Религиозные объединения и государство

Церковь — это религиозная организация, создаваемая для обеспечения регулярных отношений между ее членами и подразделениями религиозного объединения, а также для поддержания связи со светскими организациями.

Конституции большинства современных государств провозгласили самостоятельность и независимость церкви. Таким образом, отделение церкви от государства — черта современного мира.

В Российской Федерации Государственной Думой 19 сентября 1997 г. принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В соответствии с данным законом, религиозное объединение — добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.

Религиозные объединения могут создаваться и действовать в двух организационных формах: религиозной группе и религиозной организации.

Религиозная группа — добровольное объединение граждан, исповедующее и распространяющее веру без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Религиозная организация — добровольное объединение граждан, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории государства, образованное в целях совместного исповедания религии и зарегистрированное в качестве юридического лица.

В современном мире в зависимости от отношения к религии выделяются светские, теократические, клерикальные и атеистические государства.

Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, не является элементом политической системы общества. Церковь не вмешивается в государственные дела, она реализовывает духовную функцию, удовлетворяет религиозные нужды общества. Государство не вправе контролировать отношение своих граждан к религии, оно охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных объединений перед законом (Российская Федерация, Республика Беларусь, Франция, Германия и др.).

Теократическое государство является противоположностью светского, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии. Религиозные нормы являются основным источником права, регулируя все основные сферы частной и публичной жизни. Глава государства является одновременно и верховным священнослужителем. Таким государством была, например, Монголия до 1921 г., а сегодня являются Ватикан, Иран, Пакистан и др.

Клерикальное государство — это промежуточный вариант между светским и теократическим государством. Государственная власть сливается с церковью. В таких государствах одна религия по отношению к другим имеет статус государственной, получая от государства налоговые льготы, субсидии. Клерикальными государствами в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Израиль, почти три десятка исламских государств. В Италии в 1984 г. правительство и Ватикан подписали соглашение, отменяющее статус католической религии в качестве единственной государственной. Однако позиции католицизма в этом государстве по-прежнему очень сильны.

Атеистическое государство — это государство, в котором религиозные сообщества преследуются властями. Они, как правило, запрещаются либо находятся под жестким государственным контролем. В таких государствах церковь лишается имущества, запрещено издание и распространение религиозной литературы. Любая религиозная агитация наказывается — верующие и священнослужители подвергаются репрессиям. Нередко применяется открытое принуждение для насильственного разрушения религиозных систем. Таким государством был Советский Союз и другие так называемые страны народной демократии, Китай в 50-60-е гг. прошлого столетия.

Понятие религиозного объединения

Религиозные объединения – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
— вероисповедание;
— совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
— обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Виды религиозных объединений

Религиозные объединения могут создаваться в форме:
— религиозных групп и
— религиозных организаций
Религиозная группа – это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
Религиозная организация – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на
— местные и
— централизованные.
Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая
— не менее чем из десяти участников,
— достигших возраста восемнадцати лет и
— постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. В России никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, поскольку Российская Федерация – светское государство. В России религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства последнее:
а) Не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
б) не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;
в) обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:
а) создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой;
б) не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
в) не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

Первоначально в культовых действиях участвовали на равных основаниях все члены первобытной общины. Дифференциация их функций при отправлении обрядов происходит лишь по полу и возрасту. В зависимости от уровня развития данных общностей ведущую роль в культовой деятельности играют либо женщины, либо мужчины. Однако по мере усложнения общественной жизни выделяются специальные люди, которые играют все более важную роль в обрядах. Постепенно в религиозных группах вычленяются специалисты по проведению культовых действий: колдуны, шаманы. Они образуют своеобразную профессиональную группу, занятую таким видом деятельности, как организация и проведение обрядов.

Вначале эти и 575р профессионалы по-видимому избирались общиной и не имели никаких привилегий. Однако, позднее, по мере монополизации культовой деятельности, этот профессиональный и 575р слой превращается в особую социальную группу и становится частью родовой верхушки. Развитие процесса институциализации религии приводит к формированию такой системы отношений, при которой руководители общин, старейшины племен и другие деятели, осуществляющие в них функции управления, одновременно играли ведущую и 575р роль в религиозной и 575р жизни и 575р общины. Как отмечает немецкий историк И.Г. Бахофен, «в Древней Греции на стадии разложения родового строя военный руководитель являлся одновременно и верховным жрецом. Это связано с тем обстоятельством, что вся общественная жизнь на данном этапе была сакрализована. Все наиболее важные события внутриобщинной жизни и межобщинных отношений сопровождались совершением культовых действий».

Становление раннеклассового общества приводит к существенному усложнению общественной жизни, в том числе и религиозных представлений, а также к изменению социальных функций религии. На передний план выходит задача по регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих кругов, доказательству сверхъестественного происхождения власти правителей. И тогда начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий — богослужение и вместе с ним организация служителей культа — жреческие корпорации. Жреческая корпорация — это непросто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальная прослойка, или точнее, сословие. В разных странах и регионах формирование этого сословия происходит не одинаково. В одних странах жреческое сословие формируется как особое сословие внутри знати, из которой выделяется группа семей, специализирующихся в данной области, и передающая свое знание и социальное положение по наследству. В других странах это сословие образует замкнутую касту, занимающую господствующее положение в общественной жизни (например, брахманы в Индии).

Но и на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального института. Здесь еще осуществляется тесное переплетение хозяйственно-экономической деятельности, государственно-правового регулирования и культовой практика. В раннеклассовых обществах храмы были собственностью государства и в них накапливались огромные богатства. Жреческое сословие в определенной степени является составной частью государственного аппарата.

В исторической, социологической и философской литературе довольно развернуто показана определяющая роль жрецов в становлении государственной правовой системе общества. Однако, эта роль, главным образом, связывается с тем, что жрецы были самым образованным слоем раннеклассового общества. М. Вебер и Э. Дюркгейм убедительно показывали, что «… ведущая роль жрецов определялась не только тем, что они были самым образованными людьми своего времени, а той ролью, которую в общественной жизни раннеклассового общества играл сакральный элемент. Государственно-правовая регламентация в этих обществах являлась составной частью культовой системы. Идеологическое регулирование носило синкретическую форму, включающую в себя, наряду с моральными, и характер религиозного, и государственного — правового регулирования».

По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Постепенно вместе с самоопределением других надстроечных систем происходит самоопределение религиозной системы. Этот процесс связан с конституированием религиозных отношений.

Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, формирование у них определенных целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций: 1) Выработка систематизированного вероучения; 2) Разработка систем его защиты и оправдания; 3) Руководство и осуществление культовой деятельности; 4) Контроль и осуществление санкций за исполнением религиозных норм; 5) Поддержка связей со светскими организациями, государственным аппаратом.

Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации, одним из следствий которого является усиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечивания религиозной деятельности и отношений. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя, противостоящего основой массе верующих — служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и которые сосредотачивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.

В развитой форме религиозные организации представляют собой сложный социальный институт. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемая подсистемы. Первая подсистема включает в себя группу людей, занимающихся выработкой и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем за поведением, включающим в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая подсистема включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью.

Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержаться в различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями и руководящими органами религиозных объединений, между священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.

«» Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. «»

Статья 6. Религиозные объединения

1. Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

    вероисповедание;

    совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

    обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

2. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

3. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.

4. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Статья 7. Религиозная группа

1. Религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

2. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.

3. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Статья 8. Религиозная организация

1. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

2. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

3. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

5. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них.

6. Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.

7. Органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов.

8. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

9. Религиозная организация обязана ежегодно информировать зарегистрировавший ее орган о продолжении своей деятельности с указанием сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

    Указанные сведения о местных религиозных организациях могут представляться в регистрирующий орган соответствующей централизованной религиозной организацией.

    Непредставление указанных сведений в течение трех лет является основанием для обращения регистрирующего органа в суд с иском о признании религиозной организации прекратившей свою деятельность.

Статья 9. Создание религиозных организаций

1. Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

2. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

Статья 10. Устав религиозной организации

1. Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

2. В уставе религиозной организации указываются:

    наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование;

    цели, задачи и основные формы деятельности;

    порядок создания и прекращения деятельности;

    структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;

    источники образования денежных средств и иного имущества организации;

    порядок внесения изменений и дополнений в устав;

    порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;

    другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

Статья 11. Государственная регистрация религиозных организаций

1. Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Российской Федерации в порядке, установленном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. Государственная регистрация местной, а также централизованной религиозной организации, состоящей из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, осуществляется органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Федеральный орган юстиции регистрирует централизованные религиозные организации, имеющие местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

4. Государственная регистрация религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями в соответствии с пунктом 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, осуществляется органом юстиции, зарегистрировавшим соответствующую религиозную организацию.

5. Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий орган юстиции:

    заявление о регистрации;

    список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

    устав религиозной организации;

    протокол учредительного собрания;

    документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;

    сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

    документ, подтверждающий место нахождения (юридический адрес) создаваемой религиозной организации.

6. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к документам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.

7. Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются:

    заявление о регистрации;

    список учредителей религиозной организации;

    устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);

    документ, подтверждающий место нахождения руководящего органа (юридический адрес) создаваемой религиозной организации;

    нотариально удостоверенные копии устава и свидетельства о государственной регистрации учредителя (учредителей);

    соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей).

    При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.

8. Заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных настоящей статьей документов. В иных случаях регистрирующий орган вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. В случае несоблюдения заявителем (заявителями) требований, предусмотренных пунктами 5 — 7 настоящей статьи, регистрирующий орган вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя (заявителей).

10. В случае принятия решения о регистрации религиозной организации регистрирующий орган выдает заявителю свидетельство установленного образца о государственной регистрации религиозной организации и вносит сведения о государственной регистрации в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

11. Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу для третьих лиц со дня государственной регистрации.

12. В случае изменения данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, религиозная организация в месячный срок со дня внесения такого изменения уведомляет об этом регистрирующий орган.

Статья 12. Отказ в государственной регистрации религиозной организации

1. Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:

    цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации — со ссылкой на конкретные статьи законов;

    создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

    устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны;

    в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;

    учредитель (учредители) неправомочен.

2. В случае отказа в государственной регистрации религиозной организации о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа. Отказ по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации не допускается. Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации религиозной организации, а также его уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

Статья 13. Представительства иностранных религиозных организаций

1. Иностранной религиозной организацией именуется организация, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства.

2. Иностранной религиозной организации может быть предоставлено право открытия своего представительства на территории Российской Федерации.

    Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный настоящим Федеральным законом.

3. Порядок регистрации, открытия и закрытия представительства иностранной религиозной организации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В случае принятия решения о регистрации представительства иностранной религиозной организации ее представителю выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца.

5. Российская религиозная организация вправе иметь при себе представительство иностранной религиозной организации.

Статья 14. Ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства

1. Религиозные организации могут быть ликвидированы:

    по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;

    по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

2. Основаниями для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:

    нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

    действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

    создание вооруженных формирований;

    пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

    принуждение к разрушению семьи;

    посягательство на личность, права и свободы граждан;

    нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

    склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

    воспрепятствование получению обязательного образования;

    принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

    воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

    побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

3. Органы прокуратуры Российской Федерации, орган, осуществляющий регистрацию религиозных организаций, а также органы местного самоуправления вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы.

4. Правоспособность ликвидируемой религиозной организации как юридического лица прекращается, а имущество указанной религиозной организации распределяется в соответствии с ее уставом и гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Основания и порядок ликвидации религиозной организации по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности религиозной группы.

«» Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. «»

Виды. В соответствии с различными видами деятельности складываются отношения – внерелигиозные и религиозные. В ходе выполнения экономической, политической, государственной, просветительской и иной деятельности религиозные индивиды, группы, институты вступают в соответствующие этим видам активности связи. В них возможен субъективно полагаемый религиозный смысл, однако по объективному содержанию они внерелигиозны.

Религиозные отношения представляют собой вид отношений в духовной сфере общества. Они складываются в соответствии с религиозным сознанием, существуют и реализуются посредством религиозной деятельности, их носителями могут быть индивиды, группы, институты, организации.

Они имеют субъективный план, план сознания, которое полагает определенные отношения людей к гипостазированным существам и атрибутизированным свойствам и связям, а также верующих друг с другом. Первое отношение с необходимостью проявляется в человеческих связях, например: «мирянин – священнослужитель». Контакты среди верующих имеют отнесенность к указанным существам, свойствам, связям. С другой стороны, религиозное сознание, отражая и выражая действительные отношения, по их образу и подобию конституирует схемы религиозных отношений.

В соответствии с подобными схемами представляются отношения гипостазированных существ друг с другом и с людьми, людей с этими существами и между собой. Схемы моделируют отношения господства – подчинения (Господь и раб Господень), государственно-правовые структуры (Бог – Царь Небесный, Папа – монарх, каноническое право), судопроизводство (суд над Христом, Бог – судья, грешники – судимые, Судный День), семейные отношения (Бог Отец, Бог Сын, брат, сестра). Особое значение имеет воспроизведение нравственных отношений, по существу, всем религиозным отношениям придается моральное значение.

Имеются различные символические посредники, благодаря которым фиксируются религиозные отношения:

  • • предметы неживой и живой природы: икона, крест, распятие, ступа, черный камень, корова, крокодил, голубь и т.п. – тогда религиозные отношения принимают предметную, вещную форму;
  • • индивид или группа лиц: служитель культа, глава религиозной организации, функционер общины, обладатель «дара» и др. – в этом случае осуществляется персонификация взаимных связей верующих;
  • • образы Бога, духов, душ, Богоматери, Христа, Будды, бодхисаттвы, Мухаммеда, святых и т.д. – это идеализированная, образная форма опосредования («И сказал Иисус: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них”»);
  • • язык – отдельные слова и целые предложения, содержащие наставление о том, с кем и как надо общаться; этот способ фиксации отношений называется языковым.

Все символические посредники являются знаками, которые «прочитываются» индивидами, включающимися в религиозные отношения.

Следует различать внекультовые и культовые религиозные отношения.

Внекультовые актуализируются посредством внекультовой религиозной деятельности. В них преимущественное значение приобретают отношения между религиозными индивидами, группами, организациями. Например, занимаясь духовным производством, теологи обмениваются информацией, проводят богословские собеседования. Религиозный педагогический процесс предполагает наличие связей «учитель – ученик», «ректор – педагогический коллектив», определенных взаимоотношений между слушателями. Пропаганда, миссионерство, религиозное воспитание в семье осуществляются посредством информационных отношений, механизмов наставления, сообщения, адаптации. В религиозной организации складываются связи координации (взаимодействия по горизонтали) и субординации (соподчинения по вертикали), действуют отношения властвования.

Культовые отношения формируются в процессе культовой деятельности. Последняя акцентирует внимание на отношении к гипостазированным существам, атрибутизированным свойствам и связям. Эти отношения обнаруживаются между людьми. Во время отправления культа складываются отношения евхаристического единения, исповедальности, обрядовости, проповедничества и т.д. Ведущий богослужение или обряд играет специфическую роль, которая обусловливает своеобразие его взаимосвязей с рядовыми участниками и отношений рядовых участников друг с другом. Православное венчание, например, включает жениха и невесту во взаимные отношения, предписываемые нормами церковного брака; крещение устанавливает связь крестного сына или дочери с крестными родителями.

Носителями религиозных отношений в зависимости от степени влияния религии могли быть семья, профессиональная группа, сословие, страт, класс, государство, этнос или их части, т.е. такие социальные и политические объединения, представители которых относят себя к одному, общему вероисповеданию. Особенно большую роль в сохранении и воспроизводстве религиозных отношений играли социальные группы, выделявшиеся по религиозному признаку, – Варна брахманов в древнеиндийском обществе, общественная группа жрецов в древних рабовладельческих государствах, сословие духовенства в средневековых феодальных монархиях и т.д. По мере образования специальных религиозных общностей, общин, объединений, институтов, субгрупп, субинститутов к ним переходит приоритет актуализации, несения и трансляции религиозных отношений.

Религиозные отношения могут иметь разный характер: солидарности, терпимости и нейтралитета, конкуренции, конфликта и борьбы, – часто с сильной тенденцией религиозного фанатизма. Религиозные конфликты нередко соединяются с межэтническими и вместе образуют этнорелигиозные конфликты. Однако даже при мирном сосуществовании, как правило, наличествует представление о превосходстве данного объединения, конфессии, направления, религии.

Этнорелигиозный конфликт представляет собой один из типов конфликтов. Он может развертываться в экономической, политической, культурной и других областях, в малых и больших социальных группах и между ними, внутри государств и между ними, оказаться узколокальным и широко территориальным, протекать без применения насилия или с применением средств насилия (в том числе – военных).

Факторами возникновения этнорелигиозных конфликтов являются: 1) экономическое неравенство уровней развития стран и регионов, представителей тех или иных этнических или религиозных групп в данной стране и регионе; 2) непредставительность или неравная представительность представителей разных этносов и религий в различных областях деятельности – экономической, политической, государственной, в области культуры и искусства; 3) принуждение с использованием механизмов насилия во властных отношениях, угнетение одного этноса другим; дискриминация и сегрегация этнических и религиозных меньшинств; 4) ограничение свободы развития этнокультуры и прежде всего языка; 5) изменение этнодемографического баланса в регионе в результате притока мигрантов, появление «других» этнических и религиозных групп на территориях, в которых исторически получали распространение представители данного этноса со «своей» религией.

Этнорелигиозные конфликты носят синкретический характер: происходит слияние этнической и религиозной идентичностей. В такого рода конфликте может быть более действенной этническая или религиозная составляющая, и тогда важно не потерять «менее сильную» компоненту. Этнорелигиозный конфликт втягивается в сеть конфликтов – экономических, политических, правовых, государственных, занимает в этой сети определенное место, влияет на разного рода конфликты, может усиливать их напряженность, испытывает их влияние и может «подогреваться» ими. В этнорелигиозном конфликте (как и в других) акторами выступают и первая, и вторая, и третья, и т.д. сторона, а не одна какая-то – «ответственная» за его возникновение и протекание. Хотя в конкретных ситуациях конфликтогенность сторон может быть разной.

Религиозные организации

Виды. В качестве упорядочивающих деятельность и отношения инстанций выступают институты и организации. Для работы во внерелигиозных областях создаются экономические институты (например, «Банк Святого Духа» в Ватикане), политические партии (христианские, исламские и пр.), профсоюзы, женские, молодежные и прочие формирования.

Складываются учреждения и в религии – внекультовые и культовые.

К внекультовым относятся звенья управления внекультовой религиозной деятельностью (отделы образования, департаменты прессы, ректораты духовных учебных заведений и пр.), а культовые образуют институты, обеспечивающие культовые деятельности и отношения.

В первобытном обществе религиозных организаций не было. Руководили религиозными церемониями первоначально старейшины рода и племени. Постепенно появлялись те, кто осуществлял культовую деятельность: шаманы, знахари и т.д. Складывались религиозные группы – «тайные союзы», не совпадающие с этническими общностями. По мере дифференциации общества, разделения труда постепенно образуется сословие жрецов, а вместе с ним и религиозные организации.

Последователи определенного вероисповедания составляют религиозную общность. В ее рамках на основе различных видов деятельности – культовой и внекультовой – выделяется целая система религиозных субгрупп. Существование и функционирование общности как единого целого обеспечиваются организацией.

Строение религиозной организации предписывается традицией и обычаем, церковным правом или уставом, апостольскими правилами, конституциями и т.д. Они определяют составные части организации, совокупность позиций и ролей, правила субординации и координации деятельности индивидов и отдельных звеньев, узлы деятельности и, соответственно, группы деятелей, призванные обеспечить единство объединения. В зависимости от условий возникновения и существования религиозные организации принимают монархический (в католицизме, православии), парламентско-королевский (в англиканстве), республиканско-демократический (в кальвинизме, баптизме) и иные виды.

Общность, включающая в себя все организационные элементы, является религиозным объединением. Первичной ячейкой объединения является религиозная община, над общинами надстраивается комплекс звеньев вплоть до высшего – центра объединения. В объединении существует и целый ряд других составляющих, которые имеют специфические организационные связи, но в то же время включены в общую структуру (например, духовенство, монашество). Отдельные составные части имеют собственную инфраструктуру. Все звенья представляют взаимосвязанные органы целого. Механизмами контроля за деятельностью индивидов и различных элементов организации являются нормы религиозного права и морали, санкции и образцы, авторитеты.

Добавить комментарий