Религиозно традиционная правовая система

Данная система не является единой, например как, романно — германская или англосаксонская правые системы. В нее входят правовые системы нескольких религий, и является единой не по содержанию — характеру нормативно — правовых актов и их употреблению на практике, а по ее форме. К этой системе относятся те религии, которые в той или иной степени содержат нормы права.

В этих правовых системах «право» понимается иначе, чем в выше сказанных. В ней наряду с религиозными нормами права правовыми признаются и религиозные догмы. Такое положение действует в мусульманском и индусском праве.

Мусульманское право (шариат) окончательно сложилось в X в. и ни как не изменилась на сегодняшний день. Истоки права связывают с именем пророка Мухаммеда (521 — 632 гг. н. э.), изложившим в своих публичных проповедях систему религиозных и правовых взглядов, полученных им непосредственно от Аллаха. Система этих взглядов закреплена в священной книге мусульман — «Коране». К концу X в. исламскими правоведами и судьями путем толкования Корана была сформулирована система конкретных правовых норм, образовавших завершенную систему права, которая была канонизирована — названа священной, не подлежащей ни какому пересмотру. Так как мусульманское право имеет божественное начало, государство теряет возможность заниматься законотворчеством.

Мусульманское право регулирует отношения только между мусульманами. Отношения мусульман с представителями других религиозных конфессий регулируется светскими законами, либо соглашениями сторон Клейменов И.М. Криминолого — правовая характеристика мусульманской правовой семьи: сб. статей. М. 2003..

Основными источниками мусульманского права являются тексты религиозны писаний. Прежде всего это священные книга мусульман «Коран» (114 сур(глав), содержащих более 4000 коротких стихотворных фрагментов). Среди религиозных строф «Корана» встречаются и правовые строфы (около 250, в том числе 70 строф по вопросам гражданского права, 30 — по вопросам уголовного права, 15 — по вопросам уголовного процесса, 70 — по вопросам правового положения личности (мужчины).

Положение «Корана» дополняются другими источниками. В частности, «Сунна» (сложилась в период с VII по IX в.) содержит свод правил поведения, записанных учениками Мухаммеда, с учетом его высказываний и поступков. Правовые положения Сунны носят казуальный характер, поскольку связанны с конкретными эпизодами жизни пророка. Положения (адаты) Сунны не являются равноценными — их делят на аутентичные, хорошие и слабые. Обязательное значение придается только аутентичным адатам, которые образуют основу мусульманского права и конкретизированы в его третьем источнике — «Иджме».

«Иджма» содержит систему правовых норм, которые были выведены авторитетными богословами и юристами путем толкования и разъяснения правовых строф Корана и адатов Сунны. Иджма признается основным источником права при разрешении конкретных дел.

В мусульманском праве отсутствует деление норм на частное и публичное право. В числе его главных отраслей выделяются уголовное, гражданское, судебное, семейное право, отрасль властных норм ( вопросы государственного и административного права).

Классический мусульманский суд состоит из одного судьи (кади). При этом отсутствует какие — либо кассационные и надзорные инстанции. Однако в ряде современных государств предпринимаются попытки реформирования системы мусульманских судов. Так, Египет, Тунис, Пакистан, Алжир, Турция от них отказались полностью, в Судане система таких судов приняла многоступенчатый характер. В то же время в Иране наблюдается противоположная тенденция — Конституции 1979 г. установила обязательность соответствия всего действующего законодательства шариату и рассмотрение мусульманскими судами гражданских и уголовных дел.

В XX в. в ряде мусульманских государств стала производиться активная законотворческая деятельность, была создана система светского права, ориентированная на нормы европейского права. В настоящее время мусульманские и светские законы действуют параллельно, в частности, в Турции, Египте, Сирии, Тунисе, Ираке, Южном Йемене и других арабских и африканских государствах.

Система индусского права

Индусское право является самой древней правовой семьей. Ее «возраст насчитывается более чем четыре тысячи лет. Подобно мусульманскому праву, индусское право не является национальным правом. Эта система норм (большей частью моральных, религиозных и традиционных), образующих основу мировоззрения и поведения членов общин индии и других стран, где исповедуется индуизм (Пакистан, Бангладеш, Бирма, Малайзия, Южный Йемен, Непал и проч.)

Индусское прав определяет личный статус человека и общества, регулирует отношения собственности, пользования имуществом, наследования, трудовую деятельность общины.

Исторически основным источником индусского права выступают сборники религиозных песен, молитв, гимнов, созданных во II тысячелетие до н.э. Впоследствии нормы индусского права были закреплены в различных письменных источников (шастрах). Примером таких источников могут служить «Законы Ману», законы Яджнавалкья, законы Нарада и др.

Согласно индуистской идеологии поведение людей определяется тремя движущими силами: добродетельно, интересом и удовольствием. Соответственно выделяются три вида шастр: дхарама — учит людей искусству добродетели, угодному богу поведения; артха — учит искусству управлять и быть богатым; кама — учит получать удовольствие. Согласно дхармашастре всемирный естественный порядок установлен богами, которые являются и его хранителями. От человека лишь требуется надлежащее исполнение своих обязанностей, что обеспечивает поддержание установленного порядка. При этом круг обязанностей зависит от принадлежности субъекта к той или иной социальной группе (касте).

Индуизм выделяет четыре касты:

  • 1. Брахманы (священнослужители)
  • 2. Кшатры (воины и правители)
  • 3. Вайши (землевладельцы и ремесленники)
  • 4. Шудры (слуги).

Кроме того, определенные слои населения признавались изгоями общества — кастой неприкасаемых, предназначенной для выполнения наиболее тяжелых и не престижных работ.

Среди источников индусского права можно выделит также сборники, в которых комментируются положения шастр. Выбор дхармашастры и сборника ее комментариев, которые надлежит исполнять, осуществляют сами жители то или иной общины. Более того, им разрешается пользоваться и местными обычаями (даже если они противоречат дхарме) Теория государства и права: учеб. пособие / А.В. Малько, В.В. Нырков, К.В. Шундиков. — 4-е изд. — М. 2012. С 222-223..

Индусскому праву неизвестны такие источники, как законы и судебные прецеденты. Правителям разрешено принимать нормативные акты, но этот вид деятельности не регулируется дхармашастрой, поскольку входит в сферу управления, регулируемую артхашастрой. Дхарма обязывает население повиноваться приказам правителей. Однако всю полноту ответственности за несправедливые нормативные предписания несут лица, их издавшие. Судья, применяющий несправедливый закон, не обязан слепо следовать ему, а должен найти способ вынести справедливое решение Нерсесянс В.С. Общая теория права и государства. — М. 1999. С 134..

Параллельно с индусским правом в странах, где исповедуется индуизм, могут действовать и государственные законы. Например, в Индии это кодексы и законы, принятые в период колониального господства Великобритании, а также нормативные акты, принятые в новейший период истории. Действие государственного права распространяется на всех граждан страны, независимо от религиозных убеждений. В качестве источника права в современной Индии признается и судебный прецедент ( в частности, таковым является решение Верховного суда). Вместе с тем значительная часть населения продолжает жить, ориентируясь на принципы и нормы индусского права.

Религиозно-традиционная правовая семья — это совокупность или религиозных правовых систем государств, основанных на вероучениях, или традиционных правовых систем государств, основанных на обычном праве, приспособленном к новым национальных отношений.

К религиозным правовых систем относят: мусульманское право, иудейское право, индусское право, каноническое право христианской религии. К традиционным правовых систем относятся: японское право, дальневосточное право, обычное право отдельных государств Африки, Азии, Океании.

Мусульманское право базируется на обязательствах мусульман перед Аллахом и другими исламистами, изложенных в Коране, а также на санкциях за нарушение этих обязательств.

Источники мусульманского права: Коран — слово Аллаха, книга, содержащая как общие религиозно-нравственные положения, так и конкретные правила поведения мусульман, которые возникли при решении пророком Мухаммедом конкретных конфликтов, или в результате его ответы на вопросы; сунна — толкование положений Корана в виде примеров из жизни Мухаммеда для руководства верующими собственными действиями; иджма — согласованное толкование юристами ислама Корана и сунны для решения вопросов, которые не отражены в этих источниках; кияс — решение по аналогии согласно новых общественных отношений.

Иудейское право — право еврейского народа. Основными источниками являются: учение Торы, полученное Моисеем на горе Сион; Мишна; Мндрашим; Барайту; Иерусалимский и Вавилонский талмуд.

Индусское право — совокупность религиозных, моральных и правовых норм, основой которых является индуизм. Источники права: веди — идейные принципы индусского права; смрити — комментарии вед, собрание высказываний выдающихся людей; правовые обычаи — правила поведения для каждой касты.

Каноническое право совокупность канонов (правовых решений), которые установлены на христианских церковных собраниях, а также постановления Папы Римского в католической церкви. Каноническое право сочетает моральные и корпоративные правила поведения и признается законом при поддержке соответствующим государством (например Ватиканом).

Традиционное японское право — совокупность моральных, религиозных и правовых норм, сложившихся на основе философии Древнего Китая, обычаев своего народа, рецепции ро-мано-германского и американского права. Значительную роль при решении юридических дел играют нормы «гири», предусматривающие примирения сторон до обращения в судебные инстанции.

Дальневосточное обычное право — базируется на философских учениях Конфуция о гармоничном поведение людей. Основные источники правового поведения: нормы-традиции (ритуалы), этические нормы, нормы-обычаи, нормы права.

Обычное право государств Африки, Азии, Океании — совокупность правил поведения, сложившихся на основе норм-обычаев в течение длительного времени, а также норм права колониальных держав. Обычное право имеет в основном неписаный характер и передается поколениями. Оно защищает интересы сообщества, а не отдельного человека. Спорные вопросы в основном рассматриваются, не доходя до официальных судов.

Основные современные концепции права

Анализируя труды представителей различных направлений и школ, можно сделать вывод, что право в большинстве случаев они рассматривают как явление самостоятельное, существующее автономно по отношению к государству, и поэтому право стоит над государством. Отрыв права от государства обусловливает распространенное в наше время утверждение о том, что основным источником права является судебный прецедент и обычай, а не нормативно-правовой акт государства. Последняя обязана только их санкционировать и обеспечить защиту.

«Многогранность» права также общей чертой всех современных концепций права. Считают, что право «растворяется» в системе социального регулирования, а его составляющими являются справедливость, гуманизм, мораль, система ценностей.

Наиболее распространенными являются такие современные концепции права.

1. Теория естественного права (Платон, Сократ, Г.Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, А. Радищев), что такие общие черты и положения:

• право возникло из природы человека и существует независимо от государства, поэтому оно вечно и независимое;

• право, создается государством, имеет значение только тогда, когда оно соответствует основам естественного права.

В XX в. эта теория приобрела вид «возрожденного естественного права», представители которого разделяют право на:

• постоянное естественное право;

• временное позитивное право, которое зависит от естественного права и должна соответствовать ему.

В зависимости от того, как и из чего возникают естественные права человека, различают следующие доктрины:

а) неотомизм, протестантизм и другие, согласно которым эти права происходят от созданного Богом порядка бытия;

б) неогегельянство — естественные права является результатом гармонии объективного разума и идеи права;

в) нео — источником этих прав является «чистое» мышление, охватывает и «должное», и «сущее»;

г) феноменологическую доктрину — естественные права вытекают из правовых ценностей;

д) экзистенциализма — они возникают из существования абстрактного человека;

е) герменевтическую — естественные права вытекают из исторического правопонимания.

2. Историческая школа права (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пух-и) доказывает, что естественное право тождественно положительном, а последнее — не только право, которое порождается государством. Законодательная государственная власть лишь систематизирует, дополняет то право, которое возникает стихийно в результате деятельности людей.

Поэтому право в своем историческом развитии проходило два последовательных этапа:

• в форме обычаев (обычное право);

• В форме материала для обработки его законодателем (позитивное право).

Любое право не может функционировать, если оно оторвано от исторического развития общества. Такое утверждение в целом является положительным. Недостаток этой теории в том, что преувеличено роль правовых обычаев.

3. Концепция позитивизма (Д. Остин, К. Берг, М. Коркунов, Г. Шершеневич) призывает к изучению только позитивного права — его оценки и критики, невозможности познания сущности права, описания и систематизации норм права, формального их анализа.

Представители позитивизма считают, что право является совокупностью норм, представленных объективно, не требующих идеологического обоснования. Поэтому роль права в обществе заключается в обеспечении социального компромисса. Исходным элементом права является его нормы, рассматриваются как навсегда установленные догмы, а его единственным источником — государственная власть, наделенная принудительной силой.

4. Теория нормативизма (Г. Кельзен), которая возникла в результате дальнейшего развития позитивизма доказывает, что юридическая наука должна заниматься формой права, а не его содержанием, ограничивая себя лишь изучением норм права, его элементов и структуры. Она не должна изучать идеологические, ценностные аспекты права, моральные и политические его оценки. Поэтому по этой теории право — это совокупность правил поведения, регулирующих общественные отношения с точки зрения должного и сущего, независимо от реальной жизни.

Защищается так называемая «многоступенчатость» в праве, суть которой в том, что высшие нормы является базой для низших, степень которых образуют индивидуальные нормы, создаваемые судом и органами управления.

В этой теории положительным является то, что такой подход позволяет создать и усовершенствовать систему законодательства, а отрицательным — пренебрежение природными и нравственными аспектами в праве.

5. Социологическая концепция (Е. Эрлих) доказывает, что право коренится не в законах, а в обществе, поэтому его источник следует искать в поведении людей, которые реализуют право. Итак, преимущество отдается судебной и административной правотворчества (идея «живого права»).

В современной юридической науке эта концепция представлена в основном гарвардской школы права (Г. Паунд) и «реалистами» (Д. Франк, К. Левелин, М. Коген), которые изучают право в тесной связи и взаимодействия с обществом и объявляют его главным инструментом социального компромисса (право функционирует с целью обеспечения всеобщего единства). Поэтому реальное право — это право, которое создается в процессе практической деятельности судей и должностных лиц.

6. Психологическая школа права (Л. Петражицкий, Г. Тард, Л. Кнапп) считает, что источником права является переживания и эмоции человека, поэтому оно рассматривается в нескольких аспектах:

• как право официальное — основывается государственной властью;

• как право неофициальное — право вообще, групп, сообществ;

• как позитивное право — изложенное в кодексах, законах и т.д.;

• как интуитивное право — состоит в психике индивида как результат его самоопределения в обществе.

Главным является интуитивное право, которое является динамичным и всегда выражает интересы человека. Оно определяется критерием оценки позитивного права.

Положительным в этой теории является то, что она учитывает психологические особенности людей, роль правосознания в правовом регулировании общественных отношений, отрицательным — то, что эта теория оторвана от объективной реальности.

7. Теория интегративной юриспруденции связывается с именем Д. Холла. Суть ее заключается в попытке соединить отдельные элементы теории естественного права, позитивизма и социологической школы, создав тем самым новую школу права, которая бы отвечала духу времени. Согласно такому подходу вся структура права одновременно находится как в состоянии статики — нормы права, так и в состоянии динамики — правовые отношения. Источниками права являются и законодательная деятельность государства, и правотворческая деятельность суда.

.Семья религиознотрадиционного праваПринципы, которыми руководствуются страны с си­стемой права, опирающейся на религиозные догмы, бывают двух видов: 1)право признается как большая ценность, но оно понимается иначе, чем в странах Запада, имеет место тесное переплетение права и религии (страны мусульманского, индусского и иудейского права); 2)отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться только религией (некоторые страны Дальнего Востока, Африки, Мадагаскар).

Мусульманское право— это система норм, вы­раженных в религиозной форме и основанных на му­сульманской религии — исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный мо­мент истории открыл его человеку через своего про­рока Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социаль­ной жизни. Ислам — самая молодая из трех мировых религий. Она содержит теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусу­льманин должен верить, и шариат, т. е. предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе на русский язык «путь следования» и составляет то, что называется мусуль­манским правом. Шариат основан на идее обязанно­стей, возложенных на человека. Последствием невы­полнения обязанностей является грех. Грех того, кто их нарушает. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, — это ре­лигия закона. К чертам мусульманского права относятся: Архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник. Развитие этой системы права прекратилось в X в. н. э., когда отпала возможность его толкования. Дуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (Кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти.

Индусское правосоставляет вторую систему ре­лигиознотрадиционной семьи и относится к древне­йшим системам в мире. Это право общины, которая в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, испо­ведует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к опреде­ленному миропониманию. Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на соци­альные иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже мора­ли. Оправдание кастовой структуры общества — осно­ва философской, религиозной и социальной системы индуизма. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. Конституция 1950 года отвергла систему каст и за­претила дискриминацию по мотивам кастовой при­надлежности. В индусском праве произошла своего рода революция. Однако основной закон применяет­ся только к индусам.

Есть свои особенности у систем китайского и япон­ского права. Внешнее китайское право»европеизировалось» и вошло в семью правовых систем, основанных на римском праве. При этом продолжали существовать традиционные понятия, и именно они преобладали в жизни. Имеется в виду конфуцианство, соблюдение ритов (правил), предписываемых обычаями, неува­жение к суду, презрение к людям, знающим закон. В 1978 году принята Конституция КНР. Начиная с 1979 года издан ряд нормативных актов. Однако отме­чается, что законодательство в Китае не может быть реализовано, пока существенно не возрастет количе­ство судов, судей и адвокатов и не изменится тради­ционная враждебность к законам. Считается, что современная правовая си­стема Япониив своих основных чертах сфор­мировалась в эпоху Мейдзи («просвещенного правителя»), начавшуюся с буржуазной революции 1867—1868 годов и закончившуюся в первом десяти­летии XX в. До этого на протяжении нескольких веков Япония находилась под сильным влиянием Китая, что явно отразилось на ее праве. Основной принцип гла­сил: «Народ не должен знать законов, но лишь подчиня­ться им». При этом исходной была концепция древ­некитайского права, согласно которой неизвестность грядущего наказания сильнее удерживает от соверше­ния преступления, чем точное знание конкретного на­казания.

Особенно значимые изменения в японском законо­дательстве произошли после Второй мировой войны, когда в 1946 году была принята конституция. На законодательство в области регулирования тор­говли и функционирования промышленных компаний влияние оказало американское право. Под его воз­действием были внесены изменения и в другие отра­сли действующего законодательства (семейное, на­следственное и др.). Источниками гражданского и торгового права в Япо­нии признаются действующие обычаи и нормы морали. Интенсивно развиваются пенсионное законодате­льство, законодательство об охране окружающей сре­ды, трудовое законодательство, а также процессуаль­ное всех видов.

.
44. Формы (источники) права, их понятие и виды

Источник права – форма выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование, изменение или констатацию факта прекращения существования права определенного содержания. Юридическая норма может быть выражена в различных формах. Виды источников права:

1. Правовой обычай – санкционированный государством обычай, приобретший в силу этого характер юридической нормы..

Исторически в раннеклассовых обществах юридическая норма появляется в виде правового обычая, который регулирует все сферы общества (трудовые, религиозные, брачносемейные). Постепенно выделяются наиболее важные – имущественные общественные отношения, появляется власть, полнота власти принадлежит верхушке общества, доминирующее положение которой определяется имущественным положением. Власть начинает нуждаться в закреплении своего статуса, с этой целью выбираются соответствующие обычаи, которые санкционируются государством.

Правовой обычай – самый первый источник права. Правовой обычай – самая органичная демократичная форма права. Недостатки правового обычая:

1)чтобы укрепился обычай, уходит много времени;

2)на отмирание обычая уходит тоже много времени;

3)правовой обычай из всех форм права наименее формализован (появляется возможность двоякого толкования). В России правовой обычай занимает незначительное место.

2. Прецедент – решение судебного или административного органа по конкретному вопросу, приобретшее силу юридической нормы и ставшее общеобязательным. Виды прецедента: судебный (решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем); административный; кассационный (решение, принятое в результате кассации, т. е. обжалования).

В раннеклассовых обществах прецедент утверждался как решение судебных органов, затем – как решение высшего судебного органа. Недостатки прецедента:

—при использовании прецедента резко сужается круг субъектов правотворчества;

—прецедент очень сложно изменить.

К достоинствам прецедента можно отнести более простой порядок введения, чем правовой обычай.

3. Нормативно-правовой акт – акт правотворчества, принятый в особом порядке строго определенными субъектами и содержащий норму права. Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно.

Нормативный акт имеет преимущества перед другими источниками права:

– государственные органы, принимающие эти акты, имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса;

– в силу определенных правил изложения нормативный акт является наиболее целесообразным способом оформления устоявшихся норм;

– на него легко ссылаться, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением. Ему присущи следующие особенности: исходит от строго определенных субъектов (например, указ Президента России, постановление Правительства РФ); принимается в четко установленном порядке; имеет установленную форму и реквизиты (название, указание на орган, подпись должностного лица, печать, дата издания); он может быть относительно быстро принят, изменен, отменен; имеет временные, пространственные пределы действия; он всегда содержит юридическую норму. Классификация нормативно-правового акта:

1) по критерию сферы действия:

а) внешние; б) внутренние;

2) по критерию субъектов правотворчества:

а) акты референдума; б) акты органов государственной власти; в) акты президента; г) акты органов государственного управления (правительство, министерства, ведомства); д) акты должностных лиц.

Юридическая сила нормативноправового акта (какие акты приоритетнее):

—обладающие высшей юридической силой – законы;

—обладающие меньшей юридической силой – подзаконные акты.

С юридической точки зрения различают: закон в широком смысле слова – синоним права; – закон в узком смысле слова – вид нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой.

Закон – нормативноправовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти, регулирующий общественные отношения и обладающий высшей юридической силой (схема 14).

Наивысшей юридической силой обладают основные законы государства: конституция, т. е. в ней изложены наиболее важные юридические нормы. Затем законодательство по отраслям права и кодексы, законы, принятые в порядке текущего законодательства.

На основе закона как нормативноправового акта принимаются подзаконные акты. Это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Вся система таких актов строится на строгой их соподчиненное между собой. Их юридическая сила зависит от положения соответствующего органа, издающего подзаконный нормативный акт, в общей иерархической системе органов государства.

В зависимости от органа, принявшего подзаконный нормативный акт, их можно разделить на:

1) Общие подзаконные акты – нормативноправовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны.

По юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты действуют за подзаконными. Посредством подзаконных актов подразделяется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни. К общим подзаконным актам относятся: нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства.

В зависимости от формы государственного правления нормативноправовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов:

а) нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением;

б) постановления правительства. Это подзаконные нормативноправовые акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более конкретные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением и т. д.

2) Местные подзаконные акты. Это нормативноправовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах (в районах, городах, поселках и т. д.). В Российской Федерации это органы местного самоуправления. В таких актах решаются местные вопросы, они действуют на соответствующей территории и обязательны для всех лиц, проживающих или находящихся на этой территории. К числу местных нормативных актов относятся решения или постановления представительного органа местного самоуправления (совета, думы и др.), постановления, приказы, распоряжения исполнительных структур (мэра, главы администрации, префекта и т. д.).

3) Ведомственные нормативноправовые акты (приказы и инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями. Это нормативноправовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, транспортные, банковские и т. д.).

4) Внутриорганизационные правовые акты. Это такие нормативноправовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на всех членов этих организаций в рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативно правовые акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей.

4.Нормативный договор – соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является основным источником международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании РФ, договоры между РФ и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

5.Юридическая доктрина мнения, идеи и концепции выдающихся ученых юристов. В римском праве научные труды некоторых известных юристов зачастую клались в основу решения юридических дел.

6 Религиозные тексты (священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике). Этот источник применяется в первую очередь в мусульманском праве (Коран –• собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна – жизнеописание пророка Мухаммеда).

Добавить комментарий