Развитие представлений о праве

Актуальность исследования правового сознания в детском и подростковом возрасте объясняется тем, что отсутствие четкой правовой направленности в общественном сознании является одной из причин деструктивного поведения, а также роста преступности несовершеннолетних. Поэтому в современных условиях развития общества специалистами в области психологии в полной мере осознана необходимость исследования особенностей развития правосознания детей и подростков.

В системе наук наблюдается усиление внимания к ребенку как к личности, члену общества, которое наделяет его определенными правами. Многие прогрессивные изменения в обществе: социальные, политические и экономические предполагают переоценку отношения к формированию правосознания детей и подростков. Обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями. Формирование правосознания выступает в качестве одного из направлений исследования процесса правового регулирования: как ребенок усваивает правовые нормы, каковы механизмы осмысления их реализации.

В то же время как феномен и теоретическая проблема осмысление правосознания еще не стало предметом специального теоретико-правового исследования, не сформировались базовые методологические и категориальные структуры понятийного его оформления вне пределов рационального и логического исследования.

В нашем исследовании на основе теоретического анализа литературы выявлена параллель между первыми правовыми представлениями человека древнего мира и представлениями в детском возрасте.

Правовые обычаи в древнем мире сдерживали и подавляли потребности, противоречащие развитию социума и его сохранению. Первоначальное право способствовало обучению и воспитанию подрастающего поколения. Соблюдение правовых предписаний и закона поддерживалось в основном в страхе наказания. Правовые учения в строгом смысле данных категорий появились в процессе длительного существования раннеклассовых обществ и государств. В теоретико-гносеологическом контексте генезис учений о праве проходил в направлении рационализации мифологических представлений. Первоначальная правовая мысль у древних народов и на Востоке и на Западе восходит к мифологическим представлениям о месте человека в мире. Древние законы истории соблюдались в основном в страхе наказания.

Первые представления о праве запечатлены в мифах древних народов и связаны с идеями о месте человека в мире. Мифические представления о земных порядках оказали влияние на последующую правовую мысль. Генезис учений о праве проходил в направлении постепенной рационализации первоначальных мифических представлений. Правовая мысль в древности направлена, прежде всего, на божественные первоисточники порядка в обществе и необходимости их соблюдения . Представления людей о земных порядках, которые запечатлены в мифах, и в целом опыт мифического подхода к организации общественной жизни людей оказали значительное влияние на развитие учений о праве.

Миф являлся продуктивной формой духовного освоения действительности, в нем заложены исходные традиции в понимании и трактовке всех основных сфер жизни человека, на которые в процессе развития человеческого общества ориентировались исследователи. Мифы являются основными источниками представлений о прошлом и будущем. Преемственными элементами в переходе от первобытного права к закону являются нацеленность на поддержание мирного социального общежития, порядка и справедливое разрешение возникающих конфликтов личного или имущественного характера, наказание за нарушение запретов различного назначения (бытового, обрядового). Миф являлся авторитетным сводом правил поведения и «продуктом деятельности человеческой фантазии, воображения, направляемого и контролируемого, с одной стороны, религиозными верованиями, а с другой – импульсами к художественному творчеству» . Поэтому мифические представления о праве не считаются отражением реальной действительности, но представляют собой материал для исследования первых правовых представлений людей, которые являются идентичными и у современных детей.

Первые законы в истории были изданы в древних городах-государствах шумеров цивилизации Месопотамии(3 тыс. лет до н. э.). В таких законах были действительно примитивные мифические представления о праве, так как в них указывалось, что царь является исполнителем воли верховного бога города-государства. Шумеры использовали при написании законов пиктографию – древнейшее письмо с помощью рисунков. В городах Шумера были созданы первые школы при храмах для мальчиков, в которых учились не только считать и писать, но и рассказывать сказания о богах и героях, отражавших примитивные правовые представления древних людей. За плохие знания и нарушение дисциплины детей строго наказывали.

В Древнем Вавилоне в начале второго тысячелетия до н. э. при царе Хаммурапи был издан свод законов, содержащий 282 статьи, упорядочивающие все стороны жизни общества. Копии законов были распространены по всей стране с помощью тысячи глиняных табличек. Законы Хаммурапи исполнялись около 1,5 тысячи лет и были ничем не ограничены, произвольны, деспотичны. Деспотия как форма государства преобладала на Древнем Востоке. Это была особая форма соединения власти и собственности, заключающаяся в том, что царь мог поступить, руководствуясь собственной волей; жизнь и имущество подданных принадлежали царю. Этот аспект важен для изучения правовых представлений, так как ребенок, воспринимая право, может не осознавать его смысла и содержания и считать власть и закон априорным, табуированным, таким же, как и считали его люди Древнего Востока. Законы нельзя было нарушить при царе Хаммурапи, поэтому нередко их соблюдали в страхе наказания. Наказания и штрафы отличались в зависимости от того, к какому разряду подданных относился нарушивший закон человек. Самые незначительные наказания были за преступления, совершенные против рабов. В отношении свободных людей, обладавших всеми правами царства, действовало древнее правило: «око за око, зуб за зуб». Законы Хаммурапи в основном были действительно жестокими, за исключением правовых положений, защищающих должников, вдов и сирот.

В Древнем Египте (5 тыс. лет до н. э.) право развивалось в соответствии с мифологическими и религиозными убеждениями. В мифах древних египтян описывается в символичной и поэтичной форме образ богини справедливости, правды и правосудия Маат. Маат и Павиан – это мудрость установленного богами закона. Маат и Ра – справедливость бога-владыки. Эмблемой правосудия и справедливости у египтян было перо. Мифы Древнего Египта имеют глубокий философский смысл. В них важен не сюжет, а рассуждения богов о смысле жизни, правде, о справедливом государственном укладе. В соответствии с мифологическими представлениями и религией у детей египтян воспитывалось послушание, непослушание осуждалось и наказывалось.

В Древнем Израиле (3,5 тыс. лет до н. э.) был создан Ветхий Завет – первая часть Библии, возникло последовательное единобожие, написаны 10 заповедей пророка Моисея, которые являлись основанием и оказали значительное влияние на создание законов всего мира.

В Древнем Китае (3–2 тыс. до н. э.) правовые идеи зарождались в рамках даосизма (VI век до н. э.), в котором провозглашаются идеи о справедливости (отнять у богатых, дать бедным); о «не деянии» (принцип воздержания от активных действий). Значительную роль в развитии правовой мысли Китая сыграло учение Конфуция – конфуцианство. Он является основоположником патриархально-патерналистской концепции государства, которое трактуется как большая семья, а император уподобляется отцу, члены общества – детям (младшие подчиняются старшим). Взаимоотношения между правителями требовалось строить на основе добродетели, которая понималась Конфуцием как совокупность этических норм и принципов. Конфуцианское мировоззрение предполагает, что люди должны самосовершенствоваться, подчиняться ритуалу («ли»), а не надеяться на закон, из чего вытекает презрение к внешним писаным законам, которые ассоциируются с тяжбой и спорами. Отрицательное отношение Конфуция к позитивным законам обусловлено их традиционно жестоким наказательным значением.

Концепция Мао-цзы, в противоположность конфуцианству, призывала к естественному равенству между людьми. Древнекитайский легизм пропагандировал через своего представителя Шан Яна управление в государстве с применением жестких мер наказания и соответственно жестких законов.

Правовая мысль в Древней Индии развивалась под воздействием мифологических и религиозных представлений идеологии брахманизма (II тысячелетие до н. э.). Брахманизм отражен в Упанишадах и Ведах, согласно которым все члены общества должны подчиняться закону, долгу, обычаю, правилу поведения. Брахманы – жрецы, занимающие самое высокое положение в обществе. Идеология брахманизма содержится в правовых сборниках – дхармасутрах и дхармашастрах – правовых сборниках, которые составлялись брахманистскими школами. Например, убийство брахмана считалось самым тяжелым преступлением.

В законах Ману (II век до н. э.), в письменно оформленном правовом памятнике, воспроизводятся и защищаются соответствующие положения Вед и Упанишад о делении на варны (разряды, на которые разделено общество) и касты (более мелкие разряды), их неравенстве. Искусство управления, по законам Ману, заключается в умелом наказании. Наказанию отводится главенствующая роль в идеологии брахманизма, благодаря которому необходимо поддерживать существующий порядок. В законах Ману перечисляются представления о переселении душ после смерти, а также наказания и кары, ожидающие преступника после смерти.

Буддизм в Древней Индии (623–544 до н. э.) – это религия, в которой не признавалась идея о боге как первоисточнике закона. Будда считает, что мирские дела человека зависят от собственных его усилий. В учении буддизма пропагандируется развитие самоконтроля, подчинения чувств разуму, освобождению от аффектов. Буддизм выдвигает идею о духовно-нравственном равенстве людей. Философия буддизма призывает человека быть спокойным, уравновешенным, относиться к страданиям с точки зрения вечности.

Мифические представления древних персов отражены в учении Заратустры (Зороастры) (VIII в. до н. э.). Основным положением учения является борьба между добром и злом. Учение Заратустры оказало влияние на религиозные и правовые представления последующих эпох.

Государственность в Древней Греции возникла в I тысячелетии до н. э. Представления о праве, прежде всего, можно выделить в древнегреческих мифах. Например, Зевс требовал от людей добродетельных поступков и восседал на троне со справедливостью. Существовало представление, что Зевс заботится о соблюдении традиционных принципов жизни и нравственных установлений и наказывает тех, кто их нарушает. Зевс согласно мифам Древней Греции следил и за соблюдением прав чужеземцев. В Древней Греции еще не было аппарата уголовного расследования и поэтому государство прибегало к религии, в которой одним из рычагов управления поведением была клятва. Человека заставляли дать клятву, требуемое обязательство или ответить на вопрос и самого призвать возмездие сверхъестественных сил в случае если солжет. Зевс, как мифическое существо, следил за соблюдением клятв и имел функцию гаранта нравственного правопорядка. В древнегреческой мифологии правовые представления отражаются в мифах о боге правды – Аполлоне. Мысли о праве прослеживаются и в описании дома царя Лидии Тантала, «который навлек на себя страшное наказание, совершив некое ужасное преступление» . Далее подчеркивается, что и его потомки совершали преступления и наказывались за это. Изучение права еще не выделялось как особая отрасль научного знания.

В Древней Греции существовали свои национальные особенности жизнедеятельности и в соответствии с ними формировалось право. Законы записывались, начинала развиваться нормативность права. Санкции раннего права и правила поведения становятся жестко фиксированными. Воспитание в Древней Греции отличалось авторитарными методами. В Спарте воспитывалось почитание старших и особенно пожилых людей.

Солон (ок. 638–559 гг. до н. э.) – законодатель Древней Греции, считал, что государство нуждается в законном порядке: беззаконие и междоусобица – наибольшее зло, порядок и закон – самая большая добродетель для полиса. Солон определял закон как сочетание права и силы. Он разделил людей на четыре класса на основании оценки имущества. Высшие должности были избирательными по жребию из числа предварительно выбранных. Был издан закон всеобщей гражданской вооруженной ответственности в период смут и военных действий: «Кто во время смуты не станет с оружием в руках ни за тех, ни за других, тот предается бесчестию и лишается гражданских прав» .

Пифагор (580–500 гг. до н. э.) и его последователи разработали понятие «равенство» и применили его не только в математике, но и относительно теории права как «всеобщей равной меры регуляции общественных отношений». Справедливость, согласно пифагорейцам, состоит в воздаянии «равным за равное». По учению Демокрита, законы призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе, но чтобы достигнуть этих результатов, необходимы соответствующие усилия и со стороны самих людей, их повиновение закону. Сократ, Платон и Аристотель были приверженцами законности и считали тождественными понятия справедливости, разумности и законности. Платон в 325 г. до н. э. определил правовое воспитание как «привлечение и приведение детей к такому образу мыслей, который признан законом правильным, и в действительной правильности которого убедились к тому же люди самые почетные и представительные». Никто никогда не должен оставаться безнаказным за какой бы то ни было поступок, даже если совершивший его бежал за пределы государства. Наказанием должны быть: смерть, тюремное заключение, палочные удары, унизительные места для сидения или стояния, либо денежная пеня. .

Аристотель пишет о формировании мужества и выносливости, умеренности и справедливости, высокой интеллектуальной и моральной чистоты. Аристотель повернул воспитание человека от его полного подчинения государству к интересам самого человека. Аристотель разработал воспитательную систему для свободнорожденных граждан, особо подчеркнул роль закона в воспитании добродетельности .

В Древнем Риме это положение развивали Цицерон, Квинтилиан и их последователи. Государственный деятель и мыслитель Цицерон (106–43 гг. до н. э.) предлагал концепции государства и поведения достойных граждан. Согласно Цицерону, обязанности идеального гражданина обусловлены необходимостью следовать добродетелям, гражданин не должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать несправедливости .

Важнейшие методологические подходы к философско-правовой проблеме развития правосознания были сформулированы И. Кантом и Г.В.Ф. Гегелем. Особого внимания заслуживают труды И. Канта, явившегося одним из первых представителей теории правового государства, согласно которой деятельность государства должна подчиняться нормам права. И. Кант в своем учении о праве и государстве разделяет теоретический и практический разум человека. Теоретический разум позволяет все явления действительности осознавать с точки зрения причинности. Практический разум – это область нравственных долженствований, который подчинен разуму, предписаниям о нравственном поведении свободного человека.

И. Кант выступал против авторитарности, страха наказания как основного мотива нравственного и законопослушного поведения. Он считал, что поведение не имеет нравственного значения, если человек не понимает его смысла и не может дать на него разумно-совестного согласия. Кант высоко ценил автономию человека, самозаконность поведения и исходил из мысли, что нравственность уже присутствует в сознании человека, с одной стороны, право предполагает послушание, с другой – внутреннюю свободу. Кант выступал против психологии рабства у человека при соблюдении законодательства.

Г.В.Ф. Гегель считал, что самосознание человека «постигает себя как свободное, он вступает во владение собою и становится собственностью себя самого и по отношению к другим» . Философская идея Гегеля соответствует положению нравственного воспитания о саморегуляции, структурировании правопослушного поведения, которую возможно донести до сознания детей при использовании инновационных методов. Как осмысливал Гегель, добро – это реализованная свобода, а зло необходимо преодолевать.

Проблемы формирования правового мышления были затронуты в сочинениях Т. Гоббса. Т. Гоббс писал: «Если человеку приходит на ум совершить или не совершить известное действие, и если у него нет времени обдумать свое решение, то действие или воздержание от действия с необходимостью следует из мысли, которую он имеет в настоящем о хороших или плохих последствиях соответствующего поступка для него». По его мнению, необходимо анализировать причины человеческих действий, причины причин, только тогда можно объяснить человеческое поведение как необходимость .

На основании анализа литературы по истории развития права мы выявили этапы развития правовых представлений. Первый этап знаменует собой зарождение права. В первобытном обществе отмечаются нерасчлененные представления о праве и страх наказания, что также наблюдается и у дошкольников. Затем в первобытном обществе оформляется примитивная система права, а дошкольному возрасту на данном этапе соответствуют первые представления о законе, административных правонарушениях (правила дорожного движения) и преступлениях (кражи, нанесение вреда здоровью и пр.).

На следующем этапе развития представлений о праве появляется письменная кодификация права в раннеклассовых государствах. Этот этап соответствует этапу развития правовых представлений у младших школьников, когда закрепляются понятия о правах человека и представления сущности преступления. Правовое воспитание осуществляется на первом и втором этапах на основе сказок, мифов, искусства.

В средневековом обществе у человека происходит слияние правовых, нравственных и религиозных представлений. Гражданин осваивает права и обязанности человека в обществе, что соответствует изучению и присвоению правовых понятий в начале подросткового возраста в современном мире.

Развитие права в новое время происходит «из принципа нравственности» во взаимосвязи права и морали, на данном этапе описывается стратегия индивидуального поведения. Данные учения мы соотносим с позициями самовоспитания, саморазвития, самоконтроля в подростковом возрасте (от 12 до 15 лет).

В XIX–XXI веках право провозглашается средством самореализации личности в гражданском обществе, что соотносится с осознанием правовой действительности государства в юношеском возрасте и формированием правовой концепции «Я».

В современном мире проблема развития правосознания представляет важнейшую область психологии, так как оно оказывает влияние на восприятие права, перевод нормативных предписаний в социальное поведение. Правосознание – это особый вид интеллектуально-познавательной и практически-преобразующей деятельности индивидов и их групп, ядро которого образуют базовые когнитивные возможности, обусловливающие понимание, что такое право, закон, власть, и определяющие специфику анализа и оценки различных видов правового поведения (противоправного и правомерного) .

Правосознание характеризуется как отражение в общественном сознании действующего права, а также оценка в правовых понятиях и категориях (субъективное право, обязанность, запрет, юридически значимый факт) существующих общественных отношений (представления о желаемом праве).

Правосознание личности предполагает наличие правовых знаний и юридической информации на доступном для ребенка и подростка уровне. Информированность была и остается одним из основополагающих каналов формирования правовой личности; готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, то есть поступать правомерно – в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения.

Развитие правосознания происходит в процессе формулирования суждений о правовых нормах как о социальной ценности. Позитивное правовое мышление в действии развивает правовую культуру личности. Преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта – ее важная составная часть.

Ребенок получает правовые знания, на основе которых у него возникает определенное образное понимание правовой действительности, усваиваются нормы, развивается правовое сознание и модели правопослушного поведения. Необходимо сформировать у ребенка представления о самом себе, правах и обязанностях, причем не только сообщать доступные для дошкольного и младшего школьного возраста правовые знания, но и формировать оценочное отношение к правовой действительности, которая непосредственно является частью детской жизнедеятельности и отражается в мировоззренческих взглядах ребенка.

Уровень развитости правового сознания проявляется в избирательном отношения к информации, поступающей из источников массовой информации и в стихийном процессе социализации, а также в умении ее ранжировать в процессе самостоятельного присвоения знаний.

Анализ исследований дает возможность установить, что правовое сознание старших дошкольников и младших школьников является сложным процессом: он включает не только сообщение детям знаний, но и формирование эмоционально-оценочного отношения к социальным фактам и событиям, а затем применение этих знаний в практической деятельности.

Традиционное право и стиль юридического мышления носили синкретический (слитный) характер, т.е. право и представления о праве не были дифференцированы от иных социальных регуляторов и форм общественного сознания. Право не было отделено от религии и морали, нарушение правовых норм считалось религиозным грехом. Само происхождение права трактуется теологически. Религиозный характер права подтверждается ордалиями («Божий суд»).

Традиционное право носило ярко выраженный охранительно-репрессивный характер. Большинство норм традиционного права были направлены на разрешение социальных конфликтов и привлечение к ответственности за правонарушения. Право было направлено не столько на обеспечение социального мира, сколько для предотвращения социальных конфликтов как проявления явного зла.

Действительно, традиционное право носило охранительный характер. При этом сама сфера проявления этого репрессивного права была узкой, т.к. в нормативной системе общества сохранилось значение иных, неюридических регуляторов социальной жизни. Прогресс в праве связывался с расширением сферы регулятивного правового воздействия, а не охранительного, репрессивного. Также расширилась сфера правового регулирования в целом. Речь идет не об уменьшении количества охранительных норм в современном праве в абсолютном значении, а лишь об изменении соотношения регулятивных и охранительных норм.

Традиционное право воздействовало на общественную жизнь ретроспективно, т.е. реагировало на уже состоявшийся конфликт. В современном праве значительно расширена сфера перспективного воздействия права, т.е. государство, принимая законы, как бы забегает вперед, непосредственно регулирует общественные отношения с целью преодоления социального конфликта в будущем. Например, в традиционном обществе судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер, т.е. активные стороны в процессе – истец (потерпевший) и ответчик (преступник). Суд – пассивная позиция, заслушивает стороны и принимает решение.

Традиционное право характеризуется низким уровнем юридической техники. Объясняется это отсутствием необходимости в такой технике. Право было также комплексным, т.е. не было известно деление права на отрасли и институты. Правовой материал в законодательных текстах закреплялся по методу ассоциаций, или нормы права располагались в зависимости от тяжести предполагаемых наказаний.

Нормы права, как правило, излагались в казуистичном стиле. Не было стремления использовать общие, абстрактные понятия. Казуистичность объясняется не только неспособностью людей того времени к абстрактному мышлению, ни и тем, что право не претендовало на регулирование всех общественных отношений, а лишь реагировало на конкретные ситуации.

Право также было формалистичным и символичным, формализм предполагает совершение сложных юридических обрядов. В обрядах традиционного права проявилась его универсальная черта в целом: право формально по своей сути, изменяются лишь сами обряды.

Традиционное право не знало понятия общей правоспособности и открыто закрепляло принцип сословности, т.е. различный правовой статус отдельных категорий населения, который передавался по наследству.

Право развивалось ретроспективно, т.е. не создавало новых социальных отношений и структур, а фиксировало уже возникшие в общественных отношениях социальные статусы. Общая правосубъектность имела скорее религиозное содержание, например, в античном праве любой в момент смерти становился свободным.

Для всех традиционных правовых культур характерно наличие концепта «естественное право». Представления о праве непосредственно вытекали из общих мировоззренческих установок той или иной культуры.

В литературе, как правило, признается наличие в традиционной культуре примитивных, зачаточных представлений о естественном праве. Возникновение развитой формы этой теории связывается с эпохой Просвещения. В действительности в эпоху модерна произошло сужение мировоззренческого горизонта восприятия естественного права. Представление о естественном праве в восточной, античной и христианской культурах значительно ближе друг к другу, чем восприятие естественного права в христианском богословии и философии Просвещения.

Различные культуры и цивилизации с помощью понятия «естественное право» или «естественный закон» определяют связь с неким абсолютом. Существуют универсальные ценности и установки: справедливость, милосердие, гуманизм и т.д. При этом каждая культура и цивилизация имеет право на собственное оформление универсальных концептов.

Например, в западной цивилизации одним из центральных выступает концепт «свобода». В противовес утверждается, что восточная цивилизация основана в большей степени на подчинении и обезличивании. Карл Густав Юнг в свое время указывал, что у свободы есть две стороны – внешняя и внутренняя. При этом в западной культуре акцент делается именно на внешнюю свободу, восточная же культура основывается на признании первичности внутренней свободы. Исходя из этого для представителей восточной культуры характерна терпимость к внешним ограничениям.

Китайская культура определяет свою связь с абсолютом через глубоко и сосредоточенно переживаемый ритуал. Индийская цивилизация связь с абсолютом осуществляет через бескорыстное растворение в абсолюте и отказе от себя (нирвана). Ислам определяет свою связь с абсолютом через непреклонную веру в единого Бога, христианство – через искупление, через милосердие и бескорыстную Божию Любовь. Для античности характерен культ красоты и гармонии, в иудаизме связь с абсолютом осуществляется почти юридически – с помощью завета, т.е. договора с Богом.

12.Проблема универсальности позитивного права (как доминирующего социального регулятора) и развитой юридической науки. Принцип цивилизационного плюрализма в праве.

Дата добавления: 2016-11-20; просмотров: 3506 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 90

Правопонимание – процесс и результат целенаправленного познания права: учения, концепции, дающие представление о сущности и назначении права.

Юр. идеализм. Появляется вместе с христианским учением. В основе лежит естественное право, т.е. не зависит от гос-ва и появляется с рождением. Естественные принципы опред. должное поведение людей.

Существует два течения:

— Религиозный идеализм в правопонимании опред. правовые предписания того, что можно или нельзя человеку, которые прямо или косвенно исходят от Бога. Право представляет собой выражение божественного разума и ставит целью установление в обществе порядка по воле божьей. Учение Фомы Аквинского явл. официальной доктриной римско-католической церкви, сделал возможным практическое и непосредственное применение естественного права и напрямую связал его с человеческим законом, с проблемами устроения земной жизни. В своем главном трактате «Сумма теологии» он выстраивает иерархическую схему права – как вечное, естественное и человеческое право.

— Светский идеализм в правопонимании исходит из видения права как создания самой человеческой натуры, как результат того, что человек – мыслящее и разумное существо, способный осознать требования к нему и собственные обязанности, связанные с жизнью в упорядоченном обществе. Классическое учение естественного права (Гроций, французские просветители) провозглашало права человека на жизнь, свободу собственность, достоинство абсолютными ценностями. Они явл. первичными по отношению к гос-ву, даны каждому от рождения и не м.б. предметом посягательства со стороны гос-ва. Такие права вечные и неизменные, раз и навсегда установленные природой.

Юр. реализм формируется с приходом буржуазии к власти. Позитивное право – право устанавливаемое гос. властью. Суть позитивизма состоит в утверждении, что право должно ассоциировать себя как совокупность общеобязательных норм и правил, которые устанавливаются или санкционируются гос-вом и соблюдение которых должно поддерживаться гос. принуждением. Начало юр. позитивизму было положено в Англии И.Бентамом и Дж.Остином

В 20 столетии преемником юр. позитивизма становится правовой нормативизм (амер. Г.Кельзен). Данное направление большое внимание уделяло теоретическим аспектам права. Эта теория пытается дать ответ на вопрос, что есть право как оно есть, но не стремиться дать ответ на вопрос каким оно д.б. Право, в интерпретации нормативистов, — лишь совокупность специфических юр. предписаний, требующих должного поведения. Содержание права опред. исключительно гос-вом, исходя из его интересов. Гос-во может по своему усмотрению менять юр. нормы, не согласовывая свои решения с какими-то ни было высшими или неписаными нормами.

Сторонники социологического подхода к праву (во Фр. Огюст Конт, в Герм.- Иеринг, в России — Коркунов, Ковалевский, Муромцев) обращались к научно-эмпирическим исследованиям его сущности и развития в недрах общества, в реальных процессах жизни. Право рассматривалось юридически защищенным интересом, а его предназначение — обеспечение общих интересов против агрессивного частного интереса.

Классики марксизма постулировали положение, формально схожее со взглядами естественно-правовой теории: право не создается законодателем. Но далее следовало принципиальное отличие — критерием истины называлась зависимость права от соц.-эк. жизни: законодатель лишь протоколирует требования эк.отношений, право в той мере правильно, насколько оно соответствует тем или иным потребностям эк. базиса.

28. Понятие права: признаки, принципы, функции.

Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений. Признаки:

Нормативность (устанавливает определенные правила поведения); Общеобязательность (действие распространяется на всех, либо на большой круг субъектов);Государственно-волевой характер- право возникает не само по себе, а по воле государства.Формальная определенность правовых норм- закреплены в официальных документах.Связь с государством.Системность (нормы права строго взаимосвязаны между собой, находятся в различных зависимостях, взаимодействуют друг с другом). Право-регулятор общественных отношений (право служит средством организации гос и общ жизни, без права не может нормально сущ и функционировать современное общ-во.)

Принципы права: понятие и виды

Принцип права – идеи на которых строится система права и которые лежат в основе её функционирования. Принципы делятся на:

Общеправовые – характеризуют систему права в целом, они присущи всей системе права. Межотраслевыеприсущи двум и более отраслям права. Отраслевые принципы присущи одной отрасли права (принципы гражданского права). ТГП изучает только общеправовые принципы,

межотраслевые и отраслевые принципы изучаются отраслевыми юридическими науками. Общеправовые принципы системы права:

·​ демократизма (система права строится на демократических началах).

·​ Гуманизма

·​ Справедливости

·​ принцип равенства юридических прав и обязанностей

·​ принцип единства прав и обязанностей.

Принципы выступают в форме правовых норм.

функции права: понятие и критерии классификации

Функции права – это определенные направления воздействия права на общественные отношения и общество. Выделяют общесоциальные ф-ии — экономическая, политическая, воспитательная (Они оказывают воздействие на различные сферы общественной жизни – экономику, политику.). Собственно-юридическиевключают регулятивную ф-ию, в составе которой выделяют статическую, динамическую, и охранительную.Регулятивная функция выражается в том, что право регулирует, упорядочивает общественные отношения, является, как и все другие социальные нормы, регулятором общественных отношений. Оценочная — право, регулируя общественные отношения, оценивает и поведение их участников.(Правомерное и неправомерное поведение) Воспитательная — право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца поведения участников регулируемых отношений.

29. Источники права: исторические и современные трактовки их понимания.

Источники права ­– это официальные юридические документы или положения, содержащие общеобязательные правила поведения в обществе.

Источники римского публичного права по Титу Ливию – Законы XXII таблиц

Источники – это форма права.

Источники права понимаются многозначно и выделяют следующие трактовки:

1. Религиозно-духовная – о Боге, который творит право
2. Способ бытия – как социальная основа его возникновения, отражающая их качественные характеристики как членов человеческого общества;
3. Историко-познавательная – памятники правовой культуры, судебные решения, летописные свидетельства, имевшие значение для действовавшего права (Салическая правда, Саксонское зерцало, Русская правда, Судебники);
4. Идеологическая – как учение, идеологически обоснование того или иного права (Христианское, социалистическое), определяется нематериальными факторами осознания и обоснования права. Такими факторами выступают философские взгляды на суть и назначение права, нравственные воззрения общества, государственная идеология, правосознание различных групп и слоев населения;
5. Материальная – историческая производственно-экономические отношения (К.Маркс, Ф.Энгельс) представляет экономические условия, которые оказывают прямое или опосредованное влияние на процессы создания юр. актов и др. официальных документов государственной власти, содержащих общеобязательные веления;
6. Формально-юридическая – форма внешнего закрепления и выражения правовых норм, придания им общеобязательного характера.

Формирования нового типа правопонимания оказывает существенное влияние на понятийный аппарат юр. науки. Поэтому подходы к правовой действительности, претендующие на новизну, неизбежно вызывают необходимость обогащения традиционных юр. понятий, выработки новых общих положений и в связи с этим известной рационализации и развития юр. терминологии.

30. Нормативный правовой акт: понятие, признаки и классификация.

НПА – офиц. док-т, принятый правотворч.органом в пределах его компетенции, кот. содержит, нормы права направленные на регулирование общественных отношений.

Признаки НПА: 1. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом).

2. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью.

3. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).

4. В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).

Классификация НПА:

1) Конституция — основной закон гос-ва, содержащий его первичные нормы.

2) Закон -обладающий высшей юр.силой НПА, принятый в особом порядке непосредств. народом или его представительным (зак.) органом и регулирующим важнейшие стороны жизни общества и гос-ва.

3) Подзаконный НПА – офиц. доку​мент, принимаемый публ.властью на основе и во исполнение законов, содержащий общеобязательные правила поведения. (акты главы государства (в частности, в России — норматив​ные указы Президента РФ); акты высшего исп. органа государства (в России — нормативные постановления Правительства РФ); акты (приказы, инструкции, положения) иных органов исп. власти (общих, региональных и местных); муниципальные акты (органов местного самоуправления); ведомственные акты (в пределах компетенции отдельных ве​домств); локальные акты, принимаемые в пределах полномочий кон​кр. орг-й, учреждений или предприятий.)

Date: 2015-07-27; view: 1848; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Добавить комментарий