Реформа солона и клисфена

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения.

Для смягчения противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.

Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. Прежде всего Солон провел сисахфию — долговую реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь

отменялось.

С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку.

Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые — ко второму и т. д. Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно,

члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных

лиц и принимать от них отчеты.

Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа — гелиэи, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. В интересах вторых был учрежден новый орган управления — Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые

традиции и влияние эвпатридов.

Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата.

Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.

Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (триттии) — городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились в свою очередь на демы.

На смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления населения.

Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Был создан еще один орган — коллегия десяти стратегов, которая также комплектовалась с учетом территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы.

Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства.

С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма. Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.

Зарождающаяся после Тесея дифференциация властных функций приводит к организации органов их осуществления. В результате постепенно возникает специальный и постоянно действующий аппарат осуществления политической власти. Политическая власть начинает осуществляться в форме государственной власти, становится государственной властью, а аппарат ее осуществления — государственным аппаратом.Так, вслед за растянувшейся на века революцией в экономических отношениях происходила социальная революция, а затем и революция политическая, завершившаяся возникновением государства. Все они не были единовременными актами. Возникновение государства в Афинах сопровождалось ожесточенной борьбой между родовой аристократией и демосом, завершившейся победой демоса. В результате этой победы в Афинах возникло рабовладельческое государство в форме демократической республики.

Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, их результаты можно сравнить с политической революцией. Реформы Клисфена завершили процесс становления государства в Древних Афинах.

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов — превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий — между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.

Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. Прежде всего Солон провел сисахфию — долговую реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.

Сисахфия посягала на интересы родовой знати и была уступкой демосу. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты — не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения. Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.

С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку.

Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые — ко второму и т.д. Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.

Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа — гелиэи, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. В интересах вторых был учрежден новый орган управления — Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть тирана. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим. Писистрат облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит. Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону афинских торговцев. Большой размах строительства общественных сооружений, украшавших город, давал средства существования бедноте. Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов.

Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.

Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (триттии) — городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились в свою очередь на демы. Такая структура фил подрывала политические позиции земельной аристократии, так как на первых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев. Крестьянство было освобождено от влияния древних родовых традиций, на которых основывался авторитет знати, доступ к участию в политической позиции получили и те, кто не входил в местную племенную организацию. На смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления населения.

Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Был создан еще один орган — коллегия десяти стратегов, которая также комплектовалась с учетом территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства.

С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма. Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет. Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался впоследствии в политической борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.

Зарождающаяся после Тесея дифференциация властных функций приводит к организации органов их осуществления. В результате постепенно возникает специальный и постоянно действующий аппарат осуществления политической власти. Параллельно идет процесс приобретения этим аппаратом монополии на власть над обществом. Монополизация права на осуществление властных функций становится легитимньш правом на использование принуждения. Политическая власть начинает осуществляться в форме государственной власти, становится государственной властью, а аппарат ее осуществления — государственным аппаратом.

Так, вслед за растянувшейся на века революцией в экономических отношениях происходила социальная революция, а затем и революция политическая, завершившаяся возникновением государства. Все они не были единовременными актами. Возникновение государства в Афинах сопровождалось ожесточенной борьбой между родовой аристократией и демосом, завершившейся победой демоса. В результате этой победы в Афинах возникло рабовладельческое государство в форме демократической республики.

Возникновение- имеет 2 этапа она возникла : она возникла на балканском полуострове и перенейском полуострове — с юридическим равенством и гражданским обществом

1. Крито мекенская цивилизация до 15 в. до н.э. с центром на острове крит.- потом пришли охеты; начался процесс государственного строительства – создается новое античное государство полис – это город государство , общинное государство без чиновничьего аппарата , когда все мужчины управляют сообща государством по очереди не более однго года с развитой частной собственностью, с хорошо развитым античным граждансим обществом .

2. На востоке северной Греции находится полуостров Атика – это и есть Афины . Афины – это государство в Древн. Греции (полис) – один город и прилежащая сельская местность . В античном мире былидва лидирующих государства Спарта и Афины .( Пелопонейская война- победила спарата – она была превосходна в военном деле.)

РЕФОРМЫ СОЛОНА:

1. Важнейшие экономические реформы ( ликвидировал все долги , ликвидировал долговое рабсвто, запретил ввозить оливковое масло)

2. Вводит свободу завещательных распяжений- признак появления индивидуальной и абсолютной частной собственности.

2 ЧАСТь Реформ:

· Ликвидировал сословие ( никакой знати)

· Вводит Юридическое равенство ( все население юридически равное)

· Вводит подоходный налог и чтобы его платили он делит все население по богатству: 1класс- богатые 500мидиев, 2 класс- всадники-300 медиев, 3 класс- 200-300 медиев, 4 клас феты- менее 200 медиев.

· Новый орган власти Буле- совет 400( предпарлаемент.)

· Появляется суд Галиэя

ТИРАНИЯ Писистрата ( 560-527г. До н.э.- возглавлял отряд по захвату острова Солонин- на нородном собрании происходит переворот Песистрат захватывает власть топираясь на фетов):

1. Разрешаль приходить бедным и поплакаться

2. Из фонда «скота» начинает раздавать землю фетам врезультате чего складывается средний класс.

3. Вводит разъясные суды

4. Объявляет кредит бедникам

5. Следил чтобы богатые не ущемляли права бедных

Тирания пыталась сгладить противоречия внутри общества в пользу бедных . Подтянуть средний класс. После него пришли его два сына но они превратились в полных тиранов.

РЕФОРМЫ КЛИСФЕНА ( 509г. До н.э.):

Территориальная реформа- В Афинах форимируется 2 партии. Цель реформы в том чтобы изолировать крестьян Геомаров и эвпатритов уменшить количество их голосов. Вместо 4 филл вводит 10 едениц филл. Каждая фила делится на 3 триттии . Субъекты федерации делтся на 3 части : прибрежная, внутренняя и сам город- в результате тритии общих границ не имеют .

2. Новый орган власти- совет 500( коллегия 10 стратегов)

3. Впервые вводит импичмент- остранизм ( от слова отстракон).

13 -17: «Общественный и государственный строй афинской республики.

(5-4в. до н.э.)Кризис Античного Полиса.»

Общественный и Государственный строй афинской республики:

Государственный строй:

Ареопаг- совет 500 – эклессия ( народное собрание)- коллегия 10 стратегов( 1 стратег глава государства 444-420 Перикл)- галлилея ( суд из 600 человек разделена на комиссии).

Общественый строй:

1.Эвпатриды-знать.

2. Демос – простанолюдины и все остальные: Делился на деаморов : крестьяне живущие в деревнях и демиургов- горожане, ремесленники , мотросы , купцы.

3. Рабы – около 600 тыс. человек-

Это деление сословное, после реформ солона все население было разделено по имущественному цензу.

Архаический период( 750-500 в. до н. э.)

Архонт( выбирается сперва на 10 лет потом на 1 год из эвпатридов их было 3 : Эпоним, Базилевс- главный жрец, Панимарх – военочальник главный).-Ареопаг( важнейший высший орган власти) –эклессия- ( мужчины с 20 лет происхождение не имеет значение).

Политический режим- аристократический олигорхический. Форма правления – Республика.

Общественный строй: 1.Эвпатриды-знать.

2. Демос – простанолюдины и все остальные: Делился на деаморов : крестьяне живущие в деревнях и демиургов- горожане, ремесленники , мотросы , купцы.

3. Рабы – около 600 тыс. человек- пр

Пред КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД Афинского Полиса( 500-323г. До н.э.):

594г. Конец архаического периода – вбирают архонта солона.

Архонт- ареопаг( солон отбирает у него часть власти)- эклессия – Буле- новый орган власти- галиея( суд присяжных впервые появляется) население по реформа Солона елится не по сословному а по имущественному цензу.

Демократия АФИНСКАЯ:

Условия необходимые для демократии:

Нормальная обстановка( внутренняя и внешняя), сильный средний класс, богатая страна.

ДОКАЗАТЬ:

1.Демократя складывается после греко персидской войны ( выгнали всех воено начальников они не любили превознашения рангов)

2. Афинское архе (союз 300 полисов который возглавил Афины в 478 г. До н.э.)- казна находилась в Афинах т.е. таким образом Афина встают во главе державы . Персия не нападает. Деньги удут в казну все больше больше .

Глава Демократической партии Перикл( его реформы)( к середине 5 в. четко сформировались две партии Аристократическая и Демократическая.(аэреопаг плод аристократич. Совет500-демократическ.) в 462г. Реформа Эфиальта ,а с 461г-429г. До н.э.-ЭПОХА ПЕРИКЛА( расцвет демократии). Что сделал?

Демократические принципы деятельности должностных лиц:

1.Отсутствует чиновничей аппарат

2. Выборность

3. Юридическое равенство

4.Запрещение занимать сразу 2 должности.

5.Отчетность

6. Запрещение занимать одну должность в течении 2 лет или подряд.

7. Оплачиваемость( в эпоху перикла в водит «диета»- оплата должностны лиц з любую должность кроме стратега)

8. Краткосрочность- 1год.

Работа Эклессии в Период Перикла:

1. Прямое представительство- мужчины должны были присутствовать на народном собрании.

2. Все мужчины имели права голоса

3. Любой член народного собрания мог предложить законопроект( нсил имя того кто предложил сначала законопроект шел в -совет 500- в экклесию- в геллелею –потом в экклесию (закон принят)

4. Раз в полгода процедура Астракизьма ( Импичмента)

РАБОТА СОВЕТА 500 при Перикле:

1 Федеративное , демакратическое , правовое государство- год – делят на 10 частей каждые 50 депутатов управляют 1/10 часть от года. Депутаты от каждой филы павят 1/10 часть от года арламентом. Получается один субъект федерации сменяет другой в управлении.

ГАЛЛИЛЕЯ разделена на комиссии – она являлась высшей инстанцией во всех полюсах куда входили афинский архее.

В 451г. Перикл принимает закон о гражданстве

В429г.- Перикл умер от чумы.

КРИЗИС РЕСПУБЛИКИ:

Причины кризиса:

1.Огромное количество рабов (античнй мир алочный он допускал огромное кол- ло рабов) свободное население не могло конкурировать с рабским трудом дешевый рабский труд, вынуждал остальное рабочее населние работать за унизительные платы.

2.Рабы сужают, вытесняют труд свободных, кто будет покупать труд свободных если рабский труд был фактически бесплатным.

3. Свободые лишались работы.

4. Складывается напряжение между богатыми и бедными.

5. Развал ополчения – появляется рынок наемников , армия из чужаков, главная цель которых нажится.

Вывод: заканчивается кризис сменой правления , сменой политического режима- «Плутократия»- когда управляет узкий круг богатых людей – это худший вариант правления аристократов и поздния Тирания- это тирания чужих ( из наемного ополчения) –которые ействовали только в своих интересах. Это эконоимчески- политический кризис.

РИМ.

Эволюция развития сената:

В архаический период- количество сенаторов соответствовало количеству родовых едениц. Плутарх, считал сенат советом старейшин, Фест- собранием старцев. Учережденным ромулом. Дела в сенате решались коллегиально.Сенат этого периода состол в основном из жрецов . они восседали в больших креслах, подобно богам.

В период республики( 509-27г. До н.э.) в сенат попадают богатые люди, потом когда сформировались нобели- туда попадают только нобели. Цнзоры, преторы, трибуны проверяли списки сенаторов . так же по списку из бывших магистратов попадали в сенаторы. В 1 в. до н.э. установился та же имущественный ценз в сенаторы.

Функции сената в период республики:1.Законодательная

2. Административная- издание различных постановлений по уборке, по праздникаи.

3. Военная.

4. Культовая( т.к. было язычество нужно было строить храмы, на все деньги давал сенат)

В период империи: роль сената падает , сенат сохраняется как орган власти , но сенат в оппозиции т.е. здесь власть императора . Сенат имел землю, свою армию, но цезарь разбил армию, несмотря на то что армию возглавлял Помпей .И со временем сенат превращается в городской совет.

Основные принципы деятельности высших должностных лиц Рима:

1.Красткосрочность- избирались на 1 год потом их меняли.

2. Безвозмездность- не оплачиемость

3.Отчетность ( исключние только плебейские трибуны)

4. Коллегиальность – 2 консула, 2 квестора ( потом 8) , оно заключалось в том что выше стоящий мог нложить вето на решение выше стоящего , а если одинаковы по должности то один мог наложить вето на другого, а плебейские трибуны могли наложить вето на все решения кроме решения диктатора..

5. Неприкосновенность всех магистратов – в течении сроков его правения его не могли судить.

ВЛАСТЬ В РИМЕ:

ИМПЕРИУМ- власть со времен царей, 1.с 509 г. Абсолютный империум у римского народа

2.Полный империум – у диктатора.

3. У консулов – Большой империум.

4. У преторов – малый империум

Власть ПОТЕСТОС – принадлежала всем остальным ( власть потестарная т.е. не обладала принуждением).

3. Реформы Клисфена

После освобождения Афин в 510 г. Клеомен вывел войска. Афины, вероятно, присоединились к Спартанскому союзу, власть оказалась в руках аристократов. Те лишили прав многих неафинян по рождению, после чего начали борьбу за политическое верховенство. На первый план выдвинулись два лидера: Исагор, вероятно филаид, родственник Писистратидов и личный друг Клеомена; и Клисфен, вождь Алкмеонидов, объединивший изгнанников и инспирировавший спартанскую интервенцию. Исагор добился популярности в политических клубах и был избран архонтом в 508 г. Клисфен в ответ стал набирать сторонников среди тех, кто находился за рамками родовой системы, обещая им, что законодательно улучшит их положение. Этот класс, значительно усилившийся благодаря политике тиранов, опасался дальнейшего поражения в правах и поэтому поддержал Клисфена, в партию которого уже входили члены рода Алкмеонидов и родственных кланов. Исагор обратился за помощью к Клеомену. Тот отправил в Афины глашатая объявить об изгнании Клисфена и многих других на том основании, что их семейства осквернили себя во время заговора Килона.

Когда Клисфен и его сторонники покинули Афины, прибыл Клеомен с небольшим отрядом. Он изгнал как оскверненных членов 700 домов, которых ему указал Исагор. Клеомен попытался также распустить совет – вероятно, имеется в виду Совет Ареопага – и передать власть узкой олигархии из 300 человек во главе с Исагором. Совет оказал сопротивление. Он поднял народ против Клеомена и Исагора, которые захватили Акрополь и были осаждены там. Через два дня Клеомену с его отрядом и Исагору с некоторыми сторонниками был обещан безопасный проход; остальных схватили и казнили. Возвратив Клисфена и изгнанные дома, афиняне отправили в Персию послов, предлагая заключить союз с целью защиты от спартанских репрессий. Персия потребовала знаков покорности. Послы дали их, но афиняне дезавуировали их действия.

Клисфен тем временем получил полномочия для исполнения своего обещания и провел реформы. Он подверг коренному изменению аттическую избирательную систему. Ранее племенное и географическое деление Аттики находилось в тесном соответствии друг с другом. Одна фратрия владела землей главным образом в одной триттии, а определенные роды во фратрии владели землей, составляющей данную навкрарию в триттии.

Рис. 13. Аттика

Землевладельцами во фратрии являлись лишь члены родов, а не члены гильдий, так как последние были допущены в систему лишь на уровне фратрий и могли не иметь географической привязанности к навкрарии или триттии. Знатный дом, такой, как дом Алкмеонидов, пользовался влиянием как в племенных группах (в роду и фратрии), так и в географических подразделениях (в навкрарии и триттии), в которых располагались его земли. Поскольку четыре филы Аттики были племенными филами, состоявшими из родственных друг другу фратрий, влияние знатного дома простиралось и на племенные единицы, составлявшие государство. Таким образом, знатные дома оказывали давление через систему все более широких групп, как племенных, так и географических, которые были тесно связаны друг с другом и черпали свою силу из племенных элементов, а не из инкорпорированных в эту систему гильдий. Целью Клисфена было уничтожить влияние родов на местных и общих выборах и уравнять положение членов гильдий с членами родов. Этого он добился, разделив Аттику на новые избирательные участки.

За базовую единицу Клисфен принял дем (demos), небольшой район, аналогичный английскому приходу. Многие демы уже существовали; он увеличил их количество, разделив все густонаселенные демы на более мелкие и создав не менее двух новых, что существенно, в самих Афинах. Демов, вероятно, было около 170, то есть в три раза больше, чем прежних навкрарий. В год реформы гражданство получили все жители демов, и каждый гражданин регистрировался как член дема такого-то. Таким образом, члены кланов и члены гильдий были зарегистрированы на равных основаниях; в списке граждан не имелось никаких указаний на то, принадлежит ли этот человек к древнему роду или получил гражданство недавно, благодаря чему члены демов лишились преимущества друг перед другом, а новые условия получения гражданства, возможно, позволили Клисфену восстановить в правах тех, кто этих прав лишился и считался у оппозиции иностранцами или рабами.

Дем перенял у навкрарии ее финансовые, избирательные и религиозные функции. Возглавлял новую единицу демарх, как старую – навкрар, и каждый дем имел собственное народное собрание и свои ритуалы. Чтобы развить в демах дух единства, Клисфен с 507 г. сделал членство в деме передающимся по наследству, а не зависящим от места жительства; так, если семья переезжала куда-либо, она сохраняла членство в деме, в котором жила в 508–507 гг.

Клисфен разделил Аттику на три региона – Афины с прилегающей территорией (asty), прибрежную полосу, заканчивающуюся у Суниона (paralia), и внутреннюю страну (mesogeion) – примерно с одинаковым числом жителей в каждой. Эти регионы представляли в широком плане различные занятия жителей Аттики – ремесла и финансы, рыболовство и горное дело, животноводство и лесоразработки, – но основой их хозяйства было земледелие.

Рис. 14. План Агоры в IV в. до н. э.:

1 – храм Афродиты Урании;

2 – святилище дема и граций;

3 – стоя Герм;

4 – поикильская стоя;

5 – стоя Зевса;

6 – алтарь двенадцати богов;

7 – Эсхара;

8 – Леокорион;

9 – храм Гефеста;

10 – храм Аполлона Патроя;

11 – здание совета;

12 – старое здание совета;

13 – постамент десяти героев-эпонимов

14 – Панафинейская дорога;

15 – Толос;

16 – Стратегион;

17 – юго-западный фонтан;

18 – Тесеон;

19 – Эннеакрунос;

20 – монетный двор

Их границы не совпадали с прежним делением на равнину, побережье и нагорье, старое противопоставление равнины и нагорья сменилось противопоставлением города и провинции. Затем Клисфен объединил демы каждого региона в десять триттий таким образом, что демы одной триттии в большинстве случаев не имели общих границ; в итоге триттия теперь являлась группой несмежных демов, а не единой земельной территорией, как раньше. Далее Клисфен жребием выбрал по одной триттии из каждого региона и объединил три триттии («трети») в одну единицу, филу (phyle). Таким образом он создал десять фил, членство в которых обеспечивалось членством в деме и в клисфеновской триттии, а не членством во фратрии и в географически соответствующей ей старой триттии. Афинский перечень фил в 507 г. состоял из записей типа «NN, член дема X, триттии Y, филы Z», которые не содержали указаний на то, был ли NN членом рода или гильдии.

Каждая фила имела равное представительство в трех регионах Аттики; отныне не было крупных административных единиц, в которых могли сложиться местные влиятельные группировки. Так, если в прошлом в какой-либо навкрарии заправлял знатный дом, то теперь демы, составляющие эту навкрарию, скорее всего, оказывались распределены по нескольким новым филам. Например, нам известно, что представители Эвмолпидов в более поздние времена принадлежали по меньшей мере к десяти демам и нескольким филам. Членство в филе начиная с 507 г. являлось наследственным. Фила имела собственное народное собрание и исполнительные органы, осуществлявшие избирательные, религиозные, финансовые и военные функции. Все десять фил получили наименования в честь героев (arkhegetai), выбранных пифийской жрицей из ста имен, предложенных самими филами. Таким образом, новая система фил получила благословение дельфийского оркакула, а основателями фил стали считаться отобранные из выбранных (klerotoi ek prokriton), причем роль жребия (kleros) на этот раз исполнял голос пифии. Введя новые филы, Клисфен перекроил старые племенные филы и их подразделение на двенадцать племенных фратрий и двенадцать местных триттий.

Работа новой избирательной системы яснее всего видна на примере Совета пятисот. Каждый дем выбирал в этот совет определенное число депутатов, которые должны были иметь возраст старше 30 лет и принадлежать к классу зевгитов или выше; число депутатов устанавливалось в пропорции к населению каждого дема и, следовательно, было различным в разных демах. Из кандидатов, избранных демами, каждая фила по жребию отбирала 50 депутатов. Таким образом, процедура назначения 500 «отобранных из выбранных» депутатов практически исключала возможность для какой-либо группы приобрести влияние в совете. Затем избранные 500 депутатов подвергались проверке, которая включала и вопрос: «Из какого дема?» Проверка проводилась действующим советом под председательством тесмотетов; отвергнутый кандидат не имел права обжалования, и его место доставалось кому-либо из непрошедших по жребию. Назначенные в итоге 500 депутатов приносили клятву «давать советы, наилучшие для государства» и вступали в должность советников в начале нового аттического года. Первый совет приступил к работе в 507 аттическом году, а клятва в той формулировке, в какой она сохранялась столетиями, впервые была произнесена в 503 г. Филы выставляли десять отрядов, которыми командовали таксиархи. В 501 г. десять выбранных народом стратегов, по одному от каждой филы, заняли место полемарха как полевого полководца, оставив ему должность церемониального главнокомандующего, или гегемона. Вероятно, каждая из десяти фил была обязана оснастить определенное количество кораблей для флота.

Новая избирательная система предоставила всем афинянам вне зависимости от их знатности и богатства равные права при выборе местных и государственных должностных лиц, включая демархов, военачальников фил и государственных советников. Реформа Клисфена расширила на избирательную сферу принцип равноправия (isonomia), установленный Солоном применительно к личной свободе и судебной процедуре. Афинские граждане отныне были равноправны на выборах и в речах (isonomoi). В противоположность тирании или узкой олигархии (dynasteia) Афинское государство определялось через равенство в правах, в речах и во власти (isonomia, isegoria и isocratia).

Это новшество было более важно, чем любые изменения, которые Клисфен внес в законы государства, так как отныне каждый гражданин мог голосовать как свободный человек, не подвергаясь какому-либо внешнему давлению. При новом государственном устройстве наибольшей властью, как и прежде, обладал Ареопаг. Его членами по-прежнему являлись бывшие архонты, которые все так же избирались всенародно, а не по новой избирательной системе. Ареопаг и избрание архонтов оставались аристократическими по характеру, и в реальности избиратели почти всегда отдавали голоса за аристократов. Совет пятисот перенял функции прежнего солоновского Совета четырехсот. Чтобы обеспечить непрерывность своего функционирования и контроля за текущими государственными делами, совет разделялся по филам на десять комитетов из 50 советников, и каждый комитет по очереди, определяемой жребием, непрерывно заседал в течение десятой доли года (prytaneia). Ежедневно из числа членов комитета (prytaneis) жребием избирался председатель (epistates), а секретарь (grammateus) назначался на весь срок работы притании. Пританы решали, например, нужно ли созывать совет на чрезвычайное заседание; сессия притании проводилась в государственном здании, Толосе, и во время сессии пританы питались за счет государства. Таким путем Клисфен закрепил за советом более важную роль в государстве. Поскольку каждый человек в возрасте от 30 до 60 лет мог лишь дважды избираться в советники и один раз в эпистаты, в течение следующего поколения большая часть граждан получила опыт в административной деятельности и приучилась к ответственности, и благодаря этому народ в целом стал лучше разбираться в государственных делах. Но значение совета действительно возросло лишь в 462 г. Клисфен в основном оставил законы Писистрата в неприкосновенности. Однако он наделил совет полной мерой ответственности, а народное собрание – избирательными правами. Благодаря этим шагам впоследствии стало возможным правление большинства граждан (demokratia).

Клисфен принял и другие законы, о которых нам мало что известно. Возможно, он внес изменения в календарь Солона, чтобы он соответствовал системе сменяющих друг друга пританий, а также, может быть, запретил вторичное избрание в архонты-эпонимы с целью устранить опасность тирании. Некоторые античные авторы считали, что из тех же соображений он ввел обычай остракизма. В древности реформе Клисфена приклеивались разные ярлыки. В 462 г. ее называли аристократической, а в 411 г. – не демократической, но солоновской по духу. Геродоту и Исократу она казалась демократией, причем почти идеального типа. Для беспристрастного наблюдателя клисфеновская реформа представляется весьма сбалансированной, наделившей Ареопаг, высших должностных лиц, совет и народное собрание властью, пропорциональной опыту различных классов государства после длительного периода тирании. Заслуги Клисфена сопоставимы с заслугами Солона – он объединил классы благодаря справедливому распределению власти и создал истинно единое государство, требующее ответственного сотрудничества от каждого гражданина. «Эти законы, – говорит Плутарх, – превосходно обеспечивали единодушие и сохранность государства». Но мысль Клисфена простиралась и в будущее. Он хорошо понимал душу афинского народа. Благодаря избирательной реформе и учреждению совета и пританий он переопределил роль демоса в афинской политике. В то же время он оставил в неприкосновенности религиозную и нравственную структуру общества, на которой в конечном счете держалась солидарность полиса. Четыре племенные филы, двенадцать триттий, фратрии, роды и жрецы продолжали действовать в религиозной, нравственной и социальной жизни общины, способствуя развитию корпоративного духа и преданности государству, которые, находя политическое выражение благодаря либеральным и прогрессивным законам, позволили Афинам Клисфена выступить единым фронтом против Спарты и Персии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Дальнейшие преобразования государственного и общественного строя Афин предпринял Клисфен.

Клисфен установил новое административное деление Аттики, основанное на территориальном принципе. Вся территория Аттики была поделена на три территориальных округа:

  • 1) Афины с пригородами;
  • 2) внутренняя центральная полоса;
  • 3) береговая полоса.

Каждый округ состоял из десяти равных частей — триттий; всего получилось 30 триттий. Три триттии, по одной из каждого округа, объединялись в филу. Таким образом было создано десять территориальных фил, которые заменили прежние четыре родоплеменных филы. Целью этой реформы было смешать население, разъединить роды и тем самым ослабить силу эвпатридов1.

Новая организация фил повлекла утрату политического значения родо-племенного деления и обусловила замену совета четырехсот советом пятисот (в него теперь избиралось по 50 человек от каждой филы).

Совет пятисот имел значительные полномочия:

  • 1) следил за правильным исполнением постановлений народных собраний;
  • 2) контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты.

Важная для существования государства функция совета пятисот состояла в организации строительства флота.

Совет пятисот предварительно обсуждал и готовил вопросы, выносившиеся на обсуждение народного собрания. Он составлял предварительное заключение для внесения в народное собрание, без которого собрание не могло принять своего решения.

Под руководством совета пятисот функционировал весь финансовый и административный аппарат афинского государства, что определяло ежедневный график работы данного органа. Но непосредственно повседневными административными делами руководила по очереди только одна десятая часть совета, т.е. одна фила. Такое «дежурство» десятой части совета называлось пританией.

В процессе реформ Клисфена был создан еще один важный государственный орган — коллегия стратегов, которые избирались по одному от каждой филы.

Основные функции коллегии стратегов состояли в верховном руководстве всеми вооруженными силами Афинского государства, что имело огромное значение в условиях постоянной внешней угрозы.

Согласно закону все десять стратегов пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике сложился неписаный обычай, по которому один из стратегов занимал первое место не только в самой коллегии, но и во всем государстве.

В период правления Клисфена также было увеличено количество афинских граждан с помощью предоставления многим метекам полноценных прав.

Для того, чтобы сохранить и укрепить новый государственный строй, был придуман и внедрен в практику остракизм («суд черепков»), Остракизм представлял собой особую форму тайного голосования. Каждый участвовавший в нем гражданин писал на глиняном черепке имя человека, который казался ему опасным для существующего государственного строя, для демократии. Если при подсчете голосов одно и то же имя повторялось 6 тыс. раз, то носитель этого имени изгонялся из пределов государства сроком на десять лет без конфискации имущества. Предполагалось, что за этот срок он полностью утратит свое политическое влияние. В дальнейшем остракизм нашел широкое применение в политической борьбе, став средством расправы с политическими противниками.

В результате реформ Солона и Клисфена были созданы основы афинской рабовладельческой демократии — самого передового государственного устройства своего времени.

Своего наивысшего политического и культурного уровня Афинское государство достигло в V в. до н.э. в так называемый классический период. В это время государством управляли архонты и ареопаг. Избиралось девять архонтов сроком на десять лет. Первый архонт осуществлял надзор за внутренним управлением и суд по семейным делам. Второй исполнял жреческие функции и суд по религиозным делам. Третьему принадлежала военная власть. Остальные архонты имели в основном судебные полномочия. Отбыв срок пребывания в должности, архонты вступали в ареопаг — высший судебный и контролирующий орган.

Для государственного устройства Афин была характерна большая роль народного собрания в вопросах управления.

Полномочия народного собрания были весьма широкими и охватывали почти все стороны политической жизни Афинского государства. На народном собрании принимались законы, решались вопросы войны и мира, избирались должностные лица, заслушивались отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решались дела по продовольственному снабжению города, обсуждался и утверждался государственный бюджет, осуществлялся контроль за воспитанием юношей1. Все вопросы, касающиеся полиса в целом (объявление войны, дарование гражданских прав, наложение податей, издание новых законов, введение чрезвычайных военных налогов и т.д.), обсуждались на народном собрании. Его решение было окончательным.

В народном собрании был установлен довольно демократический порядок работы. Выступить мог любой участник собрания. Однако он должен был придерживаться некоторых правил, которые сводились к тому, что нельзя было повторяться, оскорблять своего оппонента, а говорить следовало по существу дела.

Все афинские граждане пользовались полной свободой слова на народном собрании и свободой законодательной инициативы. Любой гражданин имел право предложить народному собранию вынести какое-либо постановление, поставить на обсуждение проект нового закона или возбудить вопрос об отмене существующего. Однако процедура прохождения и утверждения нового закона или отмена старого сопровождалась соблюдением сложных формальностей.

В начале V в. до н.э. в Афинах шла борьба двух политических движений: демократического и олигархического. Первое стремилось к государственному строю, при котором верховная власть принадлежала бы большинству граждан. Второе желало, чтобы вся полнота власти принадлежала наиболее богатым гражданам.

Демократическое движение, которое возглавлял Перикл, победило. Избрание архонтов вместо голосования стало проводиться жребием. Ареопаг лишился права налагать вето на решения народного собрания, в его судебной компетенции остались только религиозные и некоторые уголовные дела. Позднее происходит более четкое разделение властей:

законодательная — у народного собрания;

исполнительная — у совета пятисот и стратегов;

судебная — у гелиэи.

Вводится плата за участие в выполнении общественных функций, в том числе за участие в народных собраниях. Последнее мероприятие имело важное значение в плане привлечения небогатых, но свободных граждан Афин (ремесленников, земледельцев и т.д.) к участию в управлении государством. Перикл создал общественный фонд для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра. При нем велось общественное строительство, чтобы дать работу неимущим.

Перикл, избиравшийся первым стратегом 15 раз, проводил активную внешнюю политику, направленную на укрепление афинской морской державы.

Предпринятые преобразования завершили формирование механизма афинской демократии, но не устранили присущих афинскому обществу социальных противоречий. Развитие частной собственности привело в этот период к значительной имущественной дифференциации. Среди свободных афинских граждан выделялась небольшая группа крупных собственников, основную же массу населения составляла беднота.

В домашнем хозяйстве, в сельском хозяйстве, промышленности широко использовался рабский труд. Различались рабы частных лиц и рабы государственные. Раб юридически занимал положение вещи, поэтому собственность он иметь не мог. Только за государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею.

Свободное население Афин было весьма неоднородным. Полноправными афинскими гражданами являлись только те лица, у которых оба родителя были гражданами Афин. По достижении 18 лет такие лица зачислялись в списки членов дема.

Гражданское состояние было основано на определенных правах и обязанностях. Самыми важными правами гражданина выступали следующие:

  • 1) право на личную свободу и независимость от какого-либо другого человека;
  • 2) право на владение земельным участком в пределах полисной территории;
  • 3) право на получение экономической помощи от государства в случае серьезных проблем;
  • 4) право на ношение оружия и военную службу в ополчении,
  • 5) право на участие в делах государства, включая участие в работе народного собрания, совета пятисот, иных выборных органов;
  • 6) право на участие в общественных праздниках и богослужениях;
  • 7) право на защиту афинскими законами.

Обязанности афинских граждан состояли в следующем: каждый должен был беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису всеми своими средствами в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов1. С 18 до 60 лет все граждане мужского пола считались военнообязанными.

За преступление граждане могли по суду быть ограничены в правах, что означало подвергнуться бесчестью.

Метеки, т.е. проживавшие в Афинах чужеземцы, правами гражданства не пользовались. Они не могли приобретать недвижимость, вступать в браки с афинскими гражданами. Каждый метек должен был выбрать себе простата, т.е. посредника из числа граждан между метеками и государственными учреждениями. С метеков взимался особый налог, а также они привлекались к военной службе.

В целом, афинская демократия имела две главных особенности:

  • 1) она была возможна только в условиях небольшого государства, когда все свободное мужское население могло собраться на одной городской площади;
  • 2) это была демократия не для всех, а для немногих, т.е. только для полноправных граждан. Рабы и метеки плодами демократии не пользовались.

Добавить комментарий