Рефинансирование госдолга

Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляет ЦБ РФ, а внешнего долга — Внешэкономбанк. Эти банки проводят свою работу на основе специальных соглашений с Минфином России. Обслуживание государственного долга субъекта РФ осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Выплата доходов но займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств (табл. 17.2).

Таблица 172

Расходы федерального бюджета на погашение и обслуживание государственного долга Российской Федерации

Рефинансирование государственного долга.

В условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть к рефинансированию государственного долга. Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Методы управления государственным долгом. В управлении государственным долгом используются такие меры, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов. Под конверсией понимается изменение доходности займов как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения доходности государственных ценных бумаг. Под консолидацией займов понимается изменение их сроков, обычно в сторону увеличения. Возможно совмещение консолидации с конверсией. Обмен облигаций по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Эта мера эффективна, когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов но ним нужно осуществлять в новых полноценных деньгах. Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов но старым займам. При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. В этом отличие отсрочки погашения от консолидации займов, при которой владельцам облигаций продолжает выплачиваться доход. Аннулирование государственного долга — крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств но выпущенным займам; это обычно происходит в результате прихода к власти новых политических сил.

Трудности многих стран с погашением внешнего долга породили новые приемы покрытия обязательств перед странами-кредиторами. Среди них погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и др. Эти приемы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсии внешнего долга. В данном случае иод конверсией понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики и финансов страны-должника.

Россия сейчас активно использует метод погашения внешней задолженности. В свете осуществленных платежей участникам Парижского и Лондонского клубов разработка программ конверсии внешнего долга России стала актуальной. В частности, перспективными признаются обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий, выкуп долгов правительством на рублевые средства с последующим направлением их на инвестиции.

Показатели эффективности управления государственным долгом.

О масштабах мобилизации ресурсов для финансирования бюджетного дефицита свидетельствуют ежегодные поступления чистой выручки от реализации государственных заимствований. Более полное представление об эффективности государственной долговой деятельности дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного долга к сумме расходов, выраженное в процентах. Эффективность управления (Э) рассчитывается по следующей формуле:

где П — поступления по системе государственного долга; Р — расходы по системе государственного долга.

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет собой отношение всех платежей по внешней задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания внешнего государственного долга принято считать значение коэффициента до 25%.

⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 55

Рефинансирование — это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

В условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

1) по срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (Закон РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге РФ»);

2) по праву эмиссии они делятся на:

а) выпускаемые центральным правительством;

б) выпускаемые правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;

3) по признаку субъектов — держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:

а) только среди населения;

б) только среди юридических лиц;

в) как среди юридических лиц, так и среди населения;

4) по форме выплаты, доходов займы могут делиться на:

а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;

б) выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные, однако они сейчас в РФ не выпускаются;

в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется;

5) по методам размещения займы делятся на: а) добровольные; б) размещаемые по подписке; в) принудительные. Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются;

По форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки — вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т.е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

В настоящее время государственный кредит регулируется Законом РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге Российской Федерации». По этому Закону государственный внутренний долг РФ — долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме:

· кредитов, полученных Правительством РФ;

· государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;

· других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Нестабильная экономическая ситуация с каждым днем приводит к снижению внешнего инвестирования в экономику РФ. Для поддержания стабильности и платежеспособности ее субъектов, а также погашения действующей кредитной задолженности необходимо использовать более дешевые краткосрочные займы; данная процедура определяется как рефинансирование долга.

Виды рефинансирования

Рефинансирование возможно рассматривать на уровне:

  • Кредитных отношений банка с физическим или юридическим лицом.
  • Между банками.
  • На уровне государства.

Кредитные отношения банка с физ- и юрлицами

Наиболее часто рефинансирование долга встречается в области кредитования. Не все банки готовы предоставлять для своих клиентов данный вид кредита, так как в случае оформления сделки банк несет значительные риски по невозвратности кредитного портфеля. А, как правило, в банк для перекредитования обращаются клиенты, у которых оформлены долгосрочные кредиты:

  • ипотека;
  • автокредит;
  • потребительский кредит.

На первый взгляд, рефинансирование долга спасает от всех бед и невзгод. Но, если присмотреться, это всего лишь перекредитование в другом банке под более низкий процент с возможностью увеличения срока погашения задолженности. Тот же сыр в мышеловке.

Берем-то мы чужие деньги, а отдавать придется свои. И если сейчас нет возможности в полном объеме выполнять обязательства перед кредитором, то где гарантия, что вы сможете своевременно погасить новую кредитную задолженность?

Положительные и отрицательные факторы

Рефинансирование имеет как плюсы, так и минусы. К положительным сторонам можно отнести:

  • Привлекательную процентную ставку по кредиту.
  • Возможность увеличения срока кредитования.
  • Изменение валюты кредита.
  • Уменьшение суммы ежемесячного платежа.

Имеются и подводные камни, которые способны значительно отразиться на вашем финансовом положении:

  • Штрафные санкции за досрочное погашение кредита.
  • Сопутствующие денежные затраты при оформлении договора рефинансирования:
    • комиссия банка за рассмотрение пакета документов и предоставление кредита;
    • оплата за оценку недвижимости;
    • нотариальные затраты на оформление договора залога.
  • Увеличение суммы кредитной задолженности.

Процедура оформления сделки

Рефинансирование долга по кредиту практически ничем не отличается от оформления залогового кредита.

Во-первых, чтобы не попасть впросак перед оформлением сделки в банке, необходимо уточнить некоторые нюансы:

  • Возможно ли получение денег с целью погашения действующей кредитной задолженности до того, как будет оформлен залог.
  • Есть ли возможность досрочно погасить действующий кредитный договор.
  • Возможно ли предоставить в залог недвижимость в случае, если в ней прописаны малолетние и несовершеннолетние дети, если другого объекта для залога нет.

Во-вторых, для рассмотрения возможной выдачи кредита в банк необходимо подать следующий пакет документов:

  • Заявку на оформление кредита.
  • Паспорт заемщика.
  • Документы, удостоверяющие личность членов семьи клиента.
  • Справку о доходах за последние 6 месяцев.
  • Копию трудовой книжки, заверенную мокрой печатью предприятия.
  • Кредитный договор, квитанции о погашении и справку из банка о сумме текущей задолженности по кредиту.
  • Документы на предмет залога:
  • выписку из ЕГРИП;
  • свидетельство о государственной регистрации права собственности.

Рефинансирование доступно и на межбанковском уровне. Это возможно в том случае, когда с целью укрепления платежеспособности стабильно развивающегося коммерческого банка его кредитует Центробанк. В данном случае основным инструментом кредитования выступает плавающая ставка рефинансирования. Она очень важна для экономического развития страны: при повышении ставки рефинансирования растет уровень инфляции.

Рефинансирование на государственном уровне

Для развития рыночной экономики и поддержания платежного баланса на уровне государства также возможно оформление внутренних и внешних займов.

Формы долговых обязательств государства:

  • Кредитные отношения, подписанные от имени РФ с иностранными государствами и международными финансовыми организациями.

  • Государственные ценные бумаги.
  • Договора государственных гарантий.
  • Долговые обязательства третьих лиц, переоформленные в государственный долг.

Как и банковские кредитные обязательства, внешние долговые имеют свой срок погашения. В том случае, если государство не справляется со своевременным погашением займов, применяется рефинансирование государственного долга.

Рефинансирование государственного долга – это процесс перекредитования, при котором внешние прежние долговые обязательства погашают за счет новых займов. Это позволяет сбалансированно управлять государственным долгом, а именно:

  • Удерживать величину внутреннего и внешнего долга, которая сохраняет экономическую безопасность страны.
  • Выполнять долговые обязательства органов власти без ущерба социально-экономического развития.
  • Минимизировать стоимость долга за счет удлинения срока займов и снижения доходности государственных ценных бумаг.
  • Поддерживать стабильность рынка государственных ценных бумаг.
  • Эффективно использовать заимствования.
  • Диверсифицировать долговые обязательства по срокам займов.

Добавить комментарий