Разнообразие определений государства

Государство – это политическая организация общества (устойчивого союза отдельных индивидов, созданного для достижения общего интереса, имеющего единую цель, общий язык, культуру, образ жизни, территорию), действующая на определенной территории в качестве средства, выражающего интересы всех слоев общества, и механизма регулирования, управления и подавления общества.Признаки государства:1) наличие определенной территории, границ, на которой действует его юрисдикция;2) населения, на ней проживающего;3) политическая организации (власти). Право осуществления государственной власти принадлежит определенному кругу лиц через органы государственной. Это система органов и организаций, с помощью которых осуществляется управление обществом (армия, милиция, суды, прокуратура и т. д.);4) суверенитет – полная независимость государства от других государств в его внутренней деятельности (внутренний суверенитет) и внешних отношениях (внешний суверенитет);5) право осуществлять определенные действия в принудительном порядке (например, сбор налогов, пошлин и т. д.);6) наличие правовой системы и права осуществлять правотворчество.

Разнообразие подходов к понятию и определению государства.
С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах — основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т.д. Многие ученые характеризовали государство, как организацию правопорядка, усматривали в том его суть и главное назначение. В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства, как совокупности людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство. «Под именем государства,— писал Г. Ф. Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти». Ссылаясь на это определение, одни авторы отождествляли государство со страной, другие — с обществом, третьи — с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство— это — есть машина для поддержания господства одного класса над другим». Обе формулировки были широко распространены и в науке. Но эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, эти определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.
С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть. Государство в узком смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — это качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы, это суверенная универсальная политико-территориальная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны Теория государства и права. В современной учебной литературе государство обычно определяется политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Дата добавления: 2016-10-23; просмотров: 4338 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Государство — исторически развивающееся явление. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства.

Заслуживает внимания то, как определяли понятие государства русские юристы. Многие из этих определений интересны не только с точки зрения исторической науки. Преданные длительному забвению, они и сейчас представляют реальную научную ценность. Коркунов, например, определяет государство как «общественный союз. представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми”. Трубецкой считает, что «государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории”. Хвостов писал, что государство — «это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти.

Итак, подавляющее большинство мыслителей прошлого рассматривали государство в основном с социологической точки зрения. Но наряду с социологическим определением понятия государства в учении о государстве одновременно предпринимались попытки дать ему юридическое определение. Так, Еллинек считал, что государство представляет собой особое общественное образование и особое правовое явление. Его учение соответственно подразделяется на «социальное” и «правовое”. «Так как право — существенный элемент государства, — пишет Еллинек, — то познание последнего невозможно без изучения его юридической природы. Государство, упорядоченное правом…, должно занимать определенное место в самом праве, — должно существовать правовое понятие о государстве”. Государство он определяет как целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав.

Теория государства и права” М.П. Карева, С.Ф. Кечекьян, А.С. Федосеев. Т.И. Федькин выделяют в государстве два классовых элемента: внутренний и внешний. Они приходят к выводу, что «государство есть политическая организация экономически господствующего класса, аппарат власти, посредством которого этот класс осуществляет свою диктатуру, держит в узде своих классовых противников и защищает материальные условия своего существования от всяких посягательств на них со стороны враждебных ему сил как внутри страны, так и за ее пределами.

В работах 60—70-х годов понятие государства рассматривается с более универсальных и не столь жестких классовых позиций. Так, авторы многотомного издания «Марксистско-ленинская общая теория государства и права” считают, что государство — «это исторически преходящая, выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим строем классовая организация политической суверенной власти, обеспечивающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства”. В несколько иной интерпретации определяют государство авторы учебника, изданного Московским университетом: «Государство — это политическая организация классового общества, выражающая в концентрированной форме интересы и юлю господствующих классов, материальным носителем политической власти которых выступает публичная власть”.

Многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства.

Познание закономерных свойств и признаков государства «вообще”, видимо, возможно только на определенную историческую перспективу в силу постоянно меняющихся экономических, социальных, духовных, национальных, экологических, религиозных и других факторов, определяющих содержание и структуру государственно-организованного общества. Более того, нередко понятие о государстве дается не в его исторической действительности, а в идеальном представлении. Вместо того, чтобы определить, что такое государство, часто лишь описывают, каким оно должно быть.

Термин » государства» появился в XVI веке. Его ввёл итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527). Разумеется, что государство как общественное явление до этого существовало уже тысячелетия.

Сложность государства как социального явления приводит к многообразию его определения. Так как государство представляет собой сложное явление с древних времён предпринимались попытки дать определение понятия «государства». Однако до настоящего времени отсутствует общепринятое представление о нём. Многие исследователи трактовали государство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант). И. Кант трактовал государство как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой». По мнению Л. Дюги «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом «политическая власть».

Аристотель считал, что государство — «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее». Н. Макиавелли определял государство через общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов. Французский мыслитель Ж. Боден рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства».

Английский философ Т. Гоббс определял государство как «единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты».

Создатель идейно-политической доктрины либерализма Д. Локк представлял государство как «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы», то есть большинства граждан, «входящих в государство».

Гегелевское понимание государства базируется на его общей философской системе, трактующей государство как порождение особых духовных начал человеческого бытия: «Государство есть действительность нравственной идеи — нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она знает» Гегель. Философия права. М. , 1990. С.279..

Марксистско-ленинская наука определяет государство исходя из его неизменной классовой природы. Поскольку государство возникает как продукт классового общества вследствие раскола общества на непримиримые классы, то «оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает, таким образом, новые средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса» Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С.171-172..

В немецкой литературе государство определялось в одних случаях как «организация совместной народной жизни на определённой территории и под одной высшей властью» (Р. Моль); в других — как «союз свободных людей на определённой территории под общей верховной властью, существующей для всестороннего пользования правовым состоянием» (Н. Аретин); в третьих-как «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определённого правопорядка» (Л. Гумплович).

Заслуживает внимания то, как определяли понятие государства русские юристы. Коркунов Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб. , 1984. С.240. , например, определяет государство как «общественный союз, представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми». Трубецкой считает, что «есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории». Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактуют государство Шершеневич и Кокошкин.

В российской литературе разных периодов тоже можно найти немало определений государства. А.И. Денисов Денисов А. И. Основы марксистско-ленинской теории государства и права. М. , 1948. С.53., опираясь на выводы классиков марксизма-ленинизма, считал что «государство называется как раз та особая организация, по средствам которой класс осуществляет свою не ограниченную никакими законами власть — диктатуру».

В учебной литературе также рассматриваются взгляды на государство. Авторы учебника «Теория государства и права» М. П. Карева, С.Ф. Кечекьян, А.С. Федосеев, Т.И. Федькин выделяют в государстве два классовых элемента: внутренний и внешний. Они приходят к выводу, что «государство есть политическая организация экономически господствующего класса, аппарат власти, посредствам которого этот класс осуществляет свою диктатуру, держит в узде своих классовых противников и защищает материальные условия своего существования от всяких посягательств на них со стороны враждебных ему сил как внутри страны, так и за её пределами». Несколько конкретизирует определение государства учебник «Теория государства и права» под редакцией профессора С. С. Алексеева. В нём государство рассматривается как «особая организация политической власти экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом — в социалистическом обществе), располагающая специальным аппаратом принуждения и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны» Теория государства и права. М. , 1985. С.38..

В силу своих специфических признаков государство как институт или организация всегда отличалась от других, догосударственных «существовавших до него» и негосударственных «существующих наряду с ним» институтов и организаций. Выявление и изучение этих признаков открывает путь к более глубокому пониманию не только прошлого, но настоящего нашей страны и других стран.

За всю историю развития человечества великими мыслителями и политическими деятелями разных времён было высказано множество самых различных мнений и суждений об основных признаках государства.

По-видимому, каждый подход отражает ту или иную характеристику государства, и только в совокупности эти подходы позволяют сформировать понимание государства как целостного социального института.

В рамках современной науки теории государства и права существуют различные подходы к определению государства, базирующиеся на различных политических и правовых учениях. Отсутствие единого научного мнения по вопросу определения государства диктуется сложностью его как социального явления и постоянным развитием.

Из истории политических и правовых учений:

Аристотель: государство – «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее».

Н. Макиавелли: государство – общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов.

Ж. Боден: государство – «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства».

Т. Гоббс: государство – «единое лицо, верховный владыка, суверен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волей всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого рода для общего мира и защиты».

Д. Локк: государство – «общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы», т.е. большинства граждан, «входящих в государство». Д. Локк рассматривал государство как совокупность людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона.

Л. Гумплович: государство – «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка».

Г. Еллинек: «Государство — это обладающее первичной господствующей властью союзное единство оседлых людей».

Л. Дюги:»Государство — всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управ­ляемыми, т, е. политическая власть».

Н.М. Коркунов: «Государство есть общественный союз свободных людей с принудительным мирным порядком посредством предостав­ления исключительного права принуждения только органам государ­ства».

Л А. Тихомиров: «Государство есть союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости под соот­ветствующей ему верховной властью».

Г.Ф. Шершеневич: «Государство — союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».

Ф.Ф. Кокошкин: «Государство — не совокупность людей определенного рода, а отношение между ними, форма общежития, известная психологическая связь между ними».

Определения современных российских ученых:

В.К. Бабаев: Государство — политико-территориальная су­веренная организация публичной власти, располагающую специальным аппаратом для осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функции и способную делать свои веления обязательными для населения всей страны.

В.В. Лазарев: Государство – это особая организация публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.

Л.И. Спиридонов: Государство есть политико-территориальная организация общества, основанного на обменных связях людей, которая характеризуется публичной властью, призванной решать общие дела и осуществляющей свою деятельность на собираемые с населения налоги.

Выводы:

Чаще всего опорными слагаемыми определения государства выступают власть, территория, население, а также политическая организация общества, подразумевающая его классовую сущность. Таким образом, государство определяется как аппарат управления, выделившийся из общества и стоящий над ним или как политически организованное общество, объединение множества людей, особая политическая интеграция, предполагающая опору на специальные правовые институты.

Следует иметь в виду, что любое определение государства, имеющее в своей основе всего лишь один из его признаков (например, «организацию политической власти»), не может считаться научным. В условиях продолжающихся по сей день дискуссий о сущности и понятии государства оптимальным вариантом его определения в методических целях является тот, который предусматривает наиболее широкий охват сущностных признаков.

Государство- это основной элемент политической системы общества, управляющий этим обществом посредством специального механизма, включающего органы, учреждения и силовые структуры, обладающий суверенитетом, представляющий население страны на международной арене и применяющий в случае необходимости средства и меры принуждения.

Государство –это единаяполитическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех законы и обладает суверенитетом.

Добавить комментарий