Проверка заявления о преступлении

Дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение в срокне позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Днем поступления сообщения считается день его фактического принятия дознавателем, следователем, прокурором, а не день регистрации или тем более день передачи исполнителю.

При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов.

Прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок рассмотрения сообщения, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок до 30 суток.

В случае передачи сообщения о преступлении по подследственности срок его рассмотрения должен идти со времени поступления в компетентный орган

внутренних дел.

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

По результатам рассмотрения сообщения о преступленииорган дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с УПК РФ.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

В случае принятия решения о передаче сообщения по подследственности или в суд орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимает меры по сохранению следов преступления.

к методам проверки сообщений о преступлениях следует отнести:

1) производство отдельных следственных действий (осмотра места происшествия, освидетельствования и назначения экспертизы);

2) направление требований, поручений и запросов;

3) средства административной, оперативной и прокурорской проверки;

4) требование у редакции средства массовой информации документов и материалов.

Из общего содержания ст.ст. 144-145 УПК РФ следует, что дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной уголовно процессуальным законодательством, принять по нему решение:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по посредственности.

Проверка сообщения о преступлении предполагает проведение соответствующих комплексных проверочных мероприятий к которым можно отнести:

  • Получение объяснений от очевидцев происшествия

  • Осмотр места происшествия

  • Проведение экспертиз

  • Освидетельствование лиц

  • Получение образцов (биологических, почерка и т.д.) для исследований

  • Проведение документальных проверок

  • Производство выемки документальных материалов

  • Сбор документов, содержащих характеризующие сведения и другую информацию (прим.: данные информационного центра о ранее совершаемых лицом правонарушений или преступлений), не защищенную охраняемой законом тайной

  • Истребование и приобщение документов (копий или оригинал) из административного производства (например: протокол досмотра транспортного средства)

  • Истребование и приобщение материалов оперативно-розыскной деятельности.

Перечень проверочных мероприятий уголовно-процессуальным законодательством строго не ограничен, поэтому к ним могут относится и иные способы получения данных, вытекающие из общих определений проверочных мероприятий и незапрещенные законом.

Проводить такие проверочные мероприятия могут только органы дознания и следствия.

Для чего нужен защитник в процессе доследственной проверки:

При проверке сообщения о преступлении органы следствия уже определяют наличие состава преступления в действиях того или иного лица, а потому формируют свою позицию о том, кто является потенциальным преступником, и кто является объектом преступления (потерпевшим).

Есть несколько наиболее типичных вероятных ситуаций при проведении доследственной проверки:

  • Подавляющее большинство доследственных проверок не доходят до возбуждения уголовного дела, поскольку проверка сообщения просто не усматривает состава преступления в действиях конкретного лица либо самого события преступления.

  • При наличии явных признаков преступления, как в случае обнаружения трупа с признаками насильственной смерти, следственные органы возбуждают уголовное дело незамедлительно для возможности выполнять необходимые следственные действия.

  • Следственные органы находятся в длительных раздумьях и сомнения в принятии решения о возбуждении уголовного дела, поскольку явные и полные признаки состава преступления отсутствуют, а допустимые возможности по сбору сведений не дают должного результата. Например: обнаружен труп с признаками насильственной смерти, но эти признаки указывают на гибель при пожаре, а вот причина пожара и вероятность поджога остаются неисследованными в должной мере по ряду объективных и субъективных причин.

Лица, заподозренные в совершенном преступлении, могут стать сами источником сведений, достаточных для установления в их действиях умысла о совершенном преступлении, наличия доказательств в каком-либо месте, в том числе вещей, которые могут носить на себе следы преступлений и т.д.

Поэтому очевидцы могут опрашиваться для получения письменного объяснения. С участием очевидцев могут проводиться осмотры места происшествия. В отношении таких лиц также проводиться различного рода экспертизы и оперативно-розыскные мероприятия.

На этапе непосредственного участия в данных проверочных мероприятиях у подвергнутого проверке лица появляются определенные права, обязанности и ответственность. Гарантам соблюдения прав личности в данном случае выступает защитник – адвокат.

Адвокат не только допускается к участию в проверочных мероприятиях для формального присутствия, но и консультирует, помогает определиться с тактикой дачи пояснений по материалу проверки, с целью не допустить искажения полученных от лица сведений, которые могли бы скомпрометировать опрашиваемого.

Адвокат призван способствовать исключению неполноты проводимых экспертиз в рамках проверки и недопущению формального отношения к проводимым административным расследованиям, осмотрам места происшествия и т.д.

Часто следственные органы занимают «однобокую» позицию и заведомо накладывают ответственность за преступление в отношении одного конкретного лица, исключая проверку иных возможных версий.

В сущности лицо подвергается уголовному преследованию уже на стадии проверочных мероприятий, в то же время с юридической точки зрения следственные органы не скованны в тактике выбора действий относительно занятой ими обвинительной позиции. Именно поэтому на данной процессуальной стадии важно заранее формировать позицию защиты лица, заподозренного в преступлении.

Очередная задача стороны защиты не допустить необоснованного и незаконного давления со стороны следствия (дознания), действующего с целью понуждения конкретного лица предоставить сведения, компрометирующие его, указывающие прямо или косвенно на наличие в его действиях признаков преступления, не допустить применения в отношении лица незаконных методов дознания.

Главная цель защиты — это сделать все необходимое для того, чтобы исключить незаконное возбуждение уголовное дело в отсутствии полноты проведенной проверки при недостаточности необходимых признаков преступления.

Примером могут являться ситуации, когда решается вопрос о возбуждении уголовного дела, связанного с обнаружением трупа, где в качестве причины смерти лица экспертиза устанавливает образовавшуюся гематому, развивавшуюся от удара в течении нескольких дней.

Типично для такой ситуации следующее: достоверно неизвестна причина возникновения гематомы. Соударение с твердым тупым предметом не указывает на конкретный предмет и другие сопутствующие условия образования травмы: сказываться и давность получения травмы и неопределенность условий развития гематомы. В большинстве случаев она может образоваться и ввиду падения с высоты собственного роста и не является насильственной причиной смерти, вызванной действиями другого лица. Вместе с тем, можно косвенно связать смерть погибшего с наличием мотивов у кого-либо применить насилие в отношении потерпевшего (в силу сложившихся неприязненных отношений, долговых обязательств и пр.). При этом, часто, на признаки приступного умысла «недоброжелателя» указывают родственники погибшего.

При наличии давности причиненной травмы, состоящей в причиной связи со смертью, следует иметь ввиду, что разброс времени причинения повреждений может быть относительно существенным и органы следствия, проверяя версию о насильственной смерти, начинают анализировать соответствие времени и места нахождения заподозренного и погибшего для определения вероятности причинения травмы погибшему умышленно. В отсутствии прямых доказательств, таких как наличие на вероятном месте преступления следов борьбы, биологических следов крови и других признаков преступления, часто следствие предпринимает меры по «пристрастному отбору объяснений» с заподозренного, вкладывая сюда таки незаконные ресурсы как необоснованные административные задержания (в случае вменения административного правонарушения) и угрозы. Данные угрозы могут быть отличны по своему содержанию и часто носят форму исключительно психологического давления, призванные вызвать сильный эмоциональный дискомфорт, приводящий «пытаемого» к стрессу. В крайних случаях может дойти до угроз применения насилия и самому насилию. Последнее чаще становиться возможными при подключении к делу оперативных работников, действующих в соответствии с законом об оперативно-розыскной деятельности по поручению органов следствия (дознания).

Конечная цель «давления» – это добиться документальной фиксации полученных от лица сведений, подтверждающих его причастность к совершенному преступлению. Идеальным для следствия в таких случаях является получение явки с повинной, которая по своему значению уже является сообщением о преступлении, одновременно обличающим конкретное лицо в совершении конкретных преступных действий.

Таким образом, адвокат нужен именно для:

  • исключения возможного незаконного давления со стороны следственных органов,

  • изменения хода проверочных мероприятий из одностороннего обвинительного уклона,

  • обеспечения всестороннего изучения получаемых сведений, в том числе на подтверждение алиби заподозренного лица,

  • проведения необходимого комплекса проверочных мероприятий в полном объеме,

  • своевременного реагирования на допущенные незаконные действия следственных органов в активной форме (в т.ч. обжалование процессуальных действий должностных лиц).

Роль адвоката в представительстве заявителя (потерпевшего)

в доследственной проверке

В равной степени правовая помощь необходим и заявителю, сообщающему о преступлении. Чаще всего заявитель одновременно является потенциальным потерпевшим по делу.

Для пострадавшего от преступления вопрос об оперативности проверочных мероприятий играет первостепенное значение, поскольку должное качество проверки будет иметь решающую роль для своевременного и полного установления всех обстоятельств совершенных в отношении лица преступных действий.

Например: если речь идет о применении насилия в отношении заявителя, то необходимо быстро и качественно зафиксировать телесные повреждения, установить и изъять орудие преступления (при использовании такового), зафиксировать на месте происшествия следы преступления и механизм следообразования борьбы, а также иные сопутствующие признаки, указывающие на обстоятельства преступления, принять меры по сохранению следов, изъять вещи и предметы, которые могут носить на себе следы преступления и т.д.

В виду халатного отношения следственных органов, невнятной позиции заявителя (потерпевшего), активного противодействия стороны, причастной к преступлению, и иных вероятных причин (применяемых незаконных административных ресурсов, коррупционного элемента и т.д.), возникают случаи утраты большого количества доказательственной базы на стадии доследственной проверки, что нередко приводит к необоснованному отказу в возбуждению уголовного дела и лишает возможности заявителя на расследование уголовного дела, установления виновных лиц и привлечению к уголовной ответственности. В свою очередь такие последствия сведут на нет возможности привлечения виновного к гражданско-правой ответственности и компенсации причиненного ущерба и вреда.

Следует иметь ввиду и тот факт, что заявитель часто нуждается в правовой помощи и на стадии составления, оформления и подачи заявления о преступлении. Заявителю нужно определиться с вопросами квалификации преступления, определения обстоятельств, имеющих значение для отражения сведений о преступлении (место и время, в отношении кого подается заявление, орудие преступления и т.д.) принять самостоятельные допустимые законом меры к сохранению следов преступления, определиться с местом и порядком подачи сообщения о преступлении в соответствии с требованием уголовно-процессуального законодательства.

Заявитель также имеет права на адвоката с целью защиты своих прав и законных интересов на стадии доследственной проверки, что, при правильной и активной работе стороны защиты, позволит своевременно принимать решения, способствующие активному, своевременному и качественному проведению проверки сообщения о преступлении, с правильно выбранным эффективным алгоритмом действий.

О сроках проведения доследственной проверки

Сегодня срок проверки сообщения о преступлении ограничен законом 3 (тремя) сутками. Однако, такое ограничение носит формальный характер.

Так, подавляющее число решений по материалам проверки принимаются по истечению 10 суток или 30 суток, что соответствует положениям части 3 статьи 144 УПК РФ, согласно которой руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

В то же время не следует считать, что принимаемые в указанные сроки решения об отказе в возбуждении уголовного дела являются окончательными. Проверки могут длиться даже годами, набирая тома, порой, больше чем дело по убийству. Так бывает например с материалами проверок по экономическим преступлениям. Для возобновления проверки, руководители следственных органов могут отменять решения об отказе в возбуждении уголовного дела как незаконные и необоснованные, возобновлять проверку сроком до 30 дней. Таких процессуальных решений может быть много. Формальным поводом для этого могут являться затянувшиеся более одного месяца экспертизы, установление ранее неопрошенных очевидцев и т.д.

Правовая основа участия защитника – адвоката в доследственной проверке

Согласно части 1.1. статьи 144 УПК РФ лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа.

В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 49 УПК РФ защитник участвует в уголовном процессе с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном статьей 144 УПК РФ.

#уголовныйпроцесс

Дознаватель, орган дознания, следователь обяза–ны принять, проверить сообщение о любом совер–шенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступле–ния указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следо–ватель и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к уча–стию специалистов.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку прово–дит по поручению прокурора орган дознания, а также следователь по поручению руководителя следствен–ного органа.

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответствен–но следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении, а при не–обходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

Заявителю выдается документ о принятии сообще–ния о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

Статья 144 УПК указывает на необходимость про–верки сообщения о преступлении, не определяя ме–тоды ее проведения. Исходя из анализа ряда норм УПК, а также ФЗ «Об оперативно-розыскной деятель–ности» и Закона РФ «О милиции» к методам проверки сообщения о преступлении относятся:

1) осмотр места происшествия, который в случаях, не терпящих отлагательства, может проводиться до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК);

2) освидетельствование и назначение экспертизы – для закрепления следов преступления и установ–ления лица, его совершившего (ч. 4 ст. 146 УПК);

3) иные процессуальные действия: направлять тре–бования, поручения, запросы в учреждения, пред–приятия, организации, должностным лицам и граж–данам (ст. 21 УПК);

4) требование производства документальных прове–рок, ревизий, привлечение к их участию специалиста (ч. 1 ст. 144 УПК);

5) требование у редакции, главного редактора соответст–вующего средства массовой информации имеющихся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, пре–доставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохране–нии в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК);

6) оперативно-розыскные мероприятия (ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), а также средства административной и прокурорской про–верки, применение которых не обусловлено нали–чием производства по уголовному делу.

По результатам рассмотрения сообщения о пре–ступлении орган дознания, дознаватель, следователь принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Порядок рассмотрения заявлений о преступлениях

Порядок рассмотрения заявлений о преступлениях определен уголовно-процессуальным законодательством, непосредственно статьей 144 УПК РФ.

В целом органы расследования обязаны принять и обьективно проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. По оеончанию проверки принять по заявлению законное и обоснованное решение.

Порядок приема и регистрации поступивших сообщений о преступлениях регламентируются внутриведомственными нормативно-правовыми актами.

Под сообщением о преступлении подразумеваются все предусмотренные в УПК РФ информационные сигналы (поводы): заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления. Сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени их совершения, а также полноты сообщаемых сведений, принимаются в любом органе внутренних дел круглосуточно.

Сообщения, поступившие в орган расследования по почте, телеграфу, телефону, нарочным и т.д. регистрируются по правилам регистрации входящей корреспонденции, докладываются руководителю, который в зависимости от содержащейся информации дает письменное указание о регистрации заявления и принимает решение о порядке его проверки. При обращении граждан к следователю, дознавателю, в органы дознания, к прокурору непосредственно с устным заявлением о преступлении сообщение оформляется протоколом заявления. Регистрация сообщения о преступлении производится незамедлительно. Информация, поступившая из любых источников, кроме анонимных заявлений, подлежит регистрации в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях.

Способы проверки сообщения о преступлении

Информация о признаках преступления, содержащаяся в информационном сигнале, как правило нуждается в проверке. О возможности проведения проверочных действий указывается в УПК (ч. 1 ст. 144 и ч. 4 ст. 146).

Самым доступным и распространенным проверочным средством является получение объяснений от граждан. Содержание объяснения не является показаниями. Следующим проверочным действием является истребование необходимых письменных материалов от различных органов, учреждений и организаций.

Эффективным способом проверки поступившей информации о преступлении являются оперативно-розыскные мероприятия. Перечень проводимых мероприятий оперативного характера определен статьей 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности.

При проведении предварительной проверки органы дознания могут использовать полномочия, предоставленные им отраслевым законодательством, в частности Законом «О полиции».

При проверке сообщения о преступлении следственные действия не проводятся. Исключение составляет осмотр места происшествия. В соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. Представляется, что под местом происшествия следует понимать место совершения преступления и место обнаружения следов совершения преступления.

Решения принимаемые по результатам проверки

Рассмотрев сообщение о преступлении орган проводивший проверку принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела при наличии поводов и оснований предусмотренных статьей 140 УПК РФ;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии со статьей 148 УПК РФ при наличии оснований предусмотренных статьей 24 УПК РФ;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ.

О принятом решении сотрудник проводивший проверку обязан незамедлительно сообщить заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Сроки проведения проверки

Проверка информации о преступлении производится сотрудником органа дознания по поручению начальника органа дознания. Проверка должна быть завершена в течение 3 суток. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить этот срок до 10 суток. При необходимости проведения документальных проверок, ревизий, исследования документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

На практике десять суток как правило максимальный срок для проведения проверочных действий.

Если Вам потребуется консультация, помощь адвоката звоните по телефону: 8-928-471-39-91; 8-918-938-07-77

Адвокат Виганд Александр Викторович

Дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к участию специалистов.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также следователь по поручению руководителя следственного органа.

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

Статья 144 УПК указывает на необходимость проверки сообщения о преступлении, не определяя методы ее проведения. Исходя из анализа ряда норм УПК, а также ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Закона РФ «О милиции» к методам проверки сообщения о преступлении относятся:

  1. осмотр места происшествия, который в случаях, не терпящих отлагательства, может проводиться до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК);
  2. освидетельствование и назначение экспертизы — для закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего (ч. 4 ст. 146 УПК);
  3. иные процессуальные действия: направлять требования, поручения, запросы в учреждения, предприятия, организации, должностным лицам и гражданам (ст. 21 УПК);
  4. требование производства документальных проверок, ревизий, привлечение к их участию специалиста (ч. 1 ст. 144 УПК);
  5. требование у редакции, главного редактора соответствующего средства массовой информации имеющихся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК);
  6. оперативно-розыскные мероприятия (ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), а также средства административной и прокурорской проверки, применение которых не обусловлено наличием производства по уголовному делу.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь принимает одно из следующих решений:

  1. о возбуждении уголовного дела в порядке;
  2. об отказе в возбуждении уголовного дела;
  3. о передаче сообщения по подследственности.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Добавить комментарий