Регулятивные административно правовые нормы

Механизм административно-правового регулирования

Система элементов механизма административно-правового регулирования – совокупность элементов и правовых средств, взаимосвязанных и взаимозависимых и образующих информационно-правовое единство в целях упорядочивающего воздействия и устойчивого развития управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и иных регулируемых административными правовыми нормами управленческих отношениях.

Элементы механизма административно-правового регулирования:

  1. нормы административного права, регламентирующие принципы организации и деятельности органов исполнительной власти, государственного управления; формирование целей, постановки задач; определение функций, компетенции органов исполнительной власти, государственного управления, содержащихся в Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, а также аналогичные нормативные акты на уровне субъектов РФ и другие нормативные акты, принятые полномочными органами государственной власти и управления;
  2. акты толкования норм административного права, как правило, Конституционным Судом РФ, другими судебными органами власти;
  3. индивидуальные акты;
  4. акты применения норм административного права (акты применения в отличие от обычных индивидуальных актов, реализуют юрисдикционные (подведомственные) властные полномочия);
  5. административно-правовые отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления – это прежде всего урегулированные нормами административного права полномочия, функции, задачи, формы, методы в деятельности субъектов права.

Особое значение в системе элементов механизма административно-правового регулирования занимает правосознание граждан, методы убеждения и административного принуждения. Правосознание как совокупность идей, взглядов, мнений, выражающих определенные отношения людей, их социальных групп к нормам права, правоприменительной деятельности, законности, правосудию, их мнения о правомерности или неправомерности этих видов юридических отношений.

Процесс административно-правового регулирования – последовательное воздействие правовых методов и средств для достижения целей регулирования поведения участников управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.

Административно-правовые нормы: понятие и структура

Особое значение в функционировании системы механизма административно-правового регулирования имеют правовые акты, которые включают в себя понятие нормативных и индивидуальных актов.

Система административных нормативно-правовых актов – взаимосвязанная и взаимозависимая совокупность норм и правил, выраженная в форме административных норм, обеспеченных мерами убеждения и государственного принуждения.

Особенности системы административных нормативно-правовых актов состоят в том, что они находятся в соподчиненной взаимосвязи друг с другом, тип связи определяется юридической силой этих актов.

Норма административного права, как и норма другой отрасли права, – это правило общего характера, конкретная мера возможного, должного или обязательного поведения участников управленческих отношений, установленная или санкционированная государством, гарантирующая их реализацию специальными мерами государственного стимулирования или принуждения.

Особенностью норм административного права является то, что они являются регулятором управленческих отношений, складывающихся в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. Нормами административного права может быть предусмотрена не только юридическая ответственность, но и поощрение за образцовое выполнение своих служебных обязанностей.

Административно-правовые нормы способствуют решению следующих основных задач:

  1. упорядочение управленческих отношений и регулирование функций в системе органов исполнительной власти, государственного управления;
  2. регламентация связей и отношений различных отраслей и сфер отраслевого и межотраслевого управления, координация и взаимодействие государственных органов власти и их обслуживающих аппаратов с юридическими и физическими лицами;
  3. закрепление научно обоснованных и рациональных отношений между субъектами и объектами управленческой деятельности с целью их оптимизации и устойчивого динамического развития;
  4. стимулирование, запретительные меры, определение степени и порядка применения мер административного принуждения, включая применение видов наказания за административные правонарушения или освобождения от наказания.

Структура нормы административного права – способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция. Вместе с тем нормам административного права присуще и поощрение.

Гипотеза административно-правовой нормы – управленческие отношения, на которые она призвана при определенных условиях воздействовать.

Диспозиция – правило поведения сторон, предписываемое нормой. Диспозиция всегда предполагает тесную взаимосвязь прав и обязанностей субъектов права.

Санкция всегда содержит указание на меры административного наказания (или иной меры принуждения), применяемые к правонарушителю.

Поощрение – публичное признание заслуг лица в выполнении им правовых обязанностей и общественного долга, сформулированных в диспозиции административной правовой нормы.

Классификация административно-правовых норм

1. По содержаниюадминистративно-правовые нормы объединяются в правовые институты, c их помощью регулируются родственные по содержанию управленческие правоотношения. Это прежде всего следующие группы (виды) норм:

  1. регламентирующие порядок образования, функции, задачи, структуру и компетенцию органа исполнительной власти, государственного управления;
  2. закрепляющие основные положения организации, функционирование и правовое положение государственных предприятий, учреждений и организаций;
  3. устанавливающие оптимальные формы и методы реализации деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
  4. закрепляющие права, обязанности и ответственность граждан и их общественных объединений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
  5. закрепляющие и регулирующие основные положения, принципы организации и деятельности института государственной службы;
  6. регламентирующие способы обеспечения законности и дисциплины в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
  7. разрешающие вопросы административной юрисдикции (подведомственность) правового разрешения управленческих споров и конфликтов, рассмотрения индивидуальных дел об административных правонарушениях и принятия мер административного принуждения, в том числе и мер административного наказания;
  8. определяющие положения и принципы регулирования отношений между субъектами административного права в экономике, промышленности, аграрном секторе, хозяйственной сфере, социально-культурной и административно-политической сфере и межотраслевом управлении.

2. По предмету правового регулирования:

  1. материальные – регулирующие сущность управленческих отношений, правила поведения субъектов административного права в процессе осуществления прав, обязанностей, задач, функций и полномочий;
  2. процессуальные – регламентирующие порядок реализации этих управленческих отношений или порядок, процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях, вынесение решения о виде административного наказания, порядок обжалования решения и порядок исполнения решения.

3. По методу воздействия на поведение субъектов управленческих отношений:

  1. обязывающие;
  2. уполномочивающие;
  3. запрещающие;
  4. стимулирующие;
  5. согласительные.

4. По форме предписания административно-правовые нормы бывают:

  1. категорические (императивные);
  2. рекомендательные;
  3. диспозиционные.

5. По способу действия:

  1. в пространстве – общероссийские, в пределах субъекта РФ, местные правовые акты и др.;
  2. по времени – с определенным сроком действия, бессрочные, не имеющие предварительного срока действия;
  3. по субъектам регулирования – в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, касающиеся физических или юридических лиц, государственных служащих, негосударственных учреждений.

Реализация административно-правовых норм

Формы реализации административно-правовых норм:

  1. соблюдение;
  2. исполнение;
  3. использование;
  4. применение.

Наиболее широко используемая форма реализации – это соблюдение права, т. е. добровольное исполнение субъектами управленческих отношений требований, предписываемых административно-правовой нормой.

Исполнение права в отличие от соблюдения заключается в активных правомерных и позитивных действиях субъектов управленческих отношений по выполнению предписаний, содержащихся в нормах. В определенных ситуациях пассивное поведение субъекта управления может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность.

Использование права есть активное и добровольное совершение субъектами и объектами управленческих отношений правомерных действий, которые связаны с реализацией субъективных прав и обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.

Применение права всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами исполнительной власти, государственного управления.

Подобная классификация норм административного права позволяет быстрее выявлять субъектов и круг их отношений с целью совершенствования управленческих отношений.

Требования к применению норм административного права:

1. Соблюдение законности в процессе административного нормотворчества и правоприменительной практики в сфере управленческой деятельности является обязанностью органов исполнительной власти, государственного управления.

2. Оптимальность применения нормы в соответствии с целью, сформулированной в норме права и в связи с конкретными условиями ее реализации. Субъекты управления должны осуществлять свои функции и задачи с минимально возможными затратами ресурса.

3. Обоснованность применения нормы на основе достоверных фактов. Обоснованность назначения административного наказания исчерпывающе регламентирована в КоАП.

4. Научная организация правоприменительной деятельности выражена:

а) оптимизацией процесса применения административно-правовых норм;
б) рациональным разделением труда между субъектами отношений;
в) обоснованным распределением полномочий и компетенции между субъектами административно-правовых отношений;
г) использованием количественных методов, современных компьютерных средств и новых информационных технологий;
д) использованием передового опыта.

5. Целесообразность применения норм административного права объясняется характером деятельности органов исполнительной власти, государственного управления на основании закона и во исполнение цели, заложенной в законе.

6. Стабилизация управленческих отношений является одной из основных целей административно-правового регулирования, так как позволяет реализовать каждому свои права, свободы, законные интересы в любой не запрещенной законом сфере деятельности.

Система права – это обусловленное характером общественных отношений внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.

Структурными элементами системы права являются : Отрасль права −совокупность взаимосвязанных, обособленных юридических норм, регулирующих большой круг общественных отношений, обладающих внутренним единством и качественным своеобразием. Подотрасль права – это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определённого вида. Институт права – это обособленная совокупность юридических норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определённого вида. Правовая норма – отдельное правило поведения .

В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет правового регулирования и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – определённая сфера общественных отношений, которая подвергается регулированию правовыми нормами.

Метод правового регулирования – совокупность приёмов и способов, посредством которых государственная власть оказывает правовое воздействие на общественные отношения в целях придания им желаемого развития. Выделяют императивный и диспозитивный методы.

Императивный – способ властного воздействия на участников общественных отношений, основанный на запретах, обязанностях и наказаниях.

Диспозитивный – метод равноправия сторон, основанный на дозволениях, у субъектов отношений есть возможность относительно самостоятельно выбирать вариант поведения.

18. Материальное и процессуальное право. Частное и публичное право.
Материальное право — это совокупность правовых норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения, закрепляют права и обязанности субъектов правоотношений, правовое положение органов и организаций, формы собственности, определяют деяния, которые признаются правонарушениями и т.д. К нему относятся конституционное, гражданское, административное, уголовное, трудовое, финансовое, земельное, семейное, экологическое право.

Процессуальное право — это совокупность правовых норм, которые обеспечивают реализацию норм материального права, закрепляют порядок и процедуру их применения. В группу отраслей процессуального права входят уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право. Данные отрасли «обслуживают» не только свои прототипы материального права, но и некоторые другие отрасли (например, на основе норм гражданско-процессуального права разрешаются дела из сферы семейного, трудового права). Материальное и процессуальное право соотносятся как содержание и форма.

Частное право охватывает те отрасли права, нормы которых выражают, в первую очередь, интересы личности, те интересы, которые частные лица могут реализовать самостоятельно. К частному праву относятся отрасли гражданского права, трудовое, предпринимательское, авторское, жилищное, семейное право.

Публичное право составляют нормы, регулирующие отношения государства, его органов с гражданами и другими субъектами права. В системе публичного права выделяют следующие отрасли: конституционное право, административное, уголовное, финансовое, уголовно-процессуальное и т.д.

В современной юридической литературе рассматриваются следующие критерии различения публичного и частного права:

1) Интерес. Публичное право ориентируется на удовлетворение общественных, государственных интересов. Частное — на удовлетворение личных, частных и корпоративных интересов.

2) Предмет правового регулирования. В предмет правового регулирования публичного права входят отношения, связанные с функционированием государства и его институтов. Частное право регулирует имущественные отношения и личные неимущественные отношения.

3) Метод правового регулирования. Для публичного права характерен императивный метод регулирования (неравенство субъектов правоотношений, один из них обладает большими полномочиями, один вариант поведения), для частного−диспозитивный метод (равноправие субъектов, их значительная самостоятельность, правоотношения возникают на основе договора, несколько вариантов поведения).

4) Субъективный состав. Публичное право регулирует отношения частных лиц с государством, а также между государственными органами. Нормы частного права регулируют отношения между собой частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями.

Система законодательства Республики Беларусь. Структура законодательства, критерии деления законодательства на структурные элементы. Отрасли законодательства. Комплексность законодательства. Соотношение отраслей права и отраслей законодательства. Единый правовой классификатор Республики Беларусь.

Система права и система законодательства есть тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности – права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений.

Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

В системе законодательства тех или иных государств можно различать, например:
— отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное, трудовое и т. д.:
— комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, например, экологическое законодательство;
— общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации (в федерациях);
— законодательство автономии (если высший представительный орган автономии вправе принимать законы);
— конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе).

Структура системы законодательства — это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нормативно-правовых актов.

Структура системы законодательства (ее внутреннее строение):
-отраслевая («горизонтальная») — отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное и т. д. законодательство ),т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирования трудового законодательства — трудовые отношения, а также отношения , тесно связанные с трудовыми);
-иерархическая («вертикальная») — законы и подзаконные акты, т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридической силе.

Отрасль права — это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом. Отрасль формируют разнообразные нормы — определения и нормы-принципы, общие и специальные, регулятивные и охранительные, запрещающие, обязывающие и дозволяющие. В совокупности они составляют самодостаточный, автономный, сравнительно обособленный нормативный комплекс.

Критерии деления права на отрасли и институты.

Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это общественные отношения, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен — трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присущи следующие черты:
1) это жизненно важные для человека и его объединений отношения;
2) это волевые, целенаправленные (разумные) отношения;
3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения;
4) это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).

Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — на вопрос, как регулирует.

При регулировании общественных отношений используются различные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Их применение зависит от содержания отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.

Соотношение отраслей права(О.п) и отраслей законодательства.

Отрасль системы права: группируется по признаку единства предмета и метода правового регулирования общественных отношений.

Отрасль законодательства: комплекс законов и подзаконных нормативны актов, содержащих нормы одной или нескольких отраслей права. Отрасли законодательства формируются в зависимости только от предмета правового регулирования и не обладают самостоятельным методом. Они делятся на несколько самостоятельных видов. Во-первых, имеются отрасли, в основном совпадающие с одноименными отраслями права. Таковы, например, гражданское, трудовое, уголовное законодательство и некоторые другие. Во-вторых, отрасли законодательства складываются на базе определенных частей (подотраслей, юридических институтов) крупных отраслей права с добавлением некоторых норм близкого содержания, взятых из других О.п.

Таково, например банковское законодательство в системе норм финансового права и др. Наконец, в систему отраслей законодательства входят так называемые комплексные отрасли, которые регулируют отношения в той или иной сфере государственной деятельности (образование, здравоохранение, транспорт, оборона и т.д.) и включают в себя нормы нескольких О.п.

20. Правовая норма – общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством либо принятое на референдуме, выраженное в официальных государственных актах, регулирующее конкретную разновидность общественных отношений, реализация которого обеспечивается государством.

Признаки:
1) Устанавливается или санкционируется государством
2) Имеет общеобязательный характер
3) Регулирует конкретную разновидность общественных отношений
4) Выражается в официальных установленных государством формах
5) Характеризуется точной формулировкой содержащихся в ней предписаний
6) Обладает свойством системности
7) Рассчитана на регулирование неограниченного количества типичных ситуаций
8) Обеспечивается мерами государственного воздействия

Особенности:
1) Обязательность: норма права обязательна для всех, кому она адресована.
2) Формальная определенность: норма права, как правило, фиксируется в правовых актах государства.
3) Конкретность в определении круга субъектов права, их прав, обязанностей, гарантий: правовая норма адресована кругу лиц, определенных видовыми признаками, и четко закрепляет их права, обязанности и гарантии.

21. Структура правовой нормы. Трехзвенная и двухзвенная структура правовой нормы. Понятие гипотезы, диспозиции, санкции. Соотношение правовой нормы и статьи нормативного правового акта.
Структура правовой нормы- внутреннее строение нормы, наличие в ней взаимосвязанных между собой элементов. Норма права имеет трехзвенную структуру и состоит из:
1.(если) Гипотеза — это часть правовой нормы, предусматривающая обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться правилом, установленным данной нормой.
2.(то) Диспозиция – это основная часть правовой нормы ,в которой содержится само правило должного поведения, которым следует руководствоваться при наступлении условий, предусмотренных в гипотезе.
3.(иначе) Санкция – это часть правовой нормы, в которой указываются неблагоприятные юридические последствия невыполнения предписания, изложенного в диспозиции. Двухзвенная структура нормы права:
Считают, например, что норма права состоит из двух частей (если — то):
Первая часть нормы является гипотезой, а вторая – либо диспозицией, либо санкцией. Существует три варианта соотношения нормы права и статьи НПА:
Прямой способ изложения – в статье НПА излагаются все элементы правовой нормы ,логическая структура совпадает со статьей НПА.
Отсылочный способ изложения — в статье содержится не все структурные элементы данной нормы, но имеется отсылка к другим статьям этого же НПА, где находятся недостающие сведения.
Бланкетный способ изложения – для уяснения содержания отдельных элементов правовой нормы следует обратиться к нормам, изложенным в другим НПА.

Дата добавления: 2018-11-11; просмотров: 1231 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Критерии классификации норм административного права. Виды норм административного права: а) материальные и процессуальные; б) процедурные; в) регулятивные и охранительные; г) обязывающие, запрещающие и управомочивающие; д) нормы служебной (внутренней) регуляции; е) диспозитивные; ж) обязательные и рекомендательные; з) нормы постоянного и временного действия; и) общефедеральные и региональные.

Виды правовых норм выделяют в зависимости от определенных критериев их классификации. Используем основные из них, специально-юридические: 1) направленность норм на регламентацию материального содержания правового регулирования либо процедурно-процессуального порядка его осуществления; 2) функции права; 3) способы регулирования, характер субъективных прав и юридических обязанностей; 4) функциональная специализация норм; 5) связь нормативных предписаний с формами индивидуального регулирования; 6) характер и сила обязательности воли правотворческого органа, выраженной в норме; 7) время действия норм; 8) государственно-территориальный масштаб действия норм.

Критерий «Направленность норм на регламентацию материального содержания правового регулирования, процедурного или процессуального порядка его осуществления» позволяет выделить нормы материальные, процедурные, процессуальные.

Материальные нормы ориентированы на закрепление сфер ответственности, прав, обязанностей субъектов административного права, их правового положения. Таких норм большинство.

Процедурные нормы регламентируют порядок взаимодействия субъектов, осуществления предписанной им деятельности (порядка и процедур поступления на государственную службу, прохождения государственной службы, лицензирования видов деятельности, уплаты налогов и т.д.). Внешнее выражение они часто находят в административных регламентах. Например, в Регламенте Правительства Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260, определен порядок планирования и организации работы Правительства РФ .

Процессуальные нормы регулируют порядок рассмотрения и разрешения административно-правовых споров, обусловленных производством по делам об административных правонарушениях, служебных дисциплинарных проступках, обращениях физических и юридических лиц к субъектам государственной администрации.

Критерий «Функции права» даст нам возможность вспомнить о двух функциях — регулятивной и охранительной. Соответственно названному основанию выделяют регулятивные (правоустановительные) и охранительные (защитные) административно-правовые нормы. Регулятивные административно-правовые нормы предназначены для установления прав и обязанностей субъектов, правил нормальной их деятельности. Охранительные нормы обеспечивают защиту, охрану норм первого вида от нарушений посредством установления мер служебно-дисциплинарного и административного принуждения, ответственности. В административном праве подавляющее большинство норм регулятивные. Примером норм второго вида являются нормативные предписания, устанавливающие меры административной ответственности за административные правонарушения |45. Разд. II, гл. 5-21].

Критерий «Способы регулирования, характер субъективных прав и юридических обязанностей» позволяет классифицировать нормы па три вида: обязывающие, запрещающие, управомочивающие. В основу их выделения положены основные способы регулирования: обязывание, запрет, дозволение. Нормы обязывающие устанавливают обязанность субъектов административного права совершать определенные положительные действия. Пример такой нормы: «Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица» .

Запрещающие административно-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий в условиях, установленных нормами данного вида. Запреты носят общий либо специальный характер. Общим запретом является запрещение действий (бездействия), включенных законом в состав административных правонарушений. Специальный запрет касается установления каких-то особых ограничений. Так, согласно Федеральному закону «Об оружии» граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Однако им «запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения» . Приведенная административно-правовая норма содержит специальный запрет.

Управомочивающие административно-правовые нормы устанавливают дозволение, предоставляя субъектам право на осуществление тех или иных активных действий в пределах предусмотренных этими нормами требований. Субъекты сами по собственному усмотрению решают, воспользоваться предоставленным правом или воздержаться от каких бы то ни было действий. Так, гражданин самостоятельно принимает решение о том, воспользоваться ему гарантированным Конституцией РФ и законом субъективным правом на обращение в государственный орган (орган исполнительной власти) или оставить свое право неиспользованным .

Имеются некоторые особенности в реализации управомочивающих административно-правовых норм, если их адресатами являются органы (должностные лица), наделенные административной властью. Очень часто таким субъектам предоставляется общее право в пределах их компетенции принимать юридически властные решения, издавать правовые акты. Следовательно, по общему правилу, руководствуясь уиравомочивающими нормами, они вправе принимать указанные решения либо воздерживаться от их принятия. Однако существуют установленные в законодательстве условия, когда органы (должностные лица) обязаны издавать по определенным вопросам правовые акты, а в случае их непринятия несут юридическую ответственность за бездействие. Например, при приеме гражданина на государственную гражданскую службу представитель нанимателя не вправе уклониться от заключения служебного контракта и издания соответствующего правоприменительного акта 169. Ст. 23, ч. 1, 2; ст. 26, ч. 1]. Неиспользование должностными лицами властных правомочий на принятие решений (актов), когда принятие таких решений установлено в качестве их обязанности, рассматривается в административном праве как правонарушение.

Критерий «Функциональная специализация норм» позволяет выделить нормы, которые выполняют задачи внутренней административно-правовой регламентации. Их называют нормами служебной (внутренней) регуляции. В этой группе выделяют пять видов нормативных предписаний. Общие (общезакрепительные) нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных позиций административного законодательства, административного права, особенностей и компонентов регулируемых административным правом общественных отношений. В КоАП РФ содержится нормативное предписание общего характера о том, что «законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях» .

Декларативные нормы (нормы-принципы) устанавливают принципы, цели, задачи административного права, его подотраслей и институтов, а также институтов и органов исполнительной власти. Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит декларативные нормы о задачах законодательства об административных правонарушениях .

Оперативные нормы регламентируют изменение, отмену действующих административно-правовых нормативных актов, распространяют их действие на новый круг общественных отношений либо пролонгируют на новый срок. Нормы данного вида установили Федеральные законы «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лип»» .

Критерий «Связь нормативных предписаний с формами индивидуального регулирования» предоставляет возможность увидеть административно-правовые нормы, ориентированные на «обслуживание» индивидуального регулирования. В административно-правовой сфере велика роль властной правоприменительной деятельности. Однако в административном праве существует, хотя и в ограниченных масштабах, «автономное» (диспозитивное) регулирование, осуществляемое лично участниками общественных отношений па основе предоставленной им законом свободы распоряжения своими субъективными правами. Так, гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов .

Критерий «Характер и сила воли правотворческого органа, выраженной в норме» служит основанием для разграничения норм на обязательные и рекомендательные. От субъектов административного права требуется неукоснительно следовать обязательным нормам. Они не вправе самостоятельно отступать от установленных в них велений. За нарушение таких норм предусмотрено применение мер дисциплинарного или административного принуждения. Рекомендательные нормы не требуют от субъектов непременно придерживаться изложенных в них правил поведения, а лишь предлагают, рекомендуют следовать им. За отступление от административно-правовых норм данного вида не предусмотрено применение мер дисциплинарного или административного принуждения. Рекомендательная норма содержится в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно которой уставами высших учебных заведений может быть предусмотрено создание попечительских советов .

Критерий «Время (период) действия норм» является основанием для классификации норм административного права на два вида: а) установленные на неопределенный срок действия; б) установленные на определенный срок действия. Первые получили название норм постоянного действия. Их подавляющее большинство. Они сохраняют свою юридическую силу до изменения или отмены. Вторые именуют нормами временного действия. Законодатель связывает их действие со сроком (моментом) или существованием определенных условий, ситуации, для регулирования которых подобные нормы были приняты либо с наступлением одновременно обоих указанных обстоятельств (срока и условий). Нормами временного действия вводится ограниченный по времени административно-правовой режим чрезвычайного положения. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» установил, что введение чрезвычайного положения является временной мерой, что срок его действия, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях — 60 суток |32. Ст. 1, ч. 2; ст. 9, ч. 1].

Критерий «Государственно-территориальный масштаб действия норм административного права» позволяет выделить два вида норм административного права. Первые называют общефедеральными. Они распространяют свое действие на территорию РФ в целом как федеративного государства и содержатся, например, в федеральных законах. Вторые принимают для регулирования общественных отношений в субъектах РФ, т.е. в ее отдельных государственно-территориальных образованиях. Поэтому они получили наименование норм субъектов Российской Федерации или региональных и соответственно присутствуют в законах, иных нормативных правовых актах субъектов РФ.

Многообразие административно-правовых норм позволяет классифицировать их по целому ряду оснований. По юридической силе административно-правовые нормы подразделяются на законодательные, содержащиеся в законах и иных нормативных актах органов законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов, нормативных актах законодательных (представительных) органов местного самоуправления; подзаконные, содержащиеся в актах Президента Российской Федерации, президентов республик в составе России, постановлениях Правительства РФ, глав администраций и правительств субъектов РФ, глав местных администраций; отраслевые (или ведомственные), содержащиеся в отраслевых (ведомственных) нормативных актах; локальные, содержащиеся в нормативных актах организаций. По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на регулятивные, которые регулируют правила поведения участников административно-правовых отношений, определяют обстоятельства, условия и порядок возникновения, изменения и прекращения данных отношений; охранительные, которые обеспечивают защиту (охрану) урегулированных общественных отношений. По предмету регулирования нормы подразделяются на материальные, которые юридически закрепляют обстоятельства и условия возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений, правила поведения, права, обязанности и ответственность их участников и др.; процессуальные, которые регламентируют порядок (процедуру) организации административно-правовых отношений; реализации участниками отношений установленных материальными нормами их прав и обязанностей. По методу воздействия на поведение субъектов административно-правовые нормы можно разделить на обязывающие, которые содержат предписания субъектам правоотношений совершать в определенных условиях те или иные действия; запрещающие, которые содержат запрет на совершение тех или иных действий; уполномочивающие, в которых не содержатся прямые предписания и запреты, но отражается возможность субъекта административно-правовых отношений действовать с учетом требований нормы по своему усмотрению; стимулирующие (поощрительные), которые с помощью средств материального и морального воздействия обеспечивают должное поведение участников регулируемых общественных отношений. По форме предписания административно-правовые нормы подразделяются на императивные (категорические), подлежащие обязательному, безусловному исполнению; рекомендательные, которые не имеют обязательного характера, а направлены на совершенствование регулирования общественных отношений. По пределу действия (кругу лиц) нормы можно разделить на общеобязательные, которые адресованы широкому кругу участников административно-правовых отношений; внутриаппаратные, адресованные государственным и муниципальным служащим. По территории действия административно-правовые нормы делятся на общефедеральные, действующие на всей территории России; нормы субъекта Федерации, действующие на территории одного субъекта Российской Федерации; местные, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и действующие на территории муниципального образования; межтерриториальные, действующие в нескольких территориальных образованиях. По объему регулирования административно-правовые нормы можно разделить на общие, регулирующие вопросы организации и деятельности во всех отраслях экономики, социально-культурной и административно-политической сферах; межотраслевые, регулирующие вопросы организации и деятельности нескольких отраслей; отраслевые (ведомственные), регулирующие организацию и деятельность одной отрасли; локальные, установленные для конкретной организации, предприятия, учреждения. По сроку действия административно-правовые нормы подразделяются на срочные, которые рассчитаны на определенный, указанный в норме срок ее действия; постоянные (бессрочные), не имеющие такого срока; чрезвычайные, рассчитанные лишь на время существования чрезвычайных обстоятельств (например, введения особых условий управления).

Добавить комментарий