Реализация административно правовых норм

Реализация административно-правовых норм

Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, т.е. проведение в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъявлений. Естественно, что в указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному, т.е. в соответствии с их административно-правовым статусом.

Известны два основных варианта реализации административно-правовых норм: исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.

Исполнение административно-правовых норм — точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Данный вариант реализации правовых норм универсален, так как его субъектами являются любые участники управленческих отношений.

От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления. Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспечения должного правопорядка и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.

В отличие от реализации применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти. Оно практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т.п.).

Административно-правовая норма реализуется не в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения какого-либо, например, запрета (переход улицы в неположенном месте и т.п.), а путем официального юридически-властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц). Правоприменение — обобщенная характеристика функционирования механизма исполнительной власти. Вот почему граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

Правоприменение в административном порядке в случаях, специально предусмотренных действующим российским законодательством, возлагается также на народные суды (народных судей). В частности, такого рода действия судебные органы осуществляют как при наложении административных взысканий за совершение административных правонарушений (например, за мелкое хулиганство), так и при рассмотрении и разрешении ряда административных по своей сути споров (например, по жалобам граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц).

Таким образом, исполнение и применение есть два основных способа реализации административно-правовых норм. Что касается соблюдения этих норм как самостоятельного способа их реализации, связанного с реакцией участников управленческих отношений на запреты, то следует иметь в виду, что по существу оно является конкретным выражением их исполнения. Соблюдение — основа реализации административно-правовых норм в любом из названных ранее способов; это — наиболее общая категория, характеризующая правопорядок и дисциплину в сфере государственного управления, а не их частное проявление.

Использование вряд ли можно отнести к числу терминов, имеющих юридическое значение. Фактически его можно трактовать лишь как элемент дополнительной характеристики исполнения дозволительных административно-правовых норм.

Процесс реализации административно-правовых норм в наши дни далек от идеального. Такое его состояние является одним из проявлений существующего кризиса исполнительной власти, выражающегося в недееспособности многих административно-правовых форм, обилии административно-правовых нарушений, дисциплинарных проступков, в управленческой «суверенизации», приводящей к практическому игнорированию многих норм в регионах и на местах, и т.п. Естественно, что все это не соответствует условиям формирования правового государства. Конституция Российской Федерации 1993 года закладывает основы для обеспечения эффективной реализации всех правовых норм, включая и административно-правовые.

Самостоятельное значение имеет вопрос о действии административно-правовых норм, т.е. об их юридической силе.

Административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и временные границы, а также могут иметь силу в отношении различного круга лиц. При проведении видовой классификации этих норм условия действия их в пространстве и по кругу лиц были освещены. Так, действие их в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила. Правда, в некоторых случаях административно-правовые нормы могут действовать в межтерриториальном масштабе (например, отраслевые нормы транспортных министерств и ведомств).

Возможен их «выход» и за государственные границы Российской Федерации. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность российских организаций (например, различного рода представительств) и граждан, находящихся в зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории государств в соответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями.

Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами- членами Союза Независимых Государств (СНГ).

В пределах Российской Федерации административно-правовые нормы распространяются также и на иностранных граждан.

Во времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо до их отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия (например, может быть введен мораторий на выборы глав краевой, областной администрации, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного положения).

Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания нормативных актов, в которых они содержатся (например, указов Президента или постановлений Правительства Российской Федерации), либо в срок, предусмотренный для вступления соответствующих норм в силу. Как правило, это 10 дней после опубликования нормативного акта. Сроком вступления их в силу может служить также момент доведения административно-правовых норм до исполнителей.

В связи с распадом Советского Союза сложилась ситуация, когда в Российской Федерации практически действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.

Законы и другие правовые акты, содержащие административно-правовые нормы и действующие на территории Российской Федерации до вступления в силу новой Конституции России, применяются в части, не противоречащей этой Конституции.

Принципиальное значение для действия административно-правовых норм как в пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции Российской Федерации 1993 года: любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться (т.е. действовать), если они не опубликованы для всеобщего сведения.

В теории права принято различать несколько форм (способов) реализации правовых норм. Существуют четыре формы реализации норм административного права: 1) соблюдение; 2) исполнение; 3) использование; 4) применение.

Соблюдение как способ реализации административно-правовых норм по содержанию достаточно близок к исполнению. При соблюдении субъект (участник) административно-правовых отношений обязан воздерживаться от совершения деяний, запрещенных данными нормами. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдением может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

Здесь имеет место как бы пассивное исполнение: субъект может не предпринимать активных действий, характерных для исполнения, однако обязан выполнять определенные условия, формулируемые через запреты, которые представляют собой негативную оценку тех или иных действий и явлений со стороны государства. Нарушение запрета влечет привлечение к юридической ответственности, вид которой зависит от характера запрета и серьезности нарушения. Так, статьей 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определен большой перечень запретов, связанных с гражданской службой Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 29.03.2008) // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, № 31, ст. 3215.. В связи с ее прохождением гражданскому служащему, в частности, запрещается:

· осуществлять предпринимательскую деятельность;

· получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);

· использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

· прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

В качестве других примеров соблюдения норм административного права мы можем обратиться к многочисленным запретам, установленным правилами дорожного движения, пожарной безопасности и подобными нормативными правовыми документами.

Исполнение административно-правовых норм — точное следование субъектами (участниками) административно-правовых отношений предписаниям, указаниям, требованиям, определяемым нормами административного права. Исполнение предполагает активные действия субъектов, на которых распространяются соответствующие нормы административного права. Напротив, пассивное поведение, невыполнение предписаний могут рассматриваться как противоправное поведение, влекущее юридическую ответственность. Так, в соответствии с ч.1 ст.32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, допускаемых КоАП РФ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.07.2008) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1..

В свою очередь, неуплата административного штрафа в сроки рассматривается как противоправное деяние и влечет юридическую ответственность, в конкретном случае административную: в соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение его в двукратном размере неуплаченной суммы либо административный арест на срок до 15 суток.

В качестве другого примера приведем ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2008) // «Собрание законодательства РФ», 27.11.1995, № 48, ст. 4563.. В соответствии с данным Законом на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10% мест (но не менее одного места) для парковки автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно. Характер данной нормы предполагает активные действия тех субъектов, кому она адресована (в частности, администрации предприятий торговли и сферы услуг), выражающиеся в организации парковочных мест для инвалидов. Невыполнение такой обязанности влечет, согласно ст.5.43 КоАП РФ, наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 30 до 50. Таким образом, в рассмотренном примере при невыполнении требований административно-правовой нормы ответственность несут и юридическое лицо (общество с ограниченной ответственностью — собственник торгового центра), и должностное (генеральный директор этого торгового центра).

Использование как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Использование представляет собой добровольное совершение субъектами административно-правовых отношений правомерных действий, направленных на осуществление личных (субъективных) прав в сфере, регулируемой административным правом. Использование может характеризоваться как самостоятельное решение субъекта относительно возможностей, предоставляемых этим правом, и носить как активный, так и пассивный характер.

Так, для того чтобы реализовать свое субъективное право поступления на военную службу по контракту, заинтересованный субъект должен совершить ряд активных действий, предусмотренных законодательством о военной службе. Однако субъект может воспользоваться правом не поступать на данную службу, поскольку обязанность такого поступления не предусмотрена законом. Тем самым субъект может реализовать свои иные субъективные права, например право на предпринимательскую деятельность. Отметим, что само требование лицензирования отдельных ее видов установлено не административным, а гражданским правом: п.1 ст.49 ГК РФ предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) Труфанов М.Е. Проблема правоисполнения при применении норм административного права // «Российский следователь», 2005, № 9..

Спецификой административно-правовых норм является то, что посредством использования заложенных в них возможностей заинтересованные субъекты реализуют свои права не только в сфере административного права, но и в сферах, регулируемых гражданским, семейным, трудовым правом, правом социального обеспечения и иными отраслями российского права. Так, используя возможности, предусмотренные законодательством о лицензировании, заинтересованный субъект получает лицензию на осуществление вида деятельности, подлежащего лицензированию. Тем самым он реализует свои права на предпринимательскую деятельность, отдельные виды которой требуют специального разрешения (лицензии).

Подобно исполнению использование осуществляется активным способом, но в отличие от исполнения при использовании реализуются субъективные права. Осуществление, например, органом управления прав, предусмотренных положением о нем, немыслимо иначе как посредством совершения юридически значимых действий. Невозможно также реализовать право гражданина на перемену фамилии, не обращаясь с заявлением об этом в соответствующий орган.

Кроме того, в отличие от первых двух форм реализации норм при использовании субъект сам решает, воспользоваться или воздержаться от использования предоставленного административно-правовой нормой субъективного права. Посредством формы использования реализуются управомочивающие административно-правовые кормы, нормы-дозволения.

Применение — наиболее характерный для административного права вид реализации административно-правовых норм. В отличие от исполнения применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти Четвериков В.С., Четвериков В.В. Административное право. М., 2007. С. 57..

Применение подразумевает издание компетентными органами исполнительной власти и их должностными лицами юридических актов, основанных на материальных и процессуальных нормах. Например, принятие решения по конкретной жалобе гражданина или юридического лица, решения о государственной регистрации юридического лица, издание приказа о зачислении на военную службу, вынесение постановления о привлечении лица к административной ответственности.

Реализация административно-правовых норм посредством применения — исключительная прерогатива полномочных органов исполнительной власти и их должностных лиц. Некоторые административно-правовые нормы (прежде всего об установлении административной ответственности, а также об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан) применяются в судебном порядке. Например, при наложении административного наказания за совершение административного правонарушения, если данная категория правонарушений в соответствии с КоАП РФ рассматривается судом (ст.23.1).

Исключительно судом могут применяться отдельные виды административных наказаний, например административный арест (ст.3.9). Ни граждане, ни коммерческие организации, ни общественные или религиозные объединения, никакие иные субъекты административно-правовых отношений не имеют права применять нормы административного права Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право. М., 2007. С. 159..

Административно-правовая норма реализуется не в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения какого-либо, например, запрета (переход улицы в неположенном месте и т.п.), а путем официального юридически властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц). Правоприменение — обобщенная характеристика функционирования механизма исполнительной власти. Вот почему граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

Правоприменение в административном порядке в случаях, специально предусмотренных действующим российским законодательством, возлагается также на суды (судей). В частности, такого рода действия судебные органы осуществляют как при назначении административных наказаний за совершение административных правонарушений (например, за мелкое хулиганство), так и при рассмотрении и разрешении ряда административных по своей сути споров (например, по жалобам граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц) Кононов П., Кикоть В. Административное право России. М., 2008. С. 364..

Правоприменение как способ реализации норм административного права структурно складывается из 4 взаимосвязанных элементов:

1) определение фактических обстоятельств (например, изучение протокола об административном правонарушении, ознакомление с личным делом лица, желающего поступить на военную службу по контракту, оценка изложенного в жалобе на действия сотрудника дорожно-патрульной службы и т.п.);

2) юридическая квалификация, представляющая собой установление юридической основы дела, выбор и анализ норм права, подлежащих применению к конкретной ситуации;

3) издание соответствующего акта применения права, в котором мотивированно излагается решение по ситуации (например, принятие постановления по делу об административном правонарушении). Так, ч.1 ст.29.10 КоАП РФ определены обязательные требования к содержанию постановления по делу об административном правонарушении. В данном постановлении, в частности, должны быть указаны:

а) должность, фамилия, имя отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;

б) дата и место рассмотрения дела;

в) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

г) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

д) статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

е) мотивированное решение по делу;

ж) срок и порядок обжалования постановления;

4) исполнение принятого решения. При этом оно необязательно должно исполняться лицом, его принявшим. Как правило, исполнение решения возлагается на уполномоченные органы исполнительной власти и их должностных лиц. Например, в соответствии с ч.1 ст.32.8. КоАП РФ постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления Студенкина М. Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. М., 2007. С. 28..

Иногда возможен факультативный элемент, связанный с обжалованием принятого решения. Однако жалоба заинтересованного субъекта будет рассматриваться также в рамках четырех названных элементов правоприменения. По сути, рассмотрение жалобы представляет собой новый его уровень.

Традиционно правоприменение как способ реализации административно-правовых норм рассматривают в контексте издания компетентным органом исполнительной власти, должностным лицом или судом определенного правового акта. Однако, на наш взгляд, необходимо учитывать и еще одну область правоприменения, которое может осуществляться без издания соответствующих актов Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации. М., 2008. С. 183..

Речь идет о непосредственных фактических действиях, которые вправе осуществлять должностные лица, государственные служащие в рамках полномочий, предоставленных им нормативными правовыми актами. Наиболее характерным примером таких действий, по нашему мнению, будет применение военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, другими государственными служащими оружия и специальных средств в порядке, установленном соответствующими законодательными актами.

Рассмотрим в качестве примера соответствующие положения Федерального закона «О государственной охране», подробно регламентирующие применение физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками федеральных органов государственной охраны Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране» (ред. от 14.07.2008) // «Собрание законодательства РФ», 27.05.1996, № 22, ст. 2594.. В соответствии со ст.25 названного Закона сотрудники федеральных органов государственной охраны имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы рукопашного боя, для пресечения преступлений и иных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям сотрудников, если ненасильственные способы не обеспечивают исполнение возложенных на них служебных обязанностей.

В соответствии со ст.26 данного Закона сотрудники федеральных органов государственной охраны имеют право применять состоящие на вооружении федеральных органов государственной охраны специальные средства, в частности, в случае:

· отражения нападения либо угрозы нападения на объекты государственной охраны;

· отражения нападения либо угрозы нападения на сотрудников федеральных органов государственной охраны и других государственных органов обеспечения безопасности и граждан или пресечения оказываемого сотрудникам сопротивления;

· пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих деятельность объектов государственной охраны;

· необходимости остановить транспортное средство, создающее угрозу безопасности объектов государственной охраны или охраняемых объектов.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудники федеральных органов государственной охраны при отсутствии специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные средства Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. М., 2007. С. 38..

В качестве крайней меры в соответствии со ст.27 Федерального закона «О государственной охране» сотрудники ее федеральных органов имеют право применять оружие, в частности, в случае:

· защиты объектов государственной охраны от нападения либо угрозы нападения, опасного для их жизни или здоровья;

· отражения нападения либо угрозы нападения на сотрудников федеральных органов государственной охраны и других государственных органов обеспечения безопасности, привлеченных для обеспечения охранных мероприятий, если их жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также пресечения попыток завладения их оружием, транспортными средствами и средствами связи;

· отражения нападения либо угрозы нападения на охраняемые объекты и транспортные средства, а равно освобождения их при захвате;

· освобождения заложников, пресечения террористических и иных преступных посягательств;

· задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление или отказывающегося выполнить законное требование о сдаче оружия, если другими способами и средствами подавить сопротивление, задержать лицо или изъять оружие невозможно;

· защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если другими способами и средствами защитить их невозможно.

Кроме того, сотрудники федеральных органов государственной охраны имеют право использовать оружие в случае:

· необходимости остановить транспортное средство путем его повреждения, если водитель создает реальную угрозу безопасности объектов государственной охраны либо возникает опасность для жизни или здоровья людей;

· защиты людей от угрозы нападения опасных животных;

Применение физической силы, специальных средств и оружия ограничивается определенными законодательными рамками, в числе которых:

1) исчерпывающий перечень оснований для применения физической силы, специальных средств и оружия;

2) обязанность по общему правилу предупреждать о намерении применить физическую силу, специальные средства или оружие. В соответствии с п.2 ст.24 Федерального закона «О государственной охране» при применении физической силы, специальных средств или оружия сотрудники федеральных органов государственной охраны обязаны предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения законных требований сотрудников, за исключением случаев, если:

· промедление в применении физической силы, специальных средств или оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья объектов государственной охраны, сотрудников федеральных органов государственной охраны и государственных органов обеспечения безопасности, привлеченных для участия в проведении охранных мероприятий, а также иных граждан либо реальную угрозу безопасности охраняемых объектов и транспортных средств;

· такое предупреждение является неуместным или невозможным;

3) запрещение применения специальных средств и оружия в отношении определенных категорий лиц. В соответствии со ст.26 Федерального закона «О государственной охране» применение специальных средств запрещается в отношении женщин с видимыми признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей. Применение оружия в соответствии со ст.27 Федерального закона «О государственной охране» запрещается в отношении женщин, а также лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, если их возраст очевиден или известен сотруднику, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни людей;

4) уведомление органов прокуратуры о применении физической силы, специальных средств и оружия. В соответствии с п.4 ст.24 Федерального закона «О государственной охране» руководитель подразделения соответствующего федерального органа государственной охраны уведомляет прокурора обо всех случаях смерти или ранения лица, в отношении которого были применены физическая сила, специальные средства или оружие Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право России. М., 2008. С. 72..

Рассмотренные в качестве примера нормы Федерального закона «О государственной охране» позволяют сделать вывод о том, что в случае использования физической силы, специальных средств и оружия мы сталкиваемся с особым видом применения норм административного права, не связанным с изданием соответствующего правового акта. Правовой акт заменяет конкретное действие, основанное на норме административного права.

При этом реализовать данную норму могут только специальные субъекты, указанные в Законе (например, сотрудники милиции, военнослужащие, сотрудники федеральных органов государственной охраны, судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов, и др.). В отношении этих субъектов, на наш взгляд, будет неверным утверждение о том, что своими действиями они используют возможности, предоставляемые им нормами административного права.

Между использованием и применением, не связанным с изданием правового акта, существует четкое разделение, а именно право действовать по своему усмотрению, в том числе право отказа от использования возможностей, предоставляемых правовой нормой (исполнение), и обязанность применить механизмы принуждения (физическая сила, специальные средства, оружие) при наличии оснований, предусмотренных законом. Напротив, применительно к гражданам, столкнувшимся с противоправными посягательствами, существует выбор: воспользоваться правом на необходимую оборону, предоставляемым, например, нормами уголовного права, либо постараться избежать посягательства (путем бегства, обращения за помощью и т.д.) Миронов А.Н. Административное право. М., 2008. С. 52..

Кроме того, в данном случае нельзя говорить о присутствии такого способа, как исполнение, поскольку его субъектами могут быть все субъекты административного права, в то время как применять принудительные механизмы может только ограниченный круг специальных субъектов.

Характеризуя применение как особый, специфический вид реализации административно-правовых норм, необходимо отметить существенное сходство административного и уголовного права, подавляющая часть норм которого может быть реализована исключительно в форме применения, прежде всего судом.

Понятие механизма реализации административно-правовой нормы включает в себя действие административно-правовой нормы в пространстве, во времени, по кругу лиц; формы реализации административно-правовой нормы.

Действие административно-правовой нормы

Действие в пространстве:

  • региональное;

  • межрегиональное;

  • государственное;

  • межгосударственное.

Действие по кругу лиц:

  • по гражданству

  • по степени постоянства отношений с государством;

  • по праву экстерриториальности.

Действие во времени.

Базовый принцип действия во времени административно-правовой нормы: административно-правовая норма начинает действовать с того момента, когда вступает в силу акт, ее содержащий. Т.о. момент вступления в силу нормы административного права зависит от вида акта, в котором она содержится.

Выделяют три варианта действия административно-правовой нормы во времени:

  • lex prospeсit– норма действует на общественные отношения, сложившиеся после ее вступления в силу;

  • lex respeсit– норма действует на отношения, сложившиеся до ее вступления в силу и продолжающиеся на момент реализации;

  • немедленное действие – норма действует на отношения, возникшие до ее вступления в силу, но с даты вступления в силу.

Последствия ошибок в определении правил действия нормы во времени могут быть весьма значительны. Рассмотрим следующий пример (формирование компетенций ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-17)

Дело №12-240/11

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург 05 мая 2011 года

Судья Приморского районного суда Санкт-Петербурга Веденина Р.Г., рассмотрев жалобу

Носова Е. А., <персональные данные исключены>,

– на постановление по делу об административном правонарушении №375/11 от 16.02.2011г., вынесенное зам.начальника Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Т., о назначении Носову Е.А. административного наказания, предусмотренном ст.23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010г. № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением зам.начальника Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Т. от 16.02.2011г. Носов Е.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010г. № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» и ему было назначено наказание в виде штрафа в сумме 10000 (десять тысяч) рублей.

Из постановления зам.начальника Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Т. следует, что 16.01.2011 г. прокуратурой Приморского района совместно со специалистом ГУ «Жилищное агентство Приморского района Санкт-Петербурга» проведена проверка исполнения требований законодательства, регламентирующего вопросы проведения зимней уборки, по адресам: <адрес 1>; <адрес 2>. Жилые дома по вышеназванным адресам находятся на обслуживании ООО «ЮИТ Сервис». Выявлены нарушения п.п. 3.2.4, 3.6, 4.19, 5.2.1, 5.2.2. 5.3, 5.4, 5.7, 5.10, 5.12, 5.14.1 «Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга» утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 г. № 1334: не выполнены работы по предотвращению скользкости на территории придомовых тротуаров, подходов к лестничным клеткам, мусороприемным камерам, обработке антигололедными средствами, некачественно произведена уборка внутридворовых тротуаров от снежных образований, допущено складирование скола, снежных образований на газонах, в зонах зеленых насаждений, снежные образования, сдвинутый в валы снег не вывезен с территории домовладения на специализированные точки.

Носов Е.А. обратился в суд с жалобой, в которой указывает, что постановление Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга №375/11 от 16.02.2011г. подлежит отмене в связи с нарушением следующих норм права: постановление Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга вынесено с нарушением п.5 ст.24.5 КоАП РФ, а производство по делу об административном правонарушении возбуждено незаконно, ввиду того, что Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге» от 29.05.2003г. № 239-29, на который ссылается Прокуратура, утратил силу с 01 января 2011г; в нарушение ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривалось в его отсутствии, ввиду того, что он не был извещен надлежащим образом.

В судебное заседание Носов Е.А. явился, отвод суду не заявил, пояснил, что права разъяснены и понятны, доводы жалобы поддержали в полном объеме, дополнить их не желал.

Представитель Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, представив материал административного дела 375/11 в подлиннике, из которого усматривается, что на л.д.11 указанного производства, где находится постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, имеется исправление в виде заштрихованного белым маркером текста. Данное исправление отсутствует в документах, представленных Носовым, которые были им получены в Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга собственноручно, где в указанном постановлении имеется не удаленная фраза — Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге» .

Проверив материалы дела, выслушав мнение пом. прокурора Емельянова К.А., полагавшего жалобу удовлетворить по указанным основаниям, суд считает, что жалоба – подлежит удовлетворению, а постановление Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга – отмене, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судом проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления. В соответствии с п. 1 подп. 3,4 ст. 30.7 КоАП РФ постановление надлежит отменить, если суд придет к выводу о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Довод Носова Е. А. о том, что производство по делу об административном правонарушении возбуждено незаконно ввиду того, что Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге», на который ссылается Прокуратура, утратил силу с 01 января 2011г., суд считает основанным на законе, поскольку постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено 17 января 2011г. Кроме того, копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, приложенная к жалобе заявителя, и копия данного постановления, имеющаяся в материалах дела, имеют явные различия.

В связи с тем, что данные обстоятельства ведут к безусловной отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, иные доводы заявителя судом не исследуются.

Таким образом, суд считает, что постановление по делу об административном правонарушении №375/11 от 16.02.2011г., вынесенное зам.начальника Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Т., о назначении Носову Е.А. административного наказания, предусмотренном ст.23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010г. № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», является не обоснованным, в связи с чем, подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.6, 30.7 КоАП РФ суд,

РЕШИЛ:

Жалобу Носова Е. А. на постановление по делу об административном правонарушении №375/11 от 16.02.2011г., вынесенное зам.начальника Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Т., — удовлетворить.

Постановление по делу об административном правонарушении №375/11 от 16.02.2011г., вынесенное зам.начальника Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Т. о назначении Носову Е.А. административного наказания, предусмотренном ст.23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010г. № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»– отменить, производство по делу прекратить.

Решение обжалованию не подлежит, но может быть пересмотрено в порядке, установленном ст.30.12 КоАП РФ.

Судья: Веденина Р.Г.

Изложенное в решение не нуждается в комментариях – норма об установлении ответственности, содержащаяся в законе, действие которого прекратилось, не может применяться к общественным отношениям, даже если они возникли до ее отмены.

Реализация административно-правовой нормы

Реализация административно-правовой нормы – это практическое исполнение содержащихся в ней правил поведения.

Норма может быть реализована юридическими и не юридическими действиями.

Формы реализации:

Исполнение- точное следование предписанию правовых норм, подразумевающее активные действия субъекта исполнения.

Соблюдение – это добровольное подчинение норме, состоящее в отказе от совершения определенного действия, совершаемое в пассивной форме.

Использование– эта форма реализации предполагает, что субъект реализации сам осуществляет выбор, воспользоваться предписанием нормы или нет.

Применение– это принятие компетентным лицом индивидуально-властного решения на основе правовой нормы. Выделяют две формы применения: в виде акта и в виде конклюдентного действия.

Особенности применения:

  1. применение возможно только специальным субъектом (осуществляющим властный полномочия от имени государства и действующим в пределах компетенции);

  2. множество субъектов применения;

  3. применение является юридическим фактом, на основании которого вырастают возникают правоотношения;

  4. оно состоит в принятии акта: индивидуального, нормативного или судебного;

  5. применение может быть осуществлено по усмотрению.

Административное усмотрение – это право должностного лицо выбирать из альтернатив, каждая из которых законна.

Существуют основания усмотрения:

  1. возможность усмотрения дословно прописана в правовой норме;

  2. необходима самостоятельная оценка юридического факта и принятия решения для достижения цели закона (штраф от…до).

Гарантии прав субъектов административного права при применении к ним нормы по усмотрению:

  • правовые рекомендации должностным лицам по применению усмотрения;

  • контроль прокуратуры;

  • право вышестоящих органов отменять акты нижестоящих;

  • ответственность за действия ultra vires.

Рассмотрим изложенные выше формы реализации административно-правовых норм на примере следующего судебного решения (формирование компетенций ПК-13, ПК-16, ПК-15)

Дело№12-100/11

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург

26 мая2011года

Судья Приморского районного суда Санкт-Петербурга Цибизова Е.Ю., рассмотрев жалобу

председателя ТСЖ «Новоколомяжское-1» Рачковского А. Ю., <персональные данные исключены>,

– на постановление № Ф 78-05-05/1801 по делу об административном правонарушении от 23.11.2010г. главного государственного санитарного врача по Приморскому, Петроградскому, Курортному, Кронштадтскому районам Г., предусмотренного ст.14.8 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением №Ф 78-05-05/1801 по делу об административном правонарушении от 23.11.2010г. председатель правления ТСЖ «Новоколомяжское-1» Рачковский А.Ю. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.8 ч.1 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей.

Из постановления №Ф 78-05-05/1801 по делу об административном правонарушении от 23.11.2010г. главного государственного санитарного врача по Приморскому, Петроградскому, Курортному, Кронштадтскому районам Г. следует, что 23.11.2010г. в 12час. 00мин. при проведении внеплановой документарной проверки ТСЖ «Новоколомяжское-1», расположенного по адресу: <адрес 1> установлено, что председателем правления ТСЖ «Новоколомяжское-1» Рачковским А.Ю. при оказании коммунальных услуг населению допущены нарушения законодательства в области защиты прав потребителей: не представлена своевременная информация для потребителя в форме извещения потребителя о приеме обращения и о последующем удовлетворении либо отказе удовлетворении жалобы, обращения, претензии; не ведется учет письменных ответов на обращения и принятых мер по обращениям, журнал учета письменных обращений и заявлений граждан и ответов на обращения не представлен.

Рачковский А.Ю. обратился в суд с жалобой на постановление, указывая, что не согласен с привлечением его к административной ответственности по следующим основаниям.

ТСЖ «Новоколомяжское-1» распоряжением №78-05-05/1936 от 11.11.2010г. обязали предоставить документы, журнал учета письменных обращений и заявлений граждан в перечне документов распоряжения №78-05-05/1936 отсутствует. В соответствии с п.4 ст.11 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля №294-ФЗ от 26.12.2008г. — в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора) орган муниципального контроля направляет в адрес юридического лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. Мотивированный запрос в адрес ТСЖ «Новоколомяжское-1» не направлялся.

Копия постановления была направлена ему 15.12.2010г. — не в трехдневный срок со дня вынесения постановления в нарушение ч.2 ст.29.11 КоАП РФ.

В судебное заседание Рачковский А.Ю., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился. Ходатайств об отложении дела суду не представил.

В судебное заседание явился защитник Рачковского А.Ю. Березняк Ю.Н., отводов суду не заявила, пояснила, что права ей разъяснены и понятны.

Заявила ходатайство о приобщении к материалам административного дела Приказ о предоставлении Рачковскому А.Ю. отпуска в период с 23.05.2011 года по 13.06.2011 года, при этом не возражала против рассмотрения жалобы в отсутствие Рачковского А.Ю., а также просила обозреть в судебном заседании книги учета письменных обращений и заявлений граждан и ответов на обращения. Данные ходатайства судом были удовлетворены.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СПб (далее по тексту Управление) – М., действующий по доверенности, а также ведущий специалист-эксперт Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по СПб Я., извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились. Суд не признавал их участие в рассмотрении данной жалобы обязательным, в связи с чем считает необходимым рассмотреть жалобу Рачковского А.Ю. в их отсутствие.

Проверив материалы дела, исследовав доводы жалобы, судья считает, что жалоба Рачковского А.Ю. не подлежит удовлетворению, при этом исходит из следующего.

В соответствии с п.1 подп. 3 и 4 ст.30.7 КоАП РФ постановление надлежит отменить, если суд придет к выводу о существенном нарушении процессуальных норм, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Довод Рачковского А.Ю. о том, что журнал учета письменных обращений и заявлений граждан не был указан в распоряжении №78-05-05/1936, а мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы, в ТСЖ «Новоколомяжское-1» не поступал, не может быть принят судом о внимание, поскольку согласно п.10 типовой формы распоряжения о проведении проверки, перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, состоит из конкретных документов (отмеченных значком V), а также других документов, в зависимости от вида деятельности проверяемого юридического лица. В то же время документы, подтверждающие соблюдение Товариществом обязательных требований по предоставлению потребителям необходимой информации о приеме обращений и о последующем удовлетворении либо отказе в удовлетворении жалобы, а также документы по организации учета письменных обращений и заявлений граждан и ответов на обращения, входят в круг деятельности ТСЖ «Новоколомяжское-1».

Довод Рачковского А.Ю. о том, что копия постановления была направлена ему 15.12.2010г. — не в трехдневный срок со дня вынесения постановления в нарушение ч.2 ст.29.11 КоАП РФ, судом принимается во внимание как законный, однако данное нарушение закона, в соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, не может являться основанием для отмены постановления, так как гарантированное законом право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении Рачковскому А.Ю. было обеспечено.

Представленные защитником Березняк Ю.Н. журналы учета письменных обращений и заявлений граждан и ответов на их обращения и исследованные в судебном заседании не делает постановление № Ф 78-05-05/1801 по делу об административном правонарушении от 23.11.2010г. главного государственного санитарного врача по Приморскому, Петроградскому, Курортному, Кронштадтскому районам Г. о привлечении председателя правления ТСЖ «Новоколомяжское-1» Рачковского А.Ю. к административной ответственности, предусмотренной ст.14.8 ч.1 КоАП РФ незаконным и необоснованным по изложенным в решении основаниям.

Оснований не доверять процессуальным документам, представленным суду главным государственным санитарным врачом по Приморскому, Петроградскому, Курортному, Кронштадтскому районам Г., у суда не имеется, так как они непротиворечивы, составлены в соответствии с действующим законодательством РФ.

Таким образом, в действиях председателя правления ТСЖ «Новоколомяжское-1» Рачковского А.Ю. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст.14.8 ч.1 КоАП РФ, в связи с чем суд считает, что, исследовав собранные доказательства, главный государственный санитарный врач по Приморскому, Петроградскому, Курортному, Кронштадтскому районам Г. обоснованно пришел к выводу о доказанности вины Рачковского А.Ю. в совершении указанного административного правонарушения, и его действия были правильно квалифицированы по ст.14.8 ч.1 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении были соблюдены процессуальные нормы, а постановление соответствует ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ и вынесено уполномоченным должностным лицом.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.3, 30.6-30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление № Ф 78-05-05/1801 по делу об административном правонарушении от 23.11.2010г. главного государственного санитарного врача по Приморскому, Петроградскому, Курортному, Кронштадтскому районам Г. о привлечении председателя правления ТСЖ «Новоколомяжское-1» Рачковского А.Ю. к административной ответственности, предусмотренной ст.14.8 ч.1 КоАП РФ и назначении ему административного штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей — оставить без изменения, а жалобу заявителя — без удовлетворения.

Решение обжалованию не подлежит, но может быть пересмотрено в порядке, установленном ст.30.12 КоАП РФ.

Судья: Цибизова Е.Ю.

В данном документе мы можем усмотреть следующие формы реализации норм административного права: использование (обращение Рачковского И.Ю. с жалобой на постановление о привлечении его к административной ответственности); применение (наложение на Рачковского И.Ю. административного наказания). Необходимость реализации нормы в форме исполнения и порядок такого исполнения и составил предмет судебного разбирательства.

Результатом реализации административно-правовой нормы является регулирующее воздействие на общественные отношения. Последние в следствие этого приобретают качества правоотношений.

Административное право

Тема 3

Критерии классификации и виды норм административного права

1. по целевому назначению (функциям) выделяют нормы регулятивные (закрепляют позитивные права и обязанности, рассчитаны на правомерное поведение людей) и охранительные (закрепляют меры принуждения, рассчитаны на неправомерное поведение

2. По содержанию: материальные (закрепляют права и обязанности субъектов, их правовое положение и т. д.) и процессуальные (регламентируют порядок, формы и методы реализации материальных норм). Процессуальные административные нормы, в свою очередь, делятся на административно-юрисдикционные (регламентируют порядок рассмотрения и разрешения различного рода административно-правовых споров) и административно-процедурные (регулируют позитивные стороны повседневной управленческой деятельности)

3. По уровню обобщенности правила: общие (устанавливают общее правило) и специальные (вводят исключения из общего правила для того, чтобы при наличии дополнительных, названных в гипотезе фактов, действовало специальное, а не общее правило). При конкуренции общей и специальной норм действует специальная норма.

4. По категоричности предписания: императивные (жесткие, не предполагают возможности заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения) и диспозитивные (предоставляют возможность субъектам правоотношения самим определять свои права и обязанности в рамках правовой нормы).

5. По методу воздействия на поведение субъектов: обязывающие (предписывают в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия), запрещающие (предусматривают запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой), управомочивающие (предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий по своему усмотрению), рекомендательные (содержат пожелания и рекомендации наиболее целесообразного и полезного правового поведения) и поощрительные (стимулируют достижение определенных результатов, как правило, превосходящих обычные требования).

6. По масштабу действия: федеральные, субъектов Федерации, локальные.

7.По сроку действия: временные и постоянные.

Можно выделять и другие критерии классификации административно-правовых норм.

Специфика поощрительных норм в административном праве. Их структура и виды

Поощрительная норма – указание общего характера о возможном или должном предоставлении тому или иному лицу определенной меры поощрения за совершение действий, полезных для государства и общества, по результатам, как правило, превышающим обычные требования

Структура поощрительной нормы

Сведения об условиях, в которых поощряемое поведение может осуществляться, должно быть отнесено к ГИПОТЕЗЕ поощрительной нормы. гипотезой поощрительной нормы будет не указание на условия, достижение которых влечет или может повлечь поощрение, а указание на жизненные обстоятельства, в которых основной адресат может руководствоваться требованиями диспозиции,- то есть на то, в какой ситуации объект управления имеет право совершать поощряемые действия. Если налицо указанные условия, вопрос о необходимости совершения тех или иных действий, в которых заинтересовано государство, решает только основной адресат поощрительной нормы, и никто иной.

ДИСПОЗИЦИЯ. Это элемент юридической нормы, указывающий на правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений. Лишь в сочетании с гипотезой и санкцией, которые группируются вокруг нее, диспозиция обретает свою жизнь, приобретает свои регулирующие способности. Диспозиция- это всегда модель правомерного поведения. Содержанием диспозиции поощрительной нормы следует считать указание не на характер, размер и вид поощрения, а на показатели, результаты, параметры желательного поощрения, достижение которых одновременно является и целью деятельности государства. При обращении государства к гражданину цель управленческого воздействия не может выражаться ни в гипотезе, ни в санкции правовой нормы. В отличие от обычной обязывающей или запрещающей нормы, где диспозиция становится командой: » действуй так-то», диспозиция поощрительной нормы лишь предоставляет право достигнуть поощряемого результата. Кстати, это характерно для любой правовой нормы, содержащей дозволение, где информация не несет характера команды.

Основной интерес, а также важное теоретическое и практическое значение представляет проблема САНКЦИЙ поощрительной нормы. В часть правовой нормы, указывающую на меры воздействия, которые могут быть применены к лицам, не соблюдающим ее предписаний. По их мнению, санкция правовой нормы- Это всегда мера государственного принуждения, применяемая в случае правонарушения, что, как они полагают, и придает социальной норме правовой характер. Однако, особенность поощрительной санкции- в обеспечении тех социальных целей (благ), ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, и особенно тех целей, достижение которых иным способом невозможно. И вряд ли есть серьезные причины для того, чтобы не считать применением санкционируемой государством или работодателем меры выдачу премий или других форм поощрений, прямо предусмотренных законом за выполнение определенных показателей, за конкретные заслуги.

Виды поощрительных норм

1. В зависимости от оснований поощрения различают: 1). абсолютное поощ­рение, обусловленное абсолютными основаниями поощрения. Такими основа­ниями являются: добросовестное выполнение трудовых и служебных обязанно­стей; выполнение гражданского долга (помощь в задержании преступника, спа­сение утопающего и т. п.) 2) относительное. Ст. 4.2 КоАП РФ установлены обстоятельства, смягчающими адм. ответственность: • раскаяние лица, совершившего административное пра­вонарушение; • предотвращение лицом, совершившим адм. правонарушение, вредных последствий адм. правонарушения, • добровольное возмещение причи­ненного ущерба или устранение причиненного вреда

2. С т.з. правовой основы различают: формальное поощрение — поощрение, регламентированное правовыми нормами (соответствующие меры оформляются спец. правоприменительными актами и обычно заносятся в трудовую книжку, служебную карточку); • неформальное поощрение — применение разнообразных мер воздействия, не предусмотренных Юр. нормами (напр., публичная похвала).

3. По содержанию поощрение м.б.: • моральным (• благодарность, • грамота); • материальным (• премия, • ценный подарок); • статусным (изменяющим право­вой статус гражданина, напр., присвоение почетного звания «Заслуженный юрист РФ»); • смешанным (часто одна мера содержит моральное, материальное и ста­тусное поощрение, напр., присвоение звания Героя РФ)

4. В зависимости от круга лиц, к которым применяются меры поощрения, раз­личают: • меры поощрения, применяемые к коллективным субъектам (напр., объявление благодарности Президента РФ коллективу высшего учебного заведе­ния за заслуги по подготовке высококвалифицированных специалистов); • меры поощрения, применяемые к индивидуальным субъектам (напр., для иностранных граждан и лиц без гражданства установлено.применение такого поощрительного средства, как предоставление лицу с его согласия почетного гражданства).

Способы реализации административно-правовых норм

Реализация административно-правовых норм – это такое правомерное поведение (деятельность) субъектов административного права, которое согласуется с требованиями, установленными нормами административного права и выражается в приобретении и использовании установленных нормами прав и выполнении преду смотренных ими обязанностей (Л. Л. Попов).

Выделяют четыре формы реализации административно-правовых норм:

1) исполнение (точное следование субъектами управленческого отношения предписаниям нормы права, таким способом реализуются обязывающие нормы);

2) соблюдение (воздержание субъекта от совершения запрещенных нормой права действий, таким способом реализуются запрещающие нормы);

3) использование (субъект сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предоставленными ему полномочиями, таким способом реализуются управомочивающие нормы);

4) применение (выражается в издании уполномоченным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов в отношении конкретных субъектов по конкретному делу). Первые три формы реализации правовых норм являются универсальными. Такими способами нормы могут реализовывать любые субъекты (и должностные лица, органы власти, и обычные граждане). Применение является прерогативой исключительно властных субъектов

Задачи

По целевому назначению.

Регулятивная норма. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица (ст 20 ч 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)

Охранительная норма Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.( КоАП РФ Статья 5.1)

По содержанию

Материальная Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами(статья 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)

Процессуальная Вопросы, возникающие при коллегиальном рассмотрении административного дела, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Судья, председательствующий в судебном заседании, голосует последним.(КАС статья 30 ч.1 )

3) По категоричности предписания

Императивная Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. (ст 8 ч. 3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)

Диспозитивная

Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее путем направления заявления в письменной форме в регистрирующий орган, рассматривающий соответствующую жалобу.(ст. 25.2 часть 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» )

По масштабу действия

Федеральные нормы ФЗ (Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)

Уровня субъекта Нормы устава Ярославской области

Локального уровня Нормы устава ЯРГУ

По сроку действия

Постоянные. Нормы Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Временные Нормы главы 4 » Избирательные комиссии, комиссии референдума» Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ

3. Общие нормы декларируют наиболее общие положения в праве, в то время как специальные раскрывают суть конкретных правоотношений. Стоит заметить, что при возникновении коллизии между общей и специальной нормой применяется специальная.

Пример общей нормы. статья 1.2 КОАП » Задачи законодательства об административных правонарушениях»(Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.)

Пример специальной нормы статья 5.4 КОАП «Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума»(Нарушение установленного законом порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума либо представление недостоверных сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим избирательным комиссиям должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.)

Анализ статьи

1. в первой части указывается само право лица на смену имени по достижении 14 лет

2. во второй части указываются условия, при которых возможна реализация данного права

3. в третей части описывается процедура реализации права(это процессуальная норма), т.е. изменения имени. Также эта норма является отсылочной, так как отсылает к статье семейного кодекса

Добавить комментарий