Решения принятые на референдуме

Статья 61. Юридическая сила решения, принятого на референдуме. 1. Решение, принятое на референдуме в Российской Федерации, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

2. Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, действует на всей территории Российской Федерации. Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, действует на территории данного субъекта Российской Федерации. Решение, принятое на местном референдуме, действует на территории соответствующего муниципального образования.
3. Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, регистрируется в органах государственной власти или органах местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов соответствующего уровня.
4. Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме соответственно, но не ранее двух лет после его принятия либо признано недействительным в судебном порядке.
5. Отмена судом решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, может быть произведена по следующим основаниям:
нарушение установленного настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования порядка проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, повлекшее невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума;
несоответствие закона, на основании которого проводился референдум субъекта Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, а также федеральному конституционному закону, федеральному закону, действовавшим на момент проведения данного референдума, несоответствие устава муниципального образования, на основании которого проводился местный референдум, Конституции Российской Федерации, а также федеральному закону, закону субъекта Российской Федерации, действовавшим на момент проведения данного референдума, повлекшие невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума;
противоречие решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, а для местного референдума — также и закону субъекта Российской Федерации.
6. Признание итогов голосования недействительными более чем на одной четверти участков референдума влечет за собой признание недействительными результатов референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума.
7. Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительного нормативного правового акта, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного нормативного правового акта.

Следующая статья «
К тексту закона «

ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА РЕШЕНИЯ, ПРИНЯТОГО НА РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА РЕШЕНИЯ, ПРИНЯТОГО НА РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

определенный законом порядок вступления такого решения в силу. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия РФ не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет итоги голосования. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более 50% граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение считается принятым на референдуме, если за него проголосовало более 50% граждан, принявших участие в голосовании. Решение, принятое на референдуме, с момента опубликования итогов голосования является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение обязательно на всей территории РФ и может быть изменено (отменено) только на новом референдуме. Если для реализации решения, принятого на референдуме РФ, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.

(В.Ч.)

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

21. Юридическая сила решений, принятых на референдуме.

  • •12. Порядок пересмотра Конституции рф.
  • •14. Российская Федерация – светское государство.
  • •15. Российская Федерация – суверенное государство.
  • •16. Политическая основа конституционного строя рф.
  • •17. Субъекты инициативы проведения референдума.
  • •18. Вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум.
  • •9. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.
  • •20. Подведение итогов голосования на референдуме рф.
  • •2. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
  • •21. Юридическая сила решений, принятых на референдуме.
  • •1. Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
  • •8. Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.
  • •22. Общественные объединения: понятие, организационно-правовые
  • •Организационно-правовые формы Общественных объединений, виды, формы общественных организаций
  • •Различают следующие виды общественных объединений:
  • •Общественная организация
  • •Общественный фонд
  • •24. Принципы экономической основы конституционного строя рф.
  • •25. Принципы социальной основы конституционного строя рф.
  • •26. Принципы правового статуса личности.
  • •27. Права и свободы человека в рф, отличие от прав и свобод
  • •28. Политические права и свободы граждан рф: общая характеристика.
  • •29. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина рф.
  • •30. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и
  • •32. Институт уполномоченного по правам человека в рф.
  • •33. Понятие гражданства и подданства, двойное гражданство,
  • •34. Гражданство как правовой институт и как правовое состояние.
  • •35. Принципы российского гражданства.
  • •36. Основания и порядок приобретения гражданства рф.
  • •37. Органы, решающие вопросы гражданства.
  • •38. Прием в гражданство рф в общем порядке.
  • •39. Прием в гражданство рф в упрощенном порядке.
  • •40. Гражданство детей при различном гражданстве родителей.
  • •41. Восстановление в гражданстве рф, оптация.
  • •42. Основания и порядок прекращения российского гражданства.
  • •45. Право и порядок въезда и выезда из рф иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • •46. Беженцы: понятие, статус.
  • •47. Вынужденный переселенец: понятие, статус.
  • •48. Понятие и формы государственного устройства.
  • •49. Принципы федеративного устройства рф.
  • •50. Компетенция Российской Федерации.
  • •51. Образование нового субъекта в составе Российской Федерации.
  • •52. Республика в составе рф, ее правовое положение.
  • •53. Область, край как субъекты рф.
  • •56. Система органов местного самоуправления.
  • •57. Принципы избирательной системы Российской Федерации.
  • •58. Понятие и виды избирательных систем.
  • •59. Избирательный процесс в рф: понятие и основные стадии.
  • •60. Голосование как основная стадия избирательного процесса.
  • •61. Предвыборная агитация как стадия избирательного процесса:
  • •62. Правовой статус Президента рф.
  • •63. Порядок избрания Президента рф.
  • •64. Основания досрочного прекращения полномочий Президента рф.
  • •65. Компетенция Президента рф.
  • •66. Правительство Российской Федерации в системе органов
  • •67. Законодательный процесс в рф: понятие, основные стадии.
  • •68. Состав и структура Государственной думы рф.
  • •69. Право и порядок выдвижения кандидатов в депутаты
  • •70. Определение результатов выборов в Государственную думу рф.
  • •71. Компетенция Государственной думы рф.
  • •72. Гарантии деятельности депутата Государственной думы рф.
  • •73. Помощник депутата Государственной думы: порядок назначения,
  • •74. Постоянные комитеты Государственной думы: состав,
  • •75. Совет Государственной думы: состав, полномочия. Полномочия совета государственной думы Глава 2 Регламента Государственной Думы:
  • •76. Право и основания роспуска Государственной думы рф.
  • •78. Порядок формирования Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • •79. Компетенция Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • •80. Постоянные комитеты Совета Федерации: состав, компетенция.
  • •81. Правовое положение члена Совета Федерации фс рф.
  • •82. Парламентское расследование Федерального собрания рф.
  • •83. Счетная палата Федерального собрания рф: порядок формирования, состав, полномочия. Статус
  • •Структура и порядок формирования
  • •84. Порядок образования Конституционного суда Российской Федерации.
  • •85. Принципы деятельности Конституционного суда рф.
  • •86. Полномочия Конституционного суда рф.
  • •87. Акты Конституционного суда рф, их юридическая сила.
  • •88. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда рф.
  • •89. Правовой статус судьи Конституционного суда рф.
  • •90. Гарантии деятельности судьи Конституционного суда рф.

4.2. Местный референдум

Конституция Российской Федерации наряду со свободными выборами называет высшим непосредственным выражением власти народа и референдум.

Местный референдум — это голосование жителей муниципального образования по утверждению наиболее важных вопросов местного значения. Законодательное определение референдума дано в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно ст. 2 данного Федерального закона референдум — это форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. Наряду с общероссийским референдумом предусматриваются также региональные и местные референдумы. Местный референдум — это референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

Конституционным Судом Российской Федерации было признано не противоречащим Конституции Российской Федерации положение Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о том, что на местный референдум не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления и о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления.

При этом Конституционным Судом было отмечено, что определение конкретных условий и порядка проведения местного референдума в соответствии с конституционным разграничением предметов ведения и полномочий между различными уровнями публичной власти, поскольку это не касается совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, относится к ведению субъектов Федерации и местного самоуправления. Однако это не означает, что пределы усмотрения органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления не могут быть ограничены федеральным законодателем исходя из интересов обеспечения прав граждан в сфере местного самоуправления и общих принципов его организации в Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, таким ограничением является предусмотренный оспариваемым положением запрет выносить на местный референдум вопросы о досрочном прекращении полномочий и о досрочных выборах органов местного самоуправления. Данное ограничение обусловлено тем, что каждая форма непосредственной демократии имеет собственное предназначение в системе народовластия, и реализация одной из них не должна препятствовать осуществлению других, необоснованно замещать их. Референдум как высшее непосредственное выражение власти народа, по смыслу Конституции Российской Федерации, не может быть направлен на отрицание состоявшихся законных свободных выборов, также являющихся высшим непосредственным выражением власти народа, поскольку фактически это приводило бы к пересмотру их итогов и, как следствие, — к нарушению стабильности и непрерывности функционирования органов публичной власти.

Вопросы референдума.

На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.

Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Федерации. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т.е. на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

— о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

— о персональном составе органов местного самоуправления;

— об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

— о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

— о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума.

Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Представительный орган муниципального образования вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение соответствующего референдума.

Уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Указанный срок не может превышать два года со дня официального опубликования результатов референдума.

Инициатива проведения референдума.

Инициатива проведения местного референдума выдвигается:

— гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;

— избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума;

— представительным органом муниципального образования и главой местной администрации. При этом такая инициатива должна быть выдвинута ими совместно.

Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Федерации и не может превышать 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется их правовыми актами.

Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Количественный состав инициативной группы по проведению местного референдума устанавливается законом субъекта Федерации.

Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума должна представить в орган, установленный уставом муниципального образования (обычно это представительный орган или избирательная комиссия муниципального образования), подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.

Назначение и проведение местного референдума.

Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации.

Принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.

Местный референдум назначается представительным органом муниципального образования. Представительный орган обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в данный орган документов, на основании которых назначается местный референдум.

В случае если местный референдум не назначен представительным органом в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, региональных органов государственной власти, избирательной комиссии субъекта Федерации или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.

Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении местного референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 45 дней до дня голосования.

В соответствии с уставом муниципального образования голосование на местном референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено уполномоченным на то органом на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.

Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Федерации.

Предыдущая

Проведение местного референдума

В соответствии с Конституцией РФ проведение местного референдума является высшей формой непосредственной демократии на муниципальном уровне.
Под понятием местного референдума в соответствии со ст.2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», понимается волеизъявление граждан которые проживают в границах муниципального образования, связанное с решением вопросов местного характера, путем голосования.
Порядок организации и проведения местных референдумов определяется:
1) законами субъектов РФ
2) уставами муниципальных образований.
На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.
На референдум не могут быть вынесены вопросы:
— ограничивающие или отменяющие общепризнанные права и свободы человека и гражданина
— противоречащие законодательству РФ
— противоречащие законодательству соответствующего субъекта Федерации
— о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий
— о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
— о персональном составе органов местного самоуправления;
— об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
— о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
— о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения
Могут участвовать в местном референдуме
— все граждане, проживающие на территории муниципального образования и обладающие активным избирательным правом
— иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования при наличии международного договора.
Не могут участвовать в местном референдуме
— граждане, признанные судом недееспособными
— граждане содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившего в законную силу.
Порядок проведения местного референдума
Решение о проведении местного референдума принимает представительный орган муниципального образования. Необоснованный его отказ в проведении местного референдума может быть обжалован в судебном порядке и путем прокурорского надзора в соответствии с действующим законодательством. Решение о проведении местного референдума должно быть опубликовано в средствах массовой информации либо обнародовано иными способами в пятидневный срок.
Граждане участвуют в голосовании на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Референдум не проводится
в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Представительный орган муниципального образования вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении его инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение соответствующего референдума.
Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти или органами местного самоуправления, их должностными лицами. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

Добавить комментарий