Расчетное обслуживание счетов бюджетов

Введение………………………………………………………………………10

1.Расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней……… 12

1.1Общая характеристика бюджетной системы, федеральные и местные бюджеты, бюджеты субъектов РФ………………………………………….12

1.2. Характеристика счетов, используемых для учета средств, бюджетов различных уровней……………………………………………………………14

1.3. Характеристика счетов, используемых для учета средств государственных внебюджетных фондов…………………………………….16

2. Осуществление межбанковских расчетов………………………………..18

2.1. Системы организации межбанковских расчетов, их преимущества…18

2.2. Состав участников прямых межбанковских расчетов………………..22

2.3. Договор о корреспондентских отношениях………………………….25

2.4. Преимущества и недостатки централизованной формы расчетов…..26

3. Осуществление международных расчетов по экспортно-импортным операциям……………………………………………………………………………………….27

3.1. Формы международных расчетов: аккредитивы, инкассо, переводы, чеки……………27

3.2. Государственное регулирование операций по покупке и продажи иностранной валюты страны…………………………………………………29

3.3. Содержание типового договора (соглашения) на операции по обмену валют………..30

4 Обслуживание расчетных счетов операций с использованием платежных карт………..31

4.1. Классификация и функциональные свойства банковских карт…………………………31

4.2. Участники в расчетных операциях с использованием пластиковых карт…33

4.3. Особенности операций с использованием банковских карт…………36

Приложения……………………………………………………………………………………….38

Введение

Производственная практика была пройдена в Дополнительном офисе Восточно- Кругликовский ООО КБ Кубань- Кредит.

Цель прохождения производственной практики – закрепление теоретических знаний и приобретение навыков аналитической работы в области банковской деятельности в организации КБ «Кубань Кредит» ООО.

Согласно статье 1 ФЗ » О банках и банковской деятельности” банк представляет собой «кредитную организацию, которая имеет исключительное право осуществлять следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.”

Коммерческая деятельность – важнейшее направление работы Дополнительного офиса Восточно- Кругликовский ООО КБ Кубань- Кредит. Главные составные части этой деятельности – привлечение вкладов, кредитование и, конечно, расчетные операции. За истекший год дополнительный офис банка укрепил свои позиции на рынке коммерческих услуг. Дополнительный офис сумел продемонстрировать впечатляющие темпы роста клиентской базы, доказав тем самым эффективность своей стратегии.
Коммерческий банк «Кубань Кредит» ООО — один из самых активных и растущих банков Краснодарского края, успешно работающий на финансовом рынке региона с 1993 года. Генеральная лицензия № 2518 Банка России. Широкая сеть из 35 дополнительных офисов по Краснодарскому краю позволяет банку сотрудничать с организациями всех форм собственности, предпринимателями и населением расширяя свое влияние на кредитно-финансовом рынке Кубани.
Дополнительный офис Восточно- Кругликовский ООО КБ Кубань- Кредит постоянно внедряет новые компьютерные технологии. Активно работает информационный WEB-сайт офиса банка и другие онлайновые продукты.
В настоящее время Дополнительный офис Восточно- Кругликовский ООО КБ Кубань- Кредит предоставляет широкий спектр услуг юридическим и физическим лицам. Приоритетными направлениями развития бизнеса банка являются: обслуживание корпоративных клиентов, субъектов малого бизнеса и физических лиц. В банке создан значительный организационный, интеллектуальный, технический и финансовый потенциал. Миссия банка заключается в обеспечении потребностей каждого клиента в банковских услугах высокого качества и надежности, сохранение средств клиентов и вкладчиков, их инвестиции в реальный сектор экономики региона.
Реализация целей миссии Банка достигается командой единомышленников, которых объединяет общая система ценностей. На основе этих ценностей создаются и поддерживаются взаимоотношения между сотрудниками, строится система управления внутри банка, а также взаимоотношения банка с клиентами, обществом, участниками.
Ценности банка: порядочность, взвешенность и профессионализм, ответственность, инициативность и креативность, командность и результативность, открытость и доброжелательность, стремление к совершенству.
Реализация основных принципов банка – взвешенная кредитная политика, сфокусированная на запросах и потребностях клиента, современное и высокопрофессиональное обслуживание.
Ключевыми направлениями стратегии развития банка являются:
— повышение ориентированности Банка на удовлетворение потребностей клиентов и приближения услуг к потребителям
— разработка и постоянное обновление ассортимента банковских продуктов в соответствии с потребностями клиентов
— повышение технологии ведения бизнеса для обеспечения высокого качества услуг при оптимальных издержках
— развитие системы комплексного обслуживания с целью повышения лояльности клиентов
— поддержание доверия со стороны клиентов и контрагентов, в том числе за счет лидирующих позиций в региональных рейтингах.
Организация корпоративного управления в Банке направлена на повышение эффективности его деятельности, совершенствование механизма защиты прав заинтересованных сторон и укрепление стабильности Банка.

При рассмотрении деятельности банка прежде всего изучается финансовое положение банка, характеризующиеся системой количественных и качественных показателей, отражающих фактическое наличие, размещение и использование банковских ресурсов.

Анализ деятельности банка включает следующие этапы:

• оценку состояния и результатов деятельности банка в момент проведения анализа;

• сравнение состояния и результатов деятельности банка за выбранный период;

• обобщение результатов анализа и подготовку рекомендаций для принятия решений, направленных на повышения эффективности деятельности банка.

Анализ активных и пассивных операций- основное средство при определении финансовой устойчивости банка. Это объясняется тем, что от качества активных банковских операций зависит достаточность капитала банка и уровень принимаемых кредитных рисков.

Анализ структуры активных и пассивных операций может быть количественным и качественным . При качественном анализе активных операций определяется направление использования средств банка, а при качественном анализе пассивных операций -источники собственных и привлеченных средств.

Основной задачей анализа активных операций является определение:

• доли работающих активов в бухгалтерском балансе банка и их соотношения;

• структуры кредитного портфеля, включая кредитные вложения;

• прочие активы

Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах каждого уровня, в соответствии с законами и постановлениями о бюджетах на соответствующий финансовый год. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг. Указанные нормативы устанавливаются Правительством Российской Федерации. В то же время, органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в пределах своих финансовых возможностей.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на капитальные и текущие. Эта группировка устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов. В расходах бюджетов указываются со знаком минус средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд.

Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Они обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели и т.п.

В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития. Он имеет целевое назначение и предназначен для финансирования приоритетных инвестиционных проектов и программ. Однако в последние годы в связи с необходимостью направления значительных средств на погашение государственного долга бюджет развития в составе федерального бюджета не выделяется.

Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущую работу органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и предприятиям отдельных отраслей экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Предоставление бюджетных средств на текущие нужды осуществляется в следующих формах:

  • * ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
  • * средств на оплату товаров, работ, услуг, производимых или выполняемых по государственным или муниципальным контрактам;
  • * трансфертов населению;
  • * бюджетных кредитов юридическим лицам;
  • * субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
  • * инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;
  • * бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы, государственным внебюджетным фондам;
  • * кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
  • * кредитов иностранным государствам;
  • * средств на обслуживание долговых обязательств, включая государственные и муниципальные гарантии.

Расходы бюджетов подразделяются также на процентные и непроцентные. Процентные расходы — это расходы, направляемые на обслуживание государственного долга. Непроцентные расходы представляют собой расходы бюджета за вычетом процентных расходов. Процентные расходы обусловлены наличием государственного внутреннего и внешнего долга. Они носят непроизводительный характер и зависят от объема заимствований, сроков займов, процентов по займам. Значительное воздействие на процентные расходы оказывает курс рубля по отношению к валютам, в которых произведены заимствования и производятся выплаты процентов. Поэтому при девальвации рубля расходы на обслуживание внешних займов возрастают, и, наоборот, при укреплении рубля они сокращаются. Текущие и капитальные расходы бюджета — это часть непроцентных расходов.

Значительный удельный вес в расходах бюджетов занимают расходы бюджетных учреждений. Они включают: оплату труда работников этих учреждений; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению; командировочные и другие компенсационные выплаты; оплату товаров, работ, услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам, а также в соответствии с утвержденными сметами без заключения контрактов.

Закупки товаров, работ, услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются бюджетными учреждениями только на основании государственных или муниципальных контрактов. Государственный или муниципальный контракт представляет собой договор, заключенный органом государственной власти, местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета. Совокупность государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета образует государственный или муниципальный заказ.

Большая роль в бюджетных расходах отводится трансфертам населению. Это бюджетные средства, выделяемые на безвозмездной и безвозвратной основах и предназначенные для финансирования обязательных выплат населению, предусмотренных законом или решением органа местного самоуправления. Трансферты населению включают: пенсии, стипендии, пособия, компенсации, другие социальные выплаты.

Из бюджета выделяются также средства на возвратной и платной основе в форме бюджетного кредита юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями.

Бюджетный кредит предоставляется на основании заключенного договора при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения обязательства по возврату кредита, имеющего высокую степень ликвидности. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита служат: банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита.

Перед предоставлением бюджетного кредита проводится предварительная проверка финансового состояния получателя кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом, а также целевого использования бюджетного кредита. Возврат бюджетного кредита и плата за пользование им приравниваются к платежам в бюджет.

Процентные и беспроцентные бюджетные кредиты на основании договора предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных соответствующими бюджетами. Органы, исполняющие бюджет, ведут реестры предоставленных бюджетных кредитов по их получателям.

Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Бюджетные ссуды расширяют возможности перераспределения средств в рамках бюджетной системы. За их счет покрывается временная потребность в денежных средствах, вызванная временным лагом между поступлением доходов и финансированием расходов, — кассовый разрыв.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 сентября 2005 г.

Регистрационный N 7006

В целях реализации статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1 (часть 1), ст. 8) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Общий порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации*.

2. Ввести в действие настоящий приказ с 1 января 2006 года.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель

Т. Нестеренко

* Опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» N 38, 19 сентября 2005 г.

Приложение

Общий порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации*

Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1 (часть I), ст. 8) и устанавливает общие правила кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации1 (далее — Порядок).
Порядок кассового обслуживания исполнения отдельных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с учетом особенностей, возникающих при его осуществлении, устанавливается нормативными правовыми актами Федерального казначейства, разработанными в соответствии с настоящим Порядком.
I. Общие положения
1.1. На основании статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее — бюджеты) осуществляется Федеральным казначейством.
1.2. По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с условиями, установленными статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При передаче органу государственной власти субъекта Российской Федерации в установленных бюджетным законодательством Российской Федерации случаях полномочий Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, кассовое обслуживание исполнения указанных бюджетов осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
1.3. Территориальные органы Федерального казначейства и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка (далее — органы кассового обслуживания), осуществляют кассовое обслуживание исполнения бюджетов в соответствии с настоящим Порядком, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими бюджетные правоотношения, возникающие между участниками бюджетного процесса при кассовом обслуживании исполнения бюджетов.
1.4. При переводе исполнения бюджетов на кассовое обслуживание в органы кассового обслуживания подлежат закрытию счета по учету средств бюджетов, открытые в подразделениях расчетной сети Банка России и в кредитных организациях:
органам, организующим исполнение соответствующего бюджета (далее — финансовые органы);
органам, уполномоченным осуществлять отдельные функции по исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) (далее — уполномоченные органы);
главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджетов.
Закрытие указанных счетов осуществляется в порядке, установленном Положением Банка России от 3 октября 2002 г. N 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 декабря 2002 г., регистрационный номер 4068) (далее — Положение Банка России от 3 октября 2002 г. N 2-П).
Не подлежат закрытию счета, открытые:
финансовым органам (уполномоченным органам) для учета операций по обеспечению получателей средств бюджета наличными денежными средствами;
получателям средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), расположенным за пределами Российской Федерации (субъекта Российской Федерации), имеющим право в соответствии с разрешением Министерства финансов Российской Федерации (финансового органа субъекта Российской Федерации) осуществлять операции со средствами федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) на счетах, открытых им в подразделениях расчетной сети Банка России или кредитных организациях (далее — иной получатель средств).
1.5. При кассовом обслуживании исполнения бюджетов органом кассового обслуживания учет операций со средствами бюджетов осуществляется на счетах, открытых указанному органу отдельно для каждого бюджета в подразделениях расчетной сети Банка России, а в случае их отсутствия на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций в кредитных организациях (далее — банки) — на балансовых счетах N 40105 «Средства федерального бюджета», N 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации», N 40204 «Средства местных бюджетов» соответственно.
1.6. Управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют соответствующие финансовые органы, если законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления не установлено иное.
Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются органом кассового обслуживания от имени и по поручению финансовых органов, администраторов поступлений в бюджет, администраторов источников финансирования дефицита бюджета или получателей средств соответствующего бюджета.
1.7. Кассовые операции по зачислению средств на единый счет бюджета (далее — кассовые поступления) и списанию средств с единого счета бюджета (далее — кассовые выплаты) проводятся и учитываются органом кассового обслуживания в соответствии с настоящим Порядком.
Орган кассового обслуживания составляет и представляет информацию о всех кассовых операциях по исполнению бюджета на едином счете соответствующего бюджета финансовым органам, уполномоченным органам, администраторам поступлений в бюджет, администраторам источников внутреннего (внешнего) финансирования дефицита бюджета, главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджета (далее — уполномоченный участник бюджетного процесса) с учетом положений пункта 2.1 настоящего Порядка.
Представление указанной информации осуществляется в соответствии с регламентом о порядке и условиях обмена информацией между органом кассового обслуживания и соответствующими уполномоченными участниками бюджетного процесса при кассовом обслуживании исполнения бюджета (далее — Регламент), утвержденным органом кассового обслуживания по согласованию с финансовым органом.
1.8. Информационный обмен между органом кассового обслуживания, финансовым органом и банком, а также управлением Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.8 настоящего Порядка осуществляется в электронном виде с применением средств электронной цифровой подписи (ЭЦП), с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований.
Если при кассовом обслуживании исполнения местного бюджета у органа кассового обслуживания или финансового органа отсутствует соответствующая техническая возможность информационного обмена с применением ЭЦП, обмен информацией между ними осуществляется с применением документооборота на бумажных и электронных носителях.
1.9. Если территориальному органу Федерального казначейства передаются отдельные функции по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджетные правоотношения, возникающие между территориальными органами Федерального казначейства и участниками бюджетного процесса по исполнению такого бюджета, осуществляются в соответствии с Соглашением об осуществлении отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) (далее — Соглашение), заключенным между территориальным органом Федерального казначейства и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации).
1.10. Обеспечение получателей средств бюджетов наличными денежными средствами организуют финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если иное не установлено Соглашением.
II. Осуществление и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета
2.1. Операции по кассовым поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации в части федеральных, региональных и местных налогов, сборов и иных платежей и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации производится в порядке, установленном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. N 116н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 декабря 2004 г., регистрационный номер 6227), независимо от того, кто осуществляет полномочия органа кассового обслуживания, на счете управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации по учету доходов, распределяемых органами Федерального казначейства.
2.2. Операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на единых счетах бюджетов проводятся и учитываются органом кассового обслуживания по кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
2.3. Орган кассового обслуживания не позднее следующего рабочего дня после получения банковской выписки по единому счету бюджета, содержащей операции по кассовым поступлениям в бюджет, представляет соответствующим уполномоченным участникам бюджетного процесса информацию о кассовых поступлениях в бюджет по каждому платежному документу, в соответствии с которыми осуществляются операции по кассовым поступлениям в бюджет, с учетом положений пункта 2.1 настоящего Порядка.
2.4. Проведение и учет операций по кассовым выплатам из бюджета осуществляются на основании платежных документов, оформленных и представленных в орган кассового обслуживания соответствующим уполномоченным участником бюджетного процесса в соответствии с Регламентом, в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета, открытом органу кассового обслуживания, с учетом положений пункта 1.4 настоящего Порядка.
2.5. Орган кассового обслуживания не позднее следующего рабочего дня после получения банковской выписки с единого счета бюджета представляет соответствующим уполномоченным участникам бюджетного процесса информацию по кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета в соответствии с Регламентом.
2.6. Ежемесячно не позднее третьего рабочего дня месяца, следующего за отчетным, орган кассового обслуживания и соответствующий уполномоченный участник бюджетного процесса осуществляют сверку сумм кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета.
Сверка производится путем предоставления органом кассового обслуживания информации о кассовых поступлениях в бюджет и кассовых выплат из бюджета. Если в течение трех рабочих дней со дня получения указанной информации соответствующим уполномоченным участником бюджетного процесса не представлены возражения в письменной форме, суммы кассовых поступлений в бюджет и кассовым выплатам из бюджета считаются подтвержденными.
2.7. Орган кассового обслуживания ежемесячно представляет финансовому органу субъекта Российской Федерации сводную информацию по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета за месяц и нарастающим итогом с начала года в разрезе бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.
2.8. Если кассовое обслуживание исполнения бюджета осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, которому переданы в соответствии с пунктом 1.2 настоящего Порядка полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, указанным органом дополнительно представляется Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации информация о кассовых поступлениях в бюджет и кассовых выплатах из бюджета в соответствии с заключенным соглашением на передачу указанных полномочий.
2.9. При наличии у органа кассового обслуживания технической возможности им может представляться финансовому органу дополнительная информация о кассовых операциях по исполнению бюджета на едином счете соответствующего бюджета, состав показателей и сроки представления которой определяются Регламентом.

1 В части, касающейся кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, вводится в действие после вступления в силу соответствующего федерального закона.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансирования задач и функций государства и местного самоуправления.

В соответствии с ГК и БК РФ бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

— Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов

— Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов

-Местные бюджеты

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов.

Федеральное казначейство (Казначейство России)- это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ следующие функции:

— обеспечение исполнения федерального бюджета

— кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ

— предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета.

В соответствии с БК РФ обслуживанием счетов бюджетов занимается ЦБ РФ.

Кредитные организации также могут осуществлять отдельные операции со средствами бюджета, например, кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов, а также обслуживать счета бюджетов, в случае отсутствия учреждений ЦБРФ на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

В кредитных организациях для учета средств бюджетов различных уровней органом, исполняющим бюджет и получателям, открываются счета 401-404

Безналичные расчеты физических лиц через удаленные каналы обслуживания банков.

Порядок отражения в учете операций по зачислению средств на счета бюджетов всех уровней

В кредитных организациях для учета средств бюджетов различных уровней органом, исполняющим бюджет, и получателям открываются счета 401-404:

401-Средства Федеральных бюджета

402-Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

403-Прочие средства бюджетов

404-Средства государственных внебюджетных органов.

Пассивные счета, на которые зачисляются доходы бюджетов различных уровней. К ним относятся счета 40101, 40201, 40204

40101-Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства (ФК) между уровнями бюджетной системы РФ

40201-Средства бюджетов субъектов РФ

40204-Средства местных бюджетов.

По Кт. счета проводятся суммы поступивших доходов (налогов, сборов и д. т.)

По Дт. проводятся суммы, перечисленные ОФК на счета соответствующих бюджетов, а также возврат плательщикам налогов

Пассивные счета для учета средств внебюджетных фондов: 40401, 40402, 40403, 40404, 40406, 40408, 40409, 40410.

По Кт. отражаются средства, поступившие в соответствии внебюджетные фонды, а по Дт. операции по расходованию средств фондов. В аналитическом учете ведутся лицевые счета по каждому распорядителю средств.

Для отражения счетов 401-404средств бюджетов разных уровней заключается договор банковского счета и предоставляются все необходимые документы как для открытия банковского счета.

Порядок оформления и отражения в учете возврата налогоплательщикам сумм ошибочно перечисленных налогов и других платежей

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика, о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Порядок и организация налично-денежного оборота

Налично-денежный оборот – движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими функций средства платежа и средства обращения. Это часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный промежуток времени, это процесс непрерывного обращения наличных денежных знаков (банкнот, казначейских билетов, разменной монеты). Этот оборот обслуживает получение и расходование большей части денежных доходов населения. В российской действительности наличные деньги обслуживают также и большую часть хозяйственных связей юридических лиц, особенно частных предпринимателей.

Наличные деньги используются:

– для осуществления кругооборота товаров и услуг;

– для расчетов по выплате заработной платы и приравненных к ней платежей;

– для оплаты ценных бумаг и выплат дохода по ним;

– для платежей населения за коммунальные услуги. Налично-денежный оборот в Российской Федерации организуется государством в лице Центрального банка.

Прием и выдачу наличных денег осуществляют расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России, которые формируют для этой цели оборотную кассу, а также резервные фонды. Резервные фонды банкнот и монет представляют собой запас не выпущенных в обращение денежных знаков для регулирования кассовых ресурсов.

Наличные деньги выпускаются в обращение Банком России на основе эмиссионного разрешения – документа, дающего право Банку России подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т. е. предельного выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.

Основные принципы организации налично-денежного оборота в РФ заключаются в следующем:

– все предприятия и организации должны хранить наличные деньги в коммерческих банках (за исключением суммы лимита, установленного обслуживающим банком);

– банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий всех форм собственности;

– сверх лимита денежная наличность может храниться на предприятиях для выдачи средств на оплату труда, выплат социального характера не более трех дней;

– обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования;

– управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке;

– организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения.

Территориальные учреждения Банка России контролируют работу учреждений банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работу с денежной наличностью.

Для учета операций, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, органами Федерального казначейства открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:

  • лицевой счет, предназначенный для отражения операций главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств по распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования (далее — бюджетные данные) по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств (далее — лицевой счет главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств);

  • лицевой счет, предназначенный для учета операций по кассовым поступлениям в бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты) и кассовым выплатам из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) (далее — лицевой счет бюджета);

  • лицевой счет, предназначенный для учета бюджетных данных, полученных получателем бюджетных средств; для отражения операций получателя бюджетных средств по распределению лимитов бюджетных обязательств по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (при наличии соответствующих бюджетных полномочий у получателя бюджетных средств); для учета принятых получателем бюджетных средств бюджетных обязательств и оплаты денежных обязательств, осуществления получателем бюджетных средств бюджетных операций за счет средств бюджета (в том числе в иностранной валюте и (или) источника дополнительного бюджетного финансирования) (далее — лицевой счет получателя бюджетных средств);

  • лицевой счет, предназначенный для отражения операций, связанных с администрированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее — лицевой счет администратора доходов бюджета);

  • лицевой счет, предназначенный для отражения операций получателя бюджетных средств со средствами, поступающими в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, в соответствии с заключенным Соглашением, во временное распоряжение получателя бюджетных средств, а также подразделения судебных приставов (далее — лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств);

  • лицевой счет, предназначенный для отражения операций главного администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета по распределению бюджетных ассигнований по подведомственным администраторам источников внутреннего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора и (или) администраторам источников внутреннего финансирования дефицита бюджета (далее — лицевой счет главного администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора));

  • лицевой счет, предназначенный для отражения операций главного администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета по распределению бюджетных ассигнований по подведомственным администраторам источников внешнего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора и (или) администраторам источников внешнего финансирования дефицита бюджета (далее — лицевой счет главного администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора));

  • лицевой счет, предназначенный для учета бюджетных ассигнований, полученных администратором источников внутреннего финансирования дефицита бюджета от главного администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора), а также для отражения операций администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета по привлечению и погашению источников внутреннего финансирования дефицита бюджета (далее — лицевой счет администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета);

  • лицевой счет, предназначенный для учета бюджетных ассигнований, полученных администратором источников внешнего финансирования дефицита бюджета от главного администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора), а также для отражения операций администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета по привлечению и погашению источников внешнего финансирования дефицита бюджета (далее — лицевой счет администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета);

  • лицевой счет, предназначенный для учета бюджетных данных, полученных иным получателем бюджетных средств, а также для отражения операций иного получателя бюджетных средств по перечислению (возврату) бюджетных средств, включая операции в иностранной валюте, на счет иного получателя бюджетных средств, открытый ему в банке (далее — лицевой счет иного получателя бюджетных средств);

  • лицевой счет, предназначенный для отражения операций получателя бюджетных средств, бюджетного (автономного) учреждения либо организации, принявших бюджетные полномочия в соответствии с переданными бюджетными полномочиями получателя бюджетных средств (далее — лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств).

Для учета операций, осуществляемых бюджетным учреждением, органами Федерального казначейства открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:

  • лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) (далее — лицевой счет бюджетного учреждения);

  • лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций (далее — отдельный лицевой счет бюджетного учреждения);

  • лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами обязательного медицинского страхования, поступающими бюджетному учреждению (далее — лицевой счет бюджетного учреждения для учета операций со средствами ОМС).

Для учета операций, осуществляемых автономным учреждением, органами Федерального казначейства открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:

  • лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами автономных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных автономным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) (далее — лицевой счет автономного учреждения);

  • лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными автономным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций (далее — отдельный лицевой счет автономного учреждения);

  • лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами обязательного медицинского страхования, поступающими автономному учреждению (далее — лицевой счет автономного учреждения для учета операций со средствами ОМС).

Для учета операций, осуществляемых организацией, органом Федерального казначейства открывается и ведется лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами юридического лица (его обособленного подразделения), не являющегося участником бюджетного процесса (далее — лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса).

При открытии лицевых счетов, указанных в пунктах 4 — 7 настоящего Порядка, им присваиваются номера.

Номер лицевого счета состоит из одиннадцати разрядов, где:

  • 1 и 2 разряды — код лицевого счета;

  • 2 и 4 разряды — первые два разряда кода органа Федерального казначейства, присваиваемого Федеральным казначейством в установленном порядке (далее — код по КОФК);

  • 5 разряд — код типа бюджета;

  • с 6 по 10 разряд — учетный номер;

  • 11 разряд — контрольный разряд.

Код лицевого счета указывается в соответствии со следующими видами лицевых счетов:

01 — лицевой счет главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств;

02 — лицевой счет бюджета;

03 — лицевой счет получателя бюджетных средств;

04 — лицевой счет администратора доходов бюджета;

05 — лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств;

06 — лицевой счет главного администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора);

07 — лицевой счет главного администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора);

08 — лицевой счет администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета;

09 — лицевой счет администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета;

10 — лицевой счет иного получателя бюджетных средств;

14 — лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств;

20 — лицевой счет бюджетного учреждения;

21 — отдельный лицевой счет бюджетного учреждения;

22 — лицевой счет бюджетного учреждения для учета операций со средствами ОМС;

30 — лицевой счет автономного учреждения;

31 — отдельный лицевой счет автономного учреждения;

32 — лицевой счет автономного учреждения для учета операций со средствами ОМС;

41 — лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса.

Код типа бюджета устанавливается в соответствии со следующими значениями:

1 — федеральный бюджет;

2 — бюджет субъекта Российской Федерации;

3 — местный бюджет;

4 — бюджет государственного внебюджетного фонда Российской Федерации;

5 — бюджет территориального государственного внебюджетного фонда;

6 — средства организации, а также средства бюджетного (автономного) учреждения.

Для лицевого счета бюджета код типа бюджета «1», «5», «6» указываться не может.

Для лицевого счета администратора доходов бюджета, открываемого федеральному органу государственной власти (государственному органу), федеральному казенному учреждению, Центральному банку Российской Федерации, а также органу государственной власти субъекта Российской Федерации в части переданных полномочий Российской Федерации, устанавливается код типа бюджета «1».

Для лицевого счета администратора доходов бюджета, открываемого органу государственной власти субъекта Российской Федерации (государственному органу субъекта Российской Федерации), казенному учреждению субъекта Российской Федерации, а также органу местного самоуправления, органу местной администрации в части переданных полномочий субъекта Российской Федерации, устанавливается код типа бюджета.

Для лицевого счета администратора доходов бюджета, открываемого органу местного самоуправления, органу местной администрации, муниципальному казенному учреждению, устанавливается код типа бюджета.

Учетный номер формируется следующим образом:

  • при открытии соответствующего лицевого счета участнику бюджетного процесса федерального уровня используется его код по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее — Сводный реестр);

  • при открытии соответствующего лицевого счета участнику бюджетного процесса субъекта Российской Федерации (муниципального образования) учетный номер присваивается органом Федерального казначейства по месту открытия соответствующего лицевого счета в рамках кода органа Федерального казначейства, вида лицевого счета и типа бюджета;

  • при открытии лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств учетный номер присваивается органом Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств в рамках кода органа Федерального казначейства, вида лицевого счета и типа бюджета;

  • при открытии соответствующего лицевого счета бюджетному (автономному) учреждению, организации, учетный номер присваивается органом Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета бюджетному (автономному) учреждению, организации в рамках кода органа Федерального казначейства, вида лицевого счета и типа бюджета.

Добавить комментарий