Равное избирательное право

РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — принцип избирательного права, согласно которому все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Р.и.п. гарантируется закреплением в законодательстве следующих требований: каждый избиратель имеет один голос, голоса избирателей равны; избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; все граждане обладают равными юридическими возможностями в реализации избирательных прав; образование равных по численности населения избирательных округов.

Гарантией Р.и.п. является предусмотренное законом требование равного представительства, согласно которому каждый депутат одного и того же представительного органа государственной власти должен избираться от равным количеством голосов избирателей. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 3 ст. 19) устанавливает, что при проведении выборов в РФ избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований: примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более 15%. В избирательной практике встречаются случаи, как это было, в частности, в Оренбургской области, когда законодательством субъекта РФ предусматривалось проведение выборов в рамках единой избирательной кампании одновременно в одномандатных и многомандатных избирательных округах. В этом случае часть избирателей имеет по одному голосу, а часть — по несколько голосов (в зависимости от числа мандатов, распределяемых в округе). В неравные условия попадают не только избиратели, но и кандидаты. Как отмечается в постановлении Конституционного Суда РФ от 23 марта 2000 г. по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 3 Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 г. «О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области» в связи с поступившими от граждан жалобами, само по себе положение о проведении выборов по мажоритарной избирательной системе одновременно в одно- и многомандатных избирательных округах может не противоречить Конституции РФ и закрепленному ею равенству прав граждан избирать и быть избранными в органы публичной власти. Однако это допускается лишь в том случае, если гарантированы равные условия для реализации гражданами избирательных прав. Поскольку же оспариваемый региональный Закон таких гарантий не предусматривал, наделяя избирателей неравным числом голосов в различных округах, то он был признан неконституционным в той части, которая допускала такое неравенство. Для того чтобы исключить возможность нарушения принципа равного представительства, избирательное законодательство предусматривает использование ряда юридических механизмов. В частности, оно содержит свод правил (требований), предъявляемых к процедурам формирования избирательных округов.

(В.Ч.)

Принципы избирательного права — это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на

выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Выделим основные принципы.

Всеобщее избирательное право. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные

права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми

людьми. Это максимум возможного и разумного, который практически нигде не достигается. Всеобщность

означает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям (пола, национальности и др.), то есть

невозможность отстранения от выборов каких-либо граждан или групп населения.
Прямое и косвенное избирательное право. Применение принципов прямого или косвенного избирательног

о права или их определенное сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.

Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным

непосредственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем

большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда верхних палат — в США, Италии, Польше,

президентов — в Мексике, Австрии, Болгарии, практически повсеместно при выборах органов местного

самоуправления.

Косвенное (многоступенчатое) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов

коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Такой коллегией может быть государственный или

самоуправленческий орган, нижестоящий, по отношению к выбираемому. Косвенные выборы могут иметь две

ступени и более. Двухступенчатыми выборами избираются, например, президент США, Совет штатов Индии,

трехступенчатыми — подавляющая часть Всекитайского собрания народных представителей.
Равное избирательное право. Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого

избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из

важнейших проявлений конституционно гарантируемого равноправия граждан. Равенство избирательного

права обеспечивается прежде всего наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов. В

зависимости от избирательной системы’ у каждого избирателя число голосов может быть больше, чем один.

Поэтому важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Например, на парламентских выборах в Германии

каждый избиратель имеет по два голоса, а на выборах представительных органов местного самоуправления в

Баварии — по три. Кроме того, необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т. е. равное влияние на

результат выборов. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата

должно приходиться одинаковое число жителей (иногда избирателей).
Принципу равного избирательного права противоречит плюральный вотум (буквально — множественное

голосование). Согласно этому принципу одни избиратели могут иметь в зависимости от обстоятельств больше

голосов, чем другие.
Принципу равного избирательного права также противоречат куриальные выборы, которые заранее

делят избирателей на группы — курии (например, по национальному, религиозному, сословно-кастовому и

другим признакам) с заранее установленным числом мандатов, предоставляемых каждой из этих групп.

Например, в Китае особую курию представляют собой военнослужащие НОАК, которые имеют особое

представительство в собраниях народных представителей, в Ботсване, Гамбии, Сьерра-Леоне создаются

особые избирательные курии для родоплеменных вождей.

В некоторых странах допускаются отклонения от принципа равного избирательного права, имеющие целью

гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе могут его не получить. Такое

специальное представительство имели 25 из 150 стран, сообщивших соответствующие данные

Межпарламентскому союзу.
Тайное голосование. Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля

за волеизъявлением избирателя. Смысл его в гарантии полной свободы этого волеизъявления.

Свободное участие в выборах и обязательный вотум. Принципы свободного участия в выборах и обязательный

вотум связаны с активным избирательным правом.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном

процессе, а если участвовать, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при определении результатов выборов

не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если

хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись. Этот принцип характерен для многих стран с англоязычной

правовой системой. Он обычно сочетается с добровольной регистрацией избирателей. Неучастие

избирателей в выборах называют абсентеизмом. На его уровень влияют чаще всего политические и

экономические обстоятельства. Высокий уровень абсентеизма приводит либо к избранию органа власти или

самоуправления небольшой частью избирательного корпуса, что дает основание сомневаться в легитимности

органа, либо может вести к безрезультатности избирательного процесса, если закон устанавливает

обязательный минимум участия в выборах.

В ряде стран предусмотрен обязательный вотум, т. е. юридическая обязанность избирателей принять участие

в голосовании.
Цензы избирательного права и ограничения избирательного права.

Круг лиц, за которыми конституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается

так называемыми цензами, т. е. специальными условиями допущения гражданина к осуществлению тех или

иных политических прав.

Рассмотрим следующие виды цензов.

Возрастной ценз означает признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста.

В 109 странах активное избирательное право признавалось за лицами старше 18 лет: например, с 18 лет — в

США, Великобритании, Германии, Италии, с 20 лет — в Японии, Швейцарии, Финляндии, а в Бразилии, на Кубе,

в Иране и Никарагуа правом голоса пользуются с 16 лет. Для пассивного избирательного права возрастные

цензы выше. Например, президентом Италии можно стать по достижении 50 лет. Верхний возрастной предел

для избрания в государственные органы или для пребывания в их составе, как правило, в демократических

государствах не устанавливается.
Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно

проживет в данной стране или данной местности определенное время. Например, во. Франции для

голосования на любых выборах установлен ценз оседлости 6 месяцев, в Новой Зеландии — 3 месяца, которые

нужно прожить на территории избирательного округа.
Ценз гражданства означает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного

государства не менее установленного срока. Этот ценз не связан с длительностью проживания в стране и не

требует сам по себе этого проживания. Например, по Конституции США членом палаты представителей

Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не Менее 7 лет, а сенатором — не

менее 9 лет. Ценз грамотности и образовательный ценз предпола-

гают допуск к выборам лиц, обладающих установленным объемом образования. В настоящее время он почти

не встречается. Ценз грамотности предполагает умение читать и писать на государственном языке, а иногда

понимать и истолковывать конституцию страны. Применяется данный ценз в основном тогда, когда речь идет о

пассивном избирательном праве. Например, согласно Конституции Бразилии не могут быть избраны

неграмотные.
Имущественный ценз заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем

на определенную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенного размера. В XX в. этот ценз

практически везде был отменен.

Моральный ценз предполагает определенные нравственные требования к избирателю. Например, в

Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел пристойный образ жизни и обладал добрым нравом, в

Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах — лишенные родительских прав и

т. п. Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по

приговору суда (Великобритания, Россия).

Религиозный ценз предполагает принадлежность избирателя к определенной религии. Например, в иранский

парламент могут быть избраны только лица, исповедующие ислам.

Ценз пола предполагал недопущение к выборам женщин. До конца XIX в. он существовал почти во всех

странах. Сегодня повсеместно отменен. Расовый ценз в настоящее время отсутствует. Рассмотренные цензы

представляют собой ограничения как активного, так и пассивного избирательного права. К ограничениям

пассивного избирательного права относятся несовместимость и неизбираемость.

Несовместимость заключается в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность

(если оно намерено и далее ее занимать), имеющее какой-либо выборный мандат (если данное лицо

намерено и далее его сохранять) или какое-либо определенное занятие (если лицо намерено и далее его

осуществлять). Например, во Франции депутат и сенатор не могут осуществлять руководящие функции в

частных компаниях, предприятиях, если их деятельность как-то связана с правами государства, не

допускается совмещение более двух выборных мандатов, кадровые военнослужащие не могут быть де

путатами Национального собрания и т. п.
Неизбираемость — это достаточно специальные случаи. Так, во Франции генеральные инспекторы

административных органов со специальными поручениями и префекты не могут быть избраны в любом

избирательном округе, входящем в состав территории, на которой они выполняют свои функции или

выполняли их в последние три года до выборов.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 11

В науке избирательного права традиционно признается, что принципы избирательного права образуют целостную систему. Это значит, что каждый принцип избирательного права находится в определенной связи с другими принципами этой системы. Определение взаимосвязи принципа равного избирательного права с иными принципами позволит определить его значение, выявить место данного принципа в системе принципов избирательного права.

Очевидно, что в первую очередь следует рассмотреть связь принципа равного избирательного права с иными «потомками» принципа формального равенства — с принципом всеобщности, равенства кандидатов, равенства партий (условно эти принципы можно называть «близкородственными»).

Как мы уже говорили в первом параграфе, принцип равного избирательного права не устанавливает всеобщую избирательную правосубъектность, поскольку это является сферой действия принципа всеобщности. На основе принципа всеобщности граждане наделяются избирательными правами, однако он и содержит определенные изъятия (цензы), которые не считаются дискриминационными. Очевидно, что принцип всеобщего избирательного права также является «потомком» принципа формального равенства, об этом свидетельствует и анализ нормативного определения, закрепленного в статье 4 Закона «Об основных гарантиях…»: «Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным… независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Наделение граждан избирательными правами происходит вне зависимости их пола, цвета кожи и др. обстоятельств. Принцип всеобщего избирательного права, следовательно, также означает отсутствие дискриминации, ущемления прав граждан.

Связь принципа равного избирательного права с принципом всеобщности заключается в следующем. В России федеральным законом устанавливаются единые гарантии избирательных прав граждан. Следовательно, в федеральном законодательстве устанавливаются единые избирательные цензы, которые должны применяться при проведении любых выборов на территории России. Введение на региональном уровне иных цензов будет являться дискриминацией по признаку места жительства, нарушением принципов всеобщего и равного избирательного права,т. к. в этом случае необоснованно лишаются избирательных прав граждане, которые, с точки зрения федерального законодательства, признаются субъектами избирательных правоотношений.

В некоторых государствах единые избирательные цензы не устанавливаются. К примеру, федеральное законодательство США содержит очень мало норм, регулирующих избирательные правоотношения. В силу этого условия приобретения пассивного избирательного права на региональных и муниципальных выборах, которые устанавливаются, по сути, исключительно законами штатов США, существенно отличаются друг от друга.

Также при проведении выборов в Европейский парламент, Палату Представителей Союзного государства требование об установлении единых цензов соблюдаться не будет. Так, государства-члены ЕС, Россия и Белоруссия законами самостоятельно устанавливают избирательные цензы, которые применяются при проведении выборов в указанные органы конфедераций. Причем часто цензы значительно отличаются.

С другой стороны, в России при проведении любых выборов в органы государственной власти и местного самоуправления применяются единые цензы, они устанавливаются Конституцией РФ, Законом «Об основных гарантиях…». К сожалению, в прошлом многие субъекты РФ устанавливали цензы, которые не соответствовали положениям федерального законодательства, этим нарушались положения принципов всеобщего и равного избирательного права.

Например, судами конституционного правосудия были признаны противоречащими Конституции РФ или конституциям субъектов РФ следующие цензы, которые необоснованно вводились региональным законодателем: ценз оседлости для приобретения пассивного или активного избирательного права (в 1994 г. в Северной Осетии были необоснованно лишены избирательных прав временные переселенцы), ценз пола (в Дагестане создавались особые «женские» округа, в которых не могли быть избраны мужчины-кандидаты), получение обязательного согласия государственных органов субъектов РФ для регистрации в качестве кандидата на пост главы местной администрации, моральный ценз, отличный от установленного на федеральном уровне (в том же Дагестане лишались права быть избранными лица, осужденные за особо тяжкое или умышленное тяжкое преступление), повышенный возрастной ценз, запрет баллотироваться на повторных выборах кандидатам, не получившим определенный процент в ходе очередных выборов, языковой ценз (в Адыгее устанавливалось в качестве обязательного требования для кандидатов в Президенты обладание государственными языками Республики), ценз гражданства (в Республике Хакасия кандидаты в Верховный Совет обязаны были иметь гражданство Республики).

Дела, связанные с незаконным установлением цензов, рассматривались и в судах общей юрисдикции, которые и там получали справедливую оценку.

Впрочем, иногда конституционные суды выносили и несправедливые решения. Так, Конституционный Суд Республики Бурятия признал конституционным установление повышенного возрастного ценза к кандидатам на должность Президента Республики (избираться на эту должность могли лица не моложе 35 и не старше 65 лет). Конституционный Суд РФ, рассмотрев данное дело, наоборот, эту норму признал противоречащей Конституции РФ.

Также Конституционный Суд Республики Дагестан признал не противоречащим Конституции Республики создание национально-территориальных округов на выборах в представительные органы местного самоуправления, в которых не допускалось участие кандидатов иной национальности. Верховный Суд РФ, наоборот, пришел к противоположному выводу и решил, что указанное положение регионального закона противоречит федеральному законодательству и Конституции РФ, нарушает избирательные стандарты.

Конституционный Суд Республики Татарстан в Постановлении «По делу о толковании отдельных положений статей 5, 9, 21 Конституции Республики Татарстан» №9-П от 30 мая 2003 г. признал соответствующим Конституции Татарстана установление ценза гражданства и языкового ценза для кандидатов на пост Президента Республики. Это решение, на наш взгляд, также не является справедливым. Более того, стоит отметить, что запрет установления языкового ценза произведен Конституционным Судом РФ в «мягкой» форме: Суд не стал признавать норму, содержащуюся в законодательстве Башкирии, неконституционной по той причине, что в Республике на тот момент статус башкирского языка (знание его являлось цензом) не был урегулирован.

В России установлен принцип равенства кандидатов (он устанавливает и равенство обязанностей, и равенство прав кандидатов). Этот вывод основывается на легальном определении принципа равенства кандидатов: «Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом» (часть 1 статьи 39 Закона «Об основных гарантиях…»). Как уже говорилось выше, принцип равного избирательного права означает равенство избирательных прав всех граждан, участвующих в избирательном процессе в различном качестве (в качестве избирателей, кандидатов, наблюдателей и др.). Очевидно, что равенство избирательных прав кандидатов в России устанавливается и принципом равенства кандидатов, и принципом равного избирательного права (эти принципы имеют определенный объем общих требований, гарантий). Поэтому ущемление прав отдельных кандидатов будет являться нарушением и принципа равного избирательного права, и принципа равенства кандидатов.

Принцип равного избирательного права и принцип равенства избирательных объединений отличаются друг от друга. В данный момент в России официально признается, что принцип равного избирательного права распространяется лишь на граждан. Это связано, в том числе, и с тем, что в Законе «Об основных гарантиях…» используется формулировка «избирательные права гражданина». Принцип равенства избирательных объединений наоборот распространяется лишь на коллективных участников избирательного процесса.

В связи с этим возникает вопрос: какой является природа прав избирательных объединений? Многие ученые признают, что партии являются субъектами избирательных правоотношений. Действительно, партии вступают в избирательные правоотношения, реализуя права, исполняя обязанности. Эти права очень похожи на права индивидуальных лиц (партии участвуют в процедуре выдвижения кандидатов, открывают избирательные фонды, осуществляют предвыборную агитацию и др.). На наш взгляд, эти субъективные права и есть избирательные права. Мы считаем, что эти права носят самостоятельный характер, они не сводимы к правам ее членов. С другой стороны, осуществление прав избирательных объединений связано с реализацией, в первую очередь, пассивного избирательного права кандидатов, включенных в список.

Например, при проведении выборов депутатов Государственной Думы РФ к распределению мандатов допускаются списки кандидатов, преодолевшие так называемый «заградительный барьер». Конституционный Суд РФ в Постановлении №26-П от 17 ноября 1998 г. указал, что завышенный размер такого барьера, безусловно, нарушает и равные избирательные права граждан, и равные права соответствующих партий. При установлении высокого барьера «маленькие» и «средние» партии оказываются в заведомо невыгодной ситуации (по сути, они лишаются права быть представленными в парламенте). Более того, голоса избирателей, поданные за списки таких «маленьких» партий, фактически передаются спискам «крупных» партий, допущенных к распределению мандатов. В этом случае изменяется «ценность» голосов избирателей. Следовательно, принцип равного избирательного права и принцип равенства партий требуют установления разумного «заградительного барьера».

Очевидно, что принципы равного, всеобщего избирательного права, равенства кандидатов, равенства избирательных объединений неразрывно связаны между собой. Связь эта является «сильной», «родственной» — «близкородственные» принципы устанавливают (в том или ином объеме) гарантии правового равенства индивидуальных или коллективных участников избирательного процесса. Как уже говорилось, «близкородственные» принципы являются прямыми «потомками» принципа формального равенства, они развивают положения этого принципа, а также принципа равенства участников избирательного процесса.

Однако принцип равного избирательного права имеет связи и с иными принципами избирательного права (принципами свободных, подлинных, альтернативных выборов, независимости избирательных комиссий и др.), которые даже не являются «потомками» общеотраслевого принципа формального равенства. Связь эта не является «сильной», но она существует.

К примеру, принцип свободных выборов не определяет равенства избирательных прав. Однако он, в частности, требует установления определенных правил по использованию кандидатами СМИ в процессе осуществления предвыборной агитации (в частности, предоставляется бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь). Это создает условия для того, чтобы избиратели имели возможности ознакомиться с предвыборными программами практически всех кандидатов. Следовательно, в этом случае будет гарантироваться свобода формирования политической воли избирателей. Также часто в законодательстве государств мира содержатся положения, обязывающие лиц, замещающих государственные или муниципальные должности, уходить в принудительный отпуск после выдвижения своих кандидатур. Эти меры, по мысли законодателя, призваны исключить использование своего должностного положения кандидатами в целях навязывания своей политической воли избирателям.

Такие меры являются гарантиями, с одной стороны, принципа свободных выборов (законодатель стремится оградить избирателей от давления со стороны должностных лиц). Но эти же меры призваны обеспечить равенство прав и возможностей кандидатов (все кандидаты должны иметь равные правовые возможности для избрания; должностные лица изначально имеют преимущества перед обычными кандидатами, следовательно, необходимы меры, которые бы исключали вероятность использования «административного ресурса»).

В данной главе были перечислены некоторые положения принципа равного избирательного права (установление единого регулирования порядка реализации избирательных прав, равного «веса» голосов избирателей, равных юридических шансов на избрание для кандидатов). Эти положения принципа равного избирательного права связаны с положениями принципов прямых, альтернативных, подлинных, гласных выборов, личного голосования, независимости избирательных комиссий. Например, принцип прямых выборов устанавливает право граждан непосредственно избирать и быть избранными, а также, если это разрешается законодательством государства, голосовать против всех кандидатов (списков кандидатов). Практика применения косвенных выборов показала, что если выборы являются непрямыми (косвенными или многоступенчатыми), то воля избирателей может быть серьезно искажена, «вес» голосов избирателей также может быть различен. Это и нарушает принцип равного избирательного права, требующего, в частности, установления равной значимости голоса каждого гражданина, недопустимости проведения куриальных выборов (в многоступенчатых выборах избиратели выбирают не депутатов, а выборщиков, которые образуют самостоятельную курию).

Хрестоматийным примером нарушения равенства избирательных прав при проведении непрямых выборов является способ избрания Президента США. Косвенный порядок его избрания (граждане избирают 538 членов Коллегии выборщиков, которые только затем избирают Президента) допускает теоретическую возможность победы на выборах кандидата, не получившего большинства голосов избирателей. Более того, эта ситуация случалась уже несколько раз, а в последний – в 2000 году, когда А. Гор проиграл выборы несмотря на то, что получил почти на полмиллиона голосов избирателей больше, чем Дж. Буш-мл.

Принцип равного избирательного права также имеет связи с принципом личного голосования. Так, принцип равного избирательного права может не соблюдаться, если допускается голосование по доверенности (в этом случае доверенное лицо будет обладать несколькими голосами – своим и голосом доверителя). Во Франции, например, допускается голосование по доверенности, но лицу не может быть выдано более двух доверенностей; лицо, выдавшее доверенность, и доверенное лицо должны быть внесены в избирательные списки одной коммуны. Иногда наличие большего числа голосов у конкретного лица может быть обусловлено раздвоением избирательной правосубъектности – на избирательную правоспособность и избирательную дееспособность. В последнем случае допускается возможность голосовать за лицо, не обладающее избирательной дееспособностью (в первую очередь, идет речь о семейном голосовании, которое практиковалось в некоторых азиатских государствах: родители в них имели право голосовать за своих несовершеннолетних детей).

Конечно, в законодательстве многих государств часто признается, что родители – законные представители прав детей, их интересов. Однако, на наш взгляд, перенос некоторых положений гражданского права (представительство в силу закона или по доверенности) в избирательное право не правомерен. В. В. Водовозов считает, что право на участие в выборах имеет мало сходства с частно-правовым субъективным правом. Это право является политическим(публично-правовым), оно принадлежит гражданину государства. Следовательно, избирательное право связано с выражением политической волисамого лица. Это право тесным образом связано с личностью субъекта, его передача, поэтому, не допустима. В противном случае мы будем иметь именно увеличение числа голосов у представителей по доверенности или в силу закона. Более того, в случаях голосования по доверенности, семейного голосования нарушаются и другие принципы избирательного права. Например, при голосовании по доверенности доверитель обязан раскрыть свою волю доверенному лицу, это связано с нарушением тайны голосования.

Проведение безальтернативных выборов также может быть связано с нарушением равенства прав кандидатов. К примеру, выборы проводятся в округах А и Б. Государство принцип альтернативных выборов не установило, в округе А баллотируется лишь один кандидат, в округе Б – несколько. Если отсутствует в избирательном бюллетене графа «против», барьер явки для признания выборов состоявшимися, то единственный кандидат в округе А находится в беспроигрышной ситуации (по сути, он победит на выборах, если за него проголосует хотя бы один избиратель, им может быть и он сам, в округе Б кандидаты соперничают друг с другом). Таким образом, кандидаты в округах А и Б находятся в различных условиях, не соблюдается такое требование принципа равного избирательного права, как создание равных возможностей для избрания.

Принцип равного избирательного права гарантируется установлением единого регулирования избирательных правоотношений. Россия – федеративное государство, принятие региональными парламентами законов, содержащих нормы, не соответствующих положениям Закона «Об основных гарантиях…», означает и ущемление равных избирательных прав граждан. Поэтому, например, установление на региональном уровне правила о допустимости открытого голосования будет являться нарушением и принципа тайного голосования, и равного избирательного права. Затягивание в проведении очередных выборов в конкретном субъекте РФ также нарушает одновременно и принцип периодичных выборов (обязательности выборов), и принцип равного избирательного права (нарушаются права граждан, проживающих в этом субъекте, существует дискриминация по признаку места жительства).

Некоторые международные акты устанавливают обязательность государств соблюдать такой принцип избирательного права, как принцип подлинных, нефальсифицированных выборов. Так, Конвенция СНГ в статье 9 содержит определение данного принципа: «При подлинных выборах обеспечивается выявление свободно выраженной воли народа и непосредственное ее осуществление». В части 8 этой статьи также установлено, что «лица и органы, чья деятельность направлена на фальсификацию подсчета голосов, итогов голосования и результатов выборов, на воспрепятствование свободному осуществлению гражданином его избирательных прав и свобод, в том числе в форме бойкота или призывов бойкота, отказу от выполнения избирательных процедур или избирательных действий, должны преследоваться по закону».

Таким образом, принцип подлинных выборов требует установления такого регулирования выборов, которое бы обеспечивало выявление подлинной(т. е. истинной) воли народа. Для этого необходимо не допускать фальсификацию выборов. Связь данного принципа с принципом равного избирательного права очевидна. Например, если не будут соблюдаться равные права граждан, государство допустит ущемление прав определенных кандидатов, выборы нельзя будет назвать равными, подлинными. Если результаты выборов и итоги голосования будут сфальсифицированы, то истинная воля народа также будет не выявлена. В последнем случае наблюдается игнорирование равенства прав избирателей и кандидатов (победителями могут быть объявлены кандидаты, не получившие большинства голосов). Следовательно, принцип подлинных выборов требует также установления справедливой избирательной системы (в узком значении), обеспечивающей выявление подлинной воли избирателей. Эта подлинная воля граждан может быть выявлена только в том случае, если все голоса граждан будут признаваться равными.

Международными договорами, законами зарубежных государств устанавливается обязательность соблюдения принципа гласных выборов, принципа независимости избирательных комиссий. Эти принципы закреплены и в российском избирательном законодательстве. Так, в части 12 статьи 20 Закона «Об основных гарантиях…» установлено: «Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления». Гласность выборов, независимость избирательных комиссий, в частности, обеспечивается особым порядком формирования этих органов. Многие государства (в том числе и Россия) разрешают направлять кандидатам, зарегистрированным кандидатам равное число своих представителей (обычно, по одному). Эти представители получают статус членов органов, проводящих выборы, с правом решающего или совещательного голоса. Не соблюдение этого правила (отказ включить в состав комиссии представителя кандидата, представительство кандидата в одной комиссии несколькими лицами), нарушает равенство прав кандидатов участвовать в формировании избирательных комиссий. Однако в этом случае не соблюдаются и положения принципов гласности выборов, независимости комиссий, поскольку создаются условия для принятия комиссией необъективных решений (решений в пользу конкретной партии, кандидата).

Как выяснилось, принцип равного избирательного права имеет ряд общих требований со многими принципами. Так, принцип равного избирательного права и принцип равенства кандидатов устанавливают равенство избирательных прав кандидатов. Поэтому взаимосвязь принципа равного избирательного права с некоторыми иными принципами избирательного права условно можно изобразить следующим образом:

Рисунок 2 — Взаимосвязь принципа равного избирательного права с иными принципами избирательного права

Мы установили, что положения принципа равного избирательного права связаны с положениями практически всех принципов избирательного права. В этом заключается главная специфическая характеристика данного принципа. Именно в силу этого положения принципа равного избирательного права усиливаются положениями иных принципов, что благоприятным образом сказывается на сохранении равенства избирательных прав и возможностей граждан.

Взаимосвязь положений принципа равного избирательного права с положениями иных принципов сводится к следующему. Принцип равного избирательного права устанавливает равенство избирательных прав и фактических возможностей для их реализации. Для этого закрепляются отдельные конкретные правила участия граждан в избирательном процессе (например, устанавливаются специальные правила участия в выборах кандидатов — должностных лиц). Эти положения принципа равного избирательного права связаны с иными принципами избирательного права (в том числе, и с принципом свободных выборов). В то же время принцип равного избирательного права не устанавливает, каким должно быть голосование (открытым или тайным) и др. Данный принцип только требует, чтобы во всей стране применялся равный порядок реализации избирательных прав. Следовательно, не соблюдение положений иных принципов избирательного права в отношении отдельных категорий граждан также будет означать и нарушение принципа равного избирательного права.

Однако, как выяснилось, связь между принципом равного избирательного права и иными принципами избирательного права является «двусторонней». Действительно, многие положения принципа равного избирательного права развивают иные принципы. Так, принцип личного голосования устанавливает дополнительные гарантии равенства голосов избирателей. С другой стороны, некоторые положения Конституции РФ, иные принципы избирательного права устанавливают допустимые исключения из принципа равного избирательного права. Например, в целях создания работоспособного парламента допускается установление «заградительного барьера». Также в целях сохранения свободы выборов допустимо ограничение прав должностных лиц участвовать в осуществлении предвыборной агитации. Очевидно, что принцип равного избирательного права не является абсолютным.

Сравнительный анализ принципов избирательного права позволил выявить и другую специфику рассматриваемого принципа. Нетрудно заметить, что гарантии принципа равного избирательного права применяются на каждой стадии избирательного процесса. В отличие от него, многие принципы избирательного права действуют лишь на отдельных стадиях (так, принцип личного голосования соблюдается только при проведении голосования).

Долгое время отечественными учеными выделялись иные специфические признаки принципа равного избирательного права. Считалось, что принцип равного избирательного права – принцип субъективного права (политический принцип, принцип участия граждан в выборах), он связан с наделением граждан избирательными правами, устанавливает материально-правовые гарантии. В силу этого данный принцип, по мнению некоторых авторов, отличается от принципов объективного избирательного права (организационных принципов), которые устанавливают процедурные, процессуально — правовые гарантии.

Мы не согласны с такой научной позицией. На наш взгляд, принцип равного избирательного права связан и с установлением правил участия граждан в выборах, и с установлением определенных правил подготовки и проведения выборов. В самом деле, гарантии принципа равного избирательного права являются и материально — правовыми (граждане наделяются равным количеством голосов), и процессуально — правовыми (устанавливается особый порядок учета граждан, назначения выборов).

Принципы избирательного права, как уже говорилось выше, образуют определенную систему. В данной системе элементы определенным образом связаны друг с другом. Более того, можно говорить об определенной иерархии принципов. В связи с этим возникает вопрос: какое место занимает принцип равного избирательного прав в данной системе?

Изложенные выше специфические черты могут свидетельствовать об особом положении принципа равного избирательного права в системе принципов избирательного права Российской Федерации. Нельзя забывать о том, что принцип равного избирательного права – «потомок» общеотраслевого принципа формального равенства. Принцип формального равенства традиционно считается одним из главных в демократии (провозглашение равенства было лозунгом демократических революций XVIII века). Будучи «генетическим потомком» общеотраслевого принципа, принцип равного избирательного права занимает особое место в системе принципов избирательного права. С. В. Юсов называет его универсальным за его общераспространенность, общеобязательность. Действительно, данный принцип устанавливается многими конституциями стран мира, он закреплен и в важнейших международных актах в качестве обязательного стандарта демократических выборов (т. е. выборы, проводимые с нарушением принципа равного избирательного права, не должны признаваться демократическими – таковы положения Конвенции СНГ).

В науке предлагается выделять в системе принципов главные (основные, основополагающие) и дополнительные (подчиненные) принципы, которые развивают, конкретизируют содержание основных. Некоторые главные и дополнительные принципы также образуют особую группу универсальных (общераспространенных) принципов. Как выяснилось, положения принципа равного избирательного права уточняются и конкретизируются иными принципами избирательного права. В силу этого авторы, придерживающиеся «широкого» подхода, считают, что принцип равного избирательного права – основной, его положения развиваются иными принципами избирательного права (принципом равенства кандидатов перед законом, например). На наш взгляд, основным принципом в избирательном праве должен считаться, в частности, принцип равенства участников избирательного процесса. Следовательно, положения этого основополагающего принципа развивают многие принципы избирательного права. Принцип равного избирательного права – часть данного основополагающего принципа. Поэтому положения принципа равного избирательного права, как составляющей основополагающего принципа, также развивают иные принципы избирательного права Российской Федерации.

В силу этого следует признать, что принцип равного избирательного права является универсальным (общераспространенным), но не основным принципом избирательного права. Значение принципа равного избирательного права обусловлено именно тем, что он развивает положения более важных принципов формального равенства, равенства участников избирательного процесса. Следовательно, по отношению к принципу равенства участников избирательного процесса принцип равного избирательного права является подчиненным.

Принцип равного избирательного права не является абсолютным принципом. В определенных случаях допускается исключение из его положений. Но в целом равенство избирательных прав граждан должно неукоснительно соблюдаться. В силу этого законодатель обязан установить материальные и процессуально — правовые гарантии равенства избирательных прав, которые должны применяться на каждой стадии избирательного процесса. Только в этом случае в России будет соблюдаться международное обязательство о проведении выборов на основе равного избирательного права.

Глава 2. Гарантии принципа равного избирательного права в Российской Федерации

Добавить комментарий