Рассмотрение надзорной жалобы

Статья 391.5. Рассмотрение надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными статьями 391.1 — 391.3 настоящего Кодекса, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

2. По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;

2) о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 391.6. Сроки рассмотрения надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

В соответствии со сг. 412.5—412.9 УПК предварительное производство по жалобе или представлению в ВС РФ осуществляется в два этапа: 1) жалоба, представление изучается судьей ВС РФ; 2) дело по жалобе, представлению рассматривает Президиум ВС РФ в том случае, если судья ВС РФ примет об этом решение.

Рассмотрение надзорных жалобы или представления проводится в определенном порядке, которым регламентированы:

  • — изучение судьей ВС РФ жалобы или представления по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного уголовного дела и принятие решения;
  • — содержание постановлений и действия судьи ВС РФ в зависимости от принятого решения;
  • — полномочия Председателя ВС РФ и его заместителя в отношении постановления судьи ВС РФ об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;
  • — сроки рассмотрения.

Предварительное рассмотрение надзорных жалобы, представления судьей ВС РФ вызвано необходимостью не допустить поступление на рассмотрение Президиума ВС РФ необоснованных обращений. Изучая поступившие жалобы, представления, судья ВС РФ определяет правовые основания и принимает решение, определяющее дальнейшее движение дела. По мнению КС РФ, единоличное разрешение вопроса о наличии (или отсутствии) оснований для возбуждения надзорного производства не освобождает судью от обязанности проанализировать все изложенные в жалобе доводы о допущенных при рассмотрении дела в судах нижестоящих инстанций нарушениях закона и принять обоснованное решение об удовлетворении надзорной жалобы либо об отказе в этом.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ может принять одно из двух решений, облекаемых в форму постановления:

  • 1) отказать в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных решений в надзорном порядке;
  • 2) передать надзорные жалобу, представление с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если возникают сомнения в законности обжалуемого судебного решения.

Принимая решение об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, судья ВС РФ выносит постановление в соответствии с требованиями, изложенными в ст. 412.7 УПК. Из постановления судьи ВС РФ должно быть понятно, почему доводы надзорных жалобы, представления не основаны на законе, в чем судья ВС РФ усмотрел противоречивость, необоснованность и др. Закон требует указать в постановлении мотивы, по которым отказано в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Лицо, получившее постановление судьи ВС РФ и не согласившееся с доводами об отсутствии оснований для надзорного пересмотра, вправе обратиться с надзорными жалобой, представлением к Председателю ВС РФ или его заместителю, приложив к жалобе, представлению все необходимые документы, требования к которым изложены в ст. 412.2 УПК.

К надзорным жалобе, представлению необходимо приложить также постановление судьи ВС РФ об отказе в возбуждении надзорного производства, так как эти обращения могут быть приняты к производству Председателем ВС РФ и его заместителем лишь в тех случаях, когда постановлением судьи ВС РФ в удовлетворении жалобы, представления отказано. Эти должностные лица, проверив постановление судьи ВС РФ и изучив надзорную жалобу и другие материалы, вправе не согласиться с постановлением судьи ВС РФ и вынести постановление об отмене такого постановления и о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

В случае, когда судья ВС РФ принимает решение о передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, он выносит постановление, в котором указывает дату и место вынесения постановления, свои фамилию и инициалы, данные о лице, подавшем жалобу, представление, судебные решения, которые обжалуются, мотивы для передачи надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, а также свои предложения относительно разрешения дела. Судья ВС РФ, принимая решение о возбуждении надзорного производства, не вправе в данном постановлении предрешать выводы суда надзорной инстанции.

Судья ВС РФ вместе с вынесенным им постановлением передаст надзорные жалобу, представление с уголовным делом в Президиум ВС РФ.

Закон не предусматривает обязательного участия в рассмотрении дела лиц, интересы которых затрагиваются жалобой или представлением: неявка указанных лиц в судебное заседание Президиума ВС РФ не препятствует рассмотрению уголовного дела.

  • См.: Определение КС РФ от 21.10.2008 № 492-0-0.
  • См.: п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 11.01.2007 № 1.

О применении судами статьи 406 см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N 1.

1. Надзорные жалоба или представление рассматриваются судом надзорной инстанции в течение 30 суток со дня их поступления.

2. В необходимых случаях судья, рассматривающий надзорные жалобу или представление, вправе истребовать в пределах компетенции, установленной статьей 403 настоящего Кодекса, любое уголовное дело для разрешения надзорных жалобы или представления.

3. Изучив надзорные жалобу или представление, судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления;

2) о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано.

4. Председатель верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, Председатель Верховного Суда Российской Федерации либо его заместители вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления. В этом случае он отменяет такое решение и выносит постановление, предусмотренное пунктом 2 части третьей настоящей статьи.

Комментарий к статье 406

1. Рассмотрение надзорной жалобы или надзорного представления прокурора, поступивших в суд надзорной инстанции, поручается (председателем соответствующего суда) конкретному судье, который ранее не принимал участия в разрешении данного дела (по существу) в суде первой, второй или нижестоящей надзорной инстанции, так как в ином случае он подлежит отводу (см. коммент. к ст. ст. 61 и 63).

2. Предварительное проверочное производство в суде надзорной инстанции, осуществляемое (единолично) данным судьей, структурно и содержательно включает в себя следующее:

— получение и регистрацию надзорной жалобы (представления) в канцелярии соответствующего суда. Хотя нормы УПК и не называют регистрацию в качестве обязательного требования, она объективно необходима, позволяя точно определить сроки проверки, принятия предварительных и итоговых решений, сам факт поступления жалобы (представления) в суд надзорной инстанции и т.п.;

— принятие жалобы (представления) к производству судьей, которому поручено их изучение на предмет проверки наличия достаточных оснований для возбуждения надзорного производства или отказа в этом.

Закон не требует вынесения специального постановления о принятии жалобы (представления) к своему производству, поэтому оно может состоять из ряда конклюдентных действий судьи, которому поручено изучение жалобы и принятие решения по ее существу. На то, что данные действия имеют характер принятия жалобы к (своему) производству, опосредованно указывает ч. 5 ст. 408 УПК. Вместе с тем вынесение подобного постановления было бы целесообразным;

— изучение жалобы (представления) и приложенных к ней процессуальных документов (ч. 2 ст. 404 УПК), истребование в необходимых случаях (из суда первой инстанции) и изучение уголовного дела в целях всесторонней и полной проверки (возможного) наличия (отсутствия) названных оснований. Несмотря на то что законодатель обходит молчанием данный вопрос, истребование данного дела из суда первой инстанции осуществляется по запросу судьи, реализующего процедуры проверки;

— принятие решения по существу жалобы. В срок не позднее 30 суток с момента поступления ходатайства в суд судья, изучавший надзорное представление прокурора или надзорную жалобу, обязан принять решение: а) о возбуждении надзорного производства и передаче жалобы (представления) на разрешение суда надзорной инстанции; б) об отказе в этом. И первое, и второе решение (постановление) судьи должны быть мотивированными, т.е. основываться на конкретных фактических данных, указанных в жалобе или установленных судьей в ходе изучения истребованного уголовного дела.

3. О принятом решении направляется мотивированное сообщение заявителю.

4. Отказ председателя суда (его заместителей) в возбуждении надзорного производства не может быть обжалован заявителем (ч. 1 ст. 402 УПК), поэтому он может реализовать свое право на судебную защиту лишь посредством подачи новой надзорной жалобы в суд вышестоящей надзорной инстанции (по правилу инстанционности).

2. В необходимых случаях судья, рассматривающий надзорные жалобу или представление, вправе истребовать в пределах компетенции, установленной статьей 403 настоящего Кодекса, любое уголовное дело для разрешения надзорных жалобы или представления.
3. Изучив надзорные жалобу или представление, судья выносит одно из следующих постановлений:
1) об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления;
2) о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано.
4. Председатель верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, Председатель Верховного Суда Российской Федерации либо его заместители вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления. В этом случае он отменяет такое решение и выносит постановление, предусмотренное пунктом 2 части третьей настоящей статьи.
Комментарий к статье 406
1. Комментируемая статья установила порядок рассмотрения надзорных жалобы и представления судьей и дифференцировала сроки рассмотрения надзорной жалобы или надзорного представления прокурора и сроки рассмотрения уголовного дела в надзорной инстанции со дня принятия предварительного решения.
Днем поступления надзорной жалобы заинтересованного участника процесса или надзорного представления прокурора в суд является день, обозначенный канцелярией суда по уголовным делам путем проставления штампа и указания даты поступления дела на его обложке. Сроки исчисляются часами, сутками, месяцами. По правилам ч. 2 ст. 128 УПК РФ сроки, исчисляемые сутками, истекают в 24 часа последних суток. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается следующий за ним первый рабочий день.
Надзорные жалоба или представление рассматриваются в судебном заседании в надзорных инстанциях Верховного Суда РФ в течение 30 суток, а в надзорных инстанциях других судов — в течение 15 суток.
2. Возможность и порядок продления указанных сроков комментируемой статьей не регламентированы. При необходимости продлить срок рассмотрения надзорной жалобы, надзорного представления и срок рассмотрения уголовного дела в судебном заседании надзорной инстанции следует руководствоваться положениями гл. 17 УПК РФ.
3. УПК РФ наделил судью правом истребования уголовного дела (ч. 2 комментируемой статьи). Непосредственное изучение уголовного дела гарантирует принятие им законного и обоснованного решения. Постановление об отказе в возбуждении надзорного производства и оставлении надзорной жалобы или надзорного представления без удовлетворения должно содержать конкретные сведения, подтверждающие законность и обоснованность как судебных решений, так и выводов, опровергающих доводы заявителя.
4. Решение о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано, принимается в результате изучения доводов либо материалов уголовного дела. Уголовное дело может быть истребовано в случае жалобы на неполноту предварительного расследования или судебного следствия.
5. Основанием возбуждения надзорного производства является установление при изучении доводов жалобы или представления либо уголовного дела указанных в ст. ст. 379 — 383 УПК РФ обстоятельств. Форма постановления о возбуждении надзорного производства либо об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или надзорного представления приведена в приложении 59 к ст. 477 УПК РФ. Судья при возбуждении надзорного производства также не связан с доводами надзорной жалобы или надзорного представления. Судья, рассматривающий надзорные жалобу или представление, имеет право проверить уголовное дело в полном объеме. Он вправе принимать решения по всем вопросам, входящим в компетенцию надзорной инстанции, и в отношении всех осужденных.
6. Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела также не связан рамками постановления о возбуждении надзорного производства, доводами надзорной жалобы или надзорного представления. Он вправе проверить уголовное дело в полном объеме и в отношении всех лиц (см. комментарий к ч. ч. 1 — 2 ст. 410 УПК РФ).
7. В законе регламентировано право надзорной инстанции и нет прямого указания на ее обязанность при рассмотрении уголовного дела по надзорной жалобе или надзорному представлению выходить за пределы содержащихся в них требований.
8. По смыслу закона предписание об истребовании любого уголовного дела судьей, рассматривающим надзорную жалобу или надзорное представление, когда в этом имеется необходимость, должно распространяться и на случаи отказа в их удовлетворении.
9. Принятое судьей решение об отказе в возбуждении надзорного производства может быть обжаловано председателю соответствующего суда. Председателю верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, Председателю Верховного Суда РФ и его заместителям законом предоставлено право не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или надзорного представления прокурора. Председатель верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, Председатель Верховного Суда РФ и его заместители вправе отменить решение судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или надзорного представления прокурора.
10. Председатель верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа соответствующих судов субъектов Федерации, Председатель Верховного Суда РФ и его заместители вправе отменить решение судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы либо надзорного представления, возбудить надзорное производство в общем порядке, а также возвратить надзорную жалобу либо надзорное представление при отсутствии необходимых документов или наличии иных оснований (см. комментарий к ч. 2 ст. 404 и приложение 60 к ст. 477 УПК РФ).
11. По смыслу комментируемой статьи лицо, принесшее надзорную жалобу, или прокурор, принесший надзорное представление, не вправе после возбуждения надзорного производства отозвать их или внести изменения. Однако это не должно лишать их возможности подать дополнения к надзорной жалобе или надзорному представлению либо высказать иное мнение, что может быть учтено при принятии окончательного решения по уголовному делу.

Добавить комментарий