Референдум в системе прямого народовластия

Референдум — это всенародное голосование граждан РФ по вопросам государственного значения. Он проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании. Законодательство предусматривает референдум РФ, субъектов Федерации и местный. Принятое решение является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. В соответствии Федеральным законом «О референдуме», референдум, не может быть использован в целях принятия решений, противоречащих Конституции РФ, а также в целях ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод.

В зависимости от уровня и выносимых на голосование вопросов референдум подразделяется на федеральный (референдум РФ), региональный (референдум субъекта РФ) и местный (референдум, проводимый на территории муниципального образования). Порядок проведения федерального референдума определяется Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 №5-ФКЗ «О референдуме РФ» с изм. и доп., региональных и местных референдумов в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в региональном законодательстве и нормативных правовых актах органов местного самоуправления, которые должны базироваться на основополагающих федеральных нормах.

На общероссийский референдум могут выноситься: проект нормативного акта; вопрос, обязательное вынесение на референдум которого предусмотрено международным договором РФ; иные вопросы государственного значения. В любом случае вопрос, выносимый на референдум, должен быть отнесен Конституцией РФ к исключительному ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

В то же время закон предусматривает вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум:

  • 1) об изменении статуса субъектов РФ;
  • 2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
  • 3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (равно как и лиц и органов, предусмотренных международным договором Российской Федерации);
  • 4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  • 5) о принятии и изменении федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;
  • 6) о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты;
  • 7) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  • 8) об амнистии и помиловании.

В любом случае вопросы, выносимые на референдум РФ, не должны противоречить конституции РФ, ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Референдум РФ не может инициироваться, назначаться и проводиться:

  • а) в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения;
  • б) в период общероссийской избирательной кампании (в том числе недопустимо совмещение общенациональных выборов и федерального референдума; для проведения региональных и местных референдумов такого запрета нет);
  • в) в последний год полномочий Президента РФ или Государственной Думы.

Референдум назначает Президент РФ по инициативе:

  • · не менее чем двух миллионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, — при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них;
  • · Конституционного Собрания в случае, когда оно выносит на всенародное голосование проект новой Конституции;
  • · федеральных органов государственной власти.

Механизм реализации инициативы граждан по проведению референдума состоит из нескольких стадий: инициирование, назначение, подготовка, проведение референдума и заключительной является стадия реализации решения референдума (Приложение 1).

По способу проведения референдумы бывают обязательные и факультативные. По обязательности решения, принятого на референдуме — консультативный и императивный референдум. Классификация референдумов по времени проведения предполагает дозаконадательные и послезаконодательные референдумы.

В Российской Федерации референдум проводился несколько раз.

  • 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09% граждан России, из них 69,85% поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин.
  • 25 апреля 1993 года, во время противостояния президента и Верховного Совета Российской Федерации, прошёл референдум, на который были вынесены четыре вопроса. В референдуме приняли участие 64,51% избирателей. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66% голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» — 53,04%. За досрочные выборы президента высказалось 49,49%, за досрочные выборы народных депутатов — 67,16% от числа проголосовавших, но менее половины от общего числа избирателей. В итоге внеочередных выборов не проводилось, а Верховный Совет РФ был распущен в соответствии с указом президента Бориса Ельцина №1400 от 21 сентября 1993 года, что привело к развитию кровопролитных столкновений между сторонниками Верховного совета и сотрудниками правоохранительных органов, гибели людей на улицах Москвы, как военных, так и случайных жертв и последующему штурму Дома Советов России 4 октября 1993 года с применением бронетехники.
  • 12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Государственную Думу первого созыва, прошло всенародное голосование по проекту Конституции России. В голосовании участвовало 54,79% избирателей, из них 58,42% поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.

В Российской Федерации существуют сходные с референдумом формы народовластия такие как плебисцит и голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Вопрос составляет соотношения данных институтов и референдума, так как многие авторы ошибочно называют их тождественными.

Нормы по регулированию процедуры голосования по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования указывают на нормы законодательства, регулирующего процедуру подготовки и проведения референдумов. Все это позволяет говорить об этом голосовании, как об обязательном референдуме на местном уровне по вопросу изменения границ муниципального образования и изменения статуса муниципального образования. Поэтому Комарова В.В. предлагает внести изменения в Федеральный закон 2003 г., переименовав процедуру «голосование» в правомерную в данном случае форму — «референдум».

Различие между референдумом, плебисцитом и голосованием по вопросам изменения границ муниципального образования в предмете. Общее заключается и императивности принимаемых решений, одинаковых принципах и процедурах проведения, что позволяет назвать плебисцит и голосование по вопросам изменения границ муниципального образования видами референдума по предмету. Наличие в законодательстве Российской Федерации различных формулировок и названий одной формы народовластия не расширяет пределы демократического поля, наоборот, является базой для путаницы в нормотворчестве и правоприменении, основой для схоластических споров, отвлекающих от обоснования и проработки новых способов народовластия.

Наряду с референдумом высшим непосредственным выражением власти народа являются выборы.

⇐ Предыдущая123

Референдум — всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме,(т.е.облад.активным избир.правом)вопросам государственного значения.

Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании. Участие гражданина РФ в референдуме является свободным и добровольным. Имеет право участвовать гр-н РФ, проживающий или находящийся за пределами ее территории через дипломат.и консул.учрежд.

Соответственно, назначение референдума в механизме народовластия заключается в принятии гос. решений на основе большинства мнений граждан в условиях, когда другие формы прямой демократии желаемого результата не дают.

Виды референдумов:

1) всероссийский референдум (федеральных), представляющий всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения;

2) региональный референдум — голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ, по важным вопросам гос.значения, референдум, проводимый на территории субъекта РФ;

3) местный референдум — голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ, по вопросам местного значения, т.е. референдум, проводимый на территории муниципального образования.

На референдум могут выносится вопросы:

1) Проект новой Конституции РФ (выносит Конституц.Собрание)

2) проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором РФ

Не могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса субъекта РФ, закрепленного Конституцией РФ;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ либо о перенесении сроков проведения выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;


5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с м/н договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соотв. с международным договором РФ

8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

10) отнесенные Конституцией РФ, ФКЗ к исключит. компетенции фед.органов гос. власти.

Референдум не проводится:

— в условиях воен.и чрезвыч.положения.

— Референдум не проводится в последний год полномочий Президента РФ, Гос.Думы РФ,

Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросам имеющим по смыслу ту же формулировку, что и вопросы, голосование по которым проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение 2 лет со дня офиц. опубликования (обнародования) его результатов. Язык проведения – русский.

Подготовка и проведение р-ма, обеспечение и защита права на участие в референдуме, а также контроль за его соблюдением возлагается на комиссии референдума.

Подготовка и проведение референдума осуществляются открыто и гласно.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

1) не менее чем 2млн гр-н РФ, имеющих право на участие в референдуме, — при условии, что на территории 1 субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них;


2) Конституционному Собранию

3) федеральным органам гос. власти – если это предусмотрено м/н договором РФ.

Референдум назначает Президент. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум. Президент направляет их в Конст. Суд с запросом о соот. Конституции инициативы проведения референдума по предложенному вопросу. Конст. Суд рассматривает обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту. Решение Конст. Суда подлежит незамедлительному опубликованию.

Если КС признал инициативу, то Президент не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения КС назначает референдум.

Затем Президент назначает день референдума – в период 3-4 мес.с момента опубликования.

Порядок голосов. Примерно такой же как и проведения выборов.

ЦИК признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более 50%участ.референдума, внесенных в списки участников референдума.

ЦИК признает решение принятым на референдуме, если за вопрос референдума проголосовало более 50% участ.референдума, принявших участие в голосовании.

Офиц. опубликование результатов референдума осуществляется ЦИК комиссией Российской в течение 3-х дней со дня подписания ею протокола о результатах референдума.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня офиц. Опубликования.Оно явл.общеобаз.и не нуждается в доп.утвержд., действует на всей территории РФ.Облад.высшей юр.силой

Оно м.б. отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения.

РФ — социальное гос-во.

Итак, СГ думает о создании равных стартовых условий для всех гр-н России, оно спец-но поддерживает слабых и немощных,тех кому трудно без помощи гос-ва.

В отношении соц.гос-ва в России можно говорить с точки зр.должного и сущего. Читая строки К.,можно сказать, что соотв.им политика гос-ва существуети какие-то мероприятия в интересах создания достойного уровня жизни в стране предпринимаются.Но нельзя не видеть и того, что Россия нах-ся сейчас в трудном экономич.положении.Мы далеки от наст.СГ. Поэтому записанное в ст.? К.скорее можно рассматривать как стратегич.задачу об-ва и гос-ва не только на ближ.годы, но и десятилетия. Однако,само по себе закрепление этой черты росс.гос-ва явл-ся правильным.Страна отдает себе отчет в том,что по-наст.свободными людьми м.б.только те,кто живет достойно в соц.и экон.отн-ях, и ставит перед собой цель создания для этого необход.условий.

Понятие, виды и значение референдума и плебисцита

Реферемндум (от лат. referendium) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

  • 1 ) референдум — это форма непосредственного осуществления народом своей власти, позволяющая выявлять волю народа в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством депутатов;
  • 2) референдум — это всегда голосование — способ выявления воли большинства населения;
  • 3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдум;
  • 4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума.

Классификация референдумов осуществляется по разным основаниям. В зависимости от предмета референдума — выносимого на него вопроса выделяются:

ѕ конституционный,

ѕ законодательный,

ѕ международно-правовой,

ѕ административный.

Предметом конституционного референдума является внесение изменений в конституцию либо принятие нового проекта конституции. Предметом законодательного референдума является принятие законопроекта, внесение изменений или отмена действующих законов. Международно — правовой референдум проводится для решения вопросов, возникающих в межгосударственных отношениях. Предметом такого референдума может быть вступление в международные организации, ратификация или денонсация международных договоров, решение вопросов о международно-правовой судьбе территории. Административный референдум проводится по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов. Предметом административного референдума может быть изменение административно-территориального деления, досрочного прекращения полномочий должностных лиц, вопросы местного значения (строительство сооружений, * прокладка дорог и т. п.). Российское законодательство допускает проведение всех приведенных видов референдума.

Понятиями, близкими к «референдуму» можно считать плебисцит, всенародный опрос, всенародное обсуждение. Все эти понятия связаны с выявлением воли избирателей, но методы такого выявления не всегда одинаковы.

Плебисцит («то, что сказал плебс», под которым в данном случае понимался народ) — это тоже голосование избирателей, но часто плебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности . 2.16. Конституционное право зарубежных стран. Учебное пособие. // Чиркин В.Е. — М., «Юрист», 2002.

.Для обозначения референдума и плебисцита употребляется также термин «всенародное голосование». Но речь здесь идет не о поголовном участии в голосовании, а о голосовании лиц, обладающих избирательными правами, по вынесенному на это голосование вопросу.

Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования, при этом, вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, которые могут не оценить всех политических последствий принимаемого решения.

Добавить комментарий