Разграничение государственной и муниципальной собственности

Содержание

Какие земли относятся к собственности субъектов РФ?

Земельные ресурсы страны разделены между такими собственниками:

  1. государство Российская Федерация: федеральный уровень;
  2. субъекты РФ и города федерального значения (Москва, Ст-Петербург, Севастополь): региональный уровень;
  3. населенные пункты: муниципальный уровень;
  4. юридические и физические лица: частная собственность.

В частную собственность могут передаваться только земли следующих категорий:

  • сельскохозяйственные;
  • отведенные под объекты промышленности;
  • муниципальные.

В отношении этих категорий применяют зонирование по видам разрешенного использования (индивидуальное строительство, ведение подсобного хозяйства и пр.).

Исключительно государственной собственностью являются земли:

  • лесного и водного фондов;
  • особо охраняемые;
  • принадлежащие Вооруженным Силам РФ либо ФСБ;
  • с объектами высокой культурной и исторической ценности.

Передача находящегося в частной собственности надела государству, возможна только по решению суда.

Зачем государству собственность?

Земли считаются государственной собственностью, если они не принадлежат физическим, юридическим лицам или муниципальным организациям. В качестве субъектов таких земель выступают федеральные, региональные и местные органы власти.

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы по земельным вопросам получите юридическую консультацию по телефонам горячих линий:

Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!

Основания возникновения госсобственности на землю являются следующими:

  1. ФЗ, действующие на общероссийском уровне.
  2. Разграничение земель, которые становятся собственностью государства.
  3. Приобретение земли государством согласно принятым законам.

Государственной собственностью являются земли:

  • лесные ресурсы;
  • обороны и безопасности;
  • территории, подлежащие особой охране;
  • водный фонд;
  • территории сельскохозяйственного использования;
  • населенные пункты;
  • территории, имеющие культурную, историческую ценность;
  • зоны рекреации;
  • земли промышленности, связи, транспорта и др.

Существуют следующие виды государственной собственности на землю:

  • федеральная;
  • региональная;
  • муниципальная.

Федеральная собственность включает наделы, принадлежащие Российской Федерации.

На региональном уровне земля может принадлежать областям, городам федерального значения, республикам и другим субъектам России. Муниципальная собственность принадлежит местным администрациям.

Земли не могут иметь нескольких собственников. Поэтому земля может находиться в собственности только на одном из трех уровней.

Земли переходят в собственность субъектов РФ или муниципалитета на следующих основаниях:

  1. Вступление в силу законодательных актов.
  2. Разграничение территорий.
  3. Приобретение земли согласно действующему порядку.
  4. Предоставление территорий федеральными властями на безвозмездной основе.

В городах федерального значения после прекращения прав собственности на землю участок переходит во владение муниципалитету.

Разграничение госсобственности в случае земельных участков производится на базе Конституции РФ и отраслевыми законодательствами. Право на землю также регулируется президентскими указами, постановлениями правительства и другими правовыми актами со стороны исполнительных органов власти.

Разграничением занимается Российская Федерация и ее субъекты. Принудительное отчуждение земель производится только при определенных условиях. Сюда относится равноценное возмещение за земли, подлежащие отчуждению.

Установления государственной собственности влечет ряд юридических последствий. Сюда относится возможность управления и распоряжения наделами, определения суммы арендной платы и порядка ее внесения.

Уполномоченные органы власти готовят перечни, согласно которым регистрируются государственные земли. Данные списки утверждаются на правительственном уровне.

Все земельные наделы распределяются по категориям. Дополнительно устанавливаются критерии, по которым земля относится к определенному виду собственности.

Целью закона № 101 было проведение разграничения со стороны муниципалитетов. Законодательный акт не устанавливал временные рамки для проведения этой процедуры.

Сегодня допускается создание участков из земель, которые еще не прошли разграничение и не зарегистрированы в реестре. За распоряжение неразграниченных территорий отвечают местных органы самоуправления.

Заключение

  1. Земли находятся в государственной собственности на основании федеральных законов, разграничения или приобретения территорий.
  2. В собственности государства находятся лесные, водные ресурсы, особо охраняемые и другие территории.
  3. Проблему разграничения земли решает Конституция России и федеральные законы.
  4. Земля не может иметь нескольких собственников.
  5. Участки переходят в собственность местных органов власти на основе законодательства, разграничения или передачи земли со стороны государства.
  6. Результатов разграничения является регистрация земельных участков.
  7. Земля распределяется по определенным категориям.

Список законов

Государственная собственность не разграничена: что это значит?

Неразграниченная государственная собственность на землю – это отсутствие законодательного закрепления прав за какой-либо административно-территориальной единицей. Регистрация таких прав либо передача их, например, от субъекта РФ муниципалитету, называется разграничением.


Неразграниченными могут быть земли:

  1. сельскохозяйственные;
  2. ограниченные в обороте либо полностью изъятые;
  3. расположенные внутри поселений;
  4. предназначенные для расположения промышленных объектов, но пока не застроенные.

Четвертая категория в основном образована бывшими сельскохозяйственными землями, утратившими пригодность для выращивания культур вследствие загрязнения либо стихийных явлений.

Преимущественно неразграниченными являются удаленные от населенных пунктов сельскохозяйственные земли, целевое предназначение которых запрещает капитальное строительство (ЛПХ, огородничество и пр.). Ввиду их малопривлекательности разграничение осуществляется медленно и не плановым способом, а по требованию заинтересованных лиц.

Разграничение государственной собственности на землю: что это такое и как осуществляется?

гр. и юр лиц

Федерал собств. Собств. суб/фед Гос. не разг. соб Собств. граждан Собств. юр.лиц СПК «Александровское» 3244,3 65,5 65,5 3178,8 кфх «Садовое» 228,1 3,0 3,0 225,1 кфх «Дон» 438,9 7,7 7,7 431,2 кфх «Степное» 411,8 6,5 6,5 405,3 Адм. Иловл. района 274,6 255,1 255,1 19,5 Иловлинск. лесхоз 193,7 193,7 193,7 Адм. с/ поселения 516,6 516,6 Земли запаса 31,3 31,3 31,3 Земли ООПТ 28,4 28,4 28,4 «Волгоградавтодор», 26,1 20,5 20,5 5,6 Железная дорога 40,0 40,0 40,0 Инд. предприниматели 3,7 3,7 Село Александровка 125,0 125,0 21,3 103,7 Всего земель в га 5562,5 651,7 233,7 48,9 369,1 557,4 4347,8 5,6 в % 11,7 4,2 0,9 6,6 10,0 78,2 0,1

— земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

— земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

— иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

— земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

— земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

— земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

— земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

— иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки.

Право собственности у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в органах Росреестра. Однако отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

С учетом изложенного, осуществляется разграничение земель по формам собственности в границах поселения, составляется таблица 5. Полномочия по управлению и распоряжению землями в муниципальном образовании, с указанием конкретной площади территории попадающей под соответствующую юрисдикцию отражаются в таблице 6.

Предлагаем ознакомиться: Первая волна сноса пятиэтажек

Чем регулируется разграничение госсобственности на землю?

В 2001 г был принят 101 ФЗ о разграничении государственной собственности на землю. Но к 2006 году стала очевидной неэффективность этого закона и он утратил силу.

На текущий момент регулирование процесса осуществляется при помощи следующих нормативно-правовых актов:

  1. Конституция РФ. Статья 72 п. «Г» говорит о том, что разграничение собственности на землю находится в ведении всей страны и субъектов. Статья 35 п. 3 предписывает передавать территории в собственность государства только по решению суда;
  2. Земельный кодекс (ЗК). Определяет виды государственной собственности: федеральную, региональную и муниципальную;
  3. ФЗ №137 (вводит в действие ЗК);
  4. ФЗ №122: посвящен вопросам регистрации сделок с недвижимостью и прав на нее;
  5. Гражданский кодекс (ГК). Устанавливает такие понятия, как юридическое лицо, право собственности, имущество и пр.;
  6. прочие нормативные и правовые акты: указы Президента РФ, постановления Правительства, распоряжения, инструкции, правила и пр.

Статья 3.1 п. 1 ФЗ №137 устанавливает федеральное подчинение для следующих территорий:

  • отведенных под строительство зданий Правительства РФ;
  • под государственные и унитарные предприятия;
  • принадлежащие Академии наук и ее организациям-сателлитам;
  • принадлежащие государственной компании Росавтодороги.

К собственности субъектов РФ относят территории:

  1. занимаемые местными органами управления и прочими государственными учреждениями;
  2. внутреннего сельхозназначения.

К муниципальным — участки под зданиями городской администрации (ст. 3.1 ФЗ №137, п. 2 и 3).

Как сдать в аренду участок, госсобственность на который не разграничена

Сдать в аренду участок, госсобственность на который не разграничена, можно в том же порядке, что и участки, принадлежащие государству или муниципалитету.

Единственным отличием будет то, что не нужно предварительно регистрировать право государственной или муниципальной собственности.

Как правило, договор аренды заключается на аукционе. Однако в законе есть четкий перечень случаев, когда аукцион не проводится.

Аукцион может инициировать как государство или муниципальное образование, так и лицо, желающее взять участок в аренду.

Если землю сдать в аренду без аукциона, договор могут признать недействительным и вас могут привлечь к ответственности по ст. 14.9 КоАП РФ.

Предоставить землю без аукциона можно только по заявлению заинтересованного лица. Если участок не образован, то его аренду нужно предварительно согласовать.

Зарегистрировать договор аренды можно по заявлению любой из его сторон.

Вопрос: О государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на сооружение (пожарный резервуар), расположенное на землях, государственная собственность на которые не разграничена.

Ответ: Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости), рассмотрев в пределах своей компетенции обращение, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Согласно информации, предоставленной Росреестром, в августе 2017 г. в орган регистрации прав поступили заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав и технический план, подготовленный в связи с созданием сооружения (пожарного резервуара N 1) (далее — Технический план), по результатам рассмотрения которых на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2020 г.

N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее — Решение), поскольку в Техническом плане отсутствуют сведения о земельном(ых) участке(ах), на котором(ых) расположено указанное сооружение.

Как указано в обращении, объект капитального строительства формируется на неразграниченных землях.

Согласно части 1 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ.

Предлагаем ознакомиться На какой сумме долга приставы могут объявить меня в розыск

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 39.

Законодательством субъектов Российской Федерации также могут быть определены объекты, для строительства которых не требуется получение разрешения на строительство (и, соответственно, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию). Как правило, данные объекты аналогичны указанным в Перечне видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300.

При этом, как сообщил Росреестр, в уведомлении о приостановлении в качестве причины принятия Решения необходимо было указать на отсутствие в составе приложения Технического плана документа, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения созданного сооружения без предоставления земельного участка или установления сервитута, предусмотренного частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ. В этой связи в рамках рассмотрения обращения органом регистрации прав в уполномоченный орган направлен соответствующий запрос.

Одновременно обращаем внимание, что согласно информации Росреестра из соответствующих разделов Технического плана, приложенных к нему документов не представляется возможным однозначно установить, является ли сооружение (пожарный резервуар N 1) недвижимым имуществом, подлежащим государственному кадастровому учету, и права на которое подлежат государственной регистрации.

Учитывая изложенное, в случае если сооружение (пожарный резервуар N 1) является недвижимым имуществом, и для его создания не требовалось разрешение на строительство (принимая во внимание информацию, изложенную в разделе «Заключение кадастрового инженера» Технического плана), и такое сооружение расположено на землях, государственная собственность на которые не разграничена, то в соответствующем разделе технического плана указывается кадастровый квартал, в котором расположен такой объект недвижимости, а в состав приложения технического плана в соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ включается документ, подтверждающий возможность размещения такого сооружения без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Вопрос: О предоставлении вычетов и льгот по земельному налогу пенсионерам и определении размера арендной платы за земельные участки.

Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение о предоставлении льгот пенсионерам по земельному налогу и арендной плате за землю и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В целях снижения налоговой нагрузки на граждан, являющихся, в частности, пенсионерами, на федеральном уровне предусмотрено уменьшение налоговой базы по земельному налогу на величину кадастровой стоимости 600 кв. метров площади одного земельного участка. Установленный на федеральном уровне вычет является минимальным, представительные органы муниципальных образований вправе увеличивать установленный на федеральном уровне размер налогового вычета, а также устанавливать дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса размер арендной платы определяется договором аренды.

Правила определения размера арендной платы за находящиеся в федеральной собственности земельные участки установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее — Постановление N 582).

В частности, Постановлением N 582 установлен льготный размер арендной платы (в размере 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка) за земельные участки, предоставленные лицам, имеющим право на освобождение от уплаты земельного налога, а также лицам, имеющим право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Постановлением N 582 также утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Одним из принципов является принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

Вместе с тем статьей 39.7 Земельного кодекса установлено, что порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Следовательно, утвержденные постановлением N 582 Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.

Действие Правил определения размера арендной платы не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Предлагаем ознакомиться Какие документы нужны для доверенности на продажу квартиры

Таким образом, вопрос определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, решается органами власти субъектов Российской Федерации, а за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления.

Порядок процедуры

Согласно действующему законодательству разграничение госсобственности осуществляется в такой последовательности:


  1. глава администрации населенного пункта или субъекта РФ подает в Министерство земельных отношений РФ заявление о предоставлении территории в собственность. Приводятся основания для этого: на участке расположены принадлежащие муниципалитету или субъекту РФ здания, земля нужна для реализации социальных или инвестиционных проектов и т.д. Также приводят кадастровый номер надела и реквизиты проекта межевания, если они есть. Подавать заявление также могут заместитель главы либо уполномоченный сотрудник местного комитета земельных ресурсов;

  2. комитет по распределению земель при Министерстве в течение 30 дней рассматривает заявку и выносит по ней положительное или отрицательное решение;
  3. на основании решения комитета, Министерство издает соответствующее распоряжение;
  4. если делу дан ход, заявителю выдается скорректированная схема с указанием площади и месторасположения территории. Тот обращается с этим документом в лицензированную геодезическую компанию с просьбой выполнить кадастровые работы;
  5. кадастровый инженер определяет точные границы участка и разрабатывает межевой план. Последний подается на утверждение в федеральный комитет;
  6. право собственности регистрируется в Росреестре.

Если основанием разграничения выступает факт наличия на участке недвижимости, регистратору подают правоустанавливающие документы на нее и кадастровый план с этими объектами.


В зависимости от цели разграничения вместе с заявлением в Министерство земельных отношений подаются документы:

  • проект межевания, если на территории предполагается развернуть строительство;
  • комплексный проект развития местности;
  • план распределения наделов среди граждан;
  • план застройки.

Мнение эксперта

Ирина Васильева

Эксперт по гражданскому праву

При наличии на территории строений прикладывается свидетельство о праве собственности на них.

Регистрация прав собственности на участок: документы

Главный документ, на основании которого осуществляется распределение территорий между теми или иными субъектами, заявление, составляющееся исполнительным органом власти на том или ином уровне, муниципалитетом либо сторонним лицом, которое имеет на то полномочия, например в силу поручения. Данный источник должен отражать основание для возникновения права у федерального, регионального или муниципального органа власти на владение тем или иным земельным участком. Это фиксируется в документах, которыми нужно дополнять отмеченное заявление. Их перечень фигурирует в отдельном постановлении правительства.

Так, в случае если основание для оформления права собственности наличие на участке объекта недвижимости, который на законных основаниях принадлежит тому или иному субъекту, то в компетентный орган власти необходимо направить правоустанавливающие документы на здание. Также могут понадобиться результаты государственной кадастровой оценки земель, отраженные в специальном плане, который подтверждает факт расположения объекта недвижимости на определенной территории.

В свою очередь, если основанием выступает передача земельных участков тем или иным органам власти, то понадобятся правоустанавливающие документы на территорию, а также кадастровый план участка.

В общем случае законы РФ не подразумевают дополнения указанных источников какими-либо иными. Данные перечни — при условии комплектности документов — можно рассматривать как исчерпывающие.

Законы РФ, регулирующие распределение земельных участков на принадлежащие федеральным, региональным или муниципальным органам власти, определяют условия отнесения территорий к владениям того или иного субъекта. Рассмотрим данный нюанс подробнее.

Проблемы

Многие трудности, обусловленные несовершенством ФЗ №101, преодолены. Благодаря введению новых принципов, процедура разграничения упрощена, права регионов и муниципалитетов четко очерчены и хорошо согласовываются. Но и в современном виде схема не всегда работает гладко.

В частности, возникла неопределенность из-за передачи контроля за базой федеральной, муниципальной и региональной собственности Росреестру. Ранее эту функцию выполнял особый орган исполнительной власти, теперь же не всегда понятно, каков объем полномочий у администрации территориальной единицы в отношении участка.

Земельные ресурсы всей страны не могут быть сосредоточены в руках лишь одного органа власти. В силу существования в России множества субъектов, земельные участки тоже распределяются по административно-территориальному признаку.

Такой процесс именуется разграничением государственной собственности на землю. Подробнее об этом механизме далее в статье.

Что такое разграничение государственной собственности на землю?

В первую очередь, это довольно сложный процесс, который включает в себя разраничение всей госземли на 3 уровня:

  • Российская федерация (федеральная собственность);
  • субъектов РФ (собственность региональная);
  • муниципалитетов (муниципальная собственность).

В процессе разграничения участков проводятся мероприятия по землеустройству и кадастровые работы для последующего кадастрового учета и регистрации каждого земельного надела на том или ином уровне власти.

Иными словами, это безвозмездная передача земли с уровня федерального на региональный или местный.

Участники

В качестве таковых выступают:

  • Россия;
  • каждый субъект по отдельности (в том числе и города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
  • каждое муниципальное образование (город, поселок и т.д).

Непосредственно в правовые отношения по разграничению госземель вступают специально уполномоченные органы власти — федеральные, региональные и местные, в компетенцию которых входит решение земельных вопросов на своем уровне.

Законодательство

Процедуру разграничения государственной собственности на земельные наделы регулируют множество законодательных актов.

Среди них следующие:

  • Конституция РФ – это положения п.п. «г» статьи 72, в котором говорится о том, что разграничение находится в ведении всей страны и субъектов, и п. 3 ст. 35, где указано, что в пользу государства имущество может быть передано только по решению суда (к коему относится и участок земли);
  • Федеральные законы «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» — установили новые правила разграничения госсобственности на земельные наделы;
  • Гражданский кодекс РФ – закрепляет статус юрлиц, понятие имущества, права собственности и др.;
  • указы Президента;
  • постановления Правительства;
  • распоряжения, правила, положения, инструкции и другие акты.

Какие государственные земли подлежат разграничению?

В государственную собственность включены только те земельные наделы, которые не принадлежат ни гражданам, ни юридическим лицам, ни муниципальным образованиям.

Разграничению подлежат во-первых, те госземли, сведения о праве собственности на

которые не содержатся в ЕГРН. То есть, не установлена их официальная принадлежность ни к РФ, ни к какому-либо субъекту РФ, ни к городскому или сельскому поселению.

А, во-вторых, могут быть разграничены участки, зарегистрированные в ЕГРН. То есть они распределяются РФ и передаются субъектам или муниципалитетам.

Порядок разграничения госземли

Государственная земля разграничивается строго на безвозмездной основе и строго в соответствии с российским законодательством. Земля, находящаяся в «частных руках» не подлежит никакому разграничению и передаче от собственника государству (кроме случаев вынесения судебного решения, о чем уже говорилось).

Существует 3 временных этапа развития правоотношений по разграничению госземель.

  1. До принятия №101-ФЗ земля разграничивалась на основании договоров между РФ и регионами. Однако при наличии договорных взаимоотношений между двумя уровнями власти, невозможно было принять ряд важных законов (Лесной кодекс РФ, по которому все лесные участки – это собственность федеральная).
  2. Во время действия №101-ФЗ. В этом законе не было четкой концепции того, как разграничивать госземли из-за длительности этой процедуры и плохой развитости госкадастра земельных участков.
  3. С 01.07.2006 года было оформлено право РФ на землю принятием федерального закона – №137-Ф3 от 25.10.2001г. «О введении в действие Земельного Кодекса РФ».

Он четко установил, какие земли отнесены к федеральной собственности.

На сегодня процесс разграничения выглядит следующим образом.

Соответствующим исполнительным органом госвласти или органа муниципалитета подается заявление о предоставлении земли субъекту РФ или муниципалитету в собственность, с указанием конкретного основания возникновения такого права. Пакет документов подается в орган госрегистрации права собственности – Росреестр.

Например, основанием может быть нахождение на земельном наделе недвижимости, принадлежащей на праве собственности субъекту или муниципалитету.

В таком случае в регистрирующий орган предоставляется правоустанавливающий документ на этот объект недвижимости и кадастровый план надела, на котором видно, что здание там находится.

Критериями для отнесения того или иного участка к федеральной, региональной или местной собственности являются:

  • расположение на земельном наделе зданий, строений, сооружений, отнесенных к собственности либо Российской Федерации, либо субъекта РФ, либо муниципалитета;
  • передача участков или органам власти (федеральной, региональной, местной) или госпредприятиям, некоммерческим организациям, которые были созданы соответствующими органами;
  • другие случаи, прямо прописанные в законе.

Исключительно к госсобственности п. 4 ст. 87 ЗК РФ относит земли промышленности, а также иного спецназначения. Это, к примеру, те, что заняты: энергетическими системами, объектами атомной энергии, информатики и связи, обороны и безопасности страны, космической деятельности и др.

Принципы разграничения земель, находящихся в государственной собственности

Под принципами разграничения понимаются некие основополагающие юридические положения, на которых базируется процесс разграничения госземель. Существует целый ряд таких регулирующих принципов.

  • Закрепление на уровне Конституции РФ полномочий государственный органов в сфере разграничения земель госсобственности. Такие полномочия отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.
  • Приоритет в регулировании вопроса разграничения именно федеральных законов.
    Первоочередный контроль процесса разграничения госземель специализированным органом власти – Росимущество, а также ответственность должностных лиц при выполнении возложенных на них полномочий.
  • Безвозмездная основа приобретения земельных наделов в результате разграничения.
  • Единство порядка оформления права собственности на разграниченный участок: проведение землеустроительных работ, постановка на кадастровый учет и государственная регистрация должны быть едиными для всех участников процесса разграничения.
  • Обеспечение и сохранение прав и интересов граждан и юрлиц на земельные объекты.
  • Сохранение целевого назначения наделов в соответствии с земельным законодательством.
  • Сохранение и учет значения земельных участков в области экономики, истории и стратегического развития страны.
  • Законодательное регулирование обращения с неразграниченными землями.

Не исключено, что в процессе совершенствования процедуры разграничения земель нашего государства появятся новые принципы. Пользование землей общего пользования в СНТ имеет свои особенности.
Узнайте все про порядок выноса участка в натуру в нашей статье!
Много нужной информации о значении ситуационного плана во время газификации участка вы найдете .

Проблемы разграничения государственной собственности на землю

Можно сказать, что в общем, на сегодня процедура разграничения значительно упростилась, а объем права собственности на участки каждого из трех уровней стал конкретным и закрепленным на уровне закона.

Тем не менее, в свете новшеств появилась проблема, когда контроль за перечнями

участков земли, которые могут принадлежать федерации, субъектам и муниципалитетам на праве собственности, возложен на регистрирующий права на недвижимость орган – Росреестр (а ранее эти функции осуществлялись специально уполномоченными органами в сфере исполнительной власти).

Так вот передача контрольных функций на регистрирующий орган породила множество дополнительных споров. В частности о том, есть ли достаточные полномочия у того или иного органа власти на распоряжение конкретным участком.

Институт разграничения государственной собственности на земельные наделы дает достаточную свободу для экономического и культурного развития регионов, а также городских и сельских поселений.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Разграничение муниципальной собственности на объекты, переданные муниципальному образованию (кроме разграничения муниципальной собственности городов) в процессе разграничения государственной собственности в Российской Федерации и (или) в процессе передачи федеральной и (или) областной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом.
Порядок разграничения муниципальной собственности на объекты, приобретенные по иным основаниям, устанавливается уставом и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования, в границах территории которого расположены иные муниципальные образования.
2. При разграничении муниципальной собственности:
1) органы местного самоуправления иного муниципального образования:
— разрабатывают перечень объектов, передаваемых в собственность иного муниципального образования, по форме, установленной для передачи областной собственности в муниципальную собственность,
— представляют главе муниципального образования или главе администрации муниципального образования, в границах территории которого расположено иное муниципальное образование, указанный перечень в двух идентичных экземплярах и решение представительного органа местного самоуправления иного муниципального образования о его направлении главе муниципального образования или главе администрации муниципального образования для утверждения перечня в порядке, установленном настоящей статьей.
Перечень регистрируется в день поступления. Один экземпляр перечня с необходимыми реквизитами регистрации возвращается заявителю в недельный срок со дня его представления. Отказ в регистрации допускается только в случае несоблюдения установленной формы представления перечня и нарушения требований по составу представляемых документов.
Глава муниципального образования или глава администрации муниципального образования вносит на рассмотрение представительного органа местного самоуправления проект решения о передаче или об отказе в передаче объектов, включенных в перечень, в муниципальную собственность иного муниципального образования,
2) если иное не установлено федеральным законом, право собственности у иного муниципального образования на объекты, включенные в перечень, возникает с момента принятия решения представительным органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположено иное муниципальное образование, о передаче объектов, включенных в перечень, в собственность иного муниципального образования. Указанное решение является документом, подтверждающим право собственности иного муниципального образования на переданные объекты.
3. Решение об отказе в передаче объектов в муниципальную собственность иных муниципальных образований принимается исключительно в случае, если:
1) объект, включенный в перечень, расположен за пределами территории иного муниципального образования,
2) в составе населения, обслуживаемого объектом, включенным в перечень, члены местного сообщества иного муниципального образования составляют менее 50% или в пределах иного муниципального образования предприятием (учреждением) реализуется менее 50% от общего объема реализуемой продукции (выполняемых работ, услуг),
3) отсутствует возможность организационного и (или) территориального обособления подразделений или филиалов, включенных в перечень,
4) объект, включенный в перечень, не соответствует вопросам местного значения, относящимся к ведению (совместному ведению) иного муниципального образования.
В случаях, предусмотренных частями 2 и 3 настоящего пункта, причина отказа должна быть обоснована главой муниципального образования или главой администрации муниципального образования, на территории которого расположено иное муниципальное образование.
4. Если в составе населения, обслуживаемого учреждением, включенным в перечень, члены местного сообщества иного муниципального образования составляют менее 50% или в пределах данного муниципального образования учреждением реализуется менее 50% от общего объема выполняемых услуг (работ), может быть принято решение о передаче данного учреждения в долевую собственность нескольких муниципальных образований. Данное решение может быть принято только после согласования возможности такой передачи с органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
5. Если в течение двух месяцев с момента регистрации перечня соответствующее решение представительного органа местного самоуправления муниципального образования, в границах территории которого расположено иное муниципальное образование, не будет принято, представительный орган местного самоуправления иного муниципального образования вправе принять решение об утверждении перечня объектов, передаваемых в собственность (долевую собственность) иного муниципального образования, который может содержать все или часть объектов, включенных в первоначально зарегистрированный перечень (часть 1 пункт 2 настоящей статьи).
Решение представительного органа местного самоуправления иного муниципального образования об утверждении перечня (утвержденный перечень является неотъемлемой частью решения) должно быть представлено в месячный срок по истечении срока, указанного в настоящем пункте, главе муниципального образования или главе администрации муниципального образования, в границах территории которого расположено иное муниципальное образование.
Если иное не предусмотрено федеральным законом, право собственности иного муниципального образования на переданные объекты возникает с момента получения главой муниципального образования или главой администрации муниципального образования предусмотренного настоящим пунктом решения представительного органа местного самоуправления иного муниципального образования, которое вместе с первоначально зарегистрированным перечнем является документом, подтверждающим право собственности иного муниципального образования на переданные объекты.
Если в установленные сроки не представлено решение представительного органа местного самоуправления иного муниципального образования об утверждении перечня объектов, передаваемых в долевую собственность нескольких муниципальных образований, собственником доли данного муниципального образования в праве собственности на объекты, вошедшие в указанный перечень, является муниципальное образование, в границах территории которого расположены иные муниципальные образования.
Глава 5. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
НА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО В СЛУЧАЕ ОБРАЗОВАНИЯ,
ОБЪЕДИНЕНИЯ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И УПРАЗДНЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Следующая статья «
К тексту закона «

Добавить комментарий