Раскрытие и расследование преступлений

понятие криминалистического обеспечения раскрытия, расследования и предупреждения преступлений

УДК 343.985

А.И. ЧИСЛОВ,

начальник Тюменского юридического института МВД России , генерал-майор милиции, доктор юридических наук, профессор

В конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века в стране резко негативно изменилась криминогенная обстановка. Трудности адаптации правоохранительных органов к новым условиям работы настоятельно требовали совершенствования форм и методов их деятельности, разработки и реализации адекватных организационных, правовых, научно-технических мер борьбы с преступностью .

Не все имевшиеся на тот момент криминалистические средства и методы отвечали потребностям правоохранительных органов, а вновь разрабатываемые и усовершенствованные несвоевременно внедрялись в повседневную практику раскрытия и расследования преступлений. Указанные обстоятельства продиктовали необходимость разработки и внедрения в сферу научных исследований понятия криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений.

В научный обиход это понятие было введено В.Г. Коломацким, который под криминалистическим обеспечением понимал систему внедрения в практическую деятельность должностных лиц, подразделений, служб и органов внутренних дел по охране общественного порядка и борьбе с преступностью криминалистических знаний, воплощенных

Р.Г. АКСЕНОВ,

начальник адъюнктуры Тюменского юридического института МВД России, майор милиции, кандидат юридических наук, доцент

в умении работников органов внутренних дел использовать научные, методические и тактические рекомендации, технико-криминалистические средства и технологии их применения в целях предотвращения, раскрытия и расследования преступлений .

В дальнейшем его идею поддержали и развили другие ученые-криминалисты, при этом определяя рассматриваемую категорию не только для всей криминалистической деятельности, но и по отдельным ее направлениям, представленным разделами криминалистики .

Так, Р.С. Белкин определяет криминалистическое обеспечение криминальной милиции и органов предварительного следствия как систему криминалистических знаний и основанных на них навыков и умений использовать научные криминалистические рекомендации, применять криминалистические средства, методы и технологии их использования в целях предотвращения, выявления, раскрытия и расследования преступлений .

В.Ю. Сокол дает следующее определение криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений: «это особая организационно-функциональная система, направленная на формирование

и поддержание на определенном уровне постоянной готовности работников правоохранительных органов к систематическому использованию в практической деятельности криминалистического арсенала средств борьбы с преступностью, а также на реализацию этой готовности в каждом случае раскрытия и расследования преступления, обусловленном конкретной оперативно-розыскной или следственной ситуацией» .

Анализ его дефиниции и проведенного им исследования указывает, что в ее основе использовано данное В.А. Волынским определение технико-криминалистического обеспечения как организационно-функциональной системы, направленной на создание условий постоянной готовности служб и подразделений правоохранительных органов к быстрому и эффективному решению технико-криминалистических задач, а также на практическую реализацию этих условий в целях получения, накопления, обработки криминалистически значимой информации и ее использования в процессе раскрытия преступлений .

Схожи по своей конструкции определения технико-криминалистического обеспечения А.С. Шаталова как деятельности, направленной на создание и практическую реализацию условий постоянной готовности органов внутренних дел к решению технико-криминалистических задач в процессе раскрытия и расследования преступлений , и тактико-криминалистического обеспечения Э.К. Горячева, как специфического вида деятельности, направленного на создание условий постоянной готовности правоохранительных органов к использованию тактических приемов и рекомендаций в раскрытии и расследовании преступлений и реализацию таких условий сотрудниками этих органов в их повседневной практике .

Незначительное количество работ по данной тематике, разночтимость определений криминалистического обеспечения позволяют утверждать, что процесс формирования данной дефиниции еще не закончен. В связи с этим позволим себе подвергнуть критике отдельные элементы приведенных определений, выделить общие признаки, характерные для криминалистического обеспечения, и на основе их анализа предложить свою интерпретацию обсуждаемой научной категории.

Поскольку понятием называется мысль, представляющая собой обобщение предме-

тов некоторого класса по их специфическим признакам , обратимся для начала к толковому словарю для установления общего толкования термина «обеспечение». В словаре С.И. Ожегова «обеспечить» в первом значении — «снабдить чем-нибудь в нужном количестве»; во втором значении — «сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым» .

В первом значении при пояснении термина «обеспечить» идет смещение акцента на средства достижения чего-либо, осуществления какой-либо деятельности; во втором — акценты переносятся на цели этой деятельности, которые достигаются за счет наличия определенных средств. Следовательно, в определении криминалистического обеспечения должны быть отражены цели, для достижения которых это обеспечение существует, и средства — за счет которых обеспечение реализуется в достижении цели.

В определениях В.Г. Коломацкого, Р.С. Белкина, Э.К. Горячева такие цели сводятся к раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений (с чем мы полностью согласны).

В определении А.С. Шаталова опосредованно указывается на аналогичную цель за счет решения промежуточных технико-криминалистических задач, тем самым ограничивая рассматриваемую систему только узко-направленной сферой приложения технико-криминалистических знаний.

У В.А. Волынского технико-криминалистическое обеспечение направлено на получение, накопление, обработку и использование криминалистически значимой информации в процессе раскрытия преступлений. Понятно, что такая информация может иметь доказательственное, ориентирующее, тактическое или профилактическое значение, следовательно технико-криминалистическое обеспечение как подсистема криминалистического обеспечения должна также служить целям раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Средства достижения таких целей названными учеными толкуются неоднозначно. Если опять же исходить из толкования термина средство, то это: «1. Прием, способ действия для достижения чего-нибудь;

2. Орудие для осуществления какой-нибудь деятельности» .

Об использовании в своем определении приемов и рекомендаций говорит

3.К. Горячев, понятия В.Г. Коломацкого и

Р.С. Белкина содержат указания на рекомендации, технико-криминалистические средства и технологии их применения. При этом ими справедливо отмечено, что эти рекомендации, приемы, методы, технологии составляют криминалистические знания, навыки и умения по их реализации.

В.Ю. Сокол в своем определении лаконично объединил рассматриваемые составляющие данного признака в «криминалистический арсенал средств борьбы с преступностью».

Определения же В.А. Волынского и А.С. Шаталова, к сожалению, страдают отсутствием такого обязательного, на наш взгляд, признака.

Таким образом, в определении должен найти отражение признак — криминалистические знания, умения, навыки и технико-криминалистические средства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обозначенные средства должны быть соответствующим способом реализованы, дабы позволили достичь поставленных целей. Вновь обращаясь к приведенным выше дефинициям, в большинстве случаев встречаем указание на использование средств (В.Г. Коломацкий, Р.С. Белкин, В.Ю. Сокол, Э.К. Горячев). Правда, в определениях ученых, придерживающихся двухуровнего приложения системы криминалистического обеспечения, ведется речь о готовности к использованию (В.Ю. Сокол, Э.К. Горячев) или готовности к решению задач (В.А. Волынский, А.С. Шаталов) и реализации этой готовности.

С большой натяжкой можем согласиться с применением термина «готовность», предполагающего такое состояние правоохранительных органов, при котором все сделано, готово для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Получается, что обеспечение должно работать на опережение преступной деятельности и предлагать эффективные средства ее нейтрализации до появления новых способов или криминализации какого-либо деяния принятием нормы уголовного закона. Это не просто проблематично, а даже невозможно, хотя и желаемо.

Также спорно использование обсуждаемого термина «готовность», толкуемого как устойчивая характеристика личности, включающая:

1) положительное отношение к виду деятельности, профессии;

2) адекватные требованиям деятельности черты характера, способности, темперамент, мотивации;

3) необходимые знания, навыки, умения;

4) устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, эмоциональных и волевых процессов .

У конкретного работника правоохранительных органов могут отсутствовать психические формы отражения и психологические особенности, адекватные требованиям профессиональной деятельности, к тому же если он только поступил на государственную службу. Это обусловит сложность получения необходимых знаний, навыков и умений и, как следствие, не создаст положительного отношения к виду деятельности, а даже, скорее, наоборот, что повлечет допущение ошибок и нераскрытие преступления. К тому же, как было сказано выше, пока еще некриминализиро-ванное деяние не влечет заранее создание знаний о нем. Отсюда, на наш взгляд, целесообразней говорить не о создании условий или формировании и поддержании готовности к использованию криминалистического арсенала средств борьбы с преступностью, а о его непосредственном создании (формировании) и использовании, а также постоянном совершенствовании. Здесь же следует выступить с критикой определений Р.С. Белкина, В.Г. Коломацкого, Э.К. Горячева, в которых криминалистические знания, умения, навыки и технико-криминалистические средства выступают как статичные подсистемы, не предполагающие (судя по лингвистическим конструкциям) своего развития.

Способы достижения поставленных целей за счет имеющихся средств должны реализовываться конкретным субъектом. Неверно было бы ограничивать субъекта криминалистического обеспечения только органами внутренних дел (В.Г. Коломацкий, Р.С. Белкин, А.С. Шаталов). Также нецелесообразно говорить о конкретных работниках или сотрудниках (Р.С. Белкин, В.Ю. Сокол, В.Г. Коломацкий) как субъектах криминалистического обеспечения, поскольку отдельный сотрудник не в состоянии формировать или использовать весь криминалистический арсенал, к тому же если вести речь о технико-криминалистических средствах, то они находятся в конкретных подразделениях, а не принадлежат отдельным сотрудникам. В связи с этим правильнее в качестве субъектов криминалистического обеспечения выделять подразделения правоохранительных органов или органы в целом.

Мы согласны с тем, что криминалистическое обеспечение — это система (В.Г. Коломацкий,

Р.С. Белкин, В.А. Волынский, В.Ю. Сокол), т.е. определенный порядок, нечто целое, представляющее собой единство находящихся во взаимной связи частей, а не просто деятельность, как указывают А.С. Шаталов, Э.К. Горячев, поскольку деятельность является лишь функцией системы. Также мы не можем поддержать точку зрения А.Я. Эрекаева, указывающего всего лишь на комплексность криминалистического обеспечения , по сути, сводя представление о его содержании к простому перечислению и описанию составляющих элементов.

Проведенные в этом направлении исследования подтвердили, что при современном высоком уровне развития науки и техники необходим системный подход к решению вопросов криминалистического обеспечения . Организация рассматриваемой системы, в чем мы полностью согласны с А.Ф. Волынским, В.А. Волынским, Э.К. Горячевым, В.Ю. Соколом, имеет два уровня построения. Первый — базисный уровень, исходя из лексического толкования обеспечения как снабжения чем-либо, представляет собой подсистему снабжения правоохранительных органов технико-криминалисти-

ческими средствами, криминалистическими знаниями и вырабатываемыми при их познании навыками и умениями. В рамках такого снабжения они и должны быть созданы и постоянно совершенствоваться. Второй уровень — практической реализации (использования) знаний, навыков, умений и технико-криминалистических средств для решения конкретных задач правоохранительных органов. Вот в этой части мы можем согласиться с мнением В.Ю. Сокола об обусловленности данного уровня криминалистического обеспечения оперативно-розыскной или следственной ситуацией в зависимости от определенного этапа раскрытия и расследования преступления.

Таким образом, объединение выделенных признаков позволяет предложить определение криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений как системы создания, совершенствования и использования криминалистических знаний, навыков, умений и технико-криминалистических средств правоохранительных органов в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Литература —

6. Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович.

— М., 1976.

8. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования / под ред. Т. В. Аверьяновой и Р. С. Белкина. — М., 1997.

— М., 1999.

13. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сущность раскрытия преступлений

В соответствии со ст. 2 Закона об ОРД раскрытие преступлений является одной из задач оперативно-розыскной деятельности.

Это одно из основных направлений деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступностью.

Раскрытие преступлений представляет собой осуществление оперативными подразделениями ОВД и аппаратами предварительного следствия в пределах их компетенции оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по обнаружению признаков преступлений, установлению лиц, их совершивших, и принятию к ним мер в соответствии с законом.

Таким образом, деятельность по раскрытию преступлений включает в себя три элемента:

1. Своевременное обнаружение признаков совершения преступления.

Основным источником информации о совершенных преступлениях являются потерпевшие и очевидцы, которые сообщают об этом в дежурные части органов внутренних дел.

Среди населения проводится постоянная работа по ознакомлению с порядком приема, рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях.

Важнейшим условием обеспечения быстрого и полного раскрытия преступлений является полная и своевременная их регистрация независимо от общественной опасности, решительная борьба с укрытием их от учета.

Значительное число преступлений носит латентный (скрытый) характер, поэтому для их выявления требуется проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий, в том числе с привлечением негласных сотрудников.

2. Установление, обнаружение лиц, совершивших неочевидные преступления.

Необходимость решения указанной задачи возникает тогда, когда преступнику удалось скрыться в многоликой массе людей.

По своей сути деятельность по установлению преступника — это процесс познания, процесс поиска.

Что же является предметом познания в процессе деятельности по установлению преступника? Из самого вопроса следует, что объектом поиска и познания анализируемой деятельности является преступник.

Однако нельзя считать объектом познания, поиска только личность преступника.

Ведь преступник — это лицо, совершившее деяние, которое является преступлением.

Оперативно-розыскная и криминалистическая характеристики преступления включает в себя ряд элементов, которые по существу являются обстоятельствами, требующими установления по уголовному делу (время, место, способ и др. обстоятельства совершения преступления).

Их тоже надо устанавливать, выявлять оперативному работнику.

Таким образом, предметом познания в ходе деятельности по установлению, выявлению преступника являются: личность преступника; мотив, цель совершения преступления; предмет преступного посягательства; средства достижения преступной цели; механизм и последствия преступления.

Работая по обнаружению преступника, оперативный работник выявляет и другие сведения, обстоятельства, которые позволяют мысленно воссоздать целостную картину преступления, способствуют выявлению преступника и впоследствии его изобличения (приметы, способы передвижения, оставленные следы и т.д.).

Деятельность по установлению преступника, выделение его из массы других людей и распознание обусловлены некоторыми закономерностями.

Во-первых, преступник индивидуален.

Никогда не было и нет двух одинаковых во всех отношениях людей.

Каждый человек индивидуален, неповторим.

Это дает возможность оперативному работнику выделить преступника из массы других людей.

Во-вторых, относительная устойчивость признаков преступника, как объекта познания.

Все объекты материального мира находятся в состоянии непрерывного изменения.

Этот процесс в большей мере касается одних и в меньшей мере других признаков.

Что касается преступника, то в большей степени может измениться его внешний облик (одежда, прическа, борода, усы и др.).

В меньшей степени такие характеристики, как рост, телосложение, особые приметы — шрамы, родимые пятна и т. д.

Практически всю жизнь остаются неизменными — тип лица, папиллярные узоры пальцев рук и т. д.

В-третьих, преступление, как любое событие, явление материального мира связано с образованием изменений в окружающей действительности.

При совершении преступлений образуются следы, которые содержат информацию о происшедшем (кто оставил след, время совершения преступления, способ и т. д.).

Следы являются носителями информации, имеющей значение для установления преступника.

Оперативный работник, выезжая на место происшествия, должен вместе со следователем, экспертом обнаружить эти изменения, отыскать следы, найти источники новой информации для поиска преступника.

В-четвертых, все элементы оперативно-розыскной характеристики преступления (преступник, цель и мотив преступления, предмет посягательства, средства достижения преступной цели, механизм и последствия преступления) находятся во взаимосвязи и взаимообусловлены.

Это позволяет оперативному работнику устанавливать неизвестные обстоятельства преступления, опираясь на знания об известных, находящихся в закономерной связи с первыми.

Например, пулевое ранение на трупе по делу об убийстве дает основание сделать вывод об орудии преступления.

Исчезновение из квартиры убитого денег и ценностей дает основание сделать вывод о корыстном мотиве преступления.

Исчезновение из квартиры крупногабаритных вещей дает основание предполагать, что преступников было двое или трое.

3. Обеспечение процесса доказывания или оперативное сопровождение расследования уголовных дел являются третьим элементом деятельности по раскрытию преступлений.

Сотрудник оперативного подразделения, проводя совместно со следователем или самостоятельно по его поручению неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по делам, находящимся в производстве следователя, обеспечивает благоприятные условия для полного, всестороннего и объективного установления обстоятельств преступления, выявления всех лиц, причастных к его совершению.

Сведения, полученные сотрудником оперативного аппарата, используются следователем для установления личности преступника, выявления свидетелей, вещественных доказательств.

Это расширяет осведомленность и информированность следователей, создает предпосылки для успешного расследования преступлений.

Раскрытие преступлений должно осуществляться быстро и полно.

Быстрое раскрытие означает, что моменты обнаружения факта преступления и его раскрытия должны быть максимально сближены.

Увеличение этого разрыва во времени затрудняет задержание виновных, сбор доказательств и нередко позволяет преступникам оставаться безнаказанными.

Однако быстрота не означает поспешность, так как поспешность ведет к неполному исследованию всех обстоятельств преступления.

Быстрое и полное раскрытие преступлений достигается благодаря организационным мерам, обеспечивающим своевременный ввод в действие сил и эффективное использование средств и методов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

Организационные основы раскрытия преступлений

Как показывает практика, раскрытие преступлений одними лишь силами следственных аппаратов и уголовного розыска затруднительно.

Организация комплексного использования сил и средств служб органов внутренних дел при раскрытии преступлений возлагается в масштабе субъекта Российской Федерации на министров внутренних дел республик, начальников ГУВД, УВД краев, областей, а в городах и районах — на начальников городских, районных органов внутренних дел.

Руководители ОВД должны организовать работу так, чтобы с момента поступления информации о преступлении до его раскрытия все службы и подразделения четко знали и выполняли возложенные на них обязанности.

Работа по раскрытию преступлений — это комплекс мер, который позволяет быстро реагировать на сообщения о преступлении, проводить поисковые, оперативные мероприятия по установлению преступника.

Должная организация работы по раскрытию преступлений обусловлена решением ряда задач.

Прежде всего, необходимо обеспечить оперативно-тактическую готовность ОВД к реагированию на сигналы о совершенных преступлениях, которая предусматривает: а) создание надежных каналов поступления информации о преступлениях; б) принятие мер по немедленному реагированию на такие сигналы с целью пресечения совершаемых преступлений; обеспечения охраны места происшествия; перекрытия возможных путей отхода лиц, совершивших преступление; блокирования мест их укрытия и задержания; в) создание дежурных следственно-оперативных групп, которые обеспечивают немедленное реагирование на сообщения о преступлениях, производство неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по «горячим следам».

Следственно-оперативная группа формируется в составе следователя (старший группы), сотрудников оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, участкового уполномоченного милиции, инспектора-кинолога со служебно-розыскной собакой; г) организацию выезда на место происшествия следственно-оперативной группы, обеспечив ее средствами связи, криминалистической техникой и транспортом для доставки к месту происшествия и обратно; д) разработку типовых вариантов действий сотрудников ОВД при поступлении сигналов о совершении различных преступлений; е) обеспечение возможности бесперебойного использования оперативнорозыскных учетов; ж) обеспечение возможности маневрирования имеющимися силами и средствами.

В деятельности по раскрытию преступлений большое значение имеет организация взаимодействия аппаратов уголовного розыска, следственных и иных подразделений.

Такое взаимодействие основывается на следующих принципах:

  • персональная ответственность следователя, руководителей оперативных подразделений за проведение и результаты следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий;
  • самостоятельность следователя в принятии решений, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;
  • самостоятельность сотрудников оперативных подразделений в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности в рамках действующего законодательства;
  • согласованность планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
  • непрерывность взаимодействия в организаторской деятельности, расследовании и раскрытии преступлений до принятия решения по уголовному делу.

Эффективная работа по раскрытию преступлений невозможна без решения задачи, связанной с организацией постоянного оперативного наблюдения за лицами, состоящими на учете в ОВД.

Для этой цели подбираются лица, изъявившие желание оказывать содействие органам внутренних дел.

Из лиц, содействующих конфиденциально, формируется негласный аппарат, который ориентируется на выявление лиц, склонных к совершению преступлений или их совершающих.

Активная поисковая работа проводится в местах концентрации преступников, в местах возможного сбыта похищенного.

Для решения указанных задач могут привлекаться и силы общественности.

Организация должного контроля за раскрытием преступлений — также одна из задач руководителей органов внутренних дел, которые обязаны:

  • контролировать незамедлительное реагирование дежурной части на сообщения о совершенных преступлениях, своевременное и качественное проведение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления по «горячим следам»;
  • лично выезжать на место происшествия по тяжким или иным преступлениям в зависимости от характера и обстоятельств их совершения.

При возвращении СОГ изучать собранные материалы, давать указания (без вмешательства в процессуальную деятельность следователя) по организации раскрытия преступления, утверждать согласованный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

  • заслушивать отчеты руководителей и сотрудников служб, привлеченных к раскрытию преступлений (по линии следствия и дознания — по вопросам, не связанным с процессуальной деятельностью);
  • ежеквартально подводить итоги и оценивать результаты взаимодействия сотрудников и служб в раскрытии преступлений.

Содержание деятельности по раскрытию преступлений

Деятельность по раскрытию преступлений условно можно разделить на три этапа: работа по горячим следам, первоначальные и последующие оперативно-розыскные мероприятия по установлению и задержанию преступника.

В достижении эффективных результатов раскрытия преступлений большое значение имеют действия по горячим следам.

Практика убедительно свидетельствует о том, что если раскрытие преступлений по горячим следам организовать правильно, то реальна возможность установить и задержать преступника впервые же сутки после совершения преступления.

В оперативно-розыскной деятельности термин «раскрытие преступлений по горячим следам» употребляется в переносном смысле.

В практике органов внутренних дел под этим термином понимается в высшей степени быстрое раскрытие преступлений.

Под «розыском по горячим следам» предполагается проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на преследование, обнаружение и задержание преступника по предполагаемому маршруту его передвижения, а также в местах возможного нахождения или появления по истечении непродолжительного времени после совершения преступления.

Одним из главных условий, обеспечивающих результативную работу по раскрытию преступлений по горячим следам, является быстрое прибытие на место происшествия оперативного работника.

Еще до начала процесса осмотра он должен сориентироваться в обстановке; опросить потерпевших, очевидцев — что и когда здесь произошло; выяснить установочные данные либо приметы преступника; определить возможные места его нахождения или направления движения; при обнаружении преступника произвести его задержание; при выявлении круга подозреваемых доставить их в РОВД для проведения оперативной проверки.

До начала осмотра места происшествия и во время его проведения оперативный работник продолжает сбор информации, чтобы мысленно воссоздать картину происшедшего.

Собранная на месте происшествия информация должна предположительно, а то и категорично ответить на следующие вопросы:

  • какого вида преступление совершено;
  • сколько лиц участвовало в совершении преступления;
  • мотивы совершения преступления;
  • способ совершения преступления;
  • что похищено;
  • использовалось ли транспортное средство;
  • какие следы на теле, одежде, обуви преступника могли образоваться;
  • кто мог явиться очевидцем преступления или видеть преступника и описать его внешность.

Полученная оперативным работником информация способствует установлению и задержанию преступника по горячим следам, во многом определяет в дальнейшем содержание доказательственной базы по уголовному делу.

Работа по раскрытию преступлений по горячим следам является составной частью комплекса первоначальных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление преступника.

В качестве первоначальных, как правило, рассматриваются оперативно-розыскные мероприятия, организуемые дежурной частью органа внутренних дел, проводимые сотрудником уголовного розыска, входящим в состав дежурной следственно-оперативной группы.

При совершении тяжких преступлений и необходимости проведения большого объема работы, к их раскрытию могут подключаться другие оперативные работники.

При этом срок проведения первоначальных оперативно-розыскных мероприятий может составить несколько дней (не более десяти).

Направления и содержание оперативно-розыскных мероприятий определяются задачами, которые стоят перед оперативными подразделениями и следственными аппаратами на первоначальном этапе раскрытия преступления и зависят от вида, конкретных обстоятельств совершенного преступления, объема имеющихся данных о событии преступления и личности преступника.

На первоначальном этапе раскрытия преступления оперативные и следственные подразделения решают следующие задачи:

  • обнаружение и процессуальное закрепление материальных следов, несущих информацию о преступлении и личности преступника;
  • установление и опрос (допрос) потерпевших, очевидцев, свидетелей, иных лиц, располагающих информацией о совершенном преступлении;
  • использование полученной информации для разработки и осуществления оперативно-розыскных мероприятий по установлению и задержанию причастных к преступлению лиц.

Успех раскрытия преступлений на первоначальном этапе во многом предопределяется четким выполнением обязанностей, возложенных на членов следственно-оперативной группы, прибывшей на место происшествия.

В соответствии с ведомственными нормативными актами МВД России полномочия членов следственнооперативной группы на этом этапе работы по раскрытию преступления распределяются следующим образом.

Следователь:

  • осуществляет руководство следственно-оперативной группой, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов, направленную на установление очевидцев, пострадавших и лиц, совершивших преступление, обнаружение, фиксацию и изъятие следов преступления, формирование доказательственной базы;
  • совместно с членами следственно-оперативной группы изучает первоначальные материалы, изъятые следы и иные вещественные доказательства.

На основе полученной информации планирует и осуществляет неотложные мероприятия по раскрытию преступления;

  • дает поручения и указания оперативным сотрудникам и работникам других служб о производстве розыскных и поисковых мероприятий;
  • при отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, через начальника органа внутренних дел направляет материал в орган дознания для дополнительной проверки.

Оперуполномоченный:

  • по поручению следователя производит следственные действия и оперативнорозыскные мероприятия;
  • о результатах проделанной работы информирует следователя (в письменной форме) и своего непосредственного начальника.

Участковый уполномоченный милиции:

  • информирует следователя и оперативных сотрудников о характере и месте совершения преступления, о пострадавших и лицах, представляющих оперативный интерес;
  • исполняет поручения руководителя следственно-оперативной группы по установлению, вызову к следователю очевидцев и иных лиц, располагающих сведениями о преступлении и преступниках, используя для этого возможности кратковременных оперативных контактов с гражданами;
  • производит следственные действия по поручению следователя.

Инспектор-кинолог:

  • принимает решение о возможности применения служебно-розыскной собаки и по указанию следователя применяет ее для обнаружения лиц, совершивших преступление, орудий преступления и других предметов, имеющих значение для дела;
  • совместно с оперативным работником, участковым уполномоченным милиции участвует в преследовании и задержании преступника;
  • составляет акт о применении служебно-розыскной собаки.

В зависимости от обстоятельств совершенных преступлений, наличия и практической ценности информации, полученной на месте происшествия, в качестве первоначальных могут выступать самые различные оперативно-розыскные мероприятия.

С учетом их направленности можно выделить:

  • оперативно-розыскные мероприятия, осуществляемые в направлении вероятного движения преступника с места происшествия, а также в местах их возможного появления (преследование по видимым и запаховым следам, заградительные мероприятия, засады и т.д.);
  • оперативно-розыскные мероприятия по проверке лиц, состоящих на учете в органах внутренних дел, а также лиц, в отношении которых получена информация об их причастности к совершению преступления;
  • оперативно-розыскные мероприятия разведывательного характера в местах концентрации преступных элементов, в местах возможного сбыта похищенного имущества;
  • общерозыскные мероприятия, включающие ориентирование служб и подразделений органов внутренних дел о совершенных преступлениях, активное использование информационно-поисковых систем и оперативно-розыскных учетов для установления преступников:
  • оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению дополнительной информации, имеющей доказательственное и розыскное значение (обследование местности в районе совершения преступления с целью обнаружения следов преступников, орудий преступления, мест укрытия похищенных предметов, установление лиц, могущих сообщить сведения, представляющие интерес);
  • привлечение к раскрытию преступлений лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел.

Указанные и другие оперативно-розыскные мероприятия осуществляются, как правило, в сочетании со следственными действиями, которые могут проводиться, как на месте происшествия, так и в других местах.

Практика показывает, что установить и задержать лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на первоначальном этапе работы удается не всегда.

Деятельность по обнаружению лиц, совершивших преступления, на последующем этапе может быть разнообразна.

Она зависит от обстоятельств совершенного преступления и информации, добытой на первоначальном этапе работы по его раскрытию.

Ситуация, сложившаяся после проведения первоначальных ОРМ может характеризоваться наличием большого объема информации по результатам опросов граждан, отработки жилого сектора и других мероприятий; наличием круга заподозренных лиц, требующих тщательной оперативной проверки; наличием следов, предметов, изъятых с места происшествия, чья принадлежность не установлена; отсутствием информации о местах нахождения или сбыта похищенных вещей, ценностей.

Деятельность по раскрытию преступлений на последующем этапе носит несколько иной характер.

Прежде всего, она включает ряд организационных мероприятий: создание следственно-оперативных групп; заведение дел оперативного учета, в рамках которого осуществляется работа по раскрытию преступлений; выдвижение версий и совместное планирование следственных и оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию и расследованию преступлений, постоянное взаимодействие следователя и оперативного работника в ходе работы по делу.

Рассмотрим указанные элементы организации работы по раскрытию преступлений на последующем этапе более подробно.

В соответствии с ведомственными нормативными актами МВД России могут создаваться следующие виды следственно-оперативных групп:

  • целевые (временные) — для расследования и раскрытия преступлений по конкретному уголовному делу;
  • специализированные (постоянно действующие) — для расследования и раскрытия определенной категории преступлений, в том числе, по которым лица, их совершившие, не установлены.

На уровне МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации они могут создаваться также и для оказания методической и практической помощи подчиненным органам.

В целях эффективного функционирования СОГ могут разрабатываться положения об их деятельности;

  • совместные следственно-оперативные группы (бригады) — для расследования и раскрытия тяжких преступлений, в т.ч. совершенных организованными преступными группами, либо для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы.

В состав группы (бригады) могут включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности.

Решение о создании СОГ принимается руководителями аппаратов следствия и оперативных подразделений и оформляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел.

Руководителем группы назначается следователь, принявший дело к производству.

При расследовании дела несколькими следователями выносится соответствующее постановление.

Если в группу включаются несколько оперативных работников, один из них назначается старшим.

Изменения в составе группы могут быть произведены лишь начальником, издавшим приказ о ее создании, по согласованию с руководителем следственно-оперативной группы.

Руководитель группы, помимо личного участия в производстве следственных действий, определяет направление расследования и его планирование, распределяет работу между участниками группы и координирует их действия, осуществляет организационное обеспечение и контроль исполнения, знакомится с относящимися к делу оперативными материалами и лично отвечает за надлежащее их использование и легализацию процессуальным путем.

По всем нераскрытым тяжким и особо тяжким преступлениям в оперативных подразделениях заводятся оперативно-поисковые дела.

По указанию руководителя такие дела могут заводиться и по иным преступлениям, для раскрытия которых требуется проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий.

Вся последующая работа по раскрытию преступлений проводится в рамках производства по указанным делам на основе плана оперативно-розыскных мероприятий.

В этом плане на основе анализа имеющейся информации выдвигаются версии о лицах, возможно причастных к совершению преступлений.

В основе выдвижения версий лежит криминалистическая и оперативно-розыскная характеристики преступлений и лиц, их совершающих.

Количество версий должно быть оптимальным, чтобы не распылять силы и средства, привлекаемые к раскрытию преступлений.

По каждой версии намечаются мероприятия по ее отработке.

Кроме того, в план включаются и общепоисковые оперативно-розыскные мероприятия.

Эффективность работы по раскрытию и расследованию преступлений во многом определяется уровнем взаимодействия следователя и оперативного работника.

Для установления преступника на последующем этапе работы по раскрытию преступления необходимо использовать следующую поисковую информацию:

  • о признаках внешности преступников;
  • о следах и предметах, оставленных на месте преступления;
  • о похищенном имуществе;
  • о следах, оставшихся на одежде, теле преступника;
  • о способах совершения преступления.

Необходимо сказать, что указанная информация используется также и на первоначальном этапе работы по раскрытию преступлений.

В случае если после выполнения всех намеченных мероприятий плана, преступление остается нераскрытым, разрабатываются дополнительные оперативнорозыскные мероприятия.

Планирование оперативно-розыскных мероприятий по оперативно-поисковому делу осуществляется до тех пор, пока преступление не будет раскрыто.

M.A. Gurkin

УДК 343.98

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И УРОВНЯХ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ И РАСКРЫТИЮ НЕОЧЕВИДНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Ю.Л. Дяблова

Рассмотрены понятия расследования и раскрытия неочевидных преступлений, принятые в криминалистической науке и применяемые в практической деятельности (в том числе при оценке эффективности работы правоохранительных органов). Проанализировано содержание ведомственного уровня организации расследования неочевидных преступлений.

Ключевые слова: неочевидные преступления, расследование и раскрытие, нераскрытые преступления, организация расследования.

Организация расследования и раскрытия преступлений — это сложная теоретическая и практическая проблема, стоящая перед государством в целях обеспечения безопасности граждан и реализации функции по охране правопорядка, а также решаемая в рамках уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной, криминалистической и других наук задача выработки рекомендаций по наиболее эффективному алгоритму действий правоохранительных органов по установлению обстоятельств совершения преступлений и привлечению виновных к уголовной ответственности.

При этом организация расследования некоторыми авторами рассматривается не в узком смысле применительно к построению работы непосредственно следственных органов и органов дознания по уголовным делам, а в широком, как «деятельность уполномоченных государством органов по обеспечению следственных аппаратов и аппаратов дознания правовыми, финансовыми и иными допустимыми законом средствами для собирания

доказательств в целях успешного установления всех обстоятельств, имеющих важное значение для принятия следователем, дознавателем, прокурором, судом процессуальных решений» .

Говоря об организации расследования неочевидных преступлений, мы исходим из следующих сформулированных нами ранее положений.

1. Неочевидные преступления — это межвидовая группа преступлений, объединенных по признаку неочевидности лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности на момент поступления информации о преступлении в правоохранительный орган и возбуждения уголовного дела. Полагаем возможным говорить о методике расследования и раскрытия неочевидных преступлений как о вневидовой методикой, включающей определенные рекомендации по установлению лица, совершившего неочевидное преступление .

2. Расследование и раскрытие преступлений соотносятся как деятельность и цель, а также результат этой деятельности. Раскрытие преступления — это результат уголовно-процессуальной деятельности, свидетельствующий о том, что виновность лица в совершении конкретного преступления доказана вступившим в законную силу приговором суда. При этом подход к понятию раскрытия преступления должен быть единым в уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной и криминалистической науках .

И первое, и второе выдвинутые нами положения еще неоднозначны в криминалистической науке, и можно встретить примеры других подходов к определению данных понятий.

Так, В.А. Мазурский, анализируя понятие неочевидных преступлений, определяет их как «деятельность в расследовании по исследованию наличия или отсутствия события преступления, когда все признаки состава преступления не установлены или имеют предположительный характер вне зависимости, есть ли подозреваемый или обвиняемый и выявлены ли при этом другие соучастники» , и, несмотря на заявленную им формулу, что «все нераскрытые преступления неочевидны, но не все неочевидные преступления остаются нераскрытыми», тем не менее, ставит между ними знак равенства и рассматривает работу по неочевидным (нераскрытым) преступлениям с позиции работы по приостановленным уголовным делам по преступлениям прошлых лет . На наш взгляд, определять преступление через «деятельность в расследовании» не совсем корректно, и связывать неочевидность преступления с установлением всех признаков состава безотносительно лица, его совершившего (в приведенном определении — подозреваемого, обвиняемого) — это значит опровергнуть общепринятые криминалистические рекомендации.

Мы полагаем, что такое смешение криминалистических понятий не позволит создать стройную научную базу организации работы по расследованию и раскрытию неочевидных преступлений.

Для подкрепления первого из выдвинутых нами положений и перехода ко второму процитируем еще раз Р.С. Белкин: «С точки зрения раскрытия

преступлений преступления делятся на две группы, в зависимости от содержания исходной информации. Первую группу составляют «очевидные» преступления, т.е. такие, которые совершаются в условиях очевидности, когда исходная информация содержит данные и о событии, и о виновном. Вторая группа включает преступления, исходная информация о которых не содержит данных о событии и о виновном либо содержит лишь данные о событии преступления» . Мы согласны с тем, что очевидность или неочевидность преступления определяются на момент получения исходной информации, но не связываем это с понятием «раскрытия преступления».

В соответствии со ст. 49 Конституции РФ и ст. 14 УПК РФ, лицо считается невиновным до вступления в законную силу обвинительного приговора суда, соответственно, только с этого момента и можно вести речь о раскрытии конкретного преступления. Таким образом, раскрытие преступления будет являться итогом, результатом уголовно -процессуальной деятельности в целом, а не только результатом предварительного расследования, и организация работы правоохранительных органов по расследованию преступления и доказыванию всех значимых обстоятельств в конечном итоге должна привести к раскрытию преступления.

При расследовании неочевидных преступлений на первоначальном этапе основной задачей является установление личности неизвестного преступника. Без этого невозможно определение большинства обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу, и именно на этой цели сосредоточена деятельность оперативно-розыскных и следственных подразделений правоохранительных органов.

Результаты отдельных этапов деятельности правоохранительных органов по привлечению лица к уголовной ответственности за совершение конкретного преступления должны обозначаться различными терминами: при положительном результате оперативных мероприятий по поиску лица, причастного к совершению преступления, следует говорить об обнаружении лица; при привлечении его в качестве обвиняемого в ходе расследования преступления можно говорить об установлении. Считаем целесообразным ввести термин «предварительное раскрытие», которым обозначать этап окончания предварительного расследования и направления дела в суд с обвинительным заключением либо обвинительным актом.

В настоящий момент в нормативных документах понятия «раскрытие преступления» и «раскрываемость преступлений» не используется. В межведомственном приказе «О едином учете преступлений» от 30.12.2005 №7339 (далее — Приказа) раскрываются понятия «предварительно расследованное преступление» (п.2.10) и «нераскрытое преступление» (п.2.11).

Нераскрытым считается такое преступление, уголовное дело по которому приостановлено по п. п. 1, 2 или 3 ч.1 ст. 208 УПК. То есть раскрытие преступления с правовой точки зрения в настоящее время практически совпадает с понятием расследования, так как «преступления, предварительное следствие по уголовным делам о которых ранее было приостановлено на основании пп. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, исключаются из числа нераскрытых

после принятия решения о направлении уголовного дела в суд либо его прекращении» (п. 2.11 Приказа).

Этот вывод подкрепляется и анализом п.2.10 Приказа, в соответствии с которым «предварительно расследованное преступление — преступление, по которому вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, а также преступление, по уголовному делу о котором окончено предварительное расследование и уголовное дело направлено в суд либо прекращено». Считаем, что совпадение терминов раскрытие и расследование преступлений недопустимо, это два самостоятельных понятия, различие которых признается практически всеми учеными.

Что касается раскрываемости преступлений, то в настоящий момент этот критерий, несмотря на его исключение из нормативных актов и официальных статистических отчетностей, продолжает играть важную роль в оценке качества работы правоохранительных органов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, в комплексном анализе состояния правопорядка и результаты деятельности органов внутренних дел по Тульской области за 2014 год приводятся следующие данные. Состояние криминальной обстановки в области по итогам 2014 года характеризуется снижением на 2,3% (с 12567 до 12281) числа зарегистрированных преступлений.

Далее идет анализ раскрытия и раскрываемости преступлений.

Раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений сократилась до 65,8% (АППГ — 69,6%; Россия: 52,4%; ЦФО: 43,6%).

То есть наглядно видно, что раскрываемость преступлений неофициально выступает достаточно значимым показателем эффективности деятельности правоохранительных органов, в том числе организационной деятельности по расследованию неочевидных преступлений.

Кроме того, дальнейшее изучение названного документа позволяет сделать вывод, что в отчетности правоохранительных органов раскрытие преступлений рассматривается гораздо шире, чем это вытекает из положений вышеназванного межведомственного Приказа. Основным критерием раскрываемости преступлений является количество преступлений, оставшихся нераскрытыми. В соответствии с данными комплексного анализа, в совокупности количество уголовных дел, приостановленных следственными подразделениями (2733) и подразделениями дознания (2896) составляет 5629 уголовных дел, тогда как выше приведен показатель 3849 нераскрытых преступлений. Соответственно, 1780 преступлений учтены как раскрытые без направления дела в суд и вынесения по ним решения.

Такие данные статистики, на наш взгляд, не в полной мере корреспондируют положениям криминалистической организации расследования и раскрытия преступлений.

Что касается подхода к определению раскрытия преступления как деятельности, то нам он представляется дискуссионным, поскольку поиск, выявление лица, совершившего преступление, и его дальнейшее привлечение к уголовной ответственности осуществляются в рамках оперативно — розыскной либо уголовно-процессуальной деятельности. Никакого отличного от них вида деятельности в данной сфере российским законодательством не предусмотрено, и, соответственно, можно говорить об организации расследования неочевидных преступлений либо об организации оперативно-розыскной деятельности по неочевидным преступлениям, целью и итоговым результатом которых будет являться раскрытие конкретного преступления.

Позиция авторов, которые рассматривают раскрытие преступления с позиций уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной и

криминалистической наук и при этом приводят различные определения, представляется нам не соответствующей потребностям практики борьбы с преступностью. Ведь невозможно говорить о раскрытии преступления в каком -то одном аспекте, когда в другом оно считается еще нераскрытым. Поэтому во всех указанных науках должен быть выработан единый подход к раскрытию преступления.

Организацию деятельности органов расследования преступлений мы, в отличие от ранее приведенного определения П.Т. Скорченко, понимаем как в широком, так и узком смыслах, выделяя несколько уровней организационной деятельности: I. общегосударственный, включающий в себя правовое, финансовой и другое обеспечение; II. межведомственный, включающий общие вопросы организации предварительного следствия и дознания всеми уполномоченными правоохранительными органами либо их частью; III. ведомственный, который мы рассмотрим несколько подробнее в рамках данной статьи на примере Следственного комитета РФ.

Так, анализ Приказа Следственного комитета РФ от 15.01.2011 № 2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации» позволяет сделать выводы о содержании данной организационной составляющей. Назовем наиболее значимые с нашей точки зрения, сгруппировав их в зависимости от решаемых задач:

1) вопросы взаимодействия как с правоохранительными органами и их подразделениями, так и научно-исследовательскими учреждениями;

2) организация проверок сообщений о преступлениях, дежурства следователей и деятельности на стадии возбуждения конкретных уголовных дел;

3) организация деятельности следственно-оперативных групп по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также введение специализации следователей по расследованию отдельных видов преступлений;

4) организация деятельности следователей при производстве следственных действий, применении мер процессуального принуждения, а также мер безопасности, предусмотренных ст. 18 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»;

5) организация работы при окончании расследования по уголовному делу, а также по приостановленным уголовным делам;

6) организация оперативных совещаний и коллегий следственных органов СК России по обсуждению хода и результатов расследования по конкретным уголовным делам, а также наиболее важных вопросов организации работы.

Говоря об организации предварительного расследования в Следственном комитете, следует назвать также Приказ СК России от 31.07.2014 N 65 «Об организации работы по расследованию уголовных дел о преступлениях прошлых лет», дополняющий и конкретизирующий более общий вышеназванный приказ от 15.01.2011 г.

Полагаем, что к расследованию неочевидных преступлений будет иметь отношение большинство из названных составляющих обозначенных приказов, за исключением организации работы с подозреваемыми и обвиняемыми.

Таким образом, ведомственный уровень организации расследования неочевидных преступлений включает в себя совокупность мероприятий процессуального и непроцессуального характера, направленных на повышение эффективности деятельности в указанной сфере, имеющей своей целью раскрытие преступления.

Кроме того, в организации расследования неочевидных преступлений, на наш взгляд, необходимо выделить еще один уровень — IV. индивидуальный -это уровень организации работы конкретного следователя (дознавателя) по конкретному неочевидному преступлению.

Каждый нижестоящий уровень организации расследования основывается на положениях вышестоящего уровня, но детализируется и конкретизируется в зависимости от ведомственной принадлежности должностных лиц органов расследования, их задач и функций, категорий и видов расследуемых преступлений, а также отдельных обстоятельств совершения конкретных преступлений.

Список литературы

1. Скорченко П.Т. Организация расследования преступлений: к вопросу об уяснении сущности данного направления процессуальной деятельности // Уголовное судопроизводство. 2014. N 4. С. 25 — 27.

2. Дяблова Ю.Л. Информационные технологии моделирования личности неустановленного преступника при расследовании неочевидных преступлений: дис. … канд. юрид.наук. Тула, 2008. 228 с.

5. Мазурский В.А. Понятие неочевидных преступлений, их учет, систематизация и совершенствование расследования уголовных дел / / Российский следователь. 2014. N 14. С. 35 — 40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. 2-е изд. доп. М.: Мегатрон XXI, 2000. 334 с.

8. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 (ред. от 20.02.2014)// Российская газета. 25.01.06. №13

9. Комплексный анализ состояния правопорядка и результаты деятельности органов внутренних дел по Тульской области за 2014 год // Вестник УМВД России по Тульской области. 2015. Вып.1. — Тула, Изд-во УМВД по ТО, 2015

THE QUESTION OF ORGANIZATION CONCEPT AND CONTENT OF INVESTIGATING AND SOLVING NON-OBVIOUSNESS CRIMES Y.L. Dyablova

Добавить комментарий