Разрешение споров в международных организациях

Споры между государствами могут разрешаться и в международных организациях (универсальных и региональных). Так, Устав ООН уделяет большое внимание вопросам мирного урегулирования споров (об этом говорится в 20 из 111 статей Устава). В Уставе ООН определяются права и обязанности Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Международного суда в деле разрешения споров. Так, согласно ст. 14 Устава Генеральная Ассамблея уполномочена «рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации», которая может привести к угрозе международному миру. Широкими полномочиями в деле мирного разрешения споров обладает Совет Безопасности ООН. Он может оказывать добрые услуги и посредничество, осуществлять расследование и примирение. Мирное разрешение споров — одно из его полномочий.

Совет Безопасности рассматривает прежде всего такие споры и ситуации, продолжение которых угрожает международному миру и безопасности. Если характер спора или ситуации не установлен, то Совет Безопасности может расследовать их в целях определения, не могут ли они представлять угрозу международному миру (ст. 34). Государства — члены ООН могут доводить до сведения Совета Безопасности о любом таком споре или ситуации. Совет Безопасности может в любой стадии спора рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования спора; при этом он исходит из того, что споры юридического характера передаются в Международный суд ООН (ст. 36). Если Совет Безопасности считает, что продолжение спора может угрожать международному миру, то он либо действует в соответствии со ст. 36, либо рекомендует «такие условия разрешения спора, какие он найдет подходящими» (ст. 37).

В учредительных актах региональных организаций содержатся положения о разрешении споров, которые могут возникнуть между государствами-членами. Например, подробно этот вопрос регламентирован в Хартии Африканского Союза (АС). Для практического претворения в жизнь принципа мирного урегулирования споров в ст. 7 и 19 предусмотрено создание Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу, являющейся постоянным и одним из главных органов АС. Ее состав, структура и полномочия определены Протоколом от 21 июля 1964 г.

Роль посредника ограничивается примирением мнений и претензий сторон; посредник в возможно кратчайший срок делает предложения сторонам в письменной форме; если меры примирения, предложенные посредником, приняты, они становятся основой Протокола о соглашении между сторонами (ст. 21 Протокола).

Основанием процедуры примирения служит поданная на имя председателя Комиссии петиция одной или обеих спорящих сторон (ст. 22 Протокола). По получении петиции с согласия сторон создается Совет примирителей, в обязанности которого входят выяснение проблем спора и принятие усилий для обеспечения согласия между сторонами на взаимоприемлемых условиях (ст. 24 Протокола).

Международным организациям принадлежит исключительно важная роль в решении споров. Их функции в этой области гораздо шире, чем у органов, единственной функцией которых является разрешение споров. Все большее место в их деятельности занимает предотвращение возникновения споров и конфликтных ситуаций!!!!!

Механизм разрешения споров организациями носит преимущественно политический характер, но при этом он, разумеется, опирается на международное право. Согласно Уставу ООН разрешение споров следует проводить «в согласии с принципами справедливости и международного права» (ст. 1). Политическая процедура носит в значительной мере согласительный характер. Она в основном направлена на достижение решения, приемлемого для всех сторон в споре. Кроме того, большинство организаций имеют органы, специально предназначенные для решения споров.

Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности могут призвать спорящие государства использовать любое из мирных средств разрешения споров. Государство, не являющееся членом ООН, может сообщить Генеральной Ассамблее или Совету Безопасности о любом споре, в котором оно является стороной. Наблюдается тенденция к росту роли Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности в мирном разрешении споров. Манильская декларация о мирном решении международных споров 1982 г. подчеркивает превентивные функции ООН в этой области.

Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание мира, и ему принадлежит основная роль в решении споров в этой области. Соответствующие полномочия изложены в гл. VI Устава, которая дает Совету Безопасности право требовать от сторон в споре разрешить его путем указываемого средства. В их числе — переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам и др.

Совет Безопасности может расследовать любой спор или ситуацию, которая способна привести к трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли их продолжение угрожать миру. Любой член ООН вправе сообщить Совету Безопасности о таком споре или ситуации. Во всех этих случаях резолюции Совета Безопасности носят характер рекомендаций. По взаимному согласию сторон любой спор может быть передан на рассмотрение Совета Безопасности, который в таком случае делает рекомендации. В споре Мальты и Ливии о разграничении континентального шельфа Совет Безопасности в 1980 г. рекомендовал обратиться в Международный суд, что и было сделано.

Генеральная Ассамблея вправе обсуждать любой вопрос в пределах Устава, включая споры, и принимать соответствующие резолюции. Она может рекомендовать меры по мирному урегулированию любой ситуации, способной причинить ущерб дружественным отношениям государств. Генеральная Ассамблея активно использует свое право обращать внимание Совета Безопасности на ситуации, угрожающие миру. Принятая в 1991 г. Декларация об установлении фактов направлена на усиление роли Генеральной Ассамблеи в установлении фактической стороны спора или ситуации в целях предотвращения их развития.

Секретариат осуществляет функции по мирному урегулированию преимущественно через Генерального секретаря. Он участвовал в урегулировании на Ближнем Востоке, Кипре, в Афганистане, в решении проблемы Намибии и др. В одном из случаях он действовал сам, в других обращался к помощи государств. В 1965 г., когда вспыхнул конфликт в Доминиканской Республике, он обратился к США с просьбой оказать добрые услуги. В Декларации о предотвращении и устранении споров 1988 г. предусматривается повышение роли Генерального секретаря в этой области.

В специальных областях сотрудничества международные органы обладают более широкими полномочиями при разрешении споров, чем в политической сфере. Одна из старейших организаций — Международная организация труда решает споры следующим образом. Каждый член, если он не удовлетворен тем, как другой член выполняет какую-либо конвенцию МОТ, может подать жалобу в Международное бюро труда (секретариат). Административный совет также может это сделать по собственной инициативе или по жалобе одного из членов.

В случае необходимости жалоба передается следственной комиссии, которая представляет доклад Административному совету. Доклад содержит рекомендации относительно решения вопросов, поставленных жалобой. Если доклад не принимается сторонами в споре, то любая из них может передать его на рассмотрение Международного суда. Если член в течение определенного времени не выполняет рекомендации комиссии или решение Международного суда, то Административный совет может рекомендовать конференции членов такие действия, которые он считает целесообразными, с тем чтобы обеспечить выполнение указанных актов.

Региональные организации имеют весьма близкие по своему характеру механизмы разрешения споров. Уникальным является механизм, созданный в рамках ЕС. Он возможен лишь в условиях значительного уровня интеграции. Достаточно сказать, что Суд ЕС вправе лишить юридической силы законодательные и иные акты государств-членов, а также органы ЕС права рассматривать дела, связанные с невыполнением этими органами своих функций.

Довольно развитая система рассмотрения споров существует в рамках Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В соответствии с Будапештским документом 1994 г.,преобразовавшим совещание в организацию, последняя имеет целью развивать возможности и активность превентивной дипломатии, увеличивать свою способность в урегулировании конфликтов и кризисов.

Основы специального механизма по разрешению споров были заложены Советом СБСЕ в 1992 г., который принял Конвенцию по примирению и арбитражу. Конвенция предусмотрела учреждение Палаты примирения и арбитража. Палата имеет своими органами примирительные и арбитражные комиссии, а также бюро.

Содружество Независимых Государств в качестве одной из своих главных целей определило мирное разрешение споров и конфликтов!!!!! Одновременно Устав СНГ подтверждает приверженность принципу мирного разрешения споров.

Специальная глава Устава СНГ посвящена предотвращению конфликтов и разрешению споров (гл. IV). Государства-члены обязались принимать все возможные меры для предотвращения конфликтов. Они будут воздерживаться от действий, способных привести к обострению споров.

Механизм разрешения споров в СНГ носит чисто согласительный характер и гораздо менее развит, чем в других региональных организациях. Такие общепринятые средства, как следственные и согласительные комиссии, суд и арбитраж, даже не упоминаются, не говоря уже о суде по правам человека!!!!!Объяснение видится в стремлении государств-членов всячески оградить свой недавно обретенный суверенитет.

В заключение подчеркнем, что, открывая значительные возможности для мирного урегулирования споров и ситуаций, международные организации ни в коей мере не умаляют значение других средств мирного решения споров!!!!! Более того, во многих случаях они отсылают к ним, предписывают их использование.

Международные организации, даже при наличии в их структуре судебных органов, могут наделить компетенцией по рассмотрению международных споров свои главные органы. Подобной компетенцией могут обладать и органы тех международных организаций, где нет судебных органов.

В соответствии с Уставом ООН государства – члены ООН, когда они сочтут уместным, могут довести до сведения Генеральной Ассамблеи ООН информацию о любом споре или ситуации, которая может привести к международным трениям или вызвать спор. В связи с этим во время работы Генеральной Ассамблеи могут быть проведены консультации с целью содействия разрешению спора или Генеральная Ассамблея может учредить вспомогательные органы (комиссии) для разрешения спора. Большее значение из главных органов ООН (кроме Суда) имеет Совет Безопасности, который вправе расследовать любой спор или любую ситуацию. Он может рекомендовать процедуру и методы урегулирования спора. Важная роль при разрешении споров принадлежит и Генеральному секретарю ООН. По поручению Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи он может осуществлять посреднические полномочия или оказывать добрые услуги государствам – участникам спора.

Выше были рассмотрены вопросы урегулирования споров с применением примирительной процедуры и арбитража в рамках ОБСЕ. Говоря об этой организации, следует подчеркнуть, что урегулирование споров мирными средствами является одним из основополагающих моментов в деятельности этой организации. Важность принципа мирного разрешения международных споров подчеркивается во многих актах, принятых в рамках ОБСЕ: Заключительном акте СБСЕ 1975 г., Итоговом документе Венской встречи 1989 г., Парижской Хартии для новой Европы 1990 г., Принципах урегулирования споров и положениях процедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров 1991 г., и других документах. В этих документах предусматривается, чтобы государства стремились рассматривать споры на раннем этапе; воздерживались в течение спора от любых действий, могущих ухудшить положение и затруднить мирное разрешение спора или воспрепятствовать ему.

При образовании СНГ было предусмотрено и учреждение органа для разрешения споров между государствами – участниками СНГ. Таким органом стал Экономический суд СНГ. Цель создания Экономического суда СНГ заключается в обеспечении единообразного применения соглашение государств – участников СНГ и основанных на них экономических обязательств путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений. Споры рассматриваются Судом по заявлению заинтересованных государств в лице их уполномоченных органов, институтов Содружества. По результатам рассмотрения спора Суд принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения государством соответствующего акта Содружества и его институтов и определяются меры, рекомендуемые для устранения нарушения и его последствий. Государство, в отношении которого принято решение, обеспечивает его исполнение.

Судьи Экономического суда СНГ избираются либо назначаются по внутренним правилам государств – участников СНГ.

Если спор не может быть разрешен при помощи Суда, он может быть передан в Совет глав государств, который может рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы мирного урегулирования.

В связи с тем, что первоначально компетенция Экономического суда была определена довольно узко, ставится вопрос о реорганизации Суда и наделении его более широкими полномочиями.

Подобно Экономическому суду СНГ во многих других региональных организациях созданы и функционируют различные судебные учреждения. Это, например, Суд Южноафриканского сообщества развития, Суд Сообщества государств Западной Африки, Комиссия по урегулированию споров Арабских государств Персидского залива, Суд «Бенилюкс».

Рекомендованная литература

Конвенция о мирном разрешении международных столкновений 1907 г. // Международное право в документах. М., 1982.

Статут Международного Суда 1945 г. // Международное право в документах. М., 1982.

Беджауи М. М. Международный Суд ООН: прошлое и будущее / М.М. Беджауи // Москов. журн. междунар. права. 1995. № 2.

Беджауи М. М. Право международных организаций на обращение в Международный Суд ООН: Итоги и перспективы / М.М. Беджауи // Государство и право. 1995. № 6

Лазарев С.Л. Международный арбитраж / С.Л. Лазарев. М., 1991.

А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.

Предыдущая

Разрешение международных экономических споров

В международных экономических отношениях разрешение споров имеет свою специфику – международные экономические отношения осуществляются с участием публичных субъектов международного права и частно-правовых (физические и юридические лица), подчиняемых национальному законодательству. Поэтому споры между физическими и юридическими лицами разных стран относятся к национальной юрисдикции. И, как правило, они рассматриваются судами государств либо международными коммерческими арбитражами. Участники международных экономических связей предпочитают арбитраж.

Основными функциями международного экономического права в области разрешения международных коммерческих споров являются:

а) унификация процессуальных норм в целях обеспечения единообразия в процедуре рассмотрения международных коммерческих споров в арбитражах разных государств;

б) создание международно-правовой основы для признания и принудительного исполнения решений арбитража одного государства на территории других;

в) создание специализированных международных центров по рассмотрению коммерческих споров.

В 1961 г. под эгидой Экономической Комиссии ООН для Европы была разработана и принята Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже. Действие данной конвенции вышло далеко за региональные рамки – к ней присоединились неевропейские государства. Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже содержит правила относительно формирования арбитража, арбитражного процесса, вынесения решения, условий и последствий признания решения недействительными и др. Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже применима как к постоянным арбитражам, так и к арбитражам ad hoc (разовый арбитраж, создаваемый сторонами для рассмотрения конкретного спора).

В международной коммерческой практике значительное место занимают арбитражные регламенты, разработанные в рамках ООН, а именно:

— Арбитражный регламент Экономической Комиссии ООН для Европы 1966 г.;

— Правила международного коммерческого арбитража Экономической Комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока 1966 г.;

— Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 г.

Каждый такой регламент представляет собой свод унифицированных правил, которые применяются, если стороны оговорили это в торговом или ином контракте либо заключили специальное соглашение об этом.

Перспективным направлением сотрудничества государств в регулировании процесса разрешения международных экономических споров является создание специализированных международных центров для разрешения определенных видов коммерческих споров, представляющих особый интерес для развития международных экономических отношений. На основе Вашингтонской конвенции о разрешении инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. был учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. Конвенция была разработана под эгидой МБРР и Центр действует при нем.

Предыдущая

Добавить комментарий