Рассмотрение в порядке надзора

Рассмотрение дела в надзорной инстанции, так же как и в кассационной, состоит из двух этапов (стадий):

  • 1) предварительный (целью данного этапа является решение вопроса о приемлемости пересмотра);
  • 2) рассмотрение дела с жалобой судом надзорной инстанции.

Предварительный этап, так же как и в кассационной инстанции, включает в себя следующие стадии: 1) изучение судьей надзорной жалобы (представления) по материалам, приложенным к ней; 2) истребование дела и изучение надзорной жалобы (представления) с учетом материалов дела;

3) принятие решения относительно приемлемости пересмотра в надзорной инстанции.

Первая и третья стадии носят обязательный характер, вторая — факультативный, она реализуется лишь в случае, если судья, ответственный за изучение жалобы, придет к выводу о невозможности принять обоснованное и взвешенное решение относительно приемлемости пересмотра, исходя из содержания жалобы (представления) и материалов, приложенных к ней. По аналогии с кассационным производством на данную предварительную процедуру не распространяются отдельные обязательные для иных судебных процедур процессуальные правила — об извещении и вызове сторон, о проведении судебного разбирательства и др. Лицом, уполномоченным на предварительное рассмотрение надзорной жалобы, является судья ВС РФ. Жалоба рассматривается в единоличном порядке.

В настоящее время ГПК РФ определены сроки предварительного рассмотрения дела в суде надзорной инстанции. Надзорные жалоба, представление рассматриваются в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано. В случае истребования дела срок устанавливается в пределах трех месяцев, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ. Председатель ВС РФ, его заместитель в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца. На этой стадии судья вправе вынести определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции. Обязательным условием такого рода приостановления является просьба об этом заинтересованных лиц. Ходатайство о приостановлении исполнения решения суда, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ, может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Заключительной стадией предварительного рассмотрения дела является принятие ответственным судьей решения относительно приемлемости рассмотрения дела в суде надзорной инстанции. Если судья, рассматривающий дело, придет к выводу, что надзорные жалоба, представление не подлежат передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, то он, соответственно, выносит мотивированное определение об отказе в передаче данных жалобы, представления в суд надзорной инстанции. Если же, напротив, судья, рассматривающий дело в предварительном порядке, придет к выводу, что имеются основания для отмены обжалуемых судебных актов, он выносит в соответствии со ст. 391.8 ГПК РФ определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, в котором излагаются содержание дела, по которому приняты судебные постановления, мотивы для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, а также предложения судьи, вынесшего определение. Вместе с указанным определением судья ВС РФ передает надзорные жалобу, представление и дело в Президиум ВС РФ. В ГПК РФ, к сожалению, так же как и в кассационном производстве не содержатся конкретные критерии для такой передачи.

Вторым этапом является рассмотрение дела с жалобой судом надзорной инстанции (ст. 391.10 ГПК РФ). Надзорные жалоба, представление с делом рассматриваются Президиумом ВС РФ в судебном заседании не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения судьи ВС РФ о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ. В порядке подготовки дела к судебному разбирательству Президиум ВС РФ направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и копии надзорных жалобы, представления. Кроме того, лица, участвующие в деле, подлежат обязательному извещению о времени и месте рассмотрения дела Президиумом ВС РФ, однако их неявка не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

В состав суда, рассматривающего дело в порядке надзора, не могут входить следующие должностные лица ВС РФ: а) Председатель ВС РФ или его заместитель, вынесшие определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ; б) Председатель ВС РФ или его заместитель, подавшие представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права.

В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. Указанные лица могут допускаться к участию в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи. В случае если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума ВС РФ принимает участие Генеральный прокурор РФ или его заместитель.

Рассмотрение дела в Президиуме ВС РФ состоит из следующих этапов: 1) доклад судьей ВС РФ; 2) объяснения лиц, участвующих в деле, и иных заинтересованных лиц. Данная стадия носит факультативный характер и зависит от волеизъявления указанных субъектов; 3) принятие постановления по делу, соответствующее требованиям ст. 391.13 ГПК РФ.

При рассмотрении надзорных жалобы, представления с делом в надзорном порядке все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

Постановление Президиума ВС РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит. О нем сообщается лицам, участвующим в деле.

Стадия надзорного производства включает в себя несколько этапов: а) рассмотрение жалоб, заявлений, писем и иных сообщений по поводу незаконности и необоснованности вступившего в законную силу судебного решения, а также просьб о принесении протеста на приговор, определения, постановления суда (ст. 375, 376 УПК): б) принесение протеста (ст. 371) или отказ в этом: в) рассмотрение судом дела по протесту и принятие решения (ст. 377, 378, 381 УПК). С просьбой (письменной или устной) о принесении протеста к соответствующим должностным лицам могут обращаться как участники процесса, так и любые граждане, учреждения, организации, органы народного контроля. Поводом к истребованию и прочерке дела могут служить статьи, заметки и письма, опубликованные в печати. Прокурор вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору. Такое же право предоставлено председателям соответствующих судов, их заместителям. Жалобы, заявления, письма и иные ходатайства (в том числе и устные заявления, сделанные непосредственно на приеме у должностного лица) о проверке законности и обоснованности состоявшихся судебных решений обязывают соответствующих должностных лиц рассмотреть их и принять решение. О принятом решении заявитель должен быть поставлен в известность, и за них сохраняется право обжалования состоявшегося решения (например, на решение областного прокурора об отказе в принесении протеста в порядке надзора может быть подана жалоба прокурору республики). Недопустимо принятие решения об отказе в принесении протеста по жалобе без истребования дела в тех случаях, когда изложенные в жалобе доводы не опровергаются доказательствами, приведенными в приложенных к жалобе судебных документах, или сомнения в законности и обоснованности судебных решений возникают по иному поводу. Протест должен содержать указание, в какой суд он приносится, какие именно судебные решения опротестовываются, по каким основаниям и какое решение просят принять лицо, приносящее протест. К протесту прилагаются дополнительные материалы, если они имеются. Протест на решение суда до начала его рассмотрения судом может быть отозван прокурором, принесшим протест (ст. 33 Закона о Прокуратуре РФ). Лицо, внесшее протест, вправе с учетом дополнительных материалов, поступивших в суд, или объяснений лиц вызванных в суд в ходе судебного заседания высказать иное, чем в протесте, мнение, которое может быть учтено судом при принятии решения по делу.

Организация работы судьи по обращению к исполнению судебных решений.

1. Общие правила

98. Обращение к исполнению приговора, решения, определения, судебного приказа и постановления суда возлагается на суд, их постановивший.

Приговоры, решения, определения, судебные приказы и постановления суда обращаются к исполнению после вступления их в законную силу, за исключением случаев, когда по закону предусмотрено их немедленное исполнение.

Вся переписка по обращению к исполнению приговоров, решений, определений, судебных приказов и постановлений суда возлагается на канцелярию суда и выполняется секретарем суда или другим работником канцелярии.

О действиях, связанных с обращением к исполнению приговора, решения, определения или постановления, судебного приказа делается отметка в справочном листе по делу, учетно — статистических карточках и регистрационных журналах.

99. Контроль за обращением к исполнению приговоров, решений, определений, судебных приказов и постановлений суда осуществляется председателем суда и судьями, под председательством которых рассматривались дела.

Направляемые на исполнение копии приговоров, решений, определений, постановлений и выдаваемые судом исполнительные документы (в том числе и судебные приказы) заверяются подписями судьи, председательствующего по делу, и секретаря суда, а также гербовой печатью. Исполнительные документы должны быть заполнены четко и грамотно. Никакие помарки, исправления и дополнения в исполнительном документе не допускаются. Сопроводительные письма к рассылаемым копиям подписываются теми же лицами. Копия сопроводительного письма подшивается к делу.

В тех случаях, когда приговор, решение, определение, судебный приказ или постановление изменены вышестоящим судом, об этом делается отметка на соответствующей копии.

К копиям приговора, решения, определения и постановления, измененным при рассмотрении дела в кассационном или надзорном порядке, по заявлению заинтересованных лиц прилагаются копии определений или постановлений кассационной или надзорной инстанций.

Копии частных определений (постановлений) направляются соответствующему учреждению, предприятию, организации, должностному лицу или трудовому коллективу после вступления в законную силу приговора или решения и регистрируются в журналах учета исполнения: по уголовным делам — форма N 45, по гражданским делам — форма N 46.

100. Уголовное или гражданское дело, оконченное производством, может быть сдано в архив только в соответствии с резолюцией председателя суда или судьи, председательствовавшего по делу.

После того как надлежащим образом составленные и оформленные надзорные жалоба, представление поданы в ВС РФ, изучены судьей ВС РФ и им было вынесено определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ Президиум ВС РФ принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи ВС РФ о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации должно содержать:

1) дату и место вынесения определения;

2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;

3) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;

4) указание на судебные постановления, которые обжалуются;

5) изложение содержания дела, по которому приняты судебные постановления;

6) мотивированное изложение оснований для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации;

7) предложения судьи, вынесшего определение.

Судебные постановления, подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

1. права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;

2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3. единообразие в толковании и применении судами норм права.

После того как Президиумом ВС РФ дело принято к рассмотрению, Президиум ВС РФ направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и копии надзорных жалобы, представления.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом ВС РФ. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

4. Надзорные жалоба, представление с делом рассматриваются Президиумом ВС РФ в судебном заседании не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

5. В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. Указанные лица могут допускаться к участию в судебном заседании в т.ч. путем использования систем видеоконференц-связи.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума ВС РФ принимает участие Генеральный прокурор РФ или его заместитель.

6. Надзорные жалоба, представление с делом, рассматриваемые в порядке надзора в Президиуме ВС РФ, докладываются судьей ВС РФ.

7. Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основаниями для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

8. Лица, участвующие в деле, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

9. По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление.

10. При рассмотрении надзорных жалобы, представления с делом в надзорном порядке все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

11. О принятом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

Производство в суде надзорной инстанции.

1. Сущность и значение надзорного производства.

2. Особенности возбуждения надзорного производства.

3. Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции.

4. Полномочия суда надзорной инстанции.

5. Основания для отмены судебных постановлений в порядке надзора.

Сегодня надзорная стадия рассматривается как исключительная стадия гражданского процесса. Если апелляция и кассация рассматриваются как ординарные стадии, то надзор – это исключение из правил пересмотра, что означает, что не любое решение может быть пересмотрено в надзоре.

По общему правилу предполагается, что решение должно быть законным и обоснованным, а если были допущены нарушения, то они должны быть исправлены до вступления решения в законную силу. Поэтому надзор – это исключительная стадия, исключение из этого общего правила.

При этом не обязательно обращаться в надзорную инстанцию перед тем, как обращаться в Европейский Суд.

Но надзор является дополнительной гарантией защиты прав.

Основные черты сегодняшней надзорной инстанции.

1) Пересматриваются вступившие в законную силу решения суда, причём всех судов, за исключением решений Президиума ВС РФ (это окончательная инстанция, выше нет – и обжаловать некуда).

2) Обращаться в надзор можно только если исчерпаны иные способы защиты – и апелляция, и кассация.

3) Осуществляются судами надзорной инстанции. Это: Президиум суда субъекта РФ; судебная коллегия ВС РФ; Президиум ВС РФ.

4) Срок обжалования в надзорной инстанции сегодня – 6 месяцев, при этом этот срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, если лицо не могло обратиться в пределах этого срока с надзорной жалобой по причине стечения тяжёлых обстоятельств, связанных с болезнью и какими-то иными тяжёлыми обстоятельствами.

Необходимо, чтобы эти тяжёлые обстоятельства имели место в течение года (одного (1) года) после вступления решения в законную силу. Если после – то уже никакие обстоятельства не рассматриваются и не принимаются.

5) Для надзорного производства установлен предварительный порядок рассмотрения надзорной жалобы, она рассматривается судьёй суда надзорной инстанции, который выносит определение либо о передаче жалобы на рассмотрения либо об отказе в передаче.

6) В надзоре проверяется только законность, обоснованность не проверяется. Причём решение подлежит отмене только в случае существенного нарушения норм материального или процессуального права.

7) Проверка осуществляется только в пределах доводов надзорной жалобы, не допускается представление новых доказательств и установление новых фактов.

2. Особенности возбуждения надзорного производства.

3. Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции.

4. Полномочия суда надзорной инстанции.

5. Основания для отмены судебных постановлений в порядке надзора.

Надзорное производство с 1 января 2012 года меняется. Она остаётся, но в ней произойдут изменения.

Надзорная инстанция по-прежнему будет исключительной стадией, но ещё более исключительной. Устанавливается для решений, вступивших в законную силу.

То есть у нас будет две инстанции для проверки решений, вступивших в законную силу – кассация и надзор.

Решения, которые могут стать объектом надзорного производства:

1. В надзорном производстве могут пересматриваться решения Областных судов, если они были предметом рассмотрения в Верховном суде.

2. Объектом надзорного производства являются решения Верховного суда, если они были предметом апелляционного рассмотрения.

3. Решения апелляционной коллегии Верховного Суда РФ (она создаётся вместо кассационной коллегии).

4. Определения судебной коллегии ВС РФ, вынесенное по апелляционной инстанции.

5. Определения судебной коллегии ВС РФ, вынесенное по кассационной инстанции.

Органом, осуществляющим пересмотр надзорной инстанции (единственным надзорным органом) является Президиум Верховного Суда РФ,

Пример. По новому законодательству.

Мировой судья вынес решение – 1 инстанция.

Районный суд – 2 инстанция (апелляция).

Президиум областного суда – кассация (3 инстанция).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда – это тоже кассация (3 инстанция). Кассация разрешается два раза.

И вот после этого можно обратиться в надзорную инстанцию – Президиум Верховного Суда РФ. Для решений мирового судьи это будет 4 инстанцией.

Если мы возьмём решение районного суда по 1 инстанции.

Апелляция – судебная коллегия областного суда.

Кассация – Президиум областного суда.

Вторая кассационная инстанция – это судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ.

И, опять же, Президиум Верховного Суда РФ – надзорная инстанция (4 инстанция).

Если по первой инстанции вынес Областной суд решение.

Апелляция – судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда.

Третья инстанция – это сразу Президиум Верховного Суда (сразу надзор, нет кассации).

Если по первой инстанции вынес решение Верховный Суд РФ.

Апелляция – апелляционная коллегия Верховного Суда РФ.

Третья инстанция – Президиум Верховного Суда РФ (тоже – сразу надзор).

Срок пересмотра (сегодня срок подачи жалобы – 3 месяца после вступления в законную силу предыдущего акта, который обжалуется – последнего акта, который может быть обжалован). Жалоба подаётся непосредственно в Верховный Суд РФ.

В жалобе обязательно указываются мотивы и основания для пересмотра.

Надзорная жалоба изучается судьёй, установлен предварительный порядок. Это положение обжаловалось в Конституционный Суд – то, что есть барьер для обжалования; КС РФ посчитал, что этим не нарушается право на судебную защиту, ведь это исключительная станция, так что установления специального «фильтра» – это нормально.

По каким основаниям (не комплекс оснований, а каждое основание может быть отдельно) может быть отменено решение в надзорной инстанции:

1. Если любым из принятых актов нарушаются права и свободы, гарантированные конституцией, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.

2. Если нарушаются права неопределённого круга лиц и публичные интересы.

3. Если нарушается единообразия применения и толкования норм права.

По этим положениям сближаются надзорные инстанции в гражданском и арбитражном процессе.

Не допускается обжалование, если не приняли надзорную жалобу при предварительной проверке. Но председатель ВС РФ или его заместитель могут не согласиться с определением судьи об отказе пересмотра в надзоре, если лицо, подавшее жалобу, обратилось с жалобой об этом к ним. Это положение касается и нынешней, и новой надзорной стадии.

На экзамене не будут спрашивать в деталях в чём заключаются изменения, но принципиальные изменения в сущности – знать надо.

Есть ещё одна форма пересмотра.

Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся и новым обстоятельствам.

Изменилось само название – «и новым обстоятельствам».

Все предыдущие формы (апелляция, кассация, надзор) связаны с пересмотром судебных решений, в которых предполагается или допущена ошибка судом – судебные ошибки, связанные с незаконностью и/или необоснованностью.

Пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам не связаны с судебной ошибкой. Решение является законным и обоснованным, но тем не менее закон допускает эту факультативную форму пересмотра, потому что иногда открываются обстоятельства, которые не были известны при рассмотрении дела, или появляются новые обстоятельства, которые ставят решение об сомнение.

Это факультативная форма пересмотра.

И здесь цель – это проверка решения на соответствие вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

До 2012 года установлен пересмотр только по вновь открывшимся обстоятельствам. С 2012 года включаются и новые обстоятельства.

Итак, две группы обстоятельств для пересмотра.

1 группа. Вновь открывшиеся обстоятельства.

2 группа. Новые обстоятельства.

Вновь открывшиеся обстоятельства – это те обстоятельства, которые существовали на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, но не были и не могли быть известны заявителю.

Вновь открывшимися могут быть признаны только такие обстоятельства, которые являются существенными для данного дела. Иными словами – только юридический факт (скажем, завещание – это да, это юридический факт; а если просто письмо завалялось и нашлось, в котором размышления умершего – это нет).

Кроме того, к вновь открывшимся относятся заведомо ложные показания свидетеля, которые были положены в основу решения, а также заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств. Но здесь нужны условия – это «подложные доказательства» (условно назовём их так) привели к вынесению незаконного или необоснованного решения; при этом подложность этих доказательств должна быть установлена вступившим в законную силу приговором суда.

И последнее основание – это преступление сторон, других лиц, участвующих в деле и преступления судей, совершённые при рассмотрении данного дела. И это тоже должно быть установлено вступившим в законную силу приговором суда.

Новые обстоятельства.

Новые обстоятельства – это обстоятельства, которые появились после вынесения решения и вступления его в законную силу и которые свидетельствуют о возможной незаконности или необоснованности судебного акта.

К новым обстоятельствам относятся:

1) Отмена судебного постановления суда общей юрисдикции, или арбитражного суда, или решение государственного органа – в общей, отмена какого-то значимого акта, которое послужило основой для принятия решения (скажем, решение по уголовному делу). У нас ведь преюдициальность фактов.

2) Признание вступившим в законную силу судебным постановлением недействительной сделки, которое послужило основой для принятия решения.

Это положение заимствовало из арбитражного процесса.

3) Признание Конституционным Судом РФ несоответствующим Конституции закона, который был применён в данном деле.

4) Установление Европейским Судом по правам человека нарушение положений Европейской Конвенции по правам человека при рассмотрении судом конкретного дела, по которому заявитель обращался в Европейский Суд.

5) Здесь тоже ГПК привели в соответствие с АПК РФ. Определение в постановлениях Президиума Верховного Суда РФ практики применения правовой нормы, иными словами – сформулированные Президиумом правовые позиции. По сути дела – это и есть прецедент. У нас всегда учитывали такие правовые позиции, но – на будущее; здесь же есть обратная сила, они распространяются и на прошлое.

По вновь открывшимся обстоятельствам по общему правилу будет пересматривать суд, принявший решение по существу. То есть это может быть как суд первой инстанции, так и суд апелляционной, кассационной и надзорной инстанции, если он отменил решение суда предыдущей инстанции и принял новое решение. В общем, нужно в последний суд, принявший решений по существу.

Если решение не соответствует этим новым обстоятельствам, то оно подлежит отмене и дело рассматривается сначала в первой инстанции, но уже с учётом этих новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Последняя тема – это исполнительное производство. Нужно смотреть самим, вопросы небольшие.

По новому законодательству апелляция будет неполной (есть полная и неполная), это, по сути – кассация.

Кассационное производство по новому законодательству. В нём будут проверяться решения, вступившие в законную силу, причём решения всех судов, за исключением постановлений верховного суда РФ (причём любых постановления ВС РФ). Срок для кассации сейчас – 10 дней, а по новому законодательству – 6 месяцев будет срок для подачи кассационной жалобы, причём при условии, что были исчерпаны иные способы для обжалования. То есть допускается если только сторона обжаловала в апелляционном порядке (то есть перепрыгивать апелляцию нельзя).

Меняется орган, который пересматривает решения в кассационном порядке. Сейчас такой кассационной инстанцией являются: для решений районного суда – судебная коллегия по гражданским делам областного дела… Сейчас кассационной инстанцией становится президиум суда субъекта РФ для решений районных и мировых судов, а также кассационной инстанцией может быть судебная коллегия ВС РФ.

Основания для проверки, пересмотра в кассационной инстанции – существенные нарушения норм материального или процессуального права, то есть незаконность (причём не просто незаконность, а существенные нарушения; существенность – оценочный критерий, который устанавливается в каждом конкретном случае).

Сейчас кассационная инстанция рассматривает решения, пересматривает их в пределах доводы жалоб – только в пределах этих доводов и только в отношении того лица, которое обжалует решение. Для кассационной инстанции новое заключается в том, что установлен предварительный порядок рассмотрения кассационной жалобы судьёй единолично суда кассационной инстанции. Сейчас же, если все формальные требования соблюдены, то кассационное рассмотрение возбуждается автоматически, без проверки того, а может ли быть оно рассмотрено или нет.

По результатам рассмотрения суд кассационной инстанции по новому закону установлены три комплекса оснований для отмены:

1) если установлены существенные нарушения норм материального или процессуального права;

2) если эти нарушения повлияли на исход дела;

3) без устранение этих нарушений невозможно восстановление и защита прав (частных прав или публичных интересов).

При совокупности этих условий решение в кассационной инстанции по новому порядку будет подлежать отмене.

Надзорное производство с 1 января 2012 года меняется. Она остаётся, но в ней произойдут изменения.

Надзорная инстанция по-прежнему будет исключительной стадией, но ещё более исключительной. Устанавливается для решений, вступивших в законную силу.

То есть у нас будет две инстанции для проверки решений, вступивших в законную силу – кассация и надзор.

Решения, которые могут стать объектом надзорного производства:

1. В надзорном производстве могут пересматриваться решения Областных судов, если они были предметом рассмотрения в Верховном суде.

2. Объектом надзорного производства являются решения Верховного суда, если они были предметом апелляционного рассмотрения.

3. Решения апелляционной коллегии Верховного Суда РФ (она создаётся вместо кассационной коллегии).

4. Определения судебной коллегии ВС РФ, вынесенное по апелляционной инстанции.

5. Определения судебной коллегии ВС РФ, вынесенное по кассационной инстанции.

Органом, осуществляющим пересмотр надзорной инстанции (единственным надзорным органом) является Президиум Верховного Суда РФ,

Пример. По новому законодательству.

Мировой судья вынес решение – 1 инстанция.

Районный суд – 2 инстанция (апелляция).

Президиум областного суда – кассация (3 инстанция).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда – это тоже кассация (3 инстанция). Кассация разрешается два раза.

И вот после этого можно обратиться в надзорную инстанцию – Президиум Верховного Суда РФ. Для решений мирового судьи это будет 4 инстанцией.

Если мы возьмём решение районного суда по 1 инстанции.

Апелляция – судебная коллегия областного суда.

Кассация – Президиум областного суда.

Вторая кассационная инстанция – это судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ.

И, опять же, Президиум Верховного Суда РФ – надзорная инстанция (4 инстанция).

Если по первой инстанции вынес Областной суд решение.

Апелляция – судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда.

Третья инстанция – это сразу Президиум Верховного Суда (сразу надзор, нет кассации).

Если по первой инстанции вынес решение Верховный Суд РФ.

Апелляция – апелляционная коллегия Верховного Суда РФ.

Третья инстанция – Президиум Верховного Суда РФ (тоже – сразу надзор).

Срок пересмотра (сегодня срок подачи жалобы – 3 месяца после вступления в законную силу предыдущего акта, который обжалуется – последнего акта, который может быть обжалован). Жалоба подаётся непосредственно в Верховный Суд РФ.

В жалобе обязательно указываются мотивы и основания для пересмотра.

Надзорная жалоба изучается судьёй, установлен предварительный порядок. Это положение обжаловалось в Конституционный Суд – то, что есть барьер для обжалования; КС РФ посчитал, что этим не нарушается право на судебную защиту, ведь это исключительная станция, так что установления специального «фильтра» – это нормально.

По каким основаниям (не комплекс оснований, а каждое основание может быть отдельно) может быть отменено решение в надзорной инстанции:

1. Если любым из принятых актов нарушаются права и свободы, гарантированные конституцией, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.

2. Если нарушаются права неопределённого круга лиц и публичные интересы.

3. Если нарушается единообразия применения и толкования норм права.

По этим положениям сближаются надзорные инстанции в гражданском и арбитражном процессе.

Не допускается обжалование, если не приняли надзорную жалобу при предварительной проверке. Но председатель ВС РФ или его заместитель могут не согласиться с определением судьи об отказе пересмотра в надзоре, если лицо, подавшее жалобу, обратилось с жалобой об этом к ним. Это положение касается и нынешней, и новой надзорной стадии.

На экзамене не будут спрашивать в деталях в чём заключаются изменения, но принципиальные изменения в сущности – знать надо.

Есть ещё одна форма пересмотра.

Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся и новым обстоятельствам.

Изменилось само название – «и новым обстоятельствам».

Все предыдущие формы (апелляция, кассация, надзор) связаны с пересмотром судебных решений, в которых предполагается или допущена ошибка судом – судебные ошибки, связанные с незаконностью и/или необоснованностью.

Пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам не связаны с судебной ошибкой. Решение является законным и обоснованным, но тем не менее закон допускает эту факультативную форму пересмотра, потому что иногда открываются обстоятельства, которые не были известны при рассмотрении дела, или появляются новые обстоятельства, которые ставят решение об сомнение.

Это факультативная форма пересмотра.

И здесь цель – это проверка решения на соответствие вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

До 2012 года установлен пересмотр только по вновь открывшимся обстоятельствам. С 2012 года включаются и новые обстоятельства.

Итак, две группы обстоятельств для пересмотра.

1 группа. Вновь открывшиеся обстоятельства.

2 группа. Новые обстоятельства.

Вновь открывшиеся обстоятельства – это те обстоятельства, которые существовали на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, но не были и не могли быть известны заявителю.

Вновь открывшимися могут быть признаны только такие обстоятельства, которые являются существенными для данного дела. Иными словами – только юридический факт (скажем, завещание – это да, это юридический факт; а если просто письмо завалялось и нашлось, в котором размышления умершего – это нет).

Кроме того, к вновь открывшимся относятся заведомо ложные показания свидетеля, которые были положены в основу решения, а также заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств. Но здесь нужны условия – это «подложные доказательства» (условно назовём их так) привели к вынесению незаконного или необоснованного решения; при этом подложность этих доказательств должна быть установлена вступившим в законную силу приговором суда.

И последнее основание – это преступление сторон, других лиц, участвующих в деле и преступления судей, совершённые при рассмотрении данного дела. И это тоже должно быть установлено вступившим в законную силу приговором суда.

Новые обстоятельства.

Новые обстоятельства – это обстоятельства, которые появились после вынесения решения и вступления его в законную силу и которые свидетельствуют о возможной незаконности или необоснованности судебного акта.

К новым обстоятельствам относятся:

1) Отмена судебного постановления суда общей юрисдикции, или арбитражного суда, или решение государственного органа – в общей, отмена какого-то значимого акта, которое послужило основой для принятия решения (скажем, решение по уголовному делу). У нас ведь преюдициальность фактов.

2) Признание вступившим в законную силу судебным постановлением недействительной сделки, которое послужило основой для принятия решения.

Это положение заимствовало из арбитражного процесса.

3) Признание Конституционным Судом РФ несоответствующим Конституции закона, который был применён в данном деле.

4) Установление Европейским Судом по правам человека нарушение положений Европейской Конвенции по правам человека при рассмотрении судом конкретного дела, по которому заявитель обращался в Европейский Суд.

5) Здесь тоже ГПК привели в соответствие с АПК РФ. Определение в постановлениях Президиума Верховного Суда РФ практики применения правовой нормы, иными словами – сформулированные Президиумом правовые позиции. По сути дела – это и есть прецедент. У нас всегда учитывали такие правовые позиции, но – на будущее; здесь же есть обратная сила, они распространяются и на прошлое.

По вновь открывшимся обстоятельствам по общему правилу будет пересматривать суд, принявший решение по существу. То есть это может быть, как суд первой инстанции, так и суд апелляционной, кассационной и надзорной инстанции, если он отменил решение суда предыдущей инстанции и принял новое решение. В общем, нужно в последний суд, принявший решений по существу.

Если решение не соответствует этим новым обстоятельствам, то оно подлежит отмене и дело рассматривается сначала в первой инстанции, но уже с учётом этих новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Последняя тема – это исполнительное производство. Нужно смотреть самим, вопросы небольшие.

Добавить комментарий