Реформы Великобритании 19 века

Страница 1 из 2

Великобритания (Great Britain) — в широком смысле — государство на западе Европы, большая часть которого расположена на острове Британия.

19 столетие — расцвет экономического, политического, колониального могущества страны. В экономическом развитии Великобритании в 19 веке выделяются два этапа: период капитализма свободной конкуренции и монополистического капитализма (империализма). Первую половину столетия страна развивалась под воздействием промышленной революции, которая начала разворачиваться с сер. 18 века.

Самый интенсивный ее этап пришелся на 1780-1815 гг. Войны с Наполеоном увеличили спрос на обмундирование, продовольствие, вооружение. Но после их окончания были сокращены правительственные заказы армии, в страну нахлынули дешевые товары. Для поддержки национальной промышленности под давлением лендлордов в 1815 г. были введены т. н. хлебные законы, ограждавшие внутренний рынок протекционистскими тарифами.

Промышленная революция в Англии

Одновременно был снижен подоходный налог и увеличены косвенные налоги. Завершавшаяся в 1830-1840-е гг. промышленная революция существенно изменила социально-экономический облик Британии. Происходило массовое внедрение станков и механизмов в различные отрасли промышленности.

Быстрыми темпами развивалось железнодорожное строительство, которое привело к настоящей железнодорожной лихорадке: появились специальные газеты, фирменные конверты, происходила повсеместная продажа железнодорожного расписания. К сер. 19 века протяженность железнодорожного полотна составляла в Великобритании 50 тыс. км., что позволяло ежегодно перевозить 54 млн пассажиров. К концу столетия первый показатель увеличился в 3 раза, а второй превысил миллиардную отметку. Это стало стимулом развития отраслей тяжелой промышленности (машиностроения, металлургии, угледобычи, выплавки чугуна), телеграфа, телефона, местных транспортных коммуникаций, автомобилестроения. Но лидировала как по объему выпускаемой продукции, так и числу занятых в хлопчатобумажная промышленность, изделия которой составляли 70% британского экспорта.

Промышленная революция существенно изменила и социальный облик Великобритании. Быстрое развитие машинного производства приводило к росту городов, расширению сферы мелкого и среднего предпринимательства, ускорению процесса формирования средних слоев, включавших широкие собственнические слои и городскую интеллигенцию.

Сельская Англия превращалась в страну городов. Во 2-й трети 19 века население Лондона выросло более, чем в 3 раза. Происходила быстрая урбанизация северных промышленных городов — Манчестера, Лидса, Шеффилда. Если в 1830-х гг. половина жителей страны сосредотачивалась в городах, то к нач. 20 в.— 9/ю, причем треть из них — проживала в крупных центрах с населением более 100 тыс. человек. По уровню урбанизации Великобритания занимала 1-е место в мире. Промышленная революция и переход в 1846 г. к свободной торговле дали британской буржуазии неоценимое преимущество перед предпринимателями других государств. К сер. 19 в. страна превратилась в промышленную «мастерскую мира», а лондонский Сити — в международную финансовую столицу. В 1860-е гг. объем внешней торговли Великобритании в 2 раза превышал аналогичный показатель ее основной соперницы — Франции и в 4 раза — США.
Для демонстрации всему миру экономического триумфа страны в 1851 г. в Лондоне была организована всемирная выставка. С этой целью в Гайд-парке было построено огромное здание (560 м в длину и 42 м в высоту) из стекла и металла, получившее название «Хрустальный дворец». Из 14 тыс. экспонатов выставки половина была произведена в Британии. До нач. 1870-х гг. по уровню развития промышленного производства Англия уверенно занимала 1-е место в мире. На ее долю приходилось 1/3 мировой промышленной продукции и 2/5 мирового промышленного экспорта. Однако уже в сер. 1880-х гг. США обогнали Англию по выплавке стали, а в 1900-е гг.— и чугуна. К началу Первой мировой войны Великобритания уступила лидерство не только США, но и Германии (доля Великобритании в мировом производстве чугуна, например, с 1900 по 1914 гг. упала с 22% до 13,2%).

Причины этого крылись не только в появлении опасных конкурентов, воздействии экономических кризисов последней трети 19 века, наиболее разрушительным из которых был кризис 1873 г., но также в приверженности либеральной партии идее свободной торговли в то время, когда молодые страны капитализма, Германия и США, перешли к протекционизму и защите своего внутреннего рынка посредством таможенных пошлин на иностранные товары. Наконец, сыграли свою роль и особенности британского империализма. В нач. 20 вв. Великобритания по-прежнему занимала 1-е место по вывозу капитала в колонии. Стоимость английского товарного экспорта за 1900-1912 гг. увеличилась на 77%, а экспорт капитала за тот же период возрос на 624%. Сумма англ. капиталовложений за границей возросла в 1,5 раза.
Экспорт капитала приносил английской буржуазии колоссальные прибыли, но отвлекал средства от промышленности, техническая вооруженность которой становилась все более устаревшей. Две отличительные черты — громадные колониальные владения и монопольное положение на всемирном рынке — определили специфические особенности английского империализма как империализма колониального.

Парламент Англии 19 столетия

Экономические, социальные и технологические изменения в Великобритании шли параллельно с политическими и конституционными, развитием парламентаризма и демократии. В викторианскую эпоху (1837-1901 гг.) увеличилось значение парламента в политической жизни страны; функции короны приобретали все более символический характер. Кабинет министров, главой которого автоматически становился лидер победившей на выборах партии, нес ответственность перед нижней выборной палатой, а не перед монархом. Палата общин, отныне игравшая ведущую роль в парламенте, получила право не только контролировать деятельность министерства, но и смещать его посредством вотума недоверия. С 1912 г. палата лордов потеряла право абсолютного вето и не могла уже более неограниченно отклонять законопроекты, утвержденные нижней палатой. Новое здание Вестминстера, возведенное в 1858 г. в неоготическом стиле и ставшее на тот момент самой высокой светской постройкой в мире, символизировало большое значение парламента в жизни англичан. Он был гарантом стабильности, порядка, процветания общества.
Большое значение в процессе демократизации имели три реформы избирательного права — 1832, 1867 и 1884-1885 гг. Каждая из них в 2-2,5 раза увеличивала количество выборщиков, число которых к кон. 19 века достигло 6 млн человек. В парламенте заседали не только представители аристократии, то также средняя, мелкая буржуазия и рабочие. Благодаря этим реформам произошли изменения на «парламентской карте» страны: уничтожались «гнилые местечки» (избирательные округа, где проживало менее 2 тыс. жителей), освободившиеся места перераспределялись в пользу крупных городов, создавались новые избирательные округа, ликвидировалось множественное голосование и вводился принцип «один человек — один голос». Реформа 1832 г., проведенная в интересах крупной буржуазии, привела к зарождению партий нового типа — либералов и консерваторов (вместо бывших вигов и тори), а также двухпартийной системы. Но этот процесс происходил постепенно и закончился не ранее середины столетия.

Чартизм

Разочарование рабочих в результатах реформы 1832 г. привели к возникновению чартистского движения. В 1837 г. его участники опубликовали программу — Народную хартию, в которой выдвинули требования всеобщего избирательного права, ежегодного переизбрания парламента, равенства избирательных округов, отмены имущественного ценза для депутатов и оплаты их работы в парламенте, введения тайного голосования. Последнее требование было удовлетворено в 1872 г., а остальные пять — в ходе реформы 1918 г. Расцвет чартистского движения пришелся на кон. 1830 — нач. 1840-х гг.; основной формой борьбы его участников стала подача петиций в парламент. Размах чартистского движения в стране заставил парламент принять ряд законов в интересах рабочего класса. К середине 19 века, в связи с экономическими достижениями страны и увеличением слоя зажиточных рабочих, чартистское движение закончилось.

Наполеон и У. Питт делят мир (карикатура 19 века)

  • В начало
  • Назад
  • 1
  • 2
  • В конец

44. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В АНГЛИИ XIX в. И ЧАРТИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

После буржуазной революции в Англии активным избирательным правом обладал лишь незначительный круг лиц (в частности, по причине высокого имущественного избирательного ценза). От одного избирательного округа (которые были неодинаковы и по населению, и по площади) в палату общин избиралось два депутата. Лорды-землевладельцы откровенно торговали местами в палате общин.

XIX в. ознаменовался широкомасштабным чартистским движением – за всеобщее избирательное право.

Первая избирательная реформа состоялась в 1832 г., но из-за сопротивления палаты лордов изменения еще не носили принципиального характера. Однако все же появились одномандатные избирательные округа, была проведена унификация избирательного права в городах и сельской местности; введена предварительная регистрация избирателей, т. е. составление их списков.

Вторая избирательная реформа был проведена в 1867 г. Были ликвидированы «гнилые местечки» (округа с ничтожным количеством избирателей) и перераспределены их депутатские места в палате общин; с 1872 г. было введено тайное голосование; понижен имущественный ценз, таким образом в круг избирателей вошли представители «рабочей аристократии» (наиболее квалифицированные и высокооплачиваемые рабочие).

Третья избирательная реформа произошла в 1884–1885 гг. Имущественный ценз был еще более снижен, таким образом значительно расширился круг избирателей; в 1885 г. был прогрессивно изменен принцип нарезки избирательных округов; в одномандатных округах возникает мажоритарная избирательная система относительного большинства.

В XIX в. в Англии формируется двухпартийная система, прозванная «политическими качелями» Тори (консерваторы) постоянно боролись с вигами (либералами), последних в XX в. оттеснили лейбористы. Лейбористская партия (социалистической направленности) оформилась в 1900 г. Впервые премьер-министром-лейбористом стал Макдональд в 1923 г. Последним премьер-министром-либералом был Ллойд-Джордж (1916–1922). Первым стабильным правительством лейбористов стал кабинет К. Эттли (1945–1950), сменившего на этом посту У. Черчилля.

Избирательные реформы XIX в. дали право голоса 5/6 мужского населения Великобритании.

В 1918 г. к голосованию были допущены даже женщины. Однако мужчины голосовали по достижению 21-летнего возраста, а женщины – только с 30 лет. С 1928 г. существовал единый возрастной избирательный ценз – 21 год. В 1969–1970 гг. возрастной избирательный ценз в Великобритании понижен до 18 лет.

Медленное развитие английской избирательной системы во многом обеспечивало политическую стабильность в стране.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

В первой половине XIX в. в Англии остро назрела необходимость избирательных реформ, поскольку со средневекового периода активное избирательное право принадлежало лишь фригольдерам с доходом в сорок шиллингов в год, т.е. нескольким процентам населения (табл. 52).

Таблица 52. 43% всего населения —наемные работники

Специфическими чертами английского избирательного права было отсутствие четко определенных избирательных округов, периодичности проведения выборов т.е. английское избирательное право оставалось по своей сути средневековым. Основная масса депутатов нижней палаты Парламента выдвигалась от маленьких городов и деревушек, получивших в давние времена по каким-либо причинам соответствующие привилегии.

Таблица 53. Основную массу депутатов нижней палаты Парламента (467 из 658) выдвигались от маленьких городов и деревушек, получивших в давние времена по каким-либо причинам соответствующие привилегии

Некоторые из этих местечек считались «гнилыми», поскольку они были давно оставлены жителями, или там проживало несколько десятков жителей. Многие из подобных местечек относились к «карманным», т.е. они находились в собственности у крупного землевладельца. Пользуясь правилами открытого голосования владельцы собственности просто приказывали избирателям, за кого нужно проголосовать, в противном случае следовало наказание. Так в этом же составе нижней палаты 428 депутатов были заранее назначены (табл. 53).

Парламент конституционной монархии унаследовал исторические принципы избирательного права, сложившиеся еще в период сословной монархии. По существу, право посылать депутатов в Палату общин принадлежало не гражданам, а их корпорациям — — территориальным (сельским), городам, университетам. Такое архаичное избирательное право приводило к значительному неравенству даже между теми категориями граждан, которым это право вообще было предоставлено.

Такое несоответствие рассматривалось как важный изъян избирательной системы уже в XVII в.

«Следование обычаю, когда смысла в нем уже нет… одно лишь название города, от которого ничего не осталось, кроме руин, где почти что нет никаких строений, кроме овчарни, и нет жителей, кроме пастуха, а этот город посылает столько же представителей в великое собрание законодателей, как и целое графство, густонаселенное и обладающее большими богатствами» — — писал Джон Локк в работе «Два трактата о правлении», т.2, разд.157.

В конце XVII — — начале XIX в. избирательное право по-прежнему регулировалось законом 1414 г. Правом посылать представителя в Палату общин располагали свободные земельные держатели (рыцари) с доходом не менее 40 шиллингов в год (подтверждено в 1746 г.) и проживающие в графстве к моменту обнародования указа (writ) о выборах. Аналогичные требования касались и городских избирателей. Но города пользовались правом посылать депутатов только по мере пожалования им статуса bourg (местечка) от короны. Списки избирателей составлялись шерифами, которым за возможные злоупотребления закон угрожал наказаниями в виде штрафа и года тюремного заключения.

Анекдотической, но реальной была ситуация с местечками Гатон и Олд Сарум, в каждом из которых один избиратель посылал двух депутатов. Однако и такой простоты нередко хватало для полного состава Палаты: в конце XVIII в. нередки были газетные объявления о приглашении стать депутатом за 2 тыс. фунтов ( вступление в Палату общин, помимо всего, требовало уплаты значительного взноса — — от 2 до 5 тысяч фунтов, к тому же депутаты не получали жалования; это делало их еще более зависимыми от денежного мешка ленд-лордов или корпораций).

Таблица 54. В конце 18-го века такие » парадоксы » избирательной системы привели к тому, что от Лондона с полумиллионным населением избирались 4 депутата, графство Корнуэллс с на селением 165 тысяч человек выдвигало 44 депутата.

Правительство объявило о необходимости реформы избирательного права еще в 1782 г. Однако только спустя пятьдесят лет под давлением обстоятельств и в интересах более широких слоев имущего населения королевства реформа была проведена (табл. 54).

В 1832 г. по инициативе вигов был принят Акт о народном представительстве, согласно которому маленькие избирательные округа «гнилые местечки», население в которых составляло менее двух тысяч человек, лишались представительства в палате общин британского парламента. Таких «гнилых местечек» оказалось более 50-ти. Примерно 30-ти небольшим городам с населением менее четырёх тысяч человек были уменьшены квоты представительства в парламенте с двух депутатов до одного. Еще часть городов после реформы взамен четырех депутатских мандатов получила по два. Было высвобождено 143 депутатских места, которые перераспределили между новыми избирательными округами.

Помимо этого, в Акте 1832 г. были сформулированы общие цензовые ограничения для избирателей Великобритании. Допускалось до участия в выборах в палату общин парламента страны все мужское население, достигшее 21 года, обладавшее цензом оседлости в шесть месяцев, уплачивавшее налог на бедных и имевшее 10 фунтов стерлингов дохода с земельного участка в графстве либо с недвижимости в городе. И хотя избирательный корпус по реформе удвоился, он по-прежнему составлял лишь незначительную часть населения (около 5 %). Кроме того, избирательная реформа 1832 г. отказалась от представительства корпораций и перешла к территориальному представительству населения, проживающего в городах. Общее количество мест в Палате общин оставалось прежним, но было сделано перераспределение: 56 «гнилых местечек» были полностью лишены представительства, еще для 72 было сокращено или изменено.

Некоторым значительным городам места в Палате общим были предоставлены заново в зависимости от количества жителей. Вводились новые избирательные цензы: достижение гражданского совершеннолетия, уплата налога для бедных. Был приведен в соответствие с финансовой деятельностью исходный имущественный ценз: правом избирать обладали впредь собственники земли или недвижимости в городах, приносящей доход не менее 10 фунтов в год (200 шиллингов ). Впервые предоставлялось избирательное право и держателям земли- копигольдерам (арендаторам), но с более высоким имущественным цензом — — в 50 футов. В итоге реформы количество избирателей возросло в полтора раза, но все равно значительная часть предпринимателей, служащих, интеллигенции, а также рабочего класса (ставшего земельной социальной силой страны после промышленного переворота) были лишены парламентского представительства и влияния на политику.

Более радикальной стала избирательная реформа 1862 г. На ее проведение значительное влияние оказало чартистское движение 1830- -1840 гг. в программах и хартиях которого важное место занимало требование всеобщего мужского избирательного права. В ходе реформы еще 38 местечек были лишены представительства и, напротив, увеличены квоты для крупных городов. В графствах вводились избирательные округа, которые пользовались правом на собственную квоту депутатских мест. Был снижен имущественный ценз до 5 футов для собственников или арендаторов земли, а также предоставлено избирательное право собственникам или арендаторам жилых домов, нанимателям квартир определенного имущественного качества. Сохранились цензы оседлости (проживания в течение года) и необходимости уплаты налога для бедных. Однако в целом количество избирателей было существенно увеличено. В социальном отношении право представительства получили отныне не только земельные собственники, но и предприниматели, зажиточные служащие, интеллигенция, рабочие, городские торговцы. По университетским округам избирательное право предоставлялось имевшим ученые звания («master»).

Следующая реформа избирательного права Великобритании состоялась в 1867г. Она продолжила перераспределение депутатских мест в парламенте в пользу крупных промышленных центров Англии (Бирмингема, Ливерпуля, Лидса, Манчестера и др.), причем все арендаторы городских квартир, платившие не менее 10 фунтов стерлингов за аренду в год, получили доступ к избирательному процессу. Следствием данной реформы стало двукратное увеличение городского электората (табл. 55).

Таблица 55.

Итогом избирательных реформ в Великобритании XIX в. стало принятие Акта о народном представительстве 1884 г. и Акта о перераспределении мест 1885 г. Эти нормативные акты подытожили проведенные изменения в избирательном праве страны. До участия в избирательной процедуре были допущены мужчины старше 21 года, имевшие квалификацию домовладельцев либо квартиронанимателей. Кроме того, голосовать имели право те мужчины, которые владели в графстве или городе землей или помещением, приносившим ежегодный доход не менее 10 фунтов стерлингов. В Акте 1884 г. (ст.6) была впервые предпринята попытка отмены так называемого «двойного вотума», когда британский избиратель мог голосовать дважды: в месте постоянного проживания и в месте нахождения его земельной собственности. В Акте 1885 г. было окончательно установлено новое правило о нарезке избирательных округов и о квотах представительства в них.

В итоге избирательной реформы 1884 г. было сделано окончательное продвижение по пути признания всеобщего мужского избирательного права. Право голосовать за депутатов было предоставлено всем собственникам земли или другой недвижимости (с доходом от них не менее 10 футов) и практически всем квартиронанимателям (сохраняющиеся ограничения касались возможностей служебной подчиненности или использования офисов под жилье). По реформе избирательное право распространилось в равной степени и на жителей графств и городов.

Уравнение в правах населения городов и графств довершилось совершенствованиями избирательной системы в 1885 г. Были сформированы избирательные округа с представительством строго пропорционально численности населения: типовой округ – от 15 до 65 тыс. жителей — — посылал двух депутатов, большой — — свыше 65 тыс. — — трех. Одновременно частично был ограничен принцип «двойного согласования» (существовавший ранее и весьма показательный): избиратель, владеющий собственностью в городе, не мог голосовать в графствах. Принцип сохранился только для университетов.

Победившие на выборах депутаты от округа определились теперь по мажоритарной системе: мандаты доставались кандидатам, набравшим относительное большинство голосов, хотя бы это большинство было далеко от большинства вообще избирателей и даже от числа участвовавших в голосовании. В 1872 г. в связи с утверждением принципа обязательного начального образования в стране сложилась возможность для перехода к системе тайной подачи голосов (бюллетенями), что, конечно, же, в большей степени отвечало идее свободной демократии. До этого голосование было открытым и письменным. Хотя применение бюллетеней и закрытость голосования одновременно открывали дорогу большим фальсификациям, пришедшим на место открытого давления на избирателей.

Добавить комментарий