Разграничение публичного и частного права

Частное- охраняет интересы отдельных лиц.

Публичное- охраняет общие интересы государства.

Публичное право состоит из отраслей, которые связаны с полномочиями и функционированием государства – конституционного, административного, финансового, уголовного, уголовно-процессуального, международного публичного права

Частное право обслуживает потребности людей, возникающие на основе имущественных и личных неимущественных отношений, – гражданское, семейное, международное частное право.

Черты публичного права:

1) императивность норм;

2) ориентация на удовлетворение публичных, общественных интересов;

3) иерархические отношения субъектов публичных отношений;

4) одностороннее волеизъявление субъектов;

5) широкая сфера усмотрения государственных органов и должностных лиц;

6) санкции преимущественно штрафного (карательного) характера;

7) большая степень централизованного урегулирования.

Черты частного права:

1) равенство субъектов правоотношений;

2) диспозитивное содержание правового регулирования;

3) свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав;

4) ориентация на удовлетворение личных или корпоративных интересов;

5) самоответственность по своим обязательствам и действиям;

6) правовосстановительные санкции;

7) децентрализованность, так как субъекты могут своей волей определить условия собственного поведения (например, брачный договор в семейном праве, договор подряда в гражданском праве, условия авторского договора и т. д.).

БИЛЕТ №21

Содержание правовых отношений: субъективное право и юридическая обязанность.

Субъективное право- мера возможного поведения управомоченного лица. Гарантированная возможность поведения.

Юридическая обязанность- мера должного или необходимого поведения в интересах управомоченного лица.

Субъективное право включает в себя полномочия:

а) на собственные фактические действия, например использование вещи, находящейся в собственности данного лица;

б) на принятие юридического решения продать, обменять, подарить, завещать определенное имущество;

в) право требовать от другой стороны правоотношения исполнения обязанности, например возвратить долг, обменять проданную некачественную вещь;

г) правопритязание, т. е. принудительное исполнение обязанностей другой стороной правоотношения.

Юридическая обязанность проявляется в трех формах:

1) пассивное поведение, когда соблюдается запрет, предусмотренный нормой права;

2) активное поведение, т. е. совершение конкретных действий, предусмотренных нормой права или соглашением сторон;

3) юридическая ответственность, т. е. претерпевание негативных последствий личного или имущественного характера за невыполнение возложенных обязанностей.

2. Материальное и процессуальное право.

Материальное право непосредственно регулирует предметные (базовые), материальные отношения.

Материальное право представлено большинством отраслей – гражданское, уголовное, трудовое, семейное, административное, международное и др. Одновременно идет формирование новых отраслей и подотраслей

Процессуальное праворегулирует порядок реализации норм материального права, воплощения их в жизнь. Регламентирует юридические процедуры, порядок применения норм материального права, направлены на достижение конкретного юридического результата.

БИЛЕТ №22

1. Понятие, принципы и виды правотворчества.

Правотворчество- деятельность государственных органов (в случае референдума всего народа и должностных лиц) по изданию, переработке и отмене НПА.

Основные принципы:

1. Народный характер правотворчества

2. Демократизм проявляется в привлечении граждан в правотворчество, в гласности

3. Научный характер, связь с правоприменительной практикой

4. Законность правотворчества (подготовка, принятие, опубликование)

Субъекты правотворчества:

1. Народ

2. Должностные лица

3. Госорганы

Виды правотворчества по субъекту:

1. Правотворчество народа – референдум (общефед., субъекта, местный)

2. Правотворчество гос. Органов

3. Правотворчество отдельных должностных лиц (должностное лицо- гражданин, занимающий определенную должность в органах госвласти или госуправления, наделенный правом принимать правовые акты)

4. Правотворчество органов местного самоуправления

5. Правотворчество общественных организаций

Виды правотворчества по значимости:

1. Законотворчество

2. Подзаконное правотворчество

3. Делегированное правотворчество (передача)

2.Национальное и международное право.

Национальное право — право, целиком находящееся в компетенции одного государства.(внутригосударственное право)

Международное право — правовая система договорных и обычных норм и принципов, выражающих согласованную волю государств. Источниками международного права являются международные договоры и международно-правовые обычаи. Нормы международного права регулируют отношения государств в условиях и в сфере сотрудничества и борьбы. Международное право подразделяется на публичное и частное.

Международное право не входит в систему права ни одного государства, не входит в систему законодательства. Оно устанавливает общие правила взаимоотношений государств на мировой арене (конвенции, соглашения и т.д.)

Международное право используется для решения глобальных проблем, имеющих общепланетарное значение.

БИЛЕТ №23

1. Понятие, структура и классификация норм права.

Норма права- общеобязательное веление, выраженное в виде государственное-властного предписания и регулирующая общественные отношения.

Признаки правовой нормы:

1. Отражает наиболее важные, имеющие ценность для общества и личности общественные отношения

2. Представляет собой модель регулируемых общественных отношений

3. Отражает и закрепляет типичность социальных процессов, явлений, их повторяемость

4. Обладает общеобязательным характером

5. Санкционируется государством

Структура правовой нормы:

Гипотеза – условия или те фактические жизненные обстоятельства, при наличии которых возникает диспозиция. «ЕСЛИ…,» (простая-1 условие., сложная-несколько. условий., альтернативная-одно из нескольких условий.)

Диспозиция- это само правило поведения, которое состоит из прав и обязанностей субъектов. «…ТО…,» (абсолютно-опред.- исчерпывающе формулирует правило, относит.-опред. – дает возможность уточнить в каждом отдельном случае, бланкетная- отсылает к норме другого акта, отсылочная- отсылает к норме этого же акта)

Санкция -это неблагоприятные последствия, которые возникают вследствие нарушения диспозиции или ненадлежащего исполнения. «…ИНАЧЕ…» (абсолют.-опред.- четкая мера воздействия на правонарушителя, относит.- опред.- допуск использования меры воздействия в опред. рамках (от-до), альтернативная- содержат указание на несколько возможных мер)

Виды правовых норм:

1. По функциям:

— исходные (нормы-начала, нормы-принципы, нормы-установки, т.е. задачи)

— нормы- дефиниции (содержат определения правовых понятий и категорий)

— нормы- правила поведения (общие, т.е. охватывают своим действием все правовые институты и специальные, т.е. относятся к институтам, регулирующим определенный вид общественных отношений)

2. по предмету правового регулирования (по отраслям)

— Материальные (закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение)

— Процессуальное (регулируют организационные отношения, носят сугубо процедурный характер)

3. По методу правового регулирования:

Императивные (только так и не иначе)

Диспозитивные (многовариантность действий)

Поощрительные

Рекомендательные

4. По форме выражения предписания:

Управомочивающие (может, имеет право)

Обязывающие (обязан, должен)

Запрещающие (основная цель- предотвратить нежелательное поведение. Не допускается, запрещается, не вправе)

2. Технико-юридические категории.

Правовая аксиома – это положение, принимаемое в юридической науке и практике без доказательств, в силу его очевидности, убедительности и истинности. (Например, «закон обратной силы не имеет», «субъективному праву всегда соответствует юридическая обязанность», «никто не может быть судьей в собственном деле», «из двух актов по одному и тому же вопросу действует акт, принятый вышестоящим органом, и акт, принятый позже, чем предыдущий».)

Правовая презумпция- предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом.(общеправовые- знание закона, добропорядочность, невиновности; и отраслевые презумпции- виновности, невиновности, равные доли нажитого совместного имущества в браке)

Юридические фикции – это несуществующее положение, однако признаваемое законодательством в качестве существующего и ставшее в силу этого признания общеобязательным. (усыновление, признание безвестно пропавшим)

Преюдиции (дословный перевод с латыни – «отношение к предыдущему судебному решению») представляют собой обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда.

Юридическая конструкция- специфическое построение нормативного материала по тому или иному типу и связи между ее элементами.

(гражданское право- договор, право собственности

Уголовное право – состав преступления, невменяемость)

Публичное право — нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбы с посягательствами на существующий строй.

Предмет регулирования публичного права — область «государственных дел»: сфера устройства и деятельности государства как публичной власти, всех публичных институтов, аппарата государства, административных отношений, государственной службы, уголовного преследования и ответственности, принципов, норм и институтов межгосударственных отношений и международных организаций и т.д.

Признаки публичного права: 1) регулирует отношения между государственными органами либо между частными лицами и государством;

2) обеспечивает публичный интерес — акцентирует внимание на запретах, обязанностях людей(подданных) перед государством;

3) обеспечивает одностороннее волеизъявление субъектов права;

4) предполагает широкую сферу усмотрения;

5) содержит нормы общие и безличные, имеющие нормативно-ориентирующее воздействие;

6) характеризуется преобладанием директивно-обязательных норм, рассчитанных на иерархические отношения субъектов и субординацию правовых норм и актов;

7) широко использует новейшие технические приёмы.

Частное право — совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка.

Предмет регулирования частного права — область «частных дел»: сфера статуса свободной личности, частной собственности, свободных договорных отношений, наследования, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и тд.

Признаки частного права: 1) регулирует отношения частных лиц между собой;

2) обеспечивает частный интерес: акцентирует внимание на экономической свободе, свободном самоизъявлении и равенстве товаропроизводителей, защите собственников от произвола государства;

3) обеспечивает свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав;

4) предполагает широкое использование договорной формы регулирования;

5) содержит нормы, обращенные к субъективному праву и обеспечивающие судебную защиту;

6) характеризуется преобладанием диспозитивных норм, рассчитанных на самоответственность по своим обязательствам и действиям;

7) сохраняет классическую юридическую технику.

Критерии отнесения норм к частному или публичному праву:

1) интерес (публичный, государственный интерес — область публичного права, частный — область частного права);

2) предмет правового регулирования (частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному — неимущественные);

3) метод правового регулирования (в публичном праве — метод субординации, в частном — координации);

4) субъектный состав (публичное право регулирует отношения частных лиц с государством или между государственными органами, частное — частных лиц между собой).

Таким образом, отрасли права можно разделить на те, у которых преобладают начала публичного права, и те, у которых превалируют начала частного права. Для первых характерен императивный (соподчинения) метод правового регулирования, для вторых — диспозитивный (автономии).

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 2 (43). С. 42-46.

УДК 34.01

КРИТЕРИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА НА ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ

CRITERIA OF DIFFERENTIATION OF LAW ON PRIVATE AND PUBLIC Т. А. СОЛОДОВНИЧЕНКО (T. A. SOLODOVNICHENKO)

Анализируются мнения исследователей о критериях деления права на частное и публичное. Делается вывод, что такими критериями являются характер реализуемого интереса и субъектный состав правоотношений.

Ключевые слова: частное право; публичное право; критерии разграничения; характер интереса; субъекты правоотношений.

Key words: private law; public law; criteria of differentiation; nature of interest; subjects of legal relationship.

Несмотря на то, что на сегодняшний день подразделение права на частное и публичное является общепризнанным , вопрос о критериях такого деления до сих пор относится к числу дискуссионных. В литературе обосновано несколько позиций.

1. Критерием дифференциации права на частное и публичное предложено считать метод построения правоотношений (теория субординации и координации) . По мнению сторонников этого подхода, правоотношения между юридически равными субъектами регулируются частным правом, а правоотношения между юридически властвующим и подчиненным (подвластным) — правом публичным. Однако эта теория оказывается непригодной для некоторых видов правоотношений, в которых взаимодействуют юридически не подчиненные один другому (равноправные) субъекты, например, для правоотношений, возникающих при заключении и реализации публично-правовых договоров между государствами (отдельными частями государств), административных договоров между органами публичной власти, коллективных трудовых договоров между работодателем и работниками. Кроме того, публичные субъективные юридические права и обязанности

могут быть реализованы не только во властеотношениях. Так, например, согласно ч. 1 ст. 47 Конституции РФ каждый имеет право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно относится, т. е. гражданин имеет право подать иск, а суд обязан принять его к рассмотрению. Безусловно, такое отношение является публичноправовым, но является ли оно отношением властвующего и подчиненного? Конечно нет, поскольку ни гражданин, ни суд не подчиняются в данном случае друг другу, каждый из них лишь реализует свои субъективные юридические права и обязанности.

Следовательно, метод построения правоотношений не может рассматриваться в качестве универсального критерия разделения права на частное и публичное. А указание на то, что в частноправовые отношения вступают равноправные субъекты, а в публично-правовые — неравноправные (подчиненные один другому), не всегда показывает специфику частного и публичного права: в ряде случаев в публичных правоотношениях подчинение одного субъекта другому отсутствует.

2. Некоторые исследователи критерием разграничения между частным и публичным правом считают способ защиты прав их

© Солодовниченко Т. А., 2015

Критерии разграничения права на частное и публичное

участников . Согласно этой концепции частным правом регулируются правоотношения, где инициатива защиты нарушенного субъективного юридического права предоставляется самому заинтересованному лицу, а в случае если защиту инициируют уполномоченные органы власти, то правоотношения регламентируются публичным правом.

Данная позиция оспаривается ввиду того, что она указывает на характер субъективного права лишь после его нарушения, хотя оно существует и до этого момента . Против этого аргумента можно указать следующее. Хотя способ защиты на практике действительно может проявляться только после нарушения субъективных юридических прав, однако он, а следовательно, и характер субъективного права определены до правонарушения, а не после него. Вместе с тем попытка определить понятие частного или публичного права через способ судебной защиты неизбежно приводит к определению «Х» через «Х»: частное право есть право, охраняемое частным иском, а частный иск есть способ охраны частного права . Еще одним существенным недостатком способа защиты как основания деления права на частное и публичное является то, что органы публичной власти могут подавать иски в защиту частных субъективных юридических прав граждан. Так, например, согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурором может быть подано заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может обратиться в суд сам. Поэтому способ защиты нельзя считать критерием деления права на частное и публичное.

3. В качестве основания такого деления нередко называют характер реализуемого в правоотношении интереса . Исходя из этого утверждают, что частное право направлено на удовлетворение и охрану индивидуальных интересов, а публичное — общих интересов. Критерий интереса подвергается критике по следующим причинам:

А) Ввиду того, что публичные интересы иногда рассматривают как сумму частных интересов, т. е. общий интерес понимают как совокупность индивидуальных . Но если

публичный интерес и можно рассматривать как совокупность индивидуальных (частных), то совокупность далеко не всех частных интересов может претендовать на общее значение. Общее не тождественно сумме отдельных явлений, общее — это лишь то, что объединяет все эти явления, то, что у них одинаково. Всё остальное их разграничивает, а не сближает. Следовательно, общее не является механическим соединением отдельных явлений. Публичный интерес — это интерес, который касается общества в целом, а не отдельных его представителей, которые по разным причинам общий интерес могут и не признавать. И наоборот, свой частный интерес они порою склонны считать публичным.

Б) В связи с тем, что в публичном правоотношении хотя и реализуется общий интерес, его участники так или иначе удовлетворяют и свои собственные интересы . Но если удовлетворение публичного интереса не исключает возможности реализации наряду с ним частного интереса, то в случае осуществления только частного интереса публичный интерес не удовлетворяется.

В) Из-за того, что право в целом призвано отражать и защищать в одно и то же время как общественные интересы, так и частные . С этим нельзя не согласиться. Однако если рассматривать частное и публичное право по отдельности, относительно обособленно друг от друга, то первое прежде всего охраняет субъективные права и обязанности, реализуя которые субъекты удовлетворяют свои личные интересы, а публичное право -субъективные права и обязанности, реализация которых затрагивает интересы общества в целом. Поэтому целостность права не отрицает несходства, обособленности отражаемых и защищаемых им интересов.

Г) Поскольку полагают, что характер интереса — это проявление субъективности в праве, но ни в коей мере не сущностный признак . Здесь не учитывается, что о проявлении субъективности можно говорить только при реализации субъективных прав и обязанностей. Закрепляющие их нормы права максимально объективны, поскольку они фиксируют реально существующую дифференциацию общих и частных интересов.

Несколько иначе содержание данного критерия раскрывается тогда, когда к частно-

Т. А. Солодовниченко

правовым предлагают причислять те отношения, которые государство отдает на усмотрение граждан, самостоятельно решающих, использовать им или нет свои субъективные права . Одновременно с этим указывают, что содержание публичного права не может определяться или изменяться соглашением участников правоотношений . Однако здесь не учитывается, что использование субъективных прав, в отличие от обязанностей, всегда зависит от усмотрения их обладателей. А заключение договоров, предполагающее самостоятельное использование субъективных прав сторонами договорного процесса, регулируется не только частным, но и публичным правом.

4. Еще одним критерием разграничения частного и публичного права считается субъектный состав правоотношения . В соответствии с ним частное право регулирует правоотношения граждан (подданных) между собой, т. е. правоотношения между лицами, подчиненными не один другому, а органам публичной власти и в этом смысле равными друг другу. Публичное же право регулирует правоотношения, где одной из сторон обязательно является государство или его часть в лице уполномоченных органов. Однако существует и точка зрения, что если субъект публичной власти осуществляет свою деятельность в соответствии с теми же правовыми предписаниями, которые действуют в отношении частного лица, имеет те же субъективные права и несет те же обязанности, совершает такие же деяния, как и частный субъект (например, заключение сделок для государственных нужд, иные правоотношения между гражданами и государством как казной, т. е. государством как носителем имущественных прав и обязанностей), то он осуществляет частноправовую деятельность . Вместе с тем, хотя данные правоотношения регулируются гражданским правом, физические (юридические) лица реализуют здесь свои личные интересы, в то время как органы государственной (муниципальной) власти действуют в публичных интересах. Поэтому на них могут накладываться какие-либо дополнительные ограничения, которые отсутствуют в отношении аналогичной деятельности физического или юридического лица. Следовательно, можно сказать, что та-

кие правоотношения регулируются не только частным, но и публичным правом.

Некоторые из исследователей, не найдя универсального основания для разграничения частного и публичного права, пытаются использовать одновременно несколько критериев. Так, например, Р. Иеринг в качестве критериев деления права на частное и публичное называл характер интереса вместе с основанием и способом защиты . Д. В. Ерофеева и Р. В. Шагиева в качестве основания классификации правовых норм на нормы публичного и частного права предлагают рассматривать выполняемую ими в обществе роль, а также характер защищаемых ими интересов. Однако в чем заключается различие между ролями, какую из них выполняет частное, а какую публичное право, авторы не указывают .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пожалуй, стоит частично согласиться с В. В. Болговой в том, что, используя «комплексные» критерии, мы находимся в двойственном положении. С одной стороны, восполняя пробелы, мы преодолеваем недостатки, которые есть у каждого по отдельности, а с другой — объединяем их изъяны . Вместе с тем одновременное использование нескольких критериев не всегда ведет к объединению их изъянов.

По нашему мнению, основными критериями разграничения права на частное и публичное являются характер удовлетворяемых интересов и субъектный состав правоотношений. В соответствии с ними к частному праву относятся нормы и принципы, которые регулируют правовые отношения между физическими и юридическими лицами, удовлетворяющими преимущественно индивидуальный интерес. Публичное право охватывает нормы и принципы, которые позволяют участникам правоотношений, удовлетворять интерес общества в целом (возможно, наряду с индивидуальными интересами отдельных лиц). При этом в публично-правовых отношениях хотя бы одной из сторон является государство или его часть в лице уполномоченных органов.

Различия между частным и публичным правом заключаются в следующем:

1) публичное право направлено на регулирование правоотношений, участники кото -рых удовлетворяют интересы общества в це-

Критерии разграничения права на частное и публичное

лом (возможно, наряду с личным интересом), а субъекты частного права — индивидуальные, личные интересы;

2) в публично-правовых отношениях одной из сторон всегда является государство (отдельные его части) в лице уполномоченных органов, второй стороной может быть как другое государство (часть государства), так и физическое (юридическое) лицо. Участниками частноправовых отношений являются только физические и юридические лица;

3) частное право основано на принципе «разрешено все, что прямо не запрещено юридическими нормами», а публичное право — на идее «запрещено все, что юридическими нормами прямо не разрешено»;

4) ядром частного права являются имущественные отношения, основу публичного права составляют отношения, связанные с организацией и компетенцией органов публичной власти.

В настоящее время наблюдается некоторое сближение частноправовых и публичноправовых начал, поскольку государство (отдельные его части) активно вступает в отношения гражданско-правового характера, узаконен и широко распространен термин «го -сударственные услуги» . Тем не менее такое сближение не способствует их слиянию. Частное и публичное право существуют объективно, вне зависимости от признания или не признания такого подразделения (достаточно вспомнить неудачный опыт СССР). Вместе с тем существует и иное мнение, заключающееся в том, что граница между сферами частного и публичного интересов субъективна, подвижна и определяется законодателем . Однако вполне очевидно, что если законодатель будет произвольно заменять частное право публичным, или наоборот, то это не изменит природы входящих в эти подсистемы норм, принципов и правоотношения, зато может подорвать общественный порядок и воспрепятствовать нормальному развитию государства.

Частное и публичное право — это объективно существующие, относительно независимые, взаимодействующие между собой подразделения права как системы. Основаниями их дифференциации являются характер реализуемых в правоотношениях интересов и особенности их субъектного состава.

Совместное использование этих критериев позволяет наиболее последовательно и четко осуществить разграничение подсистем частного и публичного права.

5. См.: АгарковМ. М. Ценность частного права // Правоведение. — 1992. — № 1. — С. 31.

6. СЗ РФ. — 2002. — № 46. — Ст. 4532.

9. См.: Кретова Е. А. Проблемы взаимодействия частного и публичного права в правовой

Т. А. Солодовниченко

системе России // Вестник Самарского юридического института. — 2010. — № 1. — С. 85.

10. См.: Борисова Л. В. Указ. соч. — С. 13 ; Кре-това Е. А. Указ. соч. — С. 85.

11. Болгова В. В. Общая характеристика материальных теорий разграничения права на публичное и частное. — С. 1569.

14. См.: Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права : учебник. — М. : Юристъ, 2004. — С. 320.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. См.: ИерингР. Дух римского права на различных ступенях его развития. — СПб. : Типография В. Безобразова и комп., 1875. -С. 181-183.

18. См.: Болгова В. В. Смешанные теории разграничения права на публичное и частное // Вопросы экономики и права. — 2008. — № 1. -С. 29.

20. Косаренко Н. Н. Категория «интерес» в системе публичного и частного права // Знание. Понимание. Умение. — 2007. — № 3. — С. 160.

Добавить комментарий