Равенство граждан

РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПА РАВЕНСТВА В ПРАВЕ И.В. Романцов

Принцип равенства, в соответствии с которым все члены общества должны быть поставлены в одинаковые условия, всегда был и остается одним из важнейших идеалов справедливого общественного устройства.

Понятие равенства стало все глубже проникать в общественное сознание, и в настоящее время можно без преувеличения утверждать, что государство признается демократическим и является таковым только при условии, что оно признает принцип равенства в отношениях между людьми и между народами и прилагает необходимые усилия для осуществления его на практике.

Добавим, что федеративное государство может быть признано демократическим еще и при условии, что оно признает равенство составляющих его субъектов.

В связи со сказанным надо заметить, что обеспечение равенства в обществе зависит не только от государства, но и от целого ряда объективных и субъективных обстоятельств, круг которых очень широк. Например, к объективным обстоятельствам применительно к равенству людей следует отнести физическое и психическое состояние человека, применительно к народам — их численность и возможности для самовыражения, применительно к субъектам федерации — различия в климатических условиях и уровнях экономического развития.

К содержанию прав человека и их распределению в обществе необходимо подходить конкретно-исторически. Современный «каталог» прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах и конституциях правовых государств, — результат длительного исторического становления эталонов и стандартов, ставших впоследствии нормой современного мирового сообщества. Решающим этапом в развитии прав человека стали буржуазно-демократические револю-

ции ХУТТ-ХУТТТ вв., которые сформулировали не только широкий набор прав человека, но и принципы свободы и формального равенства. Именно с этого исторического витка права человека начали оформляться в самостоятельную отрасль права и стали оказывать огромное влияние на характер государства, поскольку явились давно назревшими ограничителями его всевластия, способствовали установлению демократического взаимодействия между государственной властью и индивидом, который раньше не смел и тягаться с огромной государственной машиной и бюрократическим аппаратом, обслуживающим ее. Более того, формирование правового государства было бы невозможным без утверждения в общественном сознании и практике прав и свобод человека. Этому предшествовал многовековой процесс поиска оптимальных форм взаимодействия как отдельного индивида с государственной властью, так и индивидов между собой.

Права человека возникли не только благодаря имеющейся потребности человека в реализации себя в государстве (например, возможности выбрать род своих занятий), но и как некий противовес созданного еще в ТУ-ТТТ тыс. до н. э. прототипа государственной машины.

Достижение реального равноправия, не говоря уже о равенстве людей, — процесс сложный и многоплановый, развитие которого зависит от целенаправленного развития гражданского общества, важной составной частью которого является государство.

Именно государство имеет возможность определить основы правового положения человека, народа, государственной власти в обществе. Государство, и только оно, имеет возможность обеспечить их равноправие в ряду чрезвычайно существенных отношений, в числе которых, прежде всего, — отношения

политического характера. Именно государство может воздействовать на развитие экономики с тем, чтобы противостоять незащищенности и экономическому неравенству отдельных слоев населения.

Но было бы опрометчиво утверждать, что государство свободно в выборе средств, которые оно может использовать для установления в обществе отношений равноправия, а тем более равенства. В конечном счете решающее слово здесь принадлежит обществу, и все зависит от его гражданской зрелости и формируемой им политики государства.

Известно, что первые раннеклассовые города-государства базировались на подчинении многих немногим, на подчинении слабых сильным. Из поколения в поколение передавались секреты обрядов и идея служения вождям. В результате перехода к производящей экономике начали появляться многочисленные цивилизации. Прогрессивные формы земледелия вели к усложнению организации производства, появлению новых управленческих, организационных функций и к необходимости регламентировать производство, хранение и распределение прибавочного продукта. Появилась необходимость учитывать трудовой вклад каждого члена общества. Зачатки экономики привели к дальнейшему разделению труда. Появился класс управляющих, надсмотрщиков. Зарождались основные признаки государственно-правовой формы, которая существует и по сей день. Появилась необходимость установления общих жестких правил поведения, обязанностей, дозволений и запретов (табу) для каждого члена общества.

Права человека формировались из часто повторяющихся и многократно воспроизводимых актов деятельности людей. В процессе жизни каждого человека неизбежны контакты, столкновения и противоборства с другими людьми, с их интересами, целями и стремлениями. Однако при всем разнообразии поступков людей кристаллизуются определенные устойчивые нормы, эталоны, ценности, которые способны упорядочить этот процесс, сочетать интересы различных индивидов в рамках исторически складывающегося бытия с его способом производства, духовной культурой, государственностью. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни, полу-

чению которых должны содействовать, а не препятствовать общество и государство.

Само зарождение идеи прав человека в У-УТ вв. до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были крупным шагом на пути движения к свободе и прогрессу. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для тех этапов развития общества. Каждая новая ступень развития добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. Интересно отметить, что происходило все это в постоянной борьбе классов и сословий за свои права, за свободу, которую, кстати, каждый понимал по-своему. Объем прав и свобод определяет социальные возможности и блага человека. Поэтому права человека всегда были предметом классовых битв за расширение их круга, закрепление статуса человека в обществе. История учит, что необходимы постоянные усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека.

Культурный прогресс общества невозможен, если он не вносит принципиально нового в положение личности, если человек не получает с каждой новой ступенью развития дополнительных свобод, хотя бы классово ограниченных, но все же расширяющихся от одной общественно-экономической формации к другой. Этот важнейший аспект культурного прогресса можно проследить на возрастании гуманного начала в морали, религии, философии, праве. Античный раб был свободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной — свободнее античного раба. Буржуазное общество создало условия для формальной свободы всех членов общества.

Основные права субъективны. Сейчас эта истина очевидна, но вплоть до начала XX в. она неоднократно оспаривалась. С середины ХТХ столетия ученые стали рассматривать конституционные права как основные. Это нашло выражение в Веймарской конституции, было воспринято Основным законом ФРГ, а затем рядом новых европейских конституций. Именно с того времени возникла необходимость в создании универсальных международных стандартов.

Принятие Билля о правах человека, включающего в себя Всеобщую декларацию 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1976 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1976 г., Факультативный протокол № 1 и Факультативный протокол № 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные изменения в статус человека, переместив это понятие в разряд международных. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. предусматривает возможность обращения в Европейский суд по правам человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства защиты.

Определившись в терминах, можно перейти к классификации прав и свобод человека. К первому поколению прав человека относят либеральные ценности, приобретенные в результате буржуазных революций в Европе, а затем конкретизированные в практике и законодательстве демократических стран. Это — личные (гражданские) и политические права: свобода мысли, совести и религии, право каждого на ведение государственных дел, на равенство перед законом, права на жизнь, свободу и безопасность личности, на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, на гласное и с соблюдением всех законных требований рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других. Все это отражает так называемую «негативную» свободу, состоящую в обязанности государства воздерживаться от вмешательства в личную сферу людей и создавать условия для их участия в политической жизни. Речь идет прежде всего о защите индивидуальной свободы, ограничение которой обедняет сферу общественной жизни и культуры.

Второе поколение — социально-экономические права — сформировалось уже в XX в. В начале века в результате резкой поляризации общества была выдвинута идея социального реформирования, призванного смягчить противостояние между богатыми и бедными. Пример — социальная политика Бисмарка. Согласно его Манифесту 1881 г. в стране была установлена единая система социального обеспечения в сфере страхования. Позже Веймарская конституция 1919 г. закрепила

возможность добывать себе содержание трудом, страхование в случае болезни, старости. Широкий набор прав «второго поколения» был закреплен в Конституции СССР 1936 г. (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь), хотя некоторые из них, скажем, право на образование, в качестве программы были заявлены еще в Конституции 1918 г. Реальная защищенность гражданина в СССР была минимальной, тем не менее факт ее законодательной фиксации важен сам по себе. После Второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека. Особенность их в том, что они коллективные и могут осуществляться общностью, ассоциацией. К ним относятся право на развитие, мир, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, достойную жизнь, здоровую окружающую среду, общее наследие человечества.

В советский период целые классы и слои общества были лишены не только политических, но и неотъемлемых гражданских прав -права на жизнь, личную неприкосновенность, собственность. Были отброшены гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и многие другие. Следствием этого стало попрание в России общечеловеческих ценностей: принципа универсальности прав человека, всеобщего равенства, достоинства личности, справедливости, права на свободу, личный выбор и самоопределение, защиту от произвола властей. Положение с правами человека в России можно проследить по советским конституциям.

Впервые Россия провозгласила права и свободы человека в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. В 1993 г. эти права получили более глубокое развитие в Конституции Российской Федерации, которая весьма органично вписала в российскую правовую систему международно-правовые стандарты.

Гарантирование равенства прав и свобод граждан означает целую систему мер со стороны государства, направленную на реальное использование их гражданами, на эффективную охрану и защиту прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом.

Правоприменительная практика последнего времени свидетельствует, с одной стороны, о привыкании законодателя к решению возникающих проблем «на ходу», а с другой -о приспосабливании граждан к подобным экспериментам. Усугубляется это тем, что в

России не накоплен достаточный опыт быстрого и эффективного решения проблем, упорядоченной реализации и гарантированности норм права.

Поступила в редакцию 12.08.2007 г.

ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ У ДОБРОСОВЕСТНОГО ПРИОБРЕТАТЕЛЯ

И.М. Хорсев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правовой статус добросовестного приобретателя, в пользу которого была ограничена виндикация1, не является однозначным, что подтверждается судебной практикой, признается и в юридической прессе и литературе. Несмотря на это при анализе виндикационного иска авторы, как правило, ставят перед собой иные задачи, оставляя вопрос о моменте возникновения права собственности у добросовестного приобретателя не разрешенным . В связи с этим возникает необходимость исследовать проблемы проблема основания и момента возникновения права собственности у добросовестного приобретателя.

Прежде всего, необходимо обратиться к ст. 218 ГК РФ, которая устанавливает основания приобретения права собственности. Взаимосвязь этих норм с защитой прав добросовестного приобретателя проста: гражданское законодательство должно закреплять основания приобретения и прекращения вещных прав. В п. 2 ст. 218 ГК РФ закреплено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Следовательно, добросовестный приобре-

1 Т. е. в иске к которому об истребовании имущества из чужого незаконного владения судом отказано.

татель имущества, имеющего собственника должен получить его по сделке об отчуждении. Другими словами, совершение сделки для передачи права собственности на имущество, имеющее собственника, является обязательным.

В соответствии с п. 1 ст. 454 ГК РФ сущность договора купли-продажи сформулирована следующим образом: «По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)». В ст. 567 ГК РФ аналогичным образом определена сущность договора мены: «По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой». В соответствии с изложенным выше внутренний смысл норм Гражданского кодека РФ («дух закона»), регулирующих отношения по купле-продаже и мене имущества, состоит в переходе права собственности на товар к покупателю.

Однако в то же время из приведенных выше статей можно сделать один интересный и весьма неожиданный вывод: эти нормы прямо не устанавливают, что отчуждатель должен быть собственником отчуждаемого имущества. Даже условие о товаре,

Равноправие граждан

РАВНОПРАВИЕ ГРАЖДАН — один из основополагающих принципов конституционализма и элемент демократии, означающий официально признаваемое равенство граждан (подданных) перед государство, законом, судом, т. е. равенство прав, свобод и обязанностей граждан одного государства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ). Принцип Р.г. был выдвинут в эпоху буржуазных революций, сменив сословные отношения феодального общества. Конституционная доктрина современных государств все же признает возможность существования некоторых различий в правах и обязанностях граждан, имеющих естественный характер: например, обязанность проходить военную службу в большинстве государств мира возлагается только на граждан мужского пола, особые конституционные права в последние десятилетия стали закрепляться за инвалидами, детьми, представителями малочисленных коренных народов и т. п.

Исходя из Конституции РФ, можно выделить несколько аспектов Р.г.:

— человека с человеком;

— женщины и мужчины;

— национальное.

Во многих аспектах можно также говорить о равноправии независимо от гражданства, поскольку многие права и свободы гарантируются в РФ любой личности (это отражается формулой «все равны перед законом и судом», а также словами «каждый имеет право», «каждому гарантируется», которые используются в ряде конституционных норм).

Не следует путать Р. г. и фактическое равенство. С помощью норм права в целом и конституционного права можнo гарантировать именно Р.г., т. е. равное положение любой личности перед законом, равные права, свободы и обязанности. Фактическое же равенство или неравенство людей в жизни зависит от их материального положения, занятий, сознания, психологии и т. д. Например, из закрепления за каждым права частной собственности, свободы предпринимательской деятельности (ст. 26–27 Конституции РФ) вполне допустимы разные уровни личного богатства людей, социальное расслоение общества. Но дело именно в том, что Конституция РФ дает любому человеку равные возможности реализации указанных прав и свобод, а уж кто и как их использует — зависит от конкретного индивида. Но добившись какого-то материального благополучия, человек не может его использовать в ущерб другим, поэтому Конституция РФ гласит, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан, в частности по признакам социальной принадлежности.

Идея Р.г. находит свое выражение и в нормах других отраслей права. Прежде всего это проявляется в наделении граждан одинаковым объемом соответствующих прав, свобод и обязанностей;

— если вводятся ограничения, то они также одинаковы для всех;

— гарантии реализации прав, свобод и выполнения обязанностей тоже равны.

Повышенное внимание законодательства к отдельным категориям лиц (дети, инвалиды, ветераны и др.) является не нарушением принципа Р.г., а осуществлением РФ как социальным государством своей социальной функции.

Авакьян С.А.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Pages: | 1 | 2 || 4 | — —

Автор приходит к выводу, что юридическое равенство как элемент правовой регуляции поведения людей является средством нормирования отношений свободы (как единой меры) в форме общепринятых мер дозволений и запретов в конкретных действиях и поступках. Суть юридического равенства заключается в том, что для всех руководствующихся равным «масштабом» право определяет сферу, границы, структуру свободы, которая благодаря официальному признанию приобретает общезначимый справедливый характер, гарантируется и обеспечивается защитой государства. Определяя данные границы и сферу, право предоставляет возможность индивиду действовать на основе собственных потребностей, интересов, знаний и для достижения собственных целей. Право не уравнивает субъектов между собой, оно лишь предоставляет равные возможности для реализации этих целей. Объективное существование юридического равенства в праве, раскрывает существенные особенности самого права.

Свободой и справедливостью обеспечивается равенство, свобода определяется равной мерой и справедливостью, а справедливость характеризуется свободой и единой равной мерой. Справедливость определяет равновесие, как в обществе, так и в праве. Равновесие представляет собой баланс интересов в обществе. Следовательно, справедливость соответствует такому состоянию в обществе, при котором его интересы сбалансированы и направлены на формирование общих объективных потребностей, способствующих возникновению правовых отношений. Она предопределяет сущность и содержание всех явлений, так как лежит в их основе. Юридическое равенство не может противоречить идеям справедливости и преследует такие же цели, соответственно основывается на началах справедливости.

Ответственность в праве выступает как юридический механизм, правовая форма общественных взаимоотношений. Осуществляя свою штрафную (карательную) функцию, ответственность объективно опирается на юридическое равенство, и с его помощью образует единую, равную меру поведения людей. Юридическое равенство, определяя единую меру свободы и справедливости для каждого, неотделимо от юридической ответственности. Ответственность в праве позволяет определить содержание юридического равенства как меры свободы и справедливости с точки зрения юридической защищенности. Следовательно, юридическая ответственность есть социально-правовое основание юридического равенства.

Юридическое равенство, свобода и справедливость – взаимосвязанные качественные характеристики права. Последствием отступления от триединства этих качественных характеристик права объективно выступает ответственность, равная и единая для всех. Таким образом, юридическое равенство предстает как равная мера свободы, справедливости и ответственности в обществе.

Второй параграф «Юридическое равенство и правозаконность» посвящен исследованию взаимодействия правовых категорий — юридического равенства и правозаконности.

Традиционно отечественная правовая наука исследовала категорию «законности». Законность в современном российском государстве есть принцип, метод, режим формирования и функционирования правового государства и гражданского общества, в основе которых лежат строжайшее соблюдение законов всеми и равенство всех перед законом и судом. Однако, формальная законность не наполнена правовым содержанием, не способна быть средством защиты прав человека и реально ограничивать государственную власть.

Право должно выражаться, прежде всего, в правовом законе. Но, не каждый закон может быть правовым, поскольку форма права, выраженная в законе, не всегда соответствует его внутреннему содержанию. Правовой закон характеризуется только правовой природой и особым содержанием, отражающим естественные права человека, а не силу официальной нормы, в которой оно «позитивно» выражается, именно поэтому он является общеобязательным. Правовой закон должен обеспечивать баланс интересов государства и общества, соблюдать права человека и отражать политику легитимной власти. В обществе должна царить «гармония права и закона».

Если право — это всеобщая равная мера свободы, то правозаконность возможна только при условии запрета всего того, что не может ее обеспечить. Следовательно, правозаконность — это режим реального осуществления в обществе правовой свободы — мера возможного поведения индивида, ограниченная внешней свободой других лиц настолько, насколько этого требует реализация его прав. Это означает, что в либеральном обществе неуклонно и жестко господствует закон, причем закон уже не продукт власти и ее произвола, а выражение великих ценностей права, прежде всего, свободы. Поэтому, правозаконность определяется как категория, обладающая высоким гуманистическим содержанием.

Идея правовой свободы как единая норма человеческих отношений и идеал общественного устройства лежит в основе юридического равенства. Предоставление равных правовых возможностей для выбора формы правового поведения с учетом установленных государством законодательных пределов индивидуальной свободы, при котором, социальное сообщество, будет нормально функционировать и развиваться, определяет степень соблюдения законов всеми субъектами и обеспечения гарантий защиты их прав со стороны государства. Следовательно, такая форма правового поведения характеризует показатель соблюдения режима правовой законности не только со стороны индивида, но и общества в целом.

Обеспечение формального юридического равенства и обязанности соблюдать законы лежит в основе содержания правозаконности. Правозаконность является основой нормальной жизни и деятельности цивилизованного общества, индивида, всех звеньев политической системы и действующего в ней политико-правового режима, при котором индивид может «поспорить о праве» и с самим законодателем, если действующие законы не отражают ценность прав человека.

Таким образом, юридическое равенство – это свойство права, основанное на началах справедливости и характеризующее право как равную меру свободы и ответственности субъектов в обществе в условиях баланса публичных интересов государства и частных интересов личности, достигаемого посредством политико-правового режима правозаконности.

Режим правовой законности предполагает существование такой реальной обстановки в государстве, при которой законодательное провозглашение прав и свобод гражданина оказывается не только формальным, но и соответствует фактическим возможностям личности, обеспечено как юридическими, так и материальными, социальными и политическими гарантиями.

В третьем параграфе «Юридическое равенство в частном и публичном праве» раскрывается место и роль юридического равенства в частном и публичном праве.

Автор приходит к выводу, что частное и публичное разграничить четко нельзя, поскольку они тесно взаимодействуют и могут иметь единый предмет правового регулирования. Это проявляется во взаимопроникновении в действующих юридических конструкциях и структурах публично-правовых и частноправовых начал. Данное взаимопроникновение обуславливает на современном этапе важную роль социальных форм, способных обеспечивать достойное положение каждой личности, ее защиту от произвола, а также крепость основных устоев гражданского общества, основ экономической свободы, неприкосновенность частной собственности, приоритет прав и свобод человека. Взаимопроникновение частного и публичного права оправдано и разумно, тем не менее, сохранение индивидуальных черт и характеристик является обязательным.

Анализ определения места юридического равенства в частном и публичном праве дает дополнительные возможности для характеристики юридического равенства в праве. Оно не абсолютно в силу разнородности субъектов, вступающих в различные и многообразные правоотношения. Дифференциация прав и обязанностей различных субъектов, в силу их изначального фактически неравного правового положения, как в частном, так и в публичном праве, не является нарушением юридического равенства, а, наоборот, подтверждает его, поскольку достижение равенства юридического наступает, когда эти субъекты вступают в конкретные правоотношения, которое проявляется только при определенных условиях.

Таким образом, независимо от различий субъектного состава, особенностей регулируемых отношений и методов такого регулирования юридическое равенство характерно как для частного, так и для публичного права. Юридическое равенство является свойством и частного, и публичного права.

Четвертый параграф «Соотношение юридического равенства, ограничений, льгот и привилегий в праве». Юридическое равенство в праве создает основу для применения ограничений в праве, а ограничения обеспечивают юридическое равенство. Юридическое равенство носит относительный характер, так как ограничения устанавливают законные границы правовой свободы деятельности субъектов, предоставляя равные правовые возможности по реализации их прав и обязанностей. Ограничения устанавливают те пределы, в рамках которых эти возможности будут законно реализовываться, не нарушая свободу другого субъекта. Таким образом, ограничения, являясь юридическим средством достижения равных условий для реализации прав и обязанностей субъектов, призваны поддерживать баланс интересов в обществе и обеспечивать юридическое равенство.

Соотносить с юридическим равенством можно только льготы компенсационного и гарантирующего характера, так как только они способствуют выравниванию субъектов общества и призваны обеспечивать баланс интересов индивида, общества и государства. Льготы компенсационного и гарантирующего характера имеют своей целью «подтянуть» лиц имеющих физические недостатки, малоимущих к статусу обычных субъектов. Таким образом, несколько «размываются» границы их социальных различий, при юридическом равенстве прав и обязанностей. Социальное неравенство людей и установление в целях его устранения компенсационных и гарантирующих льгот, подтверждают юридическое равенство и его формально-определенный характер.

Льготы стимулирующего характера, не обеспечивают юридическое равенство, и не нарушают его, так как цель стимулирующих льгот – обеспечение интересов тех субъектов, которые добились своими силами выгодных, продуктивных для государства и общества результатов.

Привилегии — максимальные преимущества властных органов и должностных лиц, характеризующие их социальный и индивидуальный статус. Привилегии используются в качестве правового стимула эффективности труда государственных служащих, в этом заключается их правой смысл и значение. Тем не менее, для обеспечения правового баланса, привилегий не должно быть много, поскольку это не «результат повседневной деятельности», а исключение. Нарушение разумных пропорций неизбежно приведёт к дестабилизации общества.14 Привилегии потеряют своё правовое значение, станут правилом, а не исключением, самим собой разумеющимся, а не стимулом. Привилегии должны предоставляться лишь в той мере, в какой это полезно всему обществу и содействует осуществлению социально необходимых функций, их чрезмерность приведет к «беспорядку, разрухе, угнетению»15.

Закрепление привилегий всегда должно быть основано на принципах законности и справедливости. Только тогда, они будут являться эффективным средством улучшения результатов деятельности властных субъектов и не станут средством личных злоупотреблений вразрез общественным интересам. Таким образом, привилегии, закрепленные правовыми законами, не могут носить незаконный характер, а значит противоречить праву.Привилегии, также как и льготы стимулирующего характера, не обеспечивают юридического равенства, но и не нарушают его.

Вторая глава «Правовые средства обеспечения юридического равенства» включает характеристику нормативного и законодательного обеспечения юридического равенства, в том числе в процессе реализации права и в сфере правосудия.

Первый параграф «Нормативное и законодательное обеспечение юридического равенства» посвящен исследованию средств обеспечения юридического равенства посредством нормативного и законодательного закрепления.

Нормативность позволяет создать такую «среду» в правовой реальности, в которой право предстает как целостная система, отражающая его объективные свойства – юридическое равенство, справедливость, свободу, ответственность и правозаконность. С помощью нормативности право существует как целостный «организм». Нормативность обеспечивает естественное и единообразное функционирование всех частей внутри «организма».

Законодательное закрепление есть внешнее выражение права и юридического равенства. В законодательстве юридическое равенство закрепляется непосредственно и опосредовано. Непосредственным закреплением, на наш взгляд, можно признать принцип равенства. Что же касается опосредованного закрепления, то оно пронизывает практически все правовые нормы. В данном случае правовой конструкцией закрепления юридического равенства признаются слова «каждый», «все», «никто».

Законодательную основу обеспечения юридического равенства составляет, прежде всего, Конституция РФ. Конституция РФ и международные акты являются основой нормативно-правового регулирования. Детальную регламентацию вопросов юридического равенства содержат отраслевые законы.

Таким образом, автор приходит к выводу, что нормативность – это «внутреннее строение» права и юридического равенства, как его свойства, а законодательное закрепление представляет собой их «внешнее строение», оно способно отклоняться от нормативности, поскольку внешнее выражение права и юридического равенства отражает волю законодателя.

Во втором параграфе «Юридическое равенство и реализация права, правоприменение» раскрывается понятие реализации права, ее формы и функции, рассматривается юридическое равенство в процессе реализации права и правоприменения.

Диссертант подчеркивает, что понятием «реализация права» охватывается не только процесс осуществления правовых предписаний, процесс воплощения этих предписаний в жизнь, в поведение людей, но и конечный его результат.

Реализация права в поведении каждого индивида осуществляется посредством вступления и (или) участия в правовых отношениях. Чтобы стать участником правоотношения субъект права должен обладать правосубъектностью, то есть возможностью иметь права и обязанности.

В юриспруденции выделяют четыре формы реализации права: непосредственные – использование, исполнение, соблюдение, и опосредованную – применение.

Непосредственные формы реализации права неразрывно связаны с волей и желанием субъекта права и представляют собой механизм овеществления юридического равенства в форме прав и корреспондирующих им обязанностей, гарантий их наличия и беспрепятственного применения всеми субъектами без исключения. Применение правовых норм в рамках конкретных отношений очевидно явствует о юридическом равенстве всех субъектов права. Однако, в силу специфичности такого субъекта-правоприменителя, как государство, данное равенство не может быть абсолютным. Поэтому и объемы прав и обязанностей, а значит, и объем предоставляемых возможностей дифференцирован в зависимости от субъективного состава участников правоотношений.

В работе показано, что современное российское правоприменение не вызывает сегодня абсолютного доверия как со стороны граждан РФ, так и самих правоприменителей. Правоприменитель обладает властными полномочиями, в связи с чем, привержен в своей деятельности особым государственным целям, а индивидуальный субъект в рамках данных отношений, находясь в вертикальном подчинении по отношению к нему, но обладая внутренней свободой и действуя в своих интересах, подчиняется его императивным требованиям. Тем не менее, несмотря на различный правовой статус субъектов, все правоотношения с участием этих субъектов регулируются едиными правовыми нормами.

Многообразие правоприменительных органов, и выполнение одних и тех же полномочий в процессе применения свидетельствуют о необходимости конкретизировать сферу деятельности и круг вопросов, подведомственных им, сбалансировать их правовое положение и компетенцию, разграничить предмет ведения в рамках конкретной сферы общественных отношений.

Наличие большого количества декларативных норм российского права, не подкрепленных ответственностью, свидетельствует о том, что российское общество нуждается в улучшении качества законотворческой деятельности, в более четких ориентирах правоприменения. В этой связи было бы разумно каждую обязанность правоприменителя закрепить ответственностью за невыполнение этой обязанности.

Национальное законодательство характеризуется сложностью восприятия языка, обремененного множеством юридических терминов, понять значение которых без специальной подготовки невозможно. Нередко законы утрачивают какую-либо связь с действительностью.

По мнению автора, создание Научного Совета при Государственной Думе РФ из ведущих ученых, представителей различных юридических школ с полномочиями экспертной оценки законопроектов в рамках современных научных достижений и соответствия международно-правовым актам, регулярное повышение квалификации государственных служащих, обучение депутатов основам правотворчества, знанию и применению международного и национального права, приведет к повышению качества законов, улучшению законодательной техники, устранению двоякого понимания норм права, согласованности и внутреннему единству правопонимания и правоприменения.

Для устранения проблем правоприменения в настоящее время в России создается система мониторинга правоприменения.16

Мониторинг правоприменения — это комплексная и плановая деятельность, осуществляемая федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) законодательных и иных нормативных правовых актов РФ.17

Мониторингу подлежит — практика судов; практика деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и иных, а также информация о практике применения нормативных правовых актов РФ, поступившая от Уполномоченных по правам человека и правам ребенка в РФ, при ЕСПЧ, при Президенте РФ, информация из Общественной палаты РФ, государственных корпораций, фондов; общественных, научных, правозащитных и иных организаций; из СМИ, от граждан, из иных источников; статистическая информация и социологическая информация.18

Диссертант отмечает, что мониторинг правоприменения позволит обеспечить принятие (издание), изменение или признание утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов РФ; выявить коррупциогенные факторы; устранить противоречия между нормативными правовыми актами равной юридической силы.19

Ваш комментарий о книге

РАВНОПРАВИЕ ГРАЖДАН

из книги Энциклопедия юриста

РАВНОПРАВИЕ ГРАЖДАН — один из основополагающих принципов конституционализма и элемент демократии, означающий официально признаваемое равенство граждан (подданных) перед государство, законом, судом, т.е. равенство прав, свобод и обязанностей граждан одного государства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ). Принцип Р.г. был выдвинут в эпоху буржуазных революций, сменив сословные отношения феодального общества. Конституционная доктрина современных государств все же признает возможность существования некоторых различий в правах и обязанностях граждан, имеющих естественный характер: например, обязанность проходить военную службу в большинстве государств мира возлагается только на граждан мужского пола, особые конституционные права в последние десятилетия стали закрепляться за инвалидами, детьми, представителями малочисленных коренных народов и т.п.

Исходя из Конституции РФ, можно выделить несколько аспектов Р.г.: человека с человеком: женщины и мужчины;

национальное. Во многих аспектах можно также говорить о равноправии независимо от гражданства, поскольку многие права и свободы гарантируются в РФ любой личности (это отражается формулой «все равны перед законом и судом», а также словами «каждый имеет право», «каждому гарантируется», которые используются в ряде конституционных норм).

Не следует путать Р. г. и фактическое равенство. С помощью норм права в целом и конституционного права можнo гарантировать именно Р.г., т.е. равное положение любой личности перед законом, равные права, свободы и обязанности. Фактическое же равенство или неравенство людей в жизни зависит от их материального положения, занятий, сознания, психологии и т.д. Например, из закрепления за каждым права частной собственности, свободы предпринимательской деятельности (ст. 26-27 Конституции РФ) вполне допустимы разные уровни личного богатства людей, социальное расслоение общества. Но дело именно в том, что Конституция РФ дает любому человеку равные возможности реализации указанных прав и свобод, а уж кто и как их использует — зависит от конкретного индивида. Но добившись какого-то материального благополучия, человек не может его использовать в ущерб другим, поэтому Конституция РФ гласит, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан, в частности по признакам социальной принадлежности.

Идея Р.г. находит свое выражение и в нормах других отраслей права. Прежде всего это проявляется в наделении граждан одинаковым объемом соответствующих прав,свобод и обязанностей;

если вводятся ограничения, то они также одинаковы для всех; гарантии реализации прав, свободи выполнения обязанностей тоже равны. Повышенное внимание законодательства к отдельным категориям лиц (дети, инвалиды, ветераны и др.) является не нарушением принципа Р.г., а осуществлением РФ как. социальным государством своей социальной функции.

Авакьян С.А.

Текст Ст. 19 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Комментарий к Ст. 19 Конституции Российской Федерации

Важнейшим принципом, положенным в основу формирования всей системы правового положения личности, является равенство прав и свобод.

Принцип равенства граждан, их прав и свобод стал одним из основных лозунгов первых демократических революций. Французская декларация прав человека и гражданина 1789 г. закрепила положение о том, что люди рождаются свободными и равными в правах. Эти нормы были направлены против дискриминации и сословных привилегий. Затрагивающий сначала интересы граждан конкретного государства, в дальнейшем данный принцип стал распространяться на человека. В 1948 г. Всеобщая декларация прав человека провозгласила равенство всех людей в их достоинстве и правах (ст. 1). Аналогичные формулировки содержатся и в других базовых международно-правовых документах.

В большинстве конституций современных цивилизованных государств положение ст. 1 Всеобщей декларации либо включено без изменений либо подразумевается или содержится в несколько модифицированной редакции. Например, в ст. 12 Конституции Словацкой Республики, ст. 21 Конституции Украины, ст. 1 Хартии основных прав и свобод Чешской Республики, ст. 6 Конституции Болгарии буквально процитировано положение Всеобщей декларации о том, что люди являются свободными и равными в своем достоинстве и в правах.

Статья 19 Конституции РФ закрепляет три важнейшие гарантии принципа равенства прав и свобод человека и гражданина в России:

1) равенство всех перед законом и судом;

2) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

3) равноправие мужчины и женщины.

1. Из общего принципа равноправия вытекает принцип равенства всех перед законом и судом.

В международно-правовых актах принцип равенства перед законом и судом закреплен отдельными положениями. Согласно ст. 7 Всеобщей декларации прав человека ООН, «все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона». О равенстве всех перед судом говорится в ст. 8 Декларации, согласно которой каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Раздельным путем закреплен данный принцип и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. В статье 26 Международного пакта закреплено, что все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В пункте 1 ст. 14 данного Пакта установлено, что все лица равны перед судами и трибуналами.

Конституции большинства государств закрепляют равенство всех перед законом и пока редко упоминают суд. Лишь немногие формулируют этот принцип в единой связке с законом и судом (например, Азербайджан и Россия). Так, согласно ст. 25 Конституции Азербайджанской Республики, все равны перед законом и судом.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.

Конституционная норма о равенстве всех перед законом и судом свидетельствует о том значении, которую Конституция РФ придает не только закону, но и судебной власти как эффективному средству защиты и восстановления прав и свобод в случае их нарушения.

С принципом равенства всех перед законом и судом тесно связан конституционный принцип, предусмотренный в ст. 123 Конституции РФ, в соответствии с которым судопроизводство осуществляется на основе равноправия сторон. Это положение конкретизируется в процессуальном законодательстве. Так, согласно положениям Уголовно-процессуального кодекса РФ стороны обвинения и защиты равноправны перед судом. Истец и ответчик в гражданском судопроизводстве; жалобщик и орган, организация либо должностное лицо, чьи решения или действия обжалуются в производстве по делам, возникающим из административно-правовых отношений; подсудимый и обвинитель в уголовном судопроизводстве являются сторонами, которым закон предоставляет равные возможности использовать процессуальные средства для защиты своих прав и интересов. Сторонам предоставляются равные возможности знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, задавать вопросы участникам процесса, свидетелям, экспертам, заявлять отводы, давать объяснения суду, участвовать в прениях и т.д. Имея равные процессуальные права, стороны исполняют и равные процессуальные обязанности. Принцип равноправия сторон проводится в жизнь и в конституционном судопроизводстве, а также в судопроизводстве по арбитражным делам.

Человек и гражданин в Российской Федерации на началах равноправия несет и соответствующую юридическую ответственность. Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях определяет, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.

2. Принцип равноправия затрагивает все сферы жизни. Он подразумевает одинаковый подход к решению вопроса о правах и свободах, обязанностях и ответственности всех людей, относящихся к той или иной категории, указанной в законе, т.е. подразумевает запрещение дискриминации по каким-либо признакам при пользовании правами и свободами.

В своих конституциях демократически развитые государства или государства, вставшие на путь демократического развития, гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, цвета кожи, языка, веры и религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к этнической группе, имущественного положения и других обстоятельств. Данные положения соответствуют содержанию ст. 2 Всеобщей декларации прав человека ООН, согласно которой каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляемой или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Обязанность государства обеспечивать права всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства закрепили Международные пакты о правах 1966 г. (ст. 2).

Принцип запрещения дискриминации содержится и в ст. 14 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Пользование правами и свободами, признанными в данной Конвенции, должно быть обеспечено без какой-либо дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или любым иным обстоятельствам.

Некоторые государства дополнительно к указанному перечню обстоятельств гарантируют равноправие независимо от состояния здоровья, общественной и трудовой деятельности (ст. 6 гл. 2 Конституции Финляндии); служебного положения, принадлежности в политическим партиям, профсоюзным и другим общественным объединениям (ст. 25 Конституция Азербайджанской Республики); общественного положения и образования (ст. 14 Конституции Республики Хорватия); места жительства (ст. 14 Конституции Грузии); образа жизни, физической, духовной или психической инвалидности (ст. 8 Конституции Швейцарии).

Российское государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Данные положения сформулированы в соответствии с содержанием ст. 2 Всеобщей декларации прав человека ООН и других важнейших международно-правовых актов.

Конституцией РФ запрещаются любые формы ограничения прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от принадлежности к какому-либо общественному объединению (ч. 2 ст. 19 КРФ). Включение в число обстоятельств принадлежность к общественным объединениям обусловлено историей политического развития нашей страны. В советский период вхождение гражданина в ряды правящей Коммунистической партии давало ему определенные преимущества и льготы.

Принцип равноправия человека и гражданина, независимо от каких-либо признаков, закрепляется и развивается в федеральном материальном и процессуальном законодательстве.

Так, в Гражданском кодексе РФ указывается, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. В Уголовном кодексе РФ закрепляется принцип равенства граждан, согласно которому лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кодекс РФ об административных правонарушениях определяет, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Согласно Арбитражному процессуальному кодексу РФ правосудие в арбитражных судах осуществляется на аналогичных началах равенства. При этом арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Принцип равноправия подлежит специальной государственно-правовой защите в Российской Федерации. За его нарушение предусматривается уголовная ответственность. Согласно ст. 136 УК РФ, нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причинившее вред правам и законным интересам граждан, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Согласно ч. 3 ст. 19 Конституции РФ, мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Положение о равенстве мужчины и женщины выделено в Конституции РФ в самостоятельную норму, что полностью отвечает требованиям норм международного права.

Международно-правовые документы уделяют значительное внимание принципу равноправия мужчины и женщины. В преамбуле Устава ООН в качестве одной из целей утверждается равноправия мужчин и женщин. В соответствии со ст. 3 Международных пактов о правах 1966 г. участвующие в настоящих пактах государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми правами, предусмотренными в данных документах.

Статья 2 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. обязывает государства-участников «включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные Конституции». Согласно ст. 1 данной Конвенции, понятие «дискриминация» применительно к положению женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, использование или осуществление женщинами, независимо от семейного положения, их прав в сфере политических, экономических, социальных, личных, духовно-культурных прав и свобод.

Исторически принцип равноправия мужчины и женщины достаточно прочно утвердился в общественном сознании. Вместе с тем в период становления нового общества положение женщины особенно уязвимо. В Конвенции подчеркивается опасность ограничения доступа женщины к здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке, возможностям для трудоустройства и другим потребностям. В современных условиях государство посредством законодательства, управленческой деятельности и суда обязано предотвращать возможные случаи дискриминации женщин.

Конституция РФ особо указывает на равные возможности мужчины и женщины в реализации своих прав. Это положение не может истолковываться, однако, абсолютно, что связано с физиологическими особенностями женского организма, функциями, которые женщины выполняют в семье. Вместе с тем особое внимание должно уделяться получению женщинами образования и профессиональной подготовки, их участию в труде, в общественно-политической и социально-культурной деятельности. С учетом этого в отраслевом законодательстве содержатся нормы о материальной и моральной поддержке материнства и детства, специальных мерах по охране труда и здоровья женщин, их пенсионному обеспечению и т.д.

Особую роль в формировании правового менталитета о равноправии мужчины и женщины призвана сыграть Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г. Основная идея Концепции заключается в том, что полное и равноправное участие женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях должно стать главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в России. В данном политико-правовом документе отмечается, что невостребованность женщин в политике, дискриминация в труде, ухудшение здоровья и рост насилия в отношении женщин вызывают наибольшее беспокойство общественности в условиях кардинальных реформ, происходящих в стране. В этой связи Концепция признает необходимым в первую очередь содействовать соблюдению прав женщин в единстве с основными правами и основными свободами человека, обеспечивать условия для полноправного участия женщин в принятии решений на всех уровнях управления, содействовать обеспечению равных прав на рынке труда, обеспечивать охрану здоровья женщин, добиваться недопущения и пресечения насилия в отношении женщин.

Добавить комментарий