Пруденциальные нормативы

Пруденциальное регулирование — это предусмотренная банковским правом деятельность Банка России по установлению определенных разрешительных требований, финансовых нормативов, требований к представлению отчетности, которые должны соблюдаться кредитными организациями.

Термин «пруденциальный» является специфически банковским и происходит от англ. «prudent», что буквально переводится как «осмотрительный», «благоразумный». Сам же термин «пруденциальное регулирование» означает не что иное, как «регулирование, продиктованное благоразумием». Последнее как нельзя более точно характеризует сущность пруденциальных норм банковской деятельности, призванных минимизировать риски, свойственные банковской деятельности, и обеспечить ликвидность кредитных организаций. Актуальными задачами банковского надзора в России являются: разработка и внедрение системы раннего реагирования, особый контроль за крупными банками, предупреждение банкротства банков и консолидированный надзор.

Надзор за деятельностью банков осуществляется путем установления пруденциальных норм деятельности. Пруденциальные нормы деятельности — это установленные Центральным банком предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями, нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность и покрытие возможных потерь, требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и ее опубликованию в открытой печати в случаях, установленных банковским законодательством, представлению аудиторских заключений и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций. Пруденциальные нормы деятельности, с одной стороны, выполняют функцию регулирования и контроля за деятельностью банка, с другой стороны, их нарушение служит основанием для применения к банку мер воздействия, вплоть до отзыва лицензии.

Для целей банковского надзора существенное значение имеет анализ степени финансовых трудностей банков, который осуществляется в соответствии с указаниями Банка России от 31 марта 2000 г. N 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций». Все кредитные организации с точки зрения финансового состояния относятся к одной из двух категорий, а в рамках каждой категории — к одной из классификационных групп. Первая категория «финансово стабильные кредитные организации» состоит из двух групп: 1) кредитные организации без недостатков в деятельности и 2) кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности. Во вторую категорию «проблемные кредитные организации» входят группы: 3) кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности и 4) кредитные организации, находящиеся в критическом финансовом положении.


Контроль за соблюдением банками обязательных нормативов возлагается на территориальные учреждения Банка России по месту открытия корреспондентского счета банка. Контроль осуществляется на основании ежемесячных балансов банков, к которым прилагаются справки с расчетами фактических значений обязательных нормативов и расшифровками отдельных балансовых счетов, подписанные руководителем банка и главным бухгалтером. Банки, у которых отозвана лицензия на совершение банковских операций, обязательные нормативы не рассчитывают. В случае нарушения банком обязательных нормативов территориальное учреждение Банка России применяет меры воздействия к банку в соответствии со ст. 74 Закона о ЦБ РФ.

Банки в соответствии с законодательством несут ответственность за достоверное и правильное составление расчетов обязательных нормативов и расшифровок отдельных балансовых счетов для расчета обязательных нормативов. Территориальные учреждения Банка России имеют право осуществлять проверки банков по вопросам правильности и достоверности представляемых банками сведений для расчетов обязательных нормативов.

Применение к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности регулируется Инструкцией ЦБ РФ N 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности», утв. Приказом ЦБ РФ от 31 марта 1997 г. N 02-139 (в ред. от 26.01.2010).


Банк России устанавливает перечень и порядок применения к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности в соответствии со ст. 75 Закона о ЦБ РФ. Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и нормативными актами Банка России.

Надзорные органы применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные.

Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов.

Предупредительные меры воздействия применяются в основном на ранних стадиях возникновения недостатков в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. Указанные меры могут применяться при условии надлежащего взаимодействия кредитной организации и ее учредителей (участников) с надзорными органами.

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.

Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов.

Территориальное учреждение Банка России также вправе потребовать от кредитной организации замены руководителей кредитной организации (единоличного исполнительного органа и коллегиального исполнительного органа) в следующих случаях: за назначение на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации лиц, предварительно не согласованных с Банком России в установленном порядке; за повторное нарушение в течение последних двенадцати месяцев кредитной организацией требований федеральных законов Российской Федерации и нормативных актов Банка России при формировании ее уставного капитала.

Таким образом, пруденциальное регулирование непосредственно оказывает правовое воздействие на механизм правового регулирования банковской деятельности и представляет собой правовую форму закрепления экономически обоснованных требований, предъявляемых к функционированию банков и небанковских кредитных организаций, в целях повышениях их финансовой устойчивости и минимизации рисков неликвидности и неплатежеспособности.

Пруденциальные нормы — это все те нормативы и обязательные требования, которые устанавливаются законом и Банком России для кредитных организаций в целях обеспечения надежности, ликвидности и платежеспособности, управления банковскими рисками, защиты интересов акционеров и вкладчиков.
Под пруденциальными нормами деятельности понимаются установленные Банком России: предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и ее опубликованию в открытой печати в случаях, установленных банковским законодательством, представлению аудиторских заключений и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций.
Термины «пруденциальное регулирование», «пруденциальные нормы» используются в нормативных актах Банка России, охватывая и те нормы, которые регулируют требования к отчетности кредитных организаций.
Пруденциальные нормы используются в пруденциальном регулировании и пруденциальном надзоре.
Пруденциальное регулирование — это предусмотренная банковским правом деятельность Банка России по установлению определенных разрешительных требований, финансовых нормативов, требований к представлению отчетности, которые должны соблюдаться кредитными организациями.
Пруденциальный надзор — это предусмотренный банковским правом надзор со стороны Банка России за соблюдением требований пруденциальных норм.
Между пруденциальным регулированием и пруденциальным надзором есть некоторые различия, суть которых — в результатах банковской деятельности. Регулирование предшествует банковскому надзору. Банковский надзор существует не сам по себе, он подчинен целям регулирования банковской деятельности. Однако и пруденциальное регулирование является регулированием только применительно к деятельности каждого в отдельности конкретного банка или другой кредитной организации. Его цель — создать такие нормативные условия, при которых деятельность каждого в отдельности банка будет приведена в соответствие с целями функционирования всей банковской системы. Получается, что пруденциальное регулирование — это разновидность надзора за деятельностью всей банковской системы в целом.
Пруденциальные нормы делятся на две группы:
а) регулятивные пруденциальные нормы;
б) охранительные пруденциальные нормы.
К регулятивным пруденциальным нормам относятся все те нормы, которые устанавливают требования по лицензированию банковской деятельности, по финансовым нормативам, по составу и порядку отчетности кредитных организаций перед Банком России.
К охранительным пруденциальным нормам относятся те нормы, которые предусматривают основания, порядок и формы осуществления банковского надзора. Ко второй группе принадлежат и все правила, которые регламентируют деятельность надзорных подразделений Банка России. Охранительные нормы следует разделить на две группы:
а) материальные;
б) процессуальные (процедурные).
Материальные нормы относятся к так называемому материальному праву, а процедурные — к процессуальному. (В юридической литературе по теории права существует мнение, что все право делится на материальное и процессуальное).
Примером материальных норм могут быть нормы банковского законодательства, предусматривающие цели, задачи и функции банковского надзора, основания ответственности, виды санкций, которые могут быть применены к кредитным организациям. Эти нормы затрагивают существенные гражданско-правовые интересы кредитных организаций и их учредителей (участников), а косвенно — кредиторов и вкладчиков. Поэтому нормы материального банковского права устанавливаются федеральными законами. Например, общий размер штрафа, который может быть наложен на кредитную организацию, устанавливается федеральным законом.
В отличие от этого процессуальные нормы, как правило, устанавливаются Банком России. Например, процедура взимания штрафа с кредитной организации, нарушившей пруденциальные нормы, устанавливается нормативными актами Банка России.
Требования, предъявляемые к отчетности кредитной организации, как и сам порядок отчетности, — это процедурные нормы, которые регулируют взаимоотношения кредитной организации и надзорных структур Банка России. Они, как и нормы, которые регулируют инспектирование кредитных организаций, относятся к нормам пруденциального надзора. Это регламентация процедур наблюдения со стороны Банка России за тем, как кредитные организации соблюдают требования регулятивных пруденциальных норм. Процедуры этого наблюдения могут быть различными: документарный надзор, инспектирование и т.п., особенно те, что касаются валютных операций и позиций банков*(30).
Примером пруденциальных охранительных норм процессуального свойства может служить Инструкция Банка России N 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)»*(31). В этой Инструкции предусматривается порядок проверок, которые проводятся группами экспертов Банка России с выходом в кредитные организации. Заметим, правда, что с учетом специфики российской банковской системы даже эти процессуальные нормы в своей основе могли бы предусматриваться в банковских законах. Ведь, казалось бы, чисто процедурные вопросы, которые в условиях устойчивой и сложившейся банковской практики не должны привлекать к себе внимания, в условиях той действительности, с которой мы сталкиваемся, требуют законодательного регулирования. В российской печати, начиная с 1996 года, неоднократно поднимался вопрос о конфликтности при проверках крупнейших российских банков. Учитывая это обстоятельство, следовало бы закрепить в федеральном законе основные принципы проведения таких проверок.
В связи с кризисом в банковской системе появилась относительно новая группа охранительных пруденциальных норм. Это нормы, направленные на предупреждение банкротства.
В Федеральном законе от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изм. и доп.) предусматриваются не только гражданско-правовые нормы, но и нормы банковского права, закрепляющие полномочия Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций и предотвращению нарушения ими банковского законодательства, в том числе нарушения прав вкладчиков*(32) . В частности, в п. 2 ст. 3 этого Федерального закона сказано, что «меры по предупреждению банкротства кредитных организаций осуществляются при возникновении оснований, установленных ст. 4 настоящего Федерального закона. Кредитная организация, ее учредители (участники) в случае возникновения указанных оснований принимают необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации. Банк России в случае возникновения указанных оснований вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также вправе назначить временную администрацию»*(33) . Указанные меры применяются к кредитной организации, если она не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов; нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала); нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации в течение последнего месяца более чем на 10 процентов (в соответствии с законом нормативы устанавливаются Банком России). Далее, в ст. 4 упомянутого Федерального закона закрепляется перечень оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации*(34) .

Bсe эти и другие нормы, установленные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», применяются к так называемым проблемным кредитным организациям.
Указанный Федеральный закон принят в феврале 1999 года. До этого применялись только нормы ГК РФ.

Для осуществления надзора за соблюдением банками установленных нормативов безопасного функционирования и других пруденциальных норм, а также анализа деятельности и финансового состояния банков банки РБ представляют в Нацбанк пруденциальную отчетность.

Пруденциальная отчетность представляет собой совокупность сведений о деятельности банка, соблюдении установленных нормативов безопасного функционирования, полноте и своевременности создания специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе (условным обязательствам), финансовом состоянии и эффективности работы банка.

Пруденциальная отчетность подразделяется на отчетность о соблюдении пруденциальных норм и аналитическую пруденциальную отчетность

Отчетность о соблюдении пруденциальных норм включает в себя отчетность о соблюдении нормативов безопасного функционирования, установленных для банков, о формировании и использовании специального резерва на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, включая резерв на покрытие возможных убытков по портфелям однородных кредитов, специального резерва под обесценивание ценных бумаг и специального резерва на покрытие возможных убытков по операциям, не отраженным на балансе (условным обязательствам).

Аналитическая пруденциальная отчетность включает в себя отчетность о деятельности банка, его финансовом состоянии и эффективности работы, ликвидности и качестве активов.

Пруденциальная отчетность представляется всеми банками РБ с периодичностью, установленной НБ РБ. Национальный банк в целях осуществления функции надзора и проверки достоверности представляемой отчетности вправе на основании письменного запроса получать от банка пруденциальную отчетность на любую дату внутри отчетного периода, а также дополнительную информацию по представленной отчетности.

При отсутствии данных, подлежащих отражению, отчетность по установленным формам банками не представляется, о чем даются пояснения в сопроводительной записке. В случае принятия Национальным банком решения об отзыве у банка специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности данный банк не представляет пруденциальную отчетность (за исключением случаев ее представления на основании разовых запросов Национального банка) начиная с отчетной даты, следующей за датой принятия указанного решения.

Ответственность за достоверность и своевременность представления отчетной информации возлагается на руководителя банка.

Поиск
Поиск по буквам
A Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Результат поиска по запросу:

Пруденциальный контроль в банках

Пруденциальный контроль в банках

-(англ. prudential banking supervision — разумный банковский надзор) — регулирование, включающее систему лимитов и ограничений, накладываемых на банки с целью обеспечения их устойчивости и защиты интересов вкладчиков. Центральный банк РФ устанавливает перечень и порядок применения к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности. Под пруденциальными нормами деятельности понимают: предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности (включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности), при регистрации, лицензировании и расширении видов деятельности кредитных организаций.
Надзорные органы при выявлении нарушений пруденциальных норм применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные. Выбор мер воздействия установлен действующим банковским законодательством.
Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков: при ухудшении показателей деятельности кредитной организации, не угрожающем ее финансовому состоянию; при выявлении в данных ее отчетности признаков, свидетельствующих об опасности ухудшения финансового состояния (например, текущие убытки от банковских операций и сделок, тенденция к снижению собственных средств, отказ клиентов от обслуживания в кредитной организации, падение рыночной стоимости свободно обращающихся акций и другие аналогичные факты); при несоблюдении требований законодательства и нормативных актов ЦБ РФ в части регистрации кредитной организации, ее лицензирования и расширения сферы деятельности. Эти меры включают: доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обоснованности заключения надзорного органа о тревожном состоянии дел в ней; изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации; предложения о предоставлении программных мероприятий, устраняющих недостатки; установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.
Принудительные меры воздействия применяются в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. Основания для принудительных мер воздействия: нарушения (невыполнение) кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний ЦБ РФ; непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также выявленные случаи, когда совершенные кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов .
Основные принудительные меры воздействия: штрафы; требования об осуществлении кредитной организацией мероприятий по финансовому оздоровлению, включая предоставление и выполнение плана финансового оздоровления (плана санации); ограничение на проведение кредитными организациями отдельных операций на срок до 6 месяцев; запрет на осуществление банковских операций, предусмотренный выданной лицензией, на срок до 1 года; запрет на открытие филиалов на срок до 1 года; требование замены руководителей кредитной организации; введение временной администрации по управлению кредитной организацией; отзыв лицензии на осуществление банковских операций. ЦБ РФ осуществляет пруденциальный контроль в банках через департаменты банковского регулирования и контроля и валютного регулирования и валютного контроля.

Пруденциальные нормативы — это установленные центральным банком страны показатели, на которые должны ориентироваться коммерческие банки с тем, чтобы обеспечить свою устойчивость и гарантировать соблюдение интересов своих клиентов. К ним относятся:

  • относительные и абсолютные размеры собственного капитала;
  • предельные величины рисков, которые могут принять на себя банки;
  • порядок формирования и использования различных резервов, создаваемых для покрытия возможных потерь;
  • минимальные условия, обеспечивающие ликвидность, т. е. платежеспособность, банка;
  • различные требования, несоблюдение которых может отрицательно повлиять на положение банка как участника операций на рынке ссудного капитала.

Являясь в соответствии с Законом РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» органом банковского регулирования и банковского надзора, ЦБ РФ призван поддерживать стабильность банковской системы Российской Федерации, обеспечивать защиту интересов кредиторов и вкладчиков.

Выполнение этой миссии требует от ЦБ РФ, во-первых, научно обоснованной разработки пруденциальных нормативов и, во-вторых, постоянного мониторинга,
т. е. надзора за их соблюдением.

Для наблюдения за деятельностью коммерческих банков и соответствующего реагирования при выявлении нарушений установленных нормативов в ЦБ РФ был создан надзорный блок.

Реализация политики ЦБ РФ в области регулирования и надзора за деятельностью банков осуществляется через его территориальные учреждения в субъектах Российской Федерации (национальные банки и главные управления). По состоянию на 01.01.2005 г. в системе ЦБ РФ функционировали 19 национальных банков и 59 главных управлений.

Среди нормативов центральное место занимает норматив достаточности капитала (H1). Он определяет номинальный размер средств для компенсации возможных убытков от кредитного и рыночного рисков. В дальнейшем, по рекомендации международных организаций, при определении этого норматива необходимо будет предусматривать средства для покрытия и других рисков. На показателях собственного капитала базируются или связаны с ним другие нормативы.

Следует различать два понятия:

  • уставный капитал;
  • собственный капитал.

Первый используется как критерий для вновь создаваемых банков.

На формирование уставного капитала банка наряду с деньгами от продажи акций могут быть направлены материальные ценности и ценные бумаги. Для вновь создающегося банка взнос в виде материальных ценностей не может превышать 20% уставного капитала. Для действующих банков такое ограничение не установлено, т. е. в этом случае акционеры или пайщики банка вправе увеличивать уставный капитал на согласованную сумму, внеся частично или в полном объеме не деньги, а завершенные строительством банковские здания (помещения), а при наличии специального разрешения Совета директоров ЦБ РФ — и иные принадлежащие им активы, не являющиеся ни деньгами, ни банковскими зданиями (помещениями). Частичная оплата уставного капитала может быть произведена облигациями федерального займа, однако сумма направленных для этой цели облигаций не должна превышать 25% уставного капитала.

Собственный капитал представляет собой специальные фонды и резервы, предназначенные для обеспечения устойчивости банка, его экономической стабильности, а также для покрытия возможных убытков. Он, в отличие от уставного капитала, является более динамичным, так как составляющие его части на протяжении месяца или более длительного отрезка времени периодически изменяются. Собственный капитал образуется за счет следующих источников:

  • уставный капитал;
  • резервный фонд, создаваемый в целях обеспечения стабильности банка и использующийся для покрытия убытков и потерь.
  • эмиссионный доход, т. е. разница между номинальной и рыночной (курсовой) стоимостью акций, так как, независимо от номинальной цены, акции на фондовом рынке продаются по рыночной цене или курсу, находящемуся в прямой зависимости от процентной ставки. Теоретически курс акций равняется сумме денежного капитала, которая, будучи вложена в банк или отдана в ссуду, принесет доход, равный дивиденду, получаемому по акциям;
  • текущие доходы банка, уменьшение на текущие расходы;
  • нераспределенная прибыль банка за минусом убытков текущего года и прошлых лет;
  • другие фонды, создаваемые из прибыли после расчетов с бюджетом.

Особое место в формировании ресурсов банка занимает субординированный кредит. Он привлекается банком для временного пополнения собственного капитала на срок не менее пяти лет.

До тех пор пока сохраняется уставный фонд как часть собственного капитала, банк считается защищенным от банкротства. Банкротство банка наступает тогда, когда уставный капитал приобретает характер отрицательной величины.

Г. Мещеряков

Добавить комментарий