Развитие международного права

Исто́рия междунаро́дного пра́ва — отрасль науки международного права, изучающая возникновение и развитие международного публичного права как комплекса правовых норм, регулирующих межгосударственные и иные международные отношения.

История международного права непосредственно связана с развитием государств и отношений между ними и берёт своё начало ещё со времен Античности. В процессе формирования международного права как самостоятельной правовой системы были установлены его основные принципы (jus cogens) и институты (такие как право международных договоров, право внешних сношений и другие). Основную роль в истории развития международного права играли два фактора: политико-социальные изменения в обществе и труды известных юристов и правоведов, таких как Гуго Гроций и Иеремия Бентам.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5 Просмотров:466 367 1 876 50 914 7 373
  • ✪ История науки международного права
  • ✪ Периодизация истории международного права Лукашук
  • ✪ Периодизация истории международного права (интерактивная лекция)
  • ✪ Всё международное право за 50 минут
  • ✪ Развитие международного права

Субтитры

  • 1 Происхождение и историческое развитие международного права
    • 1.1 Теории происхождения международного права
    • 1.2 Проблема периодизации
  • 2 Древний мир
    • 2.1 Египет и Месопотамия
    • 2.2 Древняя Греция
    • 2.3 Древний Рим
  • 3 От падения Римской империи до Вестфальского мира
    • 3.1 Средневековая Европа
    • 3.2 Мусульманские страны
  • 4 Франсиско де Витория, Франcиско Суарес, Альберико Джентили
  • 5 Гуго Гроций
  • 6 Вестфальский мир и его значение
  • 7 Период классического международного права
    • 7.1 От Вестфальского мира до Гаагских конференций мира
    • 7.2 Гаагские конвенции
  • 8 Лига Наций
  • 9 Современное международное право
    • 9.1 Создание ООН и её деятельность
    • 9.2 Женевские конвенции
    • 9.3 Совет Европы и Европейский Союз
  • 10 Примечания
  • 11 Литература

Основы буржуазного МП были заложены в XVII в. На европейском континенте в это время существовало большое число независимых государств. Их интересы требовали установить правила международного общения, обеспечивающие минимальный правопорядок.

В трактатах, подготовленных в Мюнстере и Остабрюке, были сформулированы принципы международных отношений, некоторые были новыми для МП.

На Вестфальском конгрессе 1648 г. были установлены границы большинства европейских государств. Любопытны положения о преимущественной силе норм Вестфальского договора перед внутренними законами стран-участниц и прочими договорами.

Крупнейшим международником данной эпохи был голландский юрист Гуго Гроций, основное произведение которого «О праве войны и мира» не утеряло ценности и сегодня. Признавалось, в частности, что: в основе МП лежат международные договоры; государства договариваются между собой относительно правил поведения как в мирное, так и в военное время. Войны должны вестись только в интересах справедливости. Были обоснованы также принципы свободы морей и свободы торговли. Книга Гроция приобрела такой авторитет в Европе, что в случае возникновения международных разногласий ее положения использовались в качестве основания для разрешения спорных вопросов.

В конце XVI — начале XVII в. Россия начинает обмениваться с зарубежными государствами постоянными дипломатическими представительствами. В России создается посольская канцелярия, которая постепенно преобразуется в Посольскую коллегию. Решая турецкую и шведскую проблемы, Россия вела активную внешнюю политику, привлекая союзников и используя противоречия в среде западных государств.

При Екатерине II Россия занимает место в ряду самых могущественных европейских держав. Политика морского нейтралитета, провозглашенная Россией в 1780 г. и поддержанная другими государствами, содействовала получению независимости Соединенных Штатов. Успешные войны с Крымским ханством и Оттоманской империей позволили России в значительной мере решить проблему обеспечения безопасности се южных границ и осуществления мореплавания по Черному и Средиземному морям.

Французская буржуазная революция привнесла в международные отношения идею равенства, суверенитета и невмешательства во внутренние дела. Получили развитие идеи о правах человека, неотъемлемости основных прав и свобод. Декларация аббата Грегуара, одобренная Конвентом в 1795 г., сформулировала новый подход к МП.

В XIX столетии можно отметить несколько этапов в развитии МП и дипломатии. В 1815 г. на Венском конгрессе была произведена кодификация дипломатического права, а также запрещена работорговля.

Отражая стремления могущественных государств к расширению своих границ, дипломатия проводит политику разделов (système copartageant). Войны времен революции и империи не оставляют много места для дипломатии, которая, однако, именно в это время выдвигает одного из самых крупных своих представителей — Ш. М. Талейрана.

Гораздо большую роль дипломатия играет в так называемую эпоху конгрессов, когда господствует политика «вмешательства». В это время австрийский дипломат Меттерних является одним из вершителей судеб Европы.

Существенно изменяется характер дипломатии по мере распространения в Западной Европе представительных учреждений. В роли дипломатов начинают выступать государственные люди, приобретшие известность на парламентском поприще. Кабинетная политика дипломатов встречает то поддержку, то препятствия в гласности парламентских прений.

В 1856 г. в Париже были разработаны многие нормы права морской войны. Черное морс объявлялось нейтральным.

Наиболее даровитый из дипломатов второй половины XIX в. Бисмарк соединяет старые дипломатические приемы (введение противника в заблуждение) с новыми (стремление опереться на национальные чувства и страсти) и этим путем достигает поразительных результатов.

Берлинский конгресс 1878 г. был ознаменован признанием независимости Сербии, Румынии и Черногории.

Исключительно велика роль России в регламентации «законов и обычаев войны». Так, в 1868 г. но инициативе России была принята Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль.

На первой Гаагской конференции 1899 г. приняты конвенции, регламентирующие правила ведения войны, запрещающие применять разрывные пули и снаряды, имеющие единственным назначением распространение удушливых или вредоносных газов, а также конвенция о международном арбитраже.

На второй Гаагской конференции (1906—1907 гг.) были приняты десять новых конвенций, кодифицирующих правила ведения войны и регламентирующих мирные способы разрешения международных споров.

Нельзя переоценить и роль Российского государства в совершенствовании института мирных средств разрешения международных споров.

В отличие от довоенного времени, в период Второй мировой войны было налажено интенсивное сотрудничество держав антигитлеровской коалиции. Едва ли можно сомневаться в его значении для победы. Вместе с тем, нельзя не удивиться тому, с каким трудом политическое мышление обретает дальновидность. Если бы такое сотрудничество было налажено до войны, то было бы сохранено 67.000.000 человеческих жизней. Человечеству приходится платить все более высокую цену за ошибки в международной политике и пренебрежение к международному праву.

Державы антигитлеровской коалиции создали весьма эффективный механизм принятия решений по координации военных усилий. Вклад его в победу несомненен. На совещаниях решались и вопросы послевоенного устройства, имевшие серьезное значение для становления современного международного права. На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было

принято решение о необходимости учреждения всеобщей международной организации, основанной на принципе суверенного равенства. Принята была и декларация, определившая основы ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства.

В феврале 1945 г. состоялась Ялтинская конференция руководителей трех держав, решившая многие вопросы послевоенного урегулирования (оккупация Германии и контроль над ней; репарации; послевоенное урегулирование в Европе; проблема Польши, Югославии).

Нередко послевоенное устройство в Европе называют ялтинским. Был решен вопрос о правилах голосования в Совете Безопасности будущей организации. Заключили соглашение и по Дальнему Востоку, согласно которому СССР обязался принять участие в разгроме Японии, а союзники признали его права на Южный Сахалин и Курильские острова. В связи с чем, невозможно назвать обоснованными претензии современной Японии на «Северные территории».

В июне 1945 г. конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско приняла Устав Организации Объединённых Наций, который положил начало современному международному праву.

В середине того же года состоялась Потсдамская конференция руководителей трех держав, определившая принципы контрольного периода в Германии (демократизация, денацификация, демилитаризация, декартелизация). Был учрежден Совет министров иностранных дел для подготовки проектов мирных договоров. Данные проекты были рассмотрены на Парижской мирной конференции в 1946 г. (с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией). Подготовка договоров была завершена Советом министров иностранных дел в том же году, и в 1947 г. они были подписаны.

Мирного урегулирования с Германией и Японией достичь не удалось из-за расхождений между странами антигитлеровской коалиции. Они были заменены сепаратными соглашениями.

Мирные договоры 1947 г. существенно отличались от версальских договоров. Они не только урегулировали последствия войны, но и создали условия для независимого демократического развития побежденных стран.

Особое значение имеет принятие в 1945 г. Устава Международного военного трибунала для суда над главными немецкими военными преступниками, а в дальнейшем и Устава Международного военного трибунала для суда над японскими преступниками. Уставы определили три вида преступлений, влекущих за собой индивидуальную ответственность высших должностных лиц государства: преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности.

В 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН подтвердила принципы, воплощенные в Уставах и приговорах трибуналов, в качестве общепризнанных принципов международного права.

Все это было впервые в истории и означало важный шаг в развитии механизма действия международного права. Проблема индивидуальной уголовной ответственности руководителей государств представляется одной из важнейших в обеспечении эффективности международного права и вместе с тем одной из сложнейших, поскольку решения об этом принимаются руководителями государств.

Таким образом, несмотря на чрезвычайно сложную политическую и экономическую обстановку в мире, на идеологические противоречия, был совершен переход от классического к современному международному праву.

§ 4. Период зрелости международного права

4.1. Вестфальский мир (1648 г.)

Тридцатилетняя война разразилась на стыке Средних веков и Нового времени. Это была первая общеевропейская война, в которую было втянуто большинство народов и государств, расположенных от Габсбургской Испании на западе до Московского государства на востоке. Некоторые историки называют Тридцатилетнюю войну настоящей Первой мировой.

В 1648 г. Тридцатилетняя война закончилась знаменитым Вестфальским миром, заключенным на Вестфальском конгрессе, который определил основные контуры системы международных отношений в Европе на целых полтора столетия. Это был первый конгресс в Европе, и отличался от амфиктионий он тем, что у него не было принудительной власти. Это был прежде всего съезд дипломатов христианских государств, которые собирались обсудить и привести к соглашению путем переговоров международные интересы Европы.

Вестфальский трактат состоит, как известно, из двух связанных между собой договоров: Оснабрюкского и Мюнстерского. Формально постановления трактатов касались трех основных вопросов: территориальных изменений в Европе; вероисповедных отношений в Священной Римской империи; политического устройства. Однако на деле Вестфальский мир сформулировал ряд принципов и институтов международного права:

— принцип политического равновесия и стабильности границ;

— институт международно-правового признания (была признана независимость Швейцарии и Нидерландов). Впервые сформулирована декларативная теория признания. Это проявлялось и в признании за германскими князьями их суверенных прав;

— институт равноправия государств на внешней арене независимо от преобладающего в нем вероисповедания;

— институт международно-правовых гарантий (в трактате говорилось, «что заключенный мир должен оставаться в силе и что обе стороны обязаны отстаивать и защищать каждую статью мирного договора против каждого независимо от религии»).

Важную роль играл Вестфальский мир и для России, поскольку именно в нем Московская Русь впервые фигурировала «в качестве общепризнанного участника международного общения». Вестфальский мир стал юридической основой для всех международных договоров на полтораста лет, вплоть до Великой французской революции. Что касается дипломатии, то она в рассматриваемый период характеризовалась как искусство лжи и вероломства.

Было положено начало согласованному решению европейских проблем не на религиозной основе, а на светской; значимым является и то, что Вестфальский трактат стал гарантией европейского международного правопорядка.

4.2. Французская революция и международное право

Своеобразным кодексом международного права можно назвать два документа, которые особо выделяются среди многочисленных актов, принятых в дни Французской революции 1789 г. Первый из них — это «Предложения», внесенные депутатом Вольнеем на заседании Национального собрания 18 мая 1790 г.; в дальнейшем они были оформлены в виде Декрета от 22–27 мая 1790 г. и частично содержались в гл. VI Конституции Франции от 3 сентября 1791 г. Второй документ — проект Декларации международного права, представленный Конвенту аббатом Грегуаром 23 апреля 1795 г.

Если международному праву Средних веков не были известны демократические принципы, то при капиталистическом укладе жизни эти принципы находили свое отражение в таких документах, как Декларация независимости США 1776 г., Конституция США 1787 г. Что касается периода Французской революции, то такие принципы, как народный суверенитет, суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела государств, неприкосновенность государственной территории и др., были отражены в таких актах, принятых революционной властью, как Декларация международного права 1795 г. и Конституции Франции 1791 и 1793 гг.

Принцип невмешательства был отражен в ст. 3 Декларации международного права 1795 г.: «Ни один народ не имеет права ни вторгаться во владения другого народа, ни лишать его свобод и естественных выгод». Не без внимания остались принцип неприменения силы и принцип территориальной целостности государств (ст. 4).

Декларация аббата Грегуара состояла из 21 статьи. К примеру, ст. 6 гласила: «Народы взаимно независимы и суверенны, каковы бы ни были численность населения и размеры территории, которую они занимают». Принципы невмешательства провозглашаются в ст. 7: «Народ не имеет права вмешиваться в дела других народов». Ряд статей посвящен территориальным проблемам. Завершающая, 21-я статья объявляла: «Договоры между народами священны и нерушимы». Таким образом, эти два документа — Декларация Вольнея и Декларация аббата Грегуара, ставшие своеобразным кодексом международного права, подчеркивали важность самой идеи кодификации международного права.

Революция 1789 г. знаменательна и тем, что в практику был введен плебисцит и утвержден принцип свободы речного торгового судоходства.

Огромный вклад внесла Французская революция в развитие института прав человека. Отметим наиболее важные статьи Декларации прав человека и гражданина. Это ст. 1: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах»; ст. 2: «Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека.

Таковы свободы, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». Через много лет ряд положений Декларации прав человека и гражданина будет включен во Всеобщую декларацию прав человека, утвержденную Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Нельзя не упомянуть о праве убежища, которое также было провозглашено Французской революцией. Законодательные акты Французской революции выделили его политический характер, а также признали подобные мотивы единственным основанием его предоставления.

Для рассматриваемого периода характерно и то, что формулировались новые основы права войны, согласно которым выдвигались требования гуманного обращения с пленными, уважения прав мирного населения, проводилось различие между комбатантами и мирным населением. Война считалась допустимой, если она носила характер оборонительной, т. е. осуществлялась в защиту попранных прав. Частная собственность объявлялась неприкосновенной.

4.3. Конгрессы и Гаагские конференции мира

Венский конгресс, продолжавшийся с сентября 1814 г. по июнь 1815 г., на свои заседания собрал 216 глав европейских государств (за исключением Турции).

Знаменательным можно назвать принятие Конгрессом специального Положения относительно дипломатических агентов от 7 (19) марта 1815 г. Впервые учреждаются ранги дипломатических представителей: посол, посланник, поверенный в делах — и определяется порядок их назначения.

Венский конгресс первым осудил работорговлю (Декларация держав об уничтожении торга неграми 1815 г.). Конгресс также принял Постановление о свободе судоходства по рекам, которые протекают по территории нескольких государств (была признана свобода судоходства по реке Конго).

Историками, юристами доказано, что был создан порядок на основании уступок и соглашений между различными началами и системами, однако ни один принцип на Конгрессе не получил полного признания и осуществления.

Первая восточная война 1853–1856 гг. (Крымская) закончилась Парижским мирным конгрессом, на котором был подписан трактат от 18 марта 1856 г. Парижский мир 1856 г. был заключен между Россией, с одной стороны, и Францией, Великобританией, Турцией, Сардинией, Австрией и Пруссией — с другой.

Знаменательным прогрессом в международном праве можно назвать разработку и принятие Декларации о праве морской войны (Парижская морская декларация от 16 апреля 1856 г.), которая подтверждала положения Декларации о вооруженном нейтралитете 1780 г. и дополняла ее:

— каперство отменялось навсегда (каперство — нападение вооруженных частных торговых судов воюющего государства с его разрешения (так называемые каперские свидетельства) на неприятельские торговые суда или суда нейтральных государств, перевозящие грузы для неприятельского государства);

— нейтральный флаг покрывает неприятельские товары, за исключением контрабанды;

— нейтральная собственность, за исключением военной контрабанды, не может быть захвачена под неприятельским флагом;

— блокада, для того чтобы быть обязательной, должна быть действительной, т. е. поддерживаться достаточной силой, чтобы фактически воспретить приближение к неприятельскому берегу.

Также согласно Декларации 1856 г. определялся режим свободы торгового судоходства во время войны по международным рекам: Рейн, Дунай, Эльба — в Европе, Миссисипи и Св. Лаврентия — в Америке, Конго и Нигер — в Африке.

Конгресс в Берлине был созван по инициативе Англии и Австро-Венгрии при посредничестве Германии в 1878 г. Он проходил под председательством имперского канцлера Германии, состоял из министров и посланников Германии, Англии, Австро-Венгрии, Франции, Италии, России и Турции. Армянская и болгарская делегации не получили права участия в Конгрессе. Так появилась балканская проблема, а затем и армянский вопрос.

Берлинский конгресс вновь подтвердил свободу плавания по Дунаю, сохранил Дунайскую международную комиссию, постановил срыть крепости и запретил плавание военным кораблям от железных ворот до устья.

Конгресс 1878 г., вынужденный предоставить независимость Болгарии, Сербии и Черногории, юридически подтвердил право наций на государственное самоопределение. Но нерешенные важнейшие противоречия на Балканах в дальнейшем обусловили Первую мировую войну. Соглашаясь с мнением ученых-международников о том, что Берлинский конгресс 1878 г. не внес ничего нового в развитие международного права, все же необходимо отметить его значимость. В частности, в ст. 26 Берлинского трактата закреплялось обязательство государств обеспечивать защиту прав человека от дискриминации; в ст. 35 утверждалось, что различия в религиозных верованиях и исповеданиях не должны являться поводом для непризнания за кем-либо его гражданских и политических прав.

Первая Гаагская конференция, получившая название «мирной», состоялась в Гааге в мае 1899 г. В работе Конференции участвовали 27 государств Европы, Азии и Америки. Число участников второй Гаагской конференции 1907 г. возросло до 44 государств. Первая Конференция была проведена по инициативе России, а вторая — по инициативе России и США.

Работа конференций предусматривала три направления: 1) вопрос разоружения; 2) средства мирного урегулирования международных споров; 3) международное закрепление законов и обычаев войны.

Участники Конференции 1899 г. пришли к единому мнению, что для роста материального и нравственного благосостояния человечества желательно ограничение расходов на военные дела, и подписали ряд международных правовых документов.

На второй Гаагской конференции 1907 г. внимание сосредоточилось на юридических вопросах права войны, и 18 октября (5 октября) 1907 г. конференция мира приняла Заключительный акт, к которому были приложены 13 конвенций и одна декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных судов. Что касается конвенций, то это были конвенции:

— о мирном решении международных столкновений;

— об ограничении случаев обращения к силе для взыскания по договорным долговым обязательствам (конвенция Драго — Портера);

— об открытии военных действий;

— о законах и об обычаях сухопутной войны;

— о правах и об обязанностях нейтральных держав и лиц в сухопутной войне;

— о положении неприятельских торговых судов при открытии военных действий;

— об обращении торговых судов в военные;

— об установке автоматических контактных подводных мин;

— о бомбардировке морскими силами во время войны;

— о применении к морской войне начал Женевской конвенции 1864 г.;

— о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне;

— об учреждении международного призового суда;

— о правах и об обязанностях нейтральных держав в морской войне. Надо отметить, что конвенции, принятые в 1899 и 1907 гг., явились в истории развития международных отношений и международного права значимым событием, они до сих пор остаются сводом общепризнанных принципов и норм международного права, относящихся к войне. Их иногда называют «правом Гааги», или «правом войны».

Добавить комментарий