Республика признаки

Линии сравнения Президентская Полупрезидентская (смешанная) Парламентская
Порядок избрания президента Избирается всенародным голосованием( внепарламентский путь) Так же Избирается на заседании парламента
Порядок образования правительства Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента

Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии

Ответственность правительства Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству Двойная ответственность перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства.
Право роспуска парламента у президента Отсутствует Имеет право роспуска парламента Так же
Наличие поста премьер-министра Отсутствует Существует Существует
Объем полномочий президента Он не только глава государства, но и глава исполнительной власти Он- глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое несет за них ответственность
Современные государства США, страны Латинской Америки Франция, Россия, Австрия Италия, Индия, Германия, Швейцария

Основные типы государств по форме правления:

Автократия- самовластие( ауто- сам) – неограниченная власть одного лица( монарха, президента).

Аристократия- власть знати, привилегированного меньшинства знатных( лучших) людей.

Плутократия- власть богатых( плутос- богатство), господство в об-ве «денежных мешков».

Теократия- власть церкви( тео-бог) и духовенства( представителей бога на земле).

Тимократия- ( тимо- цена, часть) власть привилегированной верхушки, состоятельных людей.

Геронтократия- ( старик), власть старейшин, представителей старейшего поколения людей.

Демократия- народовластие, власть всего народа, широких слоев общества.

Охлократия- ( толпа), власть толпы, людей с площади, склонных к неблагоразумным действиям.

Монархия- власть одного правителя, монарха.

Олигархия- власть немногих, небольшой группы людей( богачей, политиков, военных).

Полиархия – ( много) власть многих: 1) власть в руках трех и более лиц( военной2 хунты, Политбюро ЦК КПСС), 2) форма демократии, при которой на действия пр-ва значительно влияют различные общественные организации( профсоюзы, фермеры, союзы предпринимателей).

Анархия- отсутствие власти, безвластие, вызывающее дезорганизованность в об-ве).

Диктатура- неограниченная власть одного лица, диктатора, группы людей;

Бюрократия- ( власть стола, столоначальники),чрезмерная власть чиновников в об-ве.

Республика (понятие в переводе с латинского «res publica» означает государственное, общественное дело) представляет собой форму правления, в которой должность главы государства считается выборной и сменяемой, а его власть характеризуется как производная от воли избирателей либо представительного органа.

В зависимости от природы субъекта, формирующего правительство, его подотчетности и подконтрольности данному субъекту, республики делят на три вида:

– президентский вид;

– парламентский вид;

– смешанный вид.

В президентских республиках (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, США и т.д.) именно президент выполняет вышеуказанную роль. В парламентских республиках (Италия, Германия, Индия и т.д.) эту роль исполняет парламент, а в смешанных республиках (Франция, Финляндия, Австрия и т.д.) – совместно парламент и президент.

В президентской республике выбор президента осуществляется непосредственно народом независимо от парламента. Президент одновременно выступает и главой государства, и руководителем правительства. Он самостоятельно назначает правительство и руководит его работой.

Парламент в президентской республике не имеет права на вынесение вотума недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент. Однако парламент обладает возможностью ограничения действий президента и правительства при помощи законодательства, а также через принятие и утверждение бюджета.

В ряде ситуаций в президентской республике парламент может отстранить от должности президента (например, при нарушении им положений Конституции). В свою очередь, президент имеет право отлагательного вето на решения законодательного (представительного) органа республики.

В условиях парламентской республики правительство создается законодательным органом и несет ответственность перед ним. Парламент вправе посредством голосования выразить вотум доверия или недоверия правительству в целом, главе правительства, конкретному министру.

Официально главой государства считается президент. При этом его избирает парламент, коллегия выборщиков или народ посредством прямого голосования.

В подобной ситуации в государственной властной системе республики он занимает весьма незначительное место: его обязанности в большинстве случаев ограничены представительными функциями. По объему и важности они похожи на функции главы государства при конституционных монархиях. Реальным руководителем же республики является глава правительства.

Особенностью смешанных (полупрезидентских и полупарламентских) республик выступает двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. В этих республиках президента и парламент выбирает непосредственно народ.

Главой государства в смешанных республиках выступает президент, который назначает руководителя правительства и министров с учетом сложившейся в парламенте расстановки политических сил.

Глава государства обычно выступает председателем на заседаниях кабинета министров, а также утверждает его решения.

При этом парламент наделяется правом контролировать работу правительства через процедуру утверждения бюджета страны, а также путем вынесения правительству вотума доверия или недоверия.

Таким образом, на современном этапе республика выступает наиболее популярной формой управления государства. Выделяют три основных вида республик: парламентская, президентская и смешанная. Каждый вид республики имеет свою характеристику и особенности.

1. источником власти признается народ;

2. коллегиальный (коллективный) принцип принятия решений;

3. все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом;

4. органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия;

5. высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении их полномочий.

Виды республиканской формы правления.

Президентская республика.
Форма республики, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и соединяющий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти.

— Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле: например, в США все назначения, сделанные президентом, должны получить одобрение Сената.

— Ответственно правительство перед президентом.

— Парламент не может выразить вотум недоверия кабинету министров.

— Президент не может распустить высший законодательный орган.

— Правительство возглавляется президентом, пост премьер‑министра отсутствует.

— Полномочия президента велики: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти.

— Пример: Соединенные Штаты Америки.

Парламентская республика.
Форма республики, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент и т. п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства.

— Глава государства избирается на заседании парламента.
-Президент может распустить парламент по рекомендации правительства.

— Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии. Во главе правительства стоит премьер‑министр, который фактически возглавляет всю систему исполнительной власти в стране.

— Правительство несет ответственность перед парламентом, который может вынести вотум недоверия как всему кабинету в целом, так и отдельным его членам.

-Президентские полномочия номинальны, любые политические действия он совершает по рекомендации правительства, которое и несет за них ответственность.

-Пример: Италия, ФРГ, Индия и др.

Смешанная (полупрезидентская) республика.
Форма республики, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республик.

-Глава государства избирается внепарламентским путем, т. е. всенародным голосованием.

-Правительство формируется президентом и должно получить вотум доверия высшего представительного органа. Возглавляет правительство премьер‑министр.

— Конституцией устанавливается двойная ответственность правительства: перед парламентом и перед президентом.

— В предусмотренных законом случаях президент имеет право роспуска парламента.

— Хотя президент в смешанной республике является главой государства, его полномочия в осуществлении исполнительной власти ограничены правительством.

-Примеры: Франция, Россия.

Право отлагательного вето.

Во всех разновидностях республиканской формы правления президент имеет право отлагательного вето, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов парламентариев. Однако этим правом глава государства широко пользуется только в президентских и смешанных типах республик.

Нетипичные виды республик.

Теократическая республика -Иран, Афганистан.

Республика Советов.

Ее признаки: откровенно классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних (обязательность решений вышестоящих Советов для нижестоящих), право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов.

Форма государственного устройства.

Унитарное государство.
Простое, единое государство, не имеющее в своемсоставе иных государственныхобразований.
— Территория унитарного государства делится на административно ‑ единицы, которые не обладают какой -либо политической самостоятельностью, хотя в хозяйственной, социальной и культурной сферах их полномочия могут быть достаточно широки.
— Государственный аппарат унитарного государства представляет собой единую структуру на всей территории страны.
— Гражданство унитарного государства — единое, административно ‑ территориальные образования собственного гражданства не имеют.
-Единая система права.
— Единая судебная система.
-Одноканальная налоговая система: налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам.
-Пример: Франция, Швеция, Турция Египет и др.

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности народности, допускает образованиеавтономий-внутреннее самоуправление районовгосударства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями-Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии.
В некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создаются национально‑культурные автономии. Такие автономии носят экстерриториальный характер. Представители определенной национальности создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры.
Федерация.
Сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью.

-Территория федерации включает в себя территории субъектов федерации, которые имеют собственное административное деление.
— Субъекты федерации обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью.
-Два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации.
— Парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отражает интересы субъектов федерации и при ее формировании используется принцип равного представительства всех субъектов федерации вне зависимости от численности населения, проживающего на их территории.
— Гражданство федерации — двойное: каждый гражданин — гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации.
-Две правовые системы: федеральная и субъектов федерации. Последние имеют право принятия собственной конституции.
-Установлен принцип иерархии законов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству.

-Наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды.

-Налоговая система федерации — двухканальная: наряду с федеральными налогами, поступающими в федеральную казну, существуют и налоги субъектов федерации.
-Пример: США, ФРГ, Россия, Индия и др.

Виды федерации.

Национально‑государственные -субъекты образуются по национально‑территориальному признаку.
Пример: частично в Российской Федерации.
Административно‑территориальные — в создании субъектов, как правило, лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы (ФРГ, США и др.).

Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленного в договоре-
США, СССР.
Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств или договорных федерации, сами создают в своем составе собственные субъекты, наделяя их частью суверенитета — Российская Федерация.

Право сецессии.

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выход из состава федерации — право сецессии — односторонний выход субъекта федерации из ее состава.
В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия). Однако по Конституции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода в 1990—1991 гг.

Конфедерация.
Постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких‑либо общих целей.

-Не имеет собственной территории — она состоит из территорий входящих в ее состав государств.
— Субъекты конфедерации представляют собой суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава.
— Конфедерация образует центральные органы, которые наделены полномочиями, делегированными им государствами — членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в конфедерацию. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществляются только с согласия органов власти соответствующих государств. Конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты не действуют непосредственно на территории членов конфедерации и нуждаются в ратификации их парламентами.
— Гражданство конфедерации отсутствует: каждое государство имеет свое гражданство.
— Отсутствует и единая судебная система.
— Налоги отсутствуют, бюджет конфедерации формируется из добровольных взносов государств — членов конфедерации.
Последней конфедерацией была Сенегамбия в 1981—1988 гг.

В последние десятилетия в мире возникло множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество и др.
Пример:
— Европейский союз;
— после распада СССР на его геополитическом пространстве возникло Содружество Независимых Государств (СНГ);
— Британское Содружество наций, состоящее из Англии и ее бывших колоний, оно образовалось после Второй мировой войны в результате распада Британской империи.

Формы правления, политические режимы и системы

  • Автократия
  • Анархия
  • Аристократия
  • Бюрократия
  • Геронтократия
  • Демархия
  • Деспотизм
  • Джамахирия
  • Диархия
  • Идеократия
  • Изократия
  • Клептократия
  • Коммуна
  • Корпоратократия
  • Критархия
  • Марионеточное государство
  • Матриархат
  • Меритократия
  • Милитократия
  • Ноократия
  • Однопартийная система
  • Олигархия
  • Охлократия
  • Плутократия
  • Талассократия
  • Теллурократия
  • Теократия
  • Технократия
  • Тимократия
  • Тирания
  • Тоталитаризм
  • Хунта
  • Этнократия

Портал:Политика · править

Файл:Form of government.png

Президентские республики на карте обозначены синим

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Отличительные черты такой формы правления:

  • внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Бразилия, Франция, либо коллегией выборщиков — США),
  • внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,
  • в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике президент, как правило, лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству.

Президентская республика создаёт благоприятные предпосылки для сосредоточения в руках президента больших полномочий, что стабилизирует власть. Это крайне необходимо для государств, находящихся на переходных этапах (Мексика, Российская Федерация), государств, где сильны монархические традиции (Румыния), в ситуациях, не отличающихся стабильностью, в период проведения реформ (Перу), в государствах, имеющих обширную территорию и многонациональный состав (США, Российская Федерация), при наличии чрезвычайных событий, таких как, например, война (Югославия). К президентским республикам относят США, Аргентину, Бразилию.

Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.

Президентские республики распространены в странах Латинской Америки. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики характеризовались исследователями как суперпрезидентские.

Классификация республик: президентская и парламентская

Ключевые слова: классификация, республик, президентская, парламентская

Современная практика государственного республиканского строительства знает два основных вида республики: президентскую и парламентскую.

Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей.

Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом.

Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый «импичмент»). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступления, умышленно, грубо нарушает конституцию.

Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда, кроме распределения полномочий, закрепленных конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов – государственных и общественных – при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.

Словом, президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента множества властных полномочий. В некоторых исторических условиях это становится вполне оправданным. Теоретический анализ в связи с этим выделяет такие исторические ситуации, как, например, переход от феодальных отношений к буржуазным. Кроме того, такого рода форма правления возникает там, где были сильны монархические традиции, в ситуациях, не отличающихся стабильностью.

Иногда президентское правление становится эффективным в период проведения реформ в странах, имеющих обширную территорию, в многонациональных государствах и т.д. В свою очередь отсутствие права роспуска парламента лишает президента и правительство возможности «давить» на парламент, что повышает его устойчивость и снимает конъюнктурность в принятии им законов.

Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она получила довольно широкое распространение. Большинство государств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют президентские системы правления.

По-видимому, потребность централизованного управления, быстрого реагирования на социальные, экономические, экологические вызовы конца XX века, другие факторы лежат в основе этой тенденции.

Но нельзя не учитывать и недостатки президентских республик: сосредоточение непомерной власти в руках президента ведет в случае его болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти, политическим тупикам.

Одному человеку непросто своевременно и качественно принимать многочисленные политические решения, «горлышко политической бутылки» в подобных ситуациях оказывается очень узким. Вот почему объективно в президентских республиках должна существовать мощная «президентская команда» – структура, помогающая президенту по всем направлениям его деятельности.

Понятие «команда» все шире входит в политический лексикон, используется в юридическом языке. Речь идет, как правило, о формирующихся во время избирательной кампании группах доверенных и преданных кандидату в президенты людей (избирательный штаб), которые впоследствии, при победе кандидата, занимают ключевые посты в администрации президента, правительства.

«Команда» как новая политическая структура в системе президентских республик становится предметом пристального внимания современной теории государства.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент.

Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства.

Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти. Его политическое действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность.

Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она также весьма распространена (ФРГ, Финляндия, Индия, Турция и др.).

Иногда встречаются смешанные формы правления – парламентско-президентские, которые не укладываются четко в приведенную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей (например, Франция). Кроме того, история знает еще один вид республики – Советскую республику, которая будет рассмотрена в отдельной главе.

Приведенные выше многообразные формы правления, их зависимость от многих факторов не позволяют однозначно, абстрактно оценивать ту или иную из них. Конечно, как правило, республики представляют более прогрессивную форму правления, чем монархии, позволяют эффективнее управлять социально структурированным обществом.

Вместе с тем в конкретной исторической обстановке и монархия может стабилизировать то или иное общество, выступать гарантом демократических преобразований. В свою очередь республиканская форма правления может явиться прологом к установлению фактически монархических династий (например, в некоторых социалистических государствах).

Также не следует однозначно, примитивно привязывать те или иные формы правления к типу государственности, например, по схеме рабовладельческое, феодальное государство – монархия, буржуазное, а тем более социалистическое государство – республика. Форма правления, как подчеркивалось выше, зависит не только от классовой сущности государства, если таковая проявляет себя, но и от многих иных факторов.

Особенно относительной бывает эта связь между тем или иным типом государства и теми или иными разновидностями форм правления. Например, обширные размеры России всегда требовали сильной исполнительной власти для эффективного управления, для преодоления волокиты, для защиты прав граждан на периферии и т.п.

Адекватной этим политическим и экономическим потребностям, по-видимому, может быть только сильная президентская или иная авторитарная власть. Кроме того, формы правления могут иметь и весьма субъективный характер, отражать представления об организации власти тех или иных политических партий, их лидеров.

Итак, вопрос о форме государства – это, прежде всего, вопрос о форме правления. Но не только. Это еще и вопрос о национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, о связи центральных и местных органов власти и управления, распределении между ними полномочий. … читать далее …

Добавить комментарий