Пути формирования государства

Методология науки теории государства и права.

Методология ТГиП – это применение объективно существующей системы способов и приемов исследования государственно-правовых явлений.

Философские подходы составляют методологическую основу теории государства и права. Методологическая основа современной отечественной теории государства и права характеризуется многообразием философских подходов или иными словами – плюрализмом. Если прежде в нашей стране превалировала только марксистско-ленинская философия, т. е. диалектический и исторический материализм, то сегодня российская теория государства и права может использовать любые философские подходы, которые помогают установлению научной истины.

Общенаучные методы:

— диалектика (использует такие категории, как анализ и синтез, качество и количество, форма и содержание, борьба противоположностей);

— историзм (исследование государственно-правовых явлений в хронологическом порядке, начиная от их возникновения, с учетом влияния исторических фактов определенной эпохи).

Частнонаучные методы:

— статистический анализ (на основе статистической информации выявляются тенденции развития тех или иных явлений и делаются оценочные выводы);

— социологический анализ (обобщает правотворческую и правоприменительную деятельность государства, устанавливает критерии ее эффективности путем проведения опросов и анкетирования);

— формально-логический анализ (используется при систематизации правовых норм, помогает определить место правового явления в правоприменительной системе);

— математический анализ (актуален при работе с количественным материалом);

— сравнительный анализ (основан на сравнении государственно-правовых институтов различных стран с целью использования наиболее прогрессивного мирового опыта в правовом и государственном строительстве отдельно взятого государства);

— системный анализ (исследование правовых и государственных институтов в целом, а также отдельных их частей, выявление общих закономерностей всей системы и составляющих ее частей, например системы судебных органов).

Специальные методы:

— технико-юридический анализ (использует нормативно-догматический подход);

— толкование (уяснение и разъяснение смысла и содержания правовых норм).

Пути и формы возникновения государства.

Восточный (азиатский) путь возникновения государства присущ странам Древнего востока, Африки и др. Основой государственности восточного типа явилась государственная собственность, также существовала частная собственность монарха и его приближенных. Такой характер собственности определял специфическую пирамидальную структуру общества.

Западный (европейский) путь возникновения государства характерен для Афин и Древнего Рима, где основополагающим фактором была частная собственность и как следствие – существовало классовое разделение людей. Защита собственности и собственников явилась одной из первопричин появления государственности.

Смешанный (интегративный) путь характерен сочетанием различных обстоятельств, ряд из которых становится определяющим, главенствующим. Государственность возникает на предфеодальной основе с сохранением свободы землевладельцев и их прав собственности.

Афинская – классическая форма. Государство возникло в силу так называемых внутренних причин в связи с развитием общества, его основ – производства, разделения труда, торговли, появлением денег и частной собственности. Было учреждено центральное управление – Совет. Население было разделено на благородных, землевладельцев, и ремесленников. При этом только первые могли занимать общественные должности. Во главе стоял избранный от территориальных племен Совет пятисот. Создается полицейская служба, состоявшая из рабов, которые были абсолютно бесправны.

Древнеримская. Здесь государство возникает в результате борьбы патрициев (членов римских родов) и плебеев (пришлого населения в Древнем Риме). Роды (10) объединялись в курию, а курий – в племя. Во главе рода стоял старейшина; старейшины 300 родов составляли сенат. Народное собрание (собрание курий) избирало царя, принимало законы. Плебс – это свободные люди, владеющие собственностью, выплачивающие налоги (при этом они не могли занимать должностей, участвовать в собраниях). В результате реформ было образовано новое народное собрание, в котором участвовали все, несущие воинскую службу. Таким образом, органы родовой власти древних римлян стали выполнять государственные функции.

Древнегерманская форма появления государства связана с завоеваниями диких германских племен (варварами) больших территорий, населенных различными народами, в том числе Римской империи. В германских племенах была организована власть над провинциями: крупный военачальник назначается центральной властью (наместником), при нем образуется постоянное войско. При наместнике существовал совет – из местной знати, как совещательный орган. Во главе областей становятся графы. Отсюда появились понятия наместничество, графство.

Особенностью социальной власти и норм в первобытном обществе было то, что они были составляющими жизнедеятельности людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода. Это было связано с несовершенством орудий труда, их низкой производительностью. Отсюда и необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и распределении продуктов на основе равенства. Такие обстоятельства влияли на природу власти и норм первобытного общества.

Соблюдении формы власти.

Процесс перехода от государственного содержания социальной власти и норм государственной и правовой организации происходил в течение длительного времени (по современным данным он составляет более 2 млн лет). Самым интенсивным он был в период, когда первобытный человек вступила в эпоху неолитической революции. Неолитическая революция и переход человечества (на рубеже VII-V тыс. до н.э.) от привласнюючого хозяйства к производящей экономики, имели такие последствия в социальной сфере:

— переход от праобщини (первобытного стада) к родовой общины, от родовой общины к общине производителей;

— появление ранних оседлых земледельческих общин в регионах, благоприятных для проживания людей;

— их успешная хозяйственная деятельность.

Резкое увеличение численности и плотности населения обусловили разрастания земледельческих общин, что проявлялось, прежде всего, в выделении новых семейно-клановых групп. На территории земледельческо-родовой общины размещалось несколько поселений, которые с ростом и оживлением хозяйственной жизни трансформировались в поселение городского типа.

Со временем усложнялась внутренняя организация семейно-родовых групп, их члены приобретали новых культурных и производственных навыков, начинался разделение труда на земледелие, скотоводство, ремесленничество. Все это способствовало повышению эффективности общественного и коллективного производства. Производящее хозяйство могло не только удовлетворять минимальные жизненные потребности членов семейно-кланового коллектива, но и создавало «излишки», т.е. прибавочный продукт. Его сначала реализовывали по принципу внутрішньородового эквивалентного обмена, но постепенно дополнительный продукт начал приобретать характер товара.

Становление товарного производства обусловило рост прибавочного продукта, накопления богатства. Это стало основой возникновения имущественного неравенства между отдельными семейно-клановыми общинами, а также в самих родовых группах.

Постепенный рост общественного продукта усугубляло имущественную дифференциацию, а значит, закрепляло за общинно-родовой верхушкой имущественные и социальные привилегии. Однако предоставление вождю привилегий не означало отказа от принципа эквивалентного (равноценного) обмена, поскольку они были всего лишь компенсацией за осуществление им сложных функций и ответственность, которую он брал на себя. Родовые должности в семейно-клановой группе давали вождям в новых условиях не только престиж и авторитет, что было характерно для предыдущего этапа общинного строя, но и высокий статус. При этом выборные процедуры, которые отражали древнюю демократическую традицию, еще сохранялись.

Обязанности главарей семейно-родовых общин все різноманітнішали. К ним относились:

— организация общественных работ;

— перераспределение земельных участков по мере изменения численного состава группы;

— поддержка отношений с соседними семейно-клановыми коллективами;

— перераспределение прибавочного продукта, который осуществлялся не вождем лично, как это было на стадии эквивалентного обмена, а усилиями всей группы (новая и важная функция).

в Результате неолитической революции и усложнения социальной и хозяйственной структуры произошли глубокие изменения в осуществлении власти в семейно-клановых группах. Власть вождя семейно-клановой группы, как и раньше, сохраняла догосударственный характер. Однако его функции, особенно распределительная, приближали его власть к политической, государственной, поскольку она приобретала большой силы и обязательности для членов семейно-родовой общины. Она становилась в большей степени властью положения, высокого управленческого статуса и не зависела, как это было прежде, от личностных качеств вождя. Именно поэтому не просто авторитет, а его властные функции начали приобретать наивысшей ценности для членов группы, которые все чаще вступали в острое соперничество за лидерство. Амбициозные стремления к власти подкреплялись желанием навязывать свою волю коллектива, получать от власти вполне определенные имущественные и личные привилегии.

Одним из важнейших последствий неолитической революции, имевшие прямое отношение к генезиса государства, развитие межродовых связей и формирование надобщинних структур. их возникновение и эволюция происходили спонтанно и приобретали под воздействием конкретно-исторических фактов разнообразных форм. Некоторые из них были типичными для одних народов, но не получили развития в других. Заметную роль в процессе становления государственности сыграла одна из форм межобщинных связей и организационных структур — племенной строй. Естественным результатом эволюции общинного строя было возникновение большого количества семейно-клановых общин, что привело к появлению больших социальных образований — братств (фратрій) и племен, а иногда и к союзу племен.

Племя, как правило, имело свою территорию, имя, язык (или диалект), свои религиозные и бытовые обряды. Постепенно формировались и органы племенного самоуправления, прежде всего племенной совет, к которой принадлежали вожди (старейшины) всех родов племени. Членов племенных советов, а также вождя племени выбирали соплеменники, которые могли их и сбросить. Любой из них имел право на заседании совета высказывать собственное мнение в отношении решений или действий вождя.

Деятельность племенных органов способствовала:

— організуванню коллективных работ;

— расширению связей между семейно-клановыми группами (в частности, міжобщинному обмена продуктами);

— урегулированию межклановых конфликтов, а также отношений с другими племенами.

Сначала эти органы решали только те вопросы, которые выходили за пределы интересов семейно-клановых групп. Однако постепенно, по мере развития экономики, производящая определенные продукты, осложнения внутрішньоплемінної организации центр тяжести в родоплемінному самоуправлении сместился на племенной уровень, что подрывало значимость и устойчивость общинной демократии.

Протогосударство.

Важным этапом в предыстории государства и права наряду с образованием сложных надобщинних структур стало формирование принципиально новых основ управления обществом, которое по своей сути было переддержавним. Новый тип управленческой деятельности определялся потребностями общественной жизни, усложнением хозяйственной деятельности и всей системы социокультурных связей людей. Наряду с другими видами общественного разделения труда (отделение скотоводства от земледелия и т.д.) происходило преобразование управленческой деятельности на профессиональную. Разделение людей на две неравные по численности группы (управляющих и управляемых) начало приобретать важного общественного значения и стало последней ступенью в процессе образования государства. Руководящие должности давали их обладателям большие материальные выгоды, позволяли им навязывать свою волю коллектива. Управленческая верхушка формировалась, не хотела отдавать власть и привилегии, стремилась закріпити. ее за своими семьями и кланами. Организационная деятельность приобретала политического характера, а административно-общинная знать превращалась в государственную. Нередко общинная верхушка, используя свой авторитет и систему религиозно-мифологических обоснований, консолидировалась в замкнутую, закрытую для большинства соплеменников, группу сословного или кастового характера. Так возникла протогосударство.

Протогосударство объединяла несколько поселений (групп поселений) вокруг, как правило, культового храмового центра, что имел религиозное значение для всей новой сообщества. Он объединял несколько тысяч человек, сосредоточивал богатства сообщества, подавлял, подчинял себе периферийные поселения, устанавливал вассальные отношения с соседями. Глава центрального поселения возглавлял округ и имел особый ранг-титул. Главное его право — мобилизация членов общин на общие работы, хозяйственную пользу от которых он определял сам. Эти работы были основой появления избыточного продукта, который перераспределяли между членами общин. На Востоке насущной потребностью была ирригация, что и предопределило направление деятельности граждан.

Главе округа подчинялись главы общин. При них существовали военные советы. Особый слой элиты жрецы — лица, связанные с религиозно-культовыми церемониями и обрядами. Главы культов были вождями и правителями. Эта организационно-политическая структура утверждалась с усилением централизации и ослаблением автономии общин. Именно от силы центра все больше зависело выживание всего сообщества. Это обусловило укрепление единоличной власти как единственного в тех исторических условиях средства утвердить сильную организацию. Религиозно-священный характер власти обеспечивал ее правовое обоснование.

На эволюцию власти влияла социальное неравенство. Экономическую основу протогосударства составил общий контроль над ресурсами. Перераспределение их правителем заключался в получении дани как государственной повинности и дальнейшем ее перераспределении по его усмотрению. Материальные выгоды получал уже не весь народ, а слои, близкие к политической верхушки. Они начинали рассматривать коллективный продукт как свою собственность. Так возникали класса, различавшиеся по степени присвоения общественного продукта и причастности к управлению. Разрыв в социальном статусе стал политическим: протогосударство эволюционировала в раннюю государство.

Ранняя государство.

Она была гораздо многочисленнее общностью — несколько десятков или сотен тысяч человек, которые обеспечивали необходимый количественный и качественный уровень труда и продуктов, отчуждаемых в пользу государства. На этом этапе население было этнически разнородным, что было обусловлено завоеваниями. Этнические разногласия дополняли социально-политическую иерархию.

Администрация государства выполняла определенные функции и была поделена на три уровня:

1) центральная администрация (как правило, администрация доминирующего округа) была вполне самостоятельным образованием, отделенным от родов, общин, кланов; занималась исключительно общегосударственной деятельностью;

2) администрация областей, что унаследовала организацию и задачи старых протодержав; как правило, она находилась в клановой преемственности к ним;

3) общинная администрация — традиционная и самая древняя по происхождению. В этот период она не была еще отделена от традиционно общинного самоуправления (выборность, коллективные органы), но полномочия ее стали более элементарными: главное — выполнить решение высшего уровня.

Распределение по уровням закреплял, образования профессиональных классов-сословий: жрецов, воинов, писцов, ремесленников, сборщиков налогов и т.д.

Первые протогосударства и ранние государства формировались еще в IV — III тыс. до н. э. преимущественно в южной части Азии и частично в Северной Африке, в долине рек Тигра и Евфрата возникли Вавы-лон и Ассирия (тогда — Шумер и Аккад). По соседству были расположены хетттскоегосударство, Финикия, еврейские царства; в Африке, в долине Нила — древний Египет. Несколько позже в Центральной Азии возникла Древнеиндийская государство, а в Восточной — Древний Китай. Как свидетельствуют исторические источники, почти все эти государства, несмотря на региональные особенности, прошли одинаковый путь перерастание первобытного родоплеменного общества в государство, что является свидетельством обоснованности материалистической теории происхождения государства. Подтверждением обоснованности теории насилия является Древняя Индия, как государство появилось после насильственного захвата индейских территорий в середине II тыс. до н. э. арійськими племенами.

Несколько позже переход к государственности состоялся в средиземноморском бассейне, в античном мире. Форму возникновения государства в Афинах считают классической, поскольку она возникла непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя, а ускорение процесса образования государства в Риме связывают с борьбой бесправных, живших вне римских родов, плебеев против родовой аристократии — патрициев. Кроме объективных факторов, в процессе возникновения этих государств большую роль, по сравнению с Востоком, сыграли и субъективные факторы: реформы Солона и Клисфена в Афинах, Сервия Тулия в Риме существенно ускорили процессы имущественной дифференциации и становления государственной организации.

У большинства народов Европы падение первобытнообщинных порядков и становление государственности завершилось лишь в средние века (Государство Франков, Киевская Русь и др.). В Африке, Полинезии и в некоторых других регионах додержавні семейно-клановые отношения просуществовали вплоть до XIX-XX вв. и уступили свои позиции не в результате естественного развития, а в процессе европейской колонизации.

Основные пути возникновения государства

Государства формировались в различных условиях и на разных этапах исторического развития человечества. Однако можно выделить три группы в зависимости от способа разрушения родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и создания публичной политической власти.

Самый ранний тип государства – восточный. Он наиболее тесно связан с первобытным обществом, как бы «вырос» из него. Значительно позже, в античные времена, возник западный тип, основанный на господстве частной собственности. Последним появился так называемый синтезный тип, соединяющий в себе черты западного и восточного, но имеющий и свою специфику.

Восточный путь возникновения государства. Как было сказано выше, сюда относят наиболее древние государства: Древний Египет, Месопотамию и др. Они возникли вследствие разложения первобытных отношений. Роль вождя постепенно повышалась. Именно ему и близким к нему людям начали доставаться основные богатства, добытые в войнах и походах. Отсюда происходит окончательная и бесповоротная ликвидация первобытного равенства. Окружение вождя превращается в знать. Возникает необходимость в новых, более жестких формах управления обществом.

Непосредственной предпосылкой (поводом) к возникновению государства на Востоке явилась необходимость вести масштабные работы (в Египте это были ирригационные работы в долине Нила), в частности их организовывать. Вождь превращается в монарха (фараона, царя и т. п.), а его окружение – в управленцев, быстро разрастается управленческий аппарат.

Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами и распределением продуктов. Именно они во главе с монархом и представляют государство, которое становится организатором масштабных работ. Причем вся собственность принадлежит монарху. Ею он делился с теми, кто ему служил. Подавляющее же большинство населения ничего не имело и было вынуждено работать на государство. Кроме того, сохраняются сельские общины, что тоже делало невозможным существование частной собственности.

Таким образом, можно сформулировать основные черты восточного государства:

? господство государственной собственности, причем единственным собственником долгое время выступал монарх;

? как следствие – низкий уровень развития орудий производства;

? неспособность общества к модернизации;

? огромная роль государственного аппарата;

? социальная дифференциация, происходящая на основе политического неравенства, положения человека в системе власти. На Востоке власть давала и до сих пор дает и богатство, и влияние;

? высокий уровень коррупции и злоупотребления властью, поскольку она не подконтрольна ни собственникам, которых нет (собственник лишь один – государство), ни тем более большинству населения, вообще лишенного собственности на средства производства.

Многие из этих черт до сих пор сохраняются в странах Ближнего и Среднего Востока, которые, в отличие от Японии и других стран Дальнего Востока, не прошли западную модернизацию в XX в. Несмотря на то что в этих мало изменившихся за много тысячелетий государствах приняты конституции, новые законы и избираются президенты, общественные отношения мало отличаются от тех, которые имели место в период их становления. Поэтому их принято называть традиционным обществом.

Западный путь возникновения государства. На Западе государство возникает также в результате имущественного неравенства, но иным путем: появляются частная собственность и раскол общества на классы. Запад прошел через период рабовладения в античный период (Древний Рим). Земля в большей части находилась в частной собственности. Шла постоянная борьба имущих и неимущих классов. Государство как раз и создается для смягчения борьбы и закрепления статус-кво, чтобы обезопасить первых и сохранить за ними собственность.

Наиболее богатые занимают и самые высокие должности в государственном аппарате. Но, в отличие от Востока, они являются собственниками, ни от кого не зависят и сами формируют власть. Афины – классический пример такого пути развития государства. Спарта отличается от Афин тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена, то есть правами обладало подавляющее меньшинство. В Риме сложилась похожая ситуация, но в процесс образования и развития государства вмешивается третья сила – плебс.

Позднее классы меняются (на место рабовладельцев приходят феодалы, а затем – буржуазия), но характер взаимоотношений между ними остается прежним. Имущие подчиняют своей власти неимущих. Однако, в отличие от восточных, западные государства прошли огромный эволюционный путь, постоянно подстраиваясь под изменяющиеся условия. В XX в., когда собственниками стало подавляющее большинство членов общества, а в некоторых государствах – все без исключения, принципы равноправия и демократии, сформулированные в Новое время, стали распространяться на все общество. Вкупе же с высоким уровнем технологического развития это сделало западное общество наиболее жизнеспособным.

Основные черты западного типа государства:

? государство возникло как государство частных собственников;

? в основе государства – господство частной собственности, а поэтому главная цель – ее защита;

? частная собственность обеспечила более высокий уровень орудий труда и технологий в целом;

? западное государство подвергалось эволюции весь период своего существования, корректируя общественные отношения. Особенно быстро и эффективно этот процесс шел в период Нового и Новейшего времени;

? поскольку сегодня широкое распространение получила коллективная форма частной собственности (акционерные и иные общества), то практически все члены западного социума являются собственниками, что позволило большинству государств построить общество всеобщего благоденствия, основанное на социалистической модели.

Следует отметить, что сейчас по западному пути развития идут некоторые страны, прежде относившиеся к восточной модели (Япония, Южная Корея и др.), хотя они и сохраняют в общественных отношениях свою специфику, более высокий уровень коллективизма, чем это принято на Западе.

Синтезный путь возникновения государства. Такие государства не знали рабовладения, в них сразу произошел переход от родоплеменных отношений к раннефеодальным. Причем свершилось это под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Поэтому они сохранили черты как Востока, так и Запада. С Востоком их роднит господство общины, но причина тут – постоянная внешняя угроза. Эти общества либо живут в постоянном враждебном окружении, либо сами стремятся увеличить владения. Они все время расширяются, развиваясь экстенсивным путем. Это является препятствием для их модернизации. С Западом их объединяет наличие этапа феодального землевладения, хотя реализован феодализм был в гораздо более жесткой форме в таких странах, как Пруссия и Россия, вплоть до полного закрепощения крестьян.

В качестве примеров можно привести Византию – государство, давно уже не существующее, а также Россию и Германию (до определенного момента, поскольку в Новое время Пруссия, а затем и вся Германия стали эволюционировать в сторону западного типа государства, к которому они окончательно примкнули после поражения в Первой и Второй мировых войнах).

Выделим основные черты синтезного пути:

? влияние Востока: огромная роль верхушки в лице вождя (на Руси – князя) и дружины, которые и становятся основными собственниками в стране;

? как следствие – преобладание государственной и недооценка частной собственности;

? государство развивается экстенсивно (вширь), постоянно приобретая новые земли и присоединяя другие народы (или родственные народы, как Пруссия), что замедляет процесс модернизации, делает его сложно управляемым и приводит к авторитарным тенденциям;

? господство общины и общинных отношений, что накладывает отпечаток на сознание и психологию населения;

? активное заимствование государственности у других народов (Русь – у Византии, Германия – у Рима).

В настоящее время типичным представителем такого государства остается лишь Россия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий