Результаты творческой деятельности

2009.03.064. СУДАРИКОВ С.А. ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ: Учебник. — М.: Проспект, 2008. — 367 с.

В работе анализируется современная система интеллектуальной собственности на основе трех фундаментальных принципов: дуализм интеллектуальной собственности; исчерпание права на распространение объектов; ограничение права интеллектуальной собственности. Исследование основано на положениях международных договоров в области интеллектуальной собственности и на части четвертой Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу с 1 января 2008 г. Книга состоит из предисловия, восьми глав и заключения. В качестве приложения приводится словарь терминов.

В первой главе излагаются основные положения системы интеллектуальной собственности, в том числе ее фундаментальные принципы и международное право интеллектуальной собственности. Определены основные понятия, объекты права, принципы возникновения и обеспечения права, управление интеллектуальной собственностью, а также роль и место интеллектуальной собственности в современном обществе.

Во второй главе рассматриваются содержание и проблемы авторского права. Значительное внимание уделено исследованию эволюции авторского права, в том числе в России. Рассмотрены субъекты и объекты авторского права, принципы и условия возникновения правовой охраны, отдельные виды произведений литературы, науки и искусства, в том числе со служебным статусом.

В третьей главе анализируются содержание и проблемы смежных прав. Рассмотрены все объекты права, признаваемые Гражданским кодексом РФ, в том числе инвестиционные базы данных и посмертные произведения. При этом отмечается, что вто-ричность и взаимосвязанность смежных прав, невозможность их осуществления в большинстве случаев без авторского права означают, что смежные права в отношении любых объектов могут возникать и охраняться только при соблюдении авторского права на произведения, которые воплощаются в объектах смежных прав. Более того, если для создания объектов смежных прав используются иные объекты смежных прав, то и в этих случаях должны быть соблюдены права соответствующих субъектов.

Поскольку возникновение смежных прав в большинстве случаев зависит от соблюдения прав иных лиц, то условия возникновения смежных прав определяются правомерностью использования объектов как авторского права, так и смежных прав. Причем если возникновение смежных прав у исполнителя зависит только от правомерности использования объектов авторского права, то условия возникновения смежных прав производителей фонограмм, организаций вещания, производителей баз данных зависят от правомерности использования как произведений, так и исполнений.

В четвертой главе исследуются основные права, предоставляемые авторам, исполнителям и иным лицам. Рассматриваются проблемы, связанные с введением целого ряда прав, которые относятся к личным неимущественным авторским правам. Формулируется новый подход к интерпретации прав, введенный договорами Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). В заключение главы рассматриваются сроки действия авторского права и смежных прав, а также существующие ограничения данных прав.

Пятая глава посвящена патентному праву, понимаемому как совокупность прав, предоставляемых правообладателю на результаты творческой деятельности в производственной сфере. Существо патентного права в действительности заключается не в виде охранного документа, а в виде охраняемого объекта. Другими словами, охранным документом результатов творческой деятельности на одни объекты является патент (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения), а на другие -свидетельство (топологии интегральных микросхем).

Шестая глава посвящена маркетинговым обозначениям, под которыми обычно понимаются средства индивидуализации участников гражданского оборота. Представление о маркетинговых обозначениях является новым и имеет ряд преимуществ перед средствами индивидуализации. Рассматриваются законодательные нормы в отношении фирменных наименований и коммерческих обозначений, противоречащие международным нормам. Кроме того, рассмотрена норма о запрещении регистрации в качестве товарных знаков обозначений, тождественных доменному имени, что легализирует киберсквоттинг (использование товарного знака, фирменного наименования, географического указания и иных объектов в каче-

стве доменного имени лицами, которые не обладают исключительным правом на эти объекты).

В седьмой главе исследуются общие проблемы передачи исключительного права на интеллектуальную собственность. Подробно рассмотрены различные виды лицензионных договоров. Из нетрадиционных вопросов передачи исключительного права рассмотрены франшизные договоры (договор коммерческой концессии) и договоры о передаче полномочий.

Восьмая глава посвящена проблемам защиты интеллектуальных прав. Значительное внимание уделяется определению контрафактных товаров, техническим средствам защиты товаров, в которых воплощены объекты авторского права и смежных прав. Особо рассмотрены причины нарушения интеллектуальных прав. Обосновывается положение о том, что правообладатели, игнорируя стратегию дифференцированных цен, сами стимулируют нарушения прав. Правообладатели не могут признаться, подчеркивает автор, что можно получить дополнительную прибыль и ликвидировать контрафактное производство на внешних рынках, следуя стратегии дифференцированных цен, поскольку это означало бы ошибочность концепции глобализации интеллектуальной собственности. Поэтому правообладатели отказываются от экономических методов защиты своих прав и предпочитают использовать правовые методы защиты. В результате вся государственная политика экономически развитых стран в области защиты прав интеллектуальной собственности признает только репрессивно-правовые методы обеспечения прав, игнорирует экономические. Подчеркивается также, что понимание экономических причин нарушений прав интеллектуальной собственности важно для любого государства, особенно в случаях преднамеренных обвинений в нарушении прав человека и прав интеллектуальной собственности.

Н.В. Крысанова

19. Результаты творческой деятельности. Информация. Работы. Услуги

Результаты творческой деятельности — один из видов объектов гражданско-правовых отношений. К ним относятся: произведения науки, литературы, искусства, изобретения, промышленные образцы и др.

Результаты творческой деятельности — нематериальные блага и являются объектами интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность — исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг. Признаки объектов интеллектуальной собственности:

1) являются результатами интеллектуальной деятельности;

2) не относятся к потребляемым вещам;

3) могут одновременно использоваться неограниченным кругом лиц;

4) связаны с личностью автора;

5) имеют стоимостную оценку;

6) результатом творческой деятельности является создание нового продукта.

Объектами гражданских правоотношений результаты творческой деятельности становятся лишь только после их воплощения в объективную форму (перенесение их на какой-то материальный носитель: магнитную ленту, бумагу), т. е. после того как становятся возможными для восприятия другими людьми.

Материальный носитель выступает в качестве вещи и может передаваться в собственность другим лицам. При уничтожении материального носителя сам результат творческой деятельности сохраняется за его создателем и может быть использован другими лицами только после согласования с ним (за исключением случаев, установленных законом).

Признаки информации как объекта гражданских правоотношений:

1) нематериальное благо;

2) непотребляемое благо, т. е. может подвергаться моральному, но не физическому износу;

3) неограниченное тиражирование и распространение информации.

Законом не устанавливается за кем-либо право монопольного обладания информацией, за исключением случаев, когда информация одновременно является объектом интеллектуальной собственности и составляет служебную или коммерческую тайну.

Служебная или коммерческая тайна — объект гражданских правоотношений, являющийся разновидностью информации. Информация является коммерческой или служебной тайной, если обладает следующими признаками:

1) в силу неизвестности третьим лицам имеет потенциальную или действительную коммерческую ценность;

2) не имеет свободного доступа на законном основании;

3) ее обладателем принимаются меры по сохранению конфиденциальности этой информации. Лица, получившие информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну, незаконными методами, обязаны возместить убытки.

Работы и услуги как объекты гражданских правоотношений.

Выполнение работы предполагает получение определенного овеществленного результата и связано с созданием определенных материальных благ. Результаты в некоторых случаях могут быть отделены от действий, вследствие чего они рассматриваются как самостоятельные объекты гражданских прав. Услуги — результаты, неотделимые от деятельности. Услуги не связаны с созданием материальных благ (медицинские услуги, информационные, социальные, культурные и др.).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Результатами творческой деятельности являются произведения литературы, науки, искусства, изобретения, промышленные образцы, программы для ЭВМ и т.д. Они относятся к объектом так называемой интеллектуальной собственности, под которой понимаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц. (товарные знаки, знаки обслуживания и т.д.) Результаты творческой деятельности сами по себе нематериальны, однако для того, чтобы они охранялись правом необходимо чтобы они были выражены в какой-либо объективной форме (например, чертежи, видеокассета и т.д.) Будучи зафиксированы в материальной форме, результаты творческой деятельности становятся вещами и в качестве таковых могут переходить от одного лица к другому, однако сам результат творческой деятельности сохраняется за его создателем.
Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности означает, что без согласия правообладателя на этот результат никто не может его использовать, кроме случаев прямо предусмотренных в законе. Регулируются результаты интеллектуальной деятельности специальным законодательством
Под информацией понимается совокупность определенных сведений и данных об окружающем мире. Она является нематериальным благом, которое не сводится к тем физическим объектам, которые выступают ее носителями (запись на бумаге, магнитная лента и т.п.). Важной особенностью информации является возможность ее практически неограниченного тиражирования, распространения и преобразования форм ее фиксации. Наконец, закон не закрепляет за кем-либо монополии на обладание и использование информации, за исключением той, которая является одновременно объектом интеллектуальной собственности или подпадает под понятие служебной и коммерческой тайны.
Однако гражданско-правовому регулированию подлежит не всякая информация, а лишь та, которая обладает действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности ее третьим лицам и отсутствия свободного доступа к ней на законных основаниях, и владелец которой принимает меры к сохранению ее конфиденциальности. Таким образом, Гражданский кодекс предусматривает защиту заинтересованных лиц от разглашения принадлежащей им информации без соответствующего разрешения. Гражданское право охраняет ту часть информации, которая имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам при условии, что к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Состав сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, должен быть определен в специальном законодательстве.
Закон РФ от 25 января 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации” (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ). СЗ РФ 1995 N 8 ст. 609
Закон РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах” (в ред. Федерального закона от от 20.07.2004 N 72-ФЗ). ВВС РФ 1993 N 32 ст. 1242 СЗ РФ N 30 ст. 2866
Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. ВВС РФ 1992 N 42 ст. 2319 (в ред. Федерального закона от 07.02.2003 N 22-ФЗ)

Человек, человеческое общество не могут существовать без деятельности. Именно она формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои потребности. Что такое деятельность, какие виды деятельности существуют? Рассмотрим это.

Что такое деятельность?

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

  • Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность ( человек, группы людей, государственные органы, организации)
  • Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
  • Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
  • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
  • Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
  • Процесс деятельности – действия, поступки, направленные на достижение результата.
  • Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат

Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.

Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия бывают ( по Веберу М):

  • Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.
  • Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности.
  • Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
  • Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.

Виды деятельности

1.Материальная (практическая):

  • Материально-производственная (преобразование природы, создание материальных благ)
  • Социально-преобразовательная (деятельность по преобразованию общества)

2.Духовная

  • Познавательная (познание мира, общества, человека)
  • Ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения, отношение людей к явлениям, происходящим в окружающем мире, идеалы, ценности, смысл жизни)
  • Прогностическая (предвидение, планирование будущего)

Формы деятельности

1.Труд

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

Характерные черты труда как вида деятельности

  • Целесообразность ( нужность, необходимость)
  • Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
  • Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
  • Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
  • Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
  • Нацеленность на результат и получение его.
  • Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда

  • Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

  • Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
  • Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
  1. Игра

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Характерные черты игры как вида деятельности

  • Условная ситуация
  • Наличие определённых правил для той или иной игры
  • Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
  • Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
  • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.

  1. Учение (учёба)

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

Виды учения

  • Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)
  • Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)
  • Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).

Характерные черты учения как вида деятельности

  • Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
  • В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
  • Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
  • Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

Человеческая деятельность имеет особенности:

  • Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
  • Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
  • Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
  • Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
  • Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
  • Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.

Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

Что такое творчество?

Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.

Механизм творческой деятельности:

  • Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
  • Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.
  • Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.
  • Интуиция — знание, предвидение ,появление которого невозможно объяснить.

Отличие деятельности человека от активности животного

Черты деятельности человека Черты активности животного
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели. В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа.
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций. Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности.
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя. Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений. Активность животных — это результат их биологической эволюции.
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана. Активность животных предопределена генетически, заложена в них от природы.

Общение

В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.

Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.

Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Функции общения

  • Социализирующая — формирование личностных качеств.
  • Трансляционная — в процессе общения человек получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
  • Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
  • Идентификационная — причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
  • Интегративная, то есть общение объединяет людей.

Виды общения

  • Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа)
  • Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)
  • Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)
  • Между двумя воображаемыми героями ( например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)

Следует отличать общение от коммуникации.

Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения»(например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).

Однако в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ). Поэтому при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.

Такова тема «Деятельность». Как видим, она объёмная, много терминологии, часто на ЕГЭ бывают вопросы, связанные с данной темой.

Закончить лекцию я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: » Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели — сдайте успешно ЕГЭ. Этого я всем вам искренне желаю!

Мельникова Вера Александровна

Добавить комментарий