Регионалистское региональное государство

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

В зависимости от этого критерия различают следующие формы.

Унитарное государство — простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства бывают централизованными — Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными — Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

Признаки: единая конституция; единая система органов гос. власти; единое гражданство; единая система права; деление на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью.

Федерация — сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая — субъектов федерации; третья — совместной компетенцией союза и его членов. Принцип деления на административные единицы – территориальный или национальный.

Признаки: определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов; двухуровневая система гос. власти; две системы законодательства – общефедеральная и субъектов; в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов; наличие двойного гражданства (не во всех федерациях); двухканальная система налогов; разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов.

Конфедерация — союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Признаки:

· не имеет общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличие от федерации;

· не имеет единой армии, единой системы налогов, единого гос. бюджета;

· сохраняет гражданство тех государства, которые находятся в этом союзе;

· государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике.

Кроме конфедерации существуют и другие виды межгосударсвенных объединений.

Содружество – это объединение государств, характеризующихся определенной общностью (СНГ, Британское содружество наций).

Сообщество – объединение государств для решения конкретных вопросов, от которых во многом зависит жизнеспособность государства в мире (Организация стран – экспортеров нефти ОПЕК)

Ассоциация – объединения государств для решения глобальных мировых проблем (Ассоциация стран тихоокеанского региона)

Военный союз – это объединение государств для совместного решения вопросов военного характера (НАТО)

Автономия — это предоставление части государства, отличающейся какими-либо географическими, национальными (этническими) или иными особенностями определенной формы самостоятельности. Автономии могут существовать как в унитарном, так и в федеративном государстве.

Автономии в основном построены по национальному признаку. Различаются два основных вида национальной автономии — национально-территориальная и национально-культурная. Национально — территориальная автономия образуется в случае компактного проживания национальных меньшинств на определенной территории.

Национально-культурная автономия сознается в случае, когда национальные меньшинства не занимают какой-то ограниченной территории, а расположены в пределах государства. Национально-культурная автономия — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-территориальные автономии разделяются на политические и административные.

Политическая автономия предполагает возможность издания собственных законов (иногда — конституции), наличие собственных законодательных и исполнительных органов, обладающих более широкими полномочиями, чем органы просто административно-территориальных единиц.

Административная автономия не обладает элементами государственности, однако учитываются национальные особенности (преподавание, издание газет, судопроизводство на национальном языке, учет местных обычаев в правовой сфере и т. п.).

Региональное государство — это государство, в котором обеспечивается конституционное признание и гарантирование региональной (территориальной) автономии. Региональное государство создается при условии осуществления политико-территориальной региональной реформы, в результате которой территория унитарного целостного государства подразделяется на крупные административно-территориальные единицы с предоставлением им самостоятельности в политической и законодательной сферах, а также права на самоорганизацию. Соответственно региональным является государство, в котором гарантирована политическая самостоятельность территориальной автономии. Оно создается путем преобразования унитарного государства, при непосредственном и решающем участии центральной власти этого государства.

К признакам регионального государства относятся:

1) право территориальной автономии принимать в пределах свой компетенции законы. При этом в условиях регионального государства автономиям не предоставляются учредительные полномочия. Хотя органы власти и принимают акт (устав), сходный с конституцией, тем не менее он утверждается решением общенационального парламента;

2) разграничение полномочий между центральной властью (центром) и автономиями (регионами). При этом применяемый в федеративных государствах принцип резервирования остаточной компетенции за регионами не применяется (остаточная компетенция остается за центром);

3) предоставление разным регионам различной степени автономии, т.е. признание за ними юридического неравноправия;

4) осуществление контроля за деятельностью региональных органов власти органами конституционного уровня — Конституционным судом, правительством и др.;

5) отсутствие представительства регионов в верхней палате парламента, невозможность участия в пересмотре конституции страны, отсутствие полномочий в сфере судоустройства.

Региональное государство — это своего рода промежуточная форма государственного устройства между унитарным и федеративным государством. Региональным является государство, в котором обеспечивается конституционное признание и гарантируется региональная (территориальная) автономия. Региональное государство создается при условии осуществления политико-территориальной региональной реформы, в результате которой территория унитарного целостного государства подразделяется на крупные административно-территориальные единицы с предоставлением им самостоятельности в политической и законодательной сферах, а также права на самоорганизацию. Таким образом, региональным является государство, в котором гарантирована политическая самостоятельность территориальной автономии. Будучи следствием регионализации, региональное государство в отличие от федеративного образуется наиных принципах. Оно создается путем преобразования унитарного государства при непосредственном и решающем участии центральной власти этого государства. К признакам регионального государства относятся: 1) право территориальной автономии принимать в пределах своей компетенции законы. При этом в условиях регионального государства автономиям не предоставляются учредительные полномочия. Хотя органы власти и принимают акт (устав), сходный с конституцией, тем не менее он утверждается решением общенационального парламента; 2) разграничение полномочий между центральной властью (центром) и автономиями (регионами). При этом в отличие от федеративных государств принцип резервирования остаточной компетенции за регионами не применяется (остаточная компетенция остается за центром); 3) предоставление разным регионам различной степени автономии, т.е. признание за ними юридического неравноправия; 4) осуществление контроля за деятельностью региональных органов власти органами конституционного уровня — конституционным судом, правительством и др.; 5) отсутствие представительства регионов в верхней палате парламента, невозможность участия в пересмотре конституции страны и не наделение полномочиями в сфере судоустройства.

Региональное государство – форма унитарного, я рассмотрела его выше в вопросе про унитарное государство.

Следующим шагом в процессе децентрализации является реорганизация всей территории страны. Это — шаг на пути к федерализации государства. Однако на этом этапе государства не используют федеративную самоидентификацию и не вводят в полной мере федеративную модель. Наиболее распространенным обозначением для таких случаев является «регионалистское государство».Это — переходная форма между унитарным и федеративным государством. В нем имеет место симметричная регионализация (децентрализация)— в отличие от асимметричной, описанной выше. Д. Элейзер говорит в таких случаях о конституциональной регионализации.

Ярким примером регионалистского государства является Испания. Конституция 1978 г., принятая после ликвидации унитаристского режима генерала Франко, обеспечила создание семнадцати автономных сообществ (областей), а также двух автономных городов. Конституция прямо запрещает создание федерации автономных сообществ, т.е. о федерализме де-юре в Испании говорить нельзя. Другими словами, невозможны горизонтальные договорные отношения между автономными сообществами (как известно, на основании таких отношений создавались некоторые «исторические» федерации). Но при этом уровень самоуправления в автономных сообществах велик. Кроме того, автономные сообщества представляют собой форму добровольного объединения провинций, т.е. элементы классического федерализма все-таки есть (решения об учреждении автономного сообщества подлежали утверждению национальным парламентом). В автономных сообществах действуют ассамблеи и правительственные советы (премьер избирается членами ассамблеи и назначается королем Испании). Заметим, что в Испании все-таки наблюдаются элементы асимметрии в связи с некоторыми статусными различиями между автономными сообществами. Поэтому Испанию нельзя считать «чистым» примером симметричной децентрализации. На больший объем полномочий здесь претендуют две самых политически активных области с особым этническим составом населения —Каталония и Страна Басков.

Еще одним примером служит ЮАР. Это государство формировалось, как и многие федерации, в процессе объединения колоний (Южно-Африканский Союз возник в 1910 г.). ЮАС был преобразован в республику, т.е. ЮАР, в 1961 г. Современная ЮАР, возникшая после краха апартеида, представляет собой регионалистское государство. Его региональная структура определяется полиэтническим составом населения и, отчасти, административными границами между бывшими колониями. Конституция 1996 г. предусматривает законодательную автономию девяти провинций (административная карта была изменена), наличие у них конституций, законодательных собраний и премьер-министров.

Идеи федерализации существуют в Шри Ланке с 1926 г., что связано с конфликтом двух этнических общин — доминирующих в ланкийской политике сингалов и меньшинства —тамилов (которые при этом являются одним из крупнейших этносов в соседней Индии). В настоящее время страна делится на восемь провинций и определяется в конституции 1978 г. как нерушимый союз регионов. С 1987 г. действуют выборные провинциальные советы, провинциальные правительства с главными министрами, а также назначаемые президентом страны губернаторы. Провинции имеют право издавать свои законодательные акты. В стране идет разделение компетенции между уровнями власти. Однако ситуация остается нестабильной в связи с нерешенностью тамильской проблемы. Так, провинциальные советы, избранные на тамильском северо-востоке, действовали в 1988—1990 гг., а затем были распущены.

Еще одним примером регионалистского государства можно считать Папуа Новую Гвинею. Эта страна получила независимость и обрела свою конституцию в 1975 г. Сложность региональной структуры, как и в случае с ЮАР, определяется полиэтническим составом населения и наличием реликтовых колониальных границ (так, в свое время были две отдельных колонии — Папуа и Новая Гвинея, объединенные только в 1949 г.). Папуа Новая Гвинея делится на 19 провинций с развитым самоуправлением: в них есть свои правительства. Закон 1995 г. установил, что премьеры провинциальных правительствизбираются из числа депутатов национального парламента (это решение принималось с целью сокращения штатов провинциального управления).

Попытка создания регионалистского государства прослеживалась в таком крупном и территориально неоднородном государстве, как Индонезия. Нестабильная ситуация в этом государстве вызывала постоянные колебания между политикой централизации и децентрализации. Временная конституция 1949 г. провозглашала Индонезию федерацией, но была отменена в 1950 г. Индонезия имела достаточно развитое самоуправление на уровне провинций. Но в 1969 г. вышел новый закон о формировании органов исполнительной власти в провинциях (он предполагал ограничение автономии, возможность назначения центром главы района, который контролировал председателя органа самоуправления — Совета народных представителей, при СНП создавались постоянные комиссии с более низким статусом вместо прежних самостоятельных постоянных исполнительных комитетов). Закон о региональном управлении 1974 г. привел к переносу основных функций самоуправления на регионы второй степени, снизив уровень самоуправления в провинциях (т.е. регионах первого порядка). Акцент, таким образом, был сделан на развитии местного самоуправления, в то время как региональное самоуправление в Индонезии посчитали опасным для внутриполитической стабильности.

Процессы симметричной децентрализации и, соответственно, передачи полномочий региональным властям и проведения региональных выборов на данном этапе происходят во многих странах мира. Например, программа децентрализации была принята в Перу. В рамках этой программы в 2002 г. прошли выборы региональных руководителей. Однако процесс деволюции остается незавершенным, и полномочия региональных властей в таких странах находятся в процессе определения.

От модели симметричной децентрализации, связанной с регионалистским государством, следует отличать модель конституционального самоуправления(термин Д. Элейзера).Сходство заключается в том, что в обоих случаях на региональном уровне (т.е. на уровне ATE первого порядка) действуют органы самоуправления со своими полномочиями. Различиесостоит в том, что самоуправление в регионах и ATE более низкого уровня представляет собой единую систему местного самоуправления. В федеративном государстве региональное самоуправление и местное самоуправление представляют собой два различных института: региональное самоуправление, в отличие от местного самоуправления, обычно относится к системе государственной власти. В регионалистском государстве отмечается промежуточная ситуация: региональное самоуправление развивается как особый институт в рамках, определенных государством.

В случае с конституциональным самоуправлением региональный уровень становится промежуточным, так как наиболее развитое самоуправление существует в ATE более низкого уровня.Провести разграничение между регионалистским государством и государством с конституциональным самоуправлением сложно. Определить, к какому типу относится то или иное государство, можно, исследуя всю систему организации властных структур вплоть до местного самоуправления.

Примером конституционального самоуправления считается Япония, где с 1947 г. действует закон о местной автономии. Органы власти префектур (ATE первого порядка) и муниципалитетовсоставляют единую систему местного самоуправления. При этом народ избирает как губернаторов префектур, так и мэров, как префектуральные, так и муниципальные ассамблеи. В ведении местных администраций находятся такие вопросы, как сохранение и развитие земельных угодий, борьба с последствиями стихийных бедствий, контроль над окружающей средой, трудовые отношения, образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Префектура в Японии рассматривается как территориальная структура, на уровне которой происходит скорее координация муниципий, являющихся более значимым уровнем власти на местах.

К этому типу децентрализованных государств можно отнести и Нидерланды, известный пример «неудавшейся» федерации. На уровне провинций в Нидерландах существует развитая система самоуправления (последняя конституция Нидерландов принята в 1983 г.). Здесь народ избирает легислатуры — провинциальные штаты, есть своя исполнительная власть, в которую входят представители провинциальных штатов (но ее руководитель — королевский комиссар назначается правительством страны). Однако муниципии здесь, как и в Японии,считаются более развитой системой самоуправления, в то время как провинции оказываются в положении промежуточной и более слабой структуры. Что характерно, национальный парламент в Нидерландах может создавать и отменять провинции, менять их границы и т.п. (хотя на практике исторически сложившаяся система АТД в Нидерландах сохраняется).

Выборы органов регионального самоуправления проводятся и в других странах, которые по своему типу ближе к конституциональному самоуправлению, чем к регионалистскому государству. Примеры можно найти в европейских странах. Наиболее распространены ситуации, когда население избирает местные ассамблеи с ограниченными правами в сфере нормотворчества (та же Франция). Возможны и более редкие случаи, когда население выбирает главу региона. Например, в Греции население выбирает номархов — руководителей номов, т.е. ATE первого порядка (греческая ситуация напоминает японскую). В странах Латинской Америки с их развитым регионализмом также есть интересные примеры. Например, выборы губернаторов проводятся в Боливии, Колумбии, Перу и Уругвае.

Вообще выборная региональная власть является в мире распространенным явлением. В этой связи следует отличать полностью централизованные унитарные государства от частично децентрализованных унитарных государств. В первом случае на региональном уровне нет органов власти, которые избирались бы населением, и действует система строгого назначения региональных руководителей центральными властями.

Само понятие «унитарное государство», впрочем, давно превратилось в условность и просто обозначает государство, которое нельзя считать федеративным. В реальности существует множество очень разных моделей «унитарного» государства:

• асимметричная децентрализацияразной степени глубины и территориального охвата;

• симметричная децентрализация— модель регионалистского государства;

• модель конституционального самоуправления;

• полностью централизованное государствос назначаемой региональной властью и отсутствием регионального самоуправления (такие государства при этом различаются по степени развития местного самоуправления, т.е. самоуправления на более низких субнациональных уровнях).

Федерация

Федеративное государство по своей природе двойственно: это единое государство и, вместе с тем, это союз государств. Типологически чистая форма федерализма предполагает возникновение федерации в результате объединения нескольких самостоятельных государств (государственных образований). Именно на таком подходе основана правовая теория федерализма, где особое внимание уделяется первичному характеру государственности субъектов, которые лишь передают некоторые полномочия на федеральный уровень. Однако, из двух с небольшим десятков федеративных государств, существующих в современном мире, только одна (!) федерация образовалась именно так и только так — Швейцария. Остальные федеративные государства или сочетали договорное формирование с централизованным присоединением других территорий (США), или формировались за счет федерализации унитарного государства (Австрия), или оформлялись как федерации в процессе деколонизации (Индия), или же фактически децентрализовались сверху, прибегнув в силу политической конъюнктуры к формально договорному процессу (Россия).

Таким образом, в современных федеративных государствах идея государственного единства преобладает над идеей союза; то же относится и к практике федерализма. Усиление этой тенденции позволяет многим авторам говорить об унитарной федерации где формальный федерализм прикрывает полновластие федерального центра и преимущественно хозяйственные и исполнительские функции органов власти субъектов федерации.

С другой стороны, сама идея государств в государстве провоцирует сепаратизм. Избежать сепаратистских настроений, часто массовых, не сумела ни одна из существующих федераций, во многих случаях для сохранения единства федерации потребовалось использование военной силы (США, Швейцария, Россия, Индия и т.д.), а некоторые федерации благополучно распались или вынуждены были принять отделение одного — двух субъектов.

Результатом эволюции классических форм государственного устройства стало появление в Европе новой формы — регионализованных государств или государств автономий. Эту форму государственного устройства, реализованную на практике в Испании и в Италии, можно рассматривать и как компромисс между федеративным и унитарным устройством, и как отказ от классических форм. С точки зрения унитаризма, регионализованное государство — абсолютизация автономий, которые в унитарных государствах существуют как исключения из общего правила. Все административно-территориальные единицы приобретают статус автономий: самостоятельные полномочия в различных сферах и право на исключительность, по отношению к соседним территориям. С точки зрения федерализма, регионализованное государство — фактическая федерация, маскирующаяся под унитарное государство путем сохранения унитаристских деклараций в конституции. Однако эта скрытая федерация принципиально ассимметрична: набор прав, полномочий и привилегий у каждой территории строго индивидуален.

Таким образом, современное государственное устройство эволюционирует настолько, что формальные различия между федерализмом унитаризмом теряют свой смысл : государства различаются скорее конкретными параметрами, чем принадлежностью к общим типам.

Приводимы ниже схемы иллюстрируют основные различия между формами государственного устройства и представляют одну их самых дельных типологий современных федераций.

Таблица 3. Современные формы государственного устройства

Унитарные государства Федеративные государства Регионализованные государства
1. Общие принципы Государственная власть едина, единая система законодательства, исполнительной и судебной власти Государственная власть двойственна (федеральная и субъектов), двойная система законодательства, исполнительной и (иногда) судебной власти Государственная власть формально едина, но существует два уровня законодательства, иногда исполнительной власти
2. Территориальное деление и территориальные единицы Административно-территориальные единицы: образуются, изменяются, реформируются сверху Субъекты федерации: образуются, изменяются, реформируются самостоятельно Автономии: образуются, изменяются, реформируются по согласованию с центром
3. Наличие выборных органов власти Не обязательно Обязательно Обязательно
4. Определение полномочий и механизма формирования территориальных органов власти Определяются законом (сверху) Определяются самостоятельно (с учетом федеральных конституционных ограничений) Предложения разрабатываются самостоятельно, но должны быть утверждены центральными органами власти
5. Издание правовых актов Сфера действия определяется законом или судами (сверху) По любым вопросам, не отнесенным к федеральному ведению (презумпция компетенции субъектов) По согласованию или с обязательным утверждением центральными органами власти
6. Атрибуты государственности Нет; иногда собственная символика Конституции (Уставы), часто официальный язык, свое гражданство, государственная символика Иногда официальный язык, никогда гражданство; Уставы (Статуты) утверждаются центральными органами власти
7. Степень разнообразия в организации власти, полномочиях и статусе Унификация Равноправное разнообразие Асимметрия
8. Примеры Франция, Аргентина, Швеция, Дания, Япония США, Мексика, Бразилия, Индия, Австралия, ФРГ, Швейцария Италия, Испания; под вопросом — Великобритания, ЮАР

Таблица 4. Типы современных федераций

Дуалистическая федерация Кооперативная федерация Централизованная федерация
1. Сферы законодательных полномочий (по Конституции) список исключительных полномочий федерации список запретов для субъектов презумпция компетенции субъектов список исключительных полномочий федерации список запретов для субъектов сферы конкурирующего законодательства (совместное ведение) презумпция компетенции субъектов список исключительных полномочий федерации список запретов для субъектов сферы конкурирующего законодательства (совместное ведение) список полномочий субъектов презумпция компетенции федерации
2. Распределение полномочий исполнительной власти Независимые системы органов исполнительной власти у федерации и у субъектов, четкое разграничение полномочий У федерации только центральные органы исполнительной власти; на территориях действуют только органы исполнительной власти субъектов, которым федерация делегирует полномочия Органы исполнительной власти субъектов подконтрольны и подотчетны, часто подчинены федеральным
3. Бюджетный федерализм Редкие федеральные гранты и программы, в остальном взаимная независимость Многоуровневая система перераспределения налоговых поступлений, дотаций, взносов Финансовые ресурсы концентрируются в федеральном бюджете, откуда распределяются по усмотрению федерации
4. Примеры США, Австралия ФРГ, Швейцария Индия, Пакистан

Алгоритм для сравнительного анализа степени централизации/ децентрализации.

1. Полномочия территориальных органов власти

1.1. Объем полномочий

1.1.1. Сферы полномочий

1.1.2. Характер полномочий (принятие решений или исполнение, содержание или обеспечение)

1.2. Способ определения полномочий (позитивное или негативное регулирование)

1.3. Распределение полномочий между органами и должностными лицами (распределяются сверху или на местном уровне)

1.4. Делегирование полномочий и институциональная структура.

2. Финансы

2.1. Доходы

2.1.1. Характер собственных доходов (конституционное, законодательное или административное закрепление, право самостоятельного введения налогов / установления ставок)

2.1.2. Доля собственных доходов в бюджете

2.1.3. Доля трансфертов в доходах

2.1.4. Соотношение целевых и общих трансфертов

2.1.5. Конституционное, законодательное или административное регулирование объема трансфертов

2.2. Расходы

2.2.1. Объем обязательных расходов, соотношение с объемом бюджета

2.2.2. Способы устранения бюджетного дефицита.

3. Органы власти

3.1. Формирование

3.1.1. Выборность (наличие выборных органов, избирательная система — кто определяет порядок выборов)

3.1.2. Назначение или утверждение вышестоящими органами

3.2. Структура и состав

3.2.1. Кто определяет структуру органов власти

3.2.2. Кто определяет численность служащих, их статус, штатное расписание, уровень оплаты

4. Контроль

4.1. Тип контроля

4.1.1. Постоянный или выборочный контроль

4.1.2. Контроль законности или контроль исполнения, политический контроль

4.2. Органы контроля

4.2.1. Префекторальная или непрефекторальная система

4.2.2. Полномочия контрольного органа по приостановке действия / отмене актов

4.3. Ответственность: формы ответственности, роль несудебных органов

5. Возможности лоббирования

5.1. Официальное участие в деятельности органов власти вышестоящего уровня:

5.1.1. Участие в работе вышестоящих органов (наличие особого органа территориального представительства, его полномочия)

5.1.2. Законодательная инициатива, иные формы обязательных для рассмотрения предложений

5.1.3. Роль территорий в принятии конституционных законов, проведении референдумов и т.д.

5.2. Индивидуальная политическая карьера и местные ресурсы:

5.2.1. Избирательная система / система политических партий

5.2.2. Совмещение должностей

5.3. Группы давления: ассоциации и союзы местных властей, формы и степень их влияния.

6. Практика применения норм и использования возможностей (с одной стороны — выполнение или невыполнение конституционных и законодательных прав, гарантий и т.д.; с другой стороны — частота использования возможностей, — статистика контроля и санкций, использование чрезвычайных мер, реальное лоббирование проектов и пр.)

Регионализм — ориентация на автономность административно-территориальных единиц, децентрализованность унитарного государства. Имеет несколько форм: экономическую, культурную, политическую и стратегическую.

Характеристики

Регионалистское государство — форма государственного устройства; формально унитарное государство, но сильно децентрализованное, в котором все административно-территориальные единицы наделены достаточно широкими правами и полномочиями и имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, в чём они имеют сходство с субъектами федерации. Такая форма государственного устройства в настоящее время используется только в четырёх странах:

  • Италия
  • Испания
  • Шри-Ланка
  • ЮАР

Сходство с федерацией

Регионалистское государство имеет некоторые характерные черты федерации, поэтому некоторые учёные-юристы рассматривать его как специфическую переходную форму от унитарного государства к федеративному, происходящего в рамках одного государства. Все территориальные части в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом создавать свои администрации, избирать региональные парламенты (местные законодательные собрания и ассамблеи), издавать законодательные акты по отдельным вопросам. Центральная власть государства обычно назначает своего представителя в регионе — губернатора или комиссара. Однако их полномочия в различных странах неодинаковы: могут быть не значительными и иметь скорее номинальный характер, а могут, напротив, быть очень широкими и включать даже наложение права вето на некоторые принимаемые регионом законы.

В некоторых станах, административно-территориальные единицы могут иметь право принимать свои собственные конституции. В ЮАР, например, такое право у административно-территориальных единиц есть.

См. также

  • Форма государственного устройства
  • Форма государства
  • Унитарное государство
  • Федерация
  • Децентрализация
  • Административно-территориальное деление

Ссылки

  • Политический словарь
  • Закон сегодня
  • Форма государственного (территориально-политического) устройства
  • Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика

Добавить комментарий