Расовая теория государства

Расовая теория

Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей — рабовладельцев и рабов.

Наибольшее развитие и распространение расовая теория права получила в конце XIX — первой половине XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.

Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы. Из которых первые являются создателями цивилизации и призванная господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел — слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

Один из основателей расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев «высшей расой”, призванной господствовать над другими расами. В фашисткой Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Носительницей духа высшей арийской расы объявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие.

На расовой основе создавалась особая система ценности «души расы”, «чистоты крови”, «вождя нации” и т. п. Высшей цели арийца объявлялось сохранение чистоты крови. «Люди гибнут не из-за проигранных войн, — писал Гитлер в «МАЙН КАМПФ”, — а из-за потери сопротивляемости… Все, что не является полноценной расой на земле — плевелы”.

Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялась война. Для их оправдания использовались положения, высказанные известным немецким философом Ф. Ницше (1844 — 1890гг.) типа: «война для государства такая же необходимость, как раб для общества”, «любите мир как средство к новым войнам”.

Расовая теория повлекла за собой чудовищную практику «узаконенного” уничтожения целых народов, национальных меньшинств, непримиримо относившихся к фашизму национальных слоев.

После печально известной речи У. Черчилля В марте 1946 года в городе Фултоне (США), положившей начало «холодной” войне, в советской прессе тут же последовала весьма примечательная реакция, подчеркивавшая богатый британский опыт использования расовой теории для оправдания колониальных войн. «Гитлер, — отмечалось в прессе, — начал дело развязывания войны с того , что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Г-н Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира. Немецкая расовая теория привела Гитлера к тому выводу, что немцы, как единственно полноценная нация, должны господствовать над другими нациями. Английская расовая теория приводит г. Черчилля к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные, должны господствовать над остальными нациями мира”.

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология . Но как «научная”, академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

О проекте / ТГП / Происхождение государства и права / Расовая теория происхождения государства

Расовая теория возникновения государства была разработана французским социологом и писателем Жозефом Гобино. Именно эта теория легла в основу небезызвестной идеологии национал-социализма.

Сущность расовой теории происхождения государства заключается в утверждении о том, что человеческие расы не являются равными по своей природе. Расы различаются по физическим и интеллектуальный параметрам, при этом, согласно представлениям Жозефа Гобино одни расы являются высшими – они и должны управлять низшими расами, которые не способны создать собственную цивилизацию.

Государство согласно воззрениям Жозефа Гобино есть механизм обеспечения господства одних рас над другими. Политическую составляющую общественных отношений он воспринимает как противостояние воли сильных (элита) и воли слабы (массы). Целью же общественных отношений Жозеф Гобино провозглашает самосовершенствование человека.

Отношение к расовой теории происхождения государства в современном мире

Расовая теория происхождения государства критикуется почти всеми исследователями государственно-правовых явлений, так как нет никаких исторических и биологических предпосылок делить расы на высшие и низшие. Кроме того, эта теория отвергает естественные права человека как неотъемлемую составляющая статуса личности в современном обществе.

Интересное:

Родоначальником расовой теории происхождения государства является Жозеф де Гобино. Представитель французской аристократии, он получил хорошее образование, долгое время занимался дипломатической работой в Германии, Персии, Греции, Бразилии и Швеции. Его попытки объяснить политический кризис во Франции привели к созданию труда «Опыт о неравенствах человеческих рас» (1855). Эта работа легла в основу расовой теории.

Основные положения

Граф де Гобино полагал, что развитие государства и культуры зависит от принадлежности к определенной расе. По его мнению, существует 3 расы:

  1. Черная (с низким уровнем интеллектуального развития, но отличающая сильными эмоциями и богатым воображением).
  2. Желтая раса (посредственная во всех отношениях).
  3. Белая раса (самая одаренная, предназначенная для того, чтобы править).

Белую расу отличали высокий разум, способность размышлять, стремление к порядку и тяга к свободе. Ее представители, особенно арийцы (ее элита), несли цивилизацию во все страны мира. Их задача была управлять, все остальные должны были подчиняться. Когда они смешивались с местным населением, они постепенно деградировали, и созданная ими культура приходила в упадок.

Автор теории считал, что в его время чистокровных представителей белой расы уже не было. Демократическую форму правления он воспринимал как последнюю степень деградации и смешения рас и предсказывал скорое погружение всего мира во мрак посредственности, бездействия и интеллектуального застоя.

Плюсы теории

У этой необычной теории есть положительные моменты:

  • Признание физиологических, психологических и интеллектуальных различий между народами.
  • Признание разного уровня развития стран.
  • Отрицательное отношение к смешению культур.
  • Отрицание материальных благ как фактора, определяющего принадлежность к высшей расе.
  • Господство высшей расы должно приносить благо низшим расам.
  • Чистых арийцев, имеющих право на власть, больше не существует.

Нетрудно заметить, что типичные представители разных народов отличаются ростом, чертами лица, фигурой и комплекцией. Кроме того, северные народы более сдержанные, спокойные, в целом отличающиеся рациональным мышлением, тогда как этнические группы на юге – импульсивные, темпераментные, любящие все яркое и зрелищное. Расовая теория обращает внимание на эти различия, хотя неправильно объясняет их принадлежностью к определенной расе.

У каждой страны свой путь развития. Они никогда не будут полностью одинаковы. Поэтому везде свой государственный строй. Невозможно разработать один универсальный подход к организации власти, который сделал бы счастливыми и довольными абсолютно всех. Это передовая мысль для середины XIX века. Тогда верили, что переход от власти монарха к власти буржуазии или всего народа решит проблемы человечества. Родоначальник расовой теории оказался более дальновидным.

Еще один плюс теории – побуждение сохранять национальную культуру чистой. Неправильно утверждать, что смешение культур посредством заключения браков портит первоначальную культуру. Но целенаправленные усилия по сохранению национальных обычаев и традиций помогают отдельным этносам не исчезнуть с лица земли. Самобытность этих народов обогащает мировую культуру в целом.

В работах Гобино прослеживается актуальная для нашего времени мысль – большое материальное состояние не дает человеку право на власть. Оно не может сделать его способным правителем.

Согласно расовой теории, правящая раса обеспечивает процветание своих подчиненных. Это ее предназначение и моральный долг. Плюс расовой теории – то, что она предъявляет высокие требования к правителям. По этой причине Гобино осуждал то, как американцы обращались со своими чернокожими рабами и коренным населением Северной Америки.

Важно, что Гобино не отдавал предпочтения какому-либо народу или стране своего времени. Он считал, что настоящих арийцев уже не осталось. Упоминая о германцах, он имел в виду не современное население Германии, а тевтонские племена, которые когда-то подчинили себе кельтов и славян.

Граф де Гобино

Минусы теории

Минусы расовой теории очевидны:

  • Отсутствие научного обоснования.
  • Использование для расовой дискриминации.
  • Нарушение прав человека.
  • Развитие фашистской идеологии.
  • Политика геноцида.

В основе теории лежит разделение людей на арийцев (долихоцефалов) и альпийскую расу (брахицефалов) в зависимости от формы их головы. Это не согласуется с современными антропологическими исследованиями. Пытаясь подчеркнуть значение арийцев, автор теории утверждал, что культуры Китая, Ассирии, Рима, Индии, Египта, Греции были созданы этой элитой белой расы. Даже развитие государственности на территории Древней Руси тоже приписывалось арийцам. История показывает несостоятельность подобных утверждений.

Расовая теория не раз использовалась для обоснования расовой дискриминации. При этом ее последователи заявляли, что культура желтой и черной расы ниже культуры белых людей просто потому, что она создана людьми, не имеющими белый цвет кожи.

Белые колонизаторы навязывали свои моральные и религиозные ценности. Любого человека, не относящегося к белой расе, лишали права выбора, свободы религии, свободы слова. Его задача состояла в том, чтобы слепо подчиняться господину. Невозможно было добиться равноправия.

Самым страшным последствием разработки данной теории стало развитие национал-социалистической идеологии. Политические лидеры Германии считали себя чистокровными арийцами, призванными навести порядок в мире. Они присвоили себе право определять судьбы целых народов и распоряжаться жизнями людей по своему усмотрению. Это привело к войне, созданию концлагерей, холокосту.

Эти взгляды сохранились и после того, как была побеждена фашистская Германия. Один из ярких примеров поствоенного геноцида – события в Руанде.

Расовая теория обращает внимание на различия между народами, побуждает сохранять национальную самобытность и строить государство в согласии с местными условиями. Но она противоречит науке, дает возможность для злоупотребления властью и уже причинила много зла. Хотя с ней интересно ознакомиться, применять ее не стоит ни в коем случае.

Сторонники: Ж.Гобино, Ф.Ницше, Х.С. Чемберлен

Впервые теория была обоснована в середине XIX века в работе графа Жозефа Артура де Гобино «О неравенстве человеческих рас». В этой работе были наиболее полно представлены основные тезисы расовой концепции. По мнению Ж.Гобино движущим фактором в развитии народов является расовая принадлежность, которая обуславливает неравенство в обществе. Автор выделяет белую, чистую арийскую расу, и «недочеловеков» — славян, евреев, цыган. Первые в силу врожденных лидерских способностей и благородства господствуют над вторыми, чье назначение слепо повиноваться первым. Государство необходимо для того, чтоб поддерживать господство первых над вторыми. Оно служит для легитимации власти правителей, которые изначально оправдывают свое господство лишь теорией о превосходстве белой расы. Но в стремлении расширить свое влияние белая раса смешивается с другими и утрачивает свою чистоту. Снижаются ее способности и деградирует культура. Это может привести к утрате власти, в случае которой воцарит демократия, которая, по мнению идеологов концепции, худшая из существующих форм правления.

К белой расе относили, прежде всего, германскую ветвь арийцев. А страной, в руках которой должна быть сосредоточена вся власть, называли Германией.

Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем «объявлялись войны. Для их оправдания использовались положения, высказанные известным немецким философом Ф. Ницше типа: «война для государства такая же необходимость, как раб для общества», «любите мир как средство к новым войнам»».

Гитлер использовал мысли философов в выигрышном свете для своей концепции. Придя к власти легитимным способом, с помощью идеологии он сплотил, так называемую, белую расу в целях уничтожения низшей расы, прежде всего семитов. Война стала средством борьбы, которое Гитлер назвал оправданным величайшими учеными. О губительной деятельности государства, созданного согласно расовой теории нам известно из истории.

К настоящему времени идеология расового государства практически стерта из умов людей. Разрушительные действия Германии в XX веке заставили мировые державы отказаться от подобного рода радикальных доктрин. Расовая теория используется только в научных целях, в данной работе – для изучения разных сторон подхода к генезису государства. К тому же ученые опровергли постулаты Ж.Гобино о физическом и умственном превосходстве чистой расы над высшей. В биологическом плане между расами не существует различий.

Идея расовой концепции возникла благодаря предыдущим по времени образования теориям и историческим предпосылкам, показывающим процветания некоторых государств с сильной централизованной властью. Теория подвергалась сильнейшей критике с самого ее обоснования, т.к кроме ее сторонников никто не мог найти в концепции какие либо положительные черты. Она лишь оправдывала насилия и угнетение, основываясь лишь на национальных взглядах автора. Не говорится об исторических предпосылках или гармоничном развитие общества, авторы настаивают лишь на безграничной власти и праве ведения войны. Именно этим теория интересна для политологии: она насквозь политизирована.

Добавить комментарий