Регулирующая роль государства в экономике

37. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

Роль государства в экономике – это степень вмешательства и контроля правительства за экономическими процессами. Она зависит от типа экономической политики государства: классического, регулирующего или командного.

В классической экономической политике государство не вмешивается в экономику, которая развивается самостоятельно. Автор и теоретик классической экономики А. Смит считал, что экономика развивается самостоятельно и ей не нужен контроль государства. Правительство должно заниматься лишь внешним, внутренним долгом и защитой границ. Государство может проводить политику протекционизма, т. е. поддержки предприятий и предпринимателей (субсидии, кредиты, выгодные государственные заказы) и защиты собственного производителя от иностранной конкуренции. А. Смит выдвинул идею невмешательства государства в экономическую сферу, т. е. роль государства должна быть минимальной. Его теория была ведущей и основополагающей вплоть до конца XIX в.

В регулируемом рыночном хозяйстве государство вмешивается в экономику, чтобы не допустить экономический кризис. Эта модель была разработана экономистом Дж. Кейнсом. Государство в регулирующей модели экономики контролирует и регулирует экономическую, социальную и политическую сферы.

В командно-административной экономике роль государства очень велика. Вся экономическая деятельность ведется по правилам, установленным государством. Такой тип характерен для государств с тоталитарным режимом (КНР, КНДР). В таких государствах все ресурсы принадлежат государству.

Методы государственного регулирования экономики:

прямое вмешательство. Создается государственный сектор в экономике (государственные предприятия: транспорт, образование, здравоохранение и образование). Государство издает законы по введению налогов, увеличению дотации и кредитов. Правительство может проводить политику протекционизма с помощью государственных заказов или политику сдерживания с помощью увеличения налогов;

• косвенное вмешательство. Правительство напрямую не вмешивается в экономические процессы. Оно регулирует их с помощью повышения налогов, таможенных пошлин, социальной политики.

Цели регулирования экономики заключаются в предотвращении экономических кризисов с помощью контроля за инфляцией, уровнем доходов населения, уровнем спроса и предложения, за деятельностью банков и фондовых бирж, покупкой и продажей ценных бумаг. Это позволяет предвидеть кризисные явления, повышать зарплаты, проводить инвестиционную политику и контролировать рынок ценных бумаг На собранные налоги государство строит дороги, школы и больницы, финансирует общественные товары и блага.

Общественные блага – блага, которыми граждане пользуются независимо от того, оплачивают они их или нет (национальная оборона, охрана общественного порядка, радио и телепередачи, уличное освещение, прогнозы погоды). Общественные блага общедоступны, они не продаются и финансируются из государственной казны (бюджета).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Цель лекции:Изучить роль государства в регулировании и развитии социальных процессовВопросы:1. Государственное регулирование социальной сферы2. Социальная политика за рубежом

Основные понятия:социальная сфера, социальная политика государства, объекты социальной политики, субъекты социальной политики, рынок труда,социальная защита, социальные амортизаторы, прожиточный минимум.

1. Государственное регулирование социальной сферы

Государственное регулирование социальной сферы особо актуально при переходе к рыночным отношениям, которые обуславливают острую конкурентную борьбу и непредсказуемость конъюнктуры рынка. В этих условиях необходима социальная ориентация экономики, предполагающая предотвращение роста бедности, создание нормальных условий жизнедеятельности людей, гуманизацию общественных отношений.

Социальная сфера- подсистема национальной экономики, то есть явления, процессы, виды деятельности и объекты, которые связаны с обеспечением жизнедеятельности общества.

Социальная политика государства–деятельность государства по созданию и регулированию социально–экономических условий жизни общества с целью повышения благосостояния членов общества, устранения негативных последствий функционирования рынка, обеспечения социально – экономической стабильности в стране.

Основные объекты социальной политики:

  • уровень занятости (регулирование соотношения предложения рабочей силы и рабочих мест);
  • доходы населения (соотношение доходов различных слоев общества, оплаты труда, обеспечение минимальной заработной платы);
  • социальные отношения между работодателями и наемными работниками;
  • трудовые отношения (оплата труда, охрана труда, условия приема и увольнения);
  • подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров;
  • распределение и перераспределение рабочей силы.

Основными задачами социальной политики государства являются:

  • Долгосрочные (перспективные) – поиск оптимального соотношения механизмов экономической стабильности и экономического роста.
  • Краткосрочные (текущие) – формируются в зависимости от текущих позиций общества.

Основные функции регулирования рынка труда выполняют Министерство труда и социальной политики, а также службы занятости.


Рынок труда– совокупность социально–экономических отношений по вопросам занятости и использования рабочей силы в общественном производстве.

Основными функциями службы занятости являются:

  • анализ и прогноз спроса и предложения рабочей силы;
  • предоставление консультаций по трудоустройству, профессиональной подготовке;
  • учет граждан, которые обращаются в службу занятости, регистрация безработных;
  • содействие поиску рабочего места;
  • организация профессиональной подготовки, переподготовки;
  • оказание денежной помощи;
  • участие в реализации государственных и региональных программ занятости.

Социальная защита — это государственная поддержка слоев населения, которые могут ощущать негативное влияние соответствующего уровня жизни вследствие инфляции, спада производства, экономического кризиса, безработицы и др.

Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором. Право на получение социальной помощи имеют те слои населения, которые находятся за порогом бедности. Сама бедность измеряется с помощью показателя прожиточного минимума.

Социальные амортизаторы–механизмы социальной защиты, назначение которых — нивелирование дестабилизирующих последствий рыночной экономики, снятие социальной напряженности в обществе, обеспечение мягкой адаптации общественных структур.


Государственные социальные стандарты– установленные законами и другими нормативными актами социальные нормы и нормативы или их комплекс, на базе которых определяются социальные гарантии.

Государственные социальные гарантии — установленные законом и другими нормативными актами минимальные размеры оплаты труда, доходов граждан, пенсионного обеспечения, социальной помощи, размеры других социальных выплат, которые обеспечиваю уровень жизни не ниже прожиточного уровня.

Прожиточный минимум–стоимостная величина для обеспечения нормального обеспечения функционирования организма человека, сохранения его здоровья, набора продуктов питания, а также минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей общества.

В ходе анализа прожиточного минимума выделяют:

физиологический минимум — стоимость товаров и услуг, необходимых для удовлетворения только основных физиологических потребностей на протяжении относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и др. непродовольственных товаров);

социальный минимум (бюджет минимального) — минимальные нормы удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей.

Просмотров 692

Эта страница нарушает авторские права

Тема: Государство в рыночной экономике

В современном мире для большинства стран характерна смешанная экономика – экономическая система, основанная на сочетании частной и государственной собственности и координации поведения хозяйствующих субъектов как рынком, так и государством.

В ХХ веке положение в государства принципиально изменилось – оно превратилось в субъект экономических отношений. Сложился развитой государственный сектор, государство стало активно вмешиваться в экономические процессы, осуществляя государственное регулирование экономики в целях обеспечения:

— эффективности использования ограниченных ресурсов общества;

— социальной справедливости в распределении доходов;

— стабильности экономического развития.

При этом государство не стремится перестроить, видоизменить или ликвидировать рыночный механизм, напротив, его задача – скорректировать недостатки, присущие рыночному механизму, создать условия для полноценной и свободной работы рынка.

Усиление экономической роли государства в рыночной экономике связывают, как правило, с «провалами», «фиаско» рынка – случаями, когда рыночный механизм не обеспечивает эффективного использования ограниченных ресурсов общества. К «провалам» рынка относят в частности:

— монополизацию (переход от рынка совершенной к несовершенной рыночной конкуренции);

— неспособность к сохранению невоспроизводимых ресурсов и охране окружающей среды;

— нерациональное распределение ресурсов общества;

— отсутствие заинтересованности рынка в производстве общественных благ;

— неравномерность в распределении доходов;

— нестабильность макроэкономического развития.

«Провалы» рынка, а также ряд внешних факторов (существование в недалеком прошлом социалистических стран, распад мировой колониальной системы, усиление конкуренции на мировых рынках) и обусловили активизацию участия государства в экономической жизни общества.

экономически интерпретировать параметры уравнения тренда и достаточно наглядно изображает тенденцию и отклонения от неё на графике.

Необходимость в создании комплексной системы возникает в связи со сложностью современных организационно-производственных систем и невозможностью их единообразного управления с использованием только одного метода.

Создание новой методология, представляющей собой взаимосвязанный комплекс, состоящий из методов бережливого производства, инструментов и методов статистического управления процессами, а также методов прогнозирования, может стать мощным двигателем устойчивого создания акционерной стоимости. Цель такого комплекса — дать менеджерам в руки инструмент, позволяющий более глубоко проникнуть в существо исследуемых процессов, инструмент, в котором специфическим образом будет обобщена и

приведена в систему разнообразная статистическая информация.

Медленные процессы — дорогие процессы. В большинстве случаев медленные процессы — это ещё и некачественные процессы. Действительно, время и качество тесно взаимосвязаны в деле сокращения затрат, времени исполнения заказа и повышения качества. Именно высокая скорость, качество и затраты — факторы, способствующие росту производительности, валового дохода, а также достижению устойчивого конкурентного преимущества предприятия. Таким образом, разработка методологии, сочетающей методы прогнозирования, статистического управления процессами и методов бережливого производства станет действенным инструментом, основанным не на повышении скорости работы людей или оборудования, а именно на сокращении ненужного времени ожидания между этапами создания добавленной ценности .

Библиографический список

3. Вумек Джеймс П., Джонс Даниел Т. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

4. Вумек Джеймс П., Джонс Даниел Т. Машина, которая изменила мир. М.: Попурри, 2007.

5. http://www.six-sigma.ru/page_4.html

6. http://www.qpronline.ru/

УДК. 339.97 (410)

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Д. В. Колягин1

Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

Рассмотрены особенности государственного регулирования экономики современной Великобритании. Проанализирована эффективность мер правительства страны по выходу из экономического кризиса. По итогам проведенного корреляционного анализа статистических данных сделан вывод о том, что в Великобритании усиление роли государства оказывает, в основном, негативное влияние на основные экономические показатели. Табл. 2. Библиограф. 1 назв.

Ключевые слова: Великобритания; государственная экономическая политика; роль государства; антикризисные меры; корреляционный анализ.

FEATURES OF STATE REGULATION OF UK MODERN ECONOMY D.V. Kolyagin

Baikal State University of Economics and Law, 11, Lenin St., Irkutsk, 664003.

Key words: Great Britain; national economic policy; the role of the state; anti-crisis measures; correlated analysis.

Мировой финансовый кризис изменил экономическую политику Великобритании в сторону усиления роли государства. Данное изменение, полагаем, укладывается в концепцию цикличности развития английской экономики: в Великобритании не прослеживается тенденция к движению как в сторону либерализации экономики, так и в сторону повышения роли государства. Здесь период активного участия государства сменяется очередным этапом либерализации и наоборот. В послевоенный период два этапа национализации (1945 — 1951 гг., конец 1950-х — 1979 гг.) последовательно сменялись двумя этапами либерализма (1951 — конец 1950-х гг., 1979 — 2007 гг.). Начиная с 2008 г. Великобритания вновь вступила в очередной, третий по счёту, период усиления роли государства,

Экономическая политика правительства Великобритании в период кризиса включает, в первую очередь, полномасштабную помощь финансовому сектору, который для английской экономики является приоритетным. Назовём совокупность данных мер финансовым блоком, состоящим из:

— постепенного снижения базовой учётной ставки Банка Англии и, как следствие, удешевления кредитов для повышения совокупного спроса в стране;

— масштабного кредитования Банком Англии банковского сектора для увеличения денежной ликвидности в стране, а значит, для стимулирования, в конечном итоге, активности как в банковском секторе, так и в производстве;

— введения в стране системы государственного страхования займов, потребовавшейся в силу того, что в кредитном портфеле английских банков оказалось значительное количество проблемных и невозвратных кредитов. Этим государство фактически взяло на себя, в большинстве случаев, риск невозврата кредитных средств, тем самым вернув доверие к британской банковской системе, а также стимулируя банки к выдаче кредитов, воздействуя как на совокупный спрос, так и на предложение;

— национализации ряда крупных английских банков. Это позволило, во-первых, избежать развала национальной банковской системы и, во-вторых, укрепить британскую банковскую систему, аккумулировав в ней огромные финансовые ресурсы. Разукрупнение и частичная приватизация национализированных банков с начала 2010 г. имеет своей целью создание конкуренции на британском банковском рынке.

Второй по значимости блок мер государственного регулирования в Великобритании можно обозначить как налоговый. Фактически он представляет собой полномасштабное повышение ставок ряда налогов: налога на добавленную стоимость, налога на прирост капитала, подоходного налога. Системное повышение налоговых ставок имеет своей целью компенсировать антикризисные расходы государственного бюджета. Компенсацией государственных расходов в этой сфере будет служить, полагаем, вводимый совместно с Францией и Германией налог на банки. Снижение налогов в ближайшее время не планируется.

Третий блок антикризисных мер Великобритании -промышленный — осуществляется в отношении при-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оритетных отраслей экономики страны, таких как автомобильная промышленность и жилищное строительство, наиболее пострадавших в период кризиса. Государство предоставило английским автомобилестроительным компаниям гарантии по кредитам коммерческих банков, а также профинансировало за счёт бюджета программу субсидирования покупок новых автомобилей с целью активизации их продаж и, как следствие, спасения отрасли от банкротства. Стимулируя инновационные технологии в автомобилестроении, правительство фактически делает попытку преодолеть отставание Великобритании в этой области. Вводя отсрочки платежей по ипотечным займам, прямое субсидирование строительных компаний, снижая ставку налога на покупку домов, английское руководство активизирует жилищное строительство, спасая отрасль от развала.

По существу, антикризисные меры правительства Великобритании представляют собой смесь неолиберальной экономической политики (отсутствие полномасштабных мер по борьбе с безработицей, повышение налоговых ставок) и кейнсианской идеи о стимулировании экономического роста через воздействие на совокупный спрос путём снижения нормы процента, увеличения расходов государственного бюджета, государственных капиталовложений. Неизбежным следствием этого является дефицит бюджета. Из экономических инструментов регулирования совокупного спроса — денежно-кредитного и бюджетного — предпочтение отдаётся денежно-кредитному. Полагаем, что таким образом в Великобритании действует концепция «национального прагматизма», где государство играет активную роль в регулировании экономики, не возводя в догму те или иные экономические течения.

Тем не менее, для полноценного анализа эффективности государственной политики Великобритании в сфере регулирования экономики необходимо определить взаимосвязь между предпринимаемыми мерами и достигнутыми экономическими результатами, а также дать им количественную оценку. Это возможно сделать с помощью корреляционного анализа статистических данных, который позволяет вскрыть причинные зависимости между процессами, причём изменение одного из процессов является следствием изменения другого. При расчётах была применена формула коэффициента корреляции Пирсона:

к СОУ (Х,¥)

где Я — коэффициент корреляции, который может иметь значения от -1 до +1. Если итоговое значение ближе к 1, связь между показателями сильная, если ближе к 0 — связь слабая. Если коэффициент корреляции отрицательный, связь является обратной; Х,У — показатели; соч — ковариация (мера линейной зависимости двух показателей); О — дисперсия (мера разброса данного показателя, его отклонение от математического ожидания).

Анализируя эффективность государственного регулирования в современной экономике Великобритании, все показатели были разделены на две группы: факторные и результативные. Фактические данные были взяты с сайта статистической службы Европейского союза , исследуемый период времени 1995 -2009 гг.

За факторные показатели (в % к ВВП) были взяты: общий объём помощи государства, доля государственных инвестиций, социальные расходы правительства. За результативные показатели были взяты реальный рост ВВП (в % к предыдущему году), дефицит бюджета (в % от ВВП), размер государственного долга (в % от ВВП), объём ВВП на душу населения (в % к предыдущему году), сбережения домохозяйств. Было составлено 15 таблиц следующего типа (табл. 1, 2).

После проведённых расчётов были получены следующие корреляционные коэффициенты (см. табл. 2).

На основании полученных результаты можно сделать следующие выводы:

1. Рост доли государственных инвестиций (в % к ВВП) ведёт к ухудшению четырёх из пяти исследуемых результативных показателей: уменьшается реальный рост ВВП (в % к предыдущему году), увеличиваются размеры государственного долга (в % от ВВП), снижаются объём ВВП на душу населения (в % к предыдущему году) и сбережения домохозяйств. Единственным положительным результативным показателем стал дефицит бюджета (в % от ВВП): полученный корреляционный коэффициент показывает, что при росте доли государственных инвестиций дефицит уменьша-

Таблица 1 Показатели доли государственных инвестиций (в % к ВВП) и реального роста ВВП

Год Доля государственных инвестиций (в % к ВВП) Реальный рост ВВП (в % к предыдущему году)

1995 2 3,1

1996 1,5 2,9

1997 1,2 3,3

1998 1,3 3,6

1999 1,3 3,5

2000 1,2 3,9

2001 1,5 2,5

2002 1,5 2,1

2003 1,6 2,8

2004 1,8 3

2005 0,7 2,2

2006 1,8 2,8

2007 1,9 2,7

2008 2,3 -0,1

2009 2,7 -4,9

Корреляционные коэффициенты Великобритании

Таблица 2

Факторный показатель (в % к ВВП) Результативный показатель Корреляционный коэффициент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля государственных инвестиций Реальный рост ВВП (в % к предыдущему году) — 0,71286

Дефицит бюджета (в % от ВВП) — 0,71006

Размеры государственного долга (в % от ВВП) 0,630757

Объём ВВП на душу населения (в % к предыдущему году) — 0,7034

Сбережения домохозяйств -0,2314

Социальные расходы правительства Реальный рост ВВП (в % к предыдущему году) -0,09464

Дефицит бюджета (в % от ВВП) 0,80819

Размеры государственного долга (в % от ВВП) 0,719521

Объём ВВП на душу населения (в % к предыдущему году) — 0,18017

Сбережения домохозяйств 0,577328

Общий объём помощи государства Реальный рост ВВП (в % к предыдущему году) -0,84938

Дефицит бюджета (в % от ВВП) -0,3517

Размеры государственного долга (в % от ВВП) 0,470655

Объём ВВП на душу населения (в % к предыдущему году) -0,59031

Сбережения домохозяйств -0,35476

ется.

2. Рост социальных расходов правительства (в % к ВВП), в основном, ухудшил результативные показатели: на три из пяти результативных показателя его воздействие стало негативным (дефицит бюджета и размеры государственного долга увеличиваются, объём ВВП на душу населения снижается), в одном случае — положительным (повысились сбережения домо-хозяйств). Взаимосвязь социальных расходов правительства и реального роста ВВП, согласно полученному корреляционному коэффициенту, слабая.

3. Влияние следующего факторного показателя -общего объёма помощи государства (в % к ВВП) — на исследуемые результативные показатели также оказалось негативным. Так, в четырёх из пяти случаев

было выявлено его отрицательное влияние на экономические показатели: реальный рост ВВП (в % к предыдущему году), размеры государственного долга (в % от ВВП), объём ВВП на душу населения (в % к предыдущему году) и сбережения домохозяйств. При росте доли государственных инвестиций дефицит бюджета (в % от ВВП) уменьшается.

Таким образом, анализ предпринимаемых мер и достигнутых экономических результатов показывает, что усиление роли государства оказывает, в основном, негативное влияние на основные экономические показатели Великобритании. Можно предположить, что экономическая политика, проводимая правительством Соединенного Королевства в настоящее время и в последующем также даст низкую эффективность.

Библиографический список

1. Евростат . URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu (дата обращения 30.09.2010).

УДК 621.01(07)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЦИКЛА ДЕМИНГА В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНДОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

А.Н. Кононова1, А.Н. Шулешко2

1Иркутский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. К.Маркса, 1.

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Предложен метод увеличения эффективности применения цикла Деминга (P-D-C-A) для разрабатываемых и внедряемых систем менеджмента качества в условиях применения трендового прогнозирования будущих параметров того или иного процесса, объективно оценивая при этом его достоверность на основе предложенных алгоритмов.

Табл. 1. Библиогр. 4 назв.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DEMING CYCLE EFFICIENCY UNDER THE APPLICATION OF TREND FORECASTING A.N. Kononova, A.N. Shuleshko

Key words: Deming Cycle (P-D-C-A); trend forecasting; process; ISO 9000 family of standards; optimization methods.

В настоящее время на многих предприятиях Росси ством по стандартам серии ИСО 9000. Руководство внедрена (или внедряется) система управления каче- данными стандартами подразумевает, прежде всего,

1 Кононова Алеся Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры культурологии и управления социальными процессами, тел.: 89025662020, e-mail: lesya2GG8@mail.ru

2Шулешко Александр Николаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры управления качеством, тел.: 891489931б1, e-mail: alexshul@bk.ru

Добавить комментарий