Регулирование денежного обращения

Наличное денежное обращение на территории России организуется Центральным банком.

Функции ЦБ по организации наличного денежного обращения устанавливаются Главой VI Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Во-первых, Банк России наделен исключительным правом на эмиссию банкнот и монет.

Во-вторых, в его обязанности входит обмен банкнот старого образца на новые, если принято соответствующее решение. При этом деньги не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена, который должен составлять не менее одного и не более пяти лет.

В-третьих, Центральный банк организует обмен ветхих купюр, не утративших платежность согласно установленным им правилам.

В рамках организации наличного денежного обращения Банк России выполняет следующие функции:

— прогнозирование и организация производства, в том числе размещение заказа на изготовление банкнот и монеты Банка России у организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;

— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

— установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;

— определение порядка ведения кассовых операций.

На осень 2011 года правила наличного обращения для кредитных организаций регулируются положение ЦБР от 24 апреля 2008 г. N 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации»;. Платежность денег определяется согласно указанию ЦБР от 26 декабря 2006 г. N 1778-У «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России». А кассовое обращение регулируется указанием «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации» (утв. решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40) и положением ЦБ от 05.01.1998 N 14-П «О правилах наличного денежного обращения на территории РФ», а для валютных операций — указанием ЦБР от 14 августа 2008 г. N 2054-У «О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории РФ».

Под денежным обращениемпринято понимать процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной форме в качестве средства обращения и средства платежа.

Денежное обращение исторически определило появление денежной системы,которая представляет собой модель, тип организации денежного обращения, закрепленный законодательно. Структурно она состоит из следующих элементов:

— официальная денежная единица;

— виды денежных знаков;

— порядок эмиссии денежных знаков и их обеспечения;

— методы регулирования денежного обращения;

— организация денежного обращения.

Денежная система также может содержать еще два элемента: порядок установления официального валютного курса и масштаб цен.

Денежное обращение включает в себя два основных элемента: наличное и безналичное денежное обращение.

Налично-денежное обращение,или наличный денежный оборот, представляет собой процесс движения денежных средств в наличной форме. Можно выделить ряд существенных характеристик налично-денежного обращения:

1) он является частью денежного оборота.

2) тесно связан с банковской системой. Так, в соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» организация денежного обращения возложена па ЦБ РФ.

3) предполагает неоднократность использования денежных знаков.

4) осуществляется преимущественно в сфере частных доходов и расходов населения.

5) подвергается нормативно-правовому регулированию со стороны государства.

К основным принципам организации налично-денежного обращенияотносятся:

1) принцип обязательного хранения наличных денежных средств юридических лиц в кредитных организациях;

2) принцип преимущественной безналичности расчетов организаций по своим обязательствам, введение которого обусловливается стремлением государства ограничить расчеты с использованием наличных денежных средств;

3) принцип лимитности кассовых наличных денежных средств. Юридические лица могут иметь в своей кассе наличные деньги лишь в пределах установленных лимитов, т.е. определенного количества, необходимого для нормального функционирования организаций;

4) принцип обязательной сдачи в банк всей денежной наличности сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе;

5) принцип срочности сдачи денежной наличности в кредитные учреждения;

6) принцип сверхлимитности кассовых наличных денег, направляемых на оплату труда и иные социальные выплаты;

7) принцип документированности денежных операций;

8) принцип обеспечения сохранности наличных денежных средств, хранящихся в кассе;

9) принцип неограниченности расчетов населения.

Таким образом, правовое регулирование наличного денежного обращения направлено на ограничение расчетов наличными деньгами. Ограничительная направленность правового регулирования в данной сфере в первую очередь проявляется в установлении мер запретительного характера относительно расчетов наличными деньгами при осуществлении предпринимательской деятельности. Банком России установлен предельный размер расчетов наличными деньгами для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Еще одной ограничительной мерой в сфере наличного денежного оборота являются лимиты остатка наличных денег в кассе. Наличность, превышающая лимит, в обязательном порядке сдается в обслуживающий данное предприятие банк для зачисления на счет. Лимиты устанавливаются банками ежегодно по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс могут быть пересмотрены.

Безналичное денежное обращение,так же как и налично-денежный оборот, тесно связано с банковской системой, однако не предполагает физического перемещения денег и преимущественно распространено в сфере расчетов организаций, индивидуальных предпринимателей, а также публично-правовых образований;

Правовое регулирование безналичных расчетов происходит посредством закрепления форм безналичных расчетов, определения сроков осуществления платежей и счетов, используемых для проведения расчетов, закрепления порядка списания денежных средств со счета, а также путем определения порядка осуществления расчетов по конкретным формам.

Форма расчетов по своей сути представляет собой определенный способ осуществления таких расчетов. При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. К иным формам можно отнести расчеты плановыми платежами, расчеты, осуществляемые посредством зачета взаимных требований, расчеты простыми и переводными векселями, а также расчеты с использованием платежных карт.

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. Таким образом, в отношениях по выбору формы расчета реализуется принцип равенства сторон, а следовательно, они являются гражданско-правовыми.

Расчетный документ — это оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:

— распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

— распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем)1.

Основными формами расчетных документов выступают платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования и инкассовые поручения.

В соответствии с Конституцией РФ к ведению Российской Фе­дерации относятся финансовое и валютное регулирование, денеж­ная эмиссия, федеральные банки (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ), и в этом аспекте названные отношения являются предметом правового регулирования конституционного права.

Нормы финансового права регулируют отношения, складываю­щиеся в процессе организации наличного и безналичного денеж­ного обращения, в том числе при проведении денежных реформ, деноминаций, эмиссий, при организации расчетов, в частности, установления обязательного порядка хранения средств юридиче­ских лиц на счетах в банках, ограничения наличных форм расче­тов между организациями, определения порядка ведения кассовых операций.

Денежное обращение подразделяется на два вида:

  1. наличное;
  2. безналичное.

В процентном соотношении налично-денежный оборот меньше, чем безналичный, и обслуживает в основном получение и расходование денежных доходов населения, а также часть платежей предприятий и организаций.

Наличный денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов), казначейских билетов, металлических монет.

Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.

Любое государство, в том числе и Российская Федерация, заинтересовано в сокращении объема наличного денежного обращения и в расширении безналичных форм расчетов.

Современный безналичный оборот в Российской Федерации организован в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» , другими законами, и следующими принципами:

  1. предприятия всех форм собственности обязаны хранить свои средства на счетах в банках;
  2. основная часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк;
  3. требование платежа должно выставляться или перед отгрузкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) или после этого;
  4. формы безналичных расчетов платежей выбираются организацией по своему усмотрению в соответствии с требованиями законодательства.

Денежное обращение — движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Существует два вида денежного обращения:

  • 1. Обращение наличных денег, т.е. денежных знаков (банкнот и монет). Средством платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях (например, штрафы)
  • 2. Безналичное денежное обращение — но состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации, либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.

Денежная система регулируется конституционным правом. Конституция РФ относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации.

Финансовое право детально фиксирует организацию денежной системы Российской Федерации. С помощью норм финансового права обеспечивается ее нормальное функционирование денежной системы. Они устанавливают признаки платежеспособности денежных знаков, порядка обращения наличных денег, основы организации расчетов.

Основы правового регулирования денежного обращения закладываются Конституцией РФ. Так, нормы Конституции закрепляют право денежной эмиссии за Российской Федерацией (ст. 71), устанавливают наименование денежной единицы РФ и возлагают обязанность по ее защите на ЦБ РФ (м. 1 и 2 ст. 75). Кроме того, Конституция РФ возлагает обязанность по обеспечению проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики на Правительство РФ (ч. 1 ст. 114). В соответствии со ст. 106 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

На основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ признаются составной частью ее правовой системы. Такие нормы имеют приоритет перед законами РФ. В связи с этим общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ также признаются источником денежного права. В этой группе необходимо выделить статьи Соглашения Международного валютного фонда, принятые на Международной валютно-финансовой конференции ООП в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир (США), 22 июля 1944 г. Статьи Соглашения содержат основные принципы построения международной валютно-финансовой системы, а также ряд обязательств, которые приняли на себя государства-члены в отношении своего валютного режима.

Большое значение в регулировании денежного обращения имеют нормы федеральных законов. Так, одним из основных нормативных правовых актов в данной сфере является Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», который определяет полномочия ЦБ РФ по эмиссии наличных денег, организации наличного денежного обращения, установлению правил проведения расчетов, а также полномочия по проведению кредитно-денежной политики. Еще одним важным источником является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее в этой главе — Закон о валютном регулировании), содержащий принципы валютного регулирования и валютного контроля, правила осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами на территории РФ, основы валютного контроля и т.д.

Кроме того, организация денежного обращения происходит на основании норм иных федеральных законов, например НК РФ, КоАП РФ, Федерального закона «О банках и банковской деятельности», Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и иных законов.

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе основные направления кредитно-денежной и валютно-финансовой политики. В рамках своих полномочий Президент РФ имеет право издавать общеобязательные указы и распоряжения. Так, Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 622 «О дополнительных мерах по ограничению денежного обращения устанавливаются общие принципы организации оборота наличных денежных средств в Российской Федерации.

Еще одну группу источников права денежного обращения составляют нормативные акты Правительства РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 114 Конституции РФ и ст. 15 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» на данный орган возлагается обязанность по проведению единой кредитно-денежной политики государства, в которую входит комплекс мер государственного воздействия, направленных на повышение эффективности государственного управления в сфере денежного обращения. В качестве примера можно привести постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», устанавливающее порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Далее следуют нормативные акты иных органов исполнительной власти. Например, Минфин России на основании постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, утвердившего положение о данном органе, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере валютной деятельности. Помимо этого, в сфере денежного обращения па данный орган возложены полномочия по установлению форм отчетности для организаций, утверждению методических указаний по бухгалтерскому учету, установлению порядка проведения инвентаризации, использованию контрольно-кассовых аппаратов, а также ряд иных полномочий.

Особое место в правовом регулировании денежного обращения занимают нормативные акты Банка России, среди которых можно выделить:

  • · Положение от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации»;
  • · Инструкцию от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным байкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформлений паспортов сделок»;
  • · Положение от 18 апреля 2006 г. № 286-П «Об установлении и опубликовании Центральным банком Российской Федерации официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю» и др.

Бесспорно, система источников денежного права еще в значительной степени разрознена и неоднородна, что обусловлено вхождением в нее актов различной юридической силы. В этом отношении право денежного обращения проигрывает таким кодифицированным подотраслям финансового права, как бюджетное и налоговое право. Между тем можно с уверенностью констатировать, что в Российской Федерации сформировался необходимый массив нормативных актов, позволяющий выделить денежное право (право денежного обращения) в качестве самостоятельной подотрасли финансового права.

Гражданское право регулирует вопросы права собственности на деньги (денежные знаки), порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера. денежный система российский правовой

Наличные расчеты производятся в соответствии со ст. 140 ГК РФ в рублях с использованием как купюр, так и монет. Банкноты и монеты Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.

Административное право устанавливает ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения.

Уголовное право предусматривает уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы (фальшивомонетничество — изготовление или сбыт поддельных денег, злоупотребление при выпуске ценных бумаг)

Правонарушения в сфере денежного обращения, характеризующиеся наивысшей степенью общественной опасности, называются преступлениями. За совершение преступлений в сфере денежного обращения предусмотрена уголовная ответственность. Данный вид ответственности в первую очередь отличает более суровый характер санкций, предусматривающих наказание не только в виде штрафов в повышенном размере, но и в виде лишения свободы на определенный срок. Правовым основанием этой ответственности является совершение уголовно наказуемого деяния — преступления. Одним из основных видов преступлений в сфере денежного обращения, предусмотренных уголовным законодательством России, является преступление, закрепленное в ст. 186 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за изготовление, хранение, перевозку или сбыт поддельных денег или ценных бумаг. Пленум Верховного Суда РФ в п.1 своего постановления от 28.04.1994 № 2 «О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг» обратил внимание судов на то, что «изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных денег или ценных бумаг приобретает повышенную общественную опасность в условиях становления рыночной экономики, подрывая устойчивость отечественной валюты и затрудняя регулирование денежного обращения»14. Учитывая повышенную общественную опасность данного преступления, ответственность за его совершение имеет своим верхним пределом наказание в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет.

В соответствии с ч. 1 ст. 174 УК РФ уголовно наказуемым определено совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными де- нежными средствами или иным имуществом.

Денежной системе посвящена 6 глава Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Кроме того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержатся в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», Гражданском кодексе РФ и в некоторых других законодательных актах РФ.

Вопросы финансово-технического характера, обеспечение функционирование денежной системы (изготовление денежных знаков, правила их перевозки, хранения и инкассации, создание резервных фондов денежных знаков, установление признаков и порядка платежности, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков и другие), регулируются нормативными актами Банка России, издаваемыми на основе законодательства.

Добавить комментарий