наказывает за публичную демонстрацию нацисткой или схожей с ней символики, а также иной экстремистской символики.

Для физических лиц:

  • Штраф составит 1-2 тысяч рублей.
  • Арест – до 15 суток.

Должностных лиц накажут штрафом до 4 тысяч рублей. Юридических лиц – от 10 до 50 тысяч. Предметы с символикой будут конфискованы во всех случаях.

Вторая часть статьи 20.3 КоАП определяет наказание за изготовление продукции с нацистской символикой. Штрафные санкции за это:

  • Для физических лиц – 1-2,5 тысячи рублей.
  • Для должностных – 2-5 тысяч рублей.
  • Для юридических – 20-100 тысяч рублей.

Продукция также будет конфискована.

Конкретными действиями, которые закон трактует как пропаганду нацистской символики, являются:

  • Публичная демонстрация.
  • Ношение.
  • Вывешивание.
  • Создание изображений.
  • Воспроизведение и тиражирование любым способом.

Форма и вид изделий с символикой значения не имеет. Это могут быть любые значки, нашивки, флаги, вымпелы и т.д. Главный фактор состава преступления – публичная демонстрация символики.

Уголовное наказание

Если административные санкции наступят за демонстрацию символик или её производство, то уголовное наказание предусмотрено за осквернение или порчу различных объектов в целях пропаганды нацизма.

Наиболее распространённые преступления такого рода – осквернение зданий, монументов или захоронений. Часто последователи нацистских идей рисуют свою символику на памятниках солдатам ВОВ.

За это предусмотрена ответственность по статьям 214 и 244 УК РФ.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 394-37-20

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 305-28-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 550-93-75

Заявления, которые реабилитируют нацизм, формируют состав преступления в рамках статьи 354.1 УК РФ.

Также стоит помнить о 282 статье за разжигание розни. Призывы к национальной или расовой вражде и дискриминации подпадают под её действие.

Первая часть этой статьи включает следующие санкции:

  • Штраф 100-300 тысяч рублей (или суммарный доход за 1-2 года).
  • Запрет на определённые виды деятельности до 3 лет.
  • Обязательные работы до 360 часов.
  • Исправительные работы до 1 года.
  • Принудительные работы и тюремное заключение до 4 лет.

При наличии отягчающих обстоятельств (угроза применения насилия, действия организованной группой, использование служебных полномочий) преступные действия будут квалифицированы по 2 части 282 статьи и будут наказаны:

  • Штраф 300-500 тысяч рублей (или суммарный доход за 2-3 года).
  • Запрет заниматься определёнными видами деятельности до 5 лет.
  • Обязательные работы до 480 часов.
  • Исправительные работы до 2 лет.
  • Принудительные работы или лишение свободы до 5 лет.

Как видно из перечисленных санкций, наказание за пропаганду нацизма может быть весьма суровым.

Иные виды пропаганды

Определение нелегальной пропаганды, как идей, вредящих личности и угрожающих общественному строю, довольно размытое. Со временем взгляды общества меняются и то, что ещё вчера считалось табу, сегодня общепринято и совершенно не порицается.

Поэтому нелегальной пропагандой считают именно те идеи, распространение которых запрещено законом.

Религия и атеизм

Законодательством РФ определена свободы вероисповедания. То есть человек имеет право, как верить в религиозные догмы, так и отрицать их. Но ни верующий, ни атеист не имеют права ограничивать во взглядах других людей, а также навязывать свою точку зрения.

Наркотики, алкоголь, курение

Поскольку одной из важнейших ценностей общества является сохранение здоровья его членов, то пропаганда употребления веществ, ухудшающих это здоровье, является разрушительным воздействием на членов общества. Особенно сильно она влияет на молодёжь.

Поэтому во многих странах пропаганда наркотиков строго запрещена, а любая реклама алкоголя и табачных изделий существенно ограничена.

Гомосексуализм и лесбийские отношения

Во многих странах Европы и Америки права сексуальных меньшинств признаны на уровне закона и им защищаются. Хотя раньше такие отношения считались ненормальными и преследовались.

Во многих других странах и сегодня существует уголовное наказание за гомосексуализм. В России такого наказания нет, но гомосексуалисты не имеют юридического права на заключение браков или усыновление детей. Соответственно, пропаганда этих действий воспринимается обществом критически.

Суицид

Обычно идеи добровольного прекращения жизни распространяются людьми с психическими заболеваниями или представителями ряда религиозных культов, считающих суицид способом ускорить перерождение в новом теле.

Подобные идеи несут угрозу обществу, поэтому любая пропаганда суицида строго запрещена.

Насилие и жестокость

Несмотря на то, что эти понятия отражают запрещённые в любом обществе явления, на практике, массовая культура изобилует примерами романтизации насилия и бандитизма.

Особо кровавые и жестокие примеры в кино запрещены, но говорить о полном запрете на пропаганду насилия и жестокости не приходится.

Война и терроризм

Террористические акты и военные действия приводят к массовой гибели, разрушению имущества и культурного наследия, а часто и к уничтожению целых стран.

Поэтому пропаганда таких действий находится под однозначным запретом практически в любом государстве.

Как бороться с проблемой?

Основным методом борьбы считается государственная цензура, призванная регулировать доступ к той или иной информации. Продукция, пропагандирующая нацизм запрещается и изымается из открытого доступа. Доступ к некоторым другим видам пропаганды ограничен возрастным цензом.

Учитывая всеобщее использование интернета, государство контролирует контент различных сайтов и может блокировать доступ к некоторым из них.

Конечно, все эти меры способствуют ограничению пропаганды в сфере легального доступа. Но нелегальное её распространение пресечь значительно сложнее.

Что нельзя делать в соцсетях, чтобы не попасть под статью о пропаганде нацизма?

Для того, чтобы избежать проблем с законом не стоит:

  • Публиковать и репостить любые материалы, оправдывающие действия нацисткой Германии в годы Второй мировой войны. Также под запрет попадает критический пересмотр роли СССР в войне.
  • Размещать фотографии с нацистской символикой, в том числе и исторические снимки времён Второй мировой войны.

Нарушение этих требований приводит к судебным процессам. Подобные прецеденты в России уже были.

Кого и за что судили по статьям о пропаганде и реабилитации нацизма?

В судебной практике РФ уже есть несколько прецедентов ответственности за размещение статей и фото в соцсетях.

Так, в 2014-м году жителя Перми Владимира Лузгина осудили за размещение статьи «15 фактов о бандеровцах». Суд посчитал, что он таким образом оправдывает нацизм. Основанием для этого обвинение считало фразу о том, что СССР совместно с нацистской Германией в 1939 году разделили Польшу.

Ещё один судебный процесс был за размещение 16-летним подростком фото Вермахта с одобрительной подписью о нападении Германии на Польшу в 1939 году.

Немало было дел об осквернении памятников советским солдатам. Представители неонацистских группировок периодически «отличаются» такими действиями, рисуя на памятниках свастики.

Оправдательных приговоров по делам о пропаганде нацизма в России практически не бывает.

Стр 1 из 13

Понятие современного международного права и его особенности

МП – это система правовых норм, регулирующих отношения между субъектами международного права путем согласования их воль и обеспечиваемых особыми формами принуждения, применяемыми самими субъектами. МП также можно рассматривать как науку (система знаний о соответствующей отрасли) и учебную дисциплину (систематизированное изложение знаний соответствующей науки).

Особенности МП:

1) Предмет правового регулирования МП. Предметом МП являются межгосударственные отношения межвластного характера. МП регулирует отношения между государствами, которые являются носителями власти. МП иначе именуется как «международное публичное право» (т.к. субъектами являются носители власти). Предмет обусловливает особенности метода.

2) Метод правового регулирования МП. Метод регулирования МП является дискуссионным вопросом. Во внутригосударственной системе для публичных отраслей характерен императивный метод, а для частных отраслей – диспозитивный. МП относится к публичной сфере, однако для него не характерен императивный метод, т.к. в основе МП лежит согласование воль, где нет места принуждению. Каждое государство обладает суверенитетом, поэтому никто не может диктовать ему свою волю. Поэтому императивный метод не подходит МП для правового регулирования. Международное сообщество может только рекомендовать. Метод правового регулирования – рекомендательный. Нормы рекомендательного характера преобладают в МП. Если государство соглашается с рекомендациями международного сообщества, они становятся императивными нормами его поведения. Однако теоретики права говорят о том, что не может быть рекомендательных норм, т.к. любая норма права является общеобязательным правилом поведения. Такое определение подходит больше для внутригосударственного права, а не для МП.

3) Субъекты МП. Среди субъектов МП выделяют следующих:

1. Государства. Из права народов (jusgentium) вышло МП, отсюда пошло название.


2. Международные организации. Появились недавно (с середины 19 века), правосубъектность за ними признали с середины 20 века. Активно участвуют в межгосударственных отношениях.

3. Нации, народы, не имеющие своей государственности, и борющиеся за свою независимость. Исторически к ним относились колониальные народы, за которыми было признано право на независимость, самостоятельную колонизацию.

4. Субъекты особого рода (suigeneris). Это государственно-подобные образования. Они имеют не все признаки государства. Пример: Ватикан (святой престол). С позиции МП Ватикан не является государством.

В зарубежной доктрине индивид (человек, ЮЛ) признается субъектом МП. Это обсуждаемый вопрос, т.к. многие международные документы посвящены индивидам, но он является только их бенефициаром, но не субъектом.

4) Источники МП. Источники МП – внешние формы выражения и закрепления норм МП. Выделяют в ТГП 4 основных источника права: НПА, юридический прецедент, нормативный договор, правовой обычай. В МП используются нормативные договоры и правовые обычаи (международный договор, международный обычай). Это связано со спецификой нормообразования: нормы МП создаются самими субъектами МП путем согласования их воль, достижения соглашения между ними. Соглашение может быть в 2 формах (письменная – договор, по умолчанию – обычай). НПА никакого соглашения отражать не может, он отражает волю одного субъекта, а другие должны подчиниться. Между суверенными субъектами это невозможно. Прецедент отражает лишь волю суда, но не других субъектов, поэтому тоже не может выступать в качестве источника МП. Право международной ответственности не кодифицировано до сих пор, поэтому обычай в нем действует широко.

5) Принципы МП. Принципы – основополагающие начала, на которых строится вся система МП. Принципы МП – основополагающие начала, которые носят строго обязательный императивный характер. Нарушение любого принципа влечет международную ответственность, недействительность нарушающего соглашения. Это нормы juscogens – это императивные нормы МП (например, общепризнанные принципы международного права). Основные принципы нашли отражение в ст.2 Устава ООН. Принципы для примера: принцип неприменения силы и угрозы силой, принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства во внутренние дела государства, принцип разоружения, принцип уважения прав и свобод, принцип добросовестного выполнения международных обязанностей. КРФ в ч.4 ст.15 признает, что нормы и принципы МП являются частью правовой системы РФ.

6) Специфика обеспечения исполнения норм МП. Внутри государства за исполнением норм права следит система ПОО. В международно-правовой системе отсутствуют такие органы, которые могут заставить другое государство соблюдать нормы права. Меры принуждения также применяются редко и специфические. Предполагается, что нормы МП выполняются государством добровольно, т.к. они согласились на определенный вариант поведения самостоятельно, без принуждения. Меры принуждения в МП применяются самими субъектами МП.

7) Отсутствие системы судов, которые рассматривали бы споры между субъектами МП без их согласия.

8) Функции: регулятивная — МП призвано регулировать межгосударственные отношения с целью поддержания международного мира и безопасности, охранительная — МП призвано охранять общечеловеческие ценности.

Основные принципы современного международного права: понятие, характеристика

Принципы — основные исходные начала, на которых строится международно-правовое регулирование.Особенности:

1. Принципы международного права имеют общепризнанный характер. Общепризнанной считается норма, которая признана всеми государствами мира (большинством) и при этом активно применяется ими на практике. Принципы — нормы, необходимые для международно-правового регулирования.

2. Императивность. Принципы международного права относятся к императивным нормам общего международного права, именуемым нормы juscogens. Данные нормы обладают высшей юридической силой, не могут быть отменены или изменены одним или несколькими государствами, и любой договор, заключенный в их нарушение, считается ничтожным.

3. Носят общий характер. Принципы международного права являются общими как для международной, так и для национальной правовой системы. Принципы международного права действуют во всех сферах международных отношений.

4. Системность. Все принципы международного права взаимосвязаны и взаимообусловлены

5. Принципы МП — важнейшие нормы, составляющие фундамент международного правопорядка.

Классификация.

1) Принципы, направленные на поддержание международного мира и безопасности.

2) Принципы международного сотрудничества.

3) Принципы, направленные на защиту прав человека.

Принципы международного права:

1) Принцип мирного сосуществования государств.

2) Принцип запрещения применения силы и угрозы силой.

3) Принцип мирного разрешения международных споров.

4) Принцип коллективной безопасности.

5) Принцип разоружения.

6) Принцип запрещения пропаганды войны.

7) Принцип нерушимости границ.

8) Принцип уважения государственного суверенитета.

9) Принцип суверенного равенства государств.

10) Принцип невмешательства во внутренние дела государства.

11) Принцип самоопределения народов.

12) Принцип территориальной целостности.

13) Принцип сотрудничества государств.

14) Принцип уважения основных прав и свобод человека.

15) Принцип добросовестного соблюдения международных обязательств.

Юридическое содержание основных принципов.

Принцип мирного сосуществования государств.Состоит в поддержании добрососедских отношений между государствами с различным политическим, экономическим строем и т.д. Данный принцип нашел отражение в преамбуле Устава ООН и ст.1. Он имеет общий характер, т.к. остальные 14 принципов базируются на нем.

Принцип запрещения применения силы или угрозы силой.Не всегда существовал в международном праве. Появился только в 1928 г. в Пакте Бриана-Келлога «Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики», в 1929 г. вступил в силу, СССР, Германия и Япония были его участниками. До 1928 г. война рассматривалась как законное средство разрешения споров.Запрещение применения силы — запрещаются агрессивные войны. Понятие агрессии содержится в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1974 г. «Об определении агрессии» (агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении). Резолюция запрещает применение не только вооруженной силы, но и любое иное принуждение.В нормативное содержание принципа неприменения силы включаются:

§ запрещение оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права;

§ запрещение актов репрессалий, связанных с применением силы;

§ предоставление государством своей территории другому государству, которое использует её для совершения агрессии против третьего государства;

§ организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве;

§ организация или поощрение организации вооруженных банд, иррегулярных сил, в частности наемников, для вторжения на территорию другого государства.

Из этого принципа есть 2 важных исключения:

· в порядке самообороны (ст.51 Устава ООН)

· по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру или в нарушение мира (ст. 42 Устава ООН)

Принцип мирного разрешения международных споров.Впервые был закреплен в Гаагских конвенциях «О мирном решении международных споров» 1899 и 1907 гг.Закреплена обязанность государств «прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве», обязанность «продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования спора» в тех случаях, когда спор не удается разрешить, «воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным».

В Уставе ООН дается перечень мирных средств решения спора: переговоры, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам и другие. Выбор этих средств осуществляется самими государствами. Иногда Совет Безопасности может сам указать, какое избрать мирное средство в порядке исключения.

Принцип коллективной безопасности. Предусматривает существование системы коллективной безопасности, в которую входят организации ООН, региональные военные блоки. Юридическое содержание принципа предполагает обязанность государств сотрудничать в отражение агрессии и обязанность не помогать агрессору (ст.2 Устава ООН).Центральной идеей коллективной безопасности является постоянное поддержание баланса силы: все страны, входящие в международное сообщество, договариваются препятствовать вооруженной агрессии со стороны любого из членов сообщества. Ни одно государство не может противопоставить себя другим членам и это должно служить постоянному сдерживанию агрессии. Обеспечение коллективной безопасности предъявляет к странам-участницам серьезные требования:

1. все государства должны безусловно принять существующее statusquo и отказаться от применения силы в любых целях, кроме защиты своей территории.

2. государства должны договориться о четком определении понятия «агрессия», чтобы при возникновении соответствующей ситуации между ними не возникали разногласия.

3. все государства, особенно крупные державы, должны быть готовы предоставить свои вооруженные силы и/или финансовые средства с целью предотвращения актов агрессии, даже если они не затрагивают их собственные интересы или даже им противоречат.

4. все государства должны активно противодействовать любому нарушению введенных санкций, которое было бы выгодно стране, признанной агрессором.

Принцип разоружения.Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. закрепил данный принцип, который состоит в сокращении вооружений до того уровня, который необходим для обороны страны.Принцип разоружения налагает на государства определенные юридические обязательства:

1) строго и неуклонно соблюдать действующие нормы о разоружении, участвовать в мероприятиях, предусмотренных в договорах и направленных на ограничение гонки вооружений и разоружение;

2) добиваться создания новых норм, заключения новых договоров в области разоружения.

Принципиальное значение имеют такие положения, как требование сбалансированности мероприятий по разоружению таким образом, чтобы ни на одном этапе ни одно государство или группа государств не могли получить военное преимущество; проведение разоружения под строгим и эффективным международным контролем; укрепление международной безопасности. Ступени реализации принципа:

1) многосторонний договор о всеобщем разоружении

2) многосторонние и двусторонние соглашения о разоружении

3) одностороннее разоружение

Органы, обеспечивающие реализацию: ГА ООН, Комиссия ООН по разоружению, региональные комиссии, Конференция по разоружению (существует с 1962 года).

Принцип нерушимости границ. Нашел отражение в заключительном акте СБСЕ 1970 г. 3 элемента содержания:

· признание существующих границ в качестве юридически установленных

· отказ от территориальных притязаний

· отказ от любых посягательств на установленные границы

Принцип нерушимости границ не означает их неизменности и они могут быть изменены по согласию между государствами. Следует отличать от принципа неприкосновенности государственных границ, который заключается в том, что все государства обязаны соблюдать существующую линию границы на местности.Государства сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия каких-либо ограничений по пересечению границы физическими лицами, товарами, услугами и так далее. В свете этого определяются основные обязанности государств — неукоснительное соблюдение установленных границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия, разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам — нарушителям принципа

Принцип суверенного равенства государств.Данный принцип отражен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех её Членов». Все государства юридически равны и имеют равные права и обязанности, как члены международного сообщества.Внешняя сторона суверенитета не предполагает верховенства, а только независимость.Каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику.

Основное назначение принципа суверенного равенства — обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

Принцип невмешательства во внутренние дела государства.Закреплен в ст.2 Устава ООН и подразумевает запрет военной интервенции, запрет использования политических и экономически мер с целью оказать давление на другие государства, запрет подрывной и террористической деятельностью.Ни в одном документе не сказано, что такое внутренние дела и только само государство решает, что есть внутреннее дело.Каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства и ни одно государство не должно организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве. Исключения:

1) Вмешательство будет правомерным, если деятельность государства является международным преступлением.

2) Когда деятельность, хотя и внутренняя по своему характеру, но представляет угрозу всему мировому сообществу (когда США вторглись в Ирак, что там якобы есть оружие массового поражения).

Принцип самоопределения народов.Это право народа самостоятельно определять свою судьбу, вплоть до отделения и образования собственного государства. Изначально был сформирован в отношении колониальных народов.В отношении народов, находящихся в составе государства, международное право считает, что их право на самоопределение возможно только в рамках существующего государства, т.е. они могут иметь свою Конституцию, свои органы управления, свой язык, автономию и т.д. Свои претензии на выход из государства они могут предъявлять, если деятельность государства нарушает право на самоопределение.Данный принцип должен применяться с учетом принципа территориальной целостности государства.Каждое государство в соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 года обязано воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение.

Принцип территориальной целостности государств.Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН, который запретил угрозу силой или её применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства.Следующим этапом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, который содержит отдельную и наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединённых Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».

Принцип сотрудничества государств. В соответствии с Уставом ООН государства должны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Данный принцип также был зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.Конкретные формы сотрудничества и его объём зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных обязательств.Сотрудничество является правом, а не обязанностью государства. Исключение: сотрудничество является обязательным в деле поддержания международного мира и безопасности.

Принцип добросовестного соблюдения международных обязательств.Государства должны соблюдать взятые на себя обязательства. Должны соблюдаться обязательства, вытекающие из устава ООН (эти обязательства являются приоритетными – ст.103), вытекающие из любых международных договоров, участником которых является данное государство, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, которые могут содержаться в международных обычаях.Данный принцип распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый принцип применяется только к международным договорам, заключенным добровольно и на основе равноправия. Любой неравноправный международный договор прежде всего нарушает суверенитет государства и как таковой нарушает Устав ООН.Участники договора не могут ссылаться на положения своего внутреннего права в оправдание не исполнения договора (ст.27 Венской конвенции «О праве международных договоров»).

Принцип уважения прав человека и основных свобод.Становление данного принципа в качестве одного из основных международно-правовых принципов непосредственно связано с принятием Устава ООН. В преамбулеУстава члены ООН подтвердили «веру в основные права человека… в равноправие мужчин и женщин…» В ст. 1 в качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Согласно ст. 55 Устава «Организация Объединённых Наций содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;… с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех…» В ст. 56 предусматривается, что «все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55».Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека являются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации.

Принцип запрещения пропаганды войны. Составной частью принципа неприменения силы или угрозы силой является запрещение пропаганды войны, которое можно рассматривать и в качестве самостоятельной нормы. В Декларации о принципах международного права 1970 года говорится: «В соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн». Это подтверждено в Декларации 1987 года. Указанная норма означает, что государства обязаны не допускать проведения своими органами пропаганды войны; кроме того, государства обязаны принимать меры к тому, чтобы на их территории не велась пропаганда войны частными лицами, организациями и т.д.

Еще в Международной конвенции об использовании радиовещания в интересах мира 1936 года отмечалось, что радиовещание должно использоваться лишь в интересах мира и взаимопонимания. Конвенция запрещала передачи, подстрекающие к действиям, несовместимым «с внутренним порядком, с безопасностью других государств» (ст. 1), запрещалась пропаганда войны (ст. 2). На государства была возложена ответственность за выполнение этих положений на своей территории. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Меры, которые должны быть приняты против пропаганды и поджигателей новой войны», пропаганда войны была поставлена вне закона. В ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах отмечается: «Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом». Запрещение пропаганды войны содержится также в Декларации ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года, где сказано, что «в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн». Заключительный документ 10-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (первой специальной сессии по разоружению) запрещает пропаганду войны, дополняя это запрещение обязанностью ООН распространять информацию о разоружении в целях мобилизации общественного мнения против вооружений.

Добавить комментарий