Республиканский строй

Общественный строй Римской республики был весьма сложным. Основными классами были рабовладельцы и рабы. Но класс рабовладельцев не был однородным. В нем слились воедино верхушка патрициата и плебса. Это была новая знать, которую называли нобилями.

Только римский гражданин был наделен всеми правами, т.е. мог участвовать в народном собрании, мог стать воином и получить от государства земельный надел. А женщины в Римской республике были лишены политических прав к какому бы сословию они не относились и они обладали урезанной гражданской правоспособностью.

Итак, рассмотрим характерные черты низших сословий в римской республике.

Вольноотпущенники — рабы, отпущенные на волю. Формально они становились римскими гражданами, но права их были урезаны. В чем это проявилось:

  • — вольноотпущенник не мог служить в армии;
  • — не мог быть избран на какую-либо должность;
  • — голосовал только в территориальной трибе.

Латины — категория подвластного и неполноправного населения, не имевшие римского гражданства.

Перегрины также не имели политических прав.

И самое низшее сословие в римской республике было рабы, не имевшие никаких прав.

Государственный строй римской республики выражался в организации различных органах управления государством.

Основным органом власти в Риме был сенат. Сенаторов назначала избранная народным собранием коллегия цензоров. Фактически сенаторы отправляли свою должность пожизненно, т.к. цензоры крайне редко пересматривали состав сената. Закон запрещал сенаторам заниматься торговлей и ростовщичеством. Сначала в сенате было 300 сенаторов, а позднее его численность достигла 600 знатных людей за счет лиц, занимавших в прошлом высшие должности в государстве. Созывали сенат высшие магистраты: консул, претор, а затем и народный трибун. Кто собирал сенат, тот и председательствовал в нем. Всякий законопроект сначала обсуждался в сенате, а потом выносился на голосование в центуриатные комиции. Такая же процедура была и при выборах должностных лиц. Сенат мог объявить принятый собранием закон или постановление недействительными. И в этом заключались его законодательные функции.

Сенат вместе с тем был и органом исполнительной власти. Весь государственный аппарат находился в его подчинении.

К компетенции сената относились: управление провинциями, наблюдение за государственным имуществом формирование и утверждение бюджета, монетное дело, строительство дорог, военное дело, дела культов и т. д., распоряжение казной. В чрезвычайных обстоятельствах мог установить военную диктатуру. Тогда один из консулов назначал диктатора, который был начинен чрезвычайной властью. Все обычные магистратуры становились в его подчинение.

Сенат не был судебным органом, но он был вправе назначать судебные коллегии и давать указания о расследовании преступлений.

Сенат по своему составу был органом римской аристократии, а потому Рим был аристократической республикой.

Народные собрания (комиции) в Риме были двух видов: центуриатные и трибутные.

В центриатных комициях утверждали (или отклоняли) законопроекты; избирали консулов, цензоров, преторов, других магистров республики.

Постепенно законодательная компетенция центурий переходит к комициям трибутным. В этих собраниях присутствовало все полноправное население, живущее в этом округе. На собраниях обсуждали и принимали законы, избирали народных трибунов. Каждая триба имела один голос. Если собрание происходило под председательством плебейского (народного) трибуна, то его решение называлось плебисцитом. Трибутные комиции получили право рассматривать жалобы на решение магистратов по судебным делам.

Следующим государственным органом является магистратура, как совокупность должностных лиц республики, ее магистратов (начальников). Магистратуры были чрезвычайные и ординарные, т.е. обыкновенные.

Высшими магистратурами были консулы и преторы. Они обладали такими правами, которые носили название — империум: командовали армией, собирали народное собрание и сенат, председательствовали в этих органах, издавали приказы и отправляли суд.

Самыми высшими магистратами были консулы, их было двое. Они командовали армией, заключали перемирие с врагами, имели право отменять решения других магистратов, кроме народных трибунов. Со временем ряд полномочий консулов перешло другим магистратам. С учреждением должности преторов консулы потеряли право суда по гражданским делам. Это право перешло к преторам, которые еще помимо этого имели право собирать народное собрание и сенат.

Цензоры избирались центуриатными комициями на 5 лет. Они распределяли граждан по разрядам, определяли сумму налога, заполняли вакантные места в римском сенате.

Плебейские трибуны защищали плебеев от насилия и несправедливости. Трибуны избирались из плебеев сроком на 1 год в количестве сначала 2, затем 5 и, наконец, 10 человек.

Трибуны имели большую судебную власть. Они могли вызвать к себе любого гражданина, любое должностное лицо, даже консула. Они могли подвергнуть аресту и денежному штрафу всех, кто им противодействовал. Наряду с этим трибуны имели право прекращать следствие и освобождать из тюрьмы должников. Постепенно трибуны получили право созывать народное собрание. Но они не могли созывать собрания по центуриям, т.к. не обладали военной властью. Они собирали только народные собрания по округам (трибам).

Все магистратуры были коллегиальными и избирались на 1 год кроме цензоров, т.к. они собирались на 5 лет.

После подчинения всей Италии государство римлян стало одним из самых сильных и больших в западном средиземноморье. Самым сильным соперником Рима был город Карфаген. Сам город Карфаген был расположен на северном берегу Африки и был рабовладельческой республикой. Первая война между Римом и Карфагеном началась в 264 г. до н. э. и продолжалась 23 года. Результатом войны была победа Рима над Карфагеном.

В дальнейшем происходит вытеснение труда свободного римлянина. В результате невиданной эксплуатации рабов рабским трудом появляется особое сословие — оптиматы («лучшие»).

Из-за этого разорившиеся крестьяне устремились в Рим, а рабы начали постоянно восставать. Все эти обстоятельства требовали организации сильной армии.

Опасность восстаний рабов разглядел Тиберий Гракх, который провел ряд реформ. Он предложил ограничить право пользования общественной землей 125 га. Вся общественная земля сверх этой нормы должна была быть отобрана у латифундистов и разделена между безземельными и малоземельными крестьянами по 30 югеров. Участки должны были даваться крестьянам за небольшую арендную плату без права продажи. Также предлагалось создать особую комиссию из 3 человек и провести этот закон в жизнь.

Конечно, реформа претерпела огромное сопротивление знати. После того, как Тиберий выдвинул свою кандидатуру в народные трибуны и на следующий год, сенат пошел на убийство Гракха. На должность трибуны был выбран младший Гракх-Гай. Он предложил понизить цены на хлеб, предоставить гражданские права всем жителям Италии. Но реформы эти не были реализованы.

В дальнейшем на выборах консулов на 107 г. до н. э. консулом был избран Гай Марий.

Марий стал набирать в армию граждан независимо от их имущественного положения. Срок службы значительно увеличил (16-20 лет). Поменял структуру войска, т.е. армия превратилась в наемную.

Военная реформа Мария подготовила основу установления военной диктатуры в римской республике.

На консульских выборах 89 г. до н. э., кроме Мария выдвигался и Сулла, за которого стояла вся знать и большинство сенаторов и Сулла был избран консулом.

Хотя Марий не был выбран консулом, но было предложено присвоить ему звание проконсула и назначить его командовать войсками вместо Суллы. В результате чего Сулла поднял солдат и захватил Рим. Перепуганный сенат дал Сулле звание пожизненного диктатора.

Окончательное крушение республики было связано с восстанием Спартака в 74 г. до н.э. Хотя восстание претерпело поражение господствующему классу было показано о необходимости установления сильной власти и ликвидации республиканских форм правления.

В дальнейшем происходит неповиновение рабов и свободной бедноты, подрыв влияния сената. В то время наиболее известными политическими деятелями были Помпей, Красс и Гай Юлий Цезарь, которые заключили в 60 г. до н.э. «Союз трех» (триумвират). Они стали настоящими хозяевами Рима. Республика стала доживать свои последние дни. Каждый из членов триумвирата хотел захватить власть, в результате чего развернулась гражданская война между Помпеей и Цезарем. Цезарь победил и ему был поднесен титул «Отец отечества», также ему было предоставлено пожизненное звание диктатора, право объявлять войну, заключать мир, распоряжаться государственной казной. И войска провозгласили Цезаря императором.

Римская республика окончила свое существование, начался период римской империи.

Российская республика
Россійская республика
республика
1 (14) сентября — 25 октября (7 ноября) 1917

Флаг Российской республики Герб Российской республики
Гимн
Рабочая Марсельеза
Столица Петроград (1917—1918)
Самара, Уфа (1918)
Язык(и) русский
Площадь 22 400 000 км²
Население 181 537 800 чел.(на 1916 год)
Форма правления парламентская республика
Глава временного правительства
— 5 (18) мая 1917 — 24 июля (6 августа) 1917 Георгий Львов
— 24 июля (6 августа) 1917 — 27 сентября (8 октября) 1917 Александр Керенский
Крупнейшие города Петроград,
Москва,
Нижний Новгород,
Одесса,
Варшава
Валюта рубль
История
— 1 (14) сентября 1917 Создание Российской республики
— 25 октября (7 ноября) 1917 {{{Год2}}} Октябрьская революция
Предшественники: Преемники:
Российская империя
Российская Советская Республика
Украинская Народная Республика
Белорусская Народная Республика
Молдавская демократическая республика
Республика Исколата
Закавказская демократическая федеративная республика
Горская республика
Эстония
Алашская автономия

В Викитеке есть полный текст Постановления о провозглашении России республикой

История России

Древние славяне, народ русь (до IX века)

Древнерусское государство (IX—XIII века)

Новгородская Русь (IX век)

Киевская Русь (X век—1139); (распад)

Удельная Русь (XII—XVI века)

Новгородская республика (1136—1478)

Владимирское княжество (1157—1389)

Золотая Орда (1224 — 1483)

Княжество Литовское и Русское (1236—1795)

Московское княжество (1263—1547)

Объединение Руси

Русское царство (1547—1721)

Российская империя (1721—1917)

Российская республика (1917)

Советская Россия (1917—1922)

Альтернативные образования

Советский Союз (1922—1991)

Российская Федерация (с 1991)

Правители | Хронология | Экспансия Портал «Россия»

Российская республика — название России с 1 сентября по 25 октября 1917 года. Провозглашена постановлением Временного правительства от 1 (14) сентября 1917 года.

Всероссийское Учредительное собрание провозгласило Россию Российской Демократической Федеративной Республикой, однако в связи с роспуском Всероссийского Учредительного собрания это не имело практического значения. Словосочетание «Российская Республика» встречается в Конституции 1918 года два раза (ст. 10 и ст. 20), один раз «Российская Советская Республика» (ст. 2), а в остальных случаях Россия в этом документе именуется «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика».

Политическое устройство

Политическая структура Российской республики состояла из временных органов государственной власти.

  • Временное правительство являлось высшим органом исполнительной и законодательной власти. Возглавлялось министром-председателем и было призвано править страной до созыва Учредительного собрания. Министр-председатель — А. Ф. Керенский. Временное Правительство было низложено в результате Октябрьской революции;
  • Временный совет Российской республики — временный парламент (Предпарламент), первоначально призванный быть законодательным органом до созыва Учредительного собрания. Но позднее стал лишь совещательным органом при Временном Правительстве. Председатель — Н. Д. Авксентьев. Был распущен Советом Народных Комиссаров.

Кроме того, Временным правительством был образован ряд комиссий, в которых разрабатывались проекты будущего государственного устройства России, в том числе проект конституции (см. Российская демократическая федеративная республика).

История

Основная статья: Борьба за власть в России в 1917 году

Февральская революция

Основная статья: Февральская революция

С января 1917 г. Петроград пережил волну политических стычек 9 января (бастовало 200 тыс.), 14 (27) февраля, 17 февраля (2 марта). Это было началом перехода от обычных заводских митингов к массовым уличным действиям и открытой политической борьбе.

23 февраля (8 марта) в Петрограде начались митинги и забастовки под лозунгами «Долой войну», «Долой самодержавие», «Хлеба!», вскоре перешедшие в массовые беспорядки. бастовало 90 тыс. Стачки и политические выступления стали перерастать в общую политическую демонстрацию против власти российского монарха.

24—25 февраля началась всеобщая забастовка, которая охватила 240 тыс. рабочих. Петроград был объявлен на осадном положении, указом Николая II заседания Государственной думы были прекращены. В город введены войска, но солдаты стали отказываться стрелять в рабочих.

26 февраля колонны демонстрантов двинулись к центру города. Произошло несколько столкновений с полицией, к вечеру полиция очистила центр города от демонстрантов.

27 февраля (12 марта) всеобщая забастовка переросла в вооружённое восстание, только с Петроградского артиллерийского склада рабочие взяли 40 тыс. винтовок и 30 тыс. револьверов. Утром 27 февраля восстала учебная команда запасного батальона Волынского полка в числе 600 человек. Начальник команды был убит. К Волынскому присоединились Литовский и Преображенский полки. Всеобщая забастовка переросла в вооружённое восстание, начался массовый переход войск на сторону восставших и достиг 66 700 восставших солдат, которыми были заняты важнейшие пункты города, правительственные здания, арестованы министры. (Утром 27 февраля восставших солдат насчитывалось 10 тысяч, днем — 26 тысяч, вечером — 66 тысяч, на следующий день — 127 тысяч, 1 марта — 170 тысяч, то есть весь гарнизон Петрограда.) Дума встала перед выбором или примкнуть к восстанию и попытаться овладеть движением, либо погибнуть вместе с царизмом. Созданный Временный комитет Государственной думы под председательством октябриста М. Родзянко в ночь на 28 февраля объявил, что берет на себя инициативу образования нового правительства.

Одновременно там же в Таврическом дворце создаётся Петроградский совет под руководством Н. С. Чхеидзе и А. Ф. Керенского.

2 (15) марта Николай II отрёкся от престола за себя и своего сына в пользу Михаила Александровича, но Михаил не рискнул принять власть, так как не располагал никакой реальной силой и передал всю власть Временному правительству до созыва Учредительного собрания, которое должно было решить вопрос о форме правления. При откладывании же вопроса о форме правления до Учредительного собрания возвращение монархии не исключалось. Временный комитет Государственной Думы сформировал Временное правительство во главе с князем Львовым, которого сменил социалист Керенский. Временное правительство объявило о выборах в Учредительное собрание.

Ещё раньше был избран Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. 1 (14) марта — Петроградский совет издал Приказ №1: «О демократизации армии». Этим приказом Совет подчинил Петроградский гарнизон своему политическому руководству и лишил Думский комитет возможности использовать армию в своих интересах. В стране установилось двоевластие.

В первые недели февральской революции были ликвидированы комитеты по делам печати, полицейские и жандармские управления. Упразднённые должности и учреждения были заменены комиссарами Временного правительства.

Западные губернии Российской республики

3 (16) марта новый министр юстиции Керенский встретился с членами Петроградского совета присяжных, которых он ознакомил с программой деятельности министерства на ближайшее время: пересмотр уголовных, гражданских, судопроизводственных и судоустройственных законов. Было объявлено «еврейское равноправие по всей полноте», предоставление женщинам политических прав. В дальнейшем также была учреждена особая следственная комиссия для расследования и предания суду бывших должностных и частных лиц. По результатам работы комиссии, в частности, был осуждён Сенатом и приговорён к пожизненной каторге генерал В. А. Сухомлинов, бывший военный министр, признанный виновным в неподготовленности русской армии к войне. Большинство фигурантов расследования были освобождены за отсутствием в их деятельности состава преступления.

Открытки художника В. Табурина «Дети-политики». 1917 год.

2 марта Керенский издал указ, предписывающий прокурорам страны освободить всех политических заключённых (и передать им поздравления от имени нового правительства).

6 (19) марта в России была объявлена амнистия политических заключенных. Однако своего освобождения требовали и осужденные за чисто уголовные преступления (часть их была освобождена явочным порядком в Петрограде), и по стране прокатилась волна тюремных бунтов. В итоге, 17 (30) марта Временное правительство издало постановление «Об облегчении участи лиц, совершивших общеуголовные преступления». По нему приговоренные к незначительным срокам заключения освобождались немедленно, для приговоренных к каторге сроки сокращались наполовину, а смертная казнь заменялась 15 годами каторги. Из 104,7 тыс. заключенных на 1 марта 1917 г. было освобождено более 88 тыс. человек, политических заключенных из них было лишь 5,7 тыс. человек. Результатом этого стал всплеск преступности, с которой милиция, спешно созданная взамен прежней профессинальной полиции, была справиться не в состоянии. Так, в Москве за весну 1917 г. было зарегистрировано более 20 тыс. преступлений. а в 1916 г. за тот же период — не более 3,7 тыс.

25 марта Временным правительством был издан Закон о передаче хлеба в распоряжение государства (монополии на хлеб). Согласно ему «все количество хлеба, продовольственного и кормового урожая прошлых лет, 1916 и будущего урожая 1917, за вычетом запаса необходимого для продовольствия и хозяйственных нужд владельца, поступает со времени взятия хлеба на учет, в распоряжение государства по твердым ценам и может быть отчуждено лишь при посредстве государственных продовольственных органов» (смотри статью Продразвёрстка).

Апрельский кризис

18 апреля 1917 г. Временное правительство направило союзникам России ноту, подписанную министром иностранных дел П.Милюковым, в которой опровергались слухи о том, что Россия намеревается заключить сепаратный мир. В ноте говорилось о «всенародном стремлении довести мировую войну до решительного конца». Когда 20 апреля эта нота была опубликована, то к Мариинскому дворцу, где располагалось Временное правительство, пришли несколько воинских подразделений с плакатами «Долой Милюкова!», «Милюков в отставку».

20 и 21 апреля прошли демонстрации сторонников Временного правительства с лозунгами «Доверие Милюкову», «Да здравствует Временное правительство». В противовес им 21 апреля была устроена демонстрация вооружённых рабочих с лозунгами «Долой войну!», «Долой Временное правительство», «Вся власть Советам!». Эти демонстранты напали на сторонников правительства, были убитые и раненые.

29 апреля ушёл в отставку военный министр А. Гучков, а 2 мая под давлением других членов Временного правительства ушёл в отставку и Милюков. Первый правительственный кризис Временного правительства завершился образованием 5 мая 1917 коалиционного правительства с участием эсеров и меньшевиков, главой которого остался Г.Львов.

Май — июнь 1917 года

В мае 1917 г. украинская Центральная Рада потребовала от Временного правительства предоставить Украине широкую автономию и создать украинские воинские части. Правительство утрачивало контроль над происходящим в регионах. Исполнительные комитеты местных советов самовольно вводили налоги, запрещали вывоз определённых товаров из своих местностей. 17 мая Кронштадтский совет рабочих и солдатских депутатов постановил заменить всех представителей Временного правительства в Кронштадте своими, а с остальной Россией сноситься через Петроградский совет.

В мае 1917 года Временное правительство организовало Министерство продовольствия, которое возглавил публицист А. В. Пешехонов руководивший им с 5 мая до 25 сентября 1917 года. Он стремился осуществить хлебную монополию. Но попытки учета излишков не имели видимых результатов в связи с сопротивлением (иногда и с применением силы) населения.

Россия — горящий дом. Май 1917

В армии воинская дисциплина падала. Целые части отказывались от выполнения приказов. Неугодные командиры смещались подчиненными и изгонялись (смотри статью Демократизация армии в России (1917)). Начались братания с противником. Новый военный министр А. Ф. Керенский объезжал воинские части и призывал солдат к выполнению своего долга.

Военный министр Керенский со своими помощниками. Слева направо: полковник Барановский, генерал-майор Г. А. Якубович, Б. В. Савинков, А. Ф. Керенский и полковник Г. Н. Туманов.

3 июня открылся Первый всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов. Вопреки предложениям большевиков потребовать передачи всей власти Советам Съезд принял резолюцию, поддерживающую Временное правительство и войну до победы.

7 июня Временное правительство решило выселить анархистов из самовольно занятой ими дачи бывшего царского министра Дурново на окраине Петрограда. На этой даче также помещались рабочий клуб и учреждения профсоюзов Выборгского района. В ответ на это 8 июня забастовали рабочие 29 заводов Петрограда. Центральный и петроградский комитеты РСДРП(б), чтобы придать выступлению организованный характер, в тот же день назначили на 10 июня мирную демонстрацию рабочих и солдат. Однако Съезд Советов 9 июня запретил эту демонстрацию.

14 июня Съезд Советов принял решение о проведении 18 июня демонстрации в поддержку Временного правительства. Однако на демонстрации, в которой участвовало около 500 тыс. чел. сторонники большевиков несли лозунги «Вся власть Советам!», «Долой 10 министров-капиталистов!», «Хлеба, мира, свободы!». Под этими же лозунгами прошли демонстрации в Москве, Минске, Иваново-Вознесенске, Твери, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах.

18 июня анархисты с дачи Дурново привели демонстрантов к тюрьме, в которой содержались несколько арестованных за антиправительственную деятельность. По их требованию семь арестованных были выпущены и отведены на дачу Дурново. В ответ на это утром 19 июня дачу захватили правительственные войска и арестовали 60 человек. В числе арестованных был кронштадтский матрос Железняков и в связи с этим кронштадтская «республика» потребовала от министра юстиции выпустить арестованных, угрожая двинуться на Петроград с оружием в руках.

С начала 1917 года на конец апреля было запланировано большое наступление российской армии. Однако разложение войск сделало невозможным проведение наступления в намеченные сроки. Оно было отложено на конец июня. После совещания с командующими фронтами Верховный Главнокомандующий генерал М. В. Алексеев 30 марта (12 апреля) подписал директиву № 2647 о подготовке наступления. 22 мая по настоянию военного и морского министра Керенского, Временное правительство удалило с должности Верховного главнокомандующего генерала Алексеева, заменив его генералом Брусиловым. Наступление в общем направлении на Львов из районов Злочев и Бржезаны началось 16(29) июня. Первые два дня принесли наступающим некоторый тактический успех. Но затем наступление остановилось. Войска стали обсуждать приказы и митинговать, отказывались продолжать наступление. В итоге, несмотря на значительное превосходство в живой силе и технике, наступление успеха не имело и 20 июня было прекращено.

Июльские дни

Основная статья: Июльские дни (1917)

2 июля Временное правительство после переговоров с украинской Центральной Радой приняла решение назначить в качестве высшего органа управления краевыми делами на Украине особый орган — секретариат, состав которого должен был быть определён правительством по соглашению с Центральной Радой. Было также обещано комплектование отдельных воинских частей иcключительно украинцами. С этим решением были категорически несогласны члены Временного правительства от партии кадетов — А. И. Шингарёв, Д. И. Шаховской, А. А. Мануйлов и В. А. Степанов. Они ушли в отставку.

3 июля на улицах Петрограда появились вооружённые пулемётами автомобили. Забастовали рабочие ряда заводов. Вечером этого дня к Таврическому дворцу, где заседал Петроградский Совет, подошёл 1-й пулемётный полк с плакатами «Долой министров-капиталистов!» и отряды вооружённых рабочих-красногвардейцев. Пятитысячная толпа солдат и рабочих пришла к особняку Кшесинской, где размещались Центральный и петроградский комитеты РСДРП(б).

Июльская (1917 год) демонстрация в Петрограде

4 июля к Таврическому дворцу продолжали подходить вооружённые солдаты и рабочие. К ним присоединился крупный (до 10 тысяч бойцов) вооружённый отряд разагитированных большевиками и анархистами матросов, прибывших из Кронштадта. При этом не прекращались митинги перед особняком Кшесинской, с балкона которого большевистские ораторы произносили свои речи. В этот день перед демонстрантами выступал и В. И. Ленин, срочно прибывший утром 4 июля в Петроград из Финляндии, где он отдыхал.

Начались вооружённые столкновения с верными Временному правительству войсками. Одним из обстоятельств, переломивших настроение солдат, стало опубликование 5 июля в газете «Живое слово» сообщения о финансировании большевиков немецкими властями.

В течение 6 июля особняк Кшесинской, дача Дурново и Петропавловская крепость были очищены от большевиков, солдат и кронштадтских матросов. Была создана Особая следственная комиссия. К ответственности за антиправительственные действия были привлечены В. И. Ленин, Г. Е. Зиновьев, Л. Д. Троцкий, А. В. Луначарский, А. М. Коллонтай, М. Ю. Козловский, Ф. Ф. Раскольников, С. Г. Рошаль, Я. С. Ганецкий и другие большевики. Ленину, однако, удалось скрыться от ареста.

8 июля ушёл в отставку глава Временного правительства Г. Е. Львов, так как он возражал против предлагаемого министрами-социалистами (эсерами и меньшевиками) немедленного провозглашения республики и социализации земли. Главой правительства стал А. Ф. Керенский.

В разгар июльского кризиса финский сейм провозгласил независимость Финляндии от России во внутренних делах и ограничил компетенцию Временного правительства вопросами военной и внешней политики. 12 июля Сейм направил в адрес Временного правительства требование признать «неотъемлемые права Финляндии». В ответ на это 18 июля временное правительство распустило Сейм и назначило его новые выборы.

6 июля австро-германские войска нанесли контрудар из района Злочев в направлении Тарнополя и прорвали фронт 11-й армии, что повлекло за собой отход 7-й и 8-й армий. Австро-германские войска, встречая незначительное сопротивление продвинулись вперёд и 15 июля русские войска остановились на линии Броды, Збараж, р.Збруч. Потери Юго-Западного фронта убитыми, ранеными и пленными составили 1968 офицеров и 56 361 солдата.

12 июля была восстановлена смертная казнь на фронте. 19 июля Керенский назначил нового Верховного Главнокомандующего — генерала Л. Г. Корнилова.

25 июля было сформировано новое коалиционное Временное правительство.

Московское Государственное Совещание

Основная статья: Государственное совещание в Москве

13-15 августа 1917 г. в Москве происходило так называемое Государственное Совещание. В нём участвовали представители Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов рабочих и солдатских депутатов, представители Советов крестьянских депутатов и фронта, члены Государственной думы всех четырёх созывов, представители городских и земских самоуправлений, торгово-промышленных организаций, сельскохозяйственных обществ и организаций землевладельцев, университетов и других высших учебных организаций, профсоюзов, кооперативов и национальных организаций.

Редко в каком из докладов на совещании не говорилось о различных проявлениях кризиса, в котором оказалась Россия после событий июня-июля, особенно после провала наступления на фронте. Заметный резонанс вызвало выступление атамана Донского казачьего войска генерала А. М. Каледина. От имени всех казачьих войск он призвал к полному устранению политики из армии, объединению фронта и тыла на основе военных порядков, восстановлению власти командиров, ликвидации советов и комитетов. Доклад Верховного главнокомандующего Корнилова был насыщен фактами убийств офицеров, мародерства и дезертирства, деморализации фронта. Он заявил, что правительство должно взять на себя «решимость и твердое непреклонное проведение намеченных мер» по «оздоровлению фронта и тыла» «во имя победы»..

Корниловское выступление

Основная статья: Корниловское выступление

26 августа генерал Корнилов предпринял попытку взять на себя всю полноту власти для борьбы с «безответственными организациями». Роль Керенского в Корниловском выступлении остаётся двусмысленной: сторонники генерала Корнилова считают его действия полностью санкционированными председателем правительства Керенским, затем отказавшимся от своих слов. Правые во главе с генералом Корниловым планировали разогнать не только большевиков, но и вообще Советы. Керенскому навряд ли удалось бы сохранить власть в случае предполагаемой победы генерала Корнилова. По популярной легенде, генерал Корнилов пообещал «повесить на первом столбе Ленина, а на втором — Керенского».

Арестованные генералы — участники Корниловского выступления («Быховские сидельцы»)

Я не контрреволюционер. Я ненавидел старый режим, который тяжко отразился на моих близких. Возврата к старому нет и не может быть. Но нам нужна власть, которая действительно спасла бы Россию, которая дала бы возможность с честью закончить войну и довела бы Россию до Учредительного собрания.

27 августа Керенский назвал действия генерала Корнилова мятежом, объявил о его снятии с должности и назначил Верховным Главнокомандующим себя.

В своём ответном воззвании генерал Корнилов назвал выступление министра-председателя ложью, и заявил, что

Вынужденный выступить открыто, я, генерал Корнилов, заявляю, что Временное правительство под давлением большевистского большинства Советов действует в полном согласии с планами германского Генерального штаба и, одновременно с предстоящей высадкой вражеских сил на Рижском побережье, убивает армию и потрясает страну внутри.

Генерал А. М. Крымов получил от Корнилова приказ направить свой 3-й кавалерийский корпус в Петроград.

Керенский разрешил выдачу оружия большевистской Красной гвардии для борьбы с корниловцами. ВЦИК сформировал Комитет народной борьбы с контрреволюцией, который мобилизовал на борьбу с корниловцами до 60 тыс. человек; навстречу наступающим солдатам были высланы большевистские агитаторы. Против Корнилова выступили также железнодорожники. 30 августа Временное правительство амнистировало большевиков. 3 сентября из «Крестов» выпустили Троцкого.

Корниловцы потерпели поражение, потому что распропагандированные большевиками войска 3-го кавалерийского корпуса отказались продолжить движение на Петроград. Корнилов и его сподвижники были арестованы, а Крымов застрелился.

Сентябрь — октябрь 1917 года

Кадеты в знак солидарности с генералом Корниловым подали в отставку, вызвав очередной правительственный кризис. Итогом его стало учреждение 1 сентября 1917 года Директории («Деловой кабинет») из пяти человек во главе с Керенским и объявление России республикой. В течение сентября 1917 появляются также и другие новые органы власти: Демократическое совещание и Предпарламент. К 26 сентября формируется третье коалиционное правительство.

В Викитеке есть полный текст Постановления о провозглашении России республикой (1 сентября 1917 года)

К ноябрю 1917 года становится очевидной неспособность Временного правительства справится с нарастающей анархией. Армия воюющей страны стремительно разваливается; за февраль — ноябрь 1917 года дезертировали до 1,5 млн человек. Политика продразвёрстки провалилась, нормы хлеба в Петрограде и Москве были уменьшены до 0,5 фунта на человека в сутки. Резко возросло забастовочное движение в городах и самозахваты помещичьих земель в деревнях.

На этом фоне происходит «большевизация Советов», активно протекавшая в августе-октябре 1917 года. К началу ноября 1917 года большевики занимают до 90 % мест в Петроградском Совете, до 60 % в Московском, большинство мест в 80 местных Советах крупных промышленных городов. 17 сентября 1917 года председателем Моссовета становится большевик В. П. Ногин, 25 сентябре 1917 года председателем Петросовета становится Троцкий, который уже был председателем Петросовета в 1905 году. На сторону большевиков переходят солдатские комитеты, в первую очередь Северного и Западного фронтов, петроградский гарнизон и Центробалт. На II съезде депутатов Балтфлота принята резолюция о том, что флот «не подчиняется правительству», был избран большевистско-левоэсеровский ЦК Балтфлота.

На начало октября из 974 действовавших в стране Советов рабочих и солдатских депутатов 600 высказывазались за разгон Временного правительства, и уничтожение системы «двоевластия». В то же время добиться большевизации Советов крестьянских депутатов не удалось; из 455 таких Советов в 264 вообще не было большевистских фракций.

В октябре в Петроград конспиративно возвращается Ленин. Уже с 15 сентября он начинает активно склонять своих сторонников к началу подготовки восстания против Временного правительства. В результате восстания 25 октября Временное правительство было свергнуто.

Примечания

  1. Постановление Временного правительства России «о провозглашении России республикой» от 1 (14) сентября 1917 года
  2. М. В. Родзянко. Записки Председателя Государственной Думы
  3. А. А. Иванов. Правовая политика Временного правительства в сфере борьбы с преступностью: иллюзии и реальность.//»История государства и права». 2009, № 6
  4. Александр Рабинович Июльское восстание.
  5. Цветков В. Ж. «Лавр Георгиевич Корнилов»
  6. Корниловщина

Ссылки

  • Суханов Н. Н. Записки о революции
  • Милюков П. Н. «История второй русской революции», Минск, 2002 г.
  • Сайт, посвящённый Андрею Ивановичу Шингарёву.
  • П.Марченя Пьяные погромы и борьба за власть в 1917 г.
  • Солженицын А. И. Апрель Семнадцатого
  • Солженицын А. И. На обрыве повествования. Конспект ненаписанных Узлов (V—XX)
  • Смыкалин А. С. «Конституция Российской демократической Федеративной республики 1917 года», Екатеринбург, «Чиновник» — № 2(18), — 2002
Страны и регионы со значимым присутствием славянских этносов
Славянские
страны
восточные
западные Польша • Словакия • Чехия
южные
Страны и регионы
с присутствием
славянского этноса
более 20 % Казахстан • Латвия • Шпицберген • Эстония
10—20 % Абхазия (частично признана) • Литва • Греческая Македония • Молдавия • Канада
5—10 %
2—5 %
Исторические
государства
средние века
Блатенское княжество • Боснийская бановина • Боснийское королевство • Велбыждское княжество • Великая Моравия • Великое княжество Литовское • Вендская держава • Видинское царство • Владение Николы Альтомановича • Второе Болгарское царство • Вукова земля • Добруджанское княжество • Дубровницкая республика • Дукля • Княжества средневековой Далмации • Захумье • Княжество Зета • Княжество Хорватия/Хорватское Королевство • Карантания • Киевская Русь • Княжество Чехия • Конавлия • Королевство Польское • Королевство Руси • Королевство Чехия • Куявия • Мазовецкое княжество • Моравская Сербия • Моравские княжества • Нитранское княжество • Пагания • Первое Болгарское царство • Паннонская Хорватия • Прилепское королевство • Приморская Хорватия • Рашка • Русские княжества • Государство Само • Северные архонтства • Сербская деспотия • Сербское царство • Силезские княжества • Травуния • Царство Русское
с нового времени
Источники и проценты

Государственный строй республики. Главным органом государственной власти был сенат. Первоначально он состоял из 300 сенаторов. Назначали их особо уполномоченные лица, избранные Народным собранием,— цензоры. Для большинства сенаторов назначение было практически пожизненным. Требовалось, чтобы сенатор происходил из родовитой семьи, был богат, занимал перед этим какой-нибудь важный пост.

По той роли, которую играл сенат, и по тому, из кого он состоял, Римскую республику называют аристократической. И это соответствовало действительности.

Сенат. Переход к республике усилил влияние сената как единственного постоянного органа власти, выражавшего волю патрициата. Созывал сенат один из магистратов, сообщавший собравшимся и причину созыва, и предмет обсуждения. Речи и решения сенаторов заносились в особые книги.

Первоначально сенат имел право утверждать или отклонять решения комиций (собраний). Но уже с IV в. до н. э. сенат стал высказывать свое согласие или несогласие с законопроектом, вынесенным на утверждение комиций предварительно. Мнение сената было и в данном случае далеко не формальностью, ибо за ним стояли и магистраты, и соответствующие комиций (раньше всего первые 98 центурий). Но исполнительной властью сенат не обладал, и в этом отношении ему приходилось обращаться к помощи магистратур.

К особенной компетенции сената относились прежде всего международные, финансовые (доходы и расходы) дела, вопросы культа, объявление и ведение войны и пр.

Аристократическая по своей сущности Римская республика сохранила, однако, многие важные институты народовластия, и прежде всего народные собрания (комиций). «Коллективных» органов было несколько, и наиболее важными являлись центуриатные и трибуатные комиций.

Центуриатные комиций (собрания) были полномочны с древнейших времен принимать или отвергать законопроект, представленный каким-либо магистратом — консулом, претором, народным трибуном. Как уже говорилось, голосовали по центуриям. Помимо законодательных функций, центуриатные комиций имели право избирать или отвергать кандидатуры предложенных им должностных лиц, решать вопросы войны и мира, судить за особо тяжкие преступления, угрожавшие смертной казнью причинителю, и т. д.

Трибутные комиций обладали в принципе почти той же компетенцией, что и центуриатные, избирали некоторых магистратов, решали вопросы о наложении штрафов и т. д. Позднее они получили также законодательную и судебную власть.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Магистратура. Высшими должностными лицами — магистратами — были консулы, преторы, народные трибуны. Они избирались Народными собраниями на год и были подотчетны им по истечении срока полномочий. Следуя принципу коллегиальности магистратур, римляне избирали ежегодно двух консулов, двух (а затем и более) преторов, плебеи избирали несколько народных трибунов.

Консулы занимались всеми первостепенными делами по гражданской и военной части; во время войны один из них оставался в Риме, а другой командовал войском.

Преторы, приобретшие значение самостоятельной магистратуры (IV в. до н. э.), занимались судебными спорами. По своему значению претура следовала за консулатом. Начиная с III—II вв. до н. э. преторы станут толкователями права и его творцами. Вступая в должность, преторы издавали эдикт, его заносили на побеленную доску, которую выставляли на Форуме, в котором объявляли о том, что они будут защищать из гражданских исков и что не получит защиты.

Первоначально задача народных (плебейских) трибунов заключалась в защите плебеев от произвола патрицианских магистратов, но с течением времени, когда эта обязанность практически отпала, они взяли на себя функцию блюстителей законности, защитников всякого невинно обиженного гражданина. Осуществлению этой функции способствовало то, что народный трибун имел важное право — налагать запрет на действия магистратов, которые он считал противоправными. Постепенно на должности плебейских трибунов стали претендовать и патрицианские политики вроде братьев Гракхов, поскольку трибуны могли входить с законодательными предложениями во все виды народных собраний.

Важную роль в политической жизни Рима играла и коллегия цензоров. Она состояла из 5 человек и избиралась на 5 лет.

Цензоры должны были распределять людей по центуриям с определением их имущественного ценза. Отсюда и их название. Затем им доверили назначение сенаторов, что придало коллегии цензоров важный вес в политической системе государства. Наконец, в их функции входило наблюдение за нравами, с тем чтобы предупредить излишнюю роскошь воинов-римлян, а тем более безнравственные поступкии. Диктатор. Все указанные нами магистратуры были ординарными, обычными. Экстраординарной единственно считалась должность диктатора, назначаемого одним из консулов по соглашению с сенатом. Поводами для назначения диктатора могли быть любые кризисные ситуации на войне и внутри страны, требовавшие неотложных, непререкаемых и быстрых действий. Лицо, назначенное диктатором, обладало высшей гражданской, военной и судебной властью одновременно; диктатор имел законодательную власть, ему не страшны были никакие законные способы противодействия, включая вето плебейских трибунов.

Все прочие магистраты продолжали функционировать, но под властью диктатора.

По истечении шестимесячного срока своего правления диктатор был обязан сложить свои полномочия. Последняя из известных нам республиканских диктатур имела место в 220 г. до н. э.

Подводя итоги, спросим себя: в чем же состоят принципиальные особенности Римской аристократической республики лучших лет ее существования? Что мешало ее переходу к демократии афинского типа, монархии, олигархии (политическое господство небольшой группы правящей партии, правящего класса)?

На этот непростой вопрос можно ответить (оперируя современной терминологией) следующим образом: этому мешала в первую очередь система сдёржек и противовесов в функционировании правящей магистратуры, а в более широком плане — устойчивое, разумное распределение власти между демократией и аристократией, пусть даже и при явном преобладании последней.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Государственный строй Древнего Рима в период республики.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Государственный строй Древнего Рима в период республики.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Государственный строй Древнего Рима в период республики.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

После поражения Парижской Коммуны к власти пришла крупная буржуазия. Сформированное еще до Парижской Коммуны Национальное собрание только в 1875 г. было переименовано в Учредительное и приняло 3 основных закона, которые в совокупность и составили новую конституцию: закон об организации государственной власти, закон об организации сената, закон об отношениях государственных властей. Также к Конституции органически были присоединены Закон о выборах в Сенат и Закон о выборах в палату депутатов.

В законе ничего не говорилось о суверенитете народа и термин «республика» не упоминался. В государстве создавался смешанный парламентско-президентский стиль. Вообще у власти тогда встали монархисты, которые и создали такую конституцию, чтобы по возможности наиболее безболезненно перейти от республики к монархии.

Государственный строй

Законодательной властью обладали одновременно 2 органа:

1. Сенат – верхняя палата, состояла из 75 пожизненных сенаторов и 225 выборных, избираемых на 9 лет, каждые 3 года состав обновлялся на треть, мог преобразовываться в Верховный суд над президентом и другими высшими должностными лицами;

2. Палата депутатов – нижняя палата, избиралась на 4 года тайным голосованием, выборы проводились по мажоритарной системе в 2 тура – сначала проводились выборы в округе, набравший более 50% получал место, если такого не было, то проводился второй тур, где побеждал набравший большинство голосов.

Не имели право голосовать женщины, военнослужащие и проживающие на данной территории менее полугода.

Полномочия палат были примерно равны:

1. Решение вопросов войны и мира;

2. Принятие законов;

3. Запросы министрам;

4. Законодательная инициатива;

5. Бюджетные законы – хотя это первоначально было полномочием палаты депутатов;

6. Парламентские расследования и т.д.

Верховную власть обе палаты осуществляли вместе, объединяясь в Национальное собрание. Таким образом они выбирали президента сроком на 7 лет, могли пересматривать конституцию.

Глава государства – президент, избирался тайным голосованием на соединенном заседании обеих палат сроком на 7 с правом последующего переизбрания.

Правомочия президента:

1. Право законодательной инициативы;

2. Право опубликования законов;

3. Наблюдение за исполнением законов;

4. Главенство вооруженными силами;

5. Право назначения на высшие государственные должности;

6. Право помилования;

7. Заключение и ратификация международных договоров;

8. Вопросы войны и мира – с согласия Сената;

9. Роспуск палаты депутатов – с согласия Сената.

Совет министров являлся исполнительным органом. Министры были ответственны перед парламентом, а президент имел право назначения только председателя. По решению любой из палат Совет министров мог быть распущен (что собственно говоря и активно применялось).

Последующие изменения

В дальнейшем были внесены изменения. В Сенате было запрещено рассматривать вопросы республиканской формы правления, была упразднена должность несменяемых сенаторов, отныне их всех избирала коммуна, президентский пост не могли занимать представители правивших династий. В первой половине XX в. наблюдается рост власти парламента и правительства и падение роли президента.

Государственный строй III республики просуществовал с 1875 г. до начала второй мировой войны.

Образование Германской империи. Государственный строй по Конституции 1871 г.

Объединение Германии

Поражение революции 1848-1849 гг. не могло остановить бурного капиталистического развития Германии, которое настоятельно требовало объединения страны. Инициативу в объединительном процессе в 60-е г. XIX в. захватила Пруссия.

Начавшаяся здесь в середине XIX в. промышленная революция превратила ее в самое экономически развитое германское государство. С приходом к власти нового короля — Вильгельма I Пруссия стала активно заниматься внутригерманскими проблемами. Ее главной заботой было ослабление Австрии и объединение всех германских государств вокруг Пруссии. В 1862 г. Вильгельм I назначил главой правительства Отто фон Бисмарка, который уже в первой своей речи на новом посту определил модель и методы будущего объединения: «не речами и постановлениями…, а железом и кровью». Бисмарк энергично взялся за осуществление поставленной цели, начав с усиления армии. Увеличение расходов на ее содержание; введение всеобщей воинской повинности и обязательного школьного обучения; создание нового органа управления военным ведомством — генерального штаба, который занимался выработкой военной стратегии, сбором и хранением военной информации, способствовали превращению прусской армии в одну из сильнейших в Европе.

Создав, в дипломатическом плане, все необходимые условия борьбы с Австрией, как главным соперником в деле объединения, Пруссия ожидала благоприятного момента для нанесения удара. Прелюдией к разгрому Австрии стала в 1864 война Пруссии и Австрии против Дании. В состав Дании входили 2 провинции с преимущественно немецким населением — Шлезвиг и Гольдштейн. Поводом к войне явилась новая датская конституция, в которой ущемлялись права Шлезвига, а мотивом — преданность Пруссии и Австрии идее национального объединения. Война продолжалась всего 4 месяца. Потерпев поражение, Дания была вынуждена отказаться от Шлезвига и Гольдштейна. На завоеванные герцогства распространился режим совместного австро-прусского владения, при котором управление Гольдштейном было передано Австрии, а Шлезвигом — Пруссии. В 1866 г., обвинив Австрию в нарушениях договоренности об управлении этими провинциями, Пруссия напала на Гольдштейн. Началась австро-прусская война, которая быстро привела к полному разгрому Австрии.

Победа над Австрией окончательно решила вопрос о гегемонии Пруссии в Германии. В августе 1866 г. был подписан договор о создании нового Северогерманского Союза, возглавляемого Пруссией. В него вошли 22 германских государства, расположенных к северу от реки Майн. В 1867 г. была принята конституция северогерманского союза, юридически закрепившая в нем ведущее положение Пруссии.

Главой союзного государства становился президент — король Пруссии, который являлся главнокомандующим союзной армией, обладал правом заключения мира и объявления войны, сосредоточивал в своих руках всю полноту исполнительной и частично законодательной власти. Главой союзного правительства стал назначенный королем канцлер.

Законодательная власть вверялась парламенту, состоявшему из палат: союзного совета и рейхстага.

1. Союзный совет — верхнюю палату, в нее входили представители государств-членов, причем из 43 голосов 17 принадлежали представителям Пруссии.

2. Рейхстаг — нижняя палата, состоял из 297 депутатов, избранных на основе всеобщего мужского избирательного права.

Таким образом, после австро-прусской войны объединение Германии в основном состоялось. Южно-Германские государства, правда, не были присоединены к Германии, так как там свое влияние оказывала Франция, беспокоившаяся за свои границы. Потому Бисмарк считал, что завершить объединение можно только разгромив Францию, которая видела в объединении Германии прямую угрозу своему влиянию на европейском континенте и стремилась подтолкнуть Австрию и южногерманские государства к борьбе против Пруссии. Война с Францией, по его мнению, должна была вызвать в германских государствах общенациональное движение за ускорение полного объединения Германии и тем самым облегчить преобразование временного Северогерманского союза в более централизованное государство под главенством Пруссии.

Расчеты Бисмарка оказались точными. Спровоцировав Францию на объявление войны и выставив ее агрессором, Бисмарк добился желаемых результатов. Германские государства объединились вокруг Пруссии, а военные победы привели к тому, что монархи всех германских государств обратились к прусскому королю с просьбой принять императорскую корону.

18 января 1871 г. Германия, в состав которой вошли и южногерманские государства (Бавария, Вюртемберг, Гессен, Дармштадт и Баден) была провозглашена империей. 16 апреля 1871 г. рейхстаг утвердил новую конституцию.

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 925 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Добавить комментарий