Расскажите об особенностях создания КНР кратко

Китайская Народная Республика (КНР) начала свое существование с октября 1945 года.

В августе-сентябре 1945-го разгром Японии завершил Вторую мировую войну и освободил территории восточных стран от японских войск. В Китае, к этому времени, гражданская война была в самом разгаре.

Советская армия освободила Манчжурию, к тому времени, в большей части потерпевшие поражение от японцев, там действовали разрозненные партизанские отряды китайцев. Советская Красная Армия находилась в Манчжурии до мая 46-го. За это время она поспособствовала формированию и обучению китайских войск. К ноябрю 45-го на северо-восток Китая были переброшены 100 тысяч бойцов 8-й и 4-й армии КПК. Из них, партизанских отрядов и местных жителей была сформирована ОДА (Объединенная демократическая армия).

В итоге, когда гоминдановские воска вошли в апреле 46-го в Манчжурию, они ожидали встретить лишь ожидавшие слабые разрозненные партизанские отряды, а наткнулись на современную подготовленную армию КПК.

Осложнение ситуации на северо-востоке Китая заинтересовало и американцев, сочувствовавших Гоминьдану. Еще в сентябрь 1945-го первые отряды США высадились в районе Тяньзиня. К осени того же года количество военнослужащих США увеличилось до 100 тысяч.

В общем, они старались не вмешиваться в отношения КПК и гоминьдана. Но они активно сотрудничали со вторыми при капитуляции Японии и поддержании порядка на стратегически важных объектах Китая.

С самого начала гражданской войны командование гоминьдана совершила важную стратегическую ошибку: оно не оценило опасности, исходившей от ОДА, и занималось уничтожением партизанских баз.

С помощью поддержки Советов, войска Мао Цзэдуна росли по численности и укреплялись. К 1948году ОДА стала насчитывать 600 тысяч человек. Теперь она стала именоваться 4-й Полевой армией. Во главе четвертой полевой поставили Линь Бяо.

В ноябре 48-го его армия перешла к активным действиям против гоминьдана. За короткие сроки коммунисты разбили 52 дивизии Чан Кайши, а 26 китайских дивизий, обученных американскими военными инструкторами, перешли на сторону КПК. 15 января был взят Тяньцзинь, а 22 января – Пекин. Весною 1949 года весь Китай севернее Янцзы был освобожден КПК от гоминдановцев. К концу гражданской войны народная армия разрослась до четырех миллионов человек и стала крупнейшей в Азии.

24 апреля 1949 войска китайских коммунистов вошли в столицу гоминдановского Китая – Нанкин. Гоминдановскому правительству пришлось бежать на юг страны, и далее – на остров Тайвань.

1 октября 1949 г. в Пекине была провозглашена КНР. Советский союз первым признал новорожденную народную республику.

Первые годы КНР – первая пятилетка

КПК решило следовать советской модели и создать в Китае плановую экономику. Но при этом китайцы учли недостатки советской экономики. Правительство КНР не стало поспешно подвергать страну индустриализации и жесткой аграрной коллективизации. И пусть первый пятилетний план 1953-57 не был до конца успешен, он укрепил авторитет Мао Цзэдуна. Однако, сблизившись с СССР, Китай получил не только преимущества, но и изоляцию со стороны США и стран НАТО

Становление коммунистической власти

Окончание Второй мировой войны, разгром Японии создали совершенно новую политическую ситуацию в Китае. За годы войны и военного союза антияпонской направленности с гоминьданом Коммунистическая партия стала самостоятельной государственной силой, под непосредственным контролем и управлением которой находилась значительная часть провинций страны.

С самого начала своего формирования в 1919 г. коммунистическое движение в Китае под влиянием Коминтерна было направлено на государственную революцию в стране, на организацию власти социалистического типа. Пока партия гоминьдана располагала преобладающей социальной поддержкой, осуществить эту программу в масштабе страны КПК не могла. Поэтому в соответствии с решением II-VI съездов 1922-1928 гг. (последний состоялся в Москве) КПК установила свою власть и новые порядки в отдельных районах Китая.

Первая революционная база КПК была организована в октябре 1927 г. в Цзинганшане, сразу после установления политической диктатуры гоминьдана, которую КПК отказалась поддержать. Уже в 1928 г. при поддержке СССР началось формирование коммунистической Красной армии. К 1930 г. под контролем КПК и армии находился уже 171 уезд, где было сформировано 6 опорных баз. Основным методом привлечения на свою сторону крестьянской массы стала проводимая КПК аграрная реформа, на деле сводившаяся к конфискации частнособственнических земель и их раздаче бывшим арендаторам и издольщикам.

В подконтрольных районах КПК установила собственные государственные порядки, не признавая гоминьдановских правительства и конституции. В феврале 1930 г. руководство КПК образовало первое советское правительство. Более прочная единая организация была сформирована решениями 1 съезда советов (7 ноября 1931 г.), на который направили своих делегатов уездные советы и армейские части. Съезд провозгласил образование Китайской советской республики, определил направления социально-правовой и национальной политики, провозгласил новую конституцию. По условной советской конституции Китай объявлялся республикой, где вся полнота власти принадлежала съезду советов, избираемому им ВЦИКу и Совету народных комиссаров – правительству. Было образовано и советское правительство во главе с лидерами КПК и армии Мао Цзедуном, Чжу Де и Чжоу Эньлаем.

К 1934 г. под властью КПК в т. н. «освобожденных районах», несмотря на ряд нанесенных коммунистическому движению правительственной армией тяжелых поражений, проживали до 60 млн. чел. II съезд советов (январь 1934 г.) утвердил новую политическую программу движения. Китайская советская республика провозглашалась «властью демократической диктатуры рабочих и крестьян», вводимое в советских районах избирательное право прямо предполагало лишение некоторых категорий граждан политических прав, неравенство представительства в пользу рабочих.

Влияние советского правительства и КПК расширилось в годы освободительной войны против Японии, несмотря на соглашение о сотрудничестве и прекращении гражданской войны с гоминьданом 1937 г. К апрелю 1945 г. в 19 освобожденных районах проживало около 95 млн. чел. VII съезд КПК (апрель-июнь 1945 г.) утвердил принципы политики во взаимоотношениях с гоминьданом и, что важнее, закрепил лидерство группировки Мао Цзедуна, чьи идеи были впервые закреплены в уставе как «руководящая партийная идеология».

Осенью 1945 г. состоялись переговоры КПК с гоминьданом об организации совместных властных структур. В результате провокаций соглашение было сорвано. Первая гражданская война (октябрь 1945 – 10 января 1946 г.) окончилась новым соглашением, достигнутым во многом благодаря давлению Совещания министров иностранных дел США, СССР и Великобритании.

Недолгое сотрудничество КПК и гоминьдана, ввиду объективной политической несовместимостиих политических курсов, и несмотря на совместное принятие новой конституции страны (1946 г., практически не действовавшей) окончилось еще более резким конфликтом. КПК во что бы то ни стало желала сохранить административную самостоятельность подконтрольных районов и свою армию. Важную роль сыграли и внешнеполитические противоречия: в ноябре 1946 г. гоминьдановское правительство подписало несколько договоров о взаимопомощи с США, тогда как КПК следовала курсу политики СССР. Разразившаяся Вторая гражданская война (1946-1949 гг.) завершилась поражением гоминьдановских армий, изгнанием правительства Чан Кайши из континентального Китая* и практическим объединением всей китайской территории под властью правительства, руководимого КПК и Народно-освободительной армией (НОА).**

* Реально освобождение отдельных районов, островов продолжилось до 1955 г.

** Правительство гоминьдана обосновалось на китайском о-ве Тайвань, который позднее, при поддержке США, трансформировался в самостоятельное государство парламентского типа.

На завершающем этапе революционно-гражданской войны КПК объединила под своим руководством политические движения и общественные организации, не участвовавшие в гоминьдановском управлении и в гражданской войне. Были привлечены к сотрудничеству отколовшаяся от гоминьдана партия Революционный гоминьдан (1949), социал-демократы, даже монархисты-младокитайцы, а также организации проживавших заграницей китайцев, сложившиеся в 1948 г. профсоюзные, женские, молодежные движения. Съезду этих партийно-общественных объединений Единого народно-демократического фронта, получившему название Народного политического консультативного совета Китая, было придано учредительное значение. 1-я сессия НПКСК (21-30 сентября 1949 г.) приняла политическую Декларацию о создании новой китайской государственности, основные конституционные документы, образовала Народное правительство. 1 октября 1949 г. торжественно было провозглашено образование Китайской Народной республики.

Формирование социалистического уклада

В переходный период становления нового государства (1949-1954 гг.) государственно-политический строй определялся Временной конституцией, которую составляли политико-партийные акты НПКСК: Программа НПКСК, Органический статут и особый Закон об организации центрального народного правительства. Китай провозглашался государством народной демократии, основанной на диктатуре народа и социалистической организации общества. Народу в целом принадлежали политические права, статус граждан определялся прежде всего через их обязанности.

Согласно Программе, организация государства должна строиться на принципе демократического централизма (как строилась структура КПК). Высшим органом в стране провозглашалось Всекитайское собрание народных представителей, пока не функционировавшее. Реально в переходный период высшим органом власти был Центральный народный правительственный совет, образуемый сессией НПКСК. Это был законодательный орган, ему принадлежало право объявлять войну, заключать международные договоры, составлять бюджет. ЦНПС образовывал Народно-революционный военный совет. Верховный суд и Верховную прокуратуру. В совокупности ЦНПС и НРВС считались Центральным народным правительством, главой которого был Мао Цзедун. Собственно управление страной возлагалось на Главный Административный совет ЦНПС, который осуществлял свои функции посредством 4 руководящих комитетов (преемников прежних юаней): Политико-юридического, Финансово-экономического, Культуры и просвещения. Народного контроля. Важной особенностью правительственной организации было то, что армия сохранила полную самостоятельность и подчинялась непосредственно руководству КПК.

На местах номинально властью обладали народные собрания – провинциальные, окружные, уездные. Реально основными органами были военно-административные комитеты. Такая взаимная подмена органов в совокупности с расплывчатостью их статуса и полным произволом в формировании, основываясь на принципах «соблюдения диктатуры народа», создавала благоприятную базу для фактического сосредоточения власти – как в центре, так и на местах – в военно-партийных структурах. «Система конференций и собраний народных представителей, – отмечал в 1951 г. один из лидеров КПК Лю Шаоци, – это основа нашего государственного строя, это наилучшая и основная форма организации народно-демократической власти».

Первые социально-экономические мероприятия новой власти были направлены на формирование государственно-социалистического уклада хозяйства и ликвидацию частнокапиталистической экономики. В июне 1950 г. ЦНПС принял закон о земельной реформе, которым предусматривалась отмена помещичьей собственности на землю, конфискация земель, храмов, монастырей, а также всех, сдававшихся в аренду; земли передавались крестьянам в наследственное владение небольшими участками. К 1953 г. реформа охватила около 300 млн. крестьян, которым было роздано 47 млн. га земли (в среднем по 0,16 га). Такое псевдообеспечение землей естественно подтолкнуло к аграрной реорганизации на принудительно-кооперативных началах. Вытеснение частного капитала из промышленности, помимо общих конфискаций и национализации, проводилось путем борьбы с хищениями и коррупцией (т. н. кампании против «трех зол» и «пяти зол»), В несколько лет оказалось осужденными свыше 0,5 млн. частников. Распоряжение акциями частных предприятий передавалось государству, а бывшим владельцам госбанк обязывался выплачивать жесткий процент дохода (1-5%). Важным политическим событием переходного периода стала аннексия Китаем в мае 1951 г. Тибета, фактически независимого с 1914 г.

Конституция 1954 г

Завершенный государственный и правовой порядок нового, социалистического строя установился с принятием конституции КНР. Решение о ее разработке, с использованием опыта СССР и социалистических стран Восточной Европы, было принято ЦНПС в январе 1953 г. по указанию ЦК КПК. Одновременно Бюро Временного комитета НПКСК постановило созвать Всекитайское собрание народных представителей для утверждения важнейших политических постановлений. Созданная ЦНПС Конституционная комиссия подготовила к марту 1954 г. проект, который затем был обсужден в партийных комитетах. Проект был опубликован для всенародного обсуждения, по результатам которого комиссия предложила ряд поправок. 3 сентября 1954 г. ЦНПС по докладу Лю Шаоци принял и одобрил проект. 1-я сессия ВСНП (избранного в 1953 -1954 гг. путем многостепенных и сложных по порядку определения депутатов выборов) утвердила первую Конституцию КНР 20 сентября 1954 г. В дополнение к ней было принято несколько органических законов: об организации ВСНП, Государственном совете, местных собраниях, о суде и прокуратуре. Все вместе они конституировали сложившийся государственный порядок и определили основы государственно-политической системы социалистического Китая.

Конституция 1954 г. провозглашала Китай «государством народной демократии, руководимым рабочим классом и основанном на союзе рабочих и крестьян» (ст. 1). Аналогично всем социалистическим конституциям, китайская не ограничивалась регулированием государственной и правовой системы, а устанавливала основы новой организации всего гражданского общества – по сути, ломая его, закрепляя определенное качество государственной политики и социальных отношений. В области аграрных отношений государственная политика предполагала ограничение и ликвидацию т. н. «кулачества» (частных хозяев), в сфере экономики вообще – ограничение и вытеснение буржуазии. Конституция наряду с государственной, кооперативной и собственностью «тружеников», допускала частную собственность (в 1950-е гг. частнособственническое хозяйство составляло до 30% общего объема производства). Однако предусматривалась возможность ее реквизиций в «общественных интересах» без гарантий возмещения (ст. 13). Принципом экономики провозглашалось ее государственное регулирование в виде планирования (ст. 15).

Основы государственно-политической системы определялись господством КПК. Другие общественные организации и партии действовали только в союзе с ней в составе провозглашенного в 1948 г. Народно-демократического Единого фронта. Организационной структурой Фронта считалась НПКС. Согласно ее уставу (принятому в декабре 1954 г.), фронт поддерживает Конституцию КНР, политику государства, направляет свою деятельность к изучению марксизма-ленинизма. В провинциях и других местных объединениях создавались местные комитеты НПКС. Однако основная политическая деятельность осуществлялась через собрания народных представителей, объединившихся на принципах демократического централизма (почерпнутого из Устава КПК) в общегосударственную структуру власти и управления. После принятия Конституции эта структура (подобие советов в СССР) объединила до 5,6 млн. непостоянно действующих депутатов.

Провозгласив Китай «единым многонациональным государством» (ст. 3), Конституция закрепила унитарное строение республики. Для граждан разных национальностей (таких в КНР несколько десятков, но проживающих некомпактно) предусматривалась административная автономия на основе равноправия – свободы религии, языка, письменности. Автономия оформлялась в виде административного района – любого масштаба (всего таких стало 73). Наиболее крупные – Внутренняя Монголия и Синьцзян – получили статус автономных областей, хотя это мало что меняло в системе администрации.

Система органов государственной власти и управления была построена своеобразно, при переплетении полномочий разных институтов и на основе некоторых традиций переходного периода.

Высшим представительным органом было Всекитайское собрание народных представителей. Оно составлялось из депутатов, выдвигаемых разными общественными организациями и местными собраниями на разных основаниях (примерно 1 делегат на 0,8 млн. жителей). Конституция не содержала правоположений об избирательном праве. По специальным законам, избирательное право было не всеобщим (лишались его прежние помещики, «контрреволюционеры» и т. п.) и неравным (городские и сельские районы были представлены как 1:8)*. Выборы проходили открыто и, как правило, были не голосованием, а делегацией. Предусматривались жесткие квоты для некоторых уровней администрации и, главное, для представительства Народной армии. ВСНП избиралось на 4 года, но его полномочия могли быть продлены. ВСНП осуществляло законодательную деятельность, контроль за соблюдением Конституции, решало важнейшие государственно-политические и хозяйственно-экономические вопросы. Все другие государственные институты и должностные лица формально подчинялись ВСНП. В составе ВСНП действовало несколько постоянных комиссий, но они не обладали самостоятельным значением и законодательной инициативой. Между сессиями (очень непродолжительными) ВСНП власть осуществлял Постоянный комитет ВСНП (в составе 79 чел.). Он обладал полномочиями коллективного главы государства: определял ход. выборов ВСНП, толковал законодательство, издавал указы, контролировал должностных лиц, заключал международные договоры и т.п. С 1955 г. ПК ВСНП получил конституционное право на самостоятельное издание законов.

* Женщины получили избирательные права в Китае в ходе выборов в Национальное собрание 1945г.

Параллельно полномочиями главы государства пользовался единоличный Председатель КНР (пост, видимо, был учрежден персонально для Мао Цзедуна, уже тогда показавшего пристрастия к личной власти). Председателя избирало ВСНП – на 4 года, из граждан старше 35 лет. Он обладал некоторыми внешнеполитическими полномочиями, мог издавать распорядительные указы, а главное – был председателем Государственного комитета обороны (органа особого партийно-военного руководства НОА). Председатель был также вправе созвать Верховное государственное совещание высших должностных лиц страны.

Правительственные функции исполнял Государственный совет. Его образовывало ВСНП, перед ним он был и ответственен. Возглавлял правительство премьер. Госсовет был коллективный орган, управлявший текущей государственной деятельностью министерств. Образование и реорганизация министерств осуществлялась ВСНП (первоначально их было образовано 30, с 1956 г. стало 41 министерство и 7 правительственных комитетов).

На местах органами управления были местные собрания народных представителей и соответствующие исполкомы. Провинциальные избирались населением на тех же принципах, что и ВСНП, на 4 года, низовые – на 2 года с правом отзыва депутатов. Собрания и исполкомы ведали исполнением и соблюдением законов, составляли местные бюджеты (за счет общегосударственных средств), ведали назначением председателей местных судов.

Права граждан были определены в основном на уровне прежних республиканских китайских конституций. Как в социалистическом государстве, важнейшее место отдавалось провозглашению прав на труд, отдых, социальную помощь государства, образование (ст. 91-94). Охранялась собственность на трудовые доходы и жилой дом (ст. 12). Кроме общедемократических свобод слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенности личности и жилища, закреплялось традиционно важное для китайцев право на подачу жалоб в государственные органы (ст. 97). За гражданами закреплялись и обязанности: соблюдать Конституцию, платить налоги, беречь общественную собственность.

Деформация государственной системы периода «культурной революции»

Уже в переходный период организация власти в КНР не исчерпывалась установленными законами институтами. Наряду с ними существовали (и в большинстве политических ситуаций доминировали) вн е к о н ституционные формы власти и, особенно, управления: система партийных учреждений во главе с ЦК КПК, его Секретариатом и Политбюро, и система военно-административных учреждений НОА, где большое значение имело не только Главное командование, но и провинциальные командующие группировками и армиями. Такой разрыв – между писаной и фактической конституциями – вообще характерен был для социалистического государственного уклада. В КНР он был особенно значительным в силу ряда традиционных особенностей и идейно-политического курса руководимой Мао Цзедуном КПК.

Конец 1950-х гг. знаменовался существенной деформацией государственно-политических принципов Конституции 1954 г. и дальнейшим возобновлением фактической военно-партийной диктатуры. Исходя из декларированных Мао Цзедуном идей «нового курса» (предполагавшего т. н. «большой скачок» в экономике, разрыв отношений с СССР, превращение страны в военный лагерь для открытой борьбы с «мировым империализмом» и т. д.), КПК отказалась даже от условных форм «регулярной демократии», зафиксированной Конституцией, и перешла к прямому военно-бюрократическому управлению страной. С 1958 по 1964 гг. не проводились выборы в народные собрания всех уровней. Более десяти лет не функционировали структуры Единого фронта, и деятельность других партий подавлялась. Особую окраску государственно-политическому развитию КНР конца 1950-х – началу 1970-х гг. придала постоянная борьба за влияние и за власть между разными партийными группировками, сопровождавшаяся масштабными политическими репрессиями против подлинных или мнимых противников председателя Мао. Ее жертвами пали сотни тысяч старых деятелей КПК во главе с Лю Шаоци, Чжу Де и др. Наибольший всплеск политических репрессий пришелся на период объявленной Мао Цзедуном в 1966 г. т. н. «культурной революции». Истоки этого инспирированного группировкой Мао общественного и политического хаоса не вполне ясны, но, по-видимому, коренятся в том числе в характерных для социалистического тоталитаризма особых состояниях общественного психоза и постоянной политической вражды. Власть в стране перешла к военным структурам и органам государственной безопасности, рычагами которых стали многомиллионные отряды молодежи – «хун-вейбинов» и «цзаофаней». Повседневным явлением стали внесудебные расправы с инокомыслящями, с интеллигенцией; массовой стала практика высылки рабочих и служащих на «исправление» в аграрные районы, где они помещались в т. н. сельские коммуны, по сути, «лагеря перевоспитания».

В 1968 г. Мао Цзедун высказался за новую Конституцию, в которой не было бы места Председателю КНР и разным несоциалистическим институтам. С июня 1970 г. по август 1973 г. особая комиссия последовательно выработала два проекта. Второй из них был предложен созванному в конце 1974 г. ВСНП (до этого оно не созывалось с 1964 г.). Депутатский состав ВСНП не избирался, а был сформирован «на основе широких демократических консультаций», По рекомендации Пленума ЦК КПК ВСНП на сессии 13-17 января 1975 г. утвердило новую конституцию КНР.

Конституция 1975 г. (30 ст.) была небольшим и в основном идейно-политическим документом «новой власти». Формальный демократизм прежней был отброшен. Основными идеями нового государственного уклада должны были стать постоянная готовность к войне, борьба с империализмом, снятие национальных проблем. КНР провозглашалась социалистическим государством диктатуры пролетариата. Экономика должна была стать чисто социалистической: признавались только общенародная и трудовая коллективная формы собственности. (В борьбе против частнособственнического уклада и был внутренний смысл «культурной революции»). На вооруженные силы (НОАК и народные ополчения) возлагались большинство государственных функций, в т. ч. хозяйственные. Часть прежних государственных институтов (пост Председателя КНР, ГКО, Верховное государственное совещание) упразднялись, урезались полномочия ПК ВСНП. За самим ВСНП практически осталось только право назначения премьера Государстввенного совета, который стал важнейшим институтом власти. На местах полнота управления переходила к ревкомам (собрания народных представителей сохранялись, но реально не существовали). Все права граждан были сведены в одну (!) статью. Для внешнего расширения пролетарской демократии было введено право на забастовку. Упразднялась прокуратура, суды ставились под контроль ревкомов (за которыми реально стояли военные комитеты провинций и органов безопасности).

В силу ряда случайных факторов (смерти Мао Цзедуна в 1976 г., развернувшейся верхушечной борьбы против «банды четырех» во главе с его вдовой) Конституция 1975 г. практически не действовала. Пленум ЦК КПК выработал (декабрь 1978 г.) общие перспективы реформ. Новая Конституция 1978 г., сохранив основные идейно-политические основы прежнего курса, «сгладила» их практическое значение. Перед государством была поставлена задача «четырех модернизаций»: создать современное сельское хозяйство, промышленность, науку и технику, оборону. В этих целях восстанавливались имущественные и политические права граждан. Полностью было возрождено значение в государственной системе ВСНП (на уровне Конституции 1954 г.), ревкомы могли рассматриваться только как исполнительные учреждения местных собраний. Новый уровень демократии должны были засвидетельствовать т. н. «четыре больших сыда»: право на широчайшее высказывание мнений, на полное изложение своих взглядов, дискуссий и вывешивание листовок-дадзы-бао. Конституция наложила на граждан и новую обязанность – поддерживать социалистический строй.

Уже в течение 1979 -1980 гг. Конституция 1978 г. подверглась значительным переменам. В связи с общей нормализацией партийной политики, возобладанием стратегического курса реформ вернувшегося из ссылки старого деятеля КПК, социалиста-прогматика Дэн Сяопина (установившего полный контроль за армией и службами безопасности), политические и идейные крайности понемногу ликвидировались. Были упразднены ревкомы, из перечня гражданских прав исчезли «сыда» (напоминавшие о «культурной революции»), Ликвидировались аграрные коммуны, земля снова передавалась в семейное владение крестьянам, разрешена была мелкая торговля. Государственным предприятиям был предоставлен административный (не правовой!) простор в экономической деятельности. В 1980 г. состоялось решение ЦК КПК о пересмотре конституции КНР.

Конституция 1982 г.

Новая конституция КНР была подготовлена специальной партийной комиссией и опубликована в апреле 1982 г. для обсуждения. 5-я сессия ВСНП утвердила 4 декабря 1982 г. Конституцию КНР. Она в значительной степени восстановила государственную и политическую систему 1950-х гг.

Конституция 1982 г. в полной мере утвердила социалистический право-государственный уклад КНР. Однако, в соответствии с программой, изложенной Дэн Сяопином на XII съезде КПК (1982), это был «социализм с китайской спецификой». «Специфика» в программе модернизации понималась как сотрудничество с иными социальными укладами в общеобщественных интересах. Конституция утвердила только общественную и коллективную собственность (ст. 6). Вместе с тем разрешалось вести трудовое индивидуальное хозяйство, вкладывать личные капиталы в производство (ст. 18). Поправками в Конституции, внесенными в 1988 г., были узаконены частное хозяйство и аренда земли. Актами, принятыми в развитие Конституции, были расширены права государственных предприятий. (По Временному положению 1983 г. предприятия получили право использовать в своих нуждах доходы от взятого на себя дополнительного плана.) В аграрном секторе господствующей стала особая «трехступенчатая система собственности», где главное место отводилось т. н. большой производственной бригаде. Земля считалась изъятой из гражданского оборота. (Гражданского кодекса в КНР не разрабатывалось, существовали «Общие положения гражданского права» 1986 г.) Социалистическая форма организации производства, государственное регулирование в виде планирования были сохранены как определяющие принципы народного хозяйства (ст. 8). Хотя в 1993 г. поправками к Конституции (в связи с дальнейшей реформистской программой) было допущено существование рыночного хозяйства как вспомогательного средства развития экономики. Негосударственная собственность в финансовой сфере и промышленности допускается только в виде подконтрольных государству совместных предприятий и, как правило, в особых экономических зонах.

Конституция восстановила прежнее значение Единого фронта и НПКС. Однако оно еще в большей мере стало чисто идеологическим, поскольку за период «культурной революции» численность некоммунистических партий стала ничтожной (всех вместе – не более 100 тыс.) и несопоставимой с влиянием КПК (свыше 57 млн. членов). Никакие другие партии, кроме КПК, не располагают сетью территориальных организаций, производственных ячеек, административными комитетами (кроме центральных органов). Согласно новому Уставу НПКСК его деятельность охватила и единые государственные профсоюзы.

В развитие положений Конституции об упрочении национальной автономии были восстановлены в правах прежние национальные образования. Согласно Закону 1984 г. о районах национальной автономии в Китае организовано уже до 140 таких районов, в ведение местного самоуправления перешли вопросы образования, науки, культуры.

Конституция восстановила прежнее значение декларации гражданских прав (ст. 33-56) на уровне 1954 г. В связи с демографической ситуацией в Китае закон регулировал теперь и брачно-семейные права: с 1979 г. устанавливалось правило «одна семья – один ребенок», разрешение на второго зависит от властей. Нарушители караются значительными штрафами. Сохранилось лишение политических прав по законным основаниям, по приговору суда. В 1980 г. был принят новый Закон о гражданстве (прежний, еще гоминьдановский закон 1929 г. не действовал с 1949 г. и многие правовые ситуации оставались неурегулированными). По новому закону не признавалось двойное гражданство, а выход из гражданства был только разрешительным (и то не всем категориям граждан).

Высшим органом государственной власти провозглашено вновь в полной мере Всекитайское собрание народных представителей. Нормы представительства населения практически не изменились (1 депутат на 1 млн. жителей), поэтому ВСНП насчитывало до 3 тыс. депутатов, в т. ч. Сохранены особые квоты представительства КПК; армии, национальных районов, общественных организаций. ВСНП избирается гражданами старше 18 лет, не подверженным ограничением прав на 5 лет. Права его расширены: оно имеет исключительно право изменения конституции, принятия кодексов, избрания Председателя КНР, утверждения премьера Госсовета, председателя Центрального военного совета.

Полномочия главы государства по-прежнему поделены между Постоянным комитетом ВСНП (в составе примерно 150 делегатов от ВСНП) и Председателем КНР. Новая конституция повысила требования к гражданскому качеству председателя (старше 45 лет), избирается он на 5 лет. По-прежнему Председатель КНР устранялся от командования вооруженными силами, которое возлагалось на особый Центральный военный совет. Его председатель и являлся главнокомандующим.

Полномочия правительства традиционно возлагались на Государственный совет, который формировался ВСНП и был ответственен перед ним. При реформе 1982 г. количество министерств было значительно сокращено (со 100 до 52), сократился и состав Госсовета.

Конституционный строй КНР, традиционно для социалистической государственности, игнорировал разделение властей. Вместе с тем Конституция 1982 г. последовательно стремилась разделить статус и полномочия разных государственных высших должностей и учреждений и передать важнейшие государственные функции (прежде всего военные) только коллективным органам. Это был один из важнейших способов сохранить прямой контроль Коммунистической партии за государственно-политической системой.

Несмотря на ярко выраженные социалистические начала, тоталитарные порядки, связанные с политической диктатурой одной, коммунистической партии, государственный строй КНР сохранил и воспроизвел некоторые важные особенности всей исторической государственной культуры Китая, восходящие как минимум к началу XX столетия. Одной из важнейших особенностей стал местный регионализм, подкрепленный национальной и административной обособленностью. Другой – сохраняющееся отличие легализированного порядка и реальной системы властных отношений. «В Китае, может быть более чем где-либо, следует отличать фактическое положение вещей от существующего на основании норм писаной конституции. Очень многое из того, что мы читаем в китайских законах, существует только на бумаге…»

В этой статье тем, кто собирается поехать в Китай, дается возможность взглянуть на некоторые аспекты развивающегося Китая и сравнить эту страну с другими странами. Мы стараемся делать все, чтобы учесть потребности и пожелания наших клиентов.

Экономическое развитие Самое быстрое развитие

Китай показывает самые быстрые темпы экономического роста не только на настоящий момент, но и по сравнению с другими странами в других исторических периодах. Темпы роста несколько замедлились в связи с кризисом, однако в будущем эксперты не видят никаких оснований для замедления роста. Китай перенес глобальный экономический кризис очень хорошо, тем самым помогая экономикам других стран мира. Сейчас страна уверенно чувствует себя в роли лидера благодаря осторожной финансовой политике, бюджетному профициту и растущему внутреннему спросу

Экономика и урбанизация

Темпы экономического роста Китая составляют от 8 до 9 процентов. Страна имеет самую быстрорастущую экономику мира за последние 30 лет. Отдельным явлением, заслуживающим внимания, является стремительная урбанизация. За последние три десятилетия около 300 млн. человек переехало из сельской местности в города. В ближайшие годы ожидается, что урбанизация сохранит свои темпы

Строительство

Строительство осуществляется в беспрецедентных масштабах. В настоящее время Китай использует половину всего цемента, производящегося в мире, и треть всех объемов стали. Количество высотных домов, возводимых в Китае ежегодно, составляет почти половину общего количества домов, которые строятся в мире. Днем и ночью во всех городах Китая работают башенные краны

Средний класс и автомобили

По прогнозам количество представителей среднего класса в Китае к 2020 году возрастет со 100 млн. до 700 млн. Количество людей, которые могут приобрести автомобиль, стремительно растет. Также к 2020 году ожидается, что количество автомобилей, находящихся в частном владении, возрастет с 10 млн. в 2003 г. до 130 млн

Автомобильные и железные дороги

Увеличение парка автомобиля еще более ускоряет темпы дорожного строительства. По всей стране проводится реконструкция существующих дорог и строительство новых скоростных магистралей. Такими же темпами происходит развитие железнодорожных магистралей. Ожидается, что к концу 2011 года на их строительство будет потрачено до 200 млрд. долларов США. Большую часть этих новых дорог составляют магистрали для сверхскоростных поездов, которые способны сократить время поездки более чем в 2 раза

Услуги мирового уровня в развивающейся стране

Компания «Чайна хайлайтс» старается, насколько это возможно,a travel agency with developed world serviceбыть туроператором, который предоставляет услуги такого уровня, который принят в развитых странах. Мы это делаем уже сейчас, когда Китай носит статус развивающегося государства. Большинство наших клиентов – это жители развитых стран, и мы понимаем, какие в связи с этим перед нами встают задачи. Мы стараемся удовлетворить потребности наших клиентов и не разочаровать их. Китай развивается в настоящее время, а мы пытаемся сделать уже сейчас наши услуги такими, какими вы ожидали бы их увидеть в развитой стране

Что развивается?

Принято говорить, что Западные страны – это развитые государства, а Китай – развивающаяся страна. Страны, которые «развиваются», хотят быть «развитыми», и, кажется, никто над этим не работает так упорно, как Китай

Но что делает страну развитой? Высокие здания? Нет, некоторые из развитых стран не имеют небоскребов. Это значит, что жители достаточно богаты и имеют авто? Нет, во всех развитых странах есть бедные люди и те, у кого нет машины

Обычные критерии развитости государства включают определенные стандарты жизни и уровень здравоохранения, статистические данные, касающиеся дохода домохозяйств и демографии. Некоторые считают, что одним из признаков того, насколько развитым является государство, является степень его заботы о нуждающихся. Естественным считается, что в развитой стране существуют более высокие стандарты образования

Проблемы, с которым сталкиваются иностранцы в развивающемся Китае

Влияние западных средств массовой информации и массовой культуры
Несмотря на цензуру интернета, западная массовая культура глубоко проникает в повседневную жизнь китайцев. Иностранная музыка, кино, новости и спорт очень популярны у молодежи. Проникновению западной культуры способствует быстрое экономическое развитие Китая. — — К сожалению, часто поводом для подражания становятся не лучшие образцы этой культуры.

Например, в Китае все более популярным становится рождество. Этот праздник отмечают в школах, университетах и компаниях, которые имеют связи с заграницей. Не проходит этот день незамеченным и в торговых центрах. Иногда рождественские украшения остаются на гораздо большее время, чем это принято во всем мире. В некоторых местах их так и не убирают до следующего рождества. Копирование западных традиций и некоторых иностранных слов становится модным в некоторых кругах, но часто это делается особенным образом, по-китайски. Существует некая точка, где встречаются попытки воспринимать все иностранное и современное, экспериментировать со всем этим и естественное желание сохранят собственную самоидентификацию.

Курение
Есть такое правило, которое универсально: курение больше распространено среди бедных людей, чем среди богатых, и больше в менее развитых странах, чем в более развитых. Курение является широко распространенной привычкой среди мужского населения Китая. Если вы находитесь в компании, вам всегда предложат сигарету. Во многих странах курение в общественных местах ограничено, и курильщики сами стараются не досаждать дымом тех, кто не курит. В Китае другая картина. Курят везде, где только это возможно. Иногда даже в вагоне поезда.

Компания «Чайна хайлайтс» делает все возможное, чтобы ограничить возможный ущерб от пассивного курения для своих клиентов. Например, нашим водителям не разрешается курить во время вождения

Личные права и свободы

Мы, безусловно, признаем, что в развивающейся стране люди имеют самые различные права и свободы, в том числе и на то, чтобы курить, выпивать, громко слушать музыку и т. д. Однако никто не имеет права наносить вред или причинять неудобства другому человеку своими действиями. В Китае как-то не принято ограничивать личные свободы ради покоя окружающих. Терпимость понимается как свобода каждого делать то, что ему хочется

Шум

В Китае нет законов, которые бы ограничивали шум или наказывали за неудобства, причиняемые строительными работами или шумом ночных заведений. Если вы особенно чувствительны к шуму, сообщите нам, и мы найдем для вас самые спокойные гостиницы и места для посещения

Мобильные телефоны
Одно из явлений, сопровождающих развитие и рост богатства Китая, — увеличение количества владельцев мобильных телефонов. Китай превосходит все страны мира по количеству мобильных телефонов — 550 млн. штук против 300 млн. у Индии. Когда такое большое количество телефонов практически сразу оказывается у новых владельцев, нельзя ожидать, что вместе с этим сразу же появится особый этикет, касающийся пользования мобильных телефонов. Мусор и туалеты

Китайская армия дворников проделывает огромную работу, и по утрам улицы китайских городов чисты. Однако было бы еще лучше, если бы жители Китая сами не бросали мусор, где угодно, особенно в небольших городках. В больших городах начинают обращать внимание на необходимость воспитания хороших манер у граждан. На улицах туристских городов, как правило, всегда можно найти общественные туалеты. Имейте в виду, что некоторые из них могут быть не очень в хорошем состоянии. Компания «Чайна хайлайтс» старается делать все возможное, чтобы туристы могли избежать всех негативных моментов в Китае

Старина и современность

Туристы отправляются заграницу, чтобы увидеть то, чего нет у них дома, например, какие-то старинные вещи, которые были сохранены для последующих поколений. Многие китайцы, которые только и думают, что о модернизации, были бы очень удивлены, если бы услышали о желании иностранцев увидеть старые улицы Китая. Компания «Чайна хайлайтс» выбрало самое интересное из всего уникального и подлинного, чтобы вы могли почувствовать аромат старого Китая

Китай гордится своим быстрым развитием, и, безусловно, мы можем включить в ваш тур объекты, которые демонстрируют это развитие. Но, возможно, это не самое главное, что хотели бы увидеть многие туристы, если они, конечно не имеют особого интереса к гражданскому строительству или планированию города

Китайцы привыкли к иностранцам

Реформы Китая, открытие границ и успехи во многих областях на мировой арене способствовали знакомству многих китайцев с иностранцами. Многие иностранные туристы и деловые люди приезжают в крупные города и более мелкие и отдаленные населенные пункты Китая. Некоторые жители Китая уже привыкли время от времени видеть лица иностранцев. Для подавляющего большинства — иностранцы — это большая редкость. Пристально разглядывать или указывать пальцем на иностранцев – все еще в порядке вещей. Старайтесь относиться к этому со спокойствием и достоинством

Китайцы привыкли к иностранцам
Реформы Китая, открытие границ и успехи во многих областях на мировой арене способствовали знакомству многих китайцев с иностранцами. Многие иностранные туристы и деловые люди приезжают в крупные города и более мелкие и отдаленные населенные пункты Китая. Некоторые жители Китая уже привыкли время от времени видеть лица иностранцев. Для подавляющего большинства — иностранцы — это большая редкость. Пристально разглядывать или указывать пальцем на иностранцев – все еще в порядке вещей. Старайтесь относиться к этому со спокойствием и достоинством.

Криминальные и наполовину законные действия
Быстрое развитие Китая привело к увеличению разрыва между богатыми и бедными. Кроме различных социальных проблем, это создает почву для развития преступности, несмотря на суровые наказания, действующие в стране. Те, кто лишен достатка, пытаются найти легкий, и часто незаконный, путь к тому, чтобы присоединиться к растущему классу обеспеченных китайцев.

Иногда иностранные туристы становятся мишенью тех людей, которые занимаются нелегальными или наполовину легальными делами. Попрошайкам и уличным торговцам запрещено приставать к прохожим, тем не менее с этим явлением сталкиваются многие, особенно иностранные туристы.

Считается, что все иностранные туристы из европейских стран — богатые люди, поэтому воры и мошенники, а также проститутки, часто прикрывающиеся под вывеской массажисток, нацеливаются на людей с европейской внешностью. «Чайна хайлайтс» делает все возможное, чтобы защитить своих клиентов от попрошаек, мошенников, воров и всех, кто занимается противоправной деятельностью.

Дорожное движение

К сожаление, многие водители в Китае игнорируют правила дорожного движения и не уступают места другим участникам. Это, определенно делает Китай неразвитой страной. Многие из нижеуказанных проблем постепенно теряют свою актуальность в некоторых крупных городах, однако все еще остры во многих местах. Пожалуйста, примите во внимание следующее, если вы взяли напрокат велосипед или ходите по улицам пешком

На улицах китайских городов вы часто можете увидеть следующее

  • переход улицы в неположенном месте, хождение по дорожкам для двухколесного транспорта и дорогам. Не делайте того же самого..
  • на перекрестках автомобили при повороте сходят с траектории поворота и выезжают на встречную.
  • велосипеды, мотоциклы и даже автомобили могут двигаться с противоположной стороны дороги, то есть оттуда, откуда вы их не ждете.
  • во время движения по дороге водители пренебрегают понятием о рядах дороги и совершенно спокойно могут ехать между первым и вторым рядом.
  • многие пытаются проскочить перед теми, кто имеют преимущество на перекрестках.
  • многие ни при каких обстоятельствах не уступают дорогу.

Я первый

В условиях перенаселенности многие люди пытаются везде быть первыми, несмотря ни на что: на дорогах, в автобусах, кассах и т. д

Тем не менее, к иностранцам традиционно относятся хорошо и стараются во всем проявлять гостеприимство. Мы, сотрудники «Чайна хайлайтс», исповедуем принцип «В первую очередь — клиент». Мы существуем потому, что есть вы. Вопросы по теме Развивающийся Китай

После 1840 г. феодальный Китай постепенно превратился в полуколониальное, полуфеодальное государство. Китайский народ вел последовательную героическую борьбу за независимость страны, национальное освобождение, демократию и свободу.

В XX веке в Китае произошли коренные перемены великого исторического значения.

Синьхайская революция 1911 г., руководимая доктором Сунь Ятсеном, ликвидировала феодальную монархию и провозгласила Китайскую Республику. Однако историческая задача антиимпериалистической и антифеодальной борьбы китайского народа не была полностью решена.

Китайская Народная Республика образовалась в результате длительного революционного процесса, который первоначально развивался в отдаленных сельских местностях. Новое государство сначала объединило освобожденные районы, которые назывались Советскими (Сувэйай цюй). С первых лет своего существования они находились под руководством Компартии, но в течение ряда лет не имели общих органов власти, управления и суда. Лишь в 1931 г. такие органы были созданы на состоявшемся в ноябре 1931 г. в Жуйцзине (провинция Цзянси) Всекитайском съезде Советов. Съезд образовал Центральный исполнительный комитет (ЦИК) и Совет народных комиссаров (СНК) Китайской Советской Республики (КСР). Оба эти органа могли издавать законы. Одновременно был образован Верховный суд. Местными органами власти про­возглашались Советы депутатов, которые формировали исполнительные комитеты. В новоосвобожденных и прифронтовых районах вся власть сосредоточивалась в руках революционных комитетов. Местными судебными органами в Советских районах Китая являлись судебные отделы местных советских правительств (так обычно называли исполнительные комитеты).

На I Всекитайском съезде Советов был утвержден проект Основной конституционной программы КСР. В окончательном виде она была принята на II Всекитайском съезде Советов в 1934 г., провозгласив «демократические свободы для трудящихся», национальное равноправие, равноправие мужчин и женщин, а также право всех народов Китая на самоопределение вплоть до государственного отделения и создания самостоятельных государств. Была безоговорочно признана независимость Внешней Монголии.

В соответствии с Основной конституционной программой, Положением и Временным законом о выборах в Советы (соответственно 1931 и 1933 гг.) активным и пассивным избирательным правом пользовались «только трудящиеся». Рабочим на выборах в Советы предоставлялись особые преимущества. Выборы депутатов проводились на специальных собраниях по производственно-территориальному принципу: рабочими — на предприятиях, а крестьянами, ремесленниками и др. — по месту жительства. Принципы работы Советов устанавливались специальными актами, принятыми на I и II съездах Советов (Положением и резолюцией о советском строительстве).

Неблагоприятная военная обстановка, сложившаяся для Красной Армии Китая в южной части страны, потребовала перебазирования вооруженных сил коммунистов в Северо-Западный Китай, которое завершилось в 1936 г. На границе провинций Шэньси, Ганьсу и Нинся в староосвобожденном районе, где власть коммунистов установилась до прихода основных сил Красной Армии, была создана главная революционная база — Пограничный район Шэньси-Ганьсу-Нинся. Наступил следующий этап китайской революционной войны против японских захватчиков.

В соответствии с условиями соглашения о внутреннем мире между Компартией и Гоминьданом Северо-Западная канцелярия Центрального Советского правительства Китая была преобразована в правительство Особого района Китайской Республики, а Красная Армия Китая — в Народно-революционную армию (вскоре она получила наименование 8-я армия, позднее коммунистами была сформирована 4-я Новая армия). На территории освобожденных районов провозглашался режим, основанный на всеобщем избирательном праве. На время войны в освобожденных районах — антияпонских революционных базах — была прекращена конфискация земель у помещиков. Но это не означало воз­вращения уже конфискованных земель помещикам: всякие попытки в этом направлении строго пресекались. Вместе с тем для крестьян проводилась политика снижения арендной платы и ссудного процента.

В Пограничном районе Шэньси-Ганьсу-Нинся, а также в других освобожденных районах, где позволяли условия, избирались местные представительные органы — Народно-политические советы. В перерывах между сессиями Советов их функции исполнялись постоянными комитетами. В качестве исполнительных органов формировались правительства (правительственные советы), обладавшие необходимым административным аппаратом.

Правительственные органы Пограничного района Шэньси-Ганьсу-Нинся и других антияпонских революционных баз принимали документы конституционного характера, называвшиеся административно-политическими или политическими программами. Программы предусматривали меры по укреплению антияпонского единого фронта и улучшению жизни народа, охране его прав, развитию сельскохозяйственного и промышленного производства. Они провозглашали равноправие национальностей и полов, проведение политики ликвидации неграмотности, реформирование судебной системы и всего государственного аппарата.

В сентябре 1945 г. завершилась длившаяся восемь лет война китайского народа против японских захватчиков. Решающую помощь китайскому народу в победном завершении антияпонской войны оказал Советский Союз.

Главной революционной базой коммунистов стал Северо-Восток Китая (Маньчжурия). Во вспыхнувшей вновь гражданской войне (1946-1949 гг.) Гоминьдан потерпел поражение.

Вторая мировая война близилась к завершению, но политическая обстановка в Китае все более обострялась. Гоминьдановская верхушка отказывалась от создания коалиционного правительства, на чем настаивали демократические организации Китая. В ноябре 1944 г. Чан Кайщи произвел ряд изменений в составе правительства, которые свидетельствовали об усилении антикоммунизма в военно-политическом руководстве Гоминьдана и о его планах развертывания гражданской войны.

В 1945 г. после поражения Квантунской армии Японии и освобождения советскими войсками северо-востока страны соотношение сил изменилось в пользу Народной армии, которая развернула широкие наступательные операции по освобождению Китая. Под контролем коммунистической партии Китая оказались значительные территории. Гоминьдановское правительство пыталось препятствовать наступлению Народной армии и развязало новую гражданскую войну, продолжавшуюся три года (1946—1949 гг.). Общенародный революционный подъем ускорил развал гоминьдановского режима. В январе 1949 г. Чан Кайши обратился к руководству КПК с предложением начать мирные переговоры, что говорило о признании Гоминьданом своего поражения. В результате переговоров был выработан проект мирного соглашения.

В 1948-1949 гг. в важнейших экономических, политических и культурных центрах страны была установлена революционная власть, главной опорой которой стала Народно-освободительная армия Китая (НОАК) (такое наименование приняли в период новой гражданской войны воору­женные силы китайских коммунистов). Главной формой революционной власти были военно-контрольные комитеты (ВКК) НОАК, которые назначались непосредственно фронтовыми военными и политическими органами. ВКК были весь период военного контроля главными органами власти на местах. Им были подчинены все другие местные органы, в том числе и правительственные, при них формировались военные трибуналы, приговоры которых обычно обжалованию не подлежали. ВКК издали большое количество нормативных актов, регулировавших различные стороны жизни в освобожденных городах.

В процессе ликвидации гоминьдановской администрации ВКК создавали новую власть: местные народные правительства и массовые представительные органы — конференции народных представителей. От народно-политических советов периода антияпонской войны они отличались как по социальному составу, так и по функциям. Делегатами конференций не могли быть помещики и представители бюрократической буржуазии*. Функции же конференций были скорее совещательными, полномочия местных собраний народных представителей они стали постепенно принимать на себя позднее, уже в 50-е годы.

Бюрократическая буржуазия — социальная общность капиталистического типа, господство которой основано не на частной, а на государственной собственности.

Весной-летом 1949 г. организационно оформился Народный политический консультативный совет Китая. К осени этого года в руках Гоминьдана оставался только один крупный город — Гуанчжоу (Кантон). Наступило время объединения освобожденных районов страны в единое государство. В процессе объединения революционных сил и образования Китайской Народной Республики (КНР) важную роль сыграли правительства и военно-административные комитеты крупных освобожденных районов. Народные правительства были созданы в ранее освобожденных Северо-Восточном и Северном Китае. Военно-административные комитеты были созданы в Северо-Западном, Восточном, Южно-Центральном и Юго-Западном Китае.

  • 21 сентября 1949 г. открылась первая сессия Народной политической консультативной конференции, в работе которой участвовали представители всех демократических партий и групп. Сессия приняла статус Конференции как организации единого фронта, Закон об организации Центрального народного правительства Китайской Народной Республики (КНР), а также Общую программу, которая до принятия конституции должна была выполнять роль Основного закона Китайской Народной Республики. Конференция избрала Центральное народное правительство КНР во главе с Мао Цзэдуном.
  • 1 октября 1949 г. было торжественно провозглашено создание Китайской Народной Республики. Китайская Народная Республика была провозглашена 1 октября 1949 г. по решению пленарной сессии Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), принявшей на себя функции Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и сыгравшей роль Учредительного собрания республики.

Сессия приняла Общую (совместную) программу НПКСК, его Организационный статут, Закон об организации Центрального народного правительства, постановления о государственном флаге, гимне, новом летосчислении и перенесении столицы государства в Пекин с возвращением ему старого названия.

Общая программа считалась временной конституцией страны. Она провозгласила КНР «государством новой демократии». В качестве основы экономического развития страны программой провозглашался государственный сектор хозяйства. Вместе с тем определялись пути развития кооперативного, мелкотоварного, государственно-капиталистического и частнокапиталистического секторов. Прямо о переходе к социализму в Общей программе не говорилось.

Основными принципами организации и деятельности государственных органов провозглашались демократический централизм и участие в управлении делами государства широких народных масс, представляющих все национальности страны, и пр. Принцип национального самоопределения населяющих Китай народов в программе отсутствовал. Решение национального вопроса было осуществлено в форме создания территориальных автономий.

Общая программа являлась отправным пунктом законодательства КНР в период до принятия Конституции 1954 г. Все законы того времени издавались со ссылкой на эту программу. В соответствии со ст. 17 Общей программы все прежнее китайское законодательство отменялось.

Сессия ВСНП избрала Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), который был в восстановительный период высшим органом власти. Он представлял КНР вовне, а внутри страны осуществлял все полномочия высшего органа государственной власти (законодательство, ратификация международных договоров, утверждение бюджета и отчета о его исполнении, назначение высших долж­ностных лиц государства, решение вопросов войны и мира и т. д.). Пленарная сессия НПКСК, взявшая на себя функции ВСНП, никогда уже не созывалась, а избранный ею Всекитайский комитет НПКСК никакими государственными полномочиями наделен не был. Функции главы государства выполнял ЦНПС, реализовывались же они в основном через деятельность председателя Центрального народного правительства (ЦНП). Законодательство и политическая практика предконституционного периода 1949-1954 гг. (до 1952 г. включительно это был восстановительный период) создали председателю ЦНП особое положение в государственной структуре — выше обычной роли главы коллегиального органа власти. Председателем ЦНП стал Председатель ЦК Компартии Мао Цзэдун. Он же занял должность председателя Народно-революционного военного совета.

ЦНПС образовал ряд высших государственных органов, вместе составлявших ЦНП. В их число вошли Административный совет — высший орган государственного управления, Народно-революционный военный совет — орган руководства всеми вооруженными силами, Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура.

Административный совет в общем занимал в государственной структуре КНР положение правительства, однако он отличался от обычных органов такого рода по составу и компетенции. В него входили не все министры КНР, не было в нем и военного ведомства. Административный совет фактически осуществлял наряду с ЦНПС законодательную власть (например, в 1951 г. им был принят Временный за­кон о таможнях). В перерывах между сессиями ЦНПС Административный совет был ответственен перед председателем ЦНП.

В организации местных народных правительств была обобщена практика строительства органов власти в освобожденных районах. В качестве принципа устанавливалось, что народные правительства являются органами власти наряду с собраниями народных представителей. Однако, поскольку последние не созывались, народные правительства либо были единственными органами власти на местах, либо делили власть с конференциями представителей всех слоев народа, принявшими на себя функции собраний народных представителей. В течение всего восстановительного периода, а иногда и после его окончания на местах продолжали существовать военно-контрольные комитеты НОАК.

Первоначально представительные органы формировались ВКК и местными народными правительствами, которые в свою очередь назначались сверху. Затем они постепенно становились выборными органами.

Характерной чертой юстиции восстановительного периода было обилие различных видов чрезвычайных судов. Кроме военных трибуналов ВКК с 1950 г. стали создаваться народные трибуналы в районах проведения земельной реформы. Формально они считались палатами (коллегиями) уездных и городских народных судов, а фактически были специальными чрезвычайными судами. В их компетенцию входили не только дела, связанные с проведением земельной реформы, но также и все дела о контрреволюционных преступлениях и бандитизме. Руководящие лица и половина членов трибуналов избирались уездными или городскими народными правительствами, другая половина избира­лась конференциями народных представителей или делегировалась народными организациями, либо избиралась на собраниях крестьян или членов крестьянских союзов. Приговоры народных трибуналов подлежали утверждению народных правительств городов и уездов или вышестоящих правительственных органов.

В марте 1952 г. Административным советом были учреждены народные трибуналы на период массовой кампании «сань фань» («против трех зол» — коррупции, расточительства и бюрократизма). Эти трибуналы создавались во всех учреждениях, от окружных управлений и выше, и в воинских частях и соединениях, от полка и выше. Они могли приговаривать к любым мерам наказания, включая смертную казнь, с последующим утверждением вышестоящими правительственными или военными инстанциями. Председателями трибуналов были руководители учреждений и военачальники. Народные трибуналы в городах создавались городскими народными правительствами и во время проведения в 1952-1953 гг. массовой кампании «у фань» («против пяти зол» — подкупа работников госаппарата, хищений, уклонения от уплаты налогов, махинаций с государственными заказами, выкрадывания секретной государственной экономической информации). Председателями трибуналов назначались, как правило, председатели городских народных судов. Приговоры этих трибуналов, если они предусматривали смертную казнь или длительное лишение свободы (от десяти лет и более), подлежали утверждению вышестоящими правительственными органами.

В марте 1951 г. ЦНПС принял Временное организационное положение народных судов КНР, Временное организационное положение Верховной народной прокуратуры Центрального народного правительства и Общие принципы организации местных народных прокуратур.

Временное организационное положение народных судов КНР исходило из прежней практики освобожденных районов (да и из китайской традиции) включения народных судов в структуру местных правительств. Местные народные прокуратуры также были включены в местные правительства и находились, таким образом, как и суды, в двойном подчинении — своим вышестоящим органам и местным народным правительствам. Временное организационное положение народных судов КНР предусматривало создание института народных заседателей, но право принятия судебного решения оставалось за судьями, а заседатели могли лишь «помогать в расследовании дела, принимать участие в судебном разбирательстве и высказывать свое мнение по рассматриваемому делу» (ст. 6). В законе ничего не говорилось о праве обвиняемого на защиту.

Общая программа объявляла КНР «государством новой демократии», которое «ведет борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала, за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая».

В Общей программе было определено, что новая государственная власть в Китае представляет собой «демократическую диктатуру народа», основанную на союзе рабочих и крестьян, в котором руководство принадлежит рабочему классу. При этом подразумевалось, что руководящая роль рабочего класса в народном государстве осуществляется через КПК, которая стала правящей партией.

Высшим органом государственной власти в КНР был Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), который сформировал остальные центральные государственные органы: Государственный административный совет (высший исполнительный орган), Народно-революционный военный совет, Верховный народный суд и Верховную народную прокуратуру. Вместе с ЦНПС эти органы составили Центральное народное правительство КНР. Его председателем стал Мао Цзэдун, являвшийся одновременно главой Центрального народного правительственного совета и Народно-революционного военного совета, председателем ЦК КПК. Первоначально Центральное народное правительство КНР было правительством единого фронта. В состав высших государственных органов наряду с коммунистами входили представители численно небольших буржуазных и мелкобуржуазных партий, поддерживавших программу КПК и признававших ее руководящую роль.

В стране начался восстановительный период, в течение которого были решены основные задачи демократической революции. В 1953 г. в качестве своей генеральной линии коммунистическая партия Китая провозгласила социалистическое направление развития.

В 1953-1954 гг. состоялись первые в истории страны всеобщие выборы в демократические органы власти — собрания народных представителей. 15 сентября 1954 г. в Пекине на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей была принята Конституция КНР В соответствии с Конституцией произошли существенные изменения в структуре государственных органов КНР: высшим органом власти стало Всекитайское собрание народных представителей, а в период между его сессиями — постоянный Комитет ВСНП.

Первая Конституция КНР юридически закрепила главные положения генеральной линии КПК в качестве основного закона государства. В Конституции провозглашались социально-экономические права граждан, их политические свободы, обязанности.

В области внешней политики Конституция предусматривала развитие и укрепление отношений дружбы с СССР и другими социалистическими странами, установление и развитие отношений со всеми странами на основе принципов равноправия, взаимной выгоды, уважения суверенитета и территориальной целостности.

Идеи социалистического развития реализовывались через пятилетние планы развития народного хозяйства, был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства и индустриализацию.

В мае 1958 г. КПК выдвигает курс на досрочное построение социализма, получивший название «большой скачок». Политика «большого скачка» распространялась на все сферы.

Установка на форсированное преобразование производственных отношений, на «ускоренный переход к коммунизму» была принята на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК в августе 1958 г. Политика «большого скачка» получила распространение в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере культуры, науки, образования; это обострило экономические и социальные проблемы развития страны. «Особый курс» был взят КНР и во внешней политике.

В начале 60-х годов были приняты чрезвычайные меры по ликвидации последствий «большого скачка». Мао Цзэдун, отмечая отдельные ошибки в ходе реализации взятого курса, признавал в целом его правильность. Однако часть китайских руководителей выступала против политики «большого скачка». Разногласия по вопросам внутренней и внешней политики привели к обострению идейно-политической борьбы в руководстве и КПК. Чтобы избавиться от своих противников, Мао Цзэдун и его сторонники под лозунгом «культурной революции» развернули кампанию тотальной «чистки» партии, органов народной власти, общественных организаций. В материалах и документах КПК конца 70-х — начала 80-х годов замысел «культурной революции» и решения, обосновавшие эту кампанию, были оценены как заслуживающие исправления.

Попытка законодательно закрепить политику «культурной революции» была сделана путем принятия Конституции 1975 г. В соответствии с идеей классовой борьбы, «сотрясающей общество в процессе построения социализма», были проведены изменения, касающиеся государственного строя, прав и свобод граждан.

Добавить комментарий