Пропорциональная избирательная система

пропорциональная избирательная система один из видов избирательных систем, применяемый во многих странах, в том числе и в РФ. Другой вид мажоритарная избирательная система.

П.и.с. имеет много разновидностей, но суть ее состоит в следующем. Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и движения, их союзы (избирательные объединения, блоки) выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из таких списков. Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчет зачастую ведется лишь по спискам, набравшим более 5% (например, ФРГ, РФ: может быть и другой процент в частности, 4%, в Швеции, 3 в Аргентине, 2 в Дании, 1 % в Израиле). Общее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, делится на общее количество депутатских мандатов, замещаемых по П.и.с. Получается избирательное частное. Далее количество голосов, поданных за каждый список кандидатов, делится на избирательное частное. Так устанавливается, сколько партии, движения получили мест в представительном органе. Внутри списка мандаты получают кандидаты согласно их очередности, начиная от первого. Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят в парламент кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, поданным за данный список в соответствующем регионе.

Плюсом П.и.с. является то, что голоса избирателей не пропадают (за исключением тех, которые отданы за список, не преодолевший 5%-ю планку). Минусом П.и.с. считают то, что здесь избиратель выбирает как бы абстрактных лиц он знает чаще всего лидера партии, движения, нескольких активистов, но остальные ему неизвестны. Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа, как при мажоритарной системе. Для того чтобы учесть интересы избирателей, многие страны разбивают список на территориальные части. Некоторые страны отказались от связанных списков (когда избиратель голосует за список в целом) и перешли к системе свободных списков избиратель вправе отдавать предпочтения кандидатурам из списка партии, движения и даже дополнять список. Минусом П.и.с. многие депутаты, политики и исследователи считают и высокий процентный барьер.

В РФ П.и.с. применяется на выборах половины 225 депутатов ГД. Каждое избирательное объединение, блок может включить в федеральный избирательный список кандидатов в депутаты до 270 человек. Возможно, выделение в списки центральной части и распределение остальных кандидатов по регионам, состоящим из групп или отдельных субъектов РФ. В распределении депутатских мандатов участвуют только избирательные объединения, блоки, получившие более 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. На выборах 1995 г. это были КПРФ, ЛДПР, движения «Наш дом Россия» и «Яблоко» (см. также Мажоритарная избирательная система, Государственная Дума РФ, Избирательное частное).

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — один из видов избирательных систем, в соответствии с которой места в представительном органе делятся в пропорциях к числу признанных действительными голосов избирателей, поданных за разные партийные списки кандидатов.

Может быть применена только в многомандатных и общегосударственных избирательных округах (в одномандатном округе или при выборах президента республики её применить нельзя, один мандат в пропорции не делится). Пропорциональная избирательная система используется во многих странах (Австрии, Бельгии, Венгрии, Норвегии, России, Финляндии, Швейцарии и других странах) как единственная или как составная часть смешанной избирательной системы (наряду с другой частью — мажоритарной избирательной системой).

Пропорциональную избирательную систему характеризуют два главных признака: в бюллетене содержатся, как правило, не фамилии кандидатов, а названия партий, и избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за партию, блок партий (их список кандидатов); места между партиями распределяются в соответствии с избирательной квотой (эти вычисления делает избирательная комиссия округа или центральная избирательная комиссия в общегосударственном округе).

Избирательная квота может быть вычислена по-разному в зависимости от способа, предусматриваемого избирательной законом данной страны. Самый простой способ вычисления квоты — определение так называемой естественной квоты, или вычисление квоты по методу Т. Хэра (применяется в Нидерландах, России, Румынии, Эстонии и других странах). При использовании этого метода общее количество поданных по много-мандатному округу голосов делится на количество депутатских мест по данному округу (делят количество голосов, полученных партиями, прошедшими заградительный барьер). В некоторых странах (Греции, Люксембурге) применяется способ вычисления искусственной квоты: к делителю (количеству мандатов) прибавляют единицу или две, в результате чего квота получается меньше, а возможность распределить сразу больше мест увеличивается (метод Э. Хагенбах-Бишоффа).

Наряду с вычислением квоты для распределения мандатов, используют и другие способы, в частности метод делителей (метод наибольшей средней). Среди этих методов наиболее распространён метод В. д’Ондта (Болгария, Испания, Польша и другие) — при вычислении квоты голоса, полученные каждой партией (списком), делятся на ряд последовательных целых чисел (делителей) начиная с единицы (обычно бывает достаточно деления на 1, 2, 3, 4 — для округа).

При использовании пропорциональной избирательной системы избиратель, как предполагается, голосует не за отдельную личность, а за программу партии (избирательного блока, объединения). При этом юридически он в равной мере голосует за весь список партии, за всех её кандидатов, а сколько человек и кто будет избран от данной партии, зависит от того, на сколько депутатских мест хватит у партии собранных голосов. Поэтому при голосовании за партию все кандидаты её списка получают равное количество голосов избирателей, но на всех мандатов не хватает. Вопрос о распределении мандатов среди кандидатов от одной партии решается в избирательном законодательстве по-разному. В одних странах существует принцип очерёдности — мандаты получают кандидаты, стоящие в партийном списке впереди, в некоторых странах разрешается преференциальный вотумер.

Идеальных избирательных систем нет, использование пропорциональной избирательной системы тоже несовершенно (расчёт квоты недостаточно точен). Кроме того, возможны искажения системы из-за правил, установленных законом. Например, если при подсчёте голосов разрешается соединять голоса разных партий, заявивших о своём союзе (соединение списков); если используется панашаж (французский panachage — пестрота) — голосование за кандидатов из разных списков; если законом устанавливается заградительный барьер (пункт), при котором партии, не получившие определённого количества голосов избирателей (2% в Дании, 3 — в Испании, 4 — в Болгарии, 5 — в Германии и России, 10% — в Турции), не допускаются к распределению мандатов, хотя бы они были им положены в соответствии с квотой, и эти места переходят к более крупным партиям.

заключается в следующем:

• за голоса избирателей борются между собой не лично кандидаты, а политические партии; • выборы обязательно проводятся по многоман­датным избирательным округам; • партии выдвигают так называемые «партийные списки», в которых указываются кандидаты от данной партии и их очередность на получе­ние мандатов; • избиратель голосует за партию (следовательно, за партийный список вцелом); • мандаты между партиями распределяются пропорционально числу голо­сов, полученных партиями на выборах (т. е. чем больше голосов изби­рателей завоевала партия, тем больше она получит мандатов); • полученные каждой партией депутатские мандаты распределяются между ее кандидатами в соответствии с очередностью в партийном списке; • применяется избирательная квота, под которой пони­мается среднеарифметическое число, действующее в качестве мерила для распределения мандатов

Важным элементом пропорциональной избиратель­ной системы является заградительный барьер (заградительный пункт), под которым пони­мается минимум голосов избирателей, установленный для представительства партии в парламенте. Только при условии, что партия полу­чила этот минимум голосов, она допускается к участию в распределении депутатских мандатов по пропорциональной системе. Если партия этот минимум голосов не получила, она отстраняется от участия в распределении депутатских мест, а голоса, поданные за нее, не учитываются. Загради­тельный барьер различен в избирательных законах зарубеж­ных стран: 1% – в Израиле, 2% – в Дании, 2,5% – в Шри-Ланке, 3% – в Аргентине, Испании, 4% – в Болга­рии, Венгрии, Украине, Швеции, Италии (с 1993 г.), 5% – в ФРГ, Литве (с 1996 г.), в Польше (для блоков – 8%), 8% – в Египте, 10% – в Турции. Установление за­градительного барьера мотивируется стремлением соз­дать условия для эффективной работы парламента.

После определения количества мандатов, завоеванных каждой партией, решается вопрос о том, кому персо­нально из кандидатов партийного списка будет вручен депутатский мандат.

Основныедостоинства и недостатки пропорциональной

избиратель­ной системы:

Достоинства Недостатки
• не устраняет с политической арены мелкие партии; • более точно отражает расстановку политических сил в обществе; • позволяет организовываться новым партиям и быстро выходить на политическую сцену; • способствует более частой сменяемости власти; • помогает парламенту четко структурироваться; • укрепляет многопартийность и политический плюрализм • в качестве результата дает пеструю картину политических сил, пред­ставленных в парламенте; • многочисленные партии не могут договориться между собой, не могут сформировать устойчивое правительство, воз­никают партийные интриги, межпартийные распри, нестабильность, создаются и распадаются коалиции, слишком часто меняется прави­тельство; • голосуя за партийный список, избиратели знают лишь его лидеров и не знают остальных кандидатов; потому в парламент попадают и случайные люди, которые никогда не были бы избраны лично в округах; • в партиях (особенно в парламентских фракциях) господствует диктат партийной верхушки, жесткая партийная дисциплина; боясь потерять к следующим выборам место в партийном списке, депутаты отстаивают узкопар­тийные интересы, а не интересы народа; • нет ни прямой, ни обратной связи между конкретными депутатами и конкретными избирателями

Смешанная избирательная система построена на сочетании мажоритарной и пропорциональной систем. Она может быть симметричной и асимметричной.


Смешанная избирательная система признается симметричной, когда количество избираемых депутатов по мажоритарной и пропорциональной систе­мах является одинаковым (равным). Например, Государственная дума Российской Федерации, состоящая их 450 депутатов, избиралась по двум системам в равном количестве депутатов (225 – по мажоритарной и 225 по пропорциональной избирательной системам. С декабря 2005 г. выборы Государствен­ной думы осуществляются по пропорциональной избирательной системе). Бундестаг (нижняя палата немецкого парламента) избирается по смешанной избирательной системе: одна половина депутатов – по мажоритарной системе, другая, – по пропорциональной.

Смешанная избирательная система признается асимметричной, когда устанавливается не одинаковое количество депутатов, избираемых по мажоритар­ной и пропорциональной системам. Например, нижняя палата Парламента Италии включает 630 депу­татов, из которых 475 избиралось по мажоритарной, а 155 по пропорциональной системам (до 2005 г.). В Польше предусматривается избрание нижней палаты парламента (Сейма) на основе пропорциональных выборов, а другой (Сената) – на мажоритарной. Такой же принцип применяется в Чехии: выборы в Палату депутатов осуществляются по пропорциональной системе, а выборы в Сенат – по мажоритарной (ст. 18 Конституции 1992 г.).


Смешанная избирательная система закреплена Конститу­цией Грузии 1995 г. Однопалатный Парламент Грузии избира­ется в соотношении 150/85 (по пропорциональной и мажоритарной системам соответственно). В Казахстане 67 депутатов нижней палаты Парламента избирается по одномандатным избиратель­ным округам, а 10 депутатов – на основе партийных списков по системе пропорционального представительства (ст. 50 Конституции 1995 г.). Смешанная избирательная система действует и в Азербайджане.

Специфическая избирательная система получила закрепление в Японии, которую принято называть полупропорциональной. В соответствии с этой системой избиратель обладает пра­вом только на один голос независимо от количества избираемых депутатов. В ходе проведения голосования он в избирательном бюллетене помечает фамилию только одного кандидата. Избран­ным считается тот кандидат, который получил по сравнению с другими кандидатами относительное большинство голосов.

В ряде стран применяются нетрадиционные избирательные системы – усложненные пропорциональные системы с различными нововведениями. Нередко такие системы именуют модифицированными или полупропорциональными. К ним относятся: система единственного непередаваемого голоса (ограниченный вотум); кумулятивный вотум; система единственного передаваемого голоса; преференциальное голосование; панаширование.

Система единого непередаваемого голоса(система огра­ниченного вотума) – голосование только за одного канди­дата в многомандатном округе, в результате чего избира­ются несколько депутатов (по числу мандатов в округе), набравших друг за другом наибольшее число голосов. Применяется редко (например, в Японии до 1993 г.).

Кумулятивный вотум – система голосования в много­мандатном округе, при которой избиратель имеет не­сколько голосов (равных числу мандатов) и может голо­совать как сразу за нескольких кандидатов, так и за од­ного несколькими голосами (т. е. «аккумулировать» свои голоса). Эта система применяется в Баварии (ФРГ) при выборах органов самоуправления.

Система единого передаваемого голоса – избиратель голосует за нескольких кандидатов в порядке предпочте­ния. Например, данная система закрепляется Конститу­цией Ирландии (ст. 16).

Панаширование – система свободного голосования, когда избиратель может голосовать за всех кандидатов, которые его устраивают, за разные партийные списки, а также вписывать в бюллетень новые имена.

Референдум

Референдум (от лат. referendum: то, что должно быть сообщено) – имеющее силу закона голосование избирателей по наиболее важ­ным вопросам общегосударственного или местного характера.

Референдумы можно классифицировать по различным основаниям:

1. По способу проведения референдумы бывают обще­обязательными и факультативными. Общеобязательным считается такой референдум, посредством которого мо­жет быть решен данный вопрос (никакой иной орган не вправе принимать по нему решение). Факультативным признается референдум, который проводится по усмот­рению компетентного органа.

2. По своей юридической силе референдумы бывают решающими и консультативными. Решающим считается такой референдум, решения которого обладают высшей юридической силой и не могут быть отменены или изменены иначе как путем проведения нового референдума. Консультативным признается референдум, который не­посредственно не порождает юридических последствий и проводится с целью выявить мнение народа, на осно­вании чего другие компетентные органы принимают со­ответствующее решение.

3. В зависимости от предмета различают конституцион­ный и законодательный референдумы. На конституционном референдуме решается вопрос о принятии конституции государства, проведении консти­туционных реформ (о внесении в нее изменений либо дополнений). Законодательный референдум проводится для принятия закона или внесения поправок в закон, ранее принятый народным голосованием.

4. В зависимости от времени и степени участия парла­мента в решении вопроса референдумы могут подразде­ляться на допарламентский, послепарламентский и внепар­ламентский.

5.По сфере применения референдум может быть обще­национальным (национальным), если он проводится в масштабе всей нации (государства), и местным,если проводится в отдельных субъектах федерации или адми­нистративно-территориальных единицах.

Впервые референдум был проведен в Швейца­рии в 1439 г. при решении вопроса о финансовом положении. С тех пор всенародным голосо­ванием решаются самые разнообразные вопросы. В 1974 г. путем референдума в Греции решался вопрос о форме правления (сохранить монархический режим или перей­ти к республиканской форме правления). В 2006 г. состоялся референдум в Панаме, на котором решался во­прос о модернизации Панамского ка­нала. В последние годы широкое распространение получили конституционные референдумы (в Швей­царии (1999 г.), Сербии (2006 г.). Одним из важнейших вопросов, имеющих значение для консолидации Евро­пы, является ратификация Европейской конституции. Ряд государств для придания этой Консти­туции обязательного характера провели референдумы (Дания, Франция, Люксембург, Нидерланды, Испания). При этом во Франции и Нидерландах «европейская конституция» не получила поддержки большинства избирателей.

Наряду с референдумом, используется другая форма волеизъявления народа – «плебисцит». В научной литературе встречаются различные подходы к определению данного понятия. Одни авторы полагают, что плебисцит и референдум являются синонимами. Другие отмечают, что плебисцит – особая разно­видность референдума, на котором решаются судьбонос­ные для государства вопросы. К таким вопросам относят: вопросы, касающиеся государственной независимости; территориальной целостности; изменения статуса территории; изменения государственной границы. Примерами проведенных плебисцитов могут служить: плебисцит 1962 г. во Франции и Алжире о независимости Алжира, плебисцит 1988г. в Новой Каледонии о государ­ственной независимости от Франции, плебисцит 1995 г. о государственной независимости канадской провинции Квебек (51% жителей провинции проголосовал против независимости Квебека).

Процедура проведения референдума схожа с избира­тельным процессом, но имеет и свои особенности по следующим позициям:

1. По инициативе проведения референдума и его назначению.Референдум может назначаться: главой государства (монархом или президентом); главой государства с согласия парламента; парламентом государства. Инициатива на проведение референдума может исхо­дить непосредственно от вышеупомянутых органов государст­венной власти либо от других уполномоченных на то субъектов: народная инициатива, от группы депутатов парламента, от правительства, региональных органов власти, субъек­тов федерации (например, во Франции, согласно сложившемуся толкова­нию Конституции и практике, инициатива по проведению рефе­рендума принадлежит Президенту страны, в Италии для проведе­ния голосования необходимо собрать 500 тысяч подписей изби­рателей или необходима инициатива органов местного само­управления (5 из 20 областных советов).

2. По формированию инфраструктуры референдума. Эта стадия включает в себя: состав­ление списков участников референдума, формирование органов по организации и проведению референдума, образование участков для голосования.

3. По формулировке вопросов, выносимых на референдум. Предмет референдума – это вопрос, подлежащий ре­шению на референдуме. Его формулировка в бюллетене называется формулой референдума. Общим правилом является то, что формула референдума не должна включать вопросы: чрезвычайного и безотлагательного характера (принятие экстраординарных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения); требующие специальных знаний (вопросы бюджета, кадровой политики,, амнистии и помиловании);исполнение или изменение внутренних финансовых обязательств государства; ответ на которые известен заранее (повышение заработ­ной платы, снижение налогов).

Добавить комментарий