Реформы 60 70 годов 19

Земская реформа.

В реорганизации системы государственного управления одним из первых шагов стала земская реформа. 1 января 1864 г. было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Новыми органами местного самоуправления в губерниях и уездах стали всесословные выборные учреждения — земства. Выборы в земские распорядительные органы — собрания гласных (депутатов) — проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия — землевладельческая — состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости стоимостью от 15 тыс. руб. Вторая курия — городская — объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 тыс. руб. и владельцев недвижимости не менее чем на 2 тыс. руб. Выборы по третьей курии — сельских крестьянских обществ — были многостепенными.

Земства избирались на три года. Председателем земского собрания по должности являлся предводитель дворянства. Земские собрания избирали исполнительные органы — земские управы — в составе председателя и нескольких членов. Собрания гласных проходили раз в год. В их компетенцию входило распределение государственных и утверждение местных налогов, местное хозяйство, медицина, образование. В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний. В 1865-1867 гг. дворяне составляли 46,7% гласных, крестьяне — 34,3%, купцы — 10,2, духовенство — 6,1, представители других сословий — 2,7%.

Главной проблемой земств, помимо ограниченности компетенции, было скудное финансирование их деятельности, осуществлявшееся за счет местных налогов. Работа в земствах способствовала формированию гражданского сознания, развитию российской интеллигенции. Служащие земств и часть дворянства составили земское движение, главным требованием которого было создание центрального земского учреждения. Правительство, стремясь избежать возникновения оппозиции, не допускало контактов между земствами разных губерний. Губернаторам поручалась цензура земских докладов. Постановление зем-ского собрания могло быть отменено губернатором или министром внутренних дел.

Городская реформа.

Подготовка к городской реформе началась в 1861 г. Проект, представленный в 1864 г., долго обсуждался и переделывался. Правительство опасалось превращения городских дум в политическую трибуну. «Городовое положение» было утверждено 16 июня 1870 г. В городах создавались бессословная городская дума (распорядительный орган) и городская управа (исполнительный орган) под председательством городского головы. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным собраниям на основе имущественного ценза. В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую — более мелкие, уплачивавшие другую треть налогов.

В компетенцию городского управления входило благоустройство, развитии торговли, устройство больниц, школ, городское налогообложение. В 1892 г. самоуправление было введено в 621 городе из 707.

Судебная реформа.

Одной из самых радикальных реформ 60-х годов стала судебная. В 1864 г. был обнародован указ о судебной реформе. Она вводила общие судебные правила для лиц всех сословий, с общим порядком судопроизводства. Вводились новые принципы — суд присяжных, гласность и состязательность судопроизводства, равная ответственность всех перед судом, независимость суда от администрации. Вводились два типа судов — мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи рассматривали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду.

Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Сенат был высшей судебной инстанцией.

Военная реформа.

С отменой крепостного права стало необходимым реформировать армию. Инициатором и руководителем военной реформы был генерал Д.А. Милютин, возглавлявший военное министерство с 1861 по 1881 г. Реформы осуществлялись в течение 12 лет. В 1857 г. была ликвидирована система военных поселений. Срок службы нижних чинов сократился с 25 до 10 лет.

В 1862 г. началась реформа военного управления. Для оперативного руководства войсками страна была разделена на 15 военных округов. Были реорганизованы военное министерство и Главный штаб. За три года — с 1864 по 1867 г.- численность армии снизилась с 1132 тыс. человек до 742 тыс. при сохранении военного потенциала.

Подготовка реформ на флоте началась еще до Крымской войны. Глава морского ведомства великий князь Константин Николаевич и его соратники разработали ряд проектов, по которым в 60-е годы было реорганизовано управление флотом и военно-морскими учебными заведениями.

В 1865 г. началась военно-судебная реформа на принципах гласности и состязательности судебного процесса. В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 г. появились железнодорожные войска.

В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии. Военные теоретики М.И. Драгомиров, Д.А. Милютин, Г.А. Леер внесли качественные изменения в военную теорию. В армии поя-вились новые уставы, уделявшие главное внимание боевой и фи-зической подготовке солдат. В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий. После долгих дебатов 1 января 1874 г. был утвержден Устав о воинской повинности, коренным образом изменивший систему ком-плектования армии. Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность всего мужского населения по достижении 21 года. Солдаты служили 6 лет на действительной службе и 9 лет.

Отмена крепостного права образовывала много пустых мест в существовавшей ранее системе местного управления, т.к. эта последняя была теснейшим образом связана с крепостным правом. Так, прежде каждый помещик в своем имении был для своих крестьян олицетворением власти. Да и в уездном и губернском управлении большая часть должностей еще со времен Екатерины II замещалась по выбору дворянства и из числа его представителей. После отмены крепостного права вся эта система рухнула. И без того местное хозяйство было чрезвычайно запущено. Медицинская помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Таким образом, необходимо было срочно искать выход из этого нетерпимого положения, учитывая, что государственная казна истощена, и правительство не может поднять местное хозяйство своими силами. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности (особенно из нечерноземных губерний), которая ходатайствовала о введении местного всесословного самоуправления.
Эти идеи были высказаны Н.А. Милютиным в записке на имя императора. После утверждения последним, они стали руководящими принципами реформы. Принципы эти выражались в формуле: дать местному самоуправлению возможно больше доверия, возможно больше самостоятельности и возможно больше единства.
1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Началась земская реформа, в ходе которой в России создавалась система органов местного самоуправления на двух территориальных уровнях — в уезде и губернии. Распорядительными органами земства были уездные и губернские земские собрания, а исполнительными — уездные и губернские земские управы. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда (курии). К первой курии (частных землевладельцев) относились лица, независимо от сословия, имевшие не менее 200-800 дес. земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Ко второй (сельских обществ) — выборные от волостных сходов. Третья курия (городских избирателей) включала в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. Каждый из съездов избирал определенное равное число гласных (сроком на три года). Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.
Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либеральными помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому председателями уездных собраний автоматически (по должности) становились уездные предводители дворянства, а губернских собраний — губернские предводители. Земство было введено только в 34 губерниях Европейской России. Его не было в Сибири и в Архангельской губернии, т.к. там не было помещиков. Не ввели земство в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление.
Функции земств были довольно многообразны. В их ведении находились местное хозяйство (строительство и содержание местных дорог др.), народное просвещение, медицина, статистика. Однако всеми этими делами они могли заниматься только в пределах своего уезда или губернии. Никакие проблемы общегосударственного характера земцы не имели права не только решать, но даже ставить на обсуждение. Более того, губернским земствам запрещалось сноситься между собой и координировать свою деятельность даже в таких вопросах, как борьба с голодом, эпидемиями, падежом скота.
Милютин не настаивал на расширении компетенции земств, однако считал, что в своей сфере деятельности они должны пользоваться полной самостоятельностью и независимостью от местных административных властей, подчиняясь лишь Сенату, и что губернаторам должно быть предоставлено лишь право надзора за законностью их действий.
Недостатки земской реформы были очевидны: незавершенность структуры земских органов (отсутствие высшего центрального органа), искусственное создание численного преимущества для поместного дворянства, ограниченность сферы деятельности. В то же время эта реформа имела серьезное значение. Важен был сам факт появления в России, системы самоуправления, в корне отличной от господствующей бюрократической системы. Выборность земских органов, их относительная независимость от бюрократических структур позволяли рассчитывать на то, что эти органы, при всех своих недостатках, будут исходить из интересов местного населения и приносить ему реальную пользу. Эти надежды в целом оправдались. Уже вскоре после создания земств Россия покрылась сетью земских школ и больниц.
С появлением земства стало меняться соотношение сил в провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Теперь, когда развернулась сеть школ. больниц и статистических бюро, появился «третий элемент”, как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к их советам прислушивались управы. Правительственные чиновники с тревогой следили за ростом влияния «третьего элемента”.
Едва родившись, земства встретили крайне враждебное отношение к себе всех правительственных органов — центральных и местных, вскоре лишились значительной части своих и без того небольших полномочий, что привело к тому, что многие достойные деятели земского движения охладели к нему и вышли из состава земских управ и собраний.
По закону земства были чисто хозяйственными организациями. Но вскоре они стали играть важную политическую роль. В те годы на земскую службу обычно шли самые просвещенные и гуманные помещики. Они становились гласными земских собраний, членами и председателями управ. Они стояли у истоков земского либерального движения. А представители «третьего элемента” испытывали тяготение к левым, демократическим, течениям общественной мысли. В обществе возникла надежда на дальнейшие шаги в коренном переустройстве государственного строя России. Либеральные деятели, от души приветствовавшие реформу, тешили себя мечтой об «увенчании здания» — создании на земской основе всероссийского представительного органа, что 6ыло бы продвижением к конституционной монархии. Но власть пошла по совсем иному пути. Как выяснилось впоследствии, в 1864 г. она дала максимум самоуправления, который считала возможным. Политика правительства по отношению к земству во второй половине 1860-х — 1870-е гг. была направлена на лишение его всякой самостоятельности. Губернаторы получили право отказывать в утверждении в должности любому лицу, избранному земством; еще большие права были даны им в отношении «лиц, служащих по найму”, — земских врачей, учителей, статистиков: по малейшему поводу их не только изгоняли из земства, но и высылали за пределы губернии. Кроме того, губернатор становился цензором всех печатных изданий земства — отчетов, журналов заседаний, статистических исследований. Центральная и местная власти целенаправленно душили всякую инициативу земств, в корне пресекали любое поползновение их к независимой деятельности. При возникновении конфликтных ситуаций правительство не останавливалось перед роспуском земских собраний, ссылкой их членов и другими карательными мерами.
В результате вместо движения вперед к представительному правлению власть упорно пятилась назад, стремясь включить земские органы в бюрократическую систему. Это сковывало деятельность земств, подрывало их авторитет. Тем не менее земствам удалось добиться серьезных успехов в своей конкретной работе, особенно в сфере народного просвещения и медицины. Но им так и не суждено было стать полноценными органами самоуправления и послужить основой для строительства конституционного строя.
На аналогичных основаниях в 1870 г. было опубликовано Городовое положение (закон о реформе городского самоуправления). Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства (освещение, отопление, водоснабжение, очистка, транспорт, устройство городских проездов, набережных, мостов и др.), а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом, попечение о развитии торговли и промышленности. На Городские думы были возложены обязательные расходы на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем, казарм (эти расходы поглощали от 20 до 60% городского бюджета). Городовое положение устранило сословное начало в формировании городских органов самоуправления, заменив его имущественным цензом. В выборах в городскую думу участвовали лица мужского пола, достигшие 25 лет по трем избирательным съездам (куриям) (мелких, средних и крупных налогоплательщиков) с равными общими суммами платежей городских налогов. Каждая курия избирала 1/3 состава гласных Городской думы. Наравне с частными лицами избирательное право получили ведомства, компании, монастыри и др., платившие сборы в городской бюджет. Рабочие, не платившие налогов в пользу города, не участвовали в выборах. Численность дум устанавливалась с учетом количества населения от 30 до 72 гласных, в Москве — 180, в С.-Петербурге — 250. Городской голова, его товарищ (заместитель) и управа избирались думой. Городской голова возглавлял и думу и управу, координируя их деятельность. Органом надзора за соблюдение законности в деятельности городского самоуправления являлось Губернское по городским делам присутствие (под председательством губернатора).
В пределах своей компетенции Городские думы обладали относительной независимостью и самостоятельностью. Они проводили большую работу по благоустройству и развитию городов, но в общественном движении были не столь заметны, как земства. Это объяснялось долго сохранявшейся политической инертностью купечества и предпринимательского класса.

· Первые шаги к отмене крепостного права в России были сделаны императором Александром I в 1803 году изданием Указа о вольных хлебопашцах, в котором прописан юридический статус отпускаемых на волю крестьян.

· В течение царствования Николая I было создано около десятка различных комиссий для решения вопроса об уничтожении крепостного права, но все они оказались безрезультатными ввиду противодействия дворянства.

· По достижении совершеннолетия Александр II /был убит террористами/ заменяет на троне своего отца Николая I. Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной историографии — Освободи́тель (в связи с отменой крепостного права по манифесту 19 февраля 1861 года)

· 19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Положения» и «Манифест» об отмене крепостного права. Главным итогом реформы стало личное освобождение крестьянина, помещики лишились права распоряжаться им. Согласно Манифесту юридическим документом, формулировавшим условия выхода крестьян из крепостной зависимости становилась уставная грамота. Крестьяне обрели права юридического лица и статус свободных сельских обывателей, наделенных землей. Они получили возможность владеть имуществом, заниматься торгово-промышленной деятельностью, переходить в другие сословия, вести судебные дела.

· Одни историки считают причиной то, что крепостное право стало непреодолимым тормозом для дальнейшего развития страны; другие считают невозможность для России более претендовать на роль ведущей европейской державы и оставаться при этом крепостнической.

· Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель – привести государственный строй и административное управление в соответствии с новой социальной структурой (многомиллионное крестьянство получило свободу). Это продолжение модернизации. страны.

Судебная реформа 1864 года. «Новые судебные уставы» вводили в России принципиально новую систему судопроизводства.

· Суд стал бессословный (формальное равенство всех сословий)

· Гласность и состязательность судопроизводства (прокурор – адвокат)

· Высшей судебной инстанцией стал Сенат

· Учреждалась адвокатура

· Создавался институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел

· Выборность некоторых судебных органов (мировые судьи)

· Упрощена система судопроизводства

· Предварительное следствие осуществлялось судебным следователем, а не полицией

· НО! Крестьяне подлежали своему сословному суду

Земская реформа 1864 года.

· В губерниях и уездах создавались земские учреждения – земства (выборные органы от всех сословий).

· Земства лишены политических функций

· Разрешалось заниматься исключительно хозяйственными вопросами местного значения (пути сообщения, школы, больницы, торговля, промышленность)

· Земства контролировали органы центральной и местной власти, которые имели право приостанавливать любое решение земского собрания

Итоги: сыграли особую роль в развитии просвещения, образования, здравоохранения.

Военная реформа 1861-1874.

· Закон 1874 года о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет.

· Устанавливался срок действительной службы – до 6 лет в сухопутных войсках, на флоте – 7.

· Лица, имевшие высшее образование, служили полгода.

· Осуществление перевооружения армии

· Введение новых воинских уставов

· Учреждена система военных округов для военного управления

· Для подготовки военных кадров создавались учебные заведения

· Сократилась численность армии в мирное время и поднялась её боеспособность

Реформы в сфере образования и печати 1863-1864.

· Фактически было введено доступное всесословное образование

· Возникли частные земские, церковно-приходские, воскресные школы

· 1863. Новый устав вернул автономию университетам

· 1865. Введены «Временные правила» для печати. Отменена предварительная цензура

Финансовая реформа

· Право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учёту со стороны Государственного контроля.

· Был учреждён Государственный банк, который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия.

ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ:

Все преобразования имели прогрессивный характер. Закладывается основа для эволюционного развития страны по пути европейской социально-политической модели. Сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны.

НО!

Реформы были непоследовательны и незавершенны. Процесс модернизации в России имел специфический характер – слабость российской буржуазии, выступления радикалов, усиление консервативных сил – все это тормозило реформаторские устремления правительства.

32. Социально-экономическое развитие России в 60е-90е гг. XIX в. (распечатать!)

По достижении совершеннолетия Александр II заменяет на троне своего отца Николая I.

Александр III вступил на престол 2 марта 1881 года, после убийства его отца Александра II.

· Желанием остановить террор «Народной воли» водворить в стране порядок объясняют переход Александра III в 1881 г. к политике контрреформ. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н.Победоносцевым.

— Для укрепления самодержавного строя была подвергнута изменениям система земского самоуправления. Земские начальники располагали неограниченной властью над крестьянами.

— В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», которое ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления.

— В 1884 г. Александром была предпринята университетская контрреформа. Новый университетский устав резко ограничивал автономию университетов, ставя их под контроль попечителей.

— Итоги контрреформ Александра 3 противоречивы: стране удалось добиться промышленного подъема, удержаться от участия в войнах, но при этом усилились социальные волнения и напряженность.

· Отмена крепостного права (1861) привела к бурному росту производительных сил страны, развитию внутреннего рынка, железнодорожного строительства, росту городов.

· Либеральные реформы 60—70-х годов значительно улуч­шили политические и правовые условия для развития ка­питалистической экономики. Расслоение крестьянства вело к развитию капиталистического рынка. Богатым крестьянам требовалось все больше сельскохозяйственных машин, ору­дий, удобрений и т. п. Приобретение их на рынке способ­ствовало росту спроса на средства производства. Крестьяне, существовавшие в основном на «заработки», приобретали теперь и предметы потребления на рынке, стимулируя тем самым развитие рынка по­требительских товаров. Не­имущие крестьяне продава­ли свою рабочую силу как предприятиям сельскохо­зяйственного, так и про­мышленного производства. Железнодорожное строи­тельство нуждалось в метал­ле, топливе, рабочей силе.

· К 80-м годам завершился пе­реход от мануфактуры к фаб­рике. Машинная техника вытеснила ручную в основ­ных сферах промышленнос­ти и на транспорте.

· Но в 60-х годах, вместо ожи­даемого подъема, возник некоторый спад в промышленности. Он объяснялся следующими причинами:

> происходила перестройка производства после реформы;

> вкладывались крупные капиталы в промышленность, но отдача последовала позже;

> многие отрасли, особенно металлургия, суконные фабри­ки, которые ранее применяли труд посессионных и при­писных крестьян, переходили с принудительного труда на вольнонаемный; часть рабочих уходила с заводов, произ­водство сокращалось; лишь через 10 лет эти предприятия сумели восстановиться. Но спад был временным явлением, и в 70-х годах последовал бурный подъем промышленности, особенно крупной.

· Экономическому подъему способствовало развитие банков­ской системы. Был открыт Государственный банк для финан­сирования частных предприятий. Создавались коммерческие банки, которые оказывали огромное влияние на экономику пореформенной России

· К концу XIX в. Россия была самой крупной по территории из развитых стран. Она занимала шестую часть суши, простиралась от Германии до Аляски, от Афганистана до Заполярья.

· Могучая военная держава, Россия имела армию в 950 тыс. человек. За вторую половину XIX в. государственный бюджет увеличился в 4,5 раза. Все управление страной сосредоточивалось в руках одного человека: к концу XIX в. Россия была одной из последних абсолютных монархий Европы. Всевластие самодержца нарушалось лишь 2-мя условиями: он не мог исповедовать неправославную веру и назначать себе наследника (по закону престол переходил старшему сыну).

· Российское общество делилось на сословия. Высшим привилегированным сословием было дворянство. Также в России были купцы и духовенство, казаки, мещане и крестьяне. Крестьянство было сословием неполноправным. Оно не могло свободно распоряжаться своей землей, поскольку платило за неё выкуп после отмены крепостного права и было связано властью общины. Крестьяне не могли свободно передвигаться по стране, подвергались телесным наказаниям, в земства допускались с огромными ограничениями.

Реформы 60-70-х годов 19 века, несмотря на их ограниченность, имели огромное значение в судьбе России и означали продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развитие демократии. Реформы были шагом от помещичьего государства к правовому. Отчуждение от власти на длительный срок стало характерным лишь для радикально настроенной молодежи и революционных демократов.

Реформы демонстрировали то, что положительные сдвиги в обществе могут быть достигнуты не революциями, а преобразованиями сверху, мирным путем. В России начался процесс мирного обновления, однако он вскоре был прерван. 1 марта 1881 г. Александр II, царь-освободитель был убит членами «Народной воли», поставившей целью изменение политического строя путем цареубийства.

19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал Положения о реформе (17 законодательных актов) и Манифест об отмене крепостного права.

1. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права.

2. Положения регулировали вопросы наделения крестьян землей.

3. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел, но за выкуп, который равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17 раз.

4. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами.

5. До выкупа земли крестьяне продолжали считаться временнообязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности – барщину и оброк.

Выход крестьян из крепостной зависимости обострил проблему малоземелья, наделы многих крестьян были очень малы, что препятствовало развитию сельского хозяйства.

Большая часть дворян, которые привыкли паразитировать на труде крепостных, не смогла использовать деньги, полученные в качестве выкупа, на развитие своего хозяйства. Дворяне зачастую продавали земли, проматывали деньги.

Но, несмотря на ограниченный характер, крестьянская реформа имела большое значение. Она дала простор развитию капитализма в России.

Отмена крепостного права в России повлекла за собой и преобразования в иных сферах жизни страны.

Земская реформа 1864 г.:

1) изменила всю систему местного управления;

2) в губерниях и уездах были созданы земства, которые являлись выборными органами местного самоуправления, состояли из представителей всех сословий;

3) высокий имущественный ценз и многоступенчатая система выборов обеспечивали преобладание в земствах дворян;

4) земства не обладали политическими функциями, область их деятельности ограничивалась только хозяйственными вопросами;

5) земства сыграли позитивную роль в общественной жизни на местах.

Городская реформа 1870 г.:

1) была проведена по типу земской.

В городах были созданы городские думы и городские управы;

2) городские органы местного самоуправления ведали также главным образом хозяйственными вопросами;

3) избранный городской глава возглавлял городскую думу и управу, координировал их деятельность.

Судебная реформа 1864 г.

1. Эта реформа была наиболее радикальной из преобразований 1860–1870 гг.

2. Согласно судебной реформе Россия получала обновленный суд, который был основан на принципах буржуазного права, а именно новый суд стал: бессословным; гласным; состязательным; независимым.

3. Реформа вводила выборность некоторых судебных органов.

4. В соответствии с новой системой судопроизводства в судебных процессах участвовали прокурор и адвокат.

5. Вопрос о виновности или невиновности обвиняемого решался присяжными заседателями.

6. Была разграничена компетенция различных судебных инстанций. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Военная реформа:

1) необходимость проведения военной реформы стала очевидной в связи с поражением в Крымской войне;

2) она проводилась до 1874 г. В результате военной реформы были отменены рекрутские наборы; введена всеобщая воинская повинность, которую должны были отбывать все мужчины без различия сословий, которые достигли 20 лет, были годны к службе по здоровью; срок службы в армии был существенно сокращен: в пехоте вместо 25 лет – 6 лет, во флоте – 7 лет; стала действовать система многообразных льгот по сокращению срока службы для лиц, получающих образование, помогающих родителям и др.

Реформы в системе образования:

1) в сфере образования произошли значительные изменения;

2) в 1864 г. были изданы Устав гимназий и Положение о народных училищах, которые регламентировали начальное и среднее образование;

3) в 1863 г. была восстановлена ликвидированная при Николае I автономия университетов.

В 1865 г. были введены Временные правила о печати, которые отменили цензуру для многих печатных изданий.

Финансовая реформа предопределяла формирование единого государственного бюджета, планирование которого было возложено на Министерство финансов.

Значение буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.

Проведенные реформы существенно изменили прежний уклад общественной жизни и государства. Таким образом, были сделаны шаги на пути превращения России в буржуазную монархию. Продолжением преобразований могли бы стать политические реформы (проект конституционных изменений, разработанный М.Т. Лорис-Меликовым).

Но убийство в 1881 г. Александра II кардинально изменило направление курса правительства.

Введение

1. Предпосылки либеральных реформ Александра II

2. Реформы в области общественных отношений (земская, городская, судебная, финансовая, народного просвещения)

3. Социально — политические последствия реформ и их оценки в исторической литературе

Заключение

Список литературы

Введение

Реформы 60-70-х гг. ХIХ в. связаны с именем императора Александра II (1855-1881) В условиях российского самодержавного строя государь играл решающую роль.

Эпоха реформ 60-70-х годов XIX века была действительно великой, ибо самодержавие впервые сделало шаг навстречу обществу, и общество поддержало власть. В этом состоит одна из причин успеха реформ Александра II. Другая причина — комплексный характер реформ, которые коснулись всех сторон жизни российского общества. Особенно значительной была реформа по освобождению крестьян от крепостной зависимости. Реформа 1861 г. удовлетворяла важнейшим экономическим интересам помещиков и освобождала русское крестьянство от рабства. Последующие либеральные реформы 1860 — 1870-х гг. в социальной и экономической сфере были тесно связаны с крестьянской реформой.

1. Предпосылки либеральных реформ Александра II

либеральный реформа земской политический

В начале XIX века Россия оставалась единственной европейской державой, сохранившей феодально-крепостническую экономику и абсолютную монархию. Эффективность российской экономики была на порядок ниже, чем в развитых европейских странах. К середине XIX в. отставание России от стран Запада, сделавших огромный скачок в своем развитии, не уменьшилось, а возросло. В России практически не было к этому времени акционерных обществ и банков, без которых крупное капиталистическое хозяйство не могло развиваться. Но самым главным тормозом на пути буржуазного развития продолжало оставаться крепостное право. В полной мере это показала Крымская война (1853 — 1856), которая закончилась поражением царизма.

Поражение в Крымской войне обнаружило многие внутренние недостатки Российского государства. Прямым следствием экономической и военной самодержавно-крепостнической политики стали снижение жизненного уровня народа, застой в экономике. Недовольство народа росло, становилось очевидным, что дальше так жить нельзя. Усилились социальные конфликты. Крестьянство все активнее поднималось на борьбу за свое освобождение. Оно боролось за полное уничтожение крепостного права, за волю и землю. Тысячи крестьян устремились на юг, в Крым, «за волей», так как распространился слух, что там желающим раздают землю и освобождают от крепостной неволи.

Большинство помещиков было против освобождения крестьян, так как это означало конец безусловного господства дворянского класса. Но наиболее дальновидные представители этого класса понимали необходимость реформ. Передовая часть их, так называемые либералы, начали открыто критиковать отсталость России, засилье и злоупотребления чиновников. Особенно пугала их угроза революции. Чтобы предотвратить ее, сохранить господствующее положение помещиков в стране, они предлагали пойти на некоторые преобразования. Они высказывались за отмену крепостного права сверху. Освобождение крестьян, по их замыслу, должно произойти таким образом, чтобы меньше всего пострадали помещики, а крестьяне за свое личное освобождение должны были заплатить большой выкуп. После такого «освобождения» крестьяне оставались бы в полной экономической зависимости от помещика.

В этих условиях царское правительство было вынуждено приступить к подготовке отмены крепостного права — важнейшей реформы того времени.

В исторической литературе существуют два мнения о причинах отмены крепостного права. Согласно первого из них, к середине XIX века крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей и выступления против правительства были очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но, сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав. Согласно второго — начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства, применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта, породистый скот. Такие меры приводили их к разорению, и соответственно, к усилению эксплуатации крестьян.

После смерти Николая I на царский престол вступил его старший сын Александр II (1855 — 1881), который был хорошо подготовлен к государственной деятельности. Несколько лет он участвовал в работе Крестьянского комитета и, будучи реалистом, вполне осознавал необходимость перемен.

Александр II, склонявшийся к отмене крепостного права с предоставлением крестьянам определенной хозяйственной самостоятельности, т.е. земли, пошел на неординарную меру. Вместо практиковавшихся ранее ведомственных комитетов, занимавшихся отстаиванием местнических интересов, был создан вневедомственный орган — Редакционные комиссии, непосредственно подчинявшиеся царю. В их состав входили радикально настроенные чиновники, а также независимые эксперты из помещиков.

Комиссии учитывали мнение губернских комитетов. Новшеством стала гласность в работе комиссий: об итогах их работы регулярно осведомлялись высшие чиновники государства и предводители дворянства. Кроме того, в своей работе комиссии опирались на научно обоснованные экономические расчеты. Итоги работы комиссий отразились в Манифесте царя от 19 февраля 1861 г., объявившем отмену крепостного права в России. Реформа явилась компромиссом, учитывавшим интересы крестьян, разных групп помещиков и власти.

По новому закону, крепостное право помещиков на крестьян было отменено навсегда, и крестьяне признаны свободными безо всякого выкупа в пользу помещиков. В то же время земля, на которой жили и работали крестьяне, была признана собственностью помещиков. Крестьяне освобождались с тем, что помещики предоставят им в пользование их усадебную оседлость и некоторое количество полевой земли и других угодий (полевой надел). Но крестьяне за усадьбу и полевые наделы должны были отбывать в пользу помещиков повинности деньгами или работой. Поэтому до заключения выкупных сделок крестьяне считались «временнообязанными» и должны были отбывать, как и прежде, барщину или платить оброк. Завершающим этапом освобождения крестьян от крепостной зависимости являлся выкуп земли. До 80 % суммы выкупа помещикам платило государство. Ссуда выдавалась помещику доходными процентными бумагами и засчитывалась за крестьянами как казенный долг. Крестьяне становились должниками государства, погашая в течение 49 лет с выплатой в размере 6% сумму выкупа. Таким образом, за это время крестьянин должен был выплатить до 300% предоставленной ему «ссуды».

Проведение государством выкупа крестьянских наделов в централизованном порядке решало ряд важнейших экономических и социальных задач. Правительственный кредит обеспечивал помещикам гарантированную уплату выкупа и избавлял их от непосредственного столкновения с крестьянами. Выкуп оказался, кроме того, операцией, выгодной также и государству. Помещикам удалось провести землеустройство таким образом, что у крестьян отрезали часть земли, которую они обрабатывали для себя до реформы. Все это закладывало базу для обнищания и обезземеливания крестьянства. Так было совершено великое дело отмены крепостного права.

Освобождение крестьян существенно изменило все основы русского государственного и общественного быта. Оно создало в центральных и южных областях России новый многолюдный общественный класс. И управлять им должно было государство. Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии.

2. Реформы в области общественных отношений

-земская

-городская

-судебная

-военная

-финансовая

-народного просвещения

После отмены крепостного права, когда миллионы крестьян перестали быть собственностью помещиков, с особой остротой встал вопрос о реформе управления, о введении законности и порядка в административную деятельность.

Земская реформа 1864 г. вводилась на местах «для обеспечения земских польз и нужд» и предусматривала создание выборных органов власти в масштабе губернии и уезда — земских учреждений (земств), избираемых сроком на три года. По закону земства были не только выборными, но и всесословными органами: в них входили представители дворянства, буржуазии и крестьянства. Но фактически господствующее положение в земствах заняли помещики. Таким путем правительство хотело вознаградить дворян за потерю ими помещичьей власти. Земства не имели какого-либо политического значения и занимались исключительно хозяйственными и культурными вопросами на территории уезда и губернии. Они ведали строительством дорог местного значения, рынками, местной промышленностью, тюрьмой, здравоохранением, народным просвещением, страхованием от пожаров и т.п. Ранее этими вопросами занимались только правительственные чиновники. Хотя деятельность земств и контролировалась губернаторами, но местные деятели в большинстве своём работали самоотверженно и приносили немало пользы в своих губерниях.

Городская реформа 1870 г. заменяла сословные городские Думы екатерининских времён выборными органами городского самоуправления, избираемыми на основе цензового избирательного закона. Органами городского самоуправления стали Городские Думы, обладающие распорядительными функциями, и городские управы, наделённые исполнительными полномочиями. Число членов городских дум зависело от количества жителей города.

Городская управа состояла из нескольких членов и городского головы. К их компетенции относились: внешнее благоустройство городов, организация рынков, попечение о местной торговле и промышленности, здравоохранении и просвещении.

Судебная реформа 1864 г. Одним из наиболее важных преобразований этого времени была реформа суда. Дореформенный суд был сословным (т. е. каждое сословие имело свой отдельный суд) и негласным (судебные заседания происходили при закрытых дверях, подсудимые не имели защитников). Суд был полностью зависим от администрации.

Вопиющие злоупотребления в суде, которые приводили к падению авторитета верховной власти, рост недовольства судом со стороны общества заставили правительство пойти на реформу суда.

Судебная реформа провозглашала независимость суда от администрации: судья назначался правительством, но мог быть отстранен от должности только по суду. Предварительное следствие проводили судебные следователи, не подчиненные полиции. Вводился суд всесословный, т. е. единый для всего населения. Суд становился гласным: на судебных заседаниях могли присутствовать представители прессы и публика. Вводился состязательный процесс: обвинение поддерживал прокурор, защиту — адвокат (присяжный поверенный).

Однако крепостнические пережитки остались и в суде: сохранился особый суд для крестьян, который разбирал дела о мелких правонарушениях и гражданских исках между крестьянами. К тому же для них были сохранены и телесные наказания по суду, отмененные для других сословий.

Вся судебная система делилась на две части: общую и местную.

К местной относилась мировая юстиция. Мировой судья, как правило, избирался из местных дворян. В компетенцию мировых судей входило рассмотрение гражданских дел по искам на сумму не более 500 руб., а также мелких уголовных дел по искам, наказание по которым не превышало 3-х месяцев тюремного заключения или 300 руб. штрафа.

В общую юстицию входила система судов, первым звеном которой были окружные суды. Вся территория страны делилась на округа, в каждом из которых учреждался окружной суд. Он состоял из трёх профессиональных судей (один из них — председательствующий). Наиболее сложные уголовные дела слушались в составе судейской коллегии и двенадцати присяжных заседателей. Заседатели выносили своё решение отдельно и оно называлось вердиктом. При вынесении вердикта присяжные должны были выбрать одну из трёх формул: виновен, невиновен или виновен, но заслуживает снисхождения. Судьи объявляли приговор на основании вердикта, вынесенного присяжными заседателями. Приговор, принятый с участием присяжных заседателей, мог быть обжалован только в случае вновь открывшихся обстоятельств.

Следующей судебной инстанцией в этой системе были Судебные палаты. Они состояли из двух департаментов: уголовного и гражданского. Дела в них решались коллегией из трёх человек при участии сословных представителей, которыми являлись губернский или уездный предводители дворянства, городской голова и волостной старшина. Судебные палаты рассматривали жалобы на решения и приговоры окружных судов (вынесенных без участия присяжных заседателей).

Высшей судебной инстанцией был Сенат. Он рассматривал дела, отнесённые к его компетенции, а также жалобы на приговоры и решения нижестоящих судов.

Для разрешения особо важных дел (государственных преступлений) по высочайшему повелению создавался Верховный уголовный суд.

Реформой 1864 г. образовывались и следственные органы, учреждалась прокуратура, которая состояла при окружных судах, судебных палатах и Сенате. Прокуроры руководили следствием, выступали обвинителями на суде, следили за исполнением приговоров. Предусматривалась также и адвокатура.

Военные реформы1874 г. Поражение в Крымской войне показало, что армия нуждается в коренной реорганизации. Обострение классовых противоречий в стране, сложность международной обстановки, рост армии в других государствах, наконец, новые условия ведения войны и новая техника заставили царское правительство пойти на коренную реформу комплектования армии. Отмена крепостного права создала условия для создания более многочисленной, массовой армии. В 60-х годах по инициативе военного министра Д. А. Милютина началось проведение военных реформ. Наиболее крупное значение имела реформа 1874 г., согласно которой была введена всеобщая воинская повинность: все мужчины, достигшие 21 года, годные к военной службе, должны были отбывать воинскую повинность. В пехоте срок службы был установлен в 6 лет с последующим зачислением в запас на 9 лет. Во флоте служба продолжалась 7 лет и 3 года в запасе. Это давало возможность значительно увеличивать армию во время войны. Для лиц, имевших образование, были установлены сокращенные сроки службы. Улучшились обучение войск и подготовка офицерских кадров. Армия начала оснащаться современными видами вооружения, создавался паровой военный флот. Наряду с переменами многое в армии оставалось прежним: командный состав остался дворянским, сохранились муштра и рукоприкладство офицеров, бесправие солдат.

Финансовые реформы 1863 г. Военные расходы, вызванные Крымской войной, и предпринятая правительством выкупная операция заставляли правительство выходить из рамок обыкновенного бюджета. Государственных доходов не хватало на покрытие расходов; требовались займы для погашения ежегодных дефицитов. Перед правительством становилась задача — упорядочить государственное хозяйство, чтобы восстановить равновесие в бюджете и поднять курс бумажных денег. Были предприняты некоторые финансовые реформы. Установлен определенный и точный порядок составления ежегодных смет прихода и расхода по всем ведомствам. За правильностью исполнения смет должен был следить заново преобразованный государственный контроль. Не была изменена сословная направленность финансовой политики правительства. Основная тяжесть налогов и сборов по-прежнему лежала на податном населении. Сохранилась старая, введённая ещё Петром I, подушная подать для крестьян, мещан, ремесленников. Привилегированные сословия (дворянство, духовенство, купечество) от неё были освобождены. Таким образом была достигнута большая правильность финансового управления и установлен больший порядок в ведении государственного хозяйства. Но равновесие бюджета достигнуто не было. Более 50% расходов в госбюджете шло на содержание армии и аппарата управления, до 35% — на уплату процентов по государственным долгам, выдачу субсидий и др. Расходы на народное образование и медицину составляли менее 0,1% госбюджета.

Для увеличения государственных доходов был принят ряд мер, из которых наиболее замечательна отмена винных откупов, существовавших со времени Екатерины II. Старый порядок состоял в том, что частные лица покупали у правительства право продажи вина в известном округе за определенную сумму. По новому порядку, установленному при Александре II, вино могло продавать всякое частное лицо, но все вино, поступавшее в продажу, облагалось «акцизом» (особым налогом в пользу казны). Таким же акцизом были обложены табак, соль и сахар. Были увеличены некоторые таможенные пошлины. Главным же средством поднять экономическую жизнь страны и государственное хозяйство считалась постройка сети железных дорог. Не имея возможности строить дороги казенными средствами, правительство привлекало к этому делу на очень льготных условиях частных лиц и иностранные капиталы. Несмотря на то, что к железнодорожному строительству устремилось много недобросовестных дельцов, эксплуатировавших казну и дороги для своей наживы, сеть железных дорог (в 20 тыс. верст) была сооружена в скором времени и оказала громадное влияние на развитие русской промышленности и торговли. В связи с постройкой дорог наш иностранный отпуск вырос в десять раз; почти так же увеличился и ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий, фабрик и заводов заметно умножилось. Явились кредитные учреждения — банки, во главе которых стал

Государственный банк (1860). Россия начала терять характер патриархального землевладельческого государства. Освобожденный от крепостной зависимости и других стеснений народный труд находил себе применение в разных отраслях промышленности, созданных новыми условиями общественной жизни.

Реформа народного просвещения. Подготовка реформы начального и среднего образования продолжалась три года. 14 июня 1864 г. было издано «Положение о начальных народных училищах». По этому положению разрешалось открывать начальные школы как общественным организациям, так и частным лицам, но под контролем уездных и губернских училищных советов. В программу входило преподавание чтения, письма, закона божьего, четырёх правил арифметики и церковного пения. В пореформенной России существовало три типа начальных школ: министерские (учреждённые Министерством народного просвещения), земские (при земствах) и церковно-приходские.

19 ноября 1864 г. был утверждён новый устав гимназий. В него был введён буржуазный принцип формального равенства сословий, но из-за высокой платы обучение фактически было доступно преимущественно выходцам из имущих классов. Гимназии разделялись на классические (гуманитарное образование, изучение классических языков; после них — поступление в университет без экзаменов) и реальные (усиленное изучение математики и естествознания, поступление после них в высшие технические учебные заведения).

Одновременно с реформой мужской средней школы шли мероприятия в области женского образования. До времени императора Александра II для девиц существовали только институты и частные пансионы; в них получали образование почти исключительно дворянки. 10 ноября 1862 г. был утверждён устав женских гимназий — значительный шаг в деле просвещения. В 70-х годах было положено начало высшему женскому образованию, открыт ряд женских курсов в Москве, Петербурге, Киеве, Казани. Особую известность получили «Бестужевские» высшие курсы в Петербурге, дававшие наиболее основательное образование.

К реформе высшей школы правительство приступило в 1861 г. под непосредственным влиянием студенческих волнений. 18 июня 1863 г. был утверждён новый устав, по которому профессорская корпорация получила самоуправление. Совет профессоров в каждом университете избирал всех университетских должностных лиц и заведовал хозяйством университета. Студенты рассматривались как отдельные посетители, не имеющие права на корпоративное устройство; посторонние же лица и вовсе не допускались к посещению лекций. Такое положение учащихся давало им частые поводы к неудовольствию и «студенческим беспорядкам», составлявшим одно из частых и печальных явлений той эпохи.

Реформы просвещения сыграли свою роль в подготовке кадров для молодого российского капитализма.

3. Социально — политические последствия реформ и их оценки в исторической литературе

Реформы Александра II были действительно велики по глубине тех перемен, которые они провели в социальном, экономическом и политическом строе.

Большинство ученых, которые изучали и анализировали реформы, как правило, были недовольны их половинчатостью и непоследовательностью. Такой взгляд присущ левому крылу российской интеллигенции, традиционно составлявшему ее большинство. Но реформа — это не революция. А потому, оценивая социально — экономические реформы, можно говорить лишь о том, что они открыли дорогу для постепенного и довольно медленного развития России по капиталистическому пути.

Реформы были неравнозначны по тому влиянию, которые они оказали на развитие российской государственности. В одних случаях, с точки зрения современников, они были недостаточно радикальны, другие реформы с точки зрения правительства, были слишком революционны и потребовалось принятие ряда нормативных актов, чтобы их несколько «поправить».

Крестьянская реформа 1861 года не стала отправной точкой для ускорения экономического развития России. Она не помогла российскому обществу и государству адекватно ответить на вызов времени — быстрыми темпами перейти от феодализма к капитализму. Врастание в капитализм оказалось для России очень мучительным и сопровождалось революционным потрясением. Однако переход к капитализму более быстрыми темпами был бы еще мучительнее для России.

Земская реформа не формировала стройной и централизованной системы, не создала орган, возглавляющий и координирующий работу всех земств. Правительство всячески противилось этому. Но, нужно заметить, что в пореформенные десятилетия положение крестьян явно улучшается. Во многом благодаря земствам, — хотя бы в области здравоохранения, образования. Впервые в истории России крестьянство получило квалифицированную медицинскую помощь. Результатом этого стало быстрое увеличение численности населения, в первую очередь сельского. Земства внесли свой вклад в образование, в его развитие, были открыты земские школы, налажены ветеринарная служба и как следствие улучшение положения животноводства, организация статистики.

Городская реформа была близка к земской. Поэтому создание новых органов самоуправления способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни, помогало торгово-промышленному развитию русских городов.

Судебная реформа в норме изменила судоустройство, процессуальное и отчасти материальное право Российской империи. Принципы, провозглашенные в судебных уставах, носили буржуазный характер: судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной, принцип независимости и несменяемости судей; принцип равенства всех перед законом; вводится всесословный суд; учреждена адвокатура; вводится институт присяжных заседателей; введены принципы устности, гласности, состязательность судопроизводства; провозглашалась презумпция невиновности.

Реформы 60-70-х годов затронули все области военного дела. Результатом реформы стала стройная и четкая организация как центрального, так и местного управления. Сократился аппарат, уменьшилась канцелярская переписка. Основным недостатком системы военного управления была чрезмерная централизация, которая лишала возможности на местах проявлять какую-либо самостоятельность и инициативу в решении даже мелких вопросов. Реформа военно-учебных заведений позволила ликвидировать некомплект офицеров и поднять уровень их подготовки. Однако, образование покупали главным образом выходцы из дворян. Для представителей других сословий доступ в военно-учебные заведения был затруднен. Однако доля не дворян в подобных заведениях постоянно росла.

Реформы 60-х годов все же не решили основного вопроса реорганизации армии, ее способности быстро развертываться в случае войны. В целом военные реформы имели прогрессивный характер и способствовали укреплению и повышению боеспособности армии.

После Крымской войны необходимо было искать пути ускорения темпов экономического роста и ликвидации технической отсталости России. Главным результатом выкупной операции стал переход основной массы бывших крепостных крестьян на положение крестьян-собственников.

Увеличение налогового бремени, которое падало на крестьянина, привело к ослаблению воспроизводственного потенциала земледелия в центральных областях России. Начиная с 80-х годов правительство было вынужденно радикально изменить подход к выкупной операции и признать необходимость соизмерения размера платежей не со стоимостью крестьянских повинностей помещику до отмены крепостного права, а с реальной платежной способностью крестьян.

Операция по понижению вкладных процентов была одним из неудачных экспериментов правительства. В финансовой сфере бюджетной реформы, проведенной в 60-е годы XIX столетия, впервые в законченной форме воплотились принципы рациональной организации бюджетного процесса и ведения бюджетного хозяйства. Бюджетная реформа была дополнена рядом нововведений в налогообложении. Главным из них стало введение акцизной системы обложения питей и отмены винных откупов.

Определяющую роль в промышленном подъеме второй половины 60-х начала 70-х годов сыграли относительно благоприятные внешнеэкономические условия и меры прямой государственной поддержки предприятий базовых отраслей промышленности и железнодорожного строительства. В итоге за годы правления Александра II в России была создана одна из крупнейших в мире по протяжению сетей железных дорог.

Также радикально была изменена таможенная политика в целях получения из западноевропейских стран товаров, необходимых для промышленности и транспорта, прежде всего продукции металлургии и машиностроения.

К середине 70-х годов было достигнуто относительное бюджетное равновесие.

Глубже и радикальнее финансовых были реформы 60 — х годов в области народного образования и печати, которые приобрели неотвратимый характер. Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля нуждались в квалифицированных специалистах не меньше, чем государственный и административный аппарат.

Ведущее место в системе образования занимали университеты. Они являлись средоточием науки и одновременно, с середины XIX века, центром революционного движения. Благодаря тому, что обучение в университетах было платным, в нем учились те, кто гораздо больше интересовался революцией, чем учебой. Однако надо сказать, что роль платности не надо переоценивать, так как доля студентов из малообеспеченных слоев населения была в российских университетах выше, чем где бы то ни было в Европе.

Заключение

Реформы, проведённые Александром II, были серьёзным политическим шагом, позволившим значительно ускорить темпы экономического развития России и сделать первые шаги по пути демократизации политической жизни общества. Однако эти решения были половинчатыми как по объективным причинам (невозможность мгновенного внедрения развитых капиталистических форм в экономику и политику), так и по субъективным (боязнь ослабления самодержавной власти).

Буржуазные реформы 60-70-х годов не могли быть решительными и последовательными потому, что господствующим классом было феодальное дворянство, мало заинтересованное в буржуазных преобразованиях и своей замене.

Зависимость от иностранного капитала мешала экономической и политической самостоятельности России на международной арене, а феодальные пережитки в экономике не позволяли добиться современного уровня производительности труда и демократичных отношений между владельцами предприятий и рабочими. Главный социально-экономический вопрос — о земле — был решён не в пользу самого многочисленного слоя производителей — крестьян. Ограбленные и разорённые массы крестьянства хлынули в города, обостряя до крайности противоречия между трудом и капиталом. Возникла революционная ситуация. Лозунг ликвидации помещичьего землевладения стал лозунгом последовавших затем трёх русских революций.

Однако, как бы ни оценивали реформы 1860 — 1870-х годов, очевидно, что они стали значительным шагом на пути общественного развития. Вся их совокупность знаменовала переход российского общества в новое качество, и раз начатый этот процесс нельзя было повернуть вспять.

Добавить комментарий