Проверочные действия

43. Проверочные действия в стадии возбуждения уголовного дела при неясности причин смерти.

Первоначальные следственные действия — это обычно осмотр места происшествия (преступления), допрос очевидцев и иных свидетелей, судебно-медицинская экспертиза. Им могут сопутствовать такие оперативно-розыскные мероприятия, как поквартирный или подомовой обход, предпринимаемый оперативным сотрудником с целью выявить свидетелей, преследовать преступника, прочесать местность для обнаружения значимых объектов, использовать источники оперативных данных и др.

Чаще всего расследование начинается с осмотра места происшествия и трупа. Это следственное действие позволяет в той или иной степени выяснить следующие вопросы: какое событие произошло и является ли оно преступлением; является ли место обнаружения трупа местом убийства и если нет, то по каким признакам можно судить о том, где было совершено преступление; кто убит; когда; сколько было преступников, каким путем они проникли и каким путем ушли с места преступления; каким способом, с применением каких средств совершено убийство, какие меры приняты к его сокрытию; что оставил преступник на месте происшествия, что унес с собой и какие следы могли остаться на его теле, одежде, обуви, на орудии преступления, транспортных средствах; какие данные свидетельствуют о личности преступника, его мотивах; откуда можно было видеть или слышать происходившее на месте преступления.

Наружный осмотр трупа, производимый с участием судебного медика, позволяет судить о времени смерти, месте ее причинения, о том, перемещали ли труп, о способе и средствах причинения смерти. Эти сведения зачастую носят вероятностный характер, поскольку точный ответ на такие вопросы может быть дан только по результатам судебно-медицинского исследования трупа.

Не менее важно изучить обстановку и при отсутствии трупа на месте обнаружения следов события. В этом случае исследование обстановки должно помочь найти ответы на вопросы: что произошло в действительности — убийство, самоубийство или несчастный случай; как произошло событие и нет ли в данном случае инсценировки самоубийства; какие изменения в обстановке и следы указывают на местонахождение трупа; когда произошло событие.

Для выяснения мотивов совершенного убийства очень важно выявить попытки тем или иным способом замаскировать следы преступления или исказить картину события. Практике известны два вида инсценировок самого события и мотивов совершения преступления. В первом — инсценируется самоубийство, несчастный случай или смерть от естественных причин. Во втором — убийство по таким мотивам, которые могут увести следствие на ложный путь: имитируется убийство при изнасиловании, по корыстным мотивам, из мести и т. п., чем скрывается подлинный мотив преступления.

Личность убитого устанавливается по документам, предъявлением трупа для опознания, проверкой по учету без вести пропавших, по находящимся в одежде трупа квитанциям, меткам на белье и одежде и т. п. Внешность неопознанного трупа обязательно описывается по правилам словесного портрета, труп фотографируется и дактилоскопируется.

Осмотр позволяет получить и некоторые сведения о количестве и личности преступников: по следам рук и ног, остаткам курения, следам от орудий преступления; иногда можно получить информацию и о профессиональных навыках убийцы и его отдельных привычках.

На теле подозреваемого, его одежде и обуви, предметах, находившихся при нем, могут остаться следы с места происшествия: следы крови потерпевшего, следы спермы, частицы грунта, краски, волокна древесины, тканей, волосы, иные микрообъекты. Аналогичные следы могут быть на орудиях преступления, использованных преступником, транспортных средствах. Поэтому к числу первоначальных следственных действий относится освидетельствование задержанного подозреваемого — как следственное, так и при необходимости судебно-медицинское, в зависимости от возникших у следователя вопросов.

Судебно-медицинская экспертиза решает следующие вопросы: какова причина и время наступления смерти; какие повреждения на теле трупа прижизненного, а какие посмертного происхождения и в какой последовательности они наносились; какими орудиями причинены повреждения и могло ли это быть орудие, представленное эксперту; в каком положении находился потерпевший, в момент нанесения ему повреждений; принимал ли потерпевший перед смертью алкоголь или наркотики, что именно, в каком количестве, за сколько времени до наступления смерти. Разумеется, перед экспертом могут быть поставлены и другие вопросы.

Если потерпевшему, оставшемуся в живых, причинены телесные повреждения, он подвергается судебно-медицинской экспертизе с целью определения характера и степени их тяжести, давности, типа орудия, которым они причинены, опасности повреждений для жизни и последствий для здоровья.

Все очевидцы и иные свидетели должны быть по возможности безотлагательно допрошены. При допросе очевидцев следует выяснить:

кто совершил убийство, известно ли это лицо свидетелю; при каких обстоятельствах было совершено убийство, каким способом, куда скрылся преступник; где находился и что делал в момент убийства очевидец, заметил ли его преступник; знаком ли очевидец с потерпевшим и в каких отношениях с ним находился; как был одет потерпевший, какие при нем были предметы и не взял ли преступник что-либо из них; что оставил преступник на месте убийства, где могли остаться его следы.

При допросе иных свидетелей, которые устанавливаются непосредственно на месте происшествия, преследуется цель прежде всего выяснить обстоятельства совершения убийства и все происходившее потом на месте преступления: кем и при каких обстоятельствах был обнаружен труп, изменялась ли поза трупа, перемещали ли его; вносились ли изменения в обстановку места происшествия, кем и какие именно; кого видели на месте происшествия до или сразу же после убийства; где и при каких обстоятельствах видели последний раз потерпевшего живым; кого и на каком основании подозревают в убийстве и др.

Если потерпевший остался в живых, то при первой же к тому возможности он должен быть допрошен. При этом выясняется: когда, где и при каких обстоятельствах он стал жертвой преступления; в связи с чем он оказался на месте преступления; кто покушался на него, кто заинтересован в его смерти и по каким мотивам; оказывал ли он сопротивление преступнику, в чем оно выразилось и какие следы сопротивления могли остаться на теле или одежде преступника; кто мог видеть или слышать происходившее.

В тех случаях, когда приходится допрашивать умирающего, следует использовать магнитофонную запись, вести допрос в присутствии медицинских работников, вместе с которыми затем и оформляется протокол допроса. Особенно убедительно будет выглядеть видеомагнитофонная запись такого допроса.

12345678910

Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

-выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

-осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

-добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

-установление имущества, подлежащего конфискации.

Понятие выявления преступлений.

Выявление и расследование преступлений— виды правоохранительной деятельности, между которыми провес­ти четкую грань практически крайне трудно. Выявить преступле­ние — значит, обнаружить (установитъ, зафиксировать, обозначить и т.д.) действие или бездействие, событие, содержащее признаки, характеризующие его как преступление, т.е. действие (бездействие, событие), которое в уголовном законе (УК) описывается (квалифицируется) в качестве преступного.

Нередко выявление факта, содержащего признаки преступле­ния, не требует особых усилий. О нем становится известно как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или организации, ко­торые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имуще­ство, причинены телесные повреждения или нанесен какой-то иной вред здоровью, лишен жизни знакомый или близкий человек, угнан автомобиль и т д.). В этих случаях факт совершения преступления считается выявленным с того момента, когда о нем узнает от заинте­ресованных лиц соответствующий государственный орган (чаще все­го это милиция) и после проверки полученной информации убедит­ся, что событие состоялось. И это должно быть зарегистрировано в установленном порядке, что может послужить основанием для про­изводства в дальнейшем деятельности, именуемой расследованием.

Однако во многих случаях факт совершения преступления тща­тельно скрывается и для его выявления требуются усилия компе­тентных органов. Чтобы выявить, скажем, банковские махинации или махинации иных коммерческих организаций, причиняющие ущерб своим ничего не подозревающим вкладчикам или потребителям, нужно проводить требующую большого напряжения и высококвали­фицированную работу. Не меньшего напряжения требует также определение судьбы внезапно исчезнувшего человека, установление изощренно скрываемых шпионских акций и т.д. В таких случаях выявление признаков преступления требует от тех, кто этим зани­мается, специальной подготовки, технической оснащенности и хоро­шо продуманной организации. Оно протекает как, система добротно спланированных действий, которые на определенном этапе трансформируются в расследование факта, содержащего признаки преступления. Такие действия в зависимости от конкретных обстоятельств содержания выявляемых фактов могут называться по-разному — разведывательными, контрразведывательными, а чаще всего — оперативно-розыскными, поскольку последние (их содержание будет охарактеризовано несколько ниже в данном и следующем параграфах настоящей главы учебника) имеют обычно дело с подавляющим большинством совершаемых преступлений.

Выявление преступления необязательно предшествует его расследованию. Сравнительно часто по ходу уже идущего расследования одного преступления обнаруживаются факты, свидетельствующие о других преступлениях. В таких случаях совсем невозможно четко отграничить выявление действий, содержащих признаки преступления, от их расследования.

Выявление и расследование преступлений: понятие и этапы развития

1. Выявление и расследование преступлений — виды правоохранительной деятельности, между которыми провести четкую грань практически крайне трудно. Выявить преступление — значит обнаружить (установить, зафиксировать, обозначить и т. д.) действие или бездействие, событие, содержащее признаки, характеризующие его как преступление, т. е. действие (бездействие, событие), которое в уголовном законе (УК) описывается (квалифицируется) в качестве преступного.

Нередко выявление факта, содержащего признаки преступления, не требует особых усилий. О нем становится известно как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или организации, которые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имущество, причинены телесные повреждения или нанесен какой-то иной вред здоровью, лишен жизни знакомый или близкий человек, угнан автомобиль и т. д.).

В этих случаях факт совершения преступления считается выявленным с того момента, когда о нем узнает от заинтересованных лиц соответствующий государственный орган (чаще всего это милиция) и после проверки полученной информации убедится, что событие состоялось. И это должно быть зарегистрировано в установленном порядке, что может послужить основанием для производства в дальнейшем деятельности, именуемой расследованием.

Однако во многих случаях факт совершения преступления тщательно скрывается, и для его выявления требуются усилия компетентных органов. Чтобы выявить, скажем, банковские махинации или махинации иных коммерческих организаций, причиняющие ущерб своим ничего не подозревающим вкладчикам или потребителям, нужно проводить требующую большого напряжения и высококвалифицированную работу. Не меньшего напряжения требует также определение судьбы внезапно исчезнувшего человека, установление изощренно скрываемых шпионских акций и т. д.

В таких случаях выявление признаков преступления требует от тех, кто этим занимается, специальной подготовки, технической оснащенности и хорошо продуманной организации. Оно протекает как система добротно спланированных действий, которые на определенном этапе трансформируются в расследование факта, содержащего признаки преступления. Такие действия в зависимости от конкретных обстоятельств и содержания выявляемых фактов могут называться по-разному — разведывательными, контрразведывательными, а чаще всего — оперативно-розыскными, поскольку последние (их содержание будет охарактеризовано несколько ниже в данном и следующем параграфах настоящей главы учебника) имеют дело обычно с подавляющим большинством совершаемых преступлений.

Выявление преступления не обязательно предшествует его расследованию. Сравнительно часто по ходу уже идущего расследования одного преступления обнаруживаются факты, свидетельствующие о других преступлениях. В таких случаях совсем невозможно четко отграничить выявление действий, содержащих признаки преступления, от их расследования.

Расследование уголовных дел часто называют предварительным расследованием. Обусловлено это тем, что оно приводит к предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде уголовных дел. Предварительное расследование представляет собой деятельность особоуполномоченных государством органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением вреда и принятию мер, способствующих устранению причин совершенного преступления и предупреждению новых.

Для выполнения задач, сформулированных в данном определении, органы предварительного расследования наделяются законодателем специальными полномочиями, которые в основном перечислены в УПК. Их деятельность состоит прежде всего в сборе доказательств виновности (или невиновности) лица в совершении преступления.

Если органами предварительного расследования собраны доказательства виновности лица, то эти органы, изложив свои выводы в обвинительном заключении или обвинительном акте, направляют все материалы дела через надзирающего за законностью расследования прокурора в суд. И последний окончательно разрешает вопрос о виновности лица (лиц) в совершении преступления и назначает меру наказания.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что роль предварительного расследования весьма велика. От его оперативности, своевременности, полноты и объективности во многом зависят законность, обоснованность и справедливость судебного приговора. Высококачественное и умело проведенное расследование дает суду возможность правильно разобраться в существе совершенного преступления, виновности или невиновности подсудимого, избрать справедливую меру наказания, а также решить все другие вопросы, связанные с постановлением приговора.

Предварительное расследование подразделяется на две формы — дознание и предварительное следствие. Соответственно органы дознания и предварительного следствия имеют и сходство, и различия.

Общие их черты заключаются в следующем: они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений; обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства; уполномочены производить в принципе одинаковые следственные действия с целью выявления, фиксации, проверки и оценки доказательств.

Отличаются формы расследования в основном следующим:

во-первых, дознание и предварительное следствие осуществляются, как правило, разными органами и должностными лицами. У них неодинаковые не только наименования (к примеру, предварительное следствие уполномочены вести следователи, а дознание — дознаватели), но и объем процессуальных полномочий;

во-вторых, эти формы расследования используются в отношении разных категорий преступлений, четко разграниченных в законодательном порядке. Дознание возможно только в отношении преступлений небольшой и средней тяжести (имеются в виду преступления, за совершение которых возможно наказание не более строгое, чем пять лет лишения свободы), но не всех таких преступлений, а лишь тех, которые названы в особом перечне (он зафиксирован в ч. 3 ст. 150 УПК). При этом важное значение имеет еще одно условие — в момент выявления подобного преступления должно быть известно конкретное лицо, совершившее его.

Коротко говоря, дознание допускается в отношении т. н. «очевидных преступлений» небольшой и средней тяжести. В отношении всех других преступлений (т. н. «неочевидных», а также не указанных в названном перечне, в том числе тяжких и особо тяжких преступлений) должно производиться расследование в форме, как правило, предварительного следствия;

в-третьих, дознание отличается сжатостью срока, в течение которого оно должно быть завершено (УПК дает всего 20 суток от момента возбуждения уголовного дела и до направления его прокурору для проверки и передачи в суд; только при наличии уважительных причин этот срок может быть продлен еще на 10 суток), а также некоторым упрощением процессуальных форм, соблюдаемых при расследовании (при производстве дознания, например, дознаватель не обязан до окончания расследования знакомить детально лицо, привлекаемое к ответственности, с тем, в чем оно конкретно обвиняется).

Оперативно-розыскная деятельность тесно связана с деятельностью по расследованию преступлений. Закон об оперативно-розыскной деятельности определяет ее как деятельность, осуществляемую гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Предварительное расследование и оперативно-розыскная деятельность связаны единой целью — борьбой с преступностью. По своей природе они носят правовой характер. Однако оперативно-розыскная деятельность является вспомогательной, ее результаты не могут служить доказательствами по делу: они считаются лишь сведениями, дающими направления для расследования.

Вместе с тем согласованное проведение следственных и оперативно-розыскных действий служит успешному раскрытию преступлений и изобличению лиц, их совершивших. Именно поэтому для выявления и расследования наиболее сложных и опасных преступлений практикуется образование не только ведомственных, но и межведомственных следственно-оперативных групп, состоящих из следователей и оперативных работников.

Все более распространенным становится также взаимодействие российских органов, занимающихся выявлением и расследованием преступлений, с соответствующими органами других стран либо со специально созданной Международной организацией уголовной полиции (сокращенное наименование — Интерпол), участники которой обеспечивают друг друга необходимой информацией и могут выполнять конкретные следственные или оперативно-розыскные действия по взаимным просьбам.

Постоянное поддержание контактов с этой организацией и обеспечение выполнения ее просьб возложено на одно из структурных подразделений аппарата Министерства внутренних дел РФ — Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпола). В соответствии с Указом Президента РФ «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола» от 30 июня 1996 г. № 1113 на это подразделение в качестве главных задач возлагаются обеспечение эффективного международного обмена информацией о преступлениях, оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, а также наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Российская Федерация.

Этапы развития ⇒

Вопрос 37,, Общие положения организации выявления и расследования преступлений

/. Понятие выявления и расследования

преступлений 2. Оперативно-розыскная деятельность, дознание и

предварительное следствие

1. Выявление и расследование преступлений — это деятельность специально уполномоченных государственных органов по получению сведений о действии или бездействии, могущих иметь признаки преступления, ус­тановлению события и состава преступления, изобличению виновных в его совершении лиц, принятию мер по возмещению причиненного преступлением ущерба, выявлению причин и условий, способствовав­ших совершению преступления.

Указанная деятельность осуществляется в строгом соответствии с зако­ном.

Выявление преступления может произойти в ходе оперативно-розыскных мероприятий, производства дознания, предварительного следствия, иной

деятельности, по расследование преступлений может производиться только в формах дознания или предварительного следствия и в строгом соот­ветствии с нормами УПК РФ.

?, Оперативно-розыскная деятельность — это деятельность, осуществляе­мая гласно и негласно оперативными подразделениями государствен­ных органов путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственнос­ти, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Оперативно-розыскная деятельность призвана помогать деятельности по расследованию преступлений. Собранные в ходе оперативно-розыскной деятельности сведения не являются доказательствами по уголовному делу. Оперативно-розыскная деятельность лишь помогает определять направления, в которых возможен поиск доказательств. Задачами дознания и предварительного следствия являются установле­ние обстоятельств совершения преступления и изобличение виновных лиц, то есть сбор доказательств для последующего рассмотрения уго­ловного дела в суде. Между собой указанные виды деятельности разли­чаются органами, их осуществляющими, сроками производства, набо­ром процессуальных полномочий.

Вопрос 38. Оперативно-розыскная деятельность

1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

3. Полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

4. Отличительные черты оперативно-розыскной деятельности

5. Частная детективная и охранная деятельность

1. Оперативно-розыскную деятельность осуществляют оперативные под­разделения:

«^ органов внутренних дел РФ;

• органов федеральной службы безопасности;

• федеральных органов налоговой полиции;

• федеральных органов государственной охраны;

• органов пограничной службы РФ;

• таможенных органов РФ;

• службы внешней разведки РФ;

• органа внешней разведки Министерства обороны РФ;

• органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ;

• Минюста России.

2 Задачи оперативно-розыскной деятельности:

• выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; выявление лиц, их совершивших;

• розыск лиц, скрывающихся от следствия, суда или отбывания наказа­ния, а также без вести пропавших лиц;

• сбор информации о различных правонарушениях и незаконной деятель­ности.

3. При осуществлении оперативно-розыскной деятельности указанные выше органы вправе.

• производить опрос;

• наводить справки;

• обследовать помещения, здания и сооружения, участки местности, транспортные средства;

• прослушивать телефонные и иные переговоры;

• производить оперативное внедрение;

• производить сбор образцов для сравнительного исследования, конт­рольные закупки;

• осуществлять иные действия.

4. Отличительные черты оперативно-розыскной деятельности:

• собранная в ее ходе информация не является доказательствами по уго­ловному делу;

• оперативно-розыскная деятельность производится в строгом соответ­ствии с требованиями закона (но не УПК РФ, а Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»);

• оперативно-розыскная деятельность осуществляется соответствующими органами самостоятельно либо по поручению органов предварительно­го расследования;

• на совершение определенных оперативно-розыскных мероприятий тре­буется санкция прокурора или решение суда;

• оперативно-розыскная деятельность в отличие от предварительного рас­следования может проводиться и до возбуждения уголовного дела.

5. Частная детективная и охранная деятельность — это оказание детекти­вами, имеющими соответствующую лицензию органов внутренних дел, на возмездной договорной основе услуг юридическим и физическим лицам для обеспечения их прав и интересов.

Характерные черты частной детективной и охранной деятельности:

V на частных детективов не распространяется статус работников правоох­ранительных органов;

• частный детектив обязан в течение суток со дня начала сбора сведений, представляющих интерес для производства конкретного уголовного дела, уведомить об этом лицо, проводящее по этому делу дознание или предва­рительное следствие, или суд, если дело находится на его рассмотрении;

• частный детектив обязан сообщить правоохранительным органам став­шие ему известными при выполнении своей работы сведения о совер­шенных или готовящихся преступлениях.

Вопрос 39, Милиция и другие органы дознания

7. Органы дознания

2. Дознаватель

3. Милиция

1. Органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные пол­номочия. К органам дознания относятся:

• органы внутренних дел РФ, иные органы исполнительной власти, на­деленные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной де­ятельности;

• органы налоговой полиции;

• органы пограничной службы РФ;

• органы Службы судебных приставов Минюста России;

• таможенные органы РФ;

• органы Государственной противопожарной службы;

• прокуратура;

• командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреж­дений или гарнизонов.

На органы дознания возлагаются:

• дознание по уголовным делам, по которым производство предваритель­ного следствия необязательно;

• выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

• капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, -по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

• руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, — по уголовным делам о преступлени­ях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

• глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ -по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах терри­торий данных представительств и учреждений.

2. Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное осу­ществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Полномочия по проведению доз­нания не могут быть возложены на лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Дознаватель уполномочен:

• самостоятельно производить следственные и иные процессуальные дей­ствия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;

• осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору.

3. Милиция в РФ — система государственных органов исполнительной вла­сти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законом.

Милиция входит в структуру Министерства внутренних дел РФ. Ее чис­ленность определяется Правительством РФ. Милиция содержится за счет федерального бюджета. Органы местного самоуправления вправе допол­нительно увеличивать численность подразделений местной милиции с содержанием их за счет средств собственных бюджетов. Разновидности милиции:

• криминальная милиция призвана: предупреждать, пресекать и раскры­вать преступления по делам, по которым обязательно проведение пред­варительного следствия; разыскивать лиц, скрывающихся от предвари­тельного расследования, суда или исполнения наказания, без вести пропавших, и иных лиц. Криминальная милиция состоит из оператив­ных подразделений (уголовного розыска, борьбы с незаконным оборо­том наркотиков и т. п.); научно-технических и иных подразделений;

• милиция общественной безопасности (местная милиция), призванная обес­печивать охрану личной безопасности граждан, общественного порядка и общественной безопасности, предупреждать и пресекать преступле­ния и административные правонарушения, раскрывать преступления, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Местная милиция включает в себя дежурные части, участковых инс­пекторов, подразделения патрульно-постовой службы, Государствен­ной автоинспекции, подразделений дознания и т. п.

Вопрос 40. Предварительное следствие

/. Органы предварительного следствия

2. Неотложные следственные действия

3. Правовое положение следователей

\, Предварительное расследование производится в форме предваритель­ного следствия либо в форме дознания. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением дел о преступлениях небольшой и средней тяжести. Расследование в форме дознания по этим делам заключается в том, что орган дознания, возбу­див уголовное дело и руководствуясь правилами производства предва­рительного расследования, самостоятельно, без передачи дела следова­телю, устанавливает все обстоятельства дела и завершает расследование. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения уголовного дела в суде. Предварительное следствие производится:

• следователями прокуратуры;

• следователями органов Федеральной службы безопасности;

• следователями органов внутренних дел РФ;

• следователями органов налоговой полиции.

Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство соответственно следователю или органу дознания, который обязан вы­полнить поручение в срок не позднее 10 суток. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

Если преступления совершены в разных местах, то по решению проку­рора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

Предварительное расследование может производиться по месту нахож­дения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков. 2. Неотложные следственные действия осуществляются органом дозна­ния после возбуждения уголовного дела, по которому производство пред­варительного следствия обязательно. Цель таких действий — обнаруже­ние и фиксация следов преступления, доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Неотложные следственные действия производят:

• органы дознания (органы внутренних дел, налоговой полиции);

• органы Федеральной службы безопасности,

«/ таможенные органы;

• командиры воинских частей и соединений, начальники военных уч­реждений и гарнизонов;

• начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;

• иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания.

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направля­ет уголовное дело прокурору. В случае направления прокурору уголовно­го дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах. 3. Правовое положение следователя.

• следователь процессуально независим;

I/ он вправе давать соответствующим органам указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий; изымать у органов дознания и при­нимать к своему производству до истечения срока дознания дела, по которым обязательно производство предварительного следствия;

• следователь самостоятельно принимает решения, связанные с произ­водством предварительного следствия, в определенных случаях (арест, обыск и т. п.) получая санкцию прокурора на совершение определен­ных следственных действий;

• следователь выполняет указания прокурора, касающиеся производства предварительного следствия; однако если указания касаются привлече­ния конкретного лица в качестве обвиняемого, прекращения произ­водства по делу или некоторых других определенных в законе вопросов, то следователь вправе передать вышестоящему прокурору в письменном виде свои возражения с указаниями прокурора.

Для координации работы следователей в соответствующих органах со­здаются следственные аппараты.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должности следователей: у’ гражданство РФ;

• часто высшее юридическое или специальное образование,

• соответствующие профессиональные и нравственные качества;

• способность по состоянию здоровья выполнять обязанности следователя. Следователи имеют соответствующие должностные наименования, классные чины (прокуратура), специальные звания (органы внутрен­них дел и федеральные органы налоговой полиции), воинские звания (Федераль пая служба безопасности и военная прокуратура).

Поводами для возбуждения уголовного дела по признакам взяточниче­ства (коррупции) обычно являются: заявления граждан (анонимные или именные), статьи и заметки в печати, данные ревизионных управлений, инспекций, контролеров; заявление взяткодателя; непосредственное обна­ружение признаков преступления следователем или судом (в частности, при расследовании или рассмотрении другого дела); данные оперативной деятельности. Все приведенные варианты могут быть сведены к двум обоб­щающим ситуациям: а) поступило заявление или сообщение с указанием конкретных фактов передачи денег, подарков, акций и т. п. должностному лицу или указание на лицо, но без конкретных фактов, за что и когда пере­давалось вознаграждение, а также сообщение фактов о передаче данным должностным лицом документов, оказания им содействия взяткодателю (коррумпирующей его структуре); б) соответствующие данные получены оперативным путем или в результате инициативного поиска самим следо­вателем.

В рамках этих двух глобальных ситуаций могут быть выявлены призна­ки, подлежащие как первоначальной проверке, так и позднейшему тща­тельному расследованию.

В первую группу могут быть отнесены признаки, чаще всего обращаю­щие на себя внимание окружающих. Это уровень благосостояния должно-

Глава 51. Расследование должностных преступлений

стного лица, его времяпрепровождение, поездки в дальнее зарубежье, на­личие многокомнатной квартиры, коттеджа, ТС иностранной марки и т. п. К этому могут быть добавлены специфические связи должностного лица с коммерческими (или преступными) структурами, недосягаемость для про­стых граждан, невозможность попасть к нему на прием и т. п.

Ко второй группе признаков относятся те, которые характеризуют поло­жение должностного лица: оно правомочно принимать решения, затраги­вающие интересы физических и юридических лиц, у которых возникает потребность в реализации этих интересов (создание коммерческих струк­тур и их регистрация, потребность в кредитах, решение вопроса об их вы­даче и т. п.). К подобным признакам могут быть отнесены и более сложные варианты, когда в организации, где предполагается наличие коррумпиро­ванных служащих, создается такая продуманная и хорошо организованная система защиты от информационного и фактического проникновения по­сторонних, которая скорее напоминает круговую поруку, нежели диктуе­мую интересами нормально функционирующего учреждения. Не следует забывать, что одно из проявлений коррупции — это отсутствие гласности в принятии решений (контрактов, проектов и т. п.). И наоборот, гласность, прозрачность бюджета, счетов, доходов — средство борьбы с коррупцией.

К указанным выше признакам примыкают и такие, которые свидетель­ствуют о некоторых особенностях поведения должностного лица (встречи с криминальными авторитетами, посещение казино, ночных клубов, бань, саун, где регулярно отдыхают представители преступного мира, регулярные встречи с представителями частного бизнеса и т. п.). Немаловажными в доследственной проверке могут быть и такие действия, как выявление со­вершенных преступлений, способствовавших получению средств для взят­ки, подкупа, содержания; отмывание капиталов с этой же целью.

И наконец, последнюю группу могут составить документы — от управ­ленческих (распоряжения, приказы, протоколы) и бухгалтерских до част­ных (черновые записи, письма) и прочих (счета гостиниц, регистрация ав­томобиля, приобретение квартиры) и т. п.

Предварительная проверка заявлений или сообщений может осуществ­ляться путем ознакомления и оперативными средствами. Метод ознаком­ления включает истребование необходимых материалов, документов; изу­чение документов учета и отчетности, получение объяснений, изучение дел, находящихся в органах прокуратуры, МВД (расследуемых, приоста­новленных, прекращенных).

Оперативным путем устанавливаются свидетели, соучастники преступ­ления, собираются сведения о взяткодателе, о коррупционерах. При рассле­довании взяточничества и коррупции, особенно связанных с совершением должностных преступлений, наиболее успешным является реализация всех форм проверки, причем в кратчайшие сроки. При этом предварительная проверка не включает в себя производство следственных действий.

Иногда в заявлениях и сообщениях граждан отсутствует необходимый объем данных о признаках состава преступлений: называется должностное лицо, но не приводятся конкретные примеры получения взятки (когда, от кого, за что); сообщаются конкретные факты получения взятки (содержа­ния коррумпированного чиновника), но со ссылкой на информацию, по­лученную от других граждан. Нередки случаи анонимных заявлений: пись­менных или сообщаемых по телефону.

Предварительная проверка подобных заявлений осуществляется в соот­ветствии со ст. 144 УПК РФ. При этом из учреждений и организаций могут быть истребованы документы, достаточные для возбуждения уголовного дела по признакам взяточничества или иного должностного преступления. В ходе проверки могут изучаться материалы, по которым раньше было от­казано в возбуждении уголовного дела в отношении лица, на которое вновь поступило заявление. С целью проверки могут быть получены объяс­нения от заявителя и иных лиц. В таких объяснениях следует уточнить об­стоятельства того события, сведения о котором содержатся в первоначаль­ном документе.

Проводя проверочные действия и давая задания оперативного порядка, следователь принимает меры к тому, чтобы подозреваемый не узнал о про­верке, а если и узнал, то не смог догадаться о ее целях. Так, наряду с мате­риалами, необходимыми для проверки факта взяточничества (коррупции), запрашивают и другие (документы учета, отчетности, переписка с контр­агентами и т. п.) (схема 51.1).

Глава 51. Расследование должностных преступлений

Если заявление (сообщение) о взяточничестве носит анонимный харак­тер, то прежде всего устанавливают, имело ли место действие, за которое, по данным заявителя, получена взятка. Если это установлено, то проверя­ют законность выполнения этого действия, причастность к нему конкрет­ного должностного лица, обвиняемого в получении взятки. Если в заявле­нии не указаны взяткодатели, то принимаются меры к их установлению, а также к выяснению личности заявителя и в каких взаимоотношениях он находится с лицами, которых обвиняет.

Если уголовное дело возбуждается по сообщению гражданина, у кото­рого должностное лицо вымогает взятку, то в соответствии со ст. 141 УПК РФ оформляется заявление, подписываемое этим гражданином и ли­цом, его принявшим. При этом заявителю разъясняется ответственность за ложный донос по ст. 306 УК РФ, о чем делается отметка в протоколе о добровольном заявлении. В нем должно быть указано, где работает лицо, вымогавшее взятку, за какие действия (услуги) он ее требует, в какой фор­ме; когда, где, при каких условиях она должна быть передана и т. д. Если в качестве предмета взятки фигурируют деньги, то указывается сумма, коли­чество купюр, их достоинство, номера. Если передается вещь, указываются ее общие и частные признаки.

Важным моментом стадии проверочных действий является определение достоверности имеющейся информации. Ознакомление с документами по­зволяет установить факты, отраженные в этих документах (занижение стоимости приватизированного имущества, неоправданное предоставление льготного кредита и т. п.). Сбор информации, поступающей от граждан, позволяет составить представление о личности информатора и его отно­шениях с взяткодателем (коррумпированным должностным лицом) и оп­ределить, какие из сообщаемых фактов и каким образом могут быть про­верены.

Для того чтобы проверить достоверность информации о взятке или кор­рупции, желательно получить данные по нескольким каналам, из несколь­ких независимых друг от друга источников.

После проверки исходных данных и возбуждения уголовного дела могут быть выдвинуты следующие общие версии:

а) факт дачи-получения взятки или ее вымогательства имел место;

б) подкуп государственного служащего, оказание ему различного рода
услуг осуществляются систематически;

в) получения взятки (коррумпированности) не было, имел место оговор
должностного лица;

г) заявитель ошибочно истолковал слова и действия должностного лица
как вымогательство взятки;

д) должностное лицо правомерно получило вознаграждение (гонорар,
наследство, возвращенный долг и т. п.), не совершая каких-либо действий
в интересах третьих лиц (структур).

Наряду с этими общими (наиболее типичными) версиями должны стро­иться и версии частные; они могут касаться субъектов взяточничества и коррумпированных деятелей, связей этих субъектов между собой, мотивов, характера их действий. Необходимо построить версию и о ситуации, в ко­торой реализуется или будет реализовываться взяточничество (коррупция). Эта версия должна касаться места, времени, обстановки, возможного отра­жения действий в документах, иных материальных источниках. При рас­следовании эпизодов взяточничества должна проверяться и версия о техно-

§ 3. Планирование расследования

логии передачи-получения взятки: месте передачи, способе, используемых при этом технических средствах, тайниках, сопутствующих процедурах и т. д.

Важной является и такая частная версия, которая способствует отыска­нию материально фиксированных следов (прямых или косвенных доказа­тельств) дачи-получения взятки. Это могут быть уже оставленные, но еще не обнаруженные следствием следы (совместного пребывания, переданных денег или ценностей и др.), в том числе и те, которые могли или должны были возникнуть с учетом конкретной обстановки, следы, которым еще предстоит быть оставленными в момент передачи взятки, где планируется задержание (обнаружение предмета взятки, следов рук взяткодателя на упаковке денег, предмета и т. п.).

Планирование расследования, первоначальные следственные действия

Выдвинутые версии определяют очередность и комбинацию следствен­ных действий (и оперативно-розыскных мероприятий), обеспечивающих проверку исходной информации и получение доказательств.

При планировании расследования необходимо исходить из первооче­редности установления фактов, прямо или косвенно свидетельствующих о возможности (достоверности) получения взятки (коррумпированности):

фиксация передачи-получения предмета взятки, показаний об этих фактах, вещественные и документальные доказательства такой передачи-получения;

отслеживание фактов встречи, телефонных переговоров, совместного времяпрепровождения (в ресторане, поездке, в бане, казино и т. п.) госу­дарственного служащего (должностного лица) с представителями тех структур, которым он создал (обеспечивает) режим наибольшего благопри­ятствования (для получения кредитов, льгот, разрешений и т. п.);

обнаружение материально-фиксированных последствий передачи-полу­чения взятки: денег и ценностей по месту жительства взяткодателя (кор­румпированного должностного лица), упаковки взятки, следов пребывания взяткодателя в квартире взяткополучателя, в месте их встречи. Поисковые мероприятия в комиссионных и коммерческих магазинах, где могут реали-зовываться предметы взятки;

выявление свидетелей и очевидцев приведенных выше фактов (встреч, передачи, реализации предметов взятки и т. п.).

Должны планироваться также мероприятия с целью воспрепятствовать дальнейшей преступной деятельности коррумпированного чиновника (соз­дания лжеобъединений, получения незаконных кредитов и т. п.).

Важной является частная версия об источнике средств, расходуемых на дачу взятки (содержание должностного лица). Здесь вариантами проверяе­мых источников в зависимости от личности (структуры) взяткодателя мо­гут быть следующие: а) деньги (ценности), полученные у других лиц также в качестве взятки; б) деньги, полученные в результате хищений государст­венной, общественной или коммерческой собственности; в) наличные средства, скрытые от налогообложений, которыми оперирует коммерче­ская структура; г) «грязные» деньги криминального бизнеса (вымогательст-

Глава 51. Расследование должностных преступлений

во, сутенерство, наркотики и т. п.); д) деньги из «общака» криминальной структуры; е) деньги, полученные законным путем.

По каждому из приведенных вариантов с целью проверки должны быть проведены как следственные, так и оперативные действия. Характер их бу­дет зависеть от особенностей проверяемого факта. Такие действия включа­ют: допросы лиц, проверку счетов, оперативные мероприятия.

Составляя план расследования, необходимо учитывать и такое немало­важное обстоятельство, как соотношение акта передачи-получения взятки и выполняемых за это действий. Здесь возможны три варианта: взятка-аванс, даваемая заранее с обговариванием последующих действий взятко­получателя (выдача разрешения, предоставление льгот и т. п.); взятка, пе­редаваемая за действия, совершаемые незамедлительно: передача информа­ции, документов, товаров и т. д.; и, наконец, взятка — благодарность за ус­луги, имущество, информацию и пр., которые были ранее переданы лицу или группе лиц. При коррумпировании должностного лица взятка-аванс и взятка-благодарность фактически сливаются, так как речь идет о длитель­ном содержании этого лица, постоянно оказывающего покровительство содержащей его структуре.

В зависимости от категории взятки и должно планироваться расследо­вание. Если это взятка-аванс, то основной упор делается на отслеживание ситуации, когда взяткополучатель начнет выполнять ожидаемые от него действия. При взятке за немедленно совершенные действия возможны два варианта: если факт взятки уже имел место и действия уже совершены, по­требуется собирать доказательства того и другого; если передача еще пред­стоит, то проводится операция по задержанию с поличным. При варианте взятка-благодарность, она же аванс, необходимо устанавливать факты дли­тельных взаимоотношений между взяткодателем и взяткополучателем, сис­тематичность действий, совершаемых в интересах взяткодателя, их контак­ты и т. п.

Типичными первоначальными следственными действиями по рассмат­риваемым категориям дел являются:

допрос заявителя, свидетелей;

задержание с поличным;

осмотр документов, вещественных доказательств, предмета взятки;

осмотр места происшествия;

обыски у субъектов взяточничества, коррупции, должностных преступ­лений; наложение ареста на имущество;

допрос подозреваемого.

Если допрашивается лицо, заявившее о взяточничестве, то прежде всего указывается его отношение к расследуемому событию:

а) взятка вымогается у него лично или он слышал от определенных гра­
ждан, что данное лицо берет взятки; он сам предложил взятку и получил
согласие или ее вымогало должностное лицо;

б) должностному лицу пытались вручить или помимо его воли вручили
(передали, переслали, вручили, оставили в кабинете) взятку.

В любом случае допрос должен вестись целенаправленно, с учетом об­стоятельств, подлежащих доказыванию. У гражданина, заявившего, что у него вымогают взятку, выясняют: где и когда он познакомился с взяткопо­лучателем, где и кем тот работает; был ли посредник, его имя, фамилия, приметы, работает ли он в том же учреждении, что и взяткополучатель, с какой целью обращался заявитель в это учреждение, какие документы мо-

§ 3. Планирование расследования

гут свидетельствовать о посещении им этого учреждения (пропуск на его имя, зарегистрированное в секретариате или канцелярии заявление, иные документы); с кем из сотрудников он общался, идя к должностному лицу, где находится кабинет этого лица, какова обстановка в кабинете1.

Допрашиваемому можно предложить составить схему комнаты и распо­ложение в ней мебели. Выяснить: кто заходил в кабинет в его присутствии (приметы лица, имя, отчество, услышанный разговор); были ли на приеме другие лица, по каким вопросам; приметы взяткополучателя, во что он был одет; как произошло соглашение о взятке, имело ли место вымогательство; в какой форме состоялся разговор о взятке (по возможности привести до­словно); какие действия требовалось совершить в интересах взяткодателя (заявителя); не получал ли заявитель ранее отказ в совершении этих дейст­вий; не обжаловал ли он решения должностного лица, какими документа­ми это подтверждается; что фигурировало в качестве взятки.

Если допрашивается лицо, уже давшее взятку, то наряду с приведенны­ми обстоятельствами устанавливается: в какой форме дана взятка, что было ее предметом; если деньги, то в какой сумме, какими купюрами, в какой упаковке; если это вещь, то какая, ее признаки, упаковка; не брал ли доп­рашиваемый для передачи взятки деньги из банка, не занимал ли у близ­ких, друзей, сослуживцев; когда, какую сумму, как объяснял цель займа; кому говорил о передаче им взятки, кто прямо или косвенно может знать о факте передачи-получения взятки.

Если допрашиваемый — постороннее лицо, то в первую очередь пред­стоит выяснить, откуда ему известно о факте взяточничества и что кон­кретно, видел ли он передачу взятки, ее предмет, признаки вещи; каков источник взятки, за что она дана, за какие действия (бездействие), выпол­нены ли эти действия, кто еще знает о факте дачи-получения взятки.

При допросе должностного лица, которому пытались вручить или по­мимо его воли передали взятку, выясняют, кто пытался передать взятку, знает ли он это лицо, его приметы, во что был одет, на какие действия (бездействие) рассчитывал взяткодатель; обращался ли ранее по поводу вы­полнения этих действий, получал ли отказ; обращался устно или письмен­но, какие документы оставил; кто из сотрудников мог видеть взяткодателя и его документы; обстоятельства передачи взятки, где это лицо может на­ходиться в настоящее время.

Задержание с поличным является наиболее сложным следственно-опера­тивным действием, зато в случае его успешного проведения получают важ­ные доказательства виновности участников, используют задержание как сильный психологический фактор, позволяющий установить многие об­стоятельства взаимодействия и взаимоотношений субъектов взяточничест­ва, коррупции.

Задержание с поличным может быть реализовано: а) когда точно из­вестно лицо, время и способ предстоящей передачи взятки; б) когда у гра­жданина вымогают взятку и он об этом добровольно заявляет и активно способствует следствию; в) когда лицо регулярно получает взятки (напри­мер, в часы приема) и схема передачи взятки достаточно проста.

При подготовке к задержанию могут быть проведены такие действия, как перепись номеров купюр денег, предназначенных для взятки; нанесе­ние на предмет взятки соответствующих меток специалистом; использова-

1 Обстановку кабинета (квартиры) выясняют максимально подробно.

Глава 51. Расследование должностных преступлений

ние для упаковки предмета взятки материала, часть которого остается в распоряжении следователя (для последующего установления принадлежно­стей частей единому целому). Каждое из указанных выше действий прото­колируется надлежащим образом.

Задержание целесообразно осуществлять в момент передачи-получения взятки или непосредственно после этого, причем так, чтобы лицо не могло выбросить предмет взятки, вернуть его. Следователь не должен участвовать в захвате с поличным, поскольку в этом случае он становится свидетелем. После задержания взяткополучателя производится его личный обыск. В протоколе обыска отражаются: где обнаружен предмет взятки (в карма­не, портфеле), в каком виде (в упаковке, ее вид, состояние), в каком по­рядке расположены предметы взятки и другие находящиеся там предметы. Данное обстоятельство имеет важное значение, так как обыскиваемый не­редко заявляет, что деньги (взятку) ему засунули в карман (сумку, порт­фель) тайком и он ничего об этом не знает. Однако тот факт, что в карма­не поверх конверта с деньгами находятся платок, футляр с очками и другие предметы, способен опровергнуть подобные объяснения.

Важное значение имеют обыски, проводимые как по месту работы, так и по месту жительства подозреваемых во взяточничестве (коррупции). В зависимости от ситуации возможно проведение группового обыска одно­временно у всех участников с тем, чтобы они не имели возможности унич­тожить доказательства.

В ходе обыска ищут предмет взятки, его упаковку; ценности, нажитые преступным путем; чеки, товарные ярлыки, позволяющие установить факт приобретения определенных вещей в определенный период, договоры да­рения, акции предприятий, документы, записи, содержащие сведения о круге участников взяточничества (круге коррумпированных лиц) и роли каждого из них; черновики документов и документы, отражающие дейст­вия, совершаемые за взятку.

Наряду с обыском по месту работы может быть произведена выемка до­кументов. Предварительно документы осматривают, изымая из них те, ко­торые свидетельствуют о незаконности действий (бездействия) должност­ного лица; документы, отражающие хотя и законно совершенные дейст­вия, но с некоторыми отступлениями от существующего порядка («особый» порядок прохождения документов через секретариат, канцеля­рию, другие отделы). Это могут быть фальсифицированные, подложные документы (расписки, справки, чеки, квитанции и т. п.); документы, по­зволяющие судить о систематичности совершаемых за взятку действий, длительной связи коррумпированных лиц (трудовые соглашения, заклю­чаемые с одной и той же коммерческой структурой, акты приемки работ и т. п.).

С целью обеспечить сохранность имущества, добытого преступным пу­тем, возместить государству причиненный ущерб следователь в соответст­вии со ст. 115 «Наложение ареста на имущество» УПК РФ выносит поста­новление о наложении ареста на имущество, если доказано, что это имуще­ство добыто преступным путем. Суд в соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 29 УПК РФ дает санкцию о наложении ареста на имущество, включая денеж­ные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях. Если есть сведения о передаче имущества или его части родственникам, членам семьи, иным лицам, то арест налагается и на него.

§ 4. Последующие следственные действия

В качестве подозреваемых и обвиняемых допрашиваются взяткодатель, посредник (если он был), взяткополучатель, коррумпированные лица. Как показывает практика, допросы целесообразно вести именно в такой после­довательности, хотя возможна и иная — в зависимости от складывающейся ситуации. Особенно эффективен может быть допрос взяткополучателя в случае его задержания с поличным или обнаружения по месту его работы (жительства) изобличающих доказательств. Основная задача такого допро­са — установить как можно большее число деталей получения взятки (взя­ток) и подробно изложить те действия (бездействие), которые должностное лицо обещало за это выполнить (кто помогал его действиям, с кем оно бы­ло связано, как намерено было действовать, какие меры безопасности предпринимались и т. п.). Вопросы общего характера (круг служебных обя­занностей подозреваемого, порядок работы учреждения, где он трудился) можно будет выяснить позднее, на последующих допросах.

Если факт задержания с поличным отсутствует, то допрос подозревае­мого должен проводиться по другим тактическим приемам. Для получения правдивых показаний важно установить с ним психологический контакт. Учитывая, что взяткополучателем является должностное лицо, порой зани­мающее ответственное положение, очень важно изучить его прошлую дея­тельность, имеющиеся заслуги; быть корректным и вежливым в обращении с ним; объективно и внимательно относиться к его ходатайствам.

При допросе должностного лица, отрицающего свою вину, должны быть использованы фактические обстоятельства, прямо или косвенно сви­детельствующие о получении взятки: обнаружение предмета взятки и его упаковки, факт совершения им действий в интересах взяткодателя, причем с нарушением существующего порядка; показания свидетелей, очевидцев, предъявление для опознания, предъявление документов. Если допрашивае­мый признался в получении взятки (коррумпированности, совершении должностного преступления), то его необходимо подробно допросить по всем обстоятельствам предмета доказывания.

Добавить комментарий