Разделение судебной власти

Понятие судебной власти впервые появилось в Конституции США 1787 г. В первых российских конституциях (1925 и 1937 гг.) категория «суд» упоминалась лишь в связи с закреплением права граждан РСФСР на свободное использование родного языка в суде. В российском конституционализме глава, посвященная суду, впервые появилась в Конституции РСФСР 1978 г. (гл. 21 «Суд и арбитраж»). Конституция РФ 1993 г. содержит гл. 7, которая уже называется «Судебная власть». Содержание гл. 7 Конституции РФ конкретизировано федеральными конституционными законами: от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», а также Федеральным законом от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Судебная власть – это независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судебными органами путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров в интересах защиты прав и свобод граждан.

Являясь ветвью государственной власти, судебная власть обладает всеми признаками государственной власти: публичностью, принудительной силой, общеобязательностью решений.

Вместе с тем, будучи специфической формой государственной власти, она обладает особыми признаками, отличающими ее от других ветвей государственной власти: законодательной и исполнительной. В числе таких специфических признаков:

  • – цель судебной власти – разрешение споров в интересах защиты прав и свобод граждан;
  • – субъекты достижения данной цели судебной власти – судебные органы;
  • – организационные формы решения стоящих задач – конституционное, гражданское, уголовное, административное судопроизводство;
  • – соблюдение процессуальных форм разрешения споров, создающих гарантии законности и справедливости, принимаемых судебными органами решений;
  • – соблюдение принципов гласности, состязательности и, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве;
  • – решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

Основными функциями судебной власти являются: осуществление правосудия, правозащитная и правовосстановительная.

Ведущим направлением судебной деятельности является правосудие, которое означает такой порядок и результат разрешения споров в интересах защиты прав и свобод граждан, который соответствует всем требованиям закона.

Судебная власть – одна из трех разновидностей государственной власти, с которыми она находится в определенном взаимодействии.

Можно выделить следующие формы взаимодействия судебной, законодательной и исполнительной властей.

  • 1. Законодательная власть на основе Конституции РФ определяет судебную систему, правовой статус судей, процессуальный порядок рассмотрения дел, осуществляет финансово-бюджетный контроль. Судьи высших судов назначаются законодательной властью (Советом Федерации Федерального Собрания РФ).
  • 2. Исполнительная власть осуществляет подготовку и переподготовку судебных кадров, обеспечивает материальную базу судов и их функционирование.
  • 3. Президент РФ представляет к назначению судей высших судебных органов и сам назначает всех федеральных судей нижестоящих судов, осуществляет право помилования, участвует в осуществлении деятельности судебной власти.
  • 4. Законодательная и исполнительная власть не вправе вмешиваться в деятельность судебной власти.
  • 5. Судебная власть наделена правом в установленном законом порядке проверять нормативные и иные акты, издаваемые органами исполнительной власти, разрешать конфликты между государственными органами, субъектами Федерации, рассматривать жалобы граждан, физических и юридических лиц.

В 2002 г. Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» был учрежден новый для России правовой институт – судейское сообщество.

Судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему Российской Федерации.

Судьи федеральных судов и судов субъектов РФ являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.

Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. Судья, пребывающий в отставке, не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества.

Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти.

Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

  • – Всероссийский съезд судей;
  • – конференции судей субъектов РФ;
  • – Совет судей РФ;
  • – советы судей субъектов РФ;
  • – общие собрания судей судов;
  • – Высшая квалификационная коллегия судей РФ;
  • – квалификационные коллегии судей субъектов РФ;
  • – Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
  • – экзаменационные комиссии субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

Основными задачами органов судейского сообщества являются:

  • 1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
  • 2) защита прав и законных интересов судей;
  • 3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
  • 4) утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Принципами организации и деятельности органов судейского сообщества являются коллегиальность, гласность, независимость судей и невмешательство в судебную деятельность.

Советы судей и квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения.

Кроме судей в состав квалификационных коллегий судей входят представители общественности. Так, в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ 10 членов коллегии – представители общественности – назначаются Советом Федерации и один член коллегии – представитель Президента РФ – назначается Президентом РФ.

В числе полномочий квалификационных коллегий: рассмотрение заявлений кандидатов на должности Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, их заместителей и представление Президенту РФ своих заключений; рассмотрение заявлений кандидатов на должности председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов и представление соответственно Председателю Верховного Суда РФ и Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ своих заключений; присвоение судьям первого и высшего квалификационного класса и др.

  • См.: Колесников Е. В., Селезнева Н. М. Статус суда в Российской Федерации: конституционные вопросы. Саратов, 2008. С. 43–44.

Стр 1 из 3

Исполнительная власть в системе разделения властей.

Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Исполнительная власть – это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в состоящая в осуществлении специально созданными органами гос. власти особых функций и установленной законом компетенции.

Признаки исполнительной власти:

1. Самостоятельность и взаимосвязь с законодательной и судебной ветвями государственной власти.

2. Подконтрольность законодательной и судебной ветвям государственной власти.

3. Осуществляется специальными государственными органами и органами местного самоуправления, имеющими в установленном нормативном порядке компетенцию.

4. Это подзаконная власть, т.е. ее организация и функции должны основываться на нормах Конституции РФ, федерального закона и иных нормативно-правовых актах.

5. Организующая деятельность и реализация властных полномочий.

6. Применение норм административного принуждения.

7. Подготовка и издание правовых актов управления.

8. Правоприменительная и охранительная деятельность спец. органов и должностных лиц (государственных и муниципальных служащих).

Функции исполнительной власти:

1. Исполнительная, т.е. исполнение законов. Органы исполнительной власти имеют право издавать подзаконные акты.

2. Прогнозирование – предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов на основе наличной информации, в т. ч. научной.

3. Планирование – определение направлений, целей, задач и ожидаемых результатов той или иной управляемой деятельности.

4. Организация – создание органов управления, определение их функций и т.д.

5. Правовое регулирование деятельности и функционирования соответствующих структур.

6. Общее руководство и оперативно-распорядительная работа.

7. Координация (согласование) действий различных органов управления, должностных лиц и организаций.

8. Контроль, т.е. проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений законов.

9. Учет людских, материальных, денежных и иных средств для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности.

10. Информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа.

11. Методическое руководство.

12. Кадровое, МТО, финансирование и т.д.

Принципы исполнительной власти – это общие положения, идеи, требования, которые характеризуют сущность управленческой деятельности.

1. Принцип народовластия – народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти, одной из ветвей которой является исполнительная власть.

2. Принцип верховенства закона, ст. 15 ч. 2 Конституции РФ.

3. Принцип разделения и взаимодействия властей.

4. Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов.

5.Принцип гласности предполагает открытость законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц.

6. Принцип приоритета и гарантированности прав личности, ст. 2 Конституции РФ.

7. Принцип федеративного устройства.

8. Принцип сочетания централизации и децентрализации.

Централизация – сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти.

Децентрализация — закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, который он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов.

9. Принцип плановости выражается в развитии разработки программ отраслей народного хозяйства, прогнозирование хода экономических реформ, установление государственного заказа на наиболее значительную продукцию и т.д.

10. Принцип дифференциации функций и полномочий каждого из этих органов и должностных лиц.

Государственное управление – это целенаправленное организующая подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления в отраслях и сферах хозяйственного, социально-культурного и административно-политического (устройства) строительства.

Существует 2 подхода к определению понимания государственного управления.

1. Широкое понимание – это регулирующая деятельность государства в целом, т.е. деятельность по управлению представительной (или законодательной) органами власти, органами исполнительной власти, суда и прокуратуры.

В этом понимании государственное управление – более широкое понятие, чем исполнительная власть.

2. Узкое понимание – это административная деятельность органов исполнительной власти. Сюда относится практическая деятельность Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и т.д.

В этом понимании государственное управление и исполнительная власть тождественны

Источники административного права

Любая отрасль права состоит из юридических норм. Именно они представляют собой первичные элементы, на основе которых формируется система отрасли права. Посредством правовых норм раскрывается сущность и социальное назначение конкретной отрасли права.

Административно-правовая норма — это правило поведения, регулирующее общественные отношения управленческого характера.

Нормы административного права находят свое закрепление в различных объективных формах выражения, которые объединяются Общим понятием — «источник административного права».

Источник административного права — это акт, содержащий норму административного права. К числу источников административного права относятся:

1.Конституция Российской Федерации, а также конституции и уставы субъектов Российской Федерации;

2.Общепризнанные принципы и нормы международного права п международные договоры Российской Федерации;

3. Законы (федеральные конституционные, федеральные, основы законодательства, действующие законы РФ и РСФСР, СССР), а также законы субъектов Российской Федерации;

4.Указы Президента РФ и нормативно-правовые акты глав субъектов Российской Федерации;

5.Постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты правительств (администраций) субъектов Российской Федерации;

6.Нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, которым переданы отдельные государственно-властные полномочия, и других уполномоченных государством органов и организаций;

Сущность режима законности

Законность является обязательной для всего государственного механизма, гражданского общества (государ-ственных органов и организаций, государственных служащих, общественных и религиозных объединений, информационных источников и т.п.), а также для всех граждан. Законность — это прежде всего наличие реально действующих правовых норм надлежащего качества, их последовательное и неуклонное выполнение всеми субъектами права.

Как специфические регуляторы общественных отношений законы и другие правовые предписания должны отвечать достигнутому в государстве уровню экономики, культуры, личной свободы, морально-этическим нормам.

Законодательство должно быть средством легализации права государством с целью обеспе-чения интересов общества, граждан, поддерживания режима демократии, поскольку она является основой жизнеспособности, разумного функционирования государства и общества на основании закона.

Только закон может ограничивать свободу отдельного лица в интересах других, чем в первую очередь подчеркивается верховенство закона перед другими правовыми предписаниями в правовом государстве.

В юридической литературе законность рассматривается с различных позиций: как принцип государственной деятельности, как метод государственного руководства обществом, как режим взаимоотношений населения и государственных органов. Наиболее важной стороной законности является та, что раскрывает ее как режим взаимодействия граждан и общественных объединений с субъектами власти. Режим законности обеспечивает возможность реализации прав и законных интересов личности, ее всестороннего развития, формирования и развития гражданского общества. По наличию законности общественная жизнь, все виды государственной деятельности подчинены неуклонному действию права, при помощи которого достигаются согласованность действий, организованность и порядок в общегосударственном масштабе.

Режим законности должен пронизывать деятельность всех государственных и негосударственных органов и ор-ганизаций, всех граждан, но особую роль он играет в сфере исполнительной деятельности, где имеет свои специфические проявления.

Во-первых, среди субъектов власти органы государ-ственного управления, администрация государственных предприятий, организаций и учреждений составляют наиболее многочисленную группу, а поэтому с ними чаще всего вступают в отношения граждане и их организации. Перед аппаратом государственного управления стоит задача обеспечения выполнения юридических норм большим количеством субъектов права.

Во-вторых, субъекты исполнительной власти издают много правовых предписаний, которые должны отвечать действующему законодательству, а также применяют законы и другие законодательные акты.

В-третьих, субъекты государственного управления ис-пользуют меры административного принуждения, осу-ществляют юрисдикционную деятельность.

В-четвертых, они наделены значительными властными полномочиями (которые могут расширяться в чрезвычайных условиях).

В их ведении находятся армия, органы внутренних дел, исправительно-трудовые заведения и т.п.

Важным для поддержания законности является то, чтобы органы исполнительной власти выполняли не только законы, но и те предписания, которые они издают самостоятельно. Они также должны обязательно выполнять изданные согласно закону акты высших органов управления, судебных органов, местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления. При таких условиях будет поддерживаться необходимая дисциплина в государственном управлении, которая имеет функциональное значение. Это дисциплина финансовая, ценообразование, штатная, трудовая, исполнительная, технологическая и т.п.

Таким образом, создание стойкого правового режима требует:

1) наличия развитого законодательства и системы правовых норм, которая на нем базируется;

2) гарантий, которые обеспечивали бы надежное и по-следовательное выполнение юридических предписаний всеми участниками управленческих отношений;

3) механизма принуждения, четко действующего в пределах законности.

Исполнительная власть в системе разделения властей.

Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Исполнительная власть – это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в состоящая в осуществлении специально созданными органами гос. власти особых функций и установленной законом компетенции.

Признаки исполнительной власти:

1. Самостоятельность и взаимосвязь с законодательной и судебной ветвями государственной власти.

2. Подконтрольность законодательной и судебной ветвям государственной власти.

3. Осуществляется специальными государственными органами и органами местного самоуправления, имеющими в установленном нормативном порядке компетенцию.

4. Это подзаконная власть, т.е. ее организация и функции должны основываться на нормах Конституции РФ, федерального закона и иных нормативно-правовых актах.

5. Организующая деятельность и реализация властных полномочий.

6. Применение норм административного принуждения.

7. Подготовка и издание правовых актов управления.

8. Правоприменительная и охранительная деятельность спец. органов и должностных лиц (государственных и муниципальных служащих).

Функции исполнительной власти:

1. Исполнительная, т.е. исполнение законов. Органы исполнительной власти имеют право издавать подзаконные акты.

2. Прогнозирование – предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов на основе наличной информации, в т. ч. научной.

3. Планирование – определение направлений, целей, задач и ожидаемых результатов той или иной управляемой деятельности.

4. Организация – создание органов управления, определение их функций и т.д.

5. Правовое регулирование деятельности и функционирования соответствующих структур.

6. Общее руководство и оперативно-распорядительная работа.

7. Координация (согласование) действий различных органов управления, должностных лиц и организаций.

8. Контроль, т.е. проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений законов.

9. Учет людских, материальных, денежных и иных средств для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности.

10. Информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа.

11. Методическое руководство.

12. Кадровое, МТО, финансирование и т.д.

Принципы исполнительной власти – это общие положения, идеи, требования, которые характеризуют сущность управленческой деятельности.

1. Принцип народовластия – народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти, одной из ветвей которой является исполнительная власть.

2. Принцип верховенства закона, ст. 15 ч. 2 Конституции РФ.

3. Принцип разделения и взаимодействия властей.

4. Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов.

5.Принцип гласности предполагает открытость законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц.

6. Принцип приоритета и гарантированности прав личности, ст. 2 Конституции РФ.

7. Принцип федеративного устройства.

8. Принцип сочетания централизации и децентрализации.

Централизация – сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти.

Децентрализация — закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, который он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов.

9. Принцип плановости выражается в развитии разработки программ отраслей народного хозяйства, прогнозирование хода экономических реформ, установление государственного заказа на наиболее значительную продукцию и т.д.

10. Принцип дифференциации функций и полномочий каждого из этих органов и должностных лиц.

Государственное управление – это целенаправленное организующая подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления в отраслях и сферах хозяйственного, социально-культурного и административно-политического (устройства) строительства.

Существует 2 подхода к определению понимания государственного управления.

1. Широкое понимание – это регулирующая деятельность государства в целом, т.е. деятельность по управлению представительной (или законодательной) органами власти, органами исполнительной власти, суда и прокуратуры.

В этом понимании государственное управление – более широкое понятие, чем исполнительная власть.

2. Узкое понимание – это административная деятельность органов исполнительной власти. Сюда относится практическая деятельность Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и т.д.

В этом понимании государственное управление и исполнительная власть тождественны

Ст. 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

В системе трех ветвей государственной власти судебной власти принадлежит важное место, т.к. она играет особую роль в жизни государства и общества и служит для укрепления демократии и законности.

Судебная власть — это особая форма деятельности государства, осуществляющая свои властные полномочия специально созданными государственными органами — судами — в строго установленной законом процессуальной форме в сфере защиты конституционного строя, прав и законных интересов человека и гражданина, государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и иных объединений.

Конституция РФ, в соответствии с принципом разделения властей, закрепляет судебную власть в качестве самостоятельной ветви государственной власти, которая осуществляется в различных формах судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного.

Уважение прав и свобод человека и гражданина, обеспечение его безопасности, компенсация, ответственность должностных лиц, виновных в нарушении прав граждан, — важнейшие принципы, на основе которых возможно плодотворное взаимодействие государства и граждан в рамках судоустройства Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому человеку судебную защиту его прав и свобод. В ст. 46 Конституции говорится, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде, а в ч. 1 ст. 47 Конституции РФ сказано, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Судебная власть, как и любая форма государственной власти, имеет свои особенности. В соответствии со ст. 4 ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, (учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и названным ФКЗ), которые составляют единую судебную систему, на основе и строго в соответствии с процессуальным законом; выполнение требований суда и исполнение его решений обеспечивается силой государства. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных ФКЗ, не допускается.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 6

Судебная власть — это особый вид власти, по своей природе существенно отличающийся от законодательной и исполнительной составляющих системы власти. Существование судебной власти обусловлено интересом общества в поддержании правового и социального порядка, а её государственная природа — обязанностью государства этот порядок поддерживать. Судебная власть возникает в силу необходимости и обязанности государства трактовать свою волю в том случае, когда нормативная трактовка, предложенная законодателем для общего случая и выраженная в норме закона, вступает в противоречие с нормативной трактовкой государственной воли в процессе индивидуального регулирования. Судебная власть, как и любая форма государственной власти, имеет свои особенности. Она осуществляется специально созданными органами — судами, которые составляют единую судебную систему, на основе и строго в соответствии с процессуальным законом; выполнение требований суда и исполнение его решений обеспечивается силой государства; в осуществлении правосудия принимают участие представители народа.

Особый интерес при изучении системы органов государственной власти вызывает деятельность Конституционного Суда РФ. Создание и успешное функционирование суда, пределы его конституционной юрисдикции, принципы и процедурно-процессуальные правила конституционного судопроизводства и, наконец, конституционно-законодательная регламентация статуса судей, — все это значительно увеличивает объем представлений и содержание конституционного права, расширяя и обогащая его содержание. Правом обращения в Конституционный Суд обладают Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Конституционный Суд правомочен по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации разрешать также дела о конституционности любых нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства независимо от их формы и наименования. Иные акты этих органов, норм права не устанавливающие, Конституционный Суд проверять не правомочен. Поэтому он вынужден отказывать в принятии к рассмотрению запросов, касающихся ненормативных актов. Таким образом, Конституционный Суд решает исключительно вопросы права.

Органы местного управления и самоуправления, их структура, полномочия и источники финансирования

В российской истории накоплен богатый и разнообразный опыт по организации местного самоуправления, а также по его теоретическому осмыслению. Создание эффективной модели местного самоуправления предполагает осуществление децентрализации власти с тем, чтобы локальные вопросы решались местными органами самостоятельно и под свою ответственность. Только это сделает систему управления наиболее пригодной для обеспечения интересов населения на местах с учетом исторических, этнических и иных традиций, создаст условия для того, чтобы каждый гражданин стал действительно непосредственным участником происходящих социально-политических перемен. На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти. Однако в системе организации публичной власти ее исполнительные органы взаимодействуют с органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления имеют установленную различными законами и иными нормативными правовыми актами, прежде всего уставами муниципальных образований, компетенцию, под которой понимаются полномочия этих органов публичной власти, осуществляемые ими в рамках предметов ведения местного самоуправления и для решения местных вопросов муниципального образования.

Выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

Глава местной администрации — глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Глава муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, которое наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления — избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Представительный орган муниципального образования — представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Типы избирательных систем

Избирательная система — это определенный порядок формирования выборов государственной и местной власти. Избирательная система является важнейшим элементом политической системы государства. Она урегулирована правовыми нормами, которые образуют избирательное право. Избирательная система охватывает принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов. Выборы — важнейшая форма прямой демократии, а также один из способов формирования государства.

В современном мире существуют два типа избирательных систем — мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарная избирательная системаоснована на системе персонального представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе всегда выдвигается конкретный человек. Избиратель в данном случае голосует за индивидуально определенного кандидата, который является самостоятельным субъектом избирательного процесса — гражданином, осуществляющим свое пассивное избирательное право. Другое дело, что данного конкретного кандидата может поддерживать какая-либо политическая партия. Однако формально гражданин избирается не от партии, а «сам по себе».

Как правило, в большинстве случаев, выборы при мажоритарной системе осуществляются по одномандатным избирательным округам. Количество избирательных округов в таком случае соответствует количеству мандатов.

Таким образом, мажоритарная избирательная система — система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.

Мажоритарная избирательная система является единственно возможной при выборах глав государств или государственных образований (например, субъектов федерации). Применяется она и при выборах в коллегиальные органы власти (законодательные собрания). При всех достоинствах (а к их числу относят наличие непосредственных связей между кандидатом/депутатом и избирателями, возможность приоритетного представительства в парламенте наиболее крупных политических партий/сил, создающих стабильные однопартийные правительства, и, как следствие, отсутствие политической раздробленности в органах представительной власти и т.д.) мажоритарная система имеет существенный недостаток.

В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать избирателю. Избиратель фактически голосует за политическую партию (предвыборный блок или коалицию партий, если их создание допускается законодательством), которая по его мнению наиболее адекватно и последовательно выражает и защищает его интересы в политической системе. Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении.

Таким образом, пропорциональная избирательная система — система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении. Данная система обеспечивает адекватное представительство политических интересов в выборных органах власти. В пропорциональной избирательной системе, в отличие от мажоритарной, потери голосов избирателей минимальны и связаны, чаще всего, с так называемым «избирательным барьером» — минимальным количеством голосов, которое должна набрать на выборах партия, чтобы получить право участвовать в распределении мандатов. Избирательный барьер устанавливается для того, чтобы ограничить доступ в представительные органы власти мелких, зачастую маргинальных, невлиятельных партий.

Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что часть депутатов в один и тот же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть — по пропорциональной системе. Предполагается при этом создание мажоритарных избирательных округов (чаще всего, одномандатных, реже -многомандатных) и избирательных округов (при пропорциональной системе с многомандатными округами) или единого общенационального многомандатного избирательного округа для голосования по партийным спискам кандидатов. Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой — для голосования за партию.Следовательно, смешанная избирательная система — это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть — на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

⇐ Предыдущая123456

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства.

В правовом государстве особое место занимает судебная власть как независимая, самостоятельная ветвь государственной власти. Речь идет о суде судах как о судебной власти в силу того, что судебные органы, не подменяя законодательные и исполнительные органы государственной власти, являются эффективным элементом в механизме сдержек и противовесов, разрешая конфликты между ними и другими субъектами общественных отношений на основе конституции и закона.

Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. Суды в правовом государстве, во-первых, разрешают конфликты, споры между участниками общественных отношений на основе Конституции и законов во-вторых, осуществляют конституционный контроль, т.е. проверку на соответствие законов и других актов и действий различных государственных органов, должностных лиц принципам и нормам Конституции в-третьих, защищают, восстанавливают нарушенные права и свободы граждан и других субъектов общественных отношений в-четвертых, применяют меры юридической ответственности конституционной, гражданской, административной, уголовной и т.п. в виде наказания за содеянные правонарушения на основе закона и в установленном законом порядке, т.е. в форме конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства.

Социальное назначение судов — обеспечение надлежащего правового режима во всех областях общественной жизни.

По своим задачам суды — правоохранительные органы, и им принадлежит ведущее место среди других органов государства, деятельность которых направлена на укрепление законности и правопорядка. Существенное значение в контексте действия принципов правового государства имеет институт судебного конституционного контроля за правомерностью законов и других правовых актов и действий всех властей для обеспечения верховенства и прямого действия конституции в обществе и государстве.

Все конституции мира содержат разделы главы о судебной власти. Признание этой ветви власти самостоятельным предметом конституционного регулирования объясняется тем, что судебная власть является составной частью государственной власти. К тому же эта власть — власть, а не ординарная деятельность судебных органов — непосредственно воздействует на права и свободы человека, что требует конституционного установления ее пределов и принципов.

Конституции обычно закрепляют гарантии прав граждан в их отношениях с судебной властью, организацию судебной системы и статус судей. Смысл возведения этих вопросов на уровень конституционного регулирования состоит в необходимости исключить возможность судебного произвола по отношению к гражданам, закрепить гарантии правосудия, создать иерархическую структуру, способную обеспечить возможность обжалования судебных решений и приговоров, а также — гарантировать независимость и высокий статус деятелей юстиции.

Судебная власть в системе разделения властей

Конституции зарубежных стран, говоря о судебной власти, устанавливают следующее:

•определение судебной власти как одной из составляющих триединой системы разделения властей;

•основные принципы организации и деятельности судебной системы;

•правовой статус судей;

•судебные гарантии прав и законных интересов граждан.

Конституционные основы судебной власти детально развиты в законах о судоустройстве (например, французский Кодекс судоустройства 1978 г.) и законах о статусе судей (Закон «О судьях» в ФРГ 1961 г.).

По сравнению с законодательной властью судебная власть не является выразителем народного суверенитета. Задачей судебной власти является не выработка общеобязательных норм поведения, как это делает законодательная власть, а рассмотрение конкретных дел на основе правовых норм, принимаемых парламентом, то есть осуществление правосудия. Осуществляется оно только судами. Однако наличие в стране судов не равнозначно наличию судебной власти. Как самостоятельная, независимая ветвь власти судебная власть несовместима с тоталитарными и авторитарно-феодальными режимами. Утверждение самостоятельной власти – это результат движения стран по пути правовой государственности.

Деятельность судебной власти можно подразделить на три направления:

•Охрана прав и законных интересов граждан;

•Охрана правопорядка от преступных и иных правонарушений;

•Контроль за тем, чтобы деятельность государственных органов не выходила за правовые рамки, в частности контроль за законностью актов органов исполнительной власти.

Эти вопросы рассматриваются судами в особой процессуальной форме, установленной законом, несоблюдение которой влечет за собой неправомочность принятого решения.

Независимость судебной власти обеспечивается конституционными и законодательными запретами на какое-либо вмешательство государства и любых его органов в деятельность судебной власти по осуществлению правосудия.

Юрисди́кция (лат. jurisdictio) — пределы компетенции того или иного суда либо другого органа государственной власти.

Термин «юстиция» имеет латинское происхождение — в римской мифологии так звали богиню правосудия. Поэтому в правовой доктрине до сих пор под юстицией принято понимать: в организационном смысле — судебное ведомство, систему судебных учреждений; в процессуальном смысле — правосудие, вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть.

правосудие – это деятельность независимого суда, основанная на соблюдении демократических принципов судопроизводства, в рамках установленного законом процессуального порядка и применение на этой основе в необходимых случаях мер государственного воздействия.

Судебная инстанция — ей считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела (принятия решения по существу, проверка законности ранее принятых решений). Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.

Добавить комментарий