Разрешение международных споров судом

Международный третейский суд (разбирательство спора, осуществляемое на основе добровольного согласия спорящих сторон назначаемым ими арбитром; временный (создается соглашением сторон); постоянный).

Постоянная палата третейского суда в Гааге (рассматривает любые споры между государствами и международными организациями, ю/л и ф/л; государства выбирают третейских судей из членов Палаты; совещания секретные; решение окончательное; рассмотрение споров в соответствии с Факультативными правилами 1990-х гг.).

Пример: с 1902 по 2002 Палата рассмотрела более 40 споров между государствами (в т.ч. межу Норвегией и Швецией о морских границах, между США и Великобританией о рыболовстве в Атлантическом океане).

Международные судебные органы (судебное разбирательство осуществляется судебными органами; сходно с третейским по окончательности выносимого решения и его обязательности для сторон).

Международный Суд ООН (учрежден Уставом ООН в качестве главного судебного органа ООН; участники Статута МС – все государства – члены ООН; рассматривает споры юридического характера; двойная функция – разрешает в соответствии с МП споры, переданные ему на рассмотрение государствами и дает заключения по юридическим вопросам, запрашиваемым органами и учреждениями ООН).

Процесс в МС ООН (дела возбуждаются нотификацией специального соглашения или письменным заявлением на имя Секретаря; Суд указывает, какие меры должны быть приняты для обеспечения прав сторон, устанавливает сроки предоставления меморандумов, контрмеморандумов, ответов на них, подтверждающих документов; разрешает дела на основании международных конвенций, обычаев, общих принципов права, вспомогательных средств (судебных решений и доктрин специалистов), с согласия сторон может решать дела, исходя из справедливости).

Международный трибунал по морскому праву (разрешает споры между государствами – участниками Конвенции ООН по морскому праву 1982, касающиеся толкования конвенции и других соглашений в области морского права; решение окончательное и обязательное).

Европейский суд по правам человека (учрежден в целях обеспечения соблюдения обязательств странами – членами Совета Европы по Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950; принимает дело к рассмотрению после того, как Европейская комиссия по правам человека признает безрезультатность усилий по дружественному урегулированию спора; решение окончательное).

Суд Европейского союза (обеспечивает соблюдение законности при толковании и применении положений европейских договоров ЕС, а также выносит консультативные заключения).

Международные организации (их функции в области разрешения споров шире, чем у органов, единственной функцией которых является разрешение споров; механизм разрешения спора носит политический характер, но опирается на МП).

СБ ООН (несет главную ответственность за поддержание мира; уполномочен расследовать любой спор или ситуацию., которые могут привести к трениям, для определения того, не могут ли их продолжение угрожать поддержанию международного мира и безопасности; уполномочен в любой стадии такого спора рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования; для предотвращения ухудшения ситуации может потребовать применения временных мер, которые посчитает необходимыми).

ГА ООН (вправе обсуждать любые вопросы, относящиеся к содержанию международного мира и безопасности, поставленные перед ней членом ООН, СБ ООН, государством, не являющимся членом ООН; может обращать внимание СБ ООН на ситуации, угрожающие международному миру и безопасности; по запросу СБ вправе давать рекомендации по разрешению спора).

Секретариат ООН (осуществляет функции по мирному урегулированию споров через Генерального Секретаря ООН (доводит до сведения СБ ООН информацию о любых вопросах, которые могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности; уведомляет ГА обо всех подобных вопросах, рассматриваемых СБ; по поручению СБ или ГА осуществляет посреднические полномочия и оказывает добрые услуги).

ОБСЕ (в рамках ОБСЕ развитая система рассмотрения споров; в основе Принципы урегулирования споров и Положения процедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров; система включает (механизм по урегулированию споров; Конвенцию по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ; Комиссию СБСЕ по примирению; Положения о директивном примирении)).

Суд по примирению и арбитражу (создается для урегулирования путем примирения и арбитража споров, переданных государствами – членами СБСЕ).

Примирительная комиссия (создается для примирения по каждому спору по заявлению государства – участника; при несогласии сторон составляет доклад предложениями по мирному урегулированию, который направляет Совету ОБСЕ).

Арбитражный трибунал (создается по обоюдному обращению спорящих сторон или по односторонней просьбе государства – участника по истечении 30 дней после представления доклада Примирительной комиссии Совету ОБСЕ; государства – участники вправе признать юрисдикцию Арбитражного трибунала; решение окончательное и обжалованию не подлежит).

Комиссия ОБСЕ по примирению (может рассматривать споры между двумя государствами – участниками ОБСЕ; государство – участник может заявить, что на условиях взаимности согласен с процедурой примирения комиссии и будет считать обязательными любые предложенные комиссией условия примирения).

Положения о директивном примирении (Совет ОБСЕ или Комитет старших должностных лиц могут предписать двум государствам – участникам прибегнуть к процедуре примирения с целью оказания содействия в разрешении спора, который они не могли урегулировать самостоятельно; также могут предписать передать спор на рассмотрение Комиссии ОБСЕ по примирению).

МУС ООН (учрежден как постоянный орган, уполномоченный осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления; дополняет национальные органы уголовной юрисдикции; может судить отдельных индивидов; рассматривает преступления, совершенные после 01.07.2002; для рассматриваемых им преступлений не установлено срока давности; применяет Статут, Элементы преступлений, правила процедуры и доказывания, договоры, принципы и нормы МП).

Процесс в МУС ООН (поступление дел (обращение государств к Прокурору МУС; обращение СБ ООН к прокурору МУС; инициирование дела Прокурором МУС, основываясь на информации из любого источника); при наличии достаточных данных для возбуждения расследования Прокурор обращается в Палату предварительного производства; после утверждения обвинения Суд создает Судебную палату, которая проводит судебное разбирательство по делу и принимает решение на основе оценки доказательств и всего производства по делу; решение может быть обжаловано в Апелляционную палату).

Судебные средства разрешения международных споров включают в себя: международный арбитраж (третейское разбирательство) и судебное разбирательство в Международном суде ООН. От ранее рассмотренных согласительных (дипломатических) средств они отличаются тем, что рассмотрение спора завершается юридически обязательным для сторон решением.

Международный арбитраж (третейские разбирательство) — это организованное на основе соглашения сторон разрешение спора третьей стороной, решение которой обязательно для спорящих сторон.

По мнению крупнейшего российского юриста-международника Ф. Ф. Мартенса, третейское разбирательство является «разумнейшим способом миролюбивого разрешения международных столкновений».

Арбитраж как средство урегулирования международных споров известен ещё со времён рабовладельческих государств. В средние века ими были папы и германский император. Современная же история арбитражного рассмотрения споров началась с образования на основе англо – американского Договора о дружбе, торговле и мореплавании 1794 г. («договор Джея») трёх смешанных комиссий. В XIX в. было образовано уже более 200 арбитражных судов. Особое значе­ние для современной юрисдикции третейских судов имел прецедент, созданный рассмотрением Алабамского спора между США и Велико­британией в 1871-1872 годах. В 1872 году арбитражный суд прису­дил в пользу США 15,5 млн. долл., а английское правительство вы­платило эту сумму в качестве возмещения ущерба за продажу южанам крейсеров, уничтоживших более 60 американских судов в ходе Граж­данской войны в Америке в 1861-1865гг.

Важную роль в развитии института арбитража сыграли Гаагские конвенции о мирном разрешении международных столкновений 1899 и 1907 годов. «Международный третейский суд имеет предметом решение споров между государствами, судьями по их выбору и на основании уважения к праву. Обращение к третейскому суду влечёт за собою обязанность добросовестно подчиниться третейскому решению. В вопросах юридического свойства и преимущественно в вопросах толкования или применения международных договоров, третейский суд признается Договаривающимися державами самым действительным и вместе с тем самым справедливым средством решения споров, не улаженных дипломатическим путём. Поэтому желательно, чтобы, в спорах по указанным вопросам, Договаривающиеся державы обращались в случае надобности к третейскому суду, поскольку то позволят обстоятельства».

В соответствии с этими конвенциями была учреждена Постоянная палата третейского суда в Гааге. В структуре Палаты имеется два постоянных органа: Международное бюро и Административный совет. Бюро вы­полняет функции канцелярии: стороны сообщают ему своё решение обратиться к третейскому суду. Бюро осуществляет связь между сто­ронами в спорах, переданных на рассмотрение в Палату. Наблюдение за деятельностью Международного бюро осуществляет Администра­тивный совет, состоящий из аккредитованных в Гааге дипломатичес­ких представителей государств – участников Гаагских конвенций. Председателем совета является министр иностранных дел Нидерландов. Совет решает все административные дела, в том числе финан­совые, назначает и увольняет служащих Бюро. Что касается самого третейского суда, то он существует в виде списка лиц, из числа которых спорящие государства могут выбирать арбитров. Список третейских судей составляется следующим обра­зом: каждое государство – участник Гаагских конвенций (их на се­годня более 80) назначает сроком на 6 лет не более 4 лиц, «которые были бы известны своими познаниями в вопросах международного права, пользовались бы полнейшим личным уважением и выразили бы готовность принять на себя обязанности третейского судьи».

Современной международной практике известны два вида арбит­ражных органов: временный (арбитраж ad hoc) и постоянный арбитраж. Арбитраж ad hoc учреждается соглашением сторон в отношении данного конкретного спора. Такое соглашение называется компромиссом, или третейской записью. В нем стороны определяют предмет спора, подлежащий раз­решению третейским судом, компетенцию суда, принципы и про­цедуру третейского разбирательства, состав суда. Третейская запись должна включать также взаимное обязательство сторон относитель­но принятия и исполнения третейского решения. Постоянный арбитраж – это постоянный арбитражный орган, в который стороны могут по взаимному согласию передавать возникаю­щие между ними споры. Существует два вида юрисдикции постоян­ных арбитражных органов – добровольная и обязательная. При доб­ровольной требуется обоюдное согласие сторон на обращение в арбитражный орган, а при обязательной достаточно требования од­ной из сторон в споре. Обязательный арбитраж оформляется путём включения в тот или иной международный договор так называемой арбитражной оговорки. Исполнение арбитражного решения является обязательным.

Можно выделить три основных способа передачи дела на международное арбитражное разбирательство:

1) специальное соглашение (компромисс), передающее существующий спор на арбитраж;

2) специальное положение (компромиссная оговорка) в различных договорах, предусматривающее передачу в арбитраж споров, которые могут возникнуть из толкования или применения договора;

3) общие арбитражные договоры, предусматривающие передачу на арбитражное разбирательство любых споров, которые могут возникнуть между сторонами (обязательный арбитраж).

Стороны нередко оговаривают, что арбитражу не подлежат споры, затрагивающие жизненные интересы, независимость или честь сторон.

Судебное разбирательство (международные судебные органы) –является относительно новым средством мирного разрешения споров.

Международное судебное разбирательство имеет много общих черт с международным арбитражем. Главное, что их сближает, это обязательность решений. При этом с точки зрения международного права решения международного суда и решения третейского суда имеют одинаковую силу. Различие между ними носит главным обра­зом организационный характер:

Предыдущая12345678

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. предусмотрено несколько специальных систем урегулирования споров между государствами-участниками по различным вопросам морского права, в том числе и споров, касающихся толкования и применения данной Конвенции. В соответствии с положениями ст. 33 Устава ООН, а также с требованиями ст. 280 Конвенции 1982 г. выбор конкретного механизма разрешения спора остается за сторонами, вовлеченными в спор.

Особо следует отметить учрежденный в соответствии с приложением VI к Конвенции Международный трибунал по морскому праву, местопребыванием которого объявлен «вольный и ганзейский город Гамбург в Федеративной Республике Германии» (п. 2 ст. 1 приложения VI). 21 член Трибунала избирается сроком на 9 лет из числа лиц, пользующихся самой высокой репутацией беспристрастности и справедливости и являющихся признанными авторитетами в области морского права (п. 1 ст. 2 приложения VI). Помимо Трибунала, Конвенцией 1982 г. также предусмотрена и арбитражная процедура урегулирования международных морских споров.

В соответствии с п. 1 ст. 287 Конвенции 1982 г. государство может выбрать одно или более из следующих средств урегулирования споров:

а) Международный трибунал по морскому праву, учрежденный в соответствии с Приложением VI;

b) Международный Суд;

c) Арбитраж, образованный в соответствии с Приложением VII;

d) Специальный арбитраж, образованный в соответствии с Приложением VII, для одной или более категорий споров, указанных в этом Приложении»»

Международный трибунал по морскому праву, как и Международный Суд ООН, функционирует на постоянной основе. Выборы членов Трибунала проводятся на совещании государств — участников Конвенции 1982 г. Избранными в Трибунал считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов, но не менее 2/3 голосов присутствующих и участвующих в голосовании государств-участников при условии, что такое большинство включает большинство государств-участников.

Трибунал призван разрешать споры между государствами — участниками Конвенции, касающиеся толкования или применения этой Конвенции, а также споры, касающиеся толкования и применения любых других соглашений в области морского права, если такие соглашения предусматривают в соответствующих случаях компетенцию Трибунала. Помимо межгосударственных споров Трибунал может рассматривать споры между государствами и Органом по морскому дну, а также между физическими и юридическими лицами. Это, однако, касается только споров, связанных с разведкой и разработкой глубоководного морского дна в соответствии с применимыми положениями ст. 153 Конвенции 1982 г.1 Соответствующие дела подлежат рассмотрению в Камере по спорам, касающимся морского дна за пределами национальной юрисдикции, учреждаемой на основании ст. 187 Конвенции.

Согласно п. 1 ст. 293 Конвенции 1982 г. суд и арбитра применяют Конвенцию 1982 г. и другие нормы международного права, не являющиеся несовместимыми с этой Конвенцией. В п. 2 ст. 293 подтверждается право суда и арбитража «разрешать дело ex aequo et bono, если стороны с этим согласны».

На основании приложения VII к Конвенции 1982 г. предусмотрено учреждение Арбитража, состоящего из пяти членов, вошедших в предварительный список, который составляет и ведет Генеральный Секретарь ООН. Каждое государство-участник «имеет право назначить четырех арбитров, каждый из которых должен иметь опыт в морских делах и пользоваться высокой репутацией справедливого, компетентного и честного человека». Если стороны не договорились об ином, каждая из них назначает одного арбитра по собственному усмотрению. Остальные три члена арбитражного трибунала, включая его председателя, назначаются по согласованию между сторонами. Если стороны не смогли достичь согласия, необходимые назначения производит председатель Международного трибунала по морскому праву (ст. 3 приложения VII). Решения Арбитража принимаются большинством его членов. В случае разделения голосов поровну председатель имеет решающий голос. Решение Арбитража окончательное и обжалованию не подлежит, если стороны заранее не договорились о процедуре обжалования. Решение выполняется сторонами в споре (ст. 11 приложения VII).

В соответствии с приложением VIII к Конвенции 1982 г. предусмотрено учреждение специальной арбитражной процедуры по спорам, относящимся к толкованию и применению Конвенции, кающихся:

  • 1) рыболовства,
  • 2) защиты и сохранения морской среды,
  • 3) морских научных исследований, или
  • 4) судоходства, включая загрязнение с судов и в результате захоронения.

Основное отличие Специального арбитража от арбитража на основании приложения VII состоит в особом подборе экспертов с учетом соответствующей специфики вышеупомянутых видов использования морских пространств.

Примером успешной арбитражной процедуры в современных условиях является рассмотрение арбитражем, сформированным на основании приложения VII к Конвенции 1982 г., спора между Малайзией и Сингапуром (2003-2005) в отношении использования пролива Джохор, разделяющего эти государства. Сингапур приступил к возведению насыпной дамбы в проливе с целью увеличения своих портовых сооружений. Малайзия посчитала, что подобные действия наносят вред морской среде. Она возбудила арбитражное производство в соответствии с положениями Части XV Конвенции 1982 г. После длительных переговоров между двумя государствами и консультаций с Международным трибуналом по морскому праву был сформирован Арбитраж на основе приложения VII к Конвенции. До слушания дела в Арбитражном трибунале были проведены переговоры сторонами с целью достижения компромисса. Соответствующее Соглашение было подписано 26 апреля 2005 г. Сингапур согласился изменить окончательную модель береговой линии своей дамбы и обеспечить защиту пролива от наносов. Малайзия обязалась оплатить стоимость работ по защите от возможного разрыва дамбы. Сингапур взял на себя обязательство обеспечить и после завершения работ по сооружению дамбы беспрепятственное и безопасное прохождение судов через пролив. Соглашение между Сингапуром и Малайзией было одобрено Арбитражным трибуналом 1 сентября 2005 г.

Международный трибунал по морскому праву был сформирован в 1996 г. Он уже успел рассмотреть ряд важных дел. Среди них: «О судне «Хосин-мару» (Япония против Российской Федерации)»; «О судне «Томи-мару» (Япония против Российской Федерации)»; «О сохранении и устойчивой эксплуатации запасов меч-рыбы в юго-восточной части Тихого океана (Чили против Европейского сообщества)»; «О делимитации морской границы между Бангладеш и Мьянмой в Бенгальском заливе» (Бангладеш против Мьянмы).

Добавить комментарий