Публичное и частное

Более полному осмыслению понятия способствуют не только изучение и анализ его составных элементов, но и сравнение его с однопорядковыми явлениями.

Рассмотрим гражданское право, по западному примеру, в системе частного и публичного права.

Классическое разграничение публичного (juspublicum) и частного права (jusprivatum) дал Ульпиан: «Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства в целом; частное — относится к имущественным выгодам отдельных лиц». Продолжая эту мысль, Ульпиан здесь же говорит о публичной и частной utilia (полезности), но не противопоставляет их, что позволяет сделать вывод: в публичном праве интересы государства преобладают, но его нормы могут служить и частным интересам; нормы частного права в той или иной мере, прямо или косвенно реализуют интересы всего общества.

Условно все теоретические конструкции разграничения публичного и частного права по критерию классификации можно разделить на три основных блока: теории интереса (Р. фон Иеринг, Д. И. Мейер, А. Меркель и др.), предмета и метода правового регулирования (соответственно — К. Д. Кавелин, А. Тон и др.). Блистательные опыты разграничения и соотношения частного и публичного права продемонстрировали западные и российские ученые, например М. М. Агарков, М. И. Кулагин, В. Ф. Попондопуло, В. В. Ровный, Б. Б. Черепахин, Г. Ф. Шершеневич и др.

Гражданское право выступает ядром частного как в силу исторических причин (например, семейное право выделилось из гражданского только в XX в.), так и в силу максимальной разработанности. Это нашло отражение и в программе «Становление и развитие частного права в России», одобренной Указом Президента РФ от 7 июля 1994 г. № 1473.

Однако на современном этапе наблюдается взаимопроникновение частного и публичного права, например в сфере отношений, регулируемых банковским, жилищным, семейным, транспортным законодательством.

Спецификой современного этапа развития является применение гражданского права к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям (п. 3 ст. 2 ГК) в случаях, прямо предусмотренных законодательством (например, ст. 13 ГК).

Средства и частного, и публичного права используются при регулировании транснациональной деятельности, в том числе инвестиционной, и определении правового статуса транснациональных корпораций.

Примером сочетания частно- и публично-правового регулирования отношений в целях стабилизации экономики, предотвращения финансовых махинаций, неосновательного обогащения, нормализации собираемости налогов и т. д. являются ограничения на природу средств, направляемых на оплату, например, вкладов в уставный капитал акционерного общества.

Конституционный Суд РФ со ссылками на Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950) и Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утв. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 от 9 декабря 1988 г.), дал расширительное толкование ст. 1070 ГК (частное право) о возмещении вреда, причиненного гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (публичное право).

Тенденция взаимопроникновения частного и публичного права находит отражение и в актах других высших органов судебной власти (например, единый подход административного и гражданского законодательства к вопросу об органах юридического лица — п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»; соотношение института недействительности сделок и публичные правонарушения — п. 5—7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 апреля 2008 г. № 22 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Предметом отдельного исследования является взаимодействие гражданского права с социальным правом и тенденция социализации гражданского права.

Содержание.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Публичное и частное право……………………………………………………4
2. Вещное право…………………………………………………………………..5
3. Обязательственное право…………………………………………………….10
4. Договор найма рабочей силы………………………………………………..13
5. Брачно-семейное и наследственное право………………………………….13
6. Изменения форм гражданского процесса…………………………………..14
7. Уголовное право и процесс…………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованных источников……………………………………………22
Введение.
По одному известному выражению, римляне «трижды покоряли мир». Первый раз — легионами, второй — христианством, третий — правом.
В существующей в настоящее время практике преподавания юридических дисциплин римская юриспруденция не выделяется в самостоятельный предмет изучения и рассматривается вместе с римским правом. Между тем выработанные римскими юристами приемы обработки правового материала, способы формулирования правовых норм, их классификации и систематизации, рациональные методы разрешения споров, дефиниции, понятийный и терминологический аппарат составляют наиболее ценный компонент римской правовой культуры. «Если римское право как совокупность юридических норм,- пишет известный итальянский правовед Б. Бионди, — для нас, современников, не только прошлое, но также история и как таковое и должно рассматриваться, то римская юриспруденция, т. е. наука римского права, все еще живет и нередко говорит еще сегодня несколько полезных вещей. Современные юристы часто жалуются на пробелы римского правопорядка, нередко обличают некоторые институты, с улыбкой смотрят на церемонию манципации, как и на кажущуюся столь же смешной античную форму «sponsio», бросают сочувственный взгляд на ряд принципов и институтов, считая их историческим курьезом и сравнивая их с обычаями отсталых народов; но римская юриспруденция, не переставая оставаться древней, даже по прошествии веков составляет наше правовое наследие и наполняет наше чувство юриста». Римские правовые тексты — будь то Институции Гая или Дигесты Юстиниана — могут рассматриваться с двух точек зрения. С одной стороны, в них можно видеть лишь юридические нормы, регулирующие поведение людей. С другой стороны, на них можно взглянуть как на систему знаков, выражающих определенный стиль юридического мышления, определенное мировоззрение. Юриспруденция Древнего Рима, т. е. стоящие за римскими правовыми нормами теоретические идеи, принципы разрешения споров, логика юридического мышления, юридическая техника и т. д. — все это имеет для современного юриста не только познавательное, но и практическое значение. Римская юриспруденция была «первой попыткой в разработке всеобщей теории гражданского права». Понятие «римское право» часто употребляется в литературе в широком смысле — под ним понимается не только совокупность юридических норм, но и то, что относится сугубо к сфере юриспруденции. И это не случайно. Нормативная часть правовой культуры Древнего Рима и римская юриспруденция тесно взаимосвязаны между собой. Коротко говоря, юриспруденция-это деятельность, обслуживающая механизм функционирования и развития права. Римское право как совокупность юридических норм есть в огромной мере создание римской юриспруденции.
1. Публичное и частное право.
В судебной практике и юриспру­денции Рима в классический период было выработано деление права на публичное и частное. Это деление, отразившее присущее любому цивилизованному обществу противоречие между частным и общественным интересом, оставило глубокий след в последую­щей истории права. По характеристике Ульпиана, публичное право относится к положению римского государства, а частное — к пользе отдельных лиц.
Деление права на публичное и частное, которое в произведе­ниях римских юристов объяснялось чисто логически и в отрыве от социального содержания права, имело под собой объективные раз­личия в методах правового регулирования. Публичное право носи­ло императивный характер, оно включало в себя отношение вла­сти — подчинения. В частном праве выражались отношения формально равных лиц, но находящихся в обществе с имущественной дифференциацией всегда в экономически неравном положении. Его субъекты имели определенную правовую и хозяйственную автономию. Охрана частных интересов осуществлялась лишь по ини­циативе заинтересованных лиц.
Римские юристы утверждали, что публичное право как выра­жение «общественного интереса» стоит выше частного («частные соглашения не должны изменять публичного права»). Но публич­ное право классического периода было менее разработанным, чем частное право. Кроме того, в связи с кризисом республиканских порядков, а затем и утверждением монархического строя «общественный интерес», лежащий в основе публично­го права, в римской юриспруденции все более откровенно связывался с интересами императоров. В период империи верноподданически настроенными юристами по существу было создано новое публичное право, которое порывало с республиканскими и демоническими традициями, обосновывало произвол римских императоров.
Частное право, где коллективные интересы общества и госу­дарства реализовывались путем защиты интересов отдельных его представителей, выступавших в качестве собственников, в класси­ческий период получило значительно более глубокую и тонкую разработку. Отражая объективные потребности развитого торгово-денежного оборота, оно преодолело былой формализм и охва­тило более широкий круг отношений, связанных с товарным про­изводством. Римское частное право в классическую эпоху достигло высокого для своего времени уровня юридической техники. Именно частное право Рима оказало большое влияние на последующую историю права, было воспринято многими правовыми системами в эпоху средневековья и в новое время. Достижения римской юрис­пруденции используются также в праве и юридической науке даже тех стран мира, где не существует деления права на публичное и частное.
2. Вещное право.
Правовое регулирование вещных отношений занимало центральное место в римском частном праве. Само поня­тие вещного права еще не было известно римским юристам, но они четко отличали вещные иски (actiones in rem) от личных исков (actiones in personam), связанных с обязательственными отноше­ниями.
Для практических целей римские юристы классической эпохи использовали целый ряд классификаций ве­щей, с которыми в имущественном обороте были связаны различ­ные последствия. Это уже известное нам деление вещей на манципируемые и неманципируемые, утратившее постепенно свое бы­лое значение, а также на движимые и недвижимые, делимые и неделимые, заменимые (определяемые родовыми признаками) и незаменимые (индивидуально определенные) вещи и т.п.
Особое место в имущественных отношениях в римском госу­дарстве, где экономика носила аграрный характер, занимала земля. Наряду с землями, которые еще в древнейший период перешли в частную собственность отдельных рабовладельцев, длительное время существовала также государственная земля, рассматриваемая как общественная (ager publicus). После принятия закона Лициния борьба вокруг этой земли не только не ослабла, но разгорелась с новой силой. Нобилитет расхищал эти земли, создавая на них крупные рабовладельческие латифундии, с которыми не могли конкуриро­вать мелкие крестьянские хозяйства. Поскольку чрезвычайные за­конодательные меры, которые осуществили братья Гракхи с це­лью перераспределения земли в пользу мелких собственников, не дали результата, логическим итогом всего предшествующего раз­вития Рима стал аграрный закон 111 года до н.э., который преду­смотрел, что земли, составлявшие общественный фонд, больше не подлежат переделу. Это окончательно закрепило частную собст­венность на землю, сделало ее безраздельно господствующей.
Потребности имущественного оборота и расширение терри­тории римского государства привели к появлению в классическую эпоху новых видов права собственности. Поскольку известная пред­шествующему периоду квиритская собственность имела ярко вы­раженный национально-римский характер и становилась все бо­лее архаичной в силу целого ряда условностей, необходимых для ее приобретения, сама жизнь потребовала выработки новых и ме­нее сложных форм закрепления собственнических интересов. В рам­ках преторского права с помощью особых юридических средств была создана конструкция так называемой преторской, или бонитарной, собственности. Претор в тех случаях, когда в силу несо­блюдения формальностей квиритского права приобретатель вещи не мог получить статус квиритского собственника, брал под защи­ту интерес покупателя, фактически закрепляя приобретенную им вещь в составе его имущества (in bonis).
Для защиты прав бонитарного собственника преторы использовали и институт давностного владения, известный квиритскому праву. Претор признавал бонитарную собственность в конечном счете и квиритской, как если бы такое право возникло на основе приобретательной давности. Таким образом, бонитарный собствен­ник, владеющий вещью, получал защиту претора от притязаний со стороны квиритского собственника, чье право на вещь станови­лось «голым». Со временем преторы стали предоставлять бонитарному собственнику юридическую поддержку и на тот случай, когда в силу тех или иных обстоятельств последнему приходилось доби­ваться возврата вещи от других лиц (в том числе и от квиритского собственн……..
Список использованной литературы.
1. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. — М.:Юристъ, 1996. — 576с.
2. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидкова О. А. — М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА ? М, 1998. — 480 с.
3. Римское частное право: Учебник/ Под ред. И.Б. Новицкого и И.С.

Перетерского. — М.:Юристъ, 1996. — 544с.
4. Новицкий И.Б. Римское право. — Изд. 6-е, стереотипное. — М.:ТЕИС, 1997.
— 245с.
5. Всеобщая история государства и права: Учеб. Пособие / Д.Е. Тагунов. — Мн.: Книжный дом, 2005. — 400 с., ил.
6. Томсинов В.А. Юриспруденция в Древнем Риме (классический период). // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1995, № 2.
7. Омельченко О.А. Основы римского права: Учебное пособие. — М.:Манускрипт, 1994. — 232с.
8. Бартошек М. Римское право: Понятия, термины, определения: пер. с чешск. — М.:Юрид.лит., 1989. — 448с.
9. Подопригора А.А. Основы римского гражданского права: Учебн. пособие. -К.:Выща шк., 1990. — 284с.

Публичное право — совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса.

К публичному праву, к примеру, относятся — административное, налоговое, финансовое право.

Право делится на частное и публичное право. Такое деление было выработано еще в Древнем Риме, где выделяли публичное право (jus publicum, лат.) и частное право (jus privatum, лат.). По определению юриста Доминиция Ульпиана (III в.) публичное право относится «к положению римского государства», частное право — «к выгоде отдельных лиц».

Частное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих права, интересы и обязанности отдельных лиц и их объединений.

Для публичного права характерны отношения власти и подчинения субъектов права. Для частного права характерно юридическое равенство субъектов права, их равное правовое положение.

Публичное право характеризуется отношениями субординации (централизации). Частное право характеризуется отношениями координации (децентрализации).

В книге «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА», Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина, Москва, Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996 разъясняется:

«Имеется тесная устойчивая связь между отраслями публичного и частного права, которую впервые обосновал древнеримский юрист Ульпиан (170–228 гг.). По его мнению, публичным правом является все то, что относится к положению государства. В частное право входит все то, что составляет пользу отдельных лиц.

В современной юридической литературе к публичному праву относят государственное, административное, финансовое, земельное, природоохранительное, уголовное, уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное право. Систему частного права составляют гражданское, семейное и трудовое право.

Критерий различения публичного и частного права видится в том, что публичное право регулирует отношения государства, его органов с гражданами и иными субъектами права. При этом государственные органы выступают в качестве носителей государственно-властных (публичных) полномочий, реализация которых осуществляется в интересах и во благо общества, государства, тех или иных социальных слоев, групп.»

Право тесно связано с существованием общества, следуя этому, условия возникновения права являются социальными. Право «проявляется» только в обществе, как специфический порядок общественных отношений, участники которых имеют определенную социальную свободу действовать тем или иным образом, закрепленную в обязанностях других лиц.

При первобытно-общинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества, происходившим в тот период. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс («мононормы»), в единство, обеспечивающее достаточно полную регламентацию еще не очень сложных тогда общественных отношений.

Развитие первобытного общества, о котором говорилось выше, привело на определенном этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо особая социальная группа, составлявшая чиновничий государственный аппарат, который стал фактическим собственником средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную собственность. В обоих случаях возникли социальное неравенство и эксплуатация человека человеком, иногда носящая замаскированный характер. Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками сохранявшийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием.

Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нарушений, были представители формирующихся господствующих классов, социальных групп, в руках которых находилась не только собственность (общественная или частная), но и публичная власть. И именно формирующийся государственный аппарат использовал эту власть для пресечения подобных нарушений и осуществления мер принуждения к лицам, их совершающим. Возникают, таким образом, правовые обычаи, т.е. такие обычаи, которые обеспечиваются государством.

Следует указать на то, что процессы классообразования, формирования государства и возникновения права протекают параллельно, они подкрепляют друг друга.

Развитие общества с появлением даже зачатков государства резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры. Можно выделить два основных пути развития права.

Там, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений.

В обществе же, основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство, и прежде всего гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных общественных отношений.

В судебной практике и юриспруденции Рима в классический период было выработано деление права на публичное и частное. Это деление, отразившее присущее любому цивилизованному обществу противоречие между частным и общественным интересом, оставило глубокий след в последующей истории права. По характеристике Ульпиана, публичное право относится к положению римского государства, а частное — к пользе отдельных лиц.

Деление права на публичное и частное, которое в произведениях римских юристов объяснялось чисто логически и в отрыве от социального содержания права, имело под собой объективные различия в методах правового регулирования. Публичное право носило императивный характер, оно включало в себя отношение власти — подчинения. В частном праве выражались отношения формально равных лиц, но находящихся в обществе с имущественной дифференциацией всегда в экономически неравном положении. Его субъекты имели определенную правовую и хозяйственную автономию. Охрана частных интересов осуществлялась лишь по инициативе заинтересованных лиц.

Римские юристы утверждали, что публичное право как выражение «общественного интереса» стоит выше частного («частные соглашения не должны изменять публичного права»). Но публичное право классического и постклассического периода было менее разработанным, чем частное право. Кроме того, в связи с кризисом республиканских порядков, а затем и утверждением монархического строя «общественный интерес», лежащий в основе публичного права, в римской юриспруденции все более откровенно связывался с интересами императоров. В период империи верноподданически настроенными юристами по существу было создано новое публичное право, которое порывало с республиканскими и демократическими традициями, обосновывало произвол римских императоров.

Публичное право регулирует отношения по вертикали, а не по горизонтали, т.е. отношения подчиненности. В области публичного права должен действовать не принцип: «Что не запрещено, то дозволено», а принцип: «Разрешено то, что дозволено правом».

Хотя публичное право и связано напрямую с государством и его властной деятельностью, но в нем вместе с тем должны быть выражены принципы, закрепляющие основные права и свободы личности, их защиту, а также принципы, ограничивающие произвол власти.

Частное право, где коллективные интересы общества и государства реализовывались путем защиты интересов отдельных его представителей, выступавших в качестве собственников, в классический период получило значительно более глубокую и тонкую разработку. Отражая объективные потребности развитого торгово-денежного оборота, оно преодолело былой формализм и охватило более широкий круг отношений, связанных с товарным производством. Римское частное право в классическую эпоху достигло высокого для своего времени уровня юридической техники. Именно частное право Рима оказало большое влияние на последующую историю права, было воспринято многими правовыми системами в эпоху средневековья и в новое время. Достижения римской юриспруденции используются также в праве и юридической науке даже тех стран мира, где не существует деления права на публичное и частное.

Частное право — это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Критериями классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществе роль и характер интересов, защищаемых теми или иными нормами.

Нормы, обеспечивающие общезначимые (публичные) интересы — интересы общества и государства, относятся к отраслям публичного права.

Все остальные, т. е. те, которые имеют своим непосредственным назначением защиту частных интересов граждан, образуют отрасли частного права.

Публичное право образуют нормы, регламентирующие порядок организующей деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон возникающих отношений является государство, которое с помощью властных велений обеспечивает подчинение других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц.

Однако это не означает, что государство или органы, его представляющие, не могут быть участниками частноправовых отношений.

Советская юридическая наука неплохо изучила сферу публичного права (централизованное управление и императивные методы, его сопровождающие), чего нельзя сказать о частном праве.

Частное право связано, прежде всего, с возникновением и развитием частной собственности. Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции. Недаром формирование капиталистических отношений вызвало рецепцию римского права.

Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семей но-брачного, трудового права, а публичное — из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.

Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.

Для публичного права характерны:

одностороннее волеизъявление;

субординация субъектов и правовых актов;

преобладание императивных норм;

ориентация на удовлетворение общественного интереса.

Для частного права характерны:

свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;

равенство сторон;

преобладание диспозитивных норм;

ориентация на удовлетворение частных интересов.

Гражданское и административное право (аккумулируя дозволительный и обязывающий режимы регулирования) являются олицетворением частных и публичных начал, а уголовное (выражая запрещающий режим воздействия на адресата) выполняет публичные задачи по защите социально значимых отношений.

Деление права на частное и публичное несколько условно. В правовой системе они тесно переплетены. Ведь частное право не может существовать без публичного, которое защищает и обеспечивает нормальное функционирование первого. Поэтому на практике довольно часто возникают комбинации публичного и частного институтов. Наглядными примером этому является развивающееся информационное право. По поводу его дальнейшего развития в Окинавской хартии глобального информационного общества 2000 г. специально подчеркивается жизненная важность не только частных, но и публичных властных начал формирования и передачи информации, которые в конечном счете защищают и обеспечивают частный интерес.

Между публичным и частным правом, а также входящими в них отраслями складываются не субординационные (отдающие приоритет какой-то одной отрасли), а координационные связи, обеспечивающие системное воздействие на общественные отношения. В связи с этим нормы ГК РФ не должны подменять нормы земельного или природоохранного законодательства, отдающих предпочтение общественным интересам. Публичное право активно используется для защиты общественных интересов при использовании природных ресурсов и для выравнивания положения экономически неравных субъектов в частноправовых отношениях, когда экономически сильная сторона распределяет права в свою пользу, нарушая необходимый баланс интересов. Тем самым публичное право обеспечивает равные возможности разных субъектов в их свободной конкуренции.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное — общественные, государственные);

предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному — неимущественные);

метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном — субординации);

субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством, либо между государственными органами).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие

Добавить комментарий